Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕДИЙСКАЯ [ВЕДИЧЕСКАЯ] РЕЛИГИЯ религия индоарийских племен, принесенная в Индию в сер. II тыс. до Р. Х. и развивавшаяся в течение последующего тысячелетия под влиянием местных культур; один из ранних истоков индуизма . Реконструируется в основном по текстам Вед , в особенности по гимнам Ригведы, большая часть к-рых представляет собой обращения к различным богам. Мифология Пантеон Ригведы, восходящий к индоевроп., насчитывает, согласно традиции, 33 персонажа (хотя в действительности их больше), его состав отличается сложностью и не поддается всеобъемлющей классификации. Происхождение большинства богов связано с обожествлением космоса, природы и стихийных явлений. Так, существуют Дьяус (бог неба), Притхиви (богиня земли), Сурья и др. солнечные боги; Агни (огонь), Ушас (богиня утренней зари), Рудра (бог, олицетворяющий разрушительную силу грозы), Ваю (бог ветра), маруты (боги бури), Сарасвати (персонифицированная река) и др. Но есть и боги, олицетворяющие абстрактные понятия: Арьяман (гостеприимство), Бхага (благая доля), Шраддха (вера), Вач (богиня речи); есть боги - ремесленники и демиурги (Тваштар, Вишвакарман), боги, тесно связанные с ритуалом: Сома (олицетворение жертвенного напитка), Брихаспати (бог-жрец), Агни (в значении бога ритуального огня) и т. д. Из гимнов Ригведы, обращенных к богам, большая часть посвящена Индре , к-рый почитается как воин и царь богов. С ним связан важный ведийский миф об убиении Вритры - дракона, олицетворяющего безжизненный, инертный изначальный хаос. Убив Вритру, Индра расколол скалу, на к-рой тот лежал, и выпустил из нее солнце, воды рек, коров и проч. (вариант индоевроп. драконоборческого мифа). Его деяние имело космогоническое значение, т. к. сразу же были установлены трехчастная структура мира (небо, земля, атмосфера), мировая ось и мировой порядок ( рита ). Небытие (асат) стало бытием (сат), хаос сменился структурой. В этом контексте в Ригведе появляется Вишну , пока еще второстепенный, но играющий важную роль в ведийской космогонии персонаж. Совершаемые им 3 шага по вселенной интерпретируются как укрепление ее единства и целокупности.

http://pravenc.ru/text/150019.html

Индра предстает в гимнах воплощением грубой, необузданной, стихийной (он еще бог-громовержец) силы, к-рая явно ощущалась древними ариями как фактор жизненного, в основном материального успеха, поэтому гимны к Индре содержат просьбы о даянии военных побед, добычи, богатства, мужского потомства, силы и т. п. Типичны и просьбы о защите от врагов, болезней, несчастий. Риши , древние певцы, мифические создатели гимнов, иногда просят Индру о вдохновении или успехе на поэтическом состязании. Аналогичным образом воспринимались свойства др. богов, к к-рым арии обращались за помощью и покровительством. Из них лишь от Рудры, мрачного и страшного бога грозы и бури, ждали не столько даяния благ, сколько избавления от его гнева и немилости. Моральные проблемы, судя по текстам гимнов, не занимали значительного места во взаимоотношениях ариев с богами. Но они выходят на первый план, когда речь заходит о Варуне . Этот царь предыдущего поколения богов оттеснен в Ригведе на 2-й план, как и проч. старые боги, именовавшиеся асурами и ставшие врагами молодых богов - девов. Однако Варуна не перешел во вражеский стан и, сохранив за собой репутацию могучего повелителя, стал царем подземного мира, водной стихии, ночного неба, а самое главное - хранителем добытого Индрой космического порядка. Его связь с ритой, позже трансформировавшейся в понятие « дхарма », вероятно, обусловила его роль блюстителя закона и стража истины. Он вездесущ, всеведущ (у него бесчисленные соглядатаи) и неумолим. Грешникам не удается спастись от его петли и от его наказания. Поэтому не случайно многие гимны Варуне наполнены мольбами, жалобами, раскаянием. С Варуной тесно ассоциируется Митра - бог, также следивший за порядком, но более светлый (отчасти солнечный) и предсказуемый. Он олицетворял собой древнюю юридическую функцию и следил за соблюдением договоров и клятв. Культ Древним ариям было знакомо представление о греховности пороков и дурного поведения, но под грехом понималось отступление от принятых правил и от риты. В значительной степени это касалось и правил жертвоприношения, к-рые являлись основной формой общения человека с богами. Ритуал ведийского жертвоприношения (см. яджня ), исполнявшегося обычно по заказу представителя знати, в первую очередь царя, был разработан до деталей; один из жрецов, называвшийся брахманом , следил за его соблюдением и брал на себя грех допускавшихся жрецами ошибок и возникавшую во время совершения жертвы нечистоту.

