Эти дни вкратце представляют нам всю историю мира. Чистый понедельник - день, когда мы держим особо строгий пост, однако также день великой радости, день и радостный и печальный одновременно, потому что мы начинаем свой триумфальный путь, вступаем в период поста, в период испытаний и страданий, вызванных нашим отпадением, в период великого страдания, которое ведет к славе победы. Идя по этому пути, мы имеем возможность встретиться с Богом, пережить с Ним, в сокрушении, Его страдания, которые Он претерпел ради нашего спасения, а также позволить Ему ввести нас в невечерний свет Воскресения. Таков путь, по которому шло человечество, и по которому предстоит пройти и нам: от первоначальной чистоты к испытаниям и страданиям, а от них - к абсолютной чистоте Воскресения. В этом смысл призыва, с которым Господь, через Свою Церковь, обращается к человеку, - призыва к Воскресению, окончательному исходу из сего мира, в котором царствует страдание. Тьма не перестанет готовить нам скорби, не перестанет строить новые козни. Однако мы знаем, что раздастся громкий глас, глаголющий: " Пал, пал Вавилон, город великий,.. и восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею,.. и купцы земные восплачут и возрыдают о ней " (Откр. 14, 8; 18, 9. 11). " Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! " (Откр. 22, 20) Мы знаем об этом. Мы со смирением любомудрствуем об этом. Мы надеемся на это, пребывая в молчании, которое является послесловием к слову и одновременно прологом к действию, а также пребывая в покое, который, согласно автору " Лествицы " , есть " совершенное совершенство совершенных, которое продолжается бесконечно " . И каждый день молимся об этом, особенно же молимся во дни Святой и Великой Четыредесятницы: " Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! " (Откр. 22, 20) Только так мы можем праздновать юбилей 2000-летия от Рождества нашего Спасителя. Благодать Господа нашего буди со всеми вами. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул С новогреческого перевел Сергей Говорун

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/hris...

Я крещу вас (немногих русских и сербов. — Н.К.) в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым ( Мф. 3:11-12 ). Цетинье — Белград — Москва. 1998 Ежедневная Пасха Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! ( Пс. 134:21 ) Паломнические поездки русских людей в Святую Землю стали обычным явлением. Православные христиане со всей Руси направляются в Палестину и летом, и зимой: одни плывут на корабле, другие летят самолетом, а третьи… идут пешком. Русская речь на улицах Иерусалима слышна все чаще и чаще. В 1995 году в Святой Земле побывал епископ Красноярский и Енисейский Антоний, любезно согласившийся дать мне интервью. Н. К.: Преосвященнейший владыка, Вы побывали в тех местах, по которым ступали пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа. Каково Ваше главное впечатление от этого путешествия? Вл. Антоний: Меня буквально переполняет благодатнейшее чувство радости, какой я не испытывал никогда в жизни. Каждый из нас, христиан, много раз встречал Пасху, самый великий христианский праздник, испытывая непередаваемое ликование от соприкосновения с тайной Воскресшего Христа. Так вот, там, в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня, где мне посчастливилось служить несколько раз, я встречал Пасху… каждый день! Да, да, каждый день — в понедельник, вторник, среду… Каждый будничный день в этом единственном на земле Храме — Пасха! Каждый день здесь воскресает Спаситель и каждый день мы воскресаем вместе с Ним! Каждый день мы, исполненные Небесной радости, восклицаем: — Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Кто хочет насладиться Пасхой не только в день Пасхи, но и в любой другой день, приезжайте в Иерусалим и приходите в Храм Гроба Господня на ночное богослужение. Н. К.: Что Вы можете сказать о Иерусалиме? Вл. Антоний: Иерусалим — это место особое, историческое, место святое, и здесь, как нигде, глубоко задумываешься о своей жизни, о жизни русского народа, о судьбе всего мира. Не случайно Иерусалим понимается как место наследия мира, место сокровенной тайны, тайны всех поколений — прошлых, настоящих и грядущих, тайны смысла существования Вселенной в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому любой человек, посетивший Иерусалим, откуда бы он ни прибыл — из Канады или Австралии, из Туниса или Колумбии, — не может оставаться после этого равнодушным, он — хочет того или не хочет — меняется, и порой очень существенно.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Чистый понедельник — первый день Великого поста 18 марта, 2012 Содержание статьи Чистый понедельник Чистый понедельник — это первый день Великого Поста. Великий Пост для христиан — трудное, но одновременно радостное время. Мы готовимся к Пасхе, главному Празднику, и подготовка эта должна быть серьезной. Целых шесть недель (недели называются седмицами) длится воздержание в пище, молитва и другие ограничения. Последняя неделя перед Пасхой, Страстная. Люди вспоминают страдания и смерть Христа. В эти дни пост особенно строгий. Христиане подражают сорокадневному посту Спасителя. И стараются подготовить себя ко встрече с Христом Воскресшим. Чистый понедельник — начало этого пути. Духовный смысл чистого понедельника Чистый понедельник открывает путь к Пасхе. Это — время задуматься о том, как проходит жизнь, нет ли в ней грязных помыслов, от которых надо очистить душу. Недаром пост в Чистый Понедельник особенно строг. Ничто земное не должно отвлекать от духовного, от близости Пасхи. Чистый понедельник — день молитвы и вхождения в Великий пост. День, в который мы стараемся стать достойными Христа, Его великой жертвы за нас. Традиции первого дня Великого поста Чистый понедельник обычно считают днем, когда принято убирать жилище и выкидывать старые вещи. Отчасти, в этом есть духовный смысл — человек избавляется от земного, ненужного, наносного и приводит в порядок душу, тело и ум. Но главный смысл Чистого понедельника, конечно, не в уборке, а в стремлении и готовности очистить помыслы, приготовиться к Великому посту. Другие народные верования, связанные с тем, что во рту не должно быть никакой пищи и, если с утра человек забыл прополоскать остатки еды — пост не удался, относятся к суевериям. Ведь главное в посте — не диета, а именно духовный подвиг человека, который хочет следовать за Христом. Пост в первый день Великий пост строг, но питание может быть различным для тех, кто не может обойтись без определенных продуктов. Послабление дается беременным, маленьким детям, людям, страдающим заболеваниями. Пост не должен идти человеку во вред.

