3 . Великая среда. Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного. Здесь некая жена-грешница омыла слезами и помазала принесенным с собою драгоценным миром ноги Спасителя. Сам Господь сказал в ответ на возмущение Иуды из-за «напрасной» траты ценного состава, что женщина тем самым приготовила Его Тело к погребению. Иуда же, вынашивающий преступное намерение предать Учителя и Господа в руки синедриона, укрепился в своем намерении и вечером предал Христа иудейским старейшинам, получив за это 30 сребреников ( Мф. 26; 6–16 ). В первые три дня Страстной седмицы на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется особый тропарь 8-го гласа: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». После канона поется особый ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». В понедельник Страстной седмицы начинается чин мироварения. После того как Патриархом прочитываются молитвы на начало чина, миро доводят до кипения и варят его, постоянно перемешивая, в течение трех дней – до утра Великой среды. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом за Божественной литургией Великого Четверга. Великий Четверг Великий Четверг (Четверток) – день, когда Христом на Тайной Вечере было установлено важнейшее христианское Таинство Евхаристии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26; 26–29 ). В этот день вспоминается также, как Христос омыл ноги Своим ученикам, как Он молился о Чаше в Гефсиманском саду (Гефсиманское моление) и был предан Иудой в руки первосвященников, был судим ими и прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Эти воспоминания составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  Понедельник 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Великое повечерие 26 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Снова мы слышим очень сильные слова Великого покаянного канона святого Андрея Критского о том, что происходит с нами. Снова мы узнаем тайну о том, что Господь пришел в мир с тем, чтобы спасти тех подлинных грешников, которые обременены угрызениями совести и отчаянием, и с тем, чтобы дать им избавление и изгнать печаль из их отчаявшихся сердец. Но только подлинных грешников пришел спасать Господь. Не тех, которые говорят, что у них есть только какие-то отдельные недостатки, а все остальное замечательно; и не тех, которые, как обманщики, притворяются кающимися и обвиняют себя перед другими людьми, чтобы их похвалили за ложное смирение и прославили за покаяние, которого у них нет. Христос пришел, чтобы спасти тех, кто сознает, что он погибает, находясь в страшной и несветимой тьме греха. И если ты этого не сознаешь, то как можешь ты приближаться к Богу не одними только устами, слушая слова сегодняшнего канона? Если ты не сознаешь, что находишься в этой страшной тьме, то как можешь вместе со всею Церковью петь: " Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися " ? Если ты не проснулся еще, задыхаясь от ужаса, то как можешь из глубины воззвать ко Господу? И как Он может услышать тебя, если голос твой будет звучать не из глубины твоего горя? Господь пришел, чтобы вернуть зрение слепым. Но если ты не видишь слепоты твоего сердца и не знаешь, что значит быть лишенным Божественного света, то как, в то же время, ты осмеливаешься открывать глаза другим и научать их, как жить? Как Господь вернет тебе зрение? Как услышит Он твою молитву: " Господи, дай мне зрети мои прегрешения " ? Основание покаяния - осознание греха и плач, и крик о том, какое это великое несчастье. Это уверенность в том, что мы лишены истинного Света. Господь говорит нам, что Он Пастырь Добрый, Который пришел спасти заблудших. Для Него возвращение одной овцы совершается равно в такой же славе и радости, как если бы это происходило со всем стадом, со всею Церковью.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_22...

Говорит апостол Петр: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15-16).    Поклоняясь Кресту Господню будем стараться иметь те же чувства.    В Его великом Царстве, будем вечно славословить Его и наслаждаться ни с чем не сравнимой Его красотой и добротой, ибо Он есть Царь Славы и Господь всего мира. Аминь. Страстная седмица (Благовещение совпадает с Входом Господним в Иерусалим)    Благовещение есть радостная весть о воплощении Сына Божия, Его сошествии на землю для спасения мира. Дух Святый сошел тогда на Пречистую Деву, и Она зачала Господа. То было начало Нового Завета, начало спасения рода человеческого, пришествие на землю Сына Божия. А торжественный Вход Господень в Иерусалим — начало Его страданий. При радостных восклицаниях народа шествовал Христос на смерть, на которую предал Его народ, так восторженно Его встретивший. И Церковь Православная тем днем начинает, как бы следуя за Ним, ежедневно вспоминать события последующих дней. Вот в Великий Понедельник Господь на горе Елеонской, предварительно Своим словом иссушивший смоковницу, открывает Своим ученикам будущее Иерусалима, обличает фарисеев и книжников за лишь внешнее исполнение предписаний Закона Моисеева. Продолжая поучения Свои, Господь сначала в притчах, а затем и ясно изображает кончину мира и Страшный Суд. В среду в доме Симона прокаженного женщина возливает миро на Его ноги, а Иуда обещает архиереям предать Учителя. В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа. За Тайною Вечерею следует Христова молитва в Гефсимании, Христа схватывают и отводят к первосвященникам, где ночью совершается над Ним суд, а утром отводят Его к Пилату.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

