69 Вальсамон же говорит, что эти непринятые епископы должны иметь пресвитерскую честь в том месте, где были пресвитерами раньше. Такая мысль вполне соответствует тексту правила. 73 О том, что никому не должно преступать обеты, которые даны Богу, более пространно мы говорим в примеч. к Василия Велик. 28. 74 Мы начали истолковывать правило так, последовав мнению Вальсамона и Властаря, которые под обетом, упоминаемом в правиле, понимали один лишь обет девства, а не обет совершенной схимы. Но Василий Великий в своем 18-м правиле объясняет, что это соборное правило было изречено относительно тех дев, которые не только пообещали и дали обет хранить девство, но и были испытаны в течение долгого времени и причислены к девам, после того как просили принять их. Иначе говоря, правило было изречено о настоящих монахинях и монахах. Какой другой толкователь достойнее Василия Великого ? Следовательно, по мнению этого великого отца, данное правило было изречено о настоящих монахинях (которые надевали и черную монашескую одежду, по VI Всел. 45) и наказывает их. Точно так же оно было изречено и о настоящих монахах и действительно причисленных к монашескому чину, а не о тех, которые только дали обет девства, но монахами не стали. И не последних, но первых это правило наказывает мягко и снисходительно на один год, а Василий – как прелюбодеев, притом после того как они расторгнут противозаконный брак. Правило, сказав об обете девства, словом «обет» кратко выразило и все остальное, присущее монашеской схиме. Что же касается монашеского обета, то по умолчанию мы должны понимать, что тогда его давали, поскольку до Василия Великого мужчины не давали обета девства, но он сам первый в своем 19-м правиле это предписал. 75 Под братьями и сестрами, о которых говорит здесь правило, вероятно, понимаются просто родственники, поскольку и в Божественном Писании родственники называются братьями и сестрами (δελφο), согласно известному евангельскому изречению: «Стояли при Кресте Иисуса Мать Его и сестры с братьями (δελφο) Его» (См. Ин.19:25 .), т. е. родственники, как толкует Феофилакт (Theoph. Bulg. In Ioan. 19, 24–27//PG 124, 280AB.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

372 г.) от общего собрания (89 п.). Вероятно, по поручению Мелетия Антиохийского , Василий Великий снова пишет уже соборное послание к Италийским и Галльским, т. е. ко всем западным епископам от лица 32-х православных епископов Востока, в котором изображает бедственное положение восточных церквей и просит поспешить выслать просимую помощь, т. е. западных епископов (92 п. 372 г.). Эти письма (т. е. частные и соборное) были отправлены на Запад с уже известным нам Савином, как то видно из письма Василия Великого к Мелетию Антиохийскому : «Что нужно, о том было писано уже прежде» (129 п. 373 г.). О следствиях этого соборного посольства можно заключить из письма св. Василия Великого к Евсевию, епископу Самосатскому, в котором он пишет о прибытии из Рима в ответ на «соборное послание» от 372 г. пресвитера Евагрия с просьбой от западных епископов «написать» им письма в том виде, как они желают, и «послать» к ним избранных людей, чтобы дать им благовидный предлог к посещению Востока (138 п. 373 г.). Евсевий, епископ Самосатский, просит св. Василия Великого снова написать к западным епископам (120 п. 373 г.), но Василий Великий со своей стороны поручает сделать это Мелетию Антиохийскому и посылает к нему Санктиссима, прибывшего с Евагрием с Запада, (так как Евагрий был антиохиец, то Санктиссим и являлся собственно послом с Запада), причем предлагает Мелетию по написании писем к