ведийск. Сурья, греч. Гелиос, древнегерм. Sauil, старослав. Солнце – все эти термины обозначают солнце)» (Элиаде, цит. изд., с. 235–236). Ж. Дюмезиль, опираясь, главным образом, на текст «Ригведы», но, используя также мифологический материал других индоевропейских народов, выдвинул концепцию триады уровней вселенной и функциональной триады Богов, лежащей в основе праиндоевропейской мифологии: «Интересующий нас список Богов, основан на трех функциях – отправление сакральных действий, военная деятельность и экономика, – иерархизированная гармония которых необходима для жизни общества; именно, эти три функции в разных точках индоиранского ареала (см., в частности, широко известную индийскую классификацию брахманы – кшатрии – вайшьи) привели к реальному или идеальному разделению членов общества на жрецов, воинов и производителей материальных благ» (Дюмезиль, цит. изд., с. 25). В пример можно привести также разделение кельтского общества на жрецов друидов, военную аристократию и свободных людей, или «владельцев коров» (bo airig). Ту же трехчастность иллюстрирует капитолийская триада Богов: Юпитер, Марс и Квирин, а также скандинавская, или древнегерманская, религия с почитанием Одина, героического бога Тора и покровителя плодородия Фрейра. Дезинтеграция единого индоевропейского праязыка на диалекты, обособившиеся затем в отдельные языки, могла начаться на прародине индоевропейцев, но затем происходила в несомненной связи с их расселением и метисацией с носителями инородных языков, проживавшими на тех территориях, куда переселялись отдельные группы индоевропейцев. Первичное расщепление произошло, весьма вероятно, в конце 4 тысячелетия до Р. X. И продолжалось в следующем тысячелетии, в результате чего, на рубеже 3 и 2 тысячелетий, выбранном нами в качестве хронологической точки отсчета, уже существовали, в качестве самостоятельных, праязыки известных ныне индоевропейских языковых семей – кельтской, иллирийской, фракийской, на этом историческом рубеже, очевидно, еще не произошло разделения индоиранской и балтославянской языковых семей на, соответственно, индоарийскую, и иранскую, и балтийскую, и славянскую семьи, хотя существует в индоевропеистике и иная точка зрения, не представляющаяся, впрочем, убедительной, о том, что близкое родство балтских и славянских языков не имеет генеалогической природы, а явилось следствием позднейших тесных контактов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002