Богородицы) в верхнем и евангельский - в нижнем регистре сев. и юж. стен ( Квливидзе. Сотворение мира. 2009). Кроме того, отдельным циклом предстают самостоятельные композиции, напр. «Собор Богородицы» на зап. стене ( Она же. 2008; Она же. Фрески. 2009. С. 39). Расположение фресок в пространстве храма, по мнению ученых, соответствует тем изменениям, к-рые произошли в русском искусстве во 2-й пол. XVI в. В них подчеркивается иерархическое устройство архитектуры: красной огранкой не только разделены сюжеты, но и выделены архитектурные формы - своды и щеки арок, а также фоны для фигур на столбах, подобные киотам сложных очертаний. Выделены зоны пространственного креста, где размещены монументальные композиции, превосходящие другие размерами и посвященные Богородичным праздникам: «Рождество Пресв. Богородицы» - на юж. стене, «Введение во храм Пресв. Богородицы» - на сев. стене, «Успение Пресв. Богородицы» - на восточной и «Собор Пресв. Богородицы» - на зап. стене ( Она же. Фрески. 2009. С. 40). В росписях отсутствуют традиционно подробные повествовательные циклы. Евангельская история представлена отдельными композициями иконографии Богоматери. Тема Страстей Христовых передана сюжетом «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи…» над порталом в юж. стене. Эти изображения развивают тему Воплощения и Домостроительства, в к-рых основное значение имеет образ Пресв. Богородицы. Во мн. композициях использованы не только детали, традиционные для визант. искусства, но и западноевроп. мотивы (Там же. С. 44, 45, 51), впервые введенные в рус. искусство в эпоху митр. Макария и получившие у современников характеристику «латинские мудрования» ( Сарабьянов. 1999. С. 201-204; Пуцко. 1999). Составители программы были новаторами: в росписях проиллюстрированы те сочинения св. отцов, к-рые ранее не использовали. Напр., композиция «Что Ти принесем, Христе (Собор Пресв. Богородицы)» на зап. стене, по мнению Н. В. Квливидзе, иллюстрирует «Слово на Рождество Христово» свт. Иоанна Златоуста ( Квливидзе.

http://pravenc.ru/text/Казанская и ...

   Близ Назарета устроена очень хорошая и довольно большая арабско-греческая церковь, посвященная имени Пречистой Девы Богоматери; в левой стороне церкви, в углублении, находится источник, из коего Пре­чистая Дева Мария почерпала воду; это место обложено белым мрамором и вообще прекрасно устроено в виде придела. Пред иконой Благовеще­ния горят непрестанно лампады и свечи, а внизу сделано отверстие, с опус­кающеюся в него кружкою, для почерпания воды, которую поклонники с благоговением пьют и умываются ею, с молитвою к Благодатной Марии, почерпавшей воду из сего источника. Какие скромные, но глубоко умиля­ющие душу воспоминания!.. Библиографический указатель к сказанию о жизни Пресвятой Девы Марии и благовестию Ей Архангела рождении от Нее Спасителя мира (Лк.1:26—38)     Толкования святоотеческие    1. Св.Афанасий Александрийский. Из толкования на Евангелие от Луки. «Творения свв.отцов», 1822.     Новейшие в духовных журналах    2. Черты из жизни и характера Богоматери, но указанию Священного Писания. «Воскресное чтение», 1802.    3. Величие Богоматери в земной Ее жизни. «Воскресное чтение», 1827.    4. Ева, праматерь наша, и Пресв.Дева Мария, Матерь Божия. «Воскресное чте­ние», 1807.    5. Библейские дети. Пресв.Дева Мария. «Воскресное чтение», 1873.    6. Древнее церковное предание о рождестве Пресв.Богородицы. «Воскресное чтение " " , 1823.    7. Беллюстин. Рождество Пресв.Девы. «Воскресное чтение», 1832.    8. Богородичное Евангелие. «Духовная беседа», 1870.    9. Поучение 2-е о земной жизни Иисуса Христа. Рождество Богородицы. «Вос­кресное чтение», 1831.    10.      Поучение 3-е о земной жизни Иисуса Христа. (Введение во храм Пресв. Бого­родицы и воспитание Ее). Благовещение. Там же.    11. Назарет (1:26). Б.п.сл. «Воскресное чтение», 1876.    12.      И вшед к Ней Ангел, рече: радуйся, Благодатная и т.д. (1:28). «Воскресное чтение», 1811.    13.      Благовещение Пресв. Богородицы (1:26—38). «Воскресное чтение», 1801.    14.      