яко да под единым их государсшим повелением вси, повсюду, православнии народи живуще, утешительными песньми славити имут воздвигшего их истинного Бога нашего». Свой общий теоретический взгляд на отношение между духовною и светскою властью Никон излагает в своем двадцать четвертом ответе на вопросы Стрешнева и ответы на них Паисия Лигарида. Никон пишет: «древний уставы греческия поведают сице: два меча владычествовати, – иже есть духовный и мирский, во предстательство людей своих; – Господь Христос в церкви утвердил; владычества, духовное и мирское, теми двема мечами содержится. Который из них вышний и достойнейший, – едины разумеют тако, еже бы царь вышний был, ниже архиерей. Тыя мнения своего тако подкрепляют: первое, яко царство ни от кого оного исходит, токмо от Господа Бога; второе, егда б архиерей имел быти вышши, нежели царь, тогда бы и начатки шли от него, от архиерея, чего не бывает», царь – «мечь во представительство закона, правды, вдов я сирот, им же и судити всякия вещи может, чего архиереови неблагоизволено. Нецыи тако утверждают, яко архиерей вышши есть неже царь. Тое убо толкуют сице: яко Господь Бог архиерею великому даде обое владычества: и мира сего и духовного. Судится (это видится) в том, яко Господь И. Христос святым апостолам рек: аже кого свяжите на земли, будут связаны на небеси, и сие восхоте распространити на все тые наместники и глаголаше же: яко архиереови дана есть власть на небеси, яже есть достойнейша, нежели (власть) мира. Из сего уже известнейша: архиерей вышши имать бити над сим (царскою властью), яко архиерей вовремя меча и суда мирских потребовать может то творити, что царь обыкл творити, творить законы православными (т. е. архиерей наблюдает, чтобы царь все делал по православным законам). Еще к тому сице: еже царя архиерей поставляет, и мощен его связати по заповедям Божиим. Аще бо священницы, им же царие исповедует грехи своя и нарицают их отцем духовным, могут вязати; колми паче архиерей великий, иже над священником, царевым духовником, власть имея, должен есть царя вязати, царь убо, при помазании на царство, должен исповедати ся: правду распространити неправду же сокрушити».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Когда Христос открыто выходит на общественное служение До Своего сорокадневного подвига в пустыне Христос Спаситель общался с ограниченным кругом людей. Теперь же, после победы над злым духом, Он в полной духовной силе открыто выходит на общественное служение. Та Свеча, Которая была до сих пор под спудом, ставится на подсвечнике и светит всем, и люди увидели свет великий, указывающий им путь к истинному Богопознанию и спасению (Там же, с.188). Христос пришел возвестить волю Божию Христос – Свет истинный пришел возвестить грешному человечеству во всей возможной полноте и ясности волю Божию о спасении мира, пришел преподать ему новое учение. Другими словами, Искупитель мира преподал людям совершеннейший закон веры и нравственности, спасительный для всего мира (Там же). Христос – образец святости В течение тридцати трех лет, живя на земле, Христос трудился ради спасения человека. Спаситель мира в Своем Лице не только открыл людям Бога, но вместе с тем показал образец святости и нравственного совершенства, указал путь, по которому люди должны идти в жизни и согласно которому должны устроять свое спасение (Там же, с.189). Христос подготавливал учеников к Своему крестному пути Чем ближе подходило время к завершению искупительного подвига Христа Спасителя, тем более увеличивались Его скорби и страдания. Предвидя близ­кий конец Своего пребывания на земле и тот ужасный, тяжелый крестный путь, по которому Ему предстояло добровольно пройти, Господь начал постепенно подготавливать к этому Своих учеников, объясняя им, что Ему «подобает идти во Иерусалим и много пострадати от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день востати» ( Мф.16,21 ). Так поступал Христос, чтобы ученики в тот скорбный момент не поколебались в истинности Его ис­купительного подвига (7, с.190). Христос добровольно терпит страдания для спасения людей Христос добровольно предает Себя в руки злобно настроенных людей, чтобы Своим подвигом разрушить дело диавола и даровать человеку спасение. Но самое ужасное поругание Христа в предании Его Пилатом