Ей приснилось, будто она слышит стройное пение святых жен. Она возрадовалась духом и хотела было войти в дом, откуда лились голоса и петь вместе с ними. Но привратник у входа не пустил ее. Он сказал, что к отроковицам Божиим не могут входить те, кто не принимает монашеский образ. От его слов она преисполнилась стыда и смущения... и проснулась. Не мешкая она отправилась к святому, рассказала ему о своем сновидении и попросила совершить то, от чего она так долго и упорно отказывалась. Итак, приняв монашество, мать преподобного стала во всем подобна остальным сестрам. Посадив множество ростков праведности, она теперь с радостью пожинает плоды бессмертия. В. Из Патерика Старец говорил: «Поверьте мне, чада, великая похвала и великая слава царю, который отрекся от престола и стал монахом. И так же велик позор монаху, снявшему с себя монашескую одежду и ставшему царем. Ибо умопостигаемое несравнимо достойнее чувственного». 2. Один великий прозорливый старец засвидетельствовал, что благодатную силу он видел во время Крещения и точно такую же силу видел при постриге человека, когда тот облачался в монашеское одеяние. Г. Из Ефрема Брат, не торопи время принятия ангельского образа 65 . Ведь это враг внушает некоторым неразумное желание удостоиться монашеской мантии, когда к тому еще не пришло нужное время. Но ты, возлюбленный, изо всех сил старайся угодить Богу, терпи и внимай словам апостола: Если и можешь сделаться свободным, то лучше сделаться рабом 66 . Посмотри на древние поколения и увидишь, что святые всегда терпением и стойкостью достигали обещанного (Богом) и каждый день просили о том, чтобы стать Его сонаследниками в Царстве Небесном. Вспомни, патриарх Иаков разве не за Рахиль работал на своего шурина Лавана четырнадцать лет в Месопотамии, где днем зной, а ночью (лютая) стужа? А Иосиф Прекрасный? Разве не проработал он много лет на чужбине? Как сказано в Писании: Иосиф, семнадцати лет, пас скот (отца своего) вместе с братьями своими, и дальше: Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице Фараона ( Быт. 41:46 ). Моисей, слуга Господа, прожил сорок лет в земле Мадиамской. И сыны Израиля только после сорока лет странствий вошли в землю обетованную. Но прежде всего, посмотри на Авраама: сколько лет ему пришлось ждать обещанного. Только проявив терпение, все святые получили обещанное. Итак, со смирением потерпи Господа, и в нужное время Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень ( Пс. 36:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи ( Иов. 41:17–22 ). Отмечу, что в отличие от синодального перевода стиха Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса ( Иов. 41:17 ), в Вульгате этот текст выглядит иначе: Когда поднимется, испугаются ангелы и, устрашенные, очистятся ( Иов. 41:6 ; Вульгата, по ее пагинации). Следует признать, что этот библейский фрагмент представляет для древних латинских толкователей некоторые трудности. Впрочем, пресвитер Филипп изъясняет его как одновременно и относящийся ко времени сотворения Богом ангельских сил, и как повествующий об эсхатологической перспективе. С одной стороны, здесь идет речь о том ужасе, что испытали ангельские силы, ставшие свидетелями преступного отпадения от Бога денницы, сделавшегося сатаной. Тогда большинство Ангелов устояли в своей верности Богу, вместе с тем придя в великий трепет от той страшной меры гордыни, что достиг низринутый с небес богопротивник. Но, с другой стороны, речь здесь идет и о реальности Судного дня. Ведь именно тогда спасенные Господом христиане, хотя и трепеща перед славой Второго Пришествия Христова, очистившись от своих грехов, по праву «войдут в сообщество Ангелов, словно новые Ангелы», в то время как «диавол будет осужден» в геенну огненную 1100 . Господь продолжает говорить о левиафане, описывая образ его пребывания в морской пучине: Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою ( Иов. 41:23–24 ). Что же нам следует понимать под этим «морем», в котором обитает и действует сатана-левиафан? Вот как отвечает на этот вопрос пресвитер Филипп: «Будем считать, что «море», согласно аллегорическому истолкованию, – это век сей, ибо он мрачен в силу тьмы и слепоты своей глупости. Дьявол же воспламеняет его плотскими вожделениями, чтобы он закипел в своей любви к земным удовольствиям» 1101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

