Письма и заявления Дёллингера о ватиканских декретах. 1869 – 1887 г. Мюнхен. 1890 г. 1 От переводчика. Дёллингер скончался в Мюнхене 10 января 1890 г. н. с. Его «письма и заявления о ватиканских декретах» изданы уже после его смерти Рейшем, известным профессором богословия в боннском университете, старым другом, а в последние годы жизни Дёллингера и сотрудником по изданию «автобиографии Беллярмина» 2 и «истории споров о нравственности в римско-католической церкви с XVI в.» 3 . Предисловие Рейша к «письмам и заявлениям Дёллингера» и точное указание года, месяца и числа, когда каждое из них написано, не делают излишними несколько предварительных пояснений к ним со стороны переводчика, особенно для тех из русских читателей, которые мало знакомы с внутреннею стороною истории ватиканского собора и зарождения в Европе старокатолицизма. В книге Рейша «заявления» Дёллингера, числом три, напечатаны впереди «писем». Первое из них написано и обнародовано незадолго пред открытием ватиканского собора – в конце 1869 года; остальные два – во время заседаний его в 1870 году. Все они имели цель повлиять на общественное мнение и помочь известному меньшинству этого собора, состоявшему из наиболее просвещенных епископов римско-католического мира, в их борьбе с папою и иезуитами, заранее сплотившим благоприятное своим целям большинство и предрешившими догмат о всевластии и непогрешимости пап. Первое из «заявлений Дёллингера трактует о папской непогрешимости и прямо адресовано епископам – членам ватиканского собора; второе – об адресе, которым упомянутое большинство собора просит папу сделать первый шаг, необходимый для начатия рассуждений об его непогрешимости и для возведения мнения о ней в достоинство богооткровенной истины и члена веры, необходимого для спасения, – шаг, желаемый будто бы и ожидаемый всем римско-католическим миром 4 ; третье рассуждает о порядке делопроизводства на соборе, навязанном ему комиссией из пяти кардиналов папских, и о богословском значении этого, предписанного собору к исполнению, порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Bd. I–VII. Freiburg im Br., 1873–1890. Bd. Ш и IX fortgesetzt von J. Hergenröther, Freiburg im Br., 1887–1890. Гефеле известен многими своими сочинениями и считается одним из самых ученых богословов римско-католической церкви. Как глубокий историк, он во время ватиканского собора выступал решительным противником папской непогрешимости, и тогда напечатал одно сочинение, имеющееся у меня в немецком переводе под следующим заглавием: “Honorius und das sechste allgemeine Concil«(Tübingen, 1870), доказывая примером из истории, как один папа может погрешать и даже соборно был осужден как еретик. Одновременно против профессора Пенаки написал и другое сочинение в том же смысле. По возвращении из Рима в свою епархию (1871), признавая совершившийся факт, он в одном своем пастырском послании постарался так или иначе примирить определение VI вселенского собора с решением ватиканского. Полезно еще сравнить о вселенских соборах книгу профессора д-ра Мишо под заглавием: “Discussion sur les sept conciles meniques” (Berne, 1878), которая посвящена “соединению церквей.” Труд прекрасный, только автор уклоняется в нем от “традиционной точки зрения” и охотнее становится на “либеральную точку зрения” (aut point de vue… liberal), вследствие чего сочинение его не всегда может выдержать строго научную критику. Но необходимо помнить, что автор — старокатолик и его сочинение есть протест против ватиканского собора с точки зрения либеральных немецких римско-католиков, след. с этой стороны должно судить и об упомянутом его исследовании. 62 О первом вселенском соборе см. вселенских соборов в русском переводе (Казань, 1859–1873), приготовленные к печати по сборникам соборных деяний LabbeietCossartii (1661) nHarduini. TOM. I, 3£—203. — Harduini, Concil. coll., 1,309 и сл. — Cp. Hefele, Concilienge-schichte, I, 252 и след. По догматическому вопросу этого собора следует еще сравнить Chr. W. F. Walch, Entwurf einer vollständigen Historie der Ketzereien. XL Th. Leipzig, 1762–1785, II, 385 и сл., и Dr. L Schwane, Dogmengeschichte der patristischen Zeit. Münster, 1869. S. 108 и сл. 63 Harduini, I, 463. 64 Об арабском переводе см. Beveregii, Pandectae, I, 686. 65 вселенских соборов, I, 229 и сл. — Harduini, I, 897 и сл. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, П, 1 и сл. — Walch; упом. соч.3 III, 79 и сл. — Schwane, упим. соч., S. 217 и сл. 66 Hefele, Conciliengeschichte, II, 12 и сл. — У Harduini, I, 87 и сл. есть Paraphrasis Arabica Иосифа египетского первых шести наших правил, соединенных в четыре. Седьмого правила нет. Ср. Beveregii, Pandectae, I, 700. 67 всел. соб., 131, и сл. — Harduini, I, 1271 и сл. — Ср. Hefele, Conciliengcschichte, II, 141 и сл. — Walch, упом. соч., V, 289 и сл. — Schwane, упом. соч., g..409 и сл. 68 Ср. ниже мое толкование этого послания. 69 См. Maassen, упом. соч., 108–109, 136–137, 472, 545, 949. —Bevere-gii, Pandectae, II, Annot. in l can. Ephes. pag. 104.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

3 . Европейский гуманизм во всех формах: от самой примитивной до самой сложной и тонкой, от фетишистского до папистского, – основан на вере в человека в его психофизической данности и историчности. Существо любой формулы гуманизма есть человек как высшая ценность и высший критерий: «Человек есть мера всех вещей и существ», – а потому все формы гуманизма, по существу, имеют языческое происхождение. Все формы европейского гуманизма, появившиеся и до, и во время эпохи Возрождения, и после нее, все протестантские, философские, религиозные, социальные, научные, культурные, политические формы гуманизма постоянно, вольно или невольно, стремятся к одному: верой в человека заменить веру в Богочеловека, евангелием по человеку заменить Евангелие Богочеловека, человеческой философией и культурой заменить Богочеловеческую, – одним словом, жизнью по человеку заменить жизнь по Богочеловеку. Все это длилось веками, пока в 1870 году на 1 Ватиканском соборе не воплотилось (не соединилось) в догмате о непогрешимости папы: этот догмат стал одним из главных догматов папизма. Поэтому на 2 Ватиканском соборе в наши дни так упорно и искусно защищалась неприкосновенность этого догмата, ставшего эпохальным событием для Европы, особенно ее апокалипсиса, в который она уже вступила. Этим догматом европейский гуманизм пришел к своему идеалу и идолу – человек провозглашен верховным божеством, европейский гуманистический пантеон получил своего Зевса. Искренность – это язык истины; догмат о непогрешимости папы-человека есть не что иное, как возрождение язычества, языческой аксиологии и критериев истины. Страшно сказать, но это нужно сказать: догматом о непогрешимости папы догматизирован языческий гуманизм, прежде всего эллинский. Догматизирована как высшая ценность и высший критерий эллинская культура, поэзия, философия, искусство, политика, наука: «человек есть мера всего»; т.е. догматизировано язычество, догматизирована автаркия (главенство) европейского человека, к чему стремились все формы европейского гуманизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск создал комиссию, которая соберет информацию о работе ватиканского банка 27.06.2013 11:53 Версия для печати Ватикан, 27 июня, Apic/Благовест-инфо. Папа Римский Франциск учредил комиссию в составе пяти человек, которая изучит юридический статус и работу Института религиозных дел (OIR) – фактически банка Ватикана – и, в случае необходимости, порекомендует ряд реформ, чтобы привести деятельность банка «в большее соответствие с вселенской миссией Апостольского престола». Комиссия учреждена папским хирографом – кратким указом, собственноручно написанным понтификом 24 июня. Новый орган возглавил итальянский кардинал Раффаэле Фарина. Кроме него в комиссию вошли французский кардинал Жан-Луи Торан, президент Папского совета по межрелигиозному диалогу, экс-посол США в Ватикане Мэри Энн Глендон, испанский прелат Хуан Игнасио Аррьета, секретарь Папского совета по толкованию законодательных текстов (он будет координировать работу комиссии) и американский прелат Питер Брайан Уэллс, асессор Госсекретариата Святого Престола (секретарь комиссии).