в руки бесчеловечных воинов, которые, как злые волки, терзают тело безгрешного Богочеловека, Того, пред Которым Ангелы и Архангелы благоговеют, бьют тростью по главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Желаете ли знать, как Христос исполнил закон и пророков, как говорит Сам Он? Послушайте. Закон говорит: не убий, а Христос: не гневайся; закон: не прелюбодействуй, а Христос: не похотствуй; закон: не клянись ложно, а Христос: совсем не клянись. Рассуди теперь: кто не гневается, тому как возможно убить? Кто не допускает похотствования, тому как возможно соблудить? Тому, кто совсем не клянется, как можно поклясться ложно? Итак, Христос Господь законом Духа, то есть Евангелием, отсекает от души корни грехов, и это есть исполнение закона, - то, чтоб кто не за какое-нибудь дело оправдывал себя или считал себя праведным, но чтоб во всем и пред всеми был как мертвый, чтоб уж совершенно ничем не смущаться и не тревожиться, и не вздорить с теми, которые опечаливают его чем-либо прискорбным, но жить вполне по заповедям Христа Господа и исполнять ревностно Его повеления. Все заповеди Христовы даны нам в противность грехам; в этих заповедях надлежит жить и их ревностно исполнять всякому, кто желает сподобиться царствия небесного; для всего же прочего надо быть бездейственну и мертву. Христос Господь говорит: аще пребудете во Мне, и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и дастся вам (Ин.15:7). Последуем же слову Христову с усердием и ревностию, пока достигнем того места, где пребывает Христос. Христос где Сам пребывает, туда влечет и последующих Ему и помещает их во святом святых, как Великий Архиерей, - там, куда, как человек, подобный нам, Он вошел первым, как Сам говорит: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною. Аз есмь путь и истина и живот (Ин.14:6). И еще: Отче, их же дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне (Ин.17:24). Распнемся же и мы со Христом, то есть будем претерпевать всякое искушение, какое ни найдет на нас, и умертвимся по любви к Нему для всех удовольствий мирских, чтобы жить с Ним. Будем вместе с Ним шествовать путем, ведущим на небо, храня чистыми сердца свои, ибо когда будем шествовать путем заповедей Его и последовать Ему, не обращаясь вспять, тогда никакого вреда не возможет причинить нам враг наш диавол, особенно если будем шествовать с мудрым руководителем и добрыми спутниками. Убоимся примера бесплодной смоковницы, проклятой Христом за бесплодие, и принесем Христу достойные плоды чрез покаяние. Не дадим себе воздремать нерадением души своей и не попустим влаяться (быть влекомыми. - Ред.) туда и сюда в прелестях мира, в то время, когда надлежит трудиться в делании заповедей Божиих, чтоб не погасить светильника возжженного и светящего под действием плодов покаяния и не уподобиться пяти юродивым девам. Но делами добрыми и богоугодными будем приумножать талант благодати Христовой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   На великий вход священники выходят из алтаря северной дверью в том же порядке, как при малом входе. На солее протодиакон, став пред царскими вратами лицом к архиерею, произносит: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков», а все сослужащие священники поворачиваются к архиерею, устанавливаясь на амвоне по обе стороны в два ряда: первый и третий на правой стороне, а второй и четвертый на левой.    После того как архиерей помянет над дискосом патриарха и все епископство православное, поставит дискос на престол и снова станет в царских вратах, первый из сослужащих, приближаясь и кланяясь архиерею, произносит: «Архиерейство твое да помянет Господь во Царствии Своем, всегда, ныне и присно...», подает преосвященному потир (поцеловав архиерейскую руку) и становится на свое место. То же произносят вполголоса и все сослужащие, когда архиерей над потиром помянет: «Вас и всех православных христиан...».    По входе архиерея с потиром в алтарь, сослужащие идут за ним по два в алтарь и, положив несомую ими святыню где следует, становятся на свои места. (Обычно копие, лжицу и другие священные принадлежности жертвенника принимает младший сослужащий и полагает их на свое место.)    