Он говорит, что вы священство святое. Не мы одни, архиереи и священники, священство святое, – вас всех, христиан, называет св. Пётр священством святым, вас всех призывает к тому, чтобы вы, подобно нам, приносящим ежедневно Бескровную Жертву, приносили бы духовные жертвы, благоприятные Богу. Не только мы, но все вы должны быть строителями. И вот что говорит св. Павел об этом строительстве: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор.3:12–13 ). Были великие люди, которые строили здание христианской жизни своей из драгоценных камней. Так строил его преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский , святитель наш Питирим Тамбовский, святитель Тихон Воронежский, память которого ныне совершаем. Были меньшие угодники Божии, такие, которые строили из золота и серебра. И когда придёт великий день, страшный день Христов, когда все предстанут перед Господом Иисусом Христом, как перед Судией, тогда огнём будут испытаны здания, которые строил каждый из нас. Здания, построенные из драгоценных камней, из золота и серебра, даже железа, не сгорят, устоят; золото и серебро ещё более будут блистать, обожжённые огнём. Но есть много, много людей, мнящих себя христианами, которые строят здание своей жизни из дерева, сена, соломы. Что это значит? Они строят тоже на основании, положенном ап. Павлом, на основании, которое есть Господь Иисус Христос, но строят негодные здания, жалкие лачуги – деревянные, соломенные, даже иногда на кучу сена только похожие. Ибо творят мало угодных Богу дел, но много грешат. Не много они думают о жертвах духовных, а больше заботятся о том, чтобы построить здание для беспечной жизни в веке сем. Есть и такие строители, здания которых подобны паутине. Эту паутину всю жизнь ткут некоторые люди и ждут, чтобы в сеть эту запутались братья и сёстры их. О таких нечего и говорить – они совсем забыли об основании, положенном ап. Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Он сказал: «Учитель благий! что мне с делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Что Господь Иисус Христос, действительно, Учитель Благий, это мы с вами знаем, но в устах юноши это скорее была похвала личного характера, поэтому Господь сразу его останавливает: «что ты называешь Меня Благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк.10:18). Господь путь ему указал — на заповедь Божию в законе. Юноша сказал: «все это я сохранил от юности моей» (Мк.10:20). Господь тогда ему говорит: «если хочешь совершен быть , — если ищешь духовного совершенства, — тогда отдай твое имение нищим и иди вслед за Мною» (Мк. 10:21; Мф. 19:21). Все переменилось сразу в душе и мыслях этого богатого, но несчастного юноши. Великий русский святитель митрополит Филарет Московский говорил об этом юноше: «Какой это несчастный человек: только что подошел к Учителю жизни, дающему жизнь вечную, и отходит от Него!» А все это произошло потому, что сам юноша, стараясь исполнять заповеди, не знал того, что глубже всего этого у него было чувство любви к богатству. И когда мудрый совет Учителя Благого указал ему на это, то он почувствовал, что не в силах порвать с этим идолом души своей и ушел от Него, скорбя.    Господь тогда и сказал, что трудно богатому войти в Царствие Божие. Не сказал: невозможно, но «трудно» (Мк.10:23), ибо у человека, который имеет богатство, лежит возможность удовлетворять всякие свои желания и поэтому ему очень трудно бывает вдруг себя обуздать. Обыкновенно, страдавшего от этого греха, от многого удерживает уже самый факт, что он не имеет возможности удовлетворять многие свои желания. А богатый может, поэтому и трудно ему от всего этого отказаться. Премудрый говорил в древности: «богатство аще течет, не прилагай сердца» (Пс.61:11)! А вот этот юноша приложил сердце к богатству и оказалось, что не смог от него отказаться.    