западным епископам собрать подписи своих единомышленников (120 п. 373 г.). Между прочим св. Василий пишет Мелетию и о незаконном рукоположении Анфимом, епископом второй Каппадокии, пребывающего у «папы» Фавста в епископы Армении и заявляет, что такой беспорядок оскорбит многих епископов. В письме к Феодоту, епископу Никопольскому, извещая последнего об отправлении к нему Санктиссима, св. Василий Великий добавляет: «Знай же, что Фавст приходил к нам, имея письмо от папы, желающего, чтобы он был епископом. Но так как мы потребовали свидетельства твоего благочестия и прочих епископов, то, презрев нас, ушел он к Анфиму и принял от него рукоположение» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

Ср. Ап. 25; Василия Вел. 10, 17, 29 и 82. 65. Покаявшийся в волшебстве или в отравлении да проведет в покаянии время, положенное для убийцы, с распределением, сообразным тому, как сам себя обличил в каждом грехе. Ср. 6 Всел. 61 и 65; Лаод. 36; Василия Вел. 72 и 83; Григория Нисск. 3. 66. Раскапывающий гробы для хищения да не причастится Святых Тайн десять лет: два да плачет, три да слушает, четыре да припадает, один год да стоит с верными, — и тогда уже да приимется. Ср. Григория Нисск. 7. 67. Кровосмешение брата и сестры требует времени покаяния, положенного для убийцы. Ср. Василия Вел. 75. 68. Совокупление браком людей, состоящих в возбраненном для оного родстве, если усмотрено будет случившееся, как грех человеческий подлежит епитимий прелюбодеев. О родстве как препятствии к браку подробнее говорится в 54 пр. 6 Всел. Собора. 69. Чтец, если прежде брака смесится с своею обручницею, по отлучении на один год от служения приимется в чтеца, но да пребудет без производства в высшие степени. Если же без обручения тайно смесится, да перестанет служить. Так же и иподиакон. “Чтеца, имевшего половое общение со своею невестою, при том с ее согласия, нельзя считать блудником в строгом смысле слова,” пишет в толковании этого правила Еп. Никодим. Однако то, что этот чтец не мог дождаться венчания, показывает недостаточную твердость его нравственных принципов. Вследствие этого, после годичной епитимии он может быть возвращен к своему служению, но лишается производства в высшие степени. То же относится к иподиаконам. Однако, подробнее, 6 пр. 6 Всел. Собора запретило иподиаконам вступать в брак после вступления в иподиаконский чин. Следовательно к ним это правило теперь не относится. 70. Диакону, осквернившемуся устами, и исповедавшему, что грех его далее не простерся, да будет запрещено священнослужение, но причащаться Святых Тайн с диаконами да сподобится. Так точно и пресвитер. Если же что более сего согрешившим кто-либо усмотрен будет, то в котором бы ни был степени, да будет извержен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Действительно, добродетели, строгой добродетели требовал от сопастырей ревностный Архипастырь Христов. Узнав, что некоторые из Епископов берут с рукополагаемых деньги, прикрывая свое беззаконное дело тем, что берут сии деньги после посвящения. А не до посвящения, Василий строго подтвердил об удалении от сего греха, угрожая, в противном случае, удалением от алтаря, на котором должны быть возносимы чистые жертвы чистыми руками 133 . Равным образом Св. Василий старался истребить и другие вкравшиеся беспорядки. Некоторые священники избирали себе с причт, кого хотели, часто людей недостойных, стараясь этим укрыть своих знакомых, или родных, от военной службы; а оттого трудно было выбирать достойных служителей Церкви и для высших степеней. Это происходило от невнимательности Хорепископов, которые должны