Нравственно-аскетические 1 . «Нравственные правила» представляют собой собрание из 80 правил, каждое из которых основано на цитате из Священного Писания. Они написаны во время пребывания св. Василия в понтийском уединении на берегу Ириса, когда св. Григорий Богослов находился вместе с ним. Правила адресованы клирикам и мирянам, семейным и овдовевшим, предстоятелям и подчиненным, господам и рабам, государям и подданным. 2 . Монашеские правила св. Василия дошли до нас в двух вариантах: «Правила, пространно изложенные, в вопросах и ответах», состоящие из 55 глав, и «Правила, кратко изложенные, в вопросах и ответах», состоящие из 313 глав. Это пастырские беседы св. Василия с монахами подведомственных ему монастырей, записанные стенографом. Они оказали большое влияние на развитие восточного монашества. По-видимому, уже при жизни св. Василия правила существовали в разных редакциях. Сохранилось также несколько древних переводов текста, в том числе латинский и сирийский, более полные, чем греческий оригинал. На латинский язык правила св. Василия были переведены уже в конце IV в. Руфином; они получили широкую популярность на Западе. Экзегетические 1 . «Беседы на Шестоднев» являются самым известным из всех экзегетических сочинений св. Василия. Эти 9 проповедей написаны до 370 г., когда св. Василий был пресвитером, и произнесены в течение одной недели. По риторической изысканности и красочности они не имеют себе равных в византийской литературе. Св. Василий описывает красоту тварного мира, являющуюся отображением совершенств Творца, причем обнаруживает прекрасное владение всем арсеналом научных данных своего времени. В своих философских построениях он находится в тесной зависимости от Платона, Аристотеля и Посидония; несомненно также влияние Плотина, хотя имя последнего в тексте не упоминается (Quasten. Patrology III, p. 217). B толковании Библии св. Василий избегает аллегоризма, о котором говорит иронически: «Известны мне правила иносказаний, хотя не сам я изобрел их, но нашел в сочинениях других. По сим правилам, иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не водою, но каким-либо другим веществом, и растению и рыбе дают значение по своему усмотрению... A я, слыша о траве, траву и разумею; также растение, рыбу, зверя и скот – все, чем оно названо, за то и принимаю» (Беседа 9). Зато св. Василий не избегает моралистических толкований природных феноменов, трактуя, например, повадки животных как символы тех или иных добродетелей и пороков. «Шестоднев» св. Василия является полным и блестящим изложением христианской космологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По смерти Диания (362 г.) на Кесарийскую кафедру был избран епископ Евсевий, занимавший одну из высших должностей по городскому управлению, благочестивый, любимый народом, но еще не получивший крещения. По требованию народа Евсевий был тут же крещен и посвящен в епископа. Человек совершенно не подготовленный к ответственному служению епископа, чуждый богословского образования и с трудом отвыкавший от приемов гражданского управления, Евсевий нуждался в опытном и влиятельном помощнике, каким мог быть только св. Василий. Поэтому Евсевий поспешил приблизить его к себе и посвятить в сан пресвитера. Однако скоро отношения между епископом и пресвитером омрачились различными недоразумениями. Неутомимая деятельность св. Василия, его красноречие, беззаветная преданность ему бедных и монахов всё более и более выдвигали пресвитера и оставляли в тени епископа. Не без ревнивого и завистливого чувства следил Евсевий за возрастающим влиянием св. Василия, пока какое-то частное обстоятельство не послужило достаточным поводом к явному разрыву, который едва не вызвал в Кесарии раскола. Монахи и простой народ поднялись на защиту Василия, требуя его посвящения в епископа и низложения Евсевия. Чтобы избежать схизмы, св. Василий добровольно удалился сначала к Григорию, а потом в Понт в свои монастыри. Разрыв Василия с Евсевием не мог быть продолжителен: св. Василий был слишком необходим и его отсутствие слишком заметно