http://pravmir.ru/chistyj-ponedelnik-per...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чистый понедельник 2024 3 мин., 18.03.2024 Содержание Чистый понедельник — первый день Великого поста. С этого дня начинается особое время для всех православных христиан. В православной традиции существуют особенные представления о том, как это день стоит провести. Какого числа чистый понедельник в 2024 году? Зависит от того, что именно мы называем Чистым понедельник. Традиционно Чистым понедельником называли и называют первый день Великого поста. В таком случае Чистый понедельник в 2024 году — это 18 марта. Это подвижная дата, т. к. зависит от даты Пасхи, а она каждый год разная. Почему называется Чистый понедельник? В этот день убирались после праздничных дней Масленицы, настраивали быт на постный лад. Эти народные традиции нашли отражения в культуре, Чистый понедельник неоднократно упоминается в русской литературе: Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филёнщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап... кап... кап... Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. Иван Шмелёв. Чистый понедельник. Глава из книги «Лето Господне» Суть Чистого понедельника Чистый понедельник — это, в первую очередь, начало Великого поста. Это день, когда мы стараемся начать перестраивать свое внутренне состояние на постный лад. Очищаем свое время, свои мысли от всего лишнего, чтобы сосредоточиться на главном.

http://foma.ru/chistyiy-ponedelnik-2016....

Двоепеснец, глас 2-й (8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари – на 12. По 8-й и 9-й песнях повторяется ирмос двоепеснца. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни и ектении – светилен «Чертог Твой...» (трижды). На хвалитех – стихиры самогласны на 4. Славословие вседневное читается. На стиховне – стихиры, глас 6-й, с обычными дневными припевами. «Слава, и ныне», глас 7-й: «Се тебе талант...» Прочее последование – обычное, как в Великий понедельник. На 1-м часе кафизмы нет. Кондак: «Час, душе...» Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...» (как в понедельник). Часы 3-й и 6-й с кафизмами (12-я и 13-я) и поклонами. На всех часах читается Четвероевангелие. Кондак на всех часах: «Час, душе...» 9-й час – без кафизмы. Блаженны, поклоны и прочее все, как указано в понедельник. Отпуст после изобразительных: «Грядый Господь...» (как в понедельник). Вечерня с литургией Преждеосвященных Даров – по обычному чину. 18-я кафизма. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10, глас 1-й. «Слава, и ныне» – глас 7-й: «Се тебе талант...» Вход с Евангелием. «Свете Тихий...». 1-й прокимен, глас 6-й: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея». 2-й прокимен, глас 4-й: «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе». «Свет Христов просвещает всех». «Да исправится молитва моя...» Евангелие–от Матф., зач. 102-е: «О дне и часе пришествия Сына Человеческаго никтоже весть...» Ектения: «Рцем вси...» и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Отпуст: «Грядый Господь...» (как в понедельник). Повечерие великое с поклонами. На нем поется трипеснец (песни 3-я, 8-я и 9-я) преп. Андрея Критского , глас 2-й: «Неплодствовавший мой ум...» По 3-й песни – седален, по 9-й песни и Трисвятом – кондак. Кондак, глас 4-й: «Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох; но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя». «Господи Сил, с нами буди...» и прочее – обычно, как указано в понедельник. Великая среда