были смотреть за выбором достойных причетников и поверять его правильность. Возобновляя древний порядок, Василий требовал от всех Хорепископов, чтобы доставлены были ему списки всех причетников сельских, с показанием, кем кто произведен и какой жизни; притом предписал всех принятых доселе подвергнуть вновь испытанию в рассуждении их достоинства, и недостойных обратить в число мирян; но и достойных не причислять к клиру без утверждения самого Архиепископа 134 . Распоряжения сии показывают, что заботливость Архипастыря простиралась на всех, от первого служителя алтаря до последнего. Укажем еще на третье его распоряжение, относящееся также к началу его правления епископского. Согласно с церковными правилами, подтвердил он лицам духовного звания не иметь при себе посторонних женщин. Под каким бы то ни было предлогом. Он писал к семидесятилетнему пресвитеру 135 : «Я не думаю, чтобы в таких годах жил с женщиною по страсти; и не по какому-нибудь беззаконному делу я постановил сие определение. Но потому, что научен Апостолом не полагать претыкания брату в соблазн ( Рим. 14:13 )». При такое попечительности Василия о клире своей Церкви, духовенство Кесарийское возвысилось до такой степени, что посторонние Епископы и города просили у Василия его пресвитеров для своих церквей. Или для назначения на кафедры епископские 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

и сотворити 5) хлеб убо сей святое тело самого 6) Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и жизнь вечную иже от него причащающымся, чашу же сию честную кровь новаго завета самого Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и жизнь вечную иже от нея причащающымся 7 . 5)  так в коптском; в греческом безграмотное  κα ποισ τν μν ρτον τοτον γνεται ες τ γιον σμα. Конечно  γνεται ες следует зачеркнуть, а вместо  ποισ читать  ποισαι. Вставка глагола  κα ποισαι сделалась грамматически необходимой, когда после  ναδεξαι оказалось  για γιων 6)  вм. нашего  ατ в алекс. литургии  ατο; и коптское  νταφ ­­ ατο И сподоби нас, Владыко, причаститися святых Твоих таин во освящение души и тела и духа, да будем едино тело и един дух и обрящем часть и жребий имети со всеми святыми иже от века Тебе благоугодившими. [Эта тирада „И сподоби – един дух“, достойная Василия в., доказывает, что выше повторяющиеся слова „во оставление грехов и жизнь вечную  τος ξ ατο μεταλαμβνουσιν“ – грубая вставка. Слог Василия в. был, конечно, чужд noдoбhыx idem per idem]. 8) Слова ’ стоят только в коптском, но они несомненно принадлежат к тексту (не составляют позднейшей интерполяции), потому что без них следующий (и в коптском и в греческом) возглас будет непонятен     (II) В первых помяни, Господи, святаго отца нашего архиепископа авву  имрк, папу и патриарха великаго града Александрии, егоже даруй святым Твоим церквам в мире цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово 9) истины и пасуща стадо Твое в мире. 9) „Твоея“ опущено и в греч. и в копт. (III)         Noмяhu, Господи, православныя пресвитеры, и всяко диаконство и службу 10) и вся яже в девстве, и вся верныя 10) κα  πσης διακονας καπηρεσας. Cp. s. Basil, ep. 54 (al. 181) χωρεπισκποις: „ ο τως νηρθμουν τν πηρτην τ τγματι τν  ερατικν δι πολλο μν πηρτa ι ριθμονται καθ’ κστην κμην, ξιος δ λειτουργας το θυσιαστηρου οδ ες – τν πλεστων φβφ τς στρατολογας εισποιοντων αυτος τ πηρεσ -- τν ναγραφν κστης κμης τν πηρετοντων -- τι λακς σται νευ μετρας γνμης ες πηρεσανπαραδεχθες“. Следовательно а) πηρεσα церковно – служител(и)(-льство), в отличие от священнослужителей; б)  πηρεσα есть подлинно-васильевское выражение