отражалось на делах церковного управления. Между тем внешние обстоятельства принимали угрожающий характер. Приближался император Валент, надеявшийся своим личным присутствием оказать давление на епископов и добиться торжества арианства. Один Василий мог противостоять приближающейся буре. Необходимость заставила Евсевия обратиться за посредничеством к Григорию Богослову , стараниями которого было достигнуто примирение Василия с Евсевием. Возвратившись в Кесарию, св. Василий снова занял выдающееся положение в церковной жизни: фактически он правил всеми делами, но опыт научил его осторожнее обращаться с самолюбием начальника. Благодаря этому добрые отношения к нему ничем не омрачались до самой смерти последнего. В это время энергия и самоотречение Василия Великого спасли Кесарию от ужасов, которыми грозил ей голод. Продав часть своего имущества, св. Василий устроил бесплатные столовые для голодающих, а его обличительные проповеди против жестокости богачей открыли их житницы и привлекли пожертвования 717 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Это печальное положение усиливалось и обострялось еще антиохийски расколом. В Антиохии, кроме арианина Евзоия, оказалось два православных епископа: Мелетий, поставленный арианами в 360 году и ими же низложенный, и Павлин, который еще в сане пресвитера все время после Евстафия был представителем строгих защитников единосущия в Антиохии; в 362 г. он поставлен во епископа Антиохии Люцифером Каларисским. Поспешный и необдуманный образ действий Люцифера, считавшего необходимым лишать сана всякого епископа, вступившего в общение с арианами, привел к печальному разделению в Антиохии. Этот раскол в данное время имел тяжелые последствия, между прочим и потому, что он поддерживал на Западе недоверие к Востоку: православные восточные епископы признавали законным антиохийским епископом Мелетия, будучи уверены в его православии и осуждая поставление Павлина при его жизни; западные же, склонные считать весь Восток арианским, поддерживали Павлина. Св. Афанасий Александрийский вступил с ним в церковное общение, как с постоянным защитником никейского вероучения, хотя и не согласен был с мнением Люцифера, признавал Мелетия православным и был в общении с восточными епископами, признававшими Мелетия. При таком взаимном недоверии, когда, по словам св. Кирилла Иерусалимского, епископы восставали против епископов, духовенство против духовенства и миряне против мирян даже до кровопролития, св. Василий объединяет около себя православных защитников Никейского символа и, терпеливо проявляя допустимую снисходительность, привлекает колеблющихся. На Востоке он представлял собой главный оплот правого исповедания. Твердость св. Василия в борьбе с арианством, проявленная им еще в сане пресвитера, не могла не привлечь к себе внимания Валента, который был беспощаден в стремлении доставить торжество арианству. Многие епископы уже уступили настояниям императора или были удалены со своих кафедр. Валент попытался вынудить подчинение и у св. Василия, но он мужественно отразил попытки Валента склонить его к арианству. В 372 г. император Валент, утвердивший арианство в других малоазийских провинциях, послал к св. Василию известного своей жестокостью префекта претории Модеста с надеждой сломить сопротивление св. отца. Модест потребовал от св. Василия признания правоты арианства, угрожая в противном случае удалить его с кафедры и отправить в ссылку. Св. Василий остался непреклонен. Не помогло Модесту и его решение разделить Каппадокию на две части, в одной из которых он посадил арианского епископа Анфима Тианского, — св. Василий продолжал ставить православных епископов для всей Каппадокии. Так был поставлен в Ниссу епископом брат св. Василия св. Григорий. Стараясь крепче сплотить православные силы, св. Василий вступал в переписку со св. Афанасием Великим и пытался опереться на поддержку папы Римского Дамаса. Но на Западе не поняли великого дела Святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2273...

