К Александрийской школе также примыкали выдающиеся Каппадокийские богословы: святители       Василий Великий , Григорий Богослов и Григорий Нисский . Святитель Василий Великий (ок. 330–379 гг.) Святитель Василий Великий родился в Кесарии, главном городе Каппадокии. Его родители Василий и Еммелия отличались высоким христианским благочестием. Первые годы своей жизни Василий Великий провел у благочестивой своей бабки Макрины. Христианские уроки и наставления, полученные им в семье, глубоко запали в юную душу Василия и определили всю последующую его деятельность. Первоначальное образование он получил под руководством своего отца, который был знаменитым ритором и адвокатом, затем учился в Кесарийской школе. Для завершения образования в Константинополе молодой Василий слушал знаменитого языческого ритора Ливания и, наконец, отправился в Афины. Здесь он провел около пяти лет, занимаясь разными науками и особенно философией и красноречием. В Афинах Василий встретился с Григорием Богословом , что положило начало неразрывной дружбе на все последующие времена. По окончании образования Василий возвратился в Кесарию и стал адвокатом. Но религиозная настроенность влекла его к другой жизни. Приняв крещение, он отправился путешествовать по Сирии, Палестине и Египту. В это путешествие он познакомился с жизнью отшельников и увлекся их образом жизни. По возвращении из путешествия он удалился в одно живописное уединенное место на берегу реки Ирисы и здесь в тишине занимался изучением Священного Писания и сочинений церковных писателей, особенно Оригена . Около Василия стали селиться и другие подвижники, там и возникла обитель. Но он недолго прожил в этом уединении. В борьбе с арианами Кесарийские епископы нуждались в помощниках, поэтому Василий вызван был на родину. Посвященный в сан пресвитера он проявил свои способности проповедника. Духовные потребности своей паствы он удовлетворял своими увлекательными проповедями. Каждый день, а иногда два раза в день, проповедовал он слово Божие, привлекая к себе широкие массы народа. Заботливость о бедных и любовь ко всем страждущим были отличительными чертами Василия. В 368 г. Кесарию постиг голод, цены на хлеб поднялись. Под воздействием замечательного проповедника богачи открыли свои житницы для бедняков. Духовный отец сам подал пример благотворительности, продав свое имущество для того, чтобы на эти деньги кормить голодающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немногие события из жизни св. Григория в ближайшие пять лет, о которых сохранились сведения, не могут быть точно определены по их хронологической последовательности. Вероятно, около 362 г., по желанию назианзской паствы, Григорий против воли был посвящен отцом во пресвитера; не смея противиться прямому приказанию отца, Григорий, однако, был чрезвычайно опечален такой «тиранией» 1298  и вскоре ушел в Понт к Василию, чтобы спокойно обдумать свое положение. Чувство сыновнего повиновения пересилило, и Григорий возвратился в Назианз, чтобы помогать отцу в управлении епархией, и здесь произнес свое первое слово «На Пасху». Его удаление дало повод к разным толкам: говорили о боязни ариан и Юлиана, о гордости, будто бы Григорий считал пресвитерство низким для себя и желал епископства. Ввиду этого Григорий вынужден был защищаться в особой речи, в которой разъяснял высоту и важность священства, с одной стороны, и глубокое сознание своего недостоинства и неподготовленности к такому служению – с другой. В 363 и 364 гг. в Назианзе произошли прискорбные разделения. Григорий-старший, может быть не без ведома и согласия сына, подобно Дианию Кесарийскому, подписал омиусианскую формулу веры, выработанную в Константинополе, и этим возбудил против себя некоторых монахов, ревнителей Никейского исповедания; они прекратили с ним общение и увлекли за собой значительную часть его паствы. Григорию Богослову удалось восстановить мир, убедив отца публично исповедать православное учение веры и таким образом доказать недовольным, что «чернило не запятнало души» [(Orat. XVIII, 18)]. Около этого времени и Василию пришлось променять отшельничество на пресвитерство. Григорий утешал его и побуждал к новым трудам на пользу Церкви. Когда же у св. Василия возникли несогласия с епископом Кесарийским Евсевием, то Григорий сначала побудил его уйти вместе с ним в Понт, а потом, когда Евсевий вследствие натиска ариан почувствовал необходимость в опытном помощнике, он убеждал его примириться с Василием, отклонив сделанное ему самому приглашение переселиться в Кесарию, и, со своей стороны, располагал и Василия к примирению и возвращению в Кесарию, – может быть, Григорий лично привел Василия в Кесарию (cf.