После возглашения диаконом: «Возлюбим друг друга...», архиерей и все сослужащие, поклоняясь трижды престолу, произносят трижды: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя». После этого все сослужащие подходят с левой стороны престола и каждый целует дискос, потир и престол, произнося: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», после этого целуют правое и левое плечи архиерея, а также руку, отвечая при этом на слова архиерея: «Христос посреде нас» — «И есть, и будет». При этом первый сослужащий, а за ним все остальные священники становятся на правой стороне престола и взаимно друг у друга целуют правую руку, причем старший говорит: «Христос посреде нас», а подходящий: «И есть, и будет».    Когда все сослужащие окончат целование и займут свои места, архиерей поднимает воздух, сослужащие веют им над Святыми Дарами и над преклоненной главой архиерея. По поднятии им главы первые два сослужащие приближают воздух к архиерею для целования его; затем воздух передается младшему сослужащему священнику, который складывает его и полагает на левой стороне престола.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Пусть какой–либо человек, нагрешивший и чувства души своей закрывший нечистотою греховных сластей, раздаст бедным все богатство свое и оставит славу чинов своих, великолепные дома, рабов, родных, друзей и знаемых, и обеднев таким образом, нищим и ничего не имущим придет и сделается монахом: но при всем том, ему, пока жив, потребны и слезы покаяния, которыя совершенно необходимы, чтоб омыть и очистить ими скверну грехов, особенно если он, как и я, нечист не кое–какими, а большими и многими грехами. Желаете ли знать, как Христос исполнил закон и пророков, как говорит сам Он? Послушайте. Закон говорит: не убий, а Христос: не гневайся; закон: не прелюбодействуй, а Христос: не похотствуй; закон: не клянись ложно, а Христос: совсем не клянись. Разсуди теперь: кто не гневается, тому как возможно убить? Кто не допускает похотствования, тому как возможно соблудить? Тому, кто совсем не клянется, как можно поклясться ложно? Итак, Христос Господь законом Духа, т. е. Евангелием, отсекает от души корни грехов; и это есть исполнение закона, — то, чтоб кто не за какое–нибудь дело оправдывал себя или считал себя праведным, но чтоб во всем и пред всеми был как мертвый, чтоб уж совершенно ничем не смущаться и не тревожиться, и не вздорит с теми, которые опечаливают его чем–либо прискорбным, но жить вполне по заповедям Христа Господа и исполнять ревностно Его повеления. Все заповеди Христовы даны нам в противность грехам; в этих заповедях надлежит жить и их ревностно исполнять всякому, кто желает сподобиться царствия небеснаго; для всего же прочаго надо быть бездейственну и мертву. Христос Господь говорит: аще пребудете во Мне, и глаголы мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите и дастся вам (Иоан. 15:7). Последуем же слову Христову с усердием и ревностию, пока достигнем того места, где пребывает Христос. Христос где сам пребывает, туда влечет и последующих Ему и помещает их во святом святых, как великий архиерей, — там, куда, как человек подобный нам, Он вошел первым, как сам говорит: никтоже приидет к Отцу токмо Мною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Во-первых, ветхозаветные первосвященники все были равны между собой, первенствуя только над помогавшими им в отправлении жреческих обязанностей священниками; Христос же есть единственный и превознесенный над всеми другими архиереями, великий Архиерей. Во-вторых, Он есть архиерей прошедший небеса, т. е. самого Себя представивший как жертву за людей к самому престолу Отца Небесного и навсегда воссевший одесную с Ним; тогда как прочие первосвященники имели лишь одно преимущество – входить во святая-святых с жертвенной кровью за завесу святилища земного, и то однажды в год. В-третьих, Иисус, великий архиерей, прошедший небеса, есть Сын Божий, единосущный и совечный Богу Отцу, между тем как прочие архиереи были смертные люди, рождаемые таковыми же людьми и им наследующие. В-четвертых, сей великий архиерей, прошедший небеса – Иисус, Сын Божий, несмотря на такое недосягаемое величие, есть Архиерей, могущий спострадать немощи нашим, искушенный во всем, подобно нам, кроме греха, и однако же добровольно взявший на себя предстоявшее нам наказание за грех . Посему Апостол и присовокупляет: да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, на котором т. е. восседает столь сострадательный к нам первосвященник. б) Обычные черты, характеризующие служение первосвященников людских, и присутствие их во Христе, как действительном первосвященник. Каковы черты всякого первосвященника, из человеков избираемого ( Евр. 5:1–4 )? Во-первых, он для человеков же поставляется на служение Богу, и главное дело сего служение – приносить дары и жертвы за грехи людей. Во-вторых, он, как обложенный немощью человеческой, естественно должен быть склонен снисходить невежествующим и заблуждающим людям, и потому не только за народ, но и за себя должен приносить жертвы о грехах. В-третьих, честь первосвященническую он должен восприять не сам от себя, но непременно от Бога, как званный Им, подобно Аарону. Как доказывает Апостол присутствие всех этих черт во Христе ( Евр. 5:5, 6 )? Он начинает с последней. Призвание Христа к первосвященству он доказывает пророческими словами псалмопевца, которые суть как бы исшедшие к Нему воззвания от Отца Небесного: «Сын мой еси ты, аз днесь родих тя». И еще: «Ты еси священник во век по чину Мелхиседекову» ( Ис. 2:7; 109:4 ). Вторую же черту первосвященства Иисусова, т. е. сострадательность его к людям и Его посредничество между людьми и Богом, св. Ап. указует в том, что Христос совершил и что испытал сам во днех плоти своея, будучи обложен немощью людской. Что же это именно? Вот слова Апостола: иже (т. е. Христос) во днех плоти своея, моления же и молитвы к могущему спасти его от смерти, с воплем крепким и со слезами принес… ( Евр. 5:7 ). Очевидно, что св. Ап. Павел указует здесь на те слезные вопли о помощи, которые проливал Господь Иисус Христос пред Отцем Своим в саду Гефсиманском, прося, аще возможно, пронести мимо Него чашу страданий. Сии вопли свидетельствовали о причастности Христа-первосвященника немощам человеческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Христос – Агнец. И Он же – Архиерей Великий. А я – эконом, домостроитель Таин Божиих. Я беру хлеб и совершаю те действия, произношу те слова, которые произносил Иисус. Потому что Он вознесся на небо и теперь хлеб не берет, слов не произносит, как это было в Сионской горнице, когда Он сам лично совершал Тайную вечерю и раздавал дары Своим ученикам. Там – да. Там Он все это сделал Сам, а сейчас Он этого больше делать не будет. Теперь Он нас с вами оставил, чтобы мы были Его домостроителями, чтобы мы хлеб и выпекли, и преломили, и слова все необходимые сказали: «Сие есть Тело Мое». Это кто сказал? Христос. Но и мы говорим эти слова. В этом и заключается наше домостроительство Таин Божиих. Не рукоположенный человек их произнести не может. Митр. Тихон: Да, мы же не говорим: «Я, иерей Божий (имя, фамилия), совершаю жертву Христову». Нет, конечно. Господь совершает жертву. Он «Приемляй и Раздаваемый», а я совершаю тайнодейство здесь, на земле, как священник, но не больше. Очень хороший вопрос, очень хорошо, что такие вопросы задаются. Иисусова молитва как реализация христоцентричности – Как соотносится с христоцентричностью нашей веры практика Иисусовой молитвы? Как лучше совершать ее священнику? И как вы относитесь к практике непрестанного творения Иисусовой молитвы во время совершения литургии? Есть разные мнения по этому поводу. Иисусова молитва – это один из прекрасных образов абсолютной христоцентричности Иисусова молитва – это один из прекрасных образов абсолютной христоцентричности. В этой молитве, в отличии от многих других, остается Он Один. Причем ее же еще можно сокращать и до пяти слов, и до трех, и в конечном счете до одного. Игнатий Богоносец говорил, что имя Господне написано у него в сердце. Существуют разные мнения. Во всяком случае, вот у него на сердце было запечатлено имя Иисуса, и он носил его в себе. Это высшее состояние. И сама практика совершения Иисусовой молитвы – это реализация христоцентричности в молитве. Батюшкам, конечно, очень хорошо ее совершать, а формы ее совершения могут быть различными. То, что касается ее совершения во время литургии, – вы сами ответили: есть разные мнения. Один во время литургии может совершать Иисусову молитву, не внемля тому, что происходит. Мне кажется, что это не то. Но осуждать я не имею права. Однако все-таки в литургии надо участвовать.