i) мoлumboй «св. Василия»; ii)  Символом веры и небольшим гимном; iii) цukлoм из 4 псалмов с приложениями (включая две дополнительные молитвы). К четвёртому типу можно отнести вариант чина в Соф1052 , не только объединяющий вместе типы i-iii, но и включающий молитвы, не отражённые в других рукописях; вероятно, этот вариант является результатом целенаправленного сведения всего доступного писцу этой рукописи (или её протографа) материала воедино, на что, по всей видимости, указывает и несколько хаотичный порядок молитвословий в этом списке Кур. Источником интерполяций типа i и ii послужили, как мы полагаем, другие службы суточного круга. Молитва «св. Василия» принадлежала, по всей вероятности, чину утрени 51 , где она засвидетельствована, например, в тех же рукописях Син325 и F.n.I.73, а также в СинТип47, не содержащей Кур 52 . В свою очередь, гимн Нощи мимошедши блгодарю т ги... построен по модели гимна «мефимона» (повечерия), День пребывъ блгодарю т ги..., который повторяется там трижды с небольшими изменениями и служит вступлением к гимну κατ στχον и Символу веры . Поэтому, скорее всего, вставка гимна Нощи мимошедши блгодарю т ги... и Символа веры в Кур была обусловлена частичным уподоблением этого чина «мефимону». К интерполяции типа iii параллель найти сложнее – как справедливо указывал Слива 53 , набор из псалмов 107, 126, 127, 121 является необычным. Однако и это всё же возможно. 3. Византийские прототипы чина Прежде чем указать на соответствующую параллель, следует попытаться установить греческие оригиналы молитв А , Б , В , Г , Д и «св. Василия» 54 . Как установил Е.Э. Слива 55 , молитва Г содержится в цикле «иных молитв св. Василия» 56 из знаменитого Евхология Coisl213 1027 г., созданного по заказу «Стратигия, пресвитера Великой церкви 57 и 58 патриарших храмов (εκτηρων)» и, следовательно, отражающего практику Константинополя своего времени. Эти молитвы образуют дополнение к циклу обычных священнических молитв служб суточного круга. В рукописи утрачен лист с основным текстом первой молитвы этого цикла, но сохранились последние строки, которые С. Паренти сумел отождествить с молитвой Κριε Θες μν, διαναπασας μς ν τ πν... из Орология HarvardGr3 1105 г. 59 Как мы установили, это греческий оригинал молитвы «св. Василия», которая, таким образом, относится к циклу «иных молитв», как и Г .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Подлинник его см. Migne Patrolog. curs complet. ser. graecae. tom. CXX. Nicaetae. Pectorati practicorum capitum centuria I, §. 75–76 pag. 885–888. Славян. перевод см. в Добротолюбии ч. IV, 64. 1424 л. 241–242. Свидетельство св. Исихия, пресвитера Иерусалимского , взято Даниилом из сочинения его: πρς Θεδουλον λγος Ψυχφελς περ Νψεως κα ρετς καιφαλαδης τ λεγμενα ντιιτικ κα στικ, из первой сотницы. См. Migne. Patrol, curs, complet ser. graec. tom. XCIII. pag. 1489–1492. Славянский перевод свидетельства см. в Добротолюбии част. 2-я. Москва 1857 г. 4–5, § 31–32. 1425 л. 242–243. Выдержка из творения св. Симеона заимствована из первого его слова (по современному переводу). Заимствование сделано не буквальное и не последовательное, а только отдельными фразами. Можно думать, что Даниил, ссылаясь на слова св. Симеона, приводит, их по памяти. См. преподобного отца нашего Симеона, Нового Богослова, игумена и пресвитера бывшего от ограды св. Мамнота, словеса зело полезная. Изд. Козельской Оптиной пустыни. Москва 1832 г. 4–5. см. Migne. Patrolog. curs. complet, ser. graec. tom. CXX, Symeonis Junioris oratio XXV, pag. 440–447. 1427 л. 275–277, 278–279. Одно свидетельство взято Даниилом из сочинения Василия В. τι υ χρη τν ν συστματι πολιτεμενον σκτν ιδα τι καικτβαι τν λικν. Migne, Patrolog. curs. complet. ser graec. tom. XXXI, S. Basilii. Caesariensi tom. III. pag. 1424–1425, Твор. св. отцов том. IX. Творения св. Василия Великого ч. V, 465–467. Другое свидетельство взято из другого сочинения св. Василя: οποι κατα πλτους κατ πτησιν και ποκρησιν. Migne. Patrolog. curs. Complet. ser. graec. tom. XXXI, pag. 1153. Твор. св. Василия В. ч. V, 265–266. Некоторые из приводимых здесь вопросов и ответов Василия В. взяты Даниилом из 4-го слова Никона Черногорца. I пол; 28. 