Спрашиваю я вас: когда совокупится плющ с древом, чье естество хилеет — древа или плюща? Ясно, что естество древа расслабляется, плющ же становится господином над древом. И ныне люди совокупили монашескую жизнь с волнением о мирских предметах, соединились с сею заботою мирскою, как древо с плющом, соединились с попечением о многоразличных снедях, с многосозиданием палатных зданий, с мягкими ложами ради плотского угождения, чтобы укреплялась плоть, а душа в этих палатах заражалась бы проказою. Глава 29. У монаха-любостяжателя лишь одежда овчая, а сердце волчье Ныне о сем только и заботятся, т. е. о стяжаниях, насаждениях и сооружениях земных; из-за сего только и волнуются, и сими помрачаются; носят лишь одежду овечью, сердце же имеют волка; волк есть зверь неукрощаемый; так и они, т. е. любостяжатели, свирепствуют против монашеской жизни, подобно диким зверям, звероумышляют друг друга, как бы одному одолеть и низвергнуть другого, говорим: малый великого и великий малого; т. е. великие в монастырях притесняют малых келлиотов, а младшие в обителях уничижают старших — так, что не различишь, кто здесь великий и кто малый!.. Воистину, право то сказанное слово, что придет время, когда не будет признаваться голова ногами и ноги головой… (т. е. иссякнет любовь и доверие между начальствующими и подчиненными). Ох, ныне настало время, когда всюду творится беззаконное правонарушение, люди преступают права друг друга, сутяжничают друг с другом, стараясь опередить один другого в жалобе; один на другого старается первым напасть, а тот тому старается отомстить!.. Вследствие сего утратил человек сущность монашеской жизни, главизну спасения, т. е. взаимную любовь, мысленное преосияние; облекается лишь в шкуру овечью, сердце же у него — волчье, помысел — львиный, разговор — змииный, хотя в беседах и говорит по-овечьи. Говорим: человек облекается в схиму ангельскую, чтобы вместе с этой схимой иметь дар кротости, т. е. дабы укротить себя чрез отречение от воли своей, от плоти своей и всего земного; однако ныне такого намерения не хранят, но удерживают некое человекоугодие по отношению к естеству человеческому, т. е. к плоти своей; ревнуют о благах вещественных; имеют только образ кротости, подобный овчему, сердце же и нрав их является волчьим, ибо нисколько не укрощается и не приходит в кротость. Говорим: в их сердце нет никакого покаяния; они знать не хотят о том, что называется праведностию — по дикости мысленного расположения своего, потому что мысль их помрачилась от тленных житейских вещей.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Радуйся, яко со всеми святыми в горних обитаеши; радуйся, яко и нас грешных на земли любовию посещаеши. Радуйся, имже Христос прославися; радуйся, имже сатана посрамися. Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Кондак 13 О, великий угодниче Божий и чудотворче, святителю отче наш Феодосие! Приими сие малое моление наше, в похвалу тебе, аще и недостойне, обаче с любовию сыновнею приносимое, и умоли Господа Бога избавитися нам от всяких бед, скорбей и напастей, от междоусобныя брани и внезапныя смерти, и от мучений вечных в будущем веце, и сподобитися в вечней жизни с тобою воспевати Ему: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангел во плоти явился еси, богомудре Феодосие, ангельскими нравы измлада себе украшая; темже и Ангел церкве Черниговския достойне поставлен был еси от Бога, всех наставляя ко спасению и всем являя в себе правило веры и образ кротости, воздержания же и любве. Сего ради, чада твоя суще, любовию вопием ти сице: Радуйся, Ангеле земный и человече небесный; радуйся, небесных сил собеседниче и сослужителю. Радуйся, в житии твоем безплотным поревновавый; радуйся, и по смерти с ними водворивыйся. Радуйся, от юности Христа всем сердцем твоим возлюбивый; радуйся, от утра жизни твоея Тому единому поработавый. Радуйся, вся заповеди Господни верно и непорочно сохранивый; радуйся, мног плод духовный о Христе сотворивый. Радуйся, усердною молитвою дух твой окриливый; радуйся, чтущих любовию память твою от бед покрывающий. Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Кондак 1 Избранный чудотворче, великий угодниче Христов, святителю отче Феодосие, нетлением мощей твоих и множеством чудес от Бога прославленный, в песнех радостных ублажаем тя, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свобождай, да зовем ти: Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Молитва О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю Феодосие, услыши нас, с верою призывающих тя и усердно припадающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих (или: иконе твоей).