Возлюбленные братия, вы видите сегодня необычный собор иерархов, священнослужителей. Особо торжественная служба сегодня потому, что начинается сейчас очередной Архиерейский Собор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ответ. Никогда по вере иудеи не вернутся, не так учит Господь, не так – возвышенный Апостол. Хотя о ней правильно сказано, но дурно тобой понято и вместе с тем и высказано. Господь сказал, что у Него есть другие овцы, то есть явно мы, что не из этого стада, то есть из иудейского, из которых иудеев первой была Мать по человеческому началу Господа и Бога, затем – святые апостолы, и те, кто вместе с ними и по причине них верные из Иудеи. Ибо не было со стороны людей прежде спасительного рождения в муках Церкви, ибо не было нам проповедовано, не было Крещения, которое Христос соделал по Воскресении своими апостолами, смешав нас верному стаду от иудеев: так что мы все верные единое стадо, пасомые и хранимые единым Пастырем, Архиереем и Пастушеским Владыкою Христом – ибо один Господь, одна вера, одно Крещение – как сказал ученик старейшина пастухам, и поднебесной учитель великий Апостол, который и произнес: «Когда число стран войдет совершенное, тогда весь Израиль спасется». Он говорит, что не иудеям в конце явится спасение, но тем, кто видит Бога в чистоте ума и вере. Это и есть Израиль, как толкуют все, в том числе и сами иудеи: «Ум, ведающий Бога». Не все те, кто происходит от Израиля, те – Израиль. Не те, кто семя Авраамово, те все чада, но о Исааке говорится «семя». То есть не чада плотские, но чада Божий, как сказал тот же Апостол. И опять Господь сказал в Евангелии, что много званых – потомков Израиля и христиан, но мало избранных, то есть спасаемых. Когда будет полнота стран – войдет вселенская Церковь , явно что на Суде, тогда весь Израиль – «ум, зрящий Бога», то есть любой человек, в вере и благочестии разумеющий Бога, спасется. 220 Вопрос. Иудеи слышали об этом и очень часто говорят христианам, что вновь они получат град и огородятся, и возведут церкви. И что они опять, как предписано в Законе, будут праздновать. И если бы Бог не хотел принимать их жертв, то Он бы не повелел Аврааму приносить жертвы, и жертва не была бы принадлежащей Закону. И города и церкви Он дал. Они говорят, что «насильно нас захватили римляне, думая прекратить наши праздники; они отняли у нас город, отняли все, а мы в согласии с Законом все хранили, празднуем и приносим жертвы. Так что в любом случае необходимо, чтобы наша церковь (Иерусалимский храм) была воздвигнута, как и город, и были отданы нам». Так как они хвалятся тем, что говорят; и с ними соглашается большая часть нашей Церкви, то умоляем тебя ясным образом сказать о том; и множеством свидетельств из книг их остановить, тех, кто до сегодняшнего дня ни по какой причине не будут оставлять надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

Отныне тебе предстоит архипастырское служение в самом большом по территории регионе нашего Отечества, расположенном в отдаленном от столицы месте. Якутия славится на всю Россию своими природными ресурсами, но все же главным ее достоянием являются жители — люди особого, крепкого духовного склада, привыкшие к испытаниям и лишениям, терпению и взаимовыручке. В суровом сибирском крае более всего цени тепло человеческое и участие людей, которое дороже алмазов и золота. Путевые труды и огромные расстояния, северная природа и сложный климат да не смущают сердце твое тяжестью предстоящего делания. Ибо не сам ты приемлешь это служение, но оно вручается тебе от священноначалия, по воле Христа Спасителя, свидетельствующего: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15,16). Если ты будешь стремиться всегда искать во всем пользы церковной, осознавая себя только домоуправителем, а не хозяином, которому вверено, попечение о Доме Господнем, то Христос не оставит тебя Своей помощью и заботой, и дарует все потребное для жизни праведной, укрепит тебя в преодолении всех испытаний и скорбей, без которых невозможно шествие христианина по тернистому пути к Царствию Небесному. Промыслом Божиим твоя архиерейская хиротония свершилась в день, когда Святая Церковь чтит память преподобного Серафима Саровского, свершилась у его мощей. 151 год назад в этот же день в Якутском кафедральном соборе святитель Иннокентий Московский, великий миссионер и проповедник Церкви нашей, впервые отслужил Божественную литургию на якутском языке. Впоследствии местные жители, пораженные до глубины души услышанным, писали святителю прошение о том, чтобы 19 июля, то есть 1 августа по новому стилю, стал праздничным днем, потому что в этот день якутский народ услышал Божественное Слово на своем родном языке. И думаю, настало время эту просьбу Якутии удовлетворить. Особенно в год, когда мы празднуем 200-летие вхождения Якутии в Россию.