http://pravenc.ru/text/150019.html

У ариев не было ни храмов, ни постоянных культовых мест. Алтари сооружались на специально выбранных и подготовленных площадках. Укладывались особым образом кирпичи, на них клали жертвенную солому (бархис), к-рая была местом возлияний и сидением для богов. Разводился жертвенный огонь, в него лили сому (галлюциногенный напиток, состав к-рого ученым неизвестен), молоко, масло, бросали зерна, лепешки. Все это огонь доставлял богам, а те, откликаясь на призывы жрецов, должны были спуститься с небес, принять участие в жертвоприношении и выполнить обращенные к ним просьбы. Некогда арии совершали и кровавые жертвоприношения (в т. ч., возможно, и человеческие). Впосл. эта практика отмерла, и такие жертвоприношения стали имитироваться приношением на алтарь сделанных из глины или из теста голов живых существ - козла, барана, быка, лошади, человека. Среди ведийских ариев было широко распространено поклонение предкам (питары, питри), они считались вечно существующими телесно в некоем неопределенном месте, иногда называвшемся высшим небом. Главой их был Яма , первый умерший человек, к-рого в Ригведе всегда называют царем; впосл. он становится индуистским богом смерти. Предков надлежало постоянно ублажать подношениями и совершать для них поминальные обряды (шраддха), иначе они могли вмешаться в дела живых и нанести им вред. Наличие веры в предков показывает, что древние арии были далеки еще от идеи перерождения. Однако у них было представление о цикличности времени: они верили, что к концу каждого года мир возвращается в изначальное состояние хаоса и Индре приходится вновь и вновь совершать свой подвиг. Чтобы помочь ему в этом, в канун Нового года устраивались разнообразные состязания (борьба, гонки на колесницах, игра в кости, словесные поединки). Они имели ритуальный характер, т. к. символизировали борьбу Индры с Вритрой, или более обобщенно борьбу богов и асуров. По окончании состязаний проходил ритуальный обмен подарками между представителями различных кланов или социальных групп, знаменовавший победу жизни над смертью, порядка над хаосом, укреплявший космическую и социальную структуры.

http://pravenc.ru/text/150019.html

Как согласуется хронология Иоанна с повествованиями синоптиков? Что означает особый язык Евангелия: свет и тьма, жизнь, любовь, пребывать в Боге? «Тора в Новом Завете» — огромный (более ста лекций!) новый курс библеиста Владимира Сорокина. Сорокин разбирает новозаветные тексты, где особенно явно видна связь Торы и Нового Завета. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5:17–18). Довыложили курс Андрея «История религиозных идей. Ведическая религия» : религия индской цивилизации, индоарийская культура, индоарийское общество и знание, основные категории ведической религии, дэвы и асуры, ведийский ритуал, Варуна и Митра, Вишну и Рудра, Агни и Сома, Яма, тайна Сварнары. Книги «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» — исследование известного современного богослова протоиерея Олега Давыденкова, посвященное одной сложной проблеме — понятиям «силы» и «энергии» в святоотеческом богословии. Автор начинает так: « Сила» и «энергия» — фундаментальные понятия святоотеческого богословия — в современном языке практически утратили свое первоначальное значение. В настоящее время это в значительной степени обусловлено влиянием оккультной пропаганды, которая беспощадно эксплуатирует эти термины, соединяя с ними смысл, не имеющий никакого отношения ни к святоотеческому богословию, ни к античной философии. К сожалению, неправильное использование терминов «сила» и «энергия», в частности, их смешение и отождествление, проникает и в современную богословскую литературу. В силу этого возникает необходимость установления значения этих терминов в творениях святых Отцов Православной Церкви ». «Учение о Христе и благодати в ранней Церкви» Дональда Ферберна — книга о понимании Христа и благодати в Церкви IV–V вв., преимущественно у свт. Иоанна Кассиана и свт. Кирилла Александрийского. Как Церковь учит о Христе и благодати и как она пришла к такому учению?

http://blog.predanie.ru/article/bolee-st...

