Это поступательное обнаружение зла и выражено в свидетельстве Св. Писания о том, что падшие ангелы не соблюли своего начальства и оставили свое жилище ( Иуд. 6 ). В мире ангельском, таким образом, произошло открытое возмущение против Бога и произошло во имя самобожественности и автократизма частного личного бытия. Не без основания многие из отцов Церкви образ возмутительного действия диавола против Бога видят прикровенно выраженном в описании обнаружения гордыни царя тирского и царя вавилонского: «Ибо, во-первых, самая необычайность изображений, какими описывается гордость того и другого царя, показывает, что говорится о гордости более, нежели человеческой; во-вторых, Вавилон составляет обыкновеннно образ царства темного, часто представляемый боговдохновенными писателями» (Догм, богосл. преосв. Фил. 269 пр. 41). Что касается до самого описания гордыни царей тирского и вавилонского, то она у пророков Иезекииля и Исайи представлена в таких чертах, которые, можно сказать, идеальны по своему абсолютизму и могут быть приложимы только к диаволу: «сын человеческий! – говорит Господь чрез пророка Иезекииля, – плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Эдеме, в саду Божием... Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою ( Иез.28:12–17 ); «...вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием...» ( Иез.28:2 ). «Как упал ты с неба, денница, сын зари! – говорится у пророка Исаии о царе вавилонском. – А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис.14:12–15 ). «Сатана свержен с неба, – говорит Афанасий Великий , – гордость повергла в самую глубину бездны того, кому принадлежали слова: «На небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, буду подобен Всевышнему». «Пророк Иезекииль, – говорит блаженный Феодорит , – под именем князя Тирского описывает отпадшего князя (сатану), который ему содействовал». «В судьбе князя Тирского, – замечает преосвященный Макарий, – таинственно изображена и повторилась судьба падшего денницы» (Догм, богосл. преосв. Мак. 311 стр.). «Гордость, – говорит св. Амвросий, – прияла начало свое от диавола, который, обольстившись своим могуществом и достоинством, данным ему от Создателя, и возомнивши равным славою своему Виновнику, низвержен с высоты небесной вместе с теми ангелами, коих увлек он и в свое нечестие» (Л. 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 7. Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том, почему монастырь был прозван Печерским Во время княжения самодержца Русской земли, благоверного великого князя Владимира Святославича, соблаговолил бог, чтобы появился просветитель Русской земли и наставник иноков, о котором и будет это сказание. Жил в городе Любече некий благочестивый муж, в которого смолоду вселился страх божий, и захотел он стать иноком. Человеколюбивый же господь вложил в его душу желание идти в страну Греческую и там постричься в монахи. Немедля устремился он в путь, странствуя за странствовавшего и трудившегося ради нашего спасения господа, и достиг Царьграда. И пришел он на Святую Гору, и обошел афонские святые монастыри, и, увидев эти монастыри на Святой Горе и жизнь монахов, превосходящую человеческие возможности, — оставаясь во плоти, они подражали ангельскому житию, — еще сильнее воспылал он любовью ко Христу и захотел - повторить подвиги этих монахов. Пришел он в один из тамошних монастырей и умолил игумена, чтобы тот возложил на него ангельский образ иноческого чина. Игумен же, прозрев, что он свершит великие добрые дела, послушал его, постриг под именем Антония, наставив и обучив иноческому житию. Антоний же, угождая во всем богу, в остальном подвизался в покорности и послушании, так что все радовались за него. И сказал ему однажды игумен: «Антоний, иди снова на Русь, да будешь там и другим примером их успеха и утверждения в вере, и будет с тобой благословение Святой Горы». Антоний же пришел в город Киев и стал думать, где бы ему жить. Походил он по монастырям и не пожелал ни в одном из них поселиться: потому что бог не хотел. И стал он ходить по лесам, и по горам, и по разным местам, и, придя в Берестово, нашел пещеру, которую когда-то выкопали варяги, и поселился в ней, и жил в ней в великом воздержании. Через некоторое время после этого умер великий князь Владимир, и захватил власть безбожный и окаянный Святополк, и, сев в Киеве, стал избивать братьев своих, и убил святых Бориса и Глеба. Антоний же, увидев такое кровопролитие, содеянное окаянным Святополком, снова удалился на Святую Гору.