Беллюстин. Благовещение (1:26—38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Богородица и св. Иоанн Предтеча и по одному архангелу; следующие за ними 14 апостолов изображены в ракурсах, передающих динамичные позы и жесты общения. На 2 больших парусах со стороны алтаря, как и в Пэтрэуци, представлены Пресв. Богородица и арх. Гавриил, составляющие раздельно сцену «Благовещение Пресв. Богородицы». На стенах нефа помещено неск. циклов. К двунадесятым праздникам добавлены небольшой Богородичный цикл («Встреча праведных Иоакима и Анны» («Зачатие Пресв. Богородицы»), «Введение во храм Пресв. Богородицы» и «Встреча Пресв. Богородицы и прав. Елисаветы»), циклы чудес Христовых, Страстей и Воскресения Господних, уже традиционно решенные в виде фриза. В нижнем регистре представлены в роскошных княжеских облачениях и изображения св. воинов в лучших традициях касторийской школы, и ктиторский портрет Луки Арборе, его супруги Юлианы и пятерых детей в возрасте 5-10 лет. В куполе нартекса изображена Пресв. Богородица «Знамение», в тимпанах стен - Вселенские Соборы . Вся вост. стена, исключая нижний регистр, предназначена для иллюминирования житийного цикла св. Иоанна Предтечи, в составе к-рого выделяется обширная сцена «Иродов пир» со столом в форме перевернутой лат. буквы V. В росписях нартекса выделяются композиция «О Тебе радуется», цикл, посвященный Честному Кресту, со сценой «Явление креста в небе византийскому имп. св. Константину», к-рая здесь дана в исторической трактовке - с изображением императора на коне среди своего войска, а не в символической - в сопровождении арх. Михаила и св. воинства, как в Пэтрэуци. В юго-вост. углу нартекса готический по оформлению аркосолий включает надгробный портрет. В нижнем ряду изображены св. жены. Св. воины, предстоящие Христу. Роспись ц. в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Добровэц. 1527–1531 гг. Иконографическая программа добровэцкой церкви отличается глубоким богословским содержанием и имеет ряд новых акцентов. Нек-рые моменты заставляют исследователей предположить, что иконописцами руководил самый просвещенный книжник того времени буд.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

По переписным книгам 1646 (154) г. Гороховец имеет следующий вид. «В Гороховце место городовое на горе у реки Клязьмы, а город сожгли черкасы в 127 (1619) г.; около города 242 сажени да в осыпи, что бывал внутри города храм ружный Николая Чудотворца и на том месте ныне церковь Живоначальные Троицы с приделом Николая Чудотворца верх шатров, а по грамоте царя Михаила Феодоровича учинен монастырь; около погосту забор, на погосте 5 келей, живут 2 попа черных да 3 человека братии старцов. – Да под городом внизу у р. Клязьмы по берегу был острог и башни рубленые, – сожгли черкасы; около острога было 980 саж. В Гороховце в острожном месте соборная церковь . Благовещения Пресв. Богородицы с приделами Макария Желтоводского, св. муч. Параскевы – древяна верх шатров да на посаде церковь Воскресение Христово с приделом в.-муч. Георгия древяна верх шатров; на посаде съезжая изба строена посадскими и уездными людьми, двор воеводский, бывший двор городничого пустой, у Клязьмы таможня и двор кабацкой, у ручья винокурня и пивоварня». «Всего на посаде две церкви с приделами, 2 дв. поповых, в них 6 человек, 1 дв. дьячков, 2 дв. пономаревых, 2 дв. бобыльских на церковной земле, 2 дв. вдов, 4 двора пушкарских, 195 дв. торговых и ремесленных людей с населением 388 душ муж. пола, 42 дв. бобыльских и 10 дворов вдовьих». Через 32 года по переписным книгам 1678 г. картина Гороховца несколько изменяется к лучшему. «Внутри города монастырь Николая Чудотворца, в нем холодная церковь Живоначальные Троицы, а под ней придел Николая Чудотворца, другая теплая церковь Покрова Пресв. Богородицы; монастырь огорожен забором – рублен в замок, в нем 6 келей, строитель черной поп Варлаам, 10 человек братий старцев, двор скотской. – На посаде собор Благовещения Пресв. Богородицы с приделом Макария Желтоводского, другая теплая церковь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи с приделом в.-муч. Параскевы, церковь Воскресения Христова с приделом в.-муч. Георгия, другая теплая церковь Введения во храм Пресв. Богородицы, колокольня при ней рублена в замок на 8 углов. Монастырь девичь, в нем церковь холодная Сретения Пресв. Богородицы Владимирския, другая церковь теплая преп. Сергия Радонежскаго, в монастыре 20 келей, в них 44 сестры питаются милостыней и рукодельем. За р. Клязьмою Знаменский монастырь, в нем церковь Знамения Пресв. Богородицы с приделами Иоанна Богослова и Зосимы и Савватия Соловецких, – огорожен забором, в монастыре 5 келей, в них 8 человек братий питаются милостыней. – В городе съезжая изба, государев кружечный сбор и винокурня».