Ветеран боевых действий: Патриотический ролик «Ералаша» — это бездумная реклама войны 29 апреля, 2016. Даниил Гвоздев Великая Отечественная война не нуждается в такой рекламе Социальная реклама  ко Дню Победы, в которой погибший на фронте мальчик — призрак на вопрос «А умирать не страшно?» отвечает: «Это не важно. Важно, что мы победили», вызвала неоднозначную реакцию в России. Комментирует ветеран боевых действий, председатель и соучредитель общественной организации «Союз ветеранов боевых действий Союз-В» Даниил Гвоздев. Даниил Гвоздев — Первое слово, которое пришло на ум я не могу написать из этических соображений, но оно подразумевает психическое заболевание. Если сказать более интеллигентно,  подойдет слово «ужас». С момента возвращения с войны я всегда говорю в ответ на все проблемы: «всё хорошо, потому что не война». Я был еще ребенком, по сути, пусть и 18-летним, когда мне в руки дали оружие и право убивать, пояснив что: «вон там вдали за рекой заблестели штыки, это белогвардейские цепи», все кто не с тобой это враги и что сейчас мне убивать можно. Я благодарю тех офицеров, которые помогли мне понять обратное! Тех моих офицеров сегодня явно не хватает в руководстве самарского «Ералаша». Война ненормальна для государства, которое любит и уважает своих граждан. Но я оправдывал себя тем, что воевал против террористов и просто бандитов, и если не я их, то они меня убьют. А этот ролик  — реклама войны, бездумная вовсе! Великая Отечественная война не нуждается в такой рекламе, как и наша великая Родина — Россия, как и народ России. Ужасы войны — это не только убитые, но ещё и те, кто убивал. Война  — это не соревнования, после которых надо доказывать, что это ты победил а не сосед. Война это то, что не должно повториться. Мне нравятся песни военных лет, когда их исполняют тихо, под кадры военных лет на экране телевизора. Мне нравится слушать «Вставай страна огромная», я понимаю, что тогда эта песня поднимали солдат в атаку и помогала им терпеть боль. А самарский «Ералаш»…  В голове у них ералаш.

http://pravmir.ru/veteran-boevyih-deystv...

Война показала все высшие достоинства нашего народа, которые сейчас стараются замалчивать и оболгать. Великая Отечественная война показала все подлинное величие русского, и советского народа в целом. Она показала, что мы храбрее, выносливее, талантливее и трудолюбивее европейцев. Никогда нельзя забывать об этом! Война – это не только боевые действия на фронте и подвиги тружеников тыла, но это и огромное моральное испытание народа. В 2004 году вышла книга одного из известных авторов современной русской философии А.Г. Дугина «Философия войны». В ней в очень хорошо сформулирован смысл Войны – это опыт нашей русской жизни и мысли: «Война имеет начало и конец как исторический период. Но своей неизбежностью, своей повторяемостью, постоянством своих глубинных онтологических причин она превосходит историю, подчиняет ее себе. Это придает ей особое величие. Если люди не будут защищать свой народ и свою веру на войне, они потеряют связь с этим народом, превратятся в жалкие бродячие атомы… Отказ от войны, бегство от войны, неготовность к войне свидетельствуют о глубоком вырождении нации, о потере ею сплоченности и жизненной, упругой силы. Тот, кто не готов сражаться и умирать, не может по-настоящему жить. Это уже призрак, полусущество, случайная тень, несомая к развеиванию в пыли небытия. Поэтому везде, даже в самой мирной из цивилизаций – в христианской цивилизации, никогда не прекращался культ войны и культ воина, защитника и хранителя, стража тонкой формы, которая и давала нации смысл и содержание. Не случайно так почитаем православными Святой Георгий, воин за Веру, заступник за православный люд, спаситель еще земного, но уже православного (т. е. уже ставшего на небесные пути) царства. Ценности народов, культур и обществ доказываются в войне и через войну. Ценно то, что оплачено кровью. Прекрасно то, в основе чего лежит самоотверженный подвиг. Возвышенно то, за что не жалко отдать множество жизней, – свою и чужие». Великая Отечественная война – это нравственная родина нашего народа. Проходя через смерть в страшной Войне, аморфный ранее народ, не единый по своим качествам и убеждениям, осуществляет вхождение в священную общность людей Родины. (А отказавшиеся войти в эту общность становятся Предателями в самом глубоком смысле этого слова, делающим невозможным никакое прощение и забвение в принципе – таковы, например, гитлеровские пособники всех мастей, из которых ныне на Украине пытаются делать «героев»). Священная общность людей Родины создается общей бедой и горем, а формируется на века – общей Победой.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/08/ve...