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Но — паче, как заключает Павел, говоря, — христианам прилично — благодарение (Бога) (Еф.5:3).    11. Представляется, будто слово — непоследовательно самому себе, говоря, что святым не подобает сквернословие и смехотворство, а, напротив, — благодарение. На самом же деле, оно весьма последовательно самому себе. Потому что поскольку здесь «святыми» он называет освятившихся благодатию крещения во Христа, то это он говорит непосредственно относительно нас, которым он подвигся внушить, что мы прияли в дар таковую благодать не для иного чего, как для благодарения Даровавшего нам сей великий дар, и не просто даровавшего, но и давшего его как залог обетованного вечного наследия, если только путем делания добра мы до конца твердо сохраним этот залог. Посему Господь говорит в Евангелиях: «Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша наслаждениями и печальми житейскими» (Лк.21:34). «Аще ли... речет злый раб... в сердцы своем: коснит господин мой приити; и начнет ссориться и быть небрежным к делам, «приидет господин раба того в день, воньже не чает, и в час, воньже не весть. И растешет его полма» (т.е. отсечет от данной ему благодати), «и часть его с лицемерами положит» (Мф.24:48-51), с лицемерствующими и называющимися «христианами», но, в действительности, — не христианами. Сознавая это, великий Павел присовокупляет и заклинает и предписывает, говоря: «Сие да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в царствии Христа и Бога. Никтоже вас да льстит суетными словесы: сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя. Не бывайте убо сопричастницы сим» (Еф.5:5-7).    12. И, вот, представляется, что Апостол говорит и высказывает нечто тягостное: потому что называет здесь блудником и нечистым смехотворца и сквернослова и отсек его от удела во Христе. Господь же, законополагая нам, превзошел и этот приговор: потому что вожделение в душе, возникшее вследствие страстного взгляда на женщину, Он назвал прелюбодеянием (Мф.5:27-28). Сделал же Он это для того, чтобы, очистив сами в себе скверну в мыслях, мы вели ангельский образ жизни на земле. Потому что ради этой цели Он сошел к нам, пребывая на небе как Бог, чтобы нас, хотя еще и пребывающих на земле, возвести на небо путем ангельского образа жизни. Посему опять же говорит божественный Павел: «Наше житие на небесех есть, идеже предтеча о нас вниде Иисус» (Еф.3:20, 6:20). Да будет же, чтобы следуя Ему ныне богоугодным образом жизни, а в будущем веке, в созерцании возвещенных неизреченных и вечных благ, нам во веки пребывать вместе со святыми Ангелами и людьми, славя Его со Отцем и Духом, ныне и присно и в нескончаемые веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Её красивая величественная наружность, светлый ум, дар слова, нередко обращали на нее внимание людей совершенно ее не знавших. Случалось, что лица встретившись с ней в вагоне железной дороги и поговоривши с ней несколько времени, совершенно изменяли свои взгляды, а некоторые даже продолжали свое знакомство и вели переписку. Проницательность её ума была прямо поразительная. Часто она останавливала свое внимание на людях с виду ничего незначущих и напротив развитых и красноречивых проходила невниманием. Действительно впоследствии оказывалось, что под красноречием скрывалась внутренняя пустота, а под молчаливостью высокие душевные качества. Даже и в людях с настоящим духовным развитием она умела отличать более глубокие души. Так однажды приехали две дамы весьма религиозные и набожные; одна из них почти все время молчала, а другая вела с Матушкой самый оживленный разговор о духовных предметах. Присутствовавшие при этом разговоре сестры удивлялись её пониманию и когда гости уехали, то сообщили Матушке свое впечатление, произведенное этой собеседницей, прибавив, что им так приятно было слышать это