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Богородицы. Но, к их удивлению, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило дивное благоухание. Православная Церковь хранит Предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на 3й день после Своего Успения и взошла на Небо. «Победныя почести взяла еси на естество Чистая, Бога рождши: Обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом. Темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи» (тропарь 1й песни 1го канона Успения). У некоторых древних писателей проскальзывала мысль о мученической смерти Богоматери (напр. в Слове, приписываемом Тимофею, пресв. Иерусалимскому, V в.), однако это предположение отвергается святыми отцами (Ambros. Mediol. In Luc. 2. 61), Церковным Преданием. Год Успения Богоматери древними духовными писателями и церковными историками называется различно. Евсевий Кесарийский указывает 48 г. по Р. Х., Ипполит Римский – 43 г. по Р. Х., Епифаний Кипрский – 25й год по Вознесении Христовом, Никифор Каллист – 44 г. по Р. Х. Ист.: Смирнов И., прот. Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях апостолов//ПО. 1873. Апр. С. 569–614; Amann E. Le Protoevangelie de Jacques et ses remaniemant latenes. P., 1910; Апокрифические сказания о Христе. СПб., 1914. Вып. 3: Книга Иосифа Плотника; Michel C. Evangelies apocryphique. P., 1924; Krebs E. Gottesgebaererin. K?ln, 1931; Gordillo M. Mariologia orientalis. R., 1954; A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary//Ed. by M. O’Caroll. Wilmington, 1983; Евангелие детства (Евангелие от Фомы)//Апокрифы древних христиан. М.,1989. С. 142–150; История Иакова о рождении Марии//Там же. С. 117–129; Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и свидетелях Христовых/Сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. М., 1999; Logoi Qeomhtopikoi MonacOj Maximos. Hsuxastherion tes koimhseos tes theotokou. Katounakia; Agion Oros, 1999. Лит.: Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы: С 14 рис. и 26 политипажами. СПб., 1870; Барсов М. В. Четвероевангелие: Толкования и руководство к изучению. СПб., 1893. Серг. П., 2002: Толкование Четвероевангелия: Сб. ст. для назидательного чтения; Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1892. М., 1997. Ярославль, 1994, 1998; Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон./Под ред. Поселянина Е. СПб., 1909. К., 1994. М., его же. Богоматерь на земле. СПб.; М., 2002; Скабалланович М. Христианские праздники: Рождество Пресв. Богородицы. Введение во Храм Пресв. Богородицы. Успение Пресв. Богородицы. К., 1915–1916. Серг. П., 1995; Мерзлюкин А. Родословие Пресв. Девы Марии и происхождение «братьев Господних». П., 1955, СПб., 1995.

http://azbyka.ru/bogorodica-deva-mariya-...

Фомы» и «Исцеление слепого». Регистры барабана переходят на триумфальную и подпружные арки (пророки на триумфальной, далее апостольский и добавленный святительский ряды). На широком своде триумфальной арки находится композиция «Родословие Христа». В конхе алтарной апсиды размещена традиционная композиция «Пресв. Богородица с Младенцем на престоле», к-рую окружают по 2 архангела с каждой стороны. Ниже расположены фигуры пророков в рост, к-рые обычно изображались на триумфальной арке. Пророки держат в руках свитки и атрибуты. С обеих сторон пророческого ряда у основания триумфальной арки изображены сцены двунадесятых праздников: «Рождество Христово» (север) и «Сретение Господне» (юг). Данный цикл, дополненный сценами Богородичных праздников в этом же регистре, опоясывает весь неф (далее по юж., зап. и сев. стенам): «Крещение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Вознесение Господне», «Сошествие Св. Духа на апостолов», «Преображение Господне», «Успение Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы» и «Благовещение Пресв. Богородицы». В центральном регистре апсиды, где представлены традиц. сцена «Причащение апостолов хлебом и вином», а также сцены «Тайная вечеря» и «Омовение ног», в юж. части начинаются Страстной и Воскресенский циклы, к-рые развертываются по всему периметру нефа в виде подробного нарративного фриза. В нижнем регистре алтаря размещена сцена «Поклонение Св. Жертве», в нефе - фигуры преподобных и воинов, а также ктиторский портрет. В нартексе пространство структурировано так же, как и в нефе, 2 подпружными арками, а зап. стена имеет полигональную форму. В зените коробового свода, как и в нефе,- 3 медальона (с востока на запад): св. Елисавета с младенцем св. Иоанном Предтечей, Пресв. Богородица «Знамение» и св. Анна с Младенцем Пресв. Богородицей. На склонах сводов и в тимпане зап. стены изображены Вселенские Соборы. Стены по периметру разделены на 4 регистра. Верхний посвящен житийным сценам св.