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Запреты, однако, не означали, что И. полностью прекращали свою деятельность в той или иной стране. В Германии и Австрийской империи их влияние возросло после подавления революций 1848 г., в Италии - после одобрения на Ватиканском I Соборе (1869-1870) пропагандировавшихся мн. И. догматов о непорочном зачатии Девы Марии и о непогрешимости папы Римского. В Германии в ходе антикатолич. политики «культуркампф» в 1872 г. был принят закон о запрещении и преследовании И. (закон действовал до конца первой мировой войны). В Швейцарии запрет И. действовал с 1848 по 1973 г. Наиболее тесные отношения ордена с папством сложились при папе Римском Пии IX , когда в условиях нараставшей либерализации и секуляризации европ. мысли И. стали опорой Папского престола. Члены Об-ва Иисуса играли важную роль в богословских дискуссиях того времени, способствовали возрождению интереса к философской системе томизма . И. открыли неск. влиятельных журналов (на основных европ. языках), к-рые существуют и в наст. время («Études» во Франции, «La Civiltà Cattolica» в Италии и др.). В ХХ в. из орденской среды вышли мн. ученые (наиболее знаменитый - философ пресв. Пьер Тейяр де Шарден ). В нач. ХХ в. И. приняли активное участие в дискуссиях о новом историко-критическом издании Библии, связанных с борьбой против «модернистских» тенденций в католич. Церкви. Эти дискуссии привели к основанию в 1909 г. Папского библейского института в Риме (под рук. И.). Сведения о деятельности И. во время второй мировой войны противоречивы: с одной стороны, их обвиняли в разжигании антисемитизма, с другой - при нацистском режиме И. подверглись преследованиям, мн. члены ордена были заключены в концлагерь Дахау, где содержались духовные лица. Девять членов ордена за содействие спасению евреев были объявлены «праведниками наций», их имена занесены в списки мемориала Яд Вашем. На Ватиканском II Соборе (1962-1965) представители ордена участвовали в разработке подготовительных «схем», в работе различных комиссий (кард. Августин Беа , пресвитеры Жан Даниелу , Анри де Любак , Карл Ранер , Джон Кортни Мюррей и др.).

http://pravenc.ru/text/293585.html

Напротив, провозглашенный на Ватиканском соборе 1870 года догмат непогрешимости папы ясно доказал живучесть коренной идеи папства и прогрессивное развитие и укрепление этой идеи в римском католицизме. Отныне слово папы, и прежде имевшее непререкаемый авторитет для верных последователей римского католицизма, облекается таким достоинством правды, какое приличествует только слову Божественному. При всем том это же самое торжество идеи папства послужило началом нового отпадения многих чад в среде церкви римско-католической. Значительное число их, под именем старокатоликов, не признало догмата непогрешимости и, отшатнувшись от признавшей его римско-католической иерархии, тем самым, по римско-католическим понятиям, выступило и из ограды римско-католической церкви. Это уже само по себе было неприятным для папства явлением, особенно ввиду того, что теперь уже не имели такого громового значения буллы папы, какое они имели в средние века. Еще более неприятным для папства это явление было потому, что старокатолики на первых же порах обнаружили стремление к сближению с православным востоком. Боннская конференция и последующие конгрессы старокатоликов показали папству, что это стремление имеет под собой и практическую почву. Тогда папство, и особенно в лице нынешнего папы Льba XIII, опять оживило свою энергию по употреблению в дело давно испытанного средства, – унии, видоизменив лишь, сообразно с обстоятельствами времени, его форму. Вместо прежних соборов (Ферраро-Флорентийский, Брестский) теперь вступает в дело модная форма конгресса, с его докладами, речами, рассуждениями, учено-литературным отделом и т.д. Еще на Ватиканском соборе 1870 года замечено было неудовольствие униатов на то, что ультрамонтанская партия римского католицизма относится к ним не только с пренебрежением, но и с явным притязанием на лишение их религиозной автономии, на уничтожение их обрядовых привилегий, – и преемник Nuя IX нынешний папа Лeb XIII решил изменить тактику. С первых же лет своего управления папским престолом он стал обнаруживать величайшую предупредительность, внимательность и любезность ко всем униатам, как и вообще к восточным христианам, делал им необычайные для прежних времен уступки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Идея непогрешимости папской вместе с идеей папского главенства или верховенства в Церкви (suprematus) стала развиваться на западе уже при самом отделение западной Церкви от восточной с IX века и временами резко высказывалась папами и католическими богословами