1428 л 277. Подлинник приведенного здесь толкования см. Migne, Patrolog curs. Complet. ser. graec. tom. LXXXV. Ammonii Aleandrini fragmenta in acta Apstolorum, pag. 1525–1526. Толкование Амония взято Даниилом из 4-го слова Никона Черногорца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Не дошли до нас ответные письма западных епископов; по крайней мере, известно то, что письма эти были утешительны для Василия и исполнили радостью его сердце 72 . Вероятно, что западные обещали кого-нибудь прислать для ободрения и утешения Восточных церквей и если не исполнили этого, то потому, что нашествие готов на империю воспрепятствовало отправлению епископов 73 . Но в следующем за сим году пресвитер Дорофей, который чаще всего был отправляем с письмами к западным, сообщил Василию, что папа Дамас в разговоре с ним причислил святых Мелетия Антиохийского и Евсевия Самосатского к последователям Ария. После этого нельзя было ожидать ничего доброго от сношений с Западом. Действительно, это были чрезвычайно неосторожные слова. Если бы и ничто другое не подтверждало Православия Мелетия и Евсевия, скажем вместе с Василием, то одни нападения на них ариан могли служить твердым доказательством их правоты. Из письма св. Василия к италийским и галльским епископам видно, что прежде медлительность их в содействии своим собратьям на Востоке он объяснял путями Промысла. Вероятно, потому, что не исполнилась мера наказания, писал он, не попущено было им восстать на помощь. Но в дружеском письме к Евсевию, писанном около этого времени, он рассуждал несколько иначе. Еще прежде он предусматривал бесполезность последних сношений с западными. Ибо когда пресвитер Санктиссим просил у него писем к своим соотечественникам, то на время Василий отказывался от этого. И Евсевию писал: «Мне приходит на мысль сказать словами Диомида: “Лучше тебе не просить, потому что, говорят, он человек надменный”. Если умилосердится над нами Господь, то чего еще нам желать сверх этого? А если пребудет на нас гнев Божий, то какая нам будет помощь от западной гордости? Они и не знают дела, и не хотят его узнать. Сам я желал бы не в виде общего послания написать к их верховному и не о делах церковных. но вообще о том, что не должно нападать на людей, угнетенных искушениями, и признавать достоинством гордость, этот грех , который и один может сделать нас врагами Богу» 74 . Последние известия из Рима, конечно, утвердили св. Василия в этом мнении о папе. Так еще в IV веке архипастыри восточные имели основание жаловаться на высокомерие пап.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Впоследствии многое в этом отношении изменилось, когда введена была тайная исповедь грехов и разрешение от них, что после такой исповеди в обычных случаях могли давать пресвитеры. Правило 7 (7) Аще кто, находясь в опасности жизни, будет просити о примирении себя со святым олтарем, во отсутствии епископа: то пресвитер по приличию должен вопросити епископа, и тако, по его разрешению, примирити находящегося в опасности.   ( Ап. 52 ; I Всел. 11 , 13 ; Анкир. 6 , 22 ; Неокес. 2 ; Карф. 43 ; Василия Вел. 73 ; Григория Нисск. 2 , 5 ).   Находящегося при смерти должно удостоить святого причастия – предписывает 13 правило I Всел. собора. В предыдущем правиле (6) говорится, что пресвитер не имеет права во время Божественной Литургии, т.е. публично, давать прощение отлученным от святого причастия вследствие каких-либо грехов; данное же правило определяет, что последнего не должно относить и к тому случаю, когда кто-либо находится при смерти, так как таковому может дать разрешение и пресвитер, удостоив его в то же время и святого причастия, если подлежащий епископ находится в отсутствии. Правило добавляет, что и в таком случае пресвитер все же должен предварительно обратиться к епископу и, только получив согласие последнего, может разрешить умирающего или, как говорите правило, «примирити» того, кому угрожает смерть. Из этого видно, что в данном случае речь идет