от мирской особы. Но Матушка на это ответила, что по её мнению гораздо более замечательна по глубине духовного понимания её спутница. В то время сестры были крайне удивлены заключением Матушки, но впоследствии когда им пришлось ближе узнать эту достойную и действительно замечательную личность, они вспоминали как Матушка София была тогда права. Великий благодатный Старец – отец и наставник юной обители, мудрая, и христиански любящая настоятельница, – какой залог для мирной и беспечальной жизни собранных сестер! Но путь их – путь креста, и едва прошло три года, как начались скорби и испытания. Труды настоятельства, заботы, болезнь и самый переворот жизни, все это подкосило крепкую натуру м. Софии. Преосвященный Владимир, объезжая епархию, был в июле 1886 г. в Шамордине и, увидав м. Софию сильно изменившеюся от болезни, предложил ей принять тайно схиму. Матушка была очень этим утешена и 25 числа Батюшка собственноручно постриг ее в великий ангельский образ, ранним утром в своей келье.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

дний две тысящы и триста» ( Дан.8:14 ), что соответствует сказанному ранее: «до времене и времен и полувремене» ( Дан.7:25 ). Но поскольку, по лунному исчислению времени, одно число превышает другое тысячью ста пятьюдесятью днями, то пророк в одном числе прилагает к дням и ночи, и поэтому удваивает число дней, но не делает этого в другом числе. Итак, в продолжение такого числа дней Антиох будет владычествовать над Иудеями, а потом правда Божия препобедит его, внезапно поразив его на обратном пути с востока. «И се, ста предо мною аки образ мужеск. И слышах глас мужеск среде увала... и рече: Гаврииле, скажи видение оному» ( Дан.8:15–16 ), Ангел Хранитель Даниила, неотлучно пребывавший с пророком, просит объяснить Даниилу это видение другого Ангела, который был при всех утешительных видениях, сообщаемых Даниилу и другим святым. «И прииде и ста близ стояния моего... и... ужасохся» от избытка светлости лица Ангельского. «И рече ко мне: разумей, сыне человечь», значение виденного тобою сна, «еще бо до скончания времене видение» ( Дан.8:17 ), то есть неблизко то время, когда народ твой изведен будет из плена. «Се, аз возвещаю тебе будущая на последок» ( Дан.8:19 ), то есть сказываю, что будет по исполнении ста лет, в которые народу твоему обещаны все блага. «Овен, егоже видел еси имуща рога, – это Дарий, – царь Мидский и Персский» ( Дан.8:20 ). Два рога означают два царства – Мидийское и Персидское. «А козел козий... рог же великий, иже между очима его, той есть царь», – Александр. «Рог... великий, иже между очима его», – означает владычество над целым миром ( Дан.8:21 ). «Сему же сокрушившуся восташа четыри рози под ним» ( Дан.8:22 ). Царство его сокрушилось, когда Александр умер, и овладели царством четыре любимца его: Селевк, Филипп, Димитрий и Птоломей. «И на последок царства их», когда исполнится мера грехов народа твоего, под конец царства Иудейского нападет потомок Селевка Никатора. «Востанет царь безсрамен лицем» ( Дан.8:23 ). Это «безсрамный лицем» Антиох, " разумеяй обладати», то есть искусный устроять козни и овладевать. «И державна крепость его, не в крепости же своей». Этим показывается, что Антиох не собственной силой приобретет славу и не по заслугам возвеличится, но, по причине умножения грехов народа Божия, Господь попустит Антиоху возобладать над Иудеями, чтобы рукой Антиоха вразумить их. «И чудесно растлит и успеет»; растлит чудесно, то есть растлит все, что достойно удивления в доме Божием. «И разсыплет крепкия» ( Дан.8:24 ), то есть мужей сильных и святых в народе твоем немилосердо перебьет мечом, и тела их повергнет «окрест Иерусалима», как духом свидетельствует об этом Давид ( Пс.78:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Отрок же поклонися ему до земля и рече: «великий авво, блаженный Сергие, посла мя