Очень часто мы молимся, чтобы Господь даровал нам благодать Святого Духа, и ясно не представляем, в чем это должно выражаться. Апостол Павел разъясняет, каковы плоды Святого Духа. В Послании к Галатам он пишет: Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ) и далее добавляет: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал.5:25–26 ). Перечислением этих девяти добродетелей апостол Павел определяет требования к внутреннему миру верующего человека, к его отношению к Богу и к людям. Наличие этих добродетелей – это образ благодатного, нового человека, который живет во Христе и Христос живет в нем. Сегодня мы наблюдаем сложный, но удивительный процесс возвращения к Богу, к тем духовным и национальным ценностям, которыми жили и, я бы сказал, выжили наши родители и вообще наши предки. Что было бы с Грузией, с нашим народом, если бы мы не были православными христианами, если бы мы не имели тех традиций и твердых семейных основ, на которых воспитывались наши люди? Что бы стало с нашей родиной, если бы мы не имели таких самоотверженных защитников нашего отечества, как святые Мириам и Нана, Вахтанг Горгасали, Давид Строитель, царица Тамара, Арчил и Луарсаб, Дмитрий Самопожертвователь, царица Кетеван, тысячи мучеников, жизнь свою положивших за веру и отечество? Каждая мать растила детей как героев, защитников своей родины. Если бы не было в наших предках такой твердой веры, такой жертвенной любви, таких твердых нравственных устоев, то сегодня нашей страны и народа уже бы не существовало. Поэтому девять добродетелей, о которых говорит апостол Павел, должны быть положены в основу воспитания наших детей, и в этом должны объединиться Церковь , семья и школа. Мне хочется особо остановиться на этих добродетелях. Первой добродетелью апостол Павел считает любовь. В Послании к Коринфянам он очень подробно говорит о свойствах любви: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает... ( 1Кор.13:4–8 ). Дивные слова дивного апостола! Эти слова должны быть написаны в доме каждого из нас, чтобы они навсегда запечатались в нашем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Вахтанге Горгасале во многих монастырях и храмах открылись училища, где священники обучали народ, и скриптории, в стенах которых каллиграфы, преимущественно из монахов, занимались переписыванием Библии и богослужебных книг. Известен монастырь Каппата в Палестине, где жили грузинские девушки из аристократических семейств. Главным их послушанием также являлось переписывание книг, которые затем отправлялись в Грузию. При царе Вахтанге был заново отстроен Крестовый монастырь. Многие грузинские юноши получали образование в Антиохии, Эдессе, Низибии и других городах Малой Азии. Верным помощником царя Вахтанга в деле просвещения Грузии и новой организации Церкви был католикос Петр. Большую часть своей жизни царь-воин провел не во дворце на троне, а в боевом седле, не со скипетром, а с мечом в руке. В одной из битв с персами он был смертельно ранен своим рабом, как Господь наш был предан на смерть Своим учеником. Во время царствования Горгасала чашу мученичества испила до дна святая Шушаник, царица Ранская, дочь знаменитого армянского полководца Вардана, павшего смертью героя и страстотерпца в бою с персами, защищая христианство в Закавказье. Его жизнь и подвиги, подобные деяниям Иуды Маккавея, описаны очевидцем и участником тех событий Егише. Имя Шушаник (Сусанна) значит «лилия». Святая Шушаник – белоснежная лилия, которая обагрила свои листья кровью страданий и пыток. Муж Шушаник – Питиахш Варскен – приехал к персидскому царю, в угоду ему принял маздеизм и обещал привести в огнепоклонство свою семью и народ. Весть о вероломстве и измене мужа поразила сердце Шушаник ужасом и скорбью, но ни угрозы, ни просьбы не могли сломить ее волю и поколебать любовь ко Христу. Как Варскен отрекся от Христа, так Шушаник отреклась от мужа, и он стал ее мучителем и палачом. Варскен заключил свою жену в тюрьму при дворце; в ней она провела 7 лет, как замурованная в каменном склепе. Питиахш вспоминал о ней только для того, чтобы подвергнуть новым избиениям и пыткам. Святая Шушаник пребывала в своей темнице, словно схимница в затворе – в молитвах и псалмопении. Она