3.3 Ведийские божества Ведийские божества находятся в тесной связи с природой, но не являются обоготворением природы. Религия ведического периода – это почитание богов, которые мыслились как сверхъестественные существа, ничем не связанные с тем или иным явлением природы 18 . В Ведах говорится о двух противопоставляющихся друг другу семействах божеств, о дэвах 19 и асурах 20 . Асуры. Если еще в Ригведе под именем асуров могут подразумеваться и божества, такие как Варуна, Митра и Индра, то уже в Атхарваведе под этим именем понимаются только демоны (выступающие также и как враги человека), а божества называются исключительно словом дэва. Также, в Упанишадах, слово асура 21 употребляется в смысле «не являющийся божеством» 22 . К самым заметным асурам относится несколько мифологических персонажей – сыновей Адити, женского божества, матери богов-адитьев. Это Митра, обычно связываемый с солнцем (заполняет воздушное пространство, заставляет восходить солнце), с понятием договора (объединяет людей в социальную структуру и устанавливает с ними договор, соотносящийся с космическим законом (рита) и движением солнца). Митра – бог дружбы, милосерден к людям, карает за грехи и руководит людьми в сфере морального и социального порядка. Образует мифологическую пару с Варуной, который является главным из адитьев, божеством, связанным с космическими водами, охранителем истины и справедливости, вместе с Митрой моделирует космос в магико-правовом аспекте. Варуна – воплощение мирового порядка (рита), дарует людям блага и защищает их от злого начала, высматривает правду и ложь, ищет и карает виновных. Дэвы. Свое особое значение получают в рамках противопоставления асурам. Если еще в Ригведе некоторых дэвов, таких как Индра (как сына Адити), Агни и др., относят к разряду асуров, то уже в Атхарваведе их не называют этим словом, закрепляющимся за демонами 23 . К самым заметным дэвам ведийского периода относится Индра, являющийся главой дэвов, богом грома и молнии. Индра воплощает в себе воинскую функцию, он – бог битвы, участвующий в многочисленных сражениях с демонами.

http://azbyka.ru/induizm-i-ego-transform...

Таким образом, пресловутый натурализм ведийской эпохи значительно преувеличен. Он не имеет самостоятельного значения и является лишь проявлением общей тенденции к обожествлению всего, что так или иначе ассоциируется с богослужением, причём эта тенденция, по-видимому, начала действовать уже очень давно, до создания древнейших гимнов Rigved“ы, в так называемую «индоиранскую эпоху», когда индийцы и иранцы говорили ещё на одном общем языке: так, например, культ «сомы» (инд. Soma, иран. Homa) известен и в Индии, и в Иране. По существу, религия Индии ведического периода была почитанием великих богов, которые мыслились как определённые сверхъестественные существа, ничем не связанные с тем или иным явлением видимой природы. И если некоторые европейские учёные и даже некоторые позднейшие индусские толкователи Вед объявляют одних из этих богов воплощением солнца или луны, других – воплощением грозы и т.д., то у европейцев это связано с предвзятыми и совершенно недоказуемыми теориями о происхождении религии из удивления первобытного человека перед появлением сил природы 1 , а у индусов – с позднейшими умозрительными концепциями, весьма далёкими от религиозной психологии ведического периода. Среди богов ведийского пантеона наиболее выдвигаются две яркие фигуры – Varuna и Indra. Образы эти далеко не похожи друг на друга. Варуна рисуется в гимнах Риг-Веды как всемогущий, всеведущий и всеблагой творец и промыслитель. Он создал небо, землю и отделяющее их воздушное пространство, прозрел на земле пути для рек, на небе – для светил и в воздухе – для ветров. Всё в мире движется по установленным им законам, он знает прошедшее, настоящее и будущее. Он установил законы не только для физической природы, но и для нравственной жизни людей и требует от этих последних, чтобы они исполняли его законы. Преступающих его законы он сразу видит, обмануть его нельзя. В наказание за преступления он посылает на человека тяжёлое душевное состояние, угрызения совести, болезненное сознание своей греховности. От этого тяжёлого состояния нельзя откупиться жертвенными подачками, а можно избавиться лишь покаянием и горячей молитвой. Варуна единственный бог, к которому обращаются с покаянными псалмами. Псалмы эти полны сознания человеческой немощности и греховности и в то же время доверчивого убеждения в милосердии всеведущего Варуны, знающего человеческие слабости и прощающего их при наличности искреннего раскаяния. И потому-то с Варуной у верующего устанавливаются интимные личные отношения, несмотря на его всеобъемлющее величие творца и промыслителя, которое, казалось бы, должно было бы исключать интимность.

http://azbyka.ru/religii-indii-i-xristia...