http://sedmitza.ru/lib/text/438044/

    Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Удаляется Иисус, научая нас этим, чтобы мы не подвергали себя опасностям. Удаляется же Он в Галилею, то есть покатую страну, ибо язычники уклонились в грех, и поселяется в Капернауме, то есть в «доме утешения», потому что Он и сошел для того, чтобы язычников сделать домом Утешителя. Завулон в переводе значит «ночной», а Неффалим — «широта», ибо язычники имели в своей жизни и ночь, и широту, так как ходили не тесным путем, но ведущим к погибели.     Да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране, и тени смертной воссиял свет. «Путь моря» вместо — страна, лежащая «на пути к морю». Свет же великий — Евангелие. Закон тоже был светом, но малым. Сень смертная — грех; она — подобие и образ смерти, ибо как смерть захватывает тело, так и грех — душу. Свет воссиял нам, ибо не мы искали его, но он сам явился нам, как бы преследуя нас.     С того времени Иисус начал проповедовать и говорить. С того момента, как Иоанн был заключен в темницу, Иисус начал проповедовать, ибо Он ждал, чтобы прежде Иоанн засвидетельствовал о Нем и приготовил для Него путь, которым Ему предстояло идти, подобно тому, как рабы приготовляют путь своим владыкам. Будучи равен Отцу, Господь и Сам имел в лице Иоанна Своего пророка, как Отец Его и Бог имел пророков прежде Иоанна, вернее, и те были пророками как Отца, так и Сына.     Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Христос и добродетельная жизнь — это Царство Небесное. Ибо если кто-нибудь жительствует на земле, как ангел, то не небесный ли он? Так что в каждом из нас есть Царство Небесное, если живем ангельски.     Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы; и говорит им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Аминь. Слово в неделю пред Просвещением Воскресенье нынешнее называется, возлюбленные братия и сестры, неделею пред Просвещением или – все равно – пред Богоявлением, пред Крещением. Из Евангелия сегодня положено читать от Марка первую главу, с 1-го до 9-го стиха. В Евангелии приведены пророчества или предсказания пророков Господних Малахии и Исаии о том, что пред самым пришествием Господа на землю во плоти, т.е. пред первым, а не вторым пришествием, – послан будет Предтеча, который приготовит Ему путь; у Малахии пророка, которому и память сегодня празднуется, этот Предтеча назван Ангелом ( Мал. 3:1 ) Божиим, по ангельской, святой, безстрастной жизни Иоанна Крестителя; а у другого пророка – Исаии – он назван гласом вопиющего в пустыне, т.е. Иорданской, гласившим: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ( Ис. 40:3 ). В Евангелии сказано далее, что эти пророчества исполнились, ибо действительно, пред самым явлением Спасителя миру, явился великий пророк и Предтеча Господень Иоанн, крестя в пустыне, и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему все жители страны Иудейской и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои ( Мк. 1:4–5 ). Далее описывается образ жизни Иоанна, его возвышенный, божественный характер, его совершенное безпристрастие ко всему, чем прельщаемся, к чему страстно прилепляемся мы грешные; – говорится, что он носил самую простую, грубую, суровую, а не мягкую и тонкую одежду – из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед, т.е. растительность подручную в сыром виде, и мед диких, не домашних пчел. А проповедывал он народу вот что: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым ( Мк. 1:7–8 ). Вот все Евангелие нынешняго воскресного дня. Вникнем, да порассудим об нем для общей нашей душевной пользы и обратим внимание на предсказания двух пророков о Иоанне Предтече, что они об нем предсказали о должности его в Царстве Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благость и человеколюбие Божие, которое во всем Священном Писании изображается, все в Нем изображенным видим, как в живом образе Бога невидимого. Хочешь ли, христианин, Божие сердце и преблагой Его нрав видеть? Смотри на Христа, Единородного Сына Его. Хочешь ли Христов нрав и сердце Его видеть? Читай святое Евангелие Его, внимай ему и покажет их тебе. Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним ( Вар. 3:36 ). И вот, Он явился на землю и жил с людьми. Видно было шествие Твое, Боже ( Пс. 67:25 ). Видели вход Твой и исход Твой ( Пс. 120:8 ). Видели обращение Твое с грешниками, которых Ты пришел взыскать и спасти. Видели, что Ты, дающий пищу всякой плоти, ел и пил, как человек. Видели, что Ты, неприступный для Херувимов и Серафимов, был доступен грешникам. Видели очи человеческие Тебя, на Которого не смеют чины Ангельские взирать. Слышан был глас Твой, как глас Сына Божия, как Единородного от Отца и воплотившегося Бога нашего. Излилась благодать из уст Твоих, прекраснейший из сынов человеческих Сын Божий ( Пс. 44:3 ). Видели преславные дела Твои, которые Ты сотворил на земле. Видели божественные и прекрасные добродетели Твои, которые Ты нам, бедным грешникам, для подражания показал и оставил. О, блаженное время, в которое Солнце праведное на земле пребывало! Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет ( Мф. 4:16 ). Блаженны очи, видевшие Бога в образе человеческом! Блаженны уши, слышавшие глас Сына Божиего и Небесного Царя, явившегося на земле! Желали это видеть пророки, праведники и цари и не видели, желали слышать и не слышали. Христиане! Блаженны и мы, что видим образ Его, изображенный в Евангелии, и слышим глас Его в том же Евангелии, и исповедуем и призываем имя Его, и таинственно причащаемся пречистого Тела и животворящей Крови Его. Будем же ревностно подражать прекрасным добродетелям Его, которые для этого Он нам и оставил. Да последуем Богу, ради нас в образе человеческом явившемуся и ходившему по земле. Возлюбим Его смирение, любовь, милосердие, милость, кротость, терпение и пресладкий нрав.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В самом деле, скажи мне, если бы диавол не пал еще до создания человека, то как он, оставаясь в своем достоинстве, позавидовал человеку? Какой имеет смысл то, что ангел позавидовал человеку, бестелесный и находившийся в такой чести – обложенному телом? Но так как (диавол) ниспал с высочайшей славы в крайнее бесчестие и ниспал будучи бестелесным, а между тем видел, что человек создан и, будучи в теле, удостоен, по человеколюбию Создателя, столь великой чести, то разгорелся завистию и посредством обмана, совершенного им чрез змия, подверг человека наказанию смертию. Таково свойство злобы: не может она равнодушно переносить счастья других. Для всех очевидно, что диавол и все его полчище искони уже лишились небесной славы и сделались бесчестными. А с другой стороны, и не безумно ли говорить, будто ангелы низошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами? Разве не слышишь, что говорит Христос об естестве ангельском:  «в воскресении бо ни женятся, ни посягают, но яко ангелы Божии суть» ( Мф.22:30 )? Да и несвойственно этой бестелесной природе иметь такое (плотское) вожделение. А сверх того, нужно подумать и о том, что принять такое мнение и по разуму было бы величайшею нелепостию. Если святые, удостоенные Духа Святого мужи, не в силах были переносить даже явления ангелов, если и муж желаний, узрев присутствие ангела, не самое существо (потому что, как можно видеть бестелесное существо?), но воспринятый им образ, лишился сил и едва не самой жизни, если и столь великий и высокий муж упал почти бездыханным, – то кто, и самый безрассудный, согласится с этим богохульным и крайне безумным мнением, будто бестелесная и духовная природа имела совокупление с телами? А на понятном,современном русском языке не судьба отвечать? А более, чем первое предложение слабо прочитать?))) Эфиопская церковь потому и не является православной, что допустила ряд неправых мнений, в том числе и озвученное Вами. Этот апокриф основывается на неправильно понятом тексте из книги Бытия о предпотопных людях: В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

http://azbyka.ru/vopros/chto-vy-dumaete-...