носила цепи, в которые заковал ее муж, как подвижнические вериги. От бесчисленных поклонов и коленопреклонений цепи врезались в ее тело до костей. Под антиохийской мантией она скрывала власяницу, которую никогда не снимала со своего тела, покрытого язвами и ранами. Уже при жизни Шушаник получила дар исцелений. Народ приходил к ее темнице, как к стенам святилища, прося ее молитв. Когда царь Вахтанг Горгасал вернулся из индийского похода и узнал о мучениях и смерти Шушаник, он казнил Варскена. Тело Шушаник было перенесено в Тбилиси, в Метехский храм Пресвятой Богородицы [ 3 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

Профессор А. А. Дмитриевский считает первый порядок чтения кафизм патриаршим, а второй – принадлежащим спудеям 264 . Итак, монахи-спудеи, «всегда готовые на бдение ради собирающегося множества», создали на основе иноческого келейного правила чин агрипнии, а вместе с ним и свой устав, чуждый помпезности патриаршего богослужения, и тем самым положили начало образованию палестинского монастырского устава, известного под названием Иерусалимского. 195 Преп. Кирилл Скифопольский († 557), сын управителя епископского дома в Скифополе (Галилея), будучи отроком, удостоился благословения преп. Саввы, когда он приходил в Скифополь. Преп. Савва назвал его «своим учеником и сыном пустынных отцов». Вторично Кирилл видел преп. Савву, будучи юношей, когда он приходил к авве Прокопию. Из монастыря аввы Прокопия Кирилл перешел в лавру преп. Евфимия. Через 22 года после смерти преп. Саввы перешел в его лавру по настоянию преп. Иоанна Молчальника. Последний, будучи близким другом преп. Саввы, рассказал Кириллу о его жизни и поручил написать все это, что Кирилл и сделал, дополнив сведения, полученные от преп. Иоанна, собранными от других очевидцев и учеников преп. Саввы (Соколов. Кирилл Скифопольский . Стлб. 279–285). 202 «Правила» привожу в русском переводе (Дмитриевский. Путешествие. С. 171–193); греческий текст «Правил» издан им же (Описание, I. С. 222–224). 204 Православные грузины появились в Палестине в IV веке. В этом веке грузинский царь Мириан приобрел в Палестине землю, а Вахтанг I Горгасал (446–499), посетив святые места, построил на купленной Мирианом земле монастырь для грузин. В середине VI века грузины наполняют лавру преп. Саввы и составляют преобладающий элемент среди прочей братии. Они занимают предоставленную преп. Саввой для армян Богозданную церковь , так что «сама великая лавра сделалась как бы грузинским монастырем» (Феодосий (Олтаржевский). Палестинское монашество. С. 109). 205 Кирилл пишет, что «Савва постановил, чтобы в субботу собрание было в церкви, созданной Богом, а в воскресный день – в церкви Богоматери, и положил, чтобы в обеих церквах во всякий воскресный и Господский праздник было непрестанно бдение с вечера до утра ( παραλεπτως απ ψ εως πρωι γρυπναν)» (Помяловский. Житие Саввы. Гл. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Собор, любовно называемый грузинами просто Сиони, был заложен на берегу реки Куры в историческом центре города в V в., в царствование Вахтанга Горгасала (446–499), но завершено строительство было лишь в первой половине VII в. Возможно, что инициатором строительства выступил в конце VI в. куропалат Гурам I. Эта первоначальная церковь была полностью уничтожена арабами после завоевания Грузии. Крест святой Нины в Сионском соборе В 1112 г. Давид Строитель, освободив страну от иноземцев, возводит в городе новый собор, который не раз будет подвергаться разрушениям. Храм в значительной степени пострадает от монгольского нашествия в 1226 г., а купол его будет разрушен по приказу Джелал ад-Дина. Впоследствии он будет отремонтирован, однако поврежден снова при нашествии Тамерлана в 1386 г. и вновь отремонтирован грузинским царем Александром I. Значительные разрушения храму будут нанесены персидским нашествием в начале XVII в. Вновь потребуется восстановление купола. Об объемах восстановительных работ часто свидетельствуют сохранившиеся надписи на храме. Так, на южном притворе повествуется о работах, проведенных в 1657 г.: «Волею Божию и с помощью Сионской Божией Матери, я, тбилисский митрополит Елисей Сагинашвили, построил купол Сиони, дважды