о тех кающихся, которые еще не прошли всего времени покаяния, но, опасаясь смерти, желают удостоиться св. причастия. Но бывают случаи, что епископ находится далеко от данного места и пресвитер не может получить так скоро надлежащего епископского согласия, – можно ли допустить тогда кающегося умереть без святого причастия? В таком случае пресвитер может и сам дать разрешение грехов, не ожидая согласия на то епископа, как то предписывается 43 правилом этого же собора. Правило 12 (12) Филикс епископ рек: да внесется в правила, согласно с определениями древних соборов и сие: аще который епископ (еже да не будет) подвергнется некоему обвинению, и, по великим затруднениям, не можно будет собратися многим епископам: то, дабы он не оставался долго под обвинением, да слушают его на суде двунадесять епископов, пресвитера – шесть епископов и свой: а диакона – три.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Кто подчиняется какой-либо страсти, тот делается игрушкою диавола. «О бесах, которые внушают нам различные грехи, говорится, что они воспляшут, потому что пляска есть разнообразное движение членов. И поскольку пляшущие являются на позорище или в той или в другой личине, то подобно сему и бесы, вместо личин, употребляют нас и пляша, представляют то гневливого, то похотливого, то преданного плотским удовольствиям, то лжеца. Так даем в себе место различным действиям бесов и по их воле изменяем сердце свое и телесные члены. Посему когда видишь, что человек то предается неумеренному смеху, то сокрушению печалью, сам себя терзает в слезах, стенаниях и воплях: то заключай, что в нем пляшет кто-то, принимающей на себя то один, то другой вид. И вводится ли в лицедействие то сребролюбие, то тщеславие, то гордыня: во всяком случае, издевается над родом человеческим тот, кто ликует и пляшет в душах удобоподвижных и удобопреклонных к греху» 121 . Какие из слов и бесед св. Василия на разные случаи относятся ко времени его пресвитерского служения, и какие говорил он, бывши уже Епископом, – с точностью определить трудно. Для определения времени его поучений нужно иметь в виду: против каких заблуждений св. Василий говорит или делает замечания в своих беседах? Те беседы, в которых говорится о духоборцах или македонианах, принадлежат к позднейшему времени, то есть ко времени его епископского служения. Напротив те поучения, в которых не встречается намека на лжеучения македониан, могут быть отнесены ко времени пресвитерского служения. Но так как св. Василий и во время епископского своего служения мог говорить о разных нравственных предметах, не касаясь еретических учений, поэтому в настоящей главе мы рассмотрим только те из его поучений, которые с достоверностью могут быть отнесены к пресвитерскому служению. А таких поучений немного, а именно: 8-е, 9-е и 12-е, из коих на 12-е поучение мы уже обращали свое внимание в 3-й главе, как сказанное в начале пресвитерского служения св. Василия по назначению самого Архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   Крещение сопровождало и посвящение в чин чтеца. Св. Василий удаляется в пустынное место на берегах реки Ириса, где он начинает аскетическое делание. Посетив в свое время Египет и Сирию, он хотел и в своем пустынном уединении создать монашеское населье. Начало иночества было, правда, там уже заложено Евстафием Севастийским, с которым одно время они будут сотрудничать в этой области. Расхождение потом произойдет на почве богословско-принципиальной.    В своем уединении он, впрочем, больше и ближе был с Григорием, как это нам известно из слов последнего. Здесь-то в пустыне они и занимаются Оригеном, составляя свои выписки из трудов его, известных под именем «Филокалии» или «Добротолюбия», ничего, конечно, общего не имеющего с теперешней аскетической антологией. Вместе провели они время, однако не долго, вероятнее всего, годы 358—359. В следующем году св. Василий был в Константинополе на соборе 360 г., но заметной роли там не играл; скорее даже вел линию несколько осторожную. В 362 г. умер еп. Дианий кесарийский. К этому году, вероятно, надо отнести и посвящение св. Василия в пресвитера. Со своим епископом, Евсевием, отношения у Василия слагались нелегко, и он даже счел себя вынужденным удалиться вновь в прежнее пустынное убежище на р. Ирисе. В 370 г. по смерти Евсевия, после известного влияния еп. Григория Назианзина-отца, св. Василий должен был принять епископское служение в Кесарии, когда ему было уже 40 лет.    