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный. (Приложим к рыданию рыдание и изольем слезы вместе с Иаковом, оплакивающим приснопамятного и целомудренного Иосифа, порабощенного телом, но сохранившего не порабощенную душу и воцарившегося над всем Египтом: ибо Бог подает Своим рабам венец нетленный.) Тропарь дня в Великий понедельник: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдет бодрствующим. Недостоин же тот, которого Он найдет в унынии. Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворенных дверей Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят, Боже, Богородицей (Ее молитвами) помилуй нас. Этот тропарь отсылает нас к притче о десяти девах, пяти мудрых и пяти неразумных, ожидавших прихода жениха. Он будет повторяться на утрене Великого Вторника и Великой Среды. Ексапостиларий (Великий понедельник): Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Вижу Твой чертог украшенный, Спаситель мой, и не имею одежды, чтобы войти в него. Просвети одеяние души моей, о, Податель Света, и спаси меня. Этот тропарь отсылает к притче о брачном чертоге, из которого был изгнан человек, вошедший в не подходящей к празднику одежде. Обе притчи будут вспоминаться в Великий Вторник. Проповеди на Великий понедельник Протоиерей Валентин Амфитеатров Протоиерей Валентин Амфитеатров Лучшего времени для христианина на земле быть не может, как грядущие теперь, день за днем, две недели — Страстная и Светлая. Не знаем, так ли хороша эта Святая седмица там, за пределами жизни, как здесь! Эти две недели на земле есть исключение из общего правила суетливой жизни.