боковые своды и притвор, расписал и украсил. Пожалуйте прощения ради Бога. Аминь. В хроникой 345». В 1668 г. город поразило страшное землетрясение, нанесшее повреждения и церкви Сиони. О ее восстановлении в 1710 г. Батонишвили Вахтангом VI, регентом Картли, свидетельствует вновь сохранившаяся надпись: «Прославляющий святую Троицу, потомок Давида, племянник именитого Левана, правитель Картли, царевич Вахтанг, обновитель купола, с настилом каменных плит…» И вновь церковь пострадает при вторжении персидского шаха Ага-Магомет-Ханав 1795 г., превратившего весь город в груду развалин, часть жителей истребив или уведя в рабство. Полностью выгорит деревянный иконостас, который будет заменен на каменный в 1850 г. Как снаружи, так и внутри собора прослеживаются достаточно видимые следы нескольких строительных переделок, поэтому их точная датировка достаточно сложна.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Церковь – это не только мы, живущие на земле, это прежде всего сотни святых, которые через благодать Святого Духа и посредством своих подвигов достигли духовной высоты и святости. Церковь преображает человека, только в Церкви можно получить те дары Святого Духа, о которых пишет апостол Павел: ..любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). Именно Церковь дала Грузии и всему миру таких великих святых подвижников, как святая Нина, просветительница Грузии, Иоанн Зедазнийский, Давид Гареджийский, Шио Мгвимский, Антоний Мартмкопский, святые цари Мириан и Нана, Вахтанг Горгасали, Арчил и Луарсаб, Давид Строитель и царица Тамар, мученица царица Кетеван и многие тысячи святых угодников. Именно в Церкви происходит невидимое для нас преображение и внутреннее умиротворение человека, именно в Церкви человек начинает ощущать свою греховность и у него появляется неудержимое желание исправиться; если человека гнетет скорбь, то в Церкви он начинает понимать суетность этой скорби, он получает утешение; если человек находится во вражде с кем-либо, то в Церкви у него появляется желание простить и примириться. Почему все это происходит? Потому что в Церкви невидимо присутствует Господь и исцеляет наши раны. Господь говорит каждому из нас: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ). Именно это необходимо современному человеку вера, надежда и любовь – то, чем жили и утешались наши отцы. Пожалуй, никогда человечество не было в таком смятении: рушатся страны и системы, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то ( Пс.38:7 ); прошедшее ушло, будущего еще нет, настоящее мрачно; единственная надежда – Господь и Его милость к Своему творению. Мы не должны терять надежду, но всегда помнить слова Иисуса Христа: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:20 ). Все неожиданно и молниеносно совершается в этом мире: строится – и тут же разрушается, и все это признак того, что время близко ( Откр.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Иоселиани П. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843; Адонц Н. Г. Армения в эпоху Юстиниана. СПб., 1908; Марр Н. Я. Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. Л.; М., 1934; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в период монг. владычества: Этюды из истории груз. литературы// Он же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; он же. Канонический строй в Древней Грузии//Там же. 1957. Т. 4. С. 329, 344-345, 357; Татишвили В. Грузины в Москве. Тб., 1959; Шавхелишвили А. Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами: С древнейших времен до XV в. Грозный, 1963; Алексидзе З. О религиозной ситуации на Кавказе в VI в.//Мацне: Сер. истории. Тб., 1974. Вып. 1. С. 103-110 (на груз. яз.); он же. По поводу конфликта между Вахтангом Горгасали и архиеп. Михаилом//Разыскания из истории Грузии и Кавказа. Тб., 1976. С. 43-44 (на груз. яз.); Esbroeck M.