http://pravoslavie.ru/144772.html

А велено ему Ивану святейших вселенских патриархов от великого государя и от великие государыни царицы и от их государских чад государей царевичев спросить о спасенном пребывании. А говорить ему государево меншое титло. По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца думному дворянину Ивану Богдановичу Хитрово спросить от великого государя от его царского величества святейших вселенских патриархов о здоровье, а молыть: Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец, титло большое. Вам, святейшим и преблаженнейшим архиерархом, пречестнейшим вселенским патриархом, кир Паисию папе и патриарху великого града Александрии и судии вселенскому, кир Макарию архиепископу великого града Антиохии и патриарху всего востока, велел говорить: Приснопамятный во царех Соломон любомудрствова хвалам достойно, всякое, глаголя, животное ищет себе подобного и кийждо человек искреннего своего. Что же приискреннее во единой благочестивой православной нашей християнстей вере сияющих, имже едино тело и един дух, по блаженному Павлу, Спаситель всех и Зиждитель Христос заповеда имети, егоже преблагого и всем благочестивым желаемого соединения предводителей, вас, пречестнейших и преблаженнейших архипастырей, святейших вселенских патриархов, великий государь наш, православный и богопомазанный монарха, благочестия скипетродержатель и православия поборник, видети изволяя и ожидая, спрашивает о вашего пресвятейшего преблаженства спасенном здоровье, како великодаровитая Божия десница вашу святейшую пречестность доселе соблюдает? И велел он, великий государь, вашему святому преблаженству поклонитца. И поклонитца рядовым поклоном. И постояв мало, спросить от великие государыни царицы и великие княгини Марии Ильичны святейших патриархов о здоровье. Великого государя нашего, его пресветлого царского величества, благочестивейшая царица и великая княгиня Мария Ильична, великая государыня наша, вас, пречестнейших вселенских патриархов, спрашивает о вашем спасенном здоровье и велела она, великая государыня, вашему святому преблаженству поклонитца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Христианин! Не страшись скорбей, жива глава твоя, – жив и ты; где Он – там и ты будешь. Иисус Христос своей смертью уничтожил всякое средостение, разделявшее человека от неба. Он великий Архиерей, прошедший небеса, спасти до конца может приходящих через него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них. Такова имамы Первосвященника, иже седе одесную престола величества на небесех, вниде единою во святая, вечное искупление обретый ( Евр. 7:25, 8:1, 9:12 ). Да держим исповедание упования неуклонно, верен бо есть обещавый ( Евр. 10:25 ). Будем чаще возвышать наши взоры к величию нашей главы и мирны пребудем среди ужасов, спокойны среди страха и утешены среди страданий. Сей верховный первосвященник милостив. Он знает все твои борения, все твои слабости также, как и искушения, ибо Он испытал их прежде тебя. Он непрестанно ходатайствует за тебя перед Отцом небесным. Еще более, – Его жизнь – твоя жизнь, как жизнь главы есть жизнь членов. Его не победила смерть, и тебя не победит. Внимай сему отрадному гласу: Аз живу, и вы живы будете ( Ин. 14:19 ). Куда теперь должны быть устремлены взоры и мысли наши, как не на небо, где Христос, жизнь и упование жизни вашей? Кто из искупленных им отвратит взоры свои от неба к плотским похотям? Кто не постыдится так унижать себя? От чего же мы так редко бываем в общении с небом? Но в этом общении наше освящение и утешение. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога ( Кол. 3:1 ). О чем же мы думаем? Желаем ли мы быть причастниками славы Господа нашего в царстве славы? Если же желаем, то почему наша жизнь так мало согласна с Его заповедями? Для чего так мало Иисус обладает нашим сердцем? Ужели мы забыли: ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Матф. 6:21 ). Наше сокровище на небе, следовательно, и мы должны быть на небе; души истинно любящие Господа Иисуса ничего так не желают, как поскорее разрешиться от здешней жизни, чтобы вступить в обладание сокровищем, уготованным им. Кто нас осудит, когда сам Бог венчает, когда Христос за нас заклан, а по заклании за нас ходатайствует? Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас. Он ходатайствует о нас единственно для того, чтобы показать любовь свою к нам, «Ибо, говорит Св. Златоуст , когда Он есть жизнь, источник всех благ, единосущен Отцу, воскрешает мертвых и живых и все прочее делает: нужно ли Ему ходатайствовать для оказания нам помощи? Кто лишенных и осужденных освободил от осуждения собственной властью, соделал праведными и сынами, кто возводит их на высочайшую степень чести, приводит в исполнение то, чего и ожидать было невозможно; тому, по совершении всего этого, по возведении естества нашего на царский престол, нужно ли было ходатайствовать о том, что легче? Примечаешь ли, как все служит доказательством, что словом: ходатайствует Апостол старался выразить не иное что, как горячность и силу любви Христовой к нам» (на Рим. 8:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

На великий вход священники выходят из алтаря северной дверью в том же порядке, как при малом входе. На солее протодиакон, став пред царскими вратами лицом к архиерею, произносит: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков», а все сослужащие священники поворачиваются к архиерею, устанавливаясь на амвоне по обе стороны в два ряда: первый и третий на правой стороне, а второй и четвертый на левой. После того как архиерей помянет над дискосом патриарха и все епископство православное, поставит дискос на престол и снова станет в царских вратах, первый из сослужащих, приближаясь и кланяясь архиерею, произносит: «Архиерейство твое да помянет Господь во Царствии Своем, всегда, ныне и присно...», подает преосвященному потир (поцеловав архиерейскую руку) и становится на свое место. То же произносят вполголоса и все сослужащие, когда архиерей над потиром помянет: «Вас и всех православных христиан...». По входе архиерея с потиром в алтарь, сослужащие идут за ним по два в алтарь и, положив несомую ими святыню где следует, становятся на свои места. (Обычно копие, лжицу и другие священные принадлежности жертвенника принимает младший сослужащий и полагает их на свое место.) После возглашения диаконом: «Возлюбим друг друга...», архиерей и все сослужащие, поклоняясь трижды престолу, произносят трижды: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя». После этого все сослужащие подходят с левой стороны престола и каждый целует дискос, потир и престол, произнося: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», после этого целуют правое и левое плечи архиерея, а также руку, отвечая при этом на слова архиерея: «Христос посреде нас» – «И есть, и будет». При этом первый сослужащий, а за ним все остальные священники становятся на правой стороне престола и взаимно друг у друга целуют правую руку, причем старший говорит: «Христос посреде нас», а подходящий: «И есть, и будет». Когда все сослужащие окончат целование и займут свои места, архиерей поднимает воздух, сослужащие веют им над Святыми Дарами и над преклоненной главой архиерея. По поднятии им главы первые два сослужащие приближают воздух к архиерею для целования его; затем воздух передается младшему сослужащему священнику, который складывает его и полагает на левой стороне престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010