http://pravmir.ru/velikij-ponedelnik-2/

Каноны на Страстную седмицу Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маюмскому, кроме канона на Великую субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти – Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти – благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утреннего богослужения предшествующих седмиц св. Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырёхпеснцы, которые в течение недели как бы составляю один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на вторник – 2-я, 8 и 9-я, на среду – 3-я, 8 и 9-я, на четверток – 4-я, 8 и 9-я, на пяток – 5-я, 8 и 9-я, на субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно так же первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различаем, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на Великий вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на Великий четверток, по причине особенной торжественности сего дня, вместо трёх песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из восьми песней. Все же эти песнопения на Великую седмицу св. Песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шеститонными стихами: Τ δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), Τ μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песнь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и Великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальные буквы ирмосов и тропарей трипеснца на Великий понедельник, двупеснца на Великий вторник и трипеснца на Великую среду; по второму – ирмосы и тропари канона на Великий четверток; а по третьему – ирмосы и тропари трипеснца на Великий пяток и 6-й, 7 8 и 9-й песней канона на Великую субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения Великой субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σμερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие ещё прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на Великую субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай словесе Божия, возвещай чудеса Его, да умножающи дарование, внидеши в радость Господа Твоего» (славник стихир на «Хвалитех», утреня, Великий Вторник). Девы – образ восходит к притче о Женихе и мудрых и неразумных девах ( Мф.25:1–13 ). «Да уяснится свеща, да преизлиется сия и елей, якоже девам тогда сострадание, да обрящеши душе моя чертог Христов тогда отверстый» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Понедельник). Десница – образ «десницы» в гимнографических текстах всегда имеет положительную коннотацию и основан на уповании, что на Страшном Суде праведники займут место одесную Бога 622 . «Егда сядеши судие, разлучаяй якоже рекл еси, пастырь от овец козлища, Спасе, стояния онаго избави нас, не лиши же нас божественныя десницы Твоея» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Вторник). Древо (также см. Крест) – древо познания в раю ( Быт.2:9 ). " Древом Адам рая бысть изселен, древом же крестным разбойник в рай вселися. Ов убо вкуш, заповедь отверже сотворшаго, ов же сраспинаем, Бога Тя исповеда таящагося: помяни и нас, Спасе, во Царствии Твоем» (блаженны, утреня, Великий Пяток). Ева вторая (синоним – Ева другая) – образ грешной души, в данном контексте госпожи-египтянки, покушавшейся на целомудрие юноши (синаксарь, Великий Понедельник). " Вторую Еву египтяныню обрет змий глаголы, тщашеся ласканьми запяти Иосифа: но той оставив ризу, бежа греха, и наг не стыдяшеся, якоже первозданный прежде преслушания. Того молитвами Христе помилуй нас» (славник стихир на «Господи, воззвах», вечерня, Великий Понедельник). Евреи (синоним – «еврейстии людие», «иудее, Иуда») – образ предательства Христа. «Един от вас лестию предаст Мя, евреем продав в нощь сию, сие Христос возопив смущаше други: тогда един ко единому, недоумеваяся колебашеся» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великая Среда). «Да распнется, вопияху еврейстии людие со священники и книжники, Иисус Христос. О людие невернии! Что бо сотвори явивыйся, воздвигнувый Лазаря от гроба, и путь сотворивый человеком на спасение» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Четверток).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маиумскому, кроме канона на Великую Субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утренняго богослужения предшествующих седмиц Святой Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырехпеснцы, которые в течении недели как бы составляют один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на Понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на Вторник – 2-я, 8 и 9-я, на Среду – 3-я, 8 и 9-я, на Четверток – 4-я, 8 и 9-я, на Пяток – 5-я, 8 и 9-я, на Субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно также первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различием, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на великий Вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на великий Четверток по причине особенной торжественности сего дня вместо трех песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из осьми песней. Все же сии песнопения на великую седмицу св. песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шестистопными стихами: T δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), T μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песпь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальныя буквы ирмосов и тропарей трипеснца на великий Понедельник и трипеснца на великую Среду; по второму – ирмосы и тропари канона на великий Четверток – ирмосы и тропари трипеснца на великий Пяток и 6-й, 7, 8 и 9-й песней канона на великую Субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения великой Субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й, 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σ μερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие еще прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на великую Субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Благодаря совпадению его с обычаем фарисеев поститься во второй и пятый день недели, понедельник вначале был обязательно не постным днем и Апостольские Постановления даже запрещают поститься с лицемерами в понедельник и четверг. Разделять с евреями их посты запрещает христианам 70 апостольское правило. Христианину, по Апостольским Постановлениям, внушается поститься или среду и пятницу, или пять дней в неделю, не выделяя ни понедельника, ни четверга. Афанасий Великий относит к общеобязательным постам середу, пятницу и Великий пост, а к произвольным – говение и в прочие дни недели; в субботу же и воскресение пост был запрещаем безусловно. Таким образом, в древнехристианском быту не дано было никаких оснований для обращения понедельника в день постный, и если это обстоятельство случилось, то помимо каких-либо древнецерковных постановлений, а в силу особых аскетических обычаев и личной набожности. Так, кроме общеобязательных постных недельных дней, которые были проводимы монахами в строгом воздержании, они постились и три прочие дни, хотя и не так строго. Из трех дней менее строгого поста впоследствии выделился понедельник и, примкнув к середе и пятнице, дал основание к появлению еженедельного трехдневного поста вместо двухдневного мирского. Этот порядок особенно строго соблюдался в период больших годичных постов и отсюда начал свою историю в уставе. Весьма вероятно, что в меньшие годовые посты пост продолжался не пять дней, а только три; вторник же и четверг были днями полупостными, разрешаемыми в час вечера, а миряне ели сыр и яйца. Аналогию с этим составляет так называемый jejunium triduanum, который, по указанию Исидора Севильского , держали монахи в период адвента, соблюдая его по понедельникам, средам и пятницам. По греческим уставам он становится известным уже довольно поздно и не упоминается в списках студийских. В «Кратком начертании» Афанасия Афонского понедельник, правда, выделяется один раз в расписании пищи на Великий пост (?), но только однажды, между тем, как в его оригинале, „Студийском Начертании“, о понедельнике, как особом дне, не говорится ни слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010