http://patriarchia.ru/db/text/1236553.ht...

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Ин. 15: 19–20 ). Дух Святой выступит как обличитель мира: Он «обличит о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» ( Ин. 16: 8–11 ). Грех мира в неверии, неприятии Христа как Сына Божия – ни Его служение, ни чудеса учеников, совершенные явной силой Духа Святого, не были приняты как чудеса. Под правдой, в которой будет обличен мир, понимается совершенство, праведность Богочеловека, воссевшего одесную славы Отчей. Обличение о суде связано с осуждением иудеями Христа на смерть, разрушившей державу смерти и власть сатаны. 4.7.2. Первосвященническая молитва Первосвященническая молитва ( Ин. 17 ) является продолжением и завершением Прощальной беседы. Название Первосвященнической эта молитва получила в библеистике по двум причинам. Первое, что отметим, эта молитва позволяет понять служение Христа как служение священническое. Основная функция ветхозаветного священства – принесение жертв. Христос – единственный, кто мог принести настоящую Жертву, которая исправила отношения между Богом и людьми (см.: Евр. 3: 1; 4: 14–15; 5: 1–10; 7 и далее). Говоря в молитве о приносимой Им Жертве и ее значении, Спаситель открывает Себя как Великий Архиерей, утверждающий Новый Завет в Своей Крови. И этот завет вечный, как вечен Сам Сын Божий: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17: 5 ). Господь заканчивает Свое земное служение, но Его ученики остаются в мире, чтобы продолжать дело Христово: возвещать людям истину (Христа) и свидетельствовать о любви Божией, которая открылась в Сыне: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» ( Ин. 17: 17–19 ). Это «освящение истиною» святые отцы понимают как истинное освящение в противоположность освящению левитскому, ветхозаветному.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Сие значение открывается, во-первых, в имени Мелхиседека, которое означает царя правды, – каковое название усвояют Мессии и пророки. 255 Во-вторых, в звании Мелхиседека, который был и царь, притом царь мира, и в тο же время священник Бога вышнего. Так и Христос есть князь царей земных 256 , князь мира 257 и в то же время архиерей великий прошедший небеса. 258 В-третьих, в роде или происхождении Мелхиседека, который представляется в сказании Моисеевом без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни. Так и Сын Божий не имеет отца – по плотскому своему рождению, и матери – по предвечному рождению; род же Его кто исповесть? 259 Он есть сущий, и иже бе, и грядый. 260 Наконец, в том обстоятельстве, что Аврам, прадед Левия, дал десятину священнику Мелхиседеку, Апостол видит прообразование превосходства, которое возымело впоследствии над левитским священством Христово священство по чину Мелхиседекову, или новозаветные таинства над ветхозаветными обрядами. 261 Что побудило Авраама дать десятину царю Салимскому? Конечно, не царское достоинство Мелхиседека, ибо Авраам был сам победитель и избавитель царей, но благоговейное уважение к необыкновенному священству Мелхиседекову и к благословению именем Бога вышнего. Аврам сказал царю Содомскому: нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего…. (Ст. 22. 24). Почему Авраам с такою силою отклоняет от себя щедрость царя Содомского? Не по гордости, конечно, а по бескорыстию и миролюбию, ибо он мог опасаться, что Содомляне станут ему и даже захотят силою возвратить свою собственность, уступленную в первом порыве благодарности. Глава XV. Четвертое Богоявление Аврааму при таинственном обряде вступления его в завет с Богом Чем замечательно описываемое в сей главе явление Бога Аврааму? Сие богоявление само по себе замечательно во-первых, своею продолжительностью, ибо происходят целые сутки от одной ночи до другой 262 , во-вторых, – своею торжественностью и наглядностью, ибо патриарх не только во сне, но и в совершенно бодрственном и сознательном состоянии слышит голос Божий, беседует с Господом и ходит с ним, как с человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Среди заповедей Господа Иисуса Христа выделяется такая: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15: 12). Эта заповедь о любви доныне исполняется в Православной Церкви, и, как говорил старец Иустин (Попович), «остается такой, какой ее передал Сам Христос, и никто ничего не прибавил и не убавил от нее. Она течет и разливается как сила Божия от