е) Господь говорит в Евангелии: Блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска, а ученики помышляли в себе: «Это значит, что мы хлебов не взяли». Уразумев же Иисус помышления их, сказал им: «Как же вы не разумеете, что Я не о закваске хлебной сказал вам (Мф. 16. 6–11)?» Итак, вот и ученики, услышавши о закваске, тотчас вообразили, что речь о хлебе и Учитель их дает разуметь, что с понятием хлеба естественно соединяется понятие закваски: Тогда разумеша, яко не рече хранитися от кваса хлебнаго, но от учения фарисейска и саддукейска (Мф. 16. 12)... ж) Совершать опресноки повелено было иудеям только в Иерусалиме, где находился знаменитый храм. А отсюда мы заключаем, что вы (римляне), кроме несоблюдения Евангелия, нарушаете и ветхий закон, во всякое время и во всяком месте совершая опресноки, которые совершаемы были некогда иудеями только в Иерусалиме и в продолжение седми дней. Заключаем также, что по разрушении Иерусалима и храма его должно разрушиться и все, образно в нем некогда совершавшееся, следовательно и опресноки, и что по прошествии сени во всем мире должно воссиять Солнце правды и его благовестие... з) Хотя Евангелие говорит: «В первый день опресночный приступили ко Иисусу ученики Его, говоря Ему: «Господи, где велишь приготовить нам Тебе пасху?» (Мф. 26. 17), но первым опресночным днем евангелист называет здесь день, предшествовавший времени ядения опресноков, как полагает и великий Златоуст. И этот день есть именно десятый месяца, ибо в десятый день приготовляема была законная пасха, т. е. отделяем был по закону агнец на заклание во образ Господа и соблюдаем был даже до четырнадцатого дня, а в 14-й был закалаем к вечеру и после него ядомы были опресноки, так что если бы не был предварительно отделяем агнец, то не был бы закалаем; если бы не был закалаем агнец, то не были бы снедаемы и опресноки. Посему справедливо евангелист назвал первым опресночным днем сей приготовительный день, ибо он был началом и как бы причиною и снедения опресноков. Мы также согласно с прообразованием Великий Понедельник называем первым великим днем святых страстей не потому, чтобы в этот день заклан был Христос, равно как и агнец не был закалаем в десятый день месяца, но потому, что начиная с сего дня Христос коварно был уловляем к смерти, равно как и агнец отделяем был для заклания...»