Имена древнейших индийских богов содержатся в не только в памятниках письменности хеттов, но и в древнеиранском памятнике «Авеста», который имеет большое значение для выяснения особенностей пантеона индуизма. Существующие теории определяют территорию расселения древнейших племен ариев (до начала миграции) как южный Кавказ, северную Месопотамию, восточную часть современной Турции (восточную Анатолию). Некоторые авторы предполагают расселение племен в областях Средней Азии от Аральского моря по бассейнам Амударьи и Сырдарьи и до Каспийского моря. Предполагается, что прародина была заселена индоевропейцами в V–IV тысячелетии до Р. Хр. Именно с этих территорий арии в первой половине III тысячелетия до Р. Хр. появились на севере современного Ирана. Позднее в середине II тысячелетия до Р. Хр. через Афганистан они проникли в северо – западную Индию. Не затрагивая вопроса точности предположений исследователей о районах расселения, следует обратить внимание, на то, что места расселения племен примыкали к Кавказу, где на горах Араратских остановился Ноев ковчег. Это позволяет сделать вывод о том, что древнейшая религия ариев могла иметь в своей основе религию праотцев, так как именно в ареале расселения племен должны были жить ближайшие потомки Ноя. Отсюда происходили миграции племен ариев в разных направлениях. 405 Ведическая литература Древнейшие верования индуизма зафиксированы в ведах. Ведическая литература неоднородна по содержанию, времени написания и верования. Поэтому перед использованием источников для выявления особенностей пантеона необходимо остановиться на структуре и истории ведической литературы. «Первоначально священное знание воплощали три веды (тгаум vidyb «троичное знание»): РВ, СВ., ЯВ. (РВ – Ригведа, СВ. – Самаведа, ЯВ – Яджурведа, АВ – Ахтарваведа прим. мое Н. Т.) В дальнейшем была канонизирована и присоединена к ним четвертая веда – АВ. Согласно древнеиндийской ортодоксальной классификации, веды открывают традицию шрути (зrumi букв. «слышание»), понимаемую как откровение, знание, непосредственно открытое богом для посвященных мудрецов риши... К традициям шрути принадлежат, кроме самих вед, ряд классов текстов, опирающихся на веды и развивающие отдельные их стороны: брахманы, араньяки, упанишады. Завершается ведийский период обширным кругом произведений, объединяемых названием веданга (... «члены вед»), которые, вопреки своему названию, к традиции шрути уже не принадлежат, а составляют вспомогательные по отношению к ведам дисциплины. Позднее из них развились самостоятельные отрасли науки. ...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Не все понятно и с до-ведийским брахманизмом, которому, по заверению многих востоковедов, тоже была чужда идея реинкарнации. «Действительно, в ведийской поэзии посмертная судьба человека мыслилась еще преимущественно как пребывание на небе, для нарушивших закон космической справедливости (за который отвечали боги Митра и Варуна) – как пребывание в «земляном доме», а в начальной брахманической прозе – как, помимо этого, и подверженность «повторным смертям» на небе. Хотя возможность возвращения умерших на землю предполагалась и до Упанишад, только начиная с этих текстов качество перевоплощения стало прямо связываться с балансом результатов предшествовавших действий индивида», – пишет В.Шохин 13 . А.Г. Ольденберг в своей книге о Будде замечает следующее: «Старой вере, выраженной в гимнах Ригведы, чужда была мысль о предстоящих душе после смерти новых странствованиях, новых повторениях умирания и рождения» 14 . Так что вопреки заверениям Блаватской о том, что «идеи кармы и перевоплощения составляют основу морали во всех древних св. писаниях Востока» 15 , «Веды» (они начинают складываться в XVI – XV вв. до Р.Х.) не знают о перевоплощениях. Лишь спустя тысячелетие доктрина реинкарнации появляется в «Упанишадах» (VII–V вв. до Р.