к тебе, да сътвориши мя инока». Старец же не гладостне, ниже сладце, отвеща ему: «не можеши», рече «быти инок: не бо мала вещь есть дело инока. Ты юн еси, предание же старче жестоко есть — ничтож ино повеле снедати, разве хлеба и воды, и сего в меру: масла же и вана до конца ошаятись, и бдети, до полунощи в молитвах и в поучении Божии скончевая, есть же егда и всю нощ». И глагола ему отрок: «не всем человеком нрави суть равни: точию приими мя, отче, и время ти известит». Рече к нему старець: «мнози, пришедши зде обленившеся, не стерпевше труда постническаго и воздержаниа, отбегоша. И рех ти, яко не можеши: пойди инамо и постись». Отрок же, слышав словеса сиа, многими слезами лице свое омочая, желанием божественным распалив душю, и обещевается всяку скорбь терпети. Видев же старец усердие отрока и многиа слезы, введе его в келию свою и начат увещавати его, глаголя: «не скорби убо о сем, чадо, еже изрекох ти. Не мала бо есть вещ инока: иноцы бо самоволнии мученцы именуются и мучение их сугубейше есть. Мученцы бо мнози во единем часе временне страдавше скончашася: иноких же житие по вся дни страдании имать. Аще и мучитель мучениа не приемлют, но убо внутрь от естества плоти своеа и от врагов мысленых ратуеми и до последняго издыханиа стражут». Посем же глагола ему: «сыне! аще приходиши работати Господеви, уготови душу свою во еже терпети искушениа и страданиа, наводимая от врагов: да, претерпевше сих, приимеши мздовоздаяние на небеси велие». Отрок же поверже себе на ногу старчю, аки камень безгласен, ничтоже ино могый провещати, токмо: «помилуй мя». Старец же воздвиже его: «востани», рече, «чадо! Господь наставит тя на путь заповедей своих. Сего убо ради изрекох ти сиа, поне муж грешен есмь, аще и дело Божие восприах строити. Днесь убо желание твое исполнится». И се рек, сътворь молитву и облече его во святый ангельскый образ. Учаше же его добродетелем и наказоваше страданием, еже по Бозе, мужества и крепости смысл его исполняше, и в всем собою образ показоваше ему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Помяните когда-либо в молитвах ваших поусердствовавших приготовить вам схиму рабынь Божиих, Марию и Елисавету, которыя по обстоятельствам не монахини, а по силе и возможности держатся благочестивой жизни. Вот что мог среди постоянной молвы моей написать вам, написал, как думаю; вы сотворите, как найдете лучшим по вашему благому изволению и лучшему разумению, какое подастся вам свыше от благости Божией. Меня же грешнаго простите, и помолитесь о глаголющем и нетворящем, да не будет в суд и во осуждение недейственное слово, паче же слово без собственнаго дела. Помози вам, Господи, принять великий ангельский образ в пользу душевную, яковую обозначает образ сей. 120. О чтении писем св. Златоуста к диаконисе Олимпиаде в скорбных обстоятельствах.   (К монаху.)   Принимаю живое участие и сострадаю тебе в тесном и стеснительном твоем положении, но не могу ничего сказать определеннаго кроме слов св. Златоуста, который говорит в письмах к Олимпиаде: пока есть возможность ограждаться человеческими средствами, дотоле Бог не действует и не являет Своей Силы в затруднительных обстоятельствах. Когда же всевозможныя человеческия средства истощатся и почти совсем потеряется надежда к исправлению неисправимых дел, тогда Бог начинает чудодействовать и являть Свою силу, и паче чаяния человеческаго творить то, в чем потеряна всякая человеческая надежда. Если можешь достать эту книгу, то советую ее читать со вниманием, потому что кроме молитвы и прошения милости и помощи Божией, не нахожу для тебя чтения полезнее и отраднее и вразумительнее, как чтение писем св. Златоуста к диаконисе Олимпиаде. Об остальном будем ожидать изменения на лучшее от мановения Всесильной Десницы и Всеблагаго Господа, о всем промышляющаго, паче чаяний человеческих. Сам ты давно знаешь сказанное, как далеко отстоят пути человеческие от путей Божних. На этом и утвердим надежду нашу на лучшее и возверзим печаль свою на Господа. Вполне понимаю многотрудность и великую тяготу твоего положения. Но что делать? Некуда деваться, когда впали в терние бодущих неудобств, уязвляющих не только до слез, но и до крови.