Великое событие сие ближайшую связь имеет с прославлением Господа Спасителя по вознесении на небо, о котором говорит апостол Павел в 1-й главе послания к Евреям: Сей (Сын Божий), будучи сияние славы и образ ипостаси Ею(Бога) и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, восстал одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследствовал имя, ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты сын Мой, Я ныне родил Тебя. И ещё: Я буду Ему Отцом и Он будет Мне сыном ( Пс.2:7 ; 2Цар.7:14 ). Также, когда вводит Первороднаго во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии ( Пс.96:7 ). Преклоняясь пред великим подвигом Господа Спасителя и пред Его божественным величием, Ангелы вошли в теснейшее единение с основанною Им церковью и служат каждому верующему христианину, подражая неизреченной любви к нам единородного Сына Божия, пролившего за нас грешных пречистую кровь Свою на кресте. Итак, разнообразное и благодетельное служение нам святых ангелов в церкви христианской есть великий дар нам Господа Спасителя, одна из наград за Его подвиг, нам Его милостью и любовью уступленная. Посему, в день прославления святых ангелов, Церковь поёт Господу Спасителю: Тя, неизреченно соединившаго с небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершивша Ангелов и человеков, непрестанно величаем. Церковь ангелов и человеков едина, но единство не есть безразличие или тожество. Ангельский собор и человеческий род, принятые Господом Жизнедавцем в единую Церковь , имеют много явных признаков близости, много сходных черт, но есть между ними и существенные черты различия. Особенности сии никак не препятствуют единению духа, союзу любви. Разнообразие при единстве напротив представляется неизменным законом истинной жизни и условием духовной красоты. Глубочайшая основа сего закона – в Троическом единстве Верховного Существа, Творца вселенной. Благоустроенная ещё до начала видимого мира, сияющая славой и величием церковь ангельская представляет в себе, если можно так выразиться, прототип церкви земной.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 5. Обувает в сандалии: " Брат наш (имя) вторично обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело; медленным и неподвижным на самоволие и на всякое непристойное дело и чтобы день и ночь с бодростью и терпением подвизаться в молитве, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 6. Вручает четки: «Прийми, брат (имя), вторично духовный меч, который есть слово Божие, и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса, непрестанно произнося: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Помни, что отныне ты должен всегда непрестанно иметь на своих устах слово Божие, пребывая в молитве, славословии и пении псалмов и духовных песнопений, чтобы никакое гнилое слово не исходило из твоих уст, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 7. Вручает ручной крест, благословляя: «Прийми, брат (имя), вторично щит веры – Крест Христов, которым ты угасишь все разженные стрелы лукавого; и всегда помни слова Господа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф. 16:24 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 8. Вручает зажженную свечу: «Возьми, брат (имя), вторично эту свечу и смотри, что отныне своею чистою, добродетельною жизнью, благочестивым размышлением, словом и делом, совершенным смирением, хранением себя в кротости, молчании и усиленном воздержании от всего, ты должен быть светом для мира, как сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 9. После всего этого настоятель благословляет схимника: " Брат наш (имя) принял обручение великого ангельского образа и вторично облекая во всеоружие Божие, чтобы возможно было ему побеждать всю борющуюся с ним силу начальников, властителей и мироправителей тьмы этого века и поднебесных духов злобы, себя же хранить в безмолвии, – во имя Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Вспомни тот час, когда преподобный отец наш Никон облек нас в святой великий ангельский образ, и были мы оба, как одна душа и все дивились любви нашей. Не забудь слов великого старца, которыми он нас утешал и увещевал ночью, когда мы выходили из монастыря; не оставляй меня, брат, молю тебя, чтобы как-нибудь не погиб один без тебя, и Бог взыщет с тебя за мою душу. Симеон вразумлял его: — Считай меня, что я умер; в самом деле, если бы я умер, не