одного поколения верующих в другое, до скончания рода человеческого». Отчего люди становятся святыми? Оттого, что исполняют эту заповедь и через это соединяются со Христом. Отчего люди грешат? Оттого, что не имеют в себе любви к Богу и ближнему. Отчего происходят разделения среди тех, кто называется христианами, так что некоторые отпадают от Церкви Христовой или в ересь, или в раскол? Именно по той же причине. По замечанию блаженного Августина, «как опаляемый солнцем говорит: не могу стерпеть, не вынесу – и устраняется, так и те, кто не может вынести чего-то в Церкви, соблазняются и удаляются либо от имени Христа, либо от Церкви. Но если ты будешь держаться любви, то не соблазнишься и ни Христа не оставишь, ни Церкви. Ибо кто оставляет Церковь, как может быть во Христе, не будучи среди Его членов?.. Кто любит брата, терпит все ради единства, так как братство состоит в единстве любви». Не очистился еще от греховной тьмы тот, кто не наполнил своего существа любовью. Поэтому если мы видим человека, который называет себя православным, но с высокомерным презрением и ненавистью отзывается об архиереях, или священниках, или мирянах Церкви Христовой, то можно знать, что такой человек не имеет любви. О нем сказал апостол Иоанн: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видел, как может любить Бога, Которого не видел? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20). На нем сбываются слова святых отцов: «Злополучен и жалок, кто далек от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду, далек от Бога, лишен света и живет во тьме. Ибо сказываю вам, братия: в ком нет любви Христовой, тот враг Христу. [Он]…во тьме ходит и удобно уловляется всяким грехом» (преподобный Ефрем Сирин). «Где оскудевает любовь, там непременно на место ее входит ненависть. А если Бог есть любовь, то ненависть есть диавол. Посему как имеющий любовь имеет в себе Бога, так имеющий ненависть питает в себе диавола» (святитель Василий Великий).

http://pravoslavie.ru/29658.html

Христос имеет «сидеть одесную Бога», доколе положить врагов своих в подножие ног своих. Но это не указывает на ограниченный предел времени, за которым царствование Христа должно прекратиться. Если Ему надлежит царствовать и Он, действительно царствовал во все время продолжения борьбы Его со врагами, то уже ничто не может быть препятствием царствовать Ему, когда все враги Его будут покорены и даже истреблены. Таким образом, пророческое слово доколи, указывает здесь именно на непрерывность действия до известного предела, хотя самое действие не исключается этим словом и за этим пределом (как это видно по употреблению сего слова в других местах Св. Писания: Быт.28:1 ; Втор.7:24 ; 2Цар.6:23 ; Мф.1:25–1 ; Тим.4:13). 2. Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. Чтобы победить врагов и положить их в подножие ног своих, нужно иметь власть и силу. Посему Господь – Иегова сказал Господу – Адонаи: «Жезл силы пошлет тебе Господь с Сиона». – Жезл или скипетр, который обыкновенно держали цари в руке своей, особенно при торжественных шествиях, издревле служит символом их власти, а крепкий – железный жезл был символом сильной власти, победоносной ( Пс.2:2 ). Такой-то жезл или такую именно власть и даст Господь-Иегова Господу-Адонаи. Пошлет Господь эту власть с Сиона, т. е. с того места, где Его храм, в котором Его видимый трон – Ковчег Завета, откуда Он являлся как царь своего народа, откуда и великий Первосвященник своего народа, Аарон получил свой «процветающий жезл», как символ его архиерейской процветающей и плодоносной – благодетельной власти. – И господствуй посреде врагов Твоих, – если среди всех, то и над всеми одинаково властно, – так что именно все враги будут «положены в подножие ног» царя – победителя: и уже никто из них не возможет препятствовать распространенно царства Мессии по всем пределам земли. Основание царству Христа Спасители действительно положено на Сионе: ибо здесь Он совершил Свой подвиг искупления мира и вместе одержал победу над смертью и диаволом. А по воскресении Своем, Он здесь же сказал Апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крести их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни, до скончания века» ( Мф.28:18–20 ). «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». И св. Павел, Апостол языков, свидетельствует, что действительно по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» ( Мк.16:20 ; ср. Лк.24:46–48 ; Деян.1 :ст. Рим.10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Что оно есть тот живой краеугольный камень, на котором Иисус Христос основал святую церковь Свою, и что оно есть тот живой камень, которым эта великая церковь Божия строится и возводится к своему исполнению и совершению, и о котором св. апостол Петр говорит этими словами: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом». Какие эти духовные жертвы, если не те же, которые приносит и св. Павел умоляет нас, говоря: «Милосердием Божиим умоляю вас, принесите тела ваши в жертву живую, святую, угодную Богу, чего требует разумное служение ваше?». 