в XI, XIII, XIV, XVI, XVII веках. Но окончательно эта идея возведена в догмат в провозглашена в недавнее время – на ватиканском соборе 1870 года. Впрочем понимают эту идею католические богословы весьма различно. Некоторые пытались понятие папской непогрешимости распространить на всякий частный факт, и учили, что папа непогрешим как в вере, так и в жизни, и что если папа что-нибудь станет утверждать, вопреки прямому показанию, опыта в свидетельству внешних чувств, его словам нужно верить более, чем самому очевидному факту, убеждения разума и свидетельству чувств. Но большая часть католических богословов, в особенности имея в виду многочисленные факты из истории папства, совершенно противоречащие понятию святости и непогрешимости, учат, что папа непогрешим только в вере. Но так как бывали случаи, показавшие, что папы согрешали и в вере (напр, на 6-м вселенском соборе папу Гонория осудили за соучастие в заблуждениях монофелитством, на римском соборе 963 г. папу Uoahha XII обвиняли в нечестии и богохульстве, на констанском соборе 1414 г. папу Uoahha XXIII в отрицание загробной жизни): то более умеренные католические богословы нашлись вынужденными пустить в ход еще более утонченное объяснение, что папа непогрешим только тогда, когда высказывает какое учение не как частное лицо, а как глава церкви – ex cathedra. (Но как же различать, когда папа говорить ex cathedra и не ex cathedra?). Еще более умеренные богословы так называемого галликанского направления полагают, что непогрешимость папскую нужно признавать только тогда, когда мнение папы согласно с учением всей Церкви. Но при таком толковании от непогрешимости папской уже ничего не остается. В этом смысле и всякий христианин, высказывающий мнение согласно с истинным учением Церкви, должен быть признаваем не погрешающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Его авторитет должен проникать всюду, где царствует грех. Где же нет греха? И таким образом кто и в каком отношении свободен от авторитета папы? Наконец, авторитет римс. первосвященника в делах веры не только верховный, но и непогрешимый. Вот какой вид приняла идея папства, как идея главенства р. епископа в Церкви, на Ватиканском соборе. Идеал папства вполне определен и папская система объявлена фундаментом христианской веры и существенным условием спасения. Это последнее вполне открывается из тех трех канонов, которые присоединены к «Догматической конст.»… с целью устранить под угрозой анафемы иное понимание положений «Догматической конституции»..., именно, искажение мысли, что первенство римского епископа есть —484— первенство главенства, а не чести и имеет божественное происхождение («Моск. Вед.» 1870 г. 103). На самом же деле эти каноны ограждают анафемой и делают как бы догматической ту именно мысль папства, которая и явилась новшеством в системе церковного учения, с которой начался и на которой сосредоточивался весь исторический процесс развития папской системы, именно мысль, что папам принадлежит не первенство чести, а первенство власти по божественному праву. К доказательству законности этой мысли и относились все труды римских епископов, канонистов и догматистов на протяжении целых веков. Если римские епископы первых веков христианства и не имели определенно выработанного идеала папства, а особенно в таком виде, как он выразился позднее в средние века и наконец на Ватиканском соборе, то тенденция, переменить и истолковать, первенство чести, не имеющее ничего общего с началом монархической формы управления (II Вс. Соб., пр. 2; 34 пр. апост.), в смысле супрематства, т. е. верховного абсолютизма, появилась очень рано. Посмотрим же теперь, насколько сильно заявляла себя эта тенденция и что сделала эпоха, предшествующая папе Льву В., в деле развития идеи папства; в каком виде, объеме и широте понималось тогда папское главенство. Высокое гражданско-политическое значение Рима, столицы мира, было основанием, по которому римскому епископу было предоставлено древнею христианскою Церковью первенство чести в ряду других патриархов. Определения вселенских соборов делают прямое указание на политическое значение города, как на единственное основание для признания за известным епископом преимущества чести сравнительно с другими. Таковы определения II вс. соб. 3 пр. и IV вс. соб. 28 пр. Канонические