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Так, Господь Иисус Христос в ней называется святым Божиим отроком (πις), а это наименование употреблялось в отношении к Нему только в I – IV вв., напр., в первом послании Климента к Коринфянам 414 , в Διδαχτν δεχα ποστολων 415 и в «Постановлениях Апостольских» 416 . Св. Миро, принятое во втором таинстве, именуется в молитве елеем , а такое название встречается лишь во II–III вв. в творениях св. Феофила Антиохийского, Тертуллиана  и св. Киприана 417 , а позже – не употреблялось. Упоминаются в молитве ветхозаветные святые: Моисей и Самуил, а это было особенностью больше первых четырех веков и встречается в «Постановлениях Апостольских» 418 , в литургии св. Василия Великого 419 и т. п. Выражения молитвы: царское священие, язык свят, также, принадлежат молитвам только древнего времени, хотя находятся в св. Писании ( 1Пет. 2:9 ) 420 . 3) Рассматриваемая молитва имеет большое сходство с одной молитвой литургии св. Василия Великого . В этой литургии, в молитве приношения по поставлении Божественных Даров на св. престоле, пресвитеры молятся: «благоволи, Господи, быти нам служителем Новаго Твоего Завета... Приими, Боже, службу сию, якоже приял еси Моисеева и Ааронова священства, Самуилова мирная...» 421 . Во второй молитве на освящение елея, пресвитеры, подобно сему, молятся: «даждь, Господи, благодать нам в служение Твое сие: якоже дал еси Моисею, угоднику Твоему, и Самуилу, возлюбленному Твоему, и Иоанну, избранному Твоему... сице сотвори и нас быти служителей Новаго Твоего Завета над елеем сим...» 422 . 4) Упоминая о крещении и миропомазании, молитва св. Елея имеет буквальное сходство, во многом, с молитвами св. крещения. Напр., в ней и крещальных молитвах имеются след. одинаковые выражения: «Ты еси Бог велий и дивен... На земли явился еси и с человеки поживе... ( Вар. 3:38 ). Сыноположение нам даровал есть... Всякаго диавольскаго действа отгнание... Восприимут почесть горняго звания... 423 . Но молитвы крещальные, по Гоару, приписываются св. Софронию, патриарху Иерусалимскому (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Повелеваем, чтобы из вступивших в клир безбрачными могли жениться, если желают, только чтецы и певцы. (IV Всел. 14; VI Всел. 6; Карфаг. 19:33; Василия Велик. 69.) Толкование Пресвитеры, диаконы и иподиаконы имеют право до рукоположения жениться и после брака принимать рукоположение. Если же они женятся после рукоположения, то их извергают из сана, по VI Всел. 6. А чтецы, певцы и низшие клирики имеют право невозбранно жениться и после того, как станут клириками, при этом они могут продвигаться на более высокую степень. Поэтому настоящее правило и позволяет им жениться уже после вступления в клир, однако на православной, а не на инославной, по IV Всел. 14. Правило Карфаг. 19 определяет, что когда чтецы придут в юношеский возраст, т. е. достигнут 14 лет, их должно понудить или жениться, или дать обет воздержания, т. е. девства. Но после того как они женятся, не следует принуждать их воздерживаться более установленного, согласно 33-му (34-му) правилу того же Собора. А 69-е правило Василия Великого говорит, что чтец, если он падет со своей обручницей прежде венчания, должен быть запрещен в служении на один год, а затем пусть будет принят, но на более высокую степень да не восходит. Если же он вступил в связь с женщиной тайно, без обручения, пусть прекратит служение. В правиле VI Всел. 6 дословно излагается настоящее правило [ 388 ] . Правило 27 Епископа, или пресвитера, или диакона, если он бьет верных за грехи или неверных за несправедливые поступки и желает этим внушить страх, повелеваем извергать. Ибо Господь нас такому не учил вовсе. Напротив, когда Его Самого били, Он не отвечал ударами: Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал ( 1Пет. 2:23 ). (Двукрат. 