-J., van. Les plus anciens homéliaires géorgiens: Étude descriptive et historique. Louvain-la-Neuve, 1975; Метревели Е. Новый труд о грузинском Многоглаве//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тб., 1976. Вып. 4. С. 67-88 (на груз. яз.); Абрамишвили Г. Фресковая надпись Степаноза Мампали в Атени Сиони. Тб., 1977 (на груз. яз.); Джавахишвили И. Труды. Тб., 1979. Т. 1: История груз. народа (на груз. яз.); Гамбашидзе Г. К вопросу о культурно-исторических взаимоотношениях Грузии с кавказскими народами//Археол. памятники феод. Грузии. Тб., 1987. Т. 5. С. 5-15 (на груз. яз.); он же. Лапидарная надпись католикоса-патриарха Мелхиседека из христ. храма Ткоба-Ерды (Ингушетия)//Всемирный культурно-исторический процесс и Грузия по археол. данным: Тез. докл. науч. сессии. Тб., 2006. С. 47 (на груз. яз.); Ломоури Н. Объявление государственной религией христианства в Грузии//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тб., 1990. Вып. 3. С. 45-52 (на груз. яз.); Гоиладзе В. Вахтанг Горгасали и его историк. Тб., 1991 (на груз. яз.); Жордания Ф. Антоний I, католикос Грузии и архиеп. Владимирский и Иерапольский//Богословский сб. Тб., 1991.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Через неделю Арам уже с нетерпением ждал писем из Баку и даже пошел в атаку: «А слабо тебе приехать ко мне в Тбилиси? Ведь мы враги». «У меня нет врагов, потому что я свободна от ненависти, — писала Джамиля. — Я стараюсь подходить к людям только с хорошей меркой. Я как раз собиралась в Тбилиси к родственникам, и мы сможем увидеться». Встреча бывших недругов состоялась на проспекте Руставели. Арам смотрел на гостью во все глаза. Ее смуглое, прекрасное, улыбающееся лицо казалось ему таким родным и давно знакомым… — Я тебе город покажу, — предложил Арам. — У Тбилиси древняя история. А знаешь, что Тбилиси в переводе значит «теплый»? Его царь Вахтанг Горгасали на месте горячего серного источника основал. Хочешь, я тебе одну легенду расскажу? Джамиля восхищенно слушала, удивляясь эрудированности Арама. А никакой эрудированности и в помине не было. Зато теперь вечерами, вооружившись ручкой, он спешно конспектировал рассказы Этери о великих святынях Грузии, о мучениках, отдавших жизнь за Христа, и об истории этой многострадальной земли. Никогда он еще так жадно не учился, отыскивая в книгах интересные факты. А еще он насмерть боролся с собой, стараясь избавиться от жаргона, усвоенного с детства на улице. — С тобой так интересно! — призналась Джамиля на прощанье, поглядывая на Арама из–под опущенных ресниц. Арам был наверху блаженства. После отъезда Джамили они продолжали переписываться. И чем дальше, тем яснее Армен понимал: он хочет жениться на Джамиле, и другой жены ему не надо. Объясниться с Джамилей он не решался. Да и как надо объясняться в любви? Он даже Пушкина перечитал, отыскивая подходящие фразы, и целыми днями писал в уме длинные–длинные письма. А в итоге написал просто: «Я люблю тебя. А ты?» Джамиля ответила: «Я тоже». Когда Арам позвонил матери в Грецию, сообщив о своем намерении жениться на Джамиле, та раскричалась так, что у Арама заложило уши: — Только внуков–мусульман мне не хватало! Нет, нет и нет! Запомни, ни копейки от меня не получишь! Я сама тебе подыщу нормальную девушку, как только деньги на свадьбу соберу!

http://azbyka.ru/fiction/nacionalnyj-vop...

В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов. Проезд: Если вы решили восходить на Казбек, то маршрут пролегает как раз мимо храма. Так что он является своего рода бесплатным культурным приложением. У восходителей есть обычай устраивать здесь первую ночевку, чтобы адаптироваться к высоте. До церкви Святой Троицы в Гергети можно дойти пешком на своих двоих. Пусть вас не пугает её высота, если вы готовы потратить час-два на восхождение и ваша физическая форма позволяет вам это сделать, то почему бы и нет? Пеший подъем наверх занимает порядка трех часов. Вам нужно будет пройти через село Гергети, повилять по небольшому неопасному лесному серпантину, иногда срезая дорогу вытоптанными тропинками, и подняться на верх по тропинке, которая идёт вверх под большим углом. Подробнее... Светицховели (Мцхета) [ править править код ] Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. — животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней. Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения. В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде). Адрес: Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города Подробнее... Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Груз...