http://sedmitza.ru/lib/text/435795/

...Если бы мы любили Бога, мы с усердием читали бы Евангелие - особенно в эти дни - как читают письма любимого человека - Благую весть о последних днях земной жизни Спасителя. Ловили бы каждое Его слово, обращенное к иерусалимлянам - и к НАМ из двухтысячелетнего далека: ...Засыхает бесплодная смоковница... ...Девы неразумные слышат от Жениха: " не вем вас " ... ...Осуждаются злые виноградари... ...Петр отвечает: " Если и все соблазнятся, но не я... " Это ведь МЫ засыхаем, МЫ не входим с Женихом, МЫ не слушаемся, МЫ мним о себе великое и, как всегда, ошибаемся... В первые два дня Страстной Седмицы - Великий понедельник и Великий Вторник Господь в Иерусалиме учит народ. Притчи емки и многогранны. Персонажи легко узнаваемы: - сын, обещавший Отцу " пойду " и преступивший свое обещание; - рабы, получившие приглашение Господина и оставшиеся кто с женой, кто с волами, кто на поле; - слуга, не пожелавший приумножить данное Господином; - люди, жертвующие Богу от избытка своего и забывающие, что Ему нужно " все пропитание " - наше сердце... " Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, да не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущее: Свят, Свят, свят еси Боже, Богородицею помилуй нас " . " Чертог, твой вижду, Спасе мой украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче и спаси мя. " ... - слышим мы в церковных песнопениях этих дней. Великая Среда - скорбный день. " Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: " Что вы дадите мне. Я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников. И с того времени он искал удобного случая предать Его " . (Мф. 26, 14-16). Это событие - предательство Господа Иудой Церковь вспоминает каждую среду в течение всего года - призывая верующих к посту. Зачем? Чтобы еще раз напомнить, каким плохим был Иуда? Нет, напомнить НАМ, что от ученика до предателя может быть всего тридцать сребреников.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/13/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Утреня Великого Понедельника 26.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Понедельник , Великий Пост Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господь изгоняет продающих и покупающих из Храма, затем символически показывает на бесплодной смоковнице, что ждет тех, у кого Он не находит ничего кроме одних листьев. И когда первосвященники и старцы спрашивают Его, какой властью Он это делает, Господь отвечает притчами. Крестные Страсти Христовы приближаются. Господь знает, что Он будет отвергнут теми, кто прежде всех должны были Его принять. Но разве это слово Господне не обращено сегодня к нам? «А что вы думаете? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работать в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел». Что вы думаете по этому поводу? Наша первая реакция — удивление, с какой беззастенчивостью этот грубый сын говорит со своим отцом. Но потом мы проникаемся к нему симпатией: опомнившись, он меняет решение и идет исполнить волю отца. Предлагая нам эту историю, Господь не дает никакого объяснения. Он только показывает, как человек может измениться и покаяться. И в одном этом для нас уже утешение. Окружающий нас мир убеждает нас оправдать наши недостатки и поражения обстоятельствами, средой, в которой мы живем, особенностями нашего характера. Господь же, напротив, напоминает нам о нашей ответственности, настойчиво повторяя, что, пока мы живы, не поздно обратиться к Богу. Каким бы ни было наше прошлое, каким бы ни было наше до этого отвержение Бога, изменение всегда возможно. Господь всегда протягивает руку всякому человеку, даже самому грешному. Нам открывается также, что Бог не видит нас навсегда определившимися, но пребывающими в становлении. Среди наших сегодняшних испытаний Он видит нового человека, который может в них родиться. Возблагодарим Господа в первый день Страстной седмицы за эту Его надежду на нас. Помолимся, чтобы Господь помог нам не спешить ставить на других печать последнего суда, но давать им возможность обновиться.

http://moral.ru/утреня-великого-понедель...

«Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам; все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня», — говорит Иов (Иов. 16:10-11). Это место может быть понято как пророчество, поскольку буквально таких обстоятельств, в книге не описано с. 6]. « Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами » (Иов. 12:2-5) – говорит о себе праведный Иов. Эти слова могли бы стать эпиграфом всей книги, поскольку его история является ключом к уразумению тайны страдания. «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Святой Андрей Кесарийский говорит: «Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12:11, 12) – Обвиняемые, говорит, святые и им [диаволом] оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в Него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа» с. 97]. 1.6. Богослужебное употребление книги В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из первой и второй главы. Читается книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. На вечерне в Великие понедельник, вторник, среду читаются 1 – 2 главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38-я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов. 42:12-17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми. Вот, по-видимому, все, что я хотел вам сказать о книге Иова. Добавлю, что большая ее часть, с 3-й по 42-ю главу, написана, в основном, стихами. В литературе встречается мнение, что это один из лучших образцов древнееврейской поэзии. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431312/

« Разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам; все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня», — говорит Иов (Иов. 16: 10–11). Это место может быть понято как пророчество, поскольку буквально таких обстоятельств в книге не описано [см. 28, с. 6]. « Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами » (Иов. 12: 5), – говорит о себе праведный Иов. Эти слова могли бы стать эпиграфом всей книги, поскольку его история является ключом к уразумению тайны страдания. « Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5: 11). Святой Андрей Кесарийский говорит: « Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12: 11). «Обвиняемые, говорит, святые и им [диаволом] оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в Него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа» с. 97]. 20.6. Богослужебное употребление книги В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из 1–й и 2–й главы. Читается Книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. В понедельник, вторник, среду на вечерне читаются 1–2–я главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38–я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов. 42: 12–17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми.   Глава 21. Псалтирь Псалтирь, с одной стороны, изучать проще других книг, потому что она у нас все время на слуху и это наиболее читаемая книга из всего Ветхого Завета, неслучайно она даже нередко издается вместе с Новым Заветом. Впрочем, наше знание Псалтири часто оставляет желать лучшего. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению. И в Лествице тоже мы видим, что когда игумен не стал поднимать эконома после земного поклона, тот простоял несколько часов и за это время по памяти вычитал про себя всю Псалтирь. С другой стороны, по многообразию своего содержания и по известной своей неупорядоченности, она, конечно, представляет трудность именно для систематического изучения в рамках краткого курса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Средство держать душу в бодрствовании – молитва: «Бодрствуйте и молитесь». Молитва – уход души в стихию Бога; через молитву душа человека входит в мир Духа и силы Духа прирожаются человеческой душе, вооружая ее и делая ее способной противоборствовать искушению. Если бодрствование нужно для всегдашнего преобладания духовности, то тем более оно неминуемо в пути креста, когда от души потребуется через молитву такая насыщенность силою Духа, при которой плотяное совсем и замерло, и как бы отпало. Сам Божий Сын испытывает закон тела, его немощность, и молитвой к Отцу устраняет боренья. «Честная Твоя воспеваем страдания и славим вси, Спасе, крайнее Твое снисхождение» (Великий Понедельник, седален канона на повечерии). Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня ( Мк.14:42 ). Вот результат молитвы. Боренья позади. Плотяное подчинено Духу. Не угнетаемый телом, Божественный Дух царит и царственно распоряжается. Теперь Он величав и спокоен. Он властвует. Он, послушный Божией воле, Сам свободно пойдет на путь Креста. Он Сам взойдет на Крест. В свободе и силе подвига и его ценность. Путь Креста – не дорога раба, невольно загнанного на нее и боязливо озирающегося на ней. Он не горькая доля побежденного. Путь Креста – путь победителя. На него становятся свободным волеизъявлением. На нем нет рабов. По нему идут «свободные», и «сыны», и «дети». Вот почему Спокойный, Величавый, Властный говорит: «Встаньте, пойдем (навстречу); вот, приблизился предающий Меня». «Твоя Божественныя Страсти превозносим, Христе, во вся веки» (Великий Вторник, 8-я песнь канона на повечерии). И тотчас, как Он (Господь) еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин... Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил; и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания ( Мк.14:43, 48–49 ). Зло всегда ополчается на подвижника внешним давлением. Как бы невольно признавая идейное внутреннее превосходство добра и невозможность состязаться с ним со стороны жизненной правдивости, зло в соприкосновении с добром и в состязании с ним всегда готово прибегнуть к кольям и мечам, т.е. внешней силой доказать свое мнимое преимущество. На крестном пути мир зла встретит подвижника кольями клеветы, досаждений, насмешек, укоризн и мечами всяких внешних ограничений и нападений. И в этом нападении зла есть одна сторона, отмечаемая евангельской историей нападения на Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Христе Боже! Ты прежде Твоей смерти уверил нас в общем воскресении, воскресив Лазаря. Поэтому и мы, подобно детям, нося знамение победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних! благословен идущий во имя Господне. Величание . Величаемъ Т, Живодавче Хрт, санна въ вышнихъ и мы Теб блгословенъ грдый во им Гдне. 67. Великий Понедельник. Проклятие Иисусом Христом смоковницы ( Мф.21:18–22 ; Мк.11:20–26 ) На другой день после торжественного входа Своего в Иерусалим, Иисус Христос снова пошел из Вифании в Иерусалим. На пути Он почувствовал голод и, увидя смоковницу, подошел к ней, думая найти на ней плоды. (В Палестине, несмотря на то, что Пасха иудейская бывает очень рано, некоторые смоковницы приносят плоды к этому празднику). Но Спаситель не нашел на смоковнице ничего, кроме листьев. Тогда Он проклял ее, сказав: «Да не будет от тебя плода во-век». И смоковница засохла. Увидя это, ученики спросили Его: «Как это вдруг засохла смоковница?» – «Истинно говорю вам», сказал им Спаситель, «если будете иметь веру и не усумнитесь, не только сделаете то, что сделано с смоковницей, но если и горе этой скажете: подымись и ввергнись в море – будет по слову вашему. И все, чего ни попросите в молитве с верою – получите. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, чтобы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши». Смоковница, засохшая по слову Иисуса Христа, должна была напоминать людям, что всякий человек, который не приносит плодов добродетельной жизни, будет наказан Богом и погибнет. Милость же и благословение Божии исходят только на добродетельных людей. 68. Великий Вторник. Посольство от синедриона ко Иисусу Христу. Притча о непослушном сыне и раскаявшемся ( Мф.21:33–46 ; Мк.11:27–33 ) В последний вторник пред страданиями Иисус Христос пришел во храм и стал учить народ. Члены синедриона – фарисеи и книжники, подошли к Спасителю и спросили Его: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» Иисус Христос в свою очередь спросил их: «Спрошу и Я вас об одном: если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью Я это делаю. Крещение Иоанново откуда было – с небес или от человека?» Члены синедриона стали рассуждать между собою: «Если скажем с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили Ему? а если сказать: от людей – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка». И сказали в ответ Иисусу: «Не знаем». Сказал им и Он: «И Я вам не скажу, какою властью делаю это».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010