9; Антиох. 5; Карфаг. 57, 62, 76, 83, 99, 100, 106, 107.) Толкование Преподавая ученикам Свои Божественные заповеди, Господь говорил: «То, что Я говорю вам, Моим ученикам, Я говорю всем христианам» (см. Мк. 13:37 ). Одна из Его заповедей повелевает нам обращать левую щеку к тому, кто ударит нас в правую (см. Мф. 5:39 ). Итак, если эту заповедь должны соблюдать все христиане, то тем более священнослужители, в особенности епископы, о которых божественный Павел писал Тимофею, что епископ не должен быть бийцей ( 1Тим. 3:3 ). Поэтому и настоящее правило говорит: «Мы повелеваем извергать того епископа, или пресвитера, или диакона, который бьет христиан, согрешающих против него, или неверных, которые обижают других, и этими побоями, видимо, хочет заставить остальных его бояться. Ведь Господь ни в одном месте Евангелия не учит нас так поступать, и более того, Своим собственным примером Он научил нас совершенно противоположному. Когда воины и иудеи били Его во время страданий, Он не поднял руки, чтобы ударить их в ответ. Когда Его обвиняли и оскорбляли, Он не оскорблял и не обвинял. И, страдая на Кресте, Он не угрожал им наказанием, но умолял Своего Отца простить их».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Помяни, Господи, пресвитерство, еже во Христе диаконство, и весь священнический чин, и ни единаго от нас посрамиши, окрест стоящих святаго Твоего жертвенника. Посети нас благостию Твоею, Господи, явися нам богатыми Твоими щедротами: благорастворены и полезны воздухи нам даруй: дожди мирны земли ко плодоносию даруй: благослови венец лета благости Твоей: Помяни, Господи, пресвитерство, во Христе диаконство, и весь священнический чин, да ни единаго от нас посрамиши, окрест стоящих святаго Твоего жертвенника. Посети нас благостию Твоею, Господи, явись нам богатыми Твоими щедротами: благорастворены и полезны воздухи нам даруй: дожди мирны земли ко плодоносию даруй: благослови венец лета благости Твоей: Помяни, Господи, пресвитерство, во Христе диаконство, и весь священнический чин, и не посрами ни одного из нас, стоящих вокруг святого Твоего жертвенника. Посети нас благостью Твоей, Господи, яви нам богатые Твои щедроты; благорастворенные и полезные воздухи нам даруй, мирные дожди для плодородия земли даруй, благослови венец лета благости Твоей; πασον τ σχσματα τν Εκκλησιν, σβσον τ φρυγματα τν εθνν, τς τν αιρσεων επαναστσεις ταχως κατλυσον, τ δυνμει το Αγου σου Πνεματος, Πντας ημς πρσδεξαι εις τν βασιλεαν σου, υιος φωτς κα υιος ημρας αναδεξας, Τν σν ειρνην, κα τν σν αγπην χρισαι ημν, Κριε ο Θες ημν, πντα γρ απδωκας ημν. утоли раздоры Церквей, угаси шатания языческия, еретическия востания скоро разори силою Святаго Твоего Духа: всех нас приими в Царство Твое, сыны света и сыны дня показавый, Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш, вся бо воздал еси нам. утоли раздоры Церквей, угаси шатания языческия, возникающие ереси скоро разори силою Святаго Твоего Духа: всех нас приими в Царство Твое, сынами света и сынами дня явив, Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш, ибо вся воздал еси нам. утоли раздоры Церквей, угаси шатания языческие, возникающие ереси скоро разори силой Святого Твоего Духа; всех нас прими в Царство Твое, явивший нас сынами света и сынами дня, Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш, ибо все [Ты] дал нам.

http://azbyka.ru/otechnik/greek/molitvy-...