И хотелось бы, Владимир Михайлович, обратиться к вам с таким вопросом. Первого августа отмечается столетие начала Первой мировой войны. Наше участие во Второй мировой – это Великая Отечественная война, но как назвать наше участие в Первой мировой? Что это за война – империалистическая, несправедливая с обеих сторон, как мы проходили в школах и вузах в советское время, или это тоже Великая Отечественная война? Профессор Владимир Лавров Профессор Владимир Лавров: Действительно, мы проходили, что война империалистическая, несправедливая, и потом началось постепенное открытие для себя этой войны. Открытие, что было все вовсе не так, как мы изучали в советской школе, в вузе. Если говорить о том, как ее называть, то тогда называли Великой, иногда Отечественной, все это было. И сейчас, уже знакомясь с документами, уже имея возможность сказать правду, понимаешь, что Россия спасла Европу, а может быть и не только Европу, приняв на себя основной удар кайзеровских агрессоров. Здесь очень важно понимать, что Германия образовалась позже других крупных стран. Образовалась она в результате военных действий, в результате военной победы Пруссии, и это заложило какой-то код, уверенность, что крупные проблемы можно решать агрессией, насилием, вооруженным путем. Германия пыталась добиться своего, захватить колонии, пробиться в ряд самых могущественных стран с помощью силы, но на пути встала Россия. Основной удар пришелся по нашей стране. Россия этот удар приняла, остановила агрессора, причем не просто остановила, а в 1914-ом году спасла Францию, ведь Франция была разгромлена, потерпела военное поражение. Откуда у немцев родилась эта идея блицкрига? Дело в том, что Германия вместе с союзниками, с Австро-Венгрией, намного уступала России с союзниками – с Францией, с Великобританией – уступала в экономике, уступала в финансах, уступала в сырьевых запасах, в людских ресурсах, многократно уступала. То есть если война затянется, то германские агрессоры обязательно проигрывают. И вот отсюда идея блицкрига.

http://pravmir.ru/velikaya-neizvestnaya-...

При участии Издательского Совета организована выставка «Великая Отечественная война. 19 ноября 1942 — 7 ноября 1944» 13.12.2023 14:07:46 МОСКВА 8 декабря 2023 года в Выставочном зале федеральных государственных архивов в г. Москве состоялось открытие историко-документальной выставки «Великая Отечественная война. 19 ноября 1942 — 7 ноября 1944». На выставке представлены документы и экспонаты, повествующие о ключевом периоде Великой Отечественной войны: от начала советского контрнаступления под Сталинградом 19 ноября 1942 года и до освобождения от фашистов Советского Союза к ноябрю 1944 года. Выставка организована Федеральным архивным агентством при поддержке Российского исторического общества и Фонда президентских грантов. На экспозициях представлены свыше 300 документов, фотографий, аудиозаписей, фрагментов кинохроники и военных карт, которые отражают восстановление хозяйства в освобожденных районах страны, преступления нацистов и их пособников на оккупированной территории СССР, подвиги партизан и подпольщиков, материалы о деятельности антигитлеровской коалиции. В рамках выставки представлен стенд, повествующий о встрече в сентябре 1943 года председателя Совета народных комиссаров СССР И.В. Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), а также митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским) и Экзархом Украины митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем). Представлены документы об образовании Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, а также о проведении Архиерейского Собора и избрании Святейшего Патриарха Сергия. Ряд документов публикуется впервые. Эта экспозиция дополнена личными вещами, принадлежавшими митрополиту Сергию (Страгородскому), из собрания Издательского Совета Русской Православной Церкви. В открытии выставки приняли участие: руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов, председатель правления Российского исторического общества Р.Г. Гагкуев, директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации М.В. Захарова, специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, директор Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь О.Л. Воинов, руководитель Российского государственного архива древних актов В.А. Аракчеев, научный руководитель Российского государственного архива социально-политической истории А.К. Сорокин, заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров).

http://radonezh.ru/2023/12/13/pri-uchast...