Девять лет его архиерейства были, вероятно, самыми трудными годами его жизни. Борьба с врагами никейской веры, столкновения со светскою властью, не всегда легкие отношения с собратьями епископами, неутомимая деятельность по устройству своей епархии отмечают этот период его жизни. После смерти императоров Юлиана и Иовиниана, император Валент на Востоке начинает преследование православных. Св. Василию не пришлось испытать тех гонений и злоключений, что св. Афанасию в Александрии, но столкновений с светской властью было не мало и у него. В частности, император создал новую провинцию «второй Каппадокии», что означало для св. Василия отторжение значительной части его территории. Анфим, еп. Тианский, воспользовался этим и их отношения стали натянутыми. Св. Василию пришлось тоже, в противовес притязаниям Анфима, создать у себя новые епископские кафедры, на одну из которых, Нисскую, он поставил своего младшего брата, а на вторую, в Сасимах, рукоположил своего друга Григория из Назианза. Из биографии этого последнего мы узнаем, как он воспринял это вынужденное посвящение и каким чувствительным ударом для него, такого нежного и человечного, такого далекого от интриг и местничества, был тактический прием св. Василия. Если в данном случае и не было открытого и длительного разрыва, а лишь огорчение, то в личных отношениях св. Василия с Евстафием Севастийским дошло на почве догматических несогласий (омоусианство и омиусианство) до открытого разрыва.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но не отказывая нуждающимся в разрешении их недоумений он однако же и сам, стремясь только к истинному и полезному, руководясь духом смирения, входил в совещания о значительных делах с мужами опытными и действующими по Духу Христову. Любовь к Богу и ревность о благе Церкви были главною целью его жизни, в жертву которой он приносил всю свою жизнь, изнуренную болезнями телесными, множеством огорчений душевных и подвигами духовного любомудрия. Употребив все свое имение в пользу бедных во время еще своего пресвитерства, св. Василий, и будучи Архиепископом, не находил нужным иметь более того, что признавал потребным для каждого монаха. «Что же было когда у Василия, – спрашивает св. Григорий Богослов , – кроме тела и необходимых покровов для плоти? Его богатство – ничего у себя не иметь, и жить с единым крестом, который почитал он для себя дороже многих стяжаний» 158 . Воздержание св. Василия соответствовало его нестяжательности. «Достойны удивления воздержание и довольство малым; похвально не отдаваться во власть сластолюбию и не раболепствовать несносному и низкому властелину – чреву. Кто же до такой степени был почти невкушающим пищи и (немного будет сказать) бесплотным? Многоядение и пресыщение отринул он, предоставив людям, которые уподобляются бессловесным и ведут жизнь рабскую и пресмыкающуюся. А сам не находил великого ни в чем том, что пройдя через гортань, имеет равное достоинство; но пока был жив, поддерживал жизнь самым необходимым и одну знал роскошь – не иметь и вида роскоши, но взирать на крины и на птиц, у которых и красота безыскусственна и пища везде готова… От сего-то у Василия один был хитон, одна была верхняя ветхая риза, и сон на голой земле, бдение, неупотребление омовений составляли его украшение; самою вкусною вечерею и снедию служили хлеб и соль – нового рода приправа, и трезвенное и неоскудевающее питие, какое и не трудившимся приносят источники» 159 . Наружный вид св. Василия соответствовал его внутренней подвижнической жизни. Станом он был прям, нос имел прямой, волосы с проседью, борода длинная и с сединами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010