оставался ли бы ты один? Поверь же, что если пойдешь со мною, поступишь хорошо; если не пойдешь, — твоя воля; я же всё равно здесь не останусь, но иду, куда велит мне Бог. Иоанн понял, что это от Бога внушение его брату, чтобы шел из пустыни в мир и не стал больше ему прекословить. Сокрушаясь же о разлучении своем с братом, так сказал ему: — Смотри возлюбленный Симеон, чтобы собранное в пустыне не рассыпал мир, и что преуспел, благодаря молчанию, то пусть не повредится от мирской молвы; да не погубит сон твоих всенощных бодрствований и мирские утехи да не рассеют иноческого созерцания. Берегись, чтобы вид женщин, от коих Бог сохранил тебя до нынешнего дня, не погубил твоего целомудрия и страсть к собиранию имущества не похитила твоей пустынной нестяжательности, — чтобы посты твои не порушились вкушением многоразличных снедей и чтобы не уничтожились плач твой от смеха, а молитва — от лености. Если ты и получил, возлюбленный, от Бога такую силу, что можешь невредимо для спасения твоего пребывать в мире, среди людей, всё-таки храни бережно сердце твое от того, что будешь делать перед людьми телом; в том пусть не принимает участия воля, пусть не прикоснется душа твоя к тому, к чему прикоснется рука, и сердце не будет иметь удовольствия от того, что будут вкушать уста и вместе с выступающими ногами да не возмутится внутренний покой, и всё творимое вне да не ощутится внутри, и твой ум пусть сохранится безмятежным. Я радуюсь о твоем спасении, только ты молись обо мне Богу, чтобы не разлучил Он нас в будущем веке друг от друга. — Не бойся, любезный брат мой Иоанн, — отвечал ему на это Симеон, — что я хочу делать, то не по моей воле, а по Божьему хотению и ты узнаешь, что мое дело угодно Богу из того, что приду к тебе до своей смерти и приветствую тебя и позову тебя с собою и через немного дней пойдешь за мною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Всякий христианин, особенно монашествующий, если желает духовно преуспевать, должен эту истину всегда иметь в виду и в согласии с ней устроять свою жизнь, ибо апостол говорит: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5). Монашеский устав и духовное преуспеяние Монашеские уставы – истинные толкователи Евангельской науки Начиная свой труд «Подвижнические уставы», святитель Василий Великий указывает на то, что всякое дело и слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило благочестия и добродетели. «Поэтому Он вочеловечился, как на иконе; явил набожность и благочестие, чтобы, глядя на Него, каждый, насколько возможно, следовал Первообразу. Он, на самом деле, носит наше тело, чтобы мы, насколько это возможно, следовали Его жизни» . Ради этого тем, кто посвятил свою жизнь Богу, святитель напоминает, чтобы, слыша о словах или делах Христовых, они не делали этого поверхностно, но «проникали в глубину восприятия, став сопричастниками того, что таинственно передается» . Таким образом, святитель Василий пишет свои «Подвижнические уставы», чтобы тому, кто будет руководствоваться ими, помочь «проникнуть в глубину» Евангелия и стать его «сопричастником (соучастником)». Из приведенного совершенно очевидно, что основание всякого монашеского устава – Евангельская наука и что назначение этих уставов – практическое толкование этой науки, чтобы все понимали ее и применяли в своей жизни, стали ее «соучастниками (содетелями)», теми, кто хочет служить Богу в монашеском чине. Всем, кто хочет отречься мира и принять на себя ангельский образ, напоминаются слова Господни: «И всякий, кто оставит дóмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зéмли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29). Но как эту Евангельскую заповедь правильно применить в своей жизни, что именно означает оставить перечисленное «имени Его ради?» Или другая заповедь Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), – которая относится ко всем христианам, но в полноте осуществляется в монашестве – что она точно означает? Как исполнять ее в течение многолетней жизни в монастыре, а не только вначале, когда оставляешь мир и приходишь в обитель? Ответы на эти вопросы, как им было открыто Духом, оставили нам богоносные отцы через монашеские уставы и правила. Поэтому все эти правила и различаются сильно между собой, потому что посвящены одному предмету.

http://pravoslavie.ru/82205.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010