319 Эти духовные жертвы приносят истинные ученики Христовы, распиная плоть свою со страстями и похотями. Эти духовные жертвы, так же суть плоды Святого Духа в христианской душе, которые она приносит Богу Иисусом Христом – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Все это не иначе рождается, прозябает и созревает в душе, как по мере тления внешнего человека, и всякая жертва осоляется солью крестной. Эти духовные жертвы приносил св. Павел, претерпевая в благовестии Христовом столь многие и различные скорби, труды, изнурения, муки. Эти духовные всесожжения совершили Божественные апостолы и мученики, когда запечатлели веру и любовь свою к Спасителю своей кровью. Впрочем, св. Петр замечает, что духовные жертвы токмо тогда могут быть совершаемы и бывают благоприятны Богу, когда истинные последователи Иисусовы приносят их Иисусом Христом. Это значить, что сей великий Архиерей, обитающий в них, Сам совершает эти духовные жертвы, подкрепляя их в немощи Духом Святым. Движимые Духом Святым и распаляемые любовью к Богу и человекам рабы Христовы находят со св. Павлом удовольствие в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа. Будучи Духом Святым влеком, учитель язычников Павел, восходит в Иерусалим, несмотря на узы и бедствия, которые там ожидают его.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Я не надеюсь дожить до времени церковного соединения, но будем просить Бога, чтобы и к нам можно было отнести, хотя в несколько измененном смысле, слова Апостола Павла: «все сии умерли в вере, не получивши обетования, а только издали видели оныя, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех , и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» ( Евр. 11, 13; 12, 1–2 ). Старые люди только одною ногою стоят на земле, а другою в будущем веке и бывают озабочены не столько тем, что делается здесь сегодня и вчера, но более тем, что будет во времена грядущия и там и здесь. Ваш преемник, как слышно, Ваш единомышленник: это великая милость Божия для Вас и для Церкви. Ваше Высокопреосвященство, как великий Моисей, довели свой народ до земли Обетованной, а он пусть введет его в нее, как Иисус Навин. Вашего Высокопреосвященства преданный собрат Митрополит Антоний. Ноябрь 1928 г. Письмо 59. К Н. М. Котляревскому Глубокоуважаемый и дорогой Николай Михайлович! Взаимно приветствую Вас и Супругу Вашу. Сердечно сочувствую Вашему большому желанию устроить особую церковь в Брюсселе, но не знаю, чем могу помочь я – совсем нищий и обнищавшая вконец здешняя эмиграция, перед которой я испытываю всегда неудачу в попытках просить пожертвовать на храм и т. п. Однако, если начинается дело с надеждой на Бога, то упование не посрамит. После Генерала нашего пережили смерть многих шефов в лице Вел. Кн. Николая Николаевича. Теперь не знаю, что будут предпринимать наши русские. Преданный сердечно М. Антоний. 27 дек. 1928 г. Письмо 60. Иеросхимонаху Феодосию Достолюбезный и любимый Батюшка Отец Феодосий! Спаси Вас Христос за мудрый и мужественный ответ студному Митрополиту Гурию 95 . Подобные ему господа просто не веруют в Бога, как множество современных архиереев и более половины иереев. Их нисколько не интересует догматическая, и каноническая, и историческая и даже научная правда, а только выполнение масонских поручений. Последние поняли, куда должно им направлять свои стрелы против Христовой веры и Церкви – на разрушение предания Церковного и св. канонов, а также на сеяние раздоров среди служителей Церкви. Увы, они не безуспешны, но преуспевают на горшее, и слово их, как рак, будет распространяться ( 2Тим. 2, 17 ). Но скажем: «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да святится еще» ( Апок. 22, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010