поиск:   разделы   рассылка Фролов М.И., Кутузов В.А., Ильин Е.В., Василик Владимир, диакон Великая Отечественная война в учебнике " История России. ХХ век " Источник:  Богослов.ру Публикуемая статья была представлена как коллективный доклад на международной конференции " Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации " , которая прошла 8 и 9 апреля в Российском институте стратегических исследований (РИСИ) и была приурочена к 65-летию Победы. Любое историческое исследование, претендующее на научность, должно соответствовать следующим критериям: объективность и понимание противоречивости исторического процесса, принцип историзма, позволяющий оценивать события и факты в тесной связи с данной реальной исторической обстановкой, принцип научной достоверности и реалистический подход, свободный от политико-идеологической предвзятости. К сожалению, этим критериям не соответствует объемный том учебника для ВУЗов " История России. ХХ век: 1939-2007 " , изданной московскими издательствами " Астрель " и " АСТ " в 2009 г. под редакцией профессора МГИМО А. Б. Зубова. Предметом нашего изучения стали первая и вторая главы данного тома – от сентября 1939 до июля 1941 г. и " Советско-нацистская война 1941 – 1945 гг. и Россия " (С. 37-187). По ходу чтения не раз создавалось впечатление, что все это мы уже читали в 90-е годы прошлого века, когда вся история советского государства подавалась как непрерывная череда кровавых преступлений. Все это привело к тому, что Россия в очередной раз оказалась " страной с непредсказуемым прошлым " . К сожалению, данная книга воспроизводит эту печальную традицию. Вот типические эмоционально окрашенные выражения: " кровавый сталинский режим " , " преступный режим " (с.14), " тотальный террор в Прибалтике " (с. 20), " обе тирании были отвратительны эстетически " (С.45). Методологической базой исследования явился голый антисоветизм и воинствующий субъективизм. Характерна тенденция на делегитимизирование советского строя и признание его преступным. Вот весьма характерный пассаж, касающийся присоединения Западной Украины и Белоруссии: " Если взглянуть глубже и не считать коммунистический режим законным, то тогда ясно, что мир 1921 г. в принципе незаконен, ибо заключен поляками с преступным режимом " (С.14). Странно и дико слышать это из уст ответственного редактора-международника по своей специальности.

http://religare.ru/2_75322.html

Алексей Шмелев – о том, как война изменила русский язык О военном наследии, которое мы все несём в себе, не задумываясь 6 мая, 2016 О военном наследии, которое мы все несём в себе, не задумываясь В этом году мы отмечаем юбилей Победы. Мы привыкли к тому, что Великая Отечественная война – это давно и далеко: мемуары, воспоминания, фронтовые письма. Правмир решил проследить военное наследие, которое мы все несём в себе, не задумываясь. О следах войны в нашем повседневном языке рассказывает доктор филологических наук, заведующий отделом культуры русской речи Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН Алексей Дмитриевич Шмелёв. «Война» у нас одна, других как не было Первое из них и наименее осознаваемое – это соотнесение с историей самого слова «война» и связанных с ним слов – «военный», «довоенный», «послевоенный». Довольно скоро, еще в военные годы, само слово «война» стало обозначать в массовом сознании именно «нынешнюю войну с Германией». Алексей Шмелев В первой половине XX столетия Россия, а затем Советский Союз участвовали в целом ряде конфликтов и военных кампаний. Но слово «довоенный» сразу, довольно быстро, стало восприниматься именно как «до советско-германской войны». И такая ситуация сохраняется вплоть до нашего времени. Хотя и после этого в нашей истории были войны. Скажем, была война в Афганистане, но никто время перед ней «довоенным» не называет. С этой языковой особенностью связаны некоторые курьёзы. Например, в советской школе учили стихотворение Владимира Маяковского, в котором есть строчки о том, как Сталин делает доклад на Политбюро и говорит: «… в Союзе Республик пониманье стихов выше довоенной нормы…» И нужно усилие, нужно специально объяснять, что «довоенной» здесь означает «до Великой войны», то есть до той войны, которая у нас в учебниках именуется Первая мировая (а в советское время характеризовалась как «империалистическая война»). Чтобы продемонстрировать успехи, объём производства в Советском Союзе было принято сравнивать с так называемым «мирным временем», то есть 1913 годом. В 20–30-е годы это время называлось «довоенным». Сейчас его скорее назовут «дореволюционным» или просто обозначат год.

http://pravmir.ru/aleksey-shmelev-o-tom-...