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Я[вленная] К[азанская] и[кона] помещалась в киоте в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме, видимо рубежа XVI и XVII вв., размещалось 11 клейм с изображениями праздников ( " Зачатие Пресв[ятой] Богородицы " ( " Встреча Иоакима и Анны " ), " Рождество Пресв[ятой] Богородицы " , " Введение во храм Пресв[ятой] Богородицы " , " Благовещение " , " Рождество Христово " , " Собор Пресв[ятой] Богородицы " , " Сретение Господне " , " Успение Пресв[ятой] Богородицы " , " О Тебе радуется " , " Похвала Пресв[ятой] Богородицы " , " Покров Пресв[ятой] Богородицы " ), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение Я[вленной] К[азанской] и[коны], на полях рамы изображены святые. Оклад внутренней рамы сделан в 1806 г. на средства настоятельницы монастыря игум[еньи] Софии (Болховской) и жертвователей к завершению строительства в монастыре нового каменного Казанского собора (1798 - 1808). Внешняя рама, очевидно XVII или XVIII в., с клеймами чудес имела оклад 1739 г. с овальными и фигурными обрамлениями клейм барочных форм, выполненный на средства полковника А.И. Змеева с супругой, о чём свидетельствовали надписи в картуше внизу оклада (Там же. С. 29 - 31). Внутренняя рама вынималась из внешней и имела внизу ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В новом соборе Казанского девичьего мон[асты]ря чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от царских врат, он был помещён в большой деревянный киот в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы из ильмового дерева (из вяза). Во 2-й пол[овине] XIX в. Я[вленная] К[азанская] и[кона] воспроизводилась на литографиях со стилизованными декоративными мотивами праздничной ризы (Булгаковский [Д.Г.]. [Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшия от неё чудеса. Санкт-Петербург]. 1896. Ил. на с. 5) и особенно часто - будничной ризы, с изображением двойной нитки крупного жемчуга и 2 бриллиантовых подвесок (Малов. [Е.А.]. [Казанский Богородицкий девичь монастырь: История и современное его состояние. Казань]. 1879. Ил. между с. 28 и 29). Надо учитывать, что литографии не передавали первоначальный характер ликов иконы. Известны списки Я[вленной] К[азанской] и[коны] рубежа XIX и XX вв. с надписью внизу: " Мра и подобе вленной иконы Kaзahcki Пре(с)ты Бцы " , выполненные под влиянием стилистики академической живописи и литографий 2-й пол[овины] XIX в. (частные собрания)».(165)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Ангел Господень нередко являлся к ней с пищею. Какой тропарь праздника? Днесь благоволения Божия предображение, и человеком спасения проповедание, в храме Божии ясно. Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Русский перевод Ныне предызображение (предвестие) благоволения Божия (к нам) и провозвестие о спасении людей, Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. Ей и мы громко возгласим: радуйся, исполнение примышления Создателя о нас. Поясните мысль тропаря сего и разъясните в тропаре слова: Днесь благоволения Божия предображение, смотрение, Зиждитель. В праздник Введения во храм Пресв. Богородицы празднуется первое предвестие милости Божией к людям, – предвестие того, что скоро исполнится желание Творца нашего Бога (смотрение Зиждителя) спасти погибших людей: так как Дева, избранная быть Материю Спасителя, уже родилась и приведена во храм. Это и воспевается в тропаре праздника Введения. Благоволение – милость. Смотрение или промышление о нас Зиждителя – желание Создателя-Бога спасти людей. Зиждитель – Создатель, Творец. Евангелие см. 21-го мая. Что особенно поучительного в сем празднике? Первое – то, что данные Богу и святым обеты должно исполнять не медля, подобно св. Иоакиму и Анне. Второе – то, что весьма полезно для детей присутствие во храме, подобно как оно было полезно для Пресв. Девы Богородицы: с сего возраста на всю жизнь усваивается им любовь ко храму. Не имеет ли какой особенности праздник Введения во храм пресв. Богородицы? Со времени его начинается предпразднество Рождества Христова, и поют ирмосы: «Христос рождается, славите». 27-го Нояб. праздник иконы Знамения Богородицы Скажите о празднике Знамения Пресв. Богородицы, 27-го ноября. Праздник этот установлен в память чудесного знамения, бывшего от иконы Пресв. Богородицы в Новгороде в 12 стол. (в 1170 г.). Великий князь Андрей Боголюбский с союзниками осадил тогда Новгород за поражение своего войска новгородцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