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Не одни только языческие, но и легкомысленные клятвы воспрещались христианам правилами церковными. Такое воспрещение читается в канонических правилах св. Василия Великого . Святитель рассуждает так (Прав 29): «Начальников, кленущихся зло сотворити подчинённым, весьма нежно врачевати. Врачевание же их двоякое: едино, учити их, да не клянутся поспешно; другое же, да не остаются при злых намерениях,. Посему:, аще кто уловлен клятвою к соделанию зла другому: то да принесёт покаяние в дерзости клятвы, но предлогом благоговения к клятве да не утверждает себя в злобе». Когда правило остерегает давать клятву поспешно, в тоже время научает давать её неспешно, обдуманно, по благословной вине, во вред ближнему измышленной, закон оставляет неприкосновенною силу клятвы, к цели доброй, ко благу ближнего направленной. Призывая грешника к покаянию в клятве дерзкой, закон предполагает безгрешною клятву, в страхе Божием произносимую. Он даже утверждает священную важность её, ибо предлог благоговения к клятве чистой признаёт побуждением к исполнению её, вместе как клятву нечистую поставляет недостойную, чтобы к ней благоговели и её исполняли. Смысл правила тот, чтобы клятва, сама в себе средство доброе, не служила для худых целей. Ту же имеет силу против клятвы безрассудной 17 правило св. Василия Великого , по вопросу о пресвитере Вианоре: Может ли он принят быть в клир, после данной им клятвы? Пресвитер этот вместе с другими некоторыми священнослужителями в Антиохии терпели притеснения от вельможи язычника, который. Не терпя их, взял наконец с них клятву, что они оставят свои места. Вианор, сдержав клятву, удалился к епископу Амфилохию и просил себе места в иконийской епархии. Амфилохий иконийский усомнившись, принять его, спрашивал наставления у св. Василия Великого . Сей Святитель, дав прежде дозволение всем, поклявшимся с Вианором, действовать пресвитерская, и повеление удаляться от народных собраний, разрешил и этому пресвитеру священнодействие, « Токмо да востребуется от него раскаяние в поползновенности к клятве, которую он дал человеку неверному, не возмогши понести беспокойства от малого бедствия». Снова осуждается только поползновенность к клятве странной и неуместной. Но если бы никакая клятва не была дозволительна, тогда не могла бы быть извинена такая клятва, в которой видна неверность к долгу священнослужительскому, по причине малого бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

См. также VI Всел. 21 и Василия Велик. 3. Однако обвинение на совершившего блуд иерея должны подтверждать пять свидетелей, как говорит Властарь (см. также Апост. 75)-Итак, пусть это приводится в исполнение, если иерей впадет в плотское смешение до принятия священства. Если же он согрешит только в душе, т. е. дойдет до сосложения и устремления души или даже употребит какие-нибудь способы и средства для осуществления греха, но на деле его не совершит, то, говорит правило, такие согрешения прощаются благодатью рукоположения и не влекут за собой извержения. Впрочем, правило говорит об этом сдержанно, сказав, что так говорит большинство, а не оно само. Если же иерей до принятия священства прикоснется к руке женщины или поцелует женщину, то рукоположение разрешает и от этого греха, согласно Зонаре и др., и поэтому он не извергается (поскольку, впадая в это и после рукоположения, иерей не извергается, но отстраняется от служения, согласно Василия Велик. 