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Прожив 10 лет в монастыре, Иона решился быть отшельником и с благословения своего настоятеля перешел в уединенную келлию, находящуюся в отдаленной башне. Он рассказывал, что на новом месте он видел много страхований, которыми злые духи стараются возмутить покой инока, после того, как ничего не успеют, действуя против него греховными помыслами и мечтаниями. Напр., Иона стоял на молитвенном правиле, а в это время, разумеется, от испарения на стеклах, полилась с окна вода на пол. Отшельник вздрогнул. Бес, заметя это, напустил призрачную воду, сначала до колен его, потом до пояса и до самой шеи. Старец возопил прилежно к Богу, осенив себя крестным знамением, и привидение исчезло. В октябре 1835 года постигла его телесная болезнь, едва не доведшая до врат смерти. Вскоре после этой болезни он пожелал облечься в великий ангельский образ, и 21 августа 1836 года, через три года своей отшельнической жизни, был пострижен о. строителем Назарием в схиму и переименован Иоанникием. Старец (от роду ему было тогда 53 года) допускал к себе очень немногих и то изредка. С ним был близок монах Нил, один из его искренних учеников, живший рядом с ним в братском корпусе, и вел с ним подвижническую переписку. Единственное занятие схимника составляли молитва, чтение слова Божия и отеческих писаний. Впрочем, он не оставлял посещать и храм Господень, и нередко приступал и к тайнам Христовым. Он получил от Бога дар слез, которые, бывало, вдруг потекут из очей его, наподобие источника. В конце 1837 года, во время келейного чтения Евангелия был к нему голос свыше: «не можешь удержать». В ту пору какая-то женщина стояла за дверьми его келлии и плакала. Схимник, вразумленный свыше, отворил для нее свою келлию, беседовал с нею и с того времени не возбранял желавшим приходить к нему: скорбящих он утешал с добротою и участием; недоумевающим давал ответы, от которых им было легче; враждующих примирял; обиженных брал под свою защиту. Многие, тронутые его простыми словами и добрым примером, переменили порочный образ жизни; а некоторые, поняв суету мира, ушли в разные монастыри. Под руководством опытного наставника, монашествующие ревновали о строгом подвижничестве. Одному монаху советовал он с особенным вниманием прочитывать псалом 36-й (Не ревнуй лукавнующим...) и располагать свое поведение сообразно с содержащимся в нем учением. Послушникам говорил: «вы бываете на работах, а для занятий, собственно, духовных имеете мало времени, но и тем не пользуетесь, как должно. Знаю, как вы поступаете: книгу под стол, а самовар на стол». Иным он помогал своими молитвами. Так, одна женщина, рождавшая мертвых детей, просила старца-схимника помолиться за нее. После того она, к удивлению, родила живого младенца и на руках принесла его в обитель, чтобы схимник благословил малютку. Бесноватые, по молитвам старца, исцелялись через помазание св. елеем, принятое от его же рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А определено было сие святыми отцами не на основании церковных правил, а по благоусмотрению и необычайному снисхождению, как это ясно найдет внимательно читающий послание 189 . Глава 29-я – о том, что епископ, постригшийся в монахи, лишается священства 2-е правило собора, на котором первенствовал патриарх Фотий 190 , не позволяет архиереям, надевшим монашеское одеяние, присвоять себе потом права архиерейства: ибо жизнь монашеская есть обет покаяния и постоянной скорби. Итак, каким образом ни во что вменившие высоту архиерейского достоинства в сравнении