При И. был достроен и 30 окт. 1776 г. освящен в честь Воскресения Христова теплый кафедральный собор, о ремонте и благоукрашении к-рого архиерей заботился вплоть до кончины: в 1794-1795 гг. кровля собора была перекрыта листовым железом, в июне 1795 г. поставлен новый крест на главе, тогда же иконописцем Андреем Елизаровым был написан запрестольный Владимирский образ Божией Матери. По инициативе И. в архиерейском дворе был построен 2-этажный корпус, на нижнем этаже которого разместилась мастерская для производства восковых свечей. В Вологде епископ освятил каменную кладбищенскую ц. во имя Лазаря Праведного (1 мая 1790), приходские церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1713-1777) на Сенной пл., в честь Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (1778), в честь Рождества Пресв. Богородицы (1779?) на Нижнем долу, во имя арх. Гавриила (1780?), а также теплый храм во имя прп. Варлаама Хутынского (1780) в бывшем Илиинском муж. мон-ре. Вместо обветшавшей деревянной Екатерининско-Фроловской ц. в Вологде был построен одноименный каменный храм (1776) с колокольней и оградой, древние иконы и утварь из старой церкви были перенесены в новую. 7 нояб. 1791 г. И. освятил каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1781-1791; закрыт в 1937, разрушен в кон. 50-х гг. XX в.; совр. Усть-Кубинский р-н Вологодской обл.). При И. были возведены каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца (1773-1785) в с. Браткове на месте сгоревшего в 1773 г., каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1796) в с. Байдарове Никольского у. В 1783 г. архиерей выдал грамоту на строительство каменного 2-этажного храма во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Прокопия Устьянского в Вельском у. Однако преемник И. еп. Арсений (Тодорский) решил освятить ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а не во имя св. Прокопия Устьянского, поскольку «имени его не было в святцах» ( Веревкина Г. А. О судьбе мощей прав. Прокопия Устьянского//Святые и святыни северорус. земель: Мат-лы VII науч. конф. Каргополь, 2002).

http://pravenc.ru/text/674003.html

1712-1715); суздальский во имя святых Космы и Дамиана (в Суздале, муж., основан не позднее XII в., упразднен не позднее нач. XVII в.); во имя вмч. Феодора Стратилата (во Владимирском у., муж., основан в XII в., упразднен в нач. XVIII в.); во имя святых Бориса и Глеба (на р. Ушне в Муромском у., муж., основан в XII в., упразднен в 1764); суздальский во имя Св. Троицы (в Суздале, жен., основан в нач. XIII в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.); во имя равноапостольных Константина и Елены (во Владимирском у., муж., основан не позднее 1276, упразднен в 1775); владимирский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (во Владимире, муж., основан не позднее 1287, дата упразднения неизвестна); во имя арх. Михаила (в Юрьеве-Польском, муж., основан не позднее XIII в., закрыт в 1923); суздальский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан не позднее XIII в., разорен поляками в XVII в.); во имя святых Бориса и Глеба (в с. Кидекша Суздальского у., основан не ранее 2-й пол. XIII в., упразднен не позднее 2-й пол. XVII в.); суздальский во имя мч. Александра (в Суздале, жен., основан в XIII в., упразднен в 1764); суздальский в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (в Суздале, муж., основан не ранее XIII в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.); Евфимиев в честь Преображения Господня (в Суздале, муж., основан в 1352, закрыт в 1923); Городецкий (Городищенский) Лазаревский (в Суздальском у., жен., основан не позднее 1367, упразднен в 1-й пол. XVIII в.); во имя святых Бориса и Глеба (во Владимире, муж., основан не позднее 1389, упразднен до 1625); во имя вмч. Георгия Победоносца пуст. (на оз. Сак в Гороховецком у., муж., основана в XIV в., упразднена в кон. XVII - нач. XVIII в.); Нафанаилова в Славцове в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (во Владимирском у., муж., основана не позднее нач. XV в., упразднена в XVI-XVII вв.); Антониева в честь Покрова Пресв. Богородицы пуст. (в Переславском у., муж., основана не позднее 1-й четв. XV в., упразднена в 1701-1702); сновицкий в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010