купели и сделавшихся чадами Божиими, тем более требуются плоды покаяния, плоды любви и милосердия друг к другу. Дух благодати Христовой есть взаимная любовь: сие заповедаю вам, да любите друг друга 100 . Аминь. Слово в неделю пред Просвещением Нынешнее воскресенье называется, возлюбленные братия и сестры, неделею пред Просвещением или – все равно – пред Богоявлением, пред Крещением. Из Евангелия сегодня положено читать от Марка первую главу, с 1-го до 9-го стиха. В Евангелии приведены пророчества или предсказания пророков Господних Малахии и Исаии о том, что пред самым пришествием Господа на землю во плоти, т. е. пред первым, а не вторым пришествием, – послан будет Предтеча, который приготовит Ему путь; у Малахии пророка, которому и память сегодня празднуется, этот Предтеча назван Ангелом 101 Божиим, по ангельской, святой, бесстрастной жизни Иоанна Крестителя; а у другого пророка – Исаии – он назван гласом вопиющего в пустыне, т. е. Иорданской, гласившим: приготовьте путь Господу; прямыми сделайте стези Ему 102 . В Евангелии сказано далее, что эти пророчества исполнились, ибо действительно, пред самым явлением Спасителя мира, явился великий пророк и Предтеча Господень Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, и выходили к нему все жители страны Иудейской и Иерусалима и крестились от него все в реке Иордан, исповедуя грехи свои 103 . Далее описывается образ жизни Иоанна, его возвышенный, божественный характер, его совершенное беспристрастие ко всему, чем прельщаемся, к чему страстно прилепляемся мы грешные; – говорится, что он носил самую простую, грубую, суровую, а не мягкую и тонкую одежду – из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед, т. е. растительность подручную в сыром виде, и мед диких, не домашних пчел. А проповедовал Он народу вот что: идет за мною Сильнейший меня, у которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его, я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не замечает она, или не хочет замечать, что в монастыри, большей частью, поступают люди вовсе не для спасения и праведной жизни, что монашество стало ремеслом, и что размножение монастырей есть только увеличение разврата и грехов против Господа Бога. Греко-Российская церковь учит, что монашеская жизнь есть подражание жизни Христовой. Даже ежели бы монахи и монахини исполняли по всей строгости данные ими обеты, такое учение было бы ложью: Христос постоянно жил с людьми и между людей, учил их, благодетельствовал им, заботился об их спасении и, наконец, для их искупления принял мучительную и позорную смертную казнь. Что же тут похожего на монашество? Но монахи и монахини запираются в свои монастыри для идолослужения, и во здравие (?) своих рукотворенных и нерукотворенных упиваются вином и упитывают свои чрева, и блудодействуют, и сквернодеют; «и, поскольку они славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, Бог предал их страстям постыдным: ибо, как женщины их обратили естественное употребление в противоестественное; так и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам, и, таким образом, получая в самих себе достойное наказание за свое заблуждение» ( Рим. 1:23, 26–27 ). Кто скажет, что этого не бывает сплошь да рядом в монастырях, и что не монашеская жизнь, не сама тому причиною? Припоминаем при этом, что один из уважаемых отцов греко-российской церкви Афанасий Великий (в письме к Аммону) называет монашество житьем ангельским, выше которого на земле быть не может: верно, он никогда не видал монастырей. Позабыли св. иноки и инокини сказанное святым Апостолом, что «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни женоподобные, ни мужеложники, ни воры, ни сребролюбцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царствия Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9–10 ). Не останутся они без наказания Божьего. Но не оправдается перед Господом и греко-росийская церковь (!) ибо она забыла, что «не все могут снести сие, но те, коим дано» ( Мф. 19:11 ), и что «во избежание блдодеяния каждый пусть имеет свою жену, и каждая жена пусть имеет своего мужа» ( 1Кор. 7:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том,...    