Великая Отечественная война: Чудо и сказки В советских школах говорили, что русские солдаты прошли Великую войну с верой в Сталина и партию. Это было неверно и психологически, и исторически. 8 мая, 2012 В советских школах говорили, что русские солдаты прошли Великую войну с верой в Сталина и партию. Это было неверно и психологически, и исторически. В советских школах говорили, что русские солдаты прошли Великую войну с верой в Сталина и партию. Это было неверно и психологически, и исторически. Исторически это было неверно хотя бы потому, что даже по Всесоюзной переписи 38 года больше половины населения СССР открыто называло себя верующими. Психологически тезис советской пропаганды был неверен по той причине, что в годы войны число молитв, возносимых и на фронте, и в тылу всегда резко возрастает. Под бомбежкой да перед атакой вряд ли кто удержался от молитвы — и молитвы эти были не к партии. Наверно, и коммунисты «грешили», обращаясь в те минуты к Богу. Так во всяком случае свидетельствует писатель-фронтовик Виктор Астафьев в романе «Прокляты и убиты»: «О, Господи, Господи! — занес Финифатьев руку для крестного знамения и не донес, опять вспомнил, что партия не велит ему креститься ни при каких обстоятельствах… Спаси и помилуй, Господи! Вот опять Бога всуе помянул. А эть коммунист, коммунист, будь я проклятой. Ну, да [парторга] Мусенка поблизости нету, и все вон потихоньку крестятся да шопчут божецкое. Ночью, на переправе кого звали-кликали? Мусенка? Партия, спаси! А-а! То-то и оно-то…». С самого начала было ясно, что начавшаяся войнаОтечественная. А раз так — пришло понимание того, что пора сворачивать войну гражданскую. Мудрость проявили обе стороны. «Братья и сестры», «сооте­чественники» в речи Сталина вместо партийного «товарищи» было знаком долгожданного конца революции. Уже летом 41-го сворачивается антицерковная пропаганда, прекращается выпуск антирелигиозных журналов. С другой стороны — митрополит Сергий уже в июне 41-го года объявляет начавшуюся войну «священной». Сегодня это кажется очевидным. Но ведь легко было бы дать волю обидам. Самолеты-то немецкие были с крестами, и сбрасывали эти самолеты не только бомбы, но и листовки, гласившие, что новые крестоносцы пришли избавить русскую землю от комиссаров, от которых и вправду ведь настрадались церковные люди Руси…

http://pravmir.ru/velikaya-otechestvenna...

Во-первых, война, безусловно, не проходит даром. Убивать и рисковать быть убитым — это вещи, которые не остаются без последствий. Существует афганский, чеченский, вьетнамский синдром. Да, действительно, психов родила последняя эпоха с этими войнами, но не нужно идеализировать всех, вернувшихся со фронтов Великой Отечественной. Например, огромное количество преступности. Помните фильм «Место встречи изменить нельзя»? Это очень исторический фильм. Говорухин снимал его как некую хронику. Действительно было очень много преступников после войны, потому что люди научились убивать и не боялись убивать. И оружие ходило туда-сюда, и трофейное, и наградное. Не нужно думать, что все, вернувшиеся с фронта, возились с внуками и на даче ловили рыбу. Были всякие люди. Поэтому здесь идеализации быть не должно. Все были травмированы войной. На войне люди насилуют, убивают, пытают, находят удовольствие в чужом страдании. Какая-то часть людей счастлива, что они никого не убили. Я помню множество разговоров с ветеранами, и тех, которых причащал и отпевал и перед смертью с ними общался. Они говорили, что я счастлив, что никого не убил, потому что я был, скажем, заряжающим или корректировщиком огня. Т.е. я лично ни в кого не выстрелил, штык не засунул. Я благодарю Бога, что был на войне, отвоевал несколько лет, но никого конкретно, лицо в лицо, в рукопашной или из стрелкового оружия не убил. А есть некоторые, наоборот, говорят: «А я убивал». И это по разному на людях отражается. Поэтому здесь война Чеченская, допустим, перемолола десятки тысяч людей, война Великая Отечественная перемолола миллионы людей. Т.е. это столь масштабное явление, где можно вытащить любую жизнь как со знаком плюс, так и со знаком минус. Есть те, которых сожрала война, есть те, которых искалечила война, а есть те, которые потерпели на войне непоправимый ущерб. Поэтому здесь у меня нет никаких идеализаций, я понимаю, что война — это война. А что касается этих последних войн — Вьетнамской, Чеченской, Афганской, то понимаете, гуманистическое мировоззрение, гуманистическая философия нового времени — то, на чём стоит западный мир уже, наверное, лет пятьсот — это мировоззрение, предполагающее, что самая великая ценность в жизни — это жизнь человеческая, что нет ничего выше жизни, и что гуманизм некий — сострадание, переживание, любовь должны наполнять человека полностью.