Болнисский Сион (Грузия). 478 - 493 гг. Болнисский Сион (Грузия). 478 - 493 гг. В 30-х гг. IV в. Византия при имп. Константине Великом была единственным союзником Иберии в борьбе против Сасанидов. Несмотря на противодействие проиранских сил, цари Иберии и впосл. старались сохранить поддержку В. и. К нач. V в. Персия довольно прочно утвердилась в Закавказье, и Иберия оказалась в более жесткой зависимости от нее, а контакты Вост. Грузии с Византией почти сошли на нет. В визант. источниках этого времени нет сведений об Иберии. Сведения груз. летописей о присоединении к Иберии Зап. Грузии при царе Вахтанге Горгасали (2-я пол. V в.) отражают переход под его контроль соседних с Картли вост. районов подвластной В. и. Лазики. Церковная реформа царя Вахтанга 466-468 гг. проводилась при поддержке визант. императора и К-польских Патриархов (вероятно, Зинона и Нектария). Была введена новая организационно-адм. структура во главе с Католикосом. Первым Католикосом был Петр (2-я пол. V в.). Вахтанг положил начало автокефалии Грузинской Церкви (официально с 487). Светская и церковная власти Византии поддерживали стремление царей Картли усилить централизацию своего гос-ва. Однако антииран. восстание христ. кавказских народов в Кавказской Албании, Армении и Иберии (484) окончилось поражением, и В. и. надолго потеряла влияние в этих областях Закавказья. В 523 г. шаханшах Кавад I подавил восстание царя Иберии Гургена; так и не дождавшись помощи от имп. Юстина I, царь с семьей и приближенными вынужден был укрыться в В. и. После этого в течение столетия Картли была полностью подчинена Персии. С 20-х гг. VII в. позиции В. и. на Кавказе значительно укрепились в результате победоносных персид. походов имп. Ираклия, в к-рых участвовали христ. народы кавказских стран. После разгрома Персии господство В. и. установилось не только в Лазике, но и в Иберии. В Зап. Грузии была упразднена царская власть и управление областью возглавил подчиненный императору сановник с титулом патрикия. Сев. области Лазики, заселенные лазами, сванами, абазгами и апшилами, были еще ранее непосредственно подчинены империи и поставлены под власть архонта. Разделив Лазское царство на 2 части, В. и. целенаправленно проводила здесь имперскую политику. Зап. Грузия находилась в сфере влияния В. и. и в церковном отношении: в списках кафедр, подчиненных К-польскому Патриархату не позднее VII в. упоминаются митрополия Фасис (совр. Поти) в Лазике и архиепископия Севастополь (близ совр. Сухуми) в Абазгии.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В нач. XX в. Римско-католическая Церковь сохраняла главенствующую позицию в религ. жизни страны. В 1901 г. папа Лев XIII перевел еп-ство Панама в юрисдикцию архиеп-ства Картахена. В 1904 г. Конституция П. гарантировала право свободы вероисповедания, но признавала католицизм религией, к-рую исповедует большинство населения страны. Гос-во финансировало строительство и ремонт католич. церквей, деятельность католич. миссий и различных гуманитарных и образовательных орг-ций, особенно приходских школ. Освобождались от налогов здания, предназначенные для совершения религ. обрядов, и духовные семинарии. Тем не менее влияние католицизма в обществе не было столь сильно выражено, как во мн. др. католич. странах Лат. Америки. Нек-рые районы страны по-прежнему не были христианизированы или лишь номинально считались таковыми. Начало строительства Панамского канала и присутствие США в ЗПК существенно изменили религ. ситуацию в П., способствовав появлению здесь различных протестант. миссий, гл. обр. из США. Рабочие мигранты, многие из к-рых были англоговорящими протестантами из Брит. Вест-Индии, массово прибывали в ЗПК и основывали здесь общины. Комиссия Панамского канала выделяла деньги на строительство в ЗПК храмов, платила зарплату священникам, обеспечивала их жильем. Из 39 церквей в 1910 г. 26 принадлежали компании Панамского канала, 15 священников получали от нее офиц. зарплату (5 баптистов, 4 англиканина, 3 католика, 2 методиста и 1 пресвитерианин). Если в 1911 г. население ЗПК составляло ок. 10 тыс. чел., то в 1935 г. оно увеличилось до 14,8 тыс. чел., а количество христ. конгрегаций, действовавших в районе, достигло 54. В 1904 г. англиканские общины на территории ЗПК были переданы в юрисдикцию Епископальной церкви США. В 1919 г. в ее составе был учрежден Миссионерский округ ЗПК, к-рый включал также Вост. Панаму и Сев. Колумбию. Зап. Панама, Коста-Рика и Никарагуа остались в юрисдикции епископа Брит. Гондураса. Первым епископом миссионерского округа ЗПК был назначен Дж. К. Моррис (1919-1930). По его инициативе 23 апр. 1922 г. в Анконе (ныне в черте г. Панамы) на месте деревянной часовни, построенной в 1908 г. англикан. общиной под рук. амер. военного врача У. К. Горгаса (1854-1920), был заложен 1-й камень кафедрального собора, освященного 23 марта 1924 г. во имя св. Луки. В ЗПК были основаны миссии в 6 новых городах.

http://pravenc.ru/text/2578790.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010