Во время княжения самодержца Русской земли, благоверного великого князя Владимира Святославича, соблаговолил Бог, чтобы появился просветитель Русской земли и наставник иноков, о котором и будет это сказание.    Жил в городе Любече некий благочестивый муж, в которого смолоду вселился страх Божий, и захотел он стать иноком. Человеколюбивый же Господь вложил в его душу желание идти в страну Греческую и там постричься в монахи. Немедля устремился он в путь, странствуя за странствовавшего и трудившегося ради нашего спасения Господа, и достиг Царьграда. И пришел он на Святую Гору, и обошел афонские святые монастыри, и, увидев эти монастыри на Святой Горе и жизнь монахов, превосходящую человеческие возможности, — оставаясь во плоти, они подражали ангельскому житию, — еще сильнее воспылал он любовью ко Христу и захотел повторить подвиги этих монахов. Пришел он в один из тамошних монастырей и умолил игумена, чтобы тот возложил на него ангельский образ иноческого чина. Игумен же, прозрев, что он свершит великие добрые дела, послушал его, постриг под именем Антония, наставив и обучив иноческому житию. Антоний же, угождая во всем Богу, в остальном подвизался в покорности и послушании, так что все радовались за него. И сказал ему однажды игумен: «Антоний, иди снова на Русь, да будешь там и другим примером их успеха и утверждения в вере, и будет с тобой благословение Святой Горы».    Антоний же пришел в город Киев и стал думать, где бы ему жить. Походил он по монастырям и не пожелал ни в одном из них поселиться: потому что Бог не хотел. И стал он ходить по лесам, и по горам, и по разным местам, и, придя в Берестово, нашел пещеру, которую когда-то выкопали варяги, и поселился в ней, и жил в ней в великом воздержании. Через некоторое время после этого умер великий князь Владимир, и захватил власть безбожный и окаянный Святополк, и, сев в Киеве, стал избивать братьев своих, и убил святых Бориса и Глеба. Антоний же, увидев такое кровопролитие, содеянное окаянным Святополком, снова удалился на Святую Гору.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но кто же теперь пойдет впереди такого народа? Кто теперь поведет дальше израильтян? И сказал Ягве Моисею: ... И пошлю пред тобою Ангела (Моего)... ибо Сам не пойду среди вас ( Исх. 33 1–3). Не тот Малеах Ягве (Ангел Господень), Логос и Божественный Педагог пойдет пред народом, а обычная тварная ангельская сила. При этом обещается вроде все, что нужно – хананейские племена будут изгнаны пред лицом израильтян, земля молока и меда будет дана, но все это – не то! Не то, ибо будут дары Божии, но не будет Бога! Одиноко без Самого Бога. И не только одиноко, но и весьма опасно. Моисей чувствует, что, имея дары Божии вместо Бога, Израиль им и поклонится вместо Него и так опять вернется к идолопоклонству. Св. Афанасий Великий : «И Моисей, – зная, что Ангелы суть твари, а Дух Святый едино со Отцем и Сыном, когда Бог говорит ему: предъиди, взыди отсюду ты и людие твои, ихже извел еси от земли Египетский на землю, еюже кляхся Аврааму, и Исааку, и Иакову, глаголя: семени вашему дам ю. И послю купно Ангела Моего пред лицем твоим, и изженет Хананея ( Исх. 33, 1.2 .), – отрекается, говоря: аще сам Ты не идеши с нами, да не изведеши мя отсюду (ст. 15). Моисей не хотел, чтобы народом предводительствовала тварь, отчего евреи научились бы служить твари паче сотворшаго всяческая Бога» т. 3, К Серапиону посл. 1, п. 12]. Ягве обещает Моисею: И прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, (Гергесеев), Евеев и Иевусеев пред лицем возвращающихся на землю праотцов израильтян, и Ангел Божий введет вас в землю, где течет молоко и мед ( Исх. 33:2–3 ). Не своей силой совершит это Израиль, хвалиться собой ему не придется– это сделает Ягве Сам и Ангел Его. Св. Иоанн Кассиан Римлянин находит в этом образ духовной брани в человеке, уподобляя хананейские племена греховным страстям, от которых надо очистить душу и сердце, землю Божию: «Что яснее можно сказать против гибельного самомнения и самонадеянности нашей, по которой всё, что делаем, хотим приписывать свободному произволению, или старанию нашему? Когда, говорит, будет изгонять их Господь Бог твой от лица твоего, то не говори в сердце своем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею землею ( Втор. 9:4–5 ). Не ясно ли Он выразил тем, которые имеют душевныя очи открытыя, и уши для слышания? Когда у тебя благополучно кончится брань с плотскими пороками, и увидишь, что ты избавился от нечистоты и от жизни мирской, то надмившись успехом брани и победы, не приписывай этого своей силе и мудрости, думая, что победу над духовными непотребствами и плотскими пороками ты одержал своими трудами, старанием и свободным произволением. Ты, без сомнения, вовсе не можешь преодолеть их ни в чем, если Господь не сообщит тебе помощи и не будет покровительствовать тебе» Собеседование 5 аввы Серапиона, гл. 15]. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Он рассказал им все, что было, и прибавил: «Ангел написал ее. И вот он стоит возле меня и хочет меня взять». И, сказав это, предал дух. Тело его приготовили к погребению, вынесли в церковь , сотворили над ним обычное пение и положили в пещере с преподобными отцами о Христе, Господе нашем. («Киево-Печерский Патерик»). X. О черноризце Эразме, истратившем имение свое на святые иконы и за то получившем спасение. Был в Печерском монастыре черноризец, именем Эразм. Он имел большое богатство, которое истратил на церковные нужды и на украшение святых икон. Наконец, дошел он до последней нищеты, и все начали пренебрегать им. И вот стал он отчаиваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому что в Церковь , а не на милостыню раздал его: диавол вложил ему это в сердце. И стал он нерадеть о житии своем: во всяком небрежении и бесчинстве начал проводить он дни свои. Однажды разболелся он так сильно, что наконец перестал говорить, лежал с открытыми глазами; грудь едва дышала. Так пробыл он семь дней. В 9-й же день пришли к нему братия, и, видя страшное его издыхание, чудились все и говорили: «Горе, горе душе брата сего! Жила она в лености и во всяком грехе, и теперь видит что-то такое, мятется и не может выйти». Но вдруг Эразм встал, как будто никогда болен не был, сел и начал говорить им: «Братия и отцы, послушайте, истинно таю грешен я, как вы сами знаете; и не покаялся даже доныне. И вот теперь явились мне святые – Антоний и Феодосий, и сказали: «Мы молились Господу, и Он дал тебе время покаяться». И вот увидал я Пресвятую Богородицу: Она держала в руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и все святые были с Ней. И сказала Она мне: «Эразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в Царстве Сына Моего. Нищих же вы всегда имеете с собой ( Мф. 26:11 ). Только, вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя к Себе, чистого, возлюбившего благолепие дома Моего " ». И, сказав это, Эразм начал пред всеми исповедовать сделанные им грехи, не стыдясь, а радуясь о Господе. Потом он встал, пошел в церковь и пострижен был в схиму; в третий же день отошел ко Господу в добром исповедании. («Киево-Печерский Патерик»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Послушайте вот, в свое утешение, дивную повесть от первых дней христианства на Руси. Вот что пишет святитель Симон Владимирский преподобному Поликарпу в «Патерике Печерском»: «Был в монастыре Печерском черноризец, именем Эразм. Он имел большое богатство, но все его истратил на церковные нужды: оковал много икон, и дошел он до последней нищеты, и все стали пренебрегать им. И стал он отчаиваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому что в церковь , а не на милостыню роздал его. Диавол вложил эту ему в сердце. И стал он нерадеть о житии своем, во всяком небрежении и бесчинстве дни свои проводил. Однажды разболелся он так сильно, что наконец перестал говорить, лежал с открытыми глазами; грудь едва дышала. Так пробыл он семь дней. В восьмой же день пришли к нему братия, и, видя страшное его издыхание, чудились все и говорили: «Горе, горе душе брата сего! Жила она в лености и во всяком грехе, и теперь видит что-то такое, мятется и не может выйти». Эразм же этот встал, как никогда и болен не был, сел и начал говорить им: «Братия и отцы, послушайте. Истинно так: грешен я, как вы сами знаете, и не покаялся даже доныне. И вот теперь явились мне святые Антоний и Феодосии и сказали: мы молились Господу, и Он дал тебе время покаяться. И вот, увидел я пресвятую Богородицу: Она держала на руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и все святые были с Ней. И сказала Она мне: «Эразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в царстве Сына Моего. Нищих же вы всегда имеете с собой ( Мф. 26:11 ). Только, вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя к Себе – чистого, возлюбившего благолепие дома Моего». И, сказав это, Эразм начал перед всеми исповедовать сделанные им грехи, не стыдясь, а радуясь о Господе. Потом он встал, пошел в церковь и пострижен был в схиму; на третий же день отошел ко Господу в добром исповедании. Об этом слышал я, – прибавляет святой Симон, – от тех святых и блаженных старцев, которые сами были тому свидетелями и очевидцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Посмотрим на себя, подобны ли мы этим животным? Они ли олицетворяют наш характер? Или более олицетворяют нас гордые павлины, хитрые лисы, ядовитые змеи? Откр.4:8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей. Видим, что эти четверо животных подобны шестикрылым серафимам ( Ис. 6:1–4 ). Двумя крылами, как говорит великий Дионисий, они покрывают лица, двумя – ноги, а средними летают. Этим явлено их глубочайшее благоговение к Божественному откровению. Они исполнены очей , то есть ведения Божественных тайн. Этого ведения сподобляются не только чины ангельские, но и искупленные души на небесах, небесная Церковь , ибо ее характер олицетворяют как раз эти четверо животных. И ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. Ни днем, ни ночью не имеют покоя. Это не означает, что на небе будут дни и ночи, просто Иоанн использует наш земной образ, чтобы показать, что непрерывно воспевает небесная Церковь Всевышнего Бога. И в этом они не имеют покоя . Мы сейчас не имеем покоя, погрязая в домашней работе, обретении богатств, в стяжании чинов, в увеселениях. Но предаемся беспечному покою в служении Богу, в прославлении и воспевании Его святого имени. И только те небесные искупленные, лицезреющие Христа в непосредственной близости престола Божия, не имеют покоя и взывают трисвятую песнь: свят, свят, свят Господь Бог. В этой трисвятой песни прикровенно показуется и воспевается Святая Троица. Впервые эту трисвятую песнь из уст серафимов, окружающих престол Божий, услышал пророк Исайя ( Ис. 6:3 ). И вот теперь видит и слышит апостол Иоанн. Несмолкаемо звучит эта песнь в Церкви и поныне, какой услышал ее из ангельских уст во время богослужения один отрок в Константинополе: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный...» Но будучи еще не на небе, а на земле, добавляет Церковь : «помилуй нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пробыв у Иоанна довольно продолжительное время и научившись от него скитскому безмолвию и подвижничеству, Евфимий по приказанию своего учителя, ушел в киновию 6697 Писсадинон, чтобы в ней научиться от старцев подвигам киновийного иночества. Игумен той обители, Николай, с великим благоразумием управлявший своей киновией, приняв нового ученика, назначил ему сперва самые низкие послушания. Евфимий не возроптал на сие, хотя сии послушания и были сопряжены с великими трудами: он счел их за истинное врачевство для своего юного тела. Помыслы об оставленных им: супруге, родственниках и богатстве, – уже не раз волновали его душу, но, неся сии послушания, Евфимий мог утешать себя словами Спасителя: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф.19:29, 10:37 ). Когда же Евфимию случалось принимать оскорбления и поругания, – что неразлучно было с прохождением низких послушаний, – то он безропотно и с радостью сносил их. Через такое послушание, смирение и труд, Евфимий достиг, наконец, того, что в нем умолкли все злые страсти. Укрепившись в добродетелях киновийной жизни, Евфимий решил отправиться в пустыню, чтобы там в безмолвии достигнуть еще большей близости к Богу. Оставался еще непройденным путь строгого безмолвия. Далеко в сие время разносилась слава об Афонских подвижниках, и к ним то решил теперь отправиться Евфимий. Свое намерение он открыл одному из великих подвижников Олимпа, старцу Феодору. Благословил святой старец ревностного инока на новый путь и, зная, что старца Иоанна, от которого Евфимий восприял свое первое пострижение, уже нет в живых, облек его в великий ангельский образ 6698 . Спустя восемь дней после сего Евфимий был уже готов в путь, чтобы оставить Олимп после пятнадцатилетнего пребывания на нем. Нашелся ему и спутник – инок Феостирикт, так же, как и он, жаждавший высших подвигов иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010