Если иногда игумены и несовершенные духовники, ты не соблазняйся; ибо не несправедлив Бог, чтобы ваши, смиряющаяся верою и любовью, души ввести в заблуждение советом и суждением игумена, хотя, может быть, и есть такие неразумные из обманывающихся». Следующие за этой вводной статьёй правила о наложении взысканий на исповеди, отличаются двумя особенностями: во 1-х, они заключают в себе не только указание епитимии, назначаемой за те или другие грехи, но вместе с тем и краткое определение сущности этих грехов, как бы мотивирующее самую епитимию; во 2-х, в них весьма заметно выражена личная воля их творца, приспособляющего отеческие каноны к потребностям своего времени и часто подчёркивающего это обычным оборотом речи: μες δ ρζομεν. Первая особенность легко объясняется руководственным значением сборника, а вторая находит своё объяснение в том обстоятельстве, что к преп. Феодору Ст. его современники часто обращались за советами в разных случаях и хотели слышать от него именно его личное мнение. 3 . «Преп. о. п. и исп. Феодора пресвитера и игум. ст. о некоторых вопросах и правила их разрешения, собранные им» 862 . По примеру св. Василия В., преп. Феодор никогда не отказывал в ответах тем лицам, которые обращались к нему с недоуменными вопросами. Его письма представляют множество образчиков подобного рода ответов. Несомненно, что и здесь, мы имеем дело с подлинными ответами на четыре недоуменных вопроса: о разрешении в Великий пяток на вино и елей, о поклонах в дни пятидесятницы, о том – как увериться в прощении грехов на исповеди и о грехах словом; но, конечно, собрание их в одно целое под приведённым заглавием есть дело не Феодора Ст. 863 . 4 . С только что указанными творениями дисциплинарно-канонического содержания имеет некоторую связь схолия к правилам св. Василия В., кратко изложенным, или к т. н. μερικ. Это схолия извлечена Майем из одной ватиканской рукописи, где она помещена вслед за названным творением св. Василия В., и напечатана в N. РР. Bibliotheca (IV, 91), откуда перепечатана Минем 864 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

986 Рукописи расходятся в передаче названия города, где был диаконом Гликерий; в них встречаются чтения: Ονεσα, Σννασα, Οεσα, Ονατα (см. Migne, Patrolog. s. gr., t. 32, c. 641–642, и Edm. Venables, Clycerius, a deacon in Cappodocia, A dictionary of christian biography, literature, sects and doctrines, edited by William Smith and Henry Wace, vol. II, London 1880, p. 676) Принимаю чтение, сохранившееся у Страбона (Geographica, lib. XII, cap. 2, § 6: τ ερν το ν Οηνσοις Δις). 987 Вероятно, παρθνοι здесь означает преимущественно так наз. «девственниц», как видно из дальнейших слов Василия Великого : τς γε παρθνους ππεμψον τ μητρ ατν τ κκλησ (Epist. ad Gregorium, 169, Migne, t. 32, p. 644). 988 Выражение κεσε σνοδος понимаю, вместе с Ramsay’eм (The church in the roman empire, 4 ed., London 1895, ch. 18: Glycerius the deacon, p. 457), в смысле – «местный религиозный праздник». Помимо соображений Ramsay’a, я основываюсь в этом случае на словоупотреблении самого Василия В., который нередко словом σνοδος обозначает большие церковные праздники (см напр., epist. 176, Migne, s. g. t. 32, p. 653 B, и epist. 95, ibid. p. 489 C). Venables, loc. cit., переводит σνοδος словом «fair» (ярмарка). 989 Ср. Basilii epist. ad Glycerium, Migne, t. 32, p. 645 A: κπεσ δ κα το Θεο μετ τν μελν σου κα τς στολς… 990 Так изображается происшествие с диаконом Гликерием в трех письмах Василия В. (Migne, s. g. t. 32, p. 641–645, epist. 169, 170 и 171). Всего вероятнее, мы имеем здесь дело с небольшой, но типичной религиозно-психической эпидемией, для которой можно указать много параллелей из истории русского мистико-экстатического сектантства. Диакон Гликерий, как видно, страдал душевной болезнью – манией религиозного величия. Его маниакальный бред величия рельефно выразился в присвоении себе имени и одеяния патриарха, в высокомерии и презрительном отношении к своему пресвитеру, хорепископу и епископу. Своим бредом он увлек и привязал к себе группу молодых женщин и вместе с ними предавался религиозной экзальтации.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010