с смирением монашеским и оказавшие предпочтение чину кающихся и учащихся в сравнении с достоинством учительским – будут вправе возвращаться снова к тому, что сложили с себя самым делом? Но не должно архиерею, надевшему монашеское одеяние, потом принявшему великий и ангельский образ, присвоять себе прав и священства: ибо если малый образ, который есть залог совершенного (образа), может лишить архиерейства, то тем более совершенное пострижение. Но сие не должно быть препятствием для священников, ибо они не имеют места учителя и посему им и после пострижения не запрещается священнодействовать, так как правило по отношению к ним не имеет места 191 . Глава 30-я – о том, что не должно быть епископу в малом городе или деревне 6-е правило Сардикийского собора полагает, что не должно рукополагать епископа в село или город весьма малый, для которого довольно будет и одного пресвитера, дабы епископское достоинство многими не было почитаемо за какое-нибудь низкое дело и достойное пренебрежения, но рукополагать только туда, где был древний обычай (иметь епископа). Если же какой-нибудь из городов, бывший прежде немноголюдным, впоследствии будет иметь многих жителей и будет признан достойным епископа, в таком случае он должен получить епископа, с согласия одного собора, по Апостольскому правилу 192 , которое говорит, что без воли собора епископ не должен совершать ничего важного; его и ищи в 11-й гл. настоящей буквы; что же касается избрания епископов от народа городов и рукоположения их областными епископами, о чем сказано и в иных различных правилах 193 , то сие ныне не имеет действия, ибо рукополагающие епископов и избрания их производят чрез областных епископов 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

5,6 Ибо, как новорожденный младенец есть образ взрослого мужа, так и душа есть образ Сотворившего её. И как дитя, постепенно возрастая, отчасти узнаёт 2150 отца, повзрослев же, наставляется отцовской мудростью 2151 , и тогда отец окончательно узнаёт сына, а сын – отца, и отцовское сокровище открывается сыну, так душа до преслушания должна была продвигаться вперед и достичь «мужа совершенна» 2152 , но через преслушание сокрылась и образная 2153 любовь. Впрочем, осталась от нее некая часть, но она погрузилась в пучину неведения и море забвения, попалась на крючок заблуждения 2154 и исчезла в воротах ада. 5,7 Итак, далеко удалилась душа от заповеди и не могла ни стать единой с ней, ни познать её, но Бог сначала через пророков снова обращал её к познанию, напоследок же дней 2155 непостижимая, неуразумеваемая и не имеющая ни начала, ни конца блаженная Троица, неделимая воля и беспредельная сущность, сей Бог наш, неисследимый и невыразимый, Сам по Себе исполнил заповедь, домостроительно ради нас послав Сам Себя. 5,8 Сын, придя от Отца, рассеял пучину неведения, забвение, заблуждение и неотверзаемые врата адовы разбил и вошел в заблудившуюся душу, дабы душа, взяв с Него пример, последовала заповеди вплоть до первообраза, чтобы тогда постепенно соединиться и сраствориться с заповедью и стать единым с ней, чтобы от преслушания войти в образную любовь, а от неё чрез заповедь обрести упокоение, любовь, никогда не отвращающуюся. 5,9 Вот, Иисус крещается Иоанном 2156 , освятив воды, как написано 2157 , и явив прощение прегрешений верных душ. Затем свидетельствует Иоанн, что видел «Дух Божий», «сходящий на Самого» Иисуса 2158 . Посылающий же, и Посылаемый, и на Кого ниспослан Он был, – Одно. Итак, по домостроительству, как сказано, явил [Иисус прощение грехов] ради имеющих продвинуться и достичь «в мужа совершенна» 2159 . По домостроительству же искушаемый вплоть до ангельского служения 2160 , Он показывает свободу души. Потом перенес Он оскорбления и уничижения, бесчинства и заушения, допросы начальников, вплоть до креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010