http://pravoslavie.ru/90222.html

В фильме «Сталинград» впервые была использована захваченная немецкая кинохроника. После этот приём использовался во многих документальных фильмах о войне. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль высказал свое мнение о картине: «Вчера вечером я видел фильм ‘Сталинград’. Он прямо-таки грандиозен и произведёт волнующее впечатление на наш народ». В 1943 году режиссёр фильма Леонид Варламов, операторы Борис Вакар, Абрам Казаков, Валентин Орлянкин, Авенир Софьин получили Сталинскую премию первой степени в области литературы и искусства, которую перечислили в «Фонд обороны». «Обыкновенный фашизм» Двухсерийный публицистический документальный фильм «Обыкновенный фашизм» режиссёра Михаила Ромма вышел на экраны в 1965 году. Картина — попытка разобраться в истоках и причинах зарождения фашизма. Закадровым рассказчиком выступил сам Михаил Ромм. В фильме использованы «Обыкновенный фашизм» — сильная антивоенная и антифашистская картина. В ноябре 1965 года она получила приз «Золотой голубь» и приз кинокритиков на VIII международном кинофестивале документальных фильмов в Лейпциге, а в 1966 году режиссёр фильма получил Специальный приз жюри по разделу хроникально-документальных фильмов на Всесоюзном кинофестивале. «Великая Отечественная» или «Неизвестная Война» Этот двадцати-серийный документальный фильм вышел на экраны в 1978 году. Название «Неизвестная война» связано с тем, что кино советско-американского производства было рассчитано на западного зрителя, который действительно смутно представлял себе, какие события разворачивались на Восточном фронте. Режиссёр фильма Роман Кармен снял мощную картину о войне, потому что сам был непосредственным участником событий того времени и возглавлял фронтовые киногруппы. Сериал высоко оценило профессиональное сообщество и зрители. Он получил множество профессиональных наград. «Неизвестная война» состоит из 20 частей продолжительностью примерно 50 минут каждая: На советском телевидении при первом показе в 1982 году каждая серия начиналась с заставки с текстом цитаты из интервью Л. И. Брежнева и её голосовым чтением диктором: «Для советского народа это была Великая Отечественная война. Наш народ не забудет её никогда. (Леонид Ильич Брежнев).»

http://pravmir.ru/dokumentalnye-filmy-o-...

Ю. ЛАТЫНИНА — Владимир, мы их инкорпорировали. Замечательно. В. МЕДИНСКИЙ — Вы знаете, что офицеры оставались на тех же должностях. Ю. ЛАТЫНИНА — В Правде это называлось освободительный поход. Владимир, я согласна. Вы бьете впустую. Я согласна. Мы их инкорпорировали. Замечательно. Перейдем… С. БУНТМАН – Можно мне 10 секунд. В. МЕДИНСКИЙ — Я закончу просто. С. БУНТМАН – Это к тому же вопросу, который разбирали. Простите меня, Юля и Владимир. В. МЕДИНСКИЙ — Просто Юля пишет, что «Великая Отечественная война есть пропагандистский фантом». Это ложь. С. БУНТМАН – Мне можно сказать одно слово. Финляндия, пожалуйста, и события на Дальнем Востоке, боевые действия, которые велись как раз в период с 38 по 41 год. Просто ни с кем не воевала. В. МЕДИНСКИЙ — В Финляндии была настоящая война… С. БУНТМАН – Это абсолютно настоящая война. В. МЕДИНСКИЙ — Конечно, Сергей. Потому что с Финляндией была точно такая же ситуация, как с Прибалтикой. Только в отличие от Прибалтики, где общество было расколото, где общество не хотело защищать свои правительства, они не пользовались там никакой популярностью, и советская модель вы знаете, со стороны она выглядела очень привлекательно. Ведь про ГУЛАГ никто не знал. Все западные интеллектуалы, писатели, ученые, философы того времени восторгались Сталиным. Восторгались той советской витриной, это ВДНХ было. То, что было создано. Бесплатное образование… Ю. ЛАТЫНИНА — Владимир, мы про Финляндию. В. МЕДИНСКИЙ — Индустриализация. Поэтому расколотое прибалтийское общество, где были очень сильные просоветские настроения, и было столь легко инкорпорировано. Финское общество, Финляндия точно также по секретным протоколам, правда, которых никто не видел в оригинале, к пакту Молотова-Риббентропа точно также относилась в советскую зону влияния. Но финны не захотели инкорпорироваться. И была настоящая война, и руководство СССР решило, что здесь лучше не лезть. Потому что одни проблемы. И добившись формального военного успеха, дальше не пошли, Хельсинки не заняли, остановились определенными территориальными уступками. Хотя, честно говоря, вы тоже знаете это, Юля, мы долго уговаривали финнов пойти на обмен территориями. Предлагая в Карелии территорию в два раза больше, чем просили около Ленинграда.

http://pravmir.ru/velikaya-otechestvenna...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010