определения древней Церкви не оставляют сомнения, что преимущество чести, данное рим. епископу, не имеет ничего общего с началом монархической формы управления или папского всевластия (II вс. соб. 2 пр.; 34 пр. ап.); приматство р. епископов признавалось в смысле «primus inter pares», а не в смысле полновластия, вытекающего из божественных полномочий. В замене первого смысла слова «приматство» вто-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск отправил медикаменты для пострадавших от стихии в Турции 29.03.2023 13:40 Версия для печати Фото: vaticannews.va Ватикан, 29 марта. Папа Римский Франциск оказал очередную помощь пострадавшим от землетрясения в Турции: 10 000 упаковок лекарств были доставлены в Стамбул в минувшие понедельник и вторник, сообщает Vatican News со ссылкой на коммюнике ватиканского Департамента милосердия. Медикаменты были закуплены по рекомендации посольства Турции при Святом Престоле. По словам Папского элемозинария кардинала Конрада Краевского, гуманитарная помощь направляется в страну регулярными турецкими авиарейсами, что требует особого внимания к весу и габаритам контейнеров. «Это удаётся сделать с помощью волонтёров», – отметил иерарх. 6 февраля в результате разрушительного землетрясения в Турции и Сирии погибло более 50 000 человек, миллионы людей остались без крыши над головой. Служба Папских милостей немедленно отправила в эти страны первоначальную помощь: медикаменты, продукты, термобельё, подгузники и другие предметы первой необходимости. В Сирию, которая страдает также от продолжительной войны, гуманитарная помощь от Папы Римского оказывается через местную апостольскую нунциатуру. Несколько недель назад Турцию и Сирию посетил со специальной миссией архиепископ Клаудио Гуджеротти, префект ватиканского ведомства по делам восточных католических Церквей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

М. принял участие в Ватиканском I Соборе , где поддержал провозглашение догмата о папской безошибочности (непогрешимости), выступив 25 мая 1870 г. с речью о его пользе для Римско-католической Церкви. В 70-х гг. XIX в. участвовал в полемике с Гладстоном и др. критиками этого догмата, посвятив его защите сочинения «Декреты Ватиканского Собора и их влияние на гражданственность» (The Vatican Decrees and Their Bearing on Civil Allegiance, 1875) и «Подлинная история Ватиканского Собора» (The True Story of the Vatican Council, 1877). После присоединения Рима к Итальянскому королевству и ликвидации Папского гос-ва (1870) М. выступал с критикой церковной политики правительства К. Бенсо ди Кавура и политики Культуркампф О. фон Бисмарка, в частности, в трактате «Цезаризм и ультрамонтанство» (Caesarism and Ultramontanism, 1873). 15 марта 1875 г. папа Пий IX возвел М. в достоинство кардинала. 31 марта М. получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Грегорио-Маньо. После смерти папы Пия IX в февр. 1878 г. принимал участие в конклаве, избравшем папу Римского Льва XIII . Деятельность М. в социальной сфере стала поводом для его включения в 1884 г. в состав королевской комиссии по обеспечению рабочих жилыми помещениями. Во время масштабной забастовки на лондонских верфях в 1889 г. М. участвовал в переговорах, закончившихся достижением компромисса. Взгляды и деятельность М. оказали определенное влияние на формулирование папой Львом XIII социального учения католич. Церкви, в т. ч. на положения его энциклики «Rerum novarum» (1891). М. был погребен в капелле католич. кладбища в Кенсал-Грин в Лондоне. 25 янв. 1907 г. прах М. был перезахоронен в Вестминстерском соборе. Соч.: Miscellanies. L., 1877-1888. 3 vol. Лит.: Purcell E. S. Life of Cardinal Manning. L.; N. Y., 18962. 2 vol.; Leslie S. Henry Edward Manning: His Life and Labours. L. etc., 1921; Manning: Anglican and Catholic/Ed. J. Fitzsimon. L., 1951; McClelland V. A. Cardinal Manning: His Public Life and Influence, 1865-1892. L. etc., 1962; Newsome D. The Parting of Friends: A Study of the Wilberforces and Henry Manning. L., 1966; idem. The Convert Cardinals: John Henry Newman and Henry Edward Manning. L., 1993; Gray R. Cardinal Manning: A Biography. L., 1985; Walsh M. J. The Westminster Cardinals: The Past and the Future. L., 2008.

http://pravenc.ru/text/2561846.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010