Х.) 16 . Даже современные оккультные авторы обращаются с историко-религиозными фактами более осторожно, чем это делала Блаватская и признают: «Индусы, придерживающиеся Вед, не верили, что душа странствует из одной жизни в другую в серии инкарнаций. Они считали, что после смерти тела она отправляется в мир отцов, загробное царство, никогда четко не описываемое в ведической литературе» 17 . Впервые новая вера излагается в Брихадараньяка Упанишаде (VI. 2, 15–16). Итак, формально Упанишады все еще продолжали традиции Вед и как будто бы не отрицали ритуальных толкований брахманов. Однако именно в Упанишадах впервые появляется мысль, что ритуальные действия – не единственные, творящие карму. До-ведический и ведический индуизм – это религия исключительно жертвоприношений и ритуалов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В статье «Три шага Вишну» 31 профессор Кейпер указывает: «Варуна, видимо, представляет асуров и нижний мир, Брихаспати – богов и верхний мир, а Вишну – их целокупность. Очевидно различие между преобладающей точкой зрения на ведийского бога и той, которая здесь излагается. Согласно прежним взглядам, Вишну был в Ригведе всего лишь помощником великого Индры; его значение постепенно увеличивалось, и в конце концов он возвысился до положения спасителя человечества». Точка зрения кришнаитов на культ Вишну и исторически связанный с ним культ Кришна не может представляться единственно верной. В древнем индуизме культ одного «верховного божества» сменялся другим. Это были смены разных религиозных систем и школ, и одно общее наименование – индуизм, об условности которого мы уже говорили, не должно было бы смущать исследователей. Хорошей иллюстрацией неадекватности названия предмету служит тот факт, что одной из древнейших школ индуизма считают локаяту, представляющую собой атеизм в чистом виде. В «Ригведе» Вишну действительно подчинен Индре. Ссылка на «Шримад-Бхагаватам» – менее авторитетное писание, нежели собственно ведические тексты – совершенно неуместна. Религия «Ригведы» – это одна религия, со своими культами и представлениями, а религия Бхагаватам – это другой культ и другая вера. В этом смысле из существующих современных школ в индуизме ни одна не может репрезентировать древнего верования племен, населявших полуостров Индостан. Претензии сторонников ОСК на адекватность ведической традиции, их попытки отождествить себя со всей многоплановой традицией индуизма, выглядят бессмысленными и, более того, по-детски наивными. Специалисты индологи считают, что «в ведических гимнах Вишну занимает сравнительно скромное место, хотя и входит в число основных божеств, в брахманах его значение возрастает, но лишь в эпосе и пуранах Вишну становится первостепенной фигурой» 32 . Вишнуиты веруют в то, что их «верховный Бог» сходил на землю, при этом первые четыре аватары его были в виде животных: рыбы, черепахи, вепря и «нарасимха» (человека-льва) 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Старая религия держалась в среде брахманов, не все представители которой перешли в официально покровительствуемый буддизм. Основное сопротивление буддизму было оказано на западе Индийского полуострова и исходило не только от брахманов, но и от простого народа. Народная религия практически не была затронута влиянием брахманизма и существовала преимущественно в виде культа духов, почитались камни, деревья, животные. К этому мощному стволу стали прививаться идеи развивавшиеся ранее только внутри высших варн. Брахманы, аскеты и йогины сохраняли и развивали сокровенный смысл их доктрин, с присущими им абстракциями, теориями и изощренной практикой освобождения от сансары. Главным направлением эволюции индуизма было то, что доступная массам религия возникла в ходе переработки, примитивизации и вульгаризации брахманских философских теорий. Древние ведические принципы обогатились неарийскими и доарийскими верованиями, суевериями и божествами, ритуальными домашними обрядами и в таком упрощенном виде стали доступными для всех. Большинство ведийских богов уходит в прошлое, то же происходит и с богами брахманизма, вследствие их метафизичности и абстрактности (Брахман, Пуруша). На передний план вышли новые, модифицированные ипостаси древних божеств, которые и почитаться стали по-новому. Кровавая ведийская жертва (яджня) была заменена богослужением без жертв (пуджа). И хотя по традиции считалось, что убийство ради бога убийством не является 79 , характер ритуала жертвоприношения стал определять принцип ахимсы. Вместе с буддизмом широко распространилась практика изготовления идолов-изображений и храмов в их честь. Изображенный в скульптурной форме почитаемый бог приобрел антропоморфный облик, стал близким и конкретным, его можно было любить и надеяться на него. Главные индуистские боги имели уже своих приверженцев, в отличие от старых ведийских богов, бывших к массам в основном нейтральными. К двум старинным путям (марга) освобождения от сансары: кармамарге 80 (обозначавший в ведизме практику жертвоприношений) и джнянамарге 81 , присоединился третий, бхактимарга 82 , являвшийся личной преданностью божеству, и ставший важной характерной чертой индуизма.

http://azbyka.ru/induizm-i-ego-transform...

  001     002