70). Однако если он согрешит чем-то большим, чем поцелуй, т. е. дойдет даже до лежания вместе, тогда он извергается, потому что рукоположение от такого греха не разрешает. Ибо как диакон и пресвитер, которые после принятия священства совершили грех больший, чем поцелуй, извергаются, согласно тому же 70-му правилу Василия Велик., так и совершившему такой грех до принятия священства запрещается становиться иереем, и, соответственно, если после принятия священства он исповедует это, то и он равным образом извергается. Все это, говорит правило, да приводится в исполнение, если согрешивший иерей исповедается [ 99 ] . Если же ни он сам добровольно в этом не исповедается, ни другие не могут явно уличить его в том, что он это совершил, – тогда пусть будет в его власти: либо отстраниться от священства, либо приводить его в действие, поскольку, согласно гражданскому закону, лучше оставлять согрешения безнаказанными (как не доказанные), чем подвергать наказанию без вины. Смотри также I Всел. 9. Правило 10 Подобным образом и диакон, если впадет в такой же грех , да имеет чин служителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Упомянутые до сих пор наказания, кроме последнего, употребляются для исправления духовных лиц, сделавших небольшой церковный проступок. Последнее же составляет переход к карательным наказаниям, которые суть следующие: 1) Отрешение от места служения навсегда. Это наказание налагается за небрежное исполнение обязанностей, возлагаемых на духовных лиц управляющей иерархией, и за нарушение церковной дисциплины, напр. когда епископ оставит на долгое время свою епархию (Двукр. Соб. 16), или когда насильственно завладеет какою-либо епархией (Антиох. 16), когда пресвитер без разрешения своего епископа покинет место своего служения и самовольно займет новое место (Ап. 15), и т.д. Но так как в древности никто не мог быть рукоположен без назначения к определенному месту (οευ), то когда он навсегда отрешался от известного места служения, то чрез это подпадал и под другое тяжелое наказание, а именно: 2) Лишение навсегда права совершать какое-либо священнодействие, но с правом носить духовное звание и пользоваться принадлежащею этому званию честью. Это наказание налагается за более тяжкие преступления, особенно за такие, которые производят соблазн в народе, но совершены или по незнанию, или по какой-либо чрезвычайной причине, а между тем совершившие их раскаялись и исправились. В правилах мы находим, что этой степени наказания подвергались, напр., те, которые во время гонений отступали от веры, но после раскаялись или те, которые по неведению вступили в неправильный брак прежде своего рукоположения (Трул. 36; Неокес. 8, 9; Василия Вел. 27), и т.д. 3) Извержение или лишение права совершать какое-либо священнодействие навсегда и, вместе с тем, лишение имени и чести священства. Наказание это налагается как за особенно тяжкие преступления против иерархических правил, напр. за симонию, так и за вины, навлекающие на мирян отлучение от церкви. Духовное лицо, наказанное извержением, теряет прежде всего все права и преимущества, принадлежавшие ему в силу троякого характера церковной власти, т.е. право священнодействования, учительства и пастырства (Антиох. 3; Василия Вел. 27 и др.); далее, оно теряет все права чести, принадлежавшие ему, как священнослужителю; затем, его имя вычеркивается из списка духовенства ( ο εο ου), в который оно было внесено при рукоположении (Ап. 8, 17, 18, 51, 63 и др.), и, наконец, причисляется к мирянам, с предоставлением ему церковных прав, которыми пользуются только миряне. Извержение из сана, которому подвергается духовное лицо, продолжается навсегда, и изверженный уже никогда больше не может быть принят ни в какую иерархическую степень (Трул. 21; Василия Вел. 3 и др.), хотя бы он раскаялся и обещал исполнять свои обязанности по правилам. В последнем случае, правила допускают только более снисходительное отношение церкви к таким виновным, но только " как к мирянам " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

И хотя еще не вместе друг с другом, потому что до сего не допускала зависть, однако же неразлучны мы были взаимной любовью. Василия, как второго своего строителя и покровителя, удерживает кесарийский город, а потом занимают некоторые путешествия, необходимые по причине разлуки со мной и согласные с предположенной им целью – любомудрием. А меня отводили от Василия благоговение к родителям, попечение о сих старцах и постигшие бедствия. Может быть, сие было нехорошо и несправедливо, однако же я удален был от Василия; и думаю, не от сего ли на меня пали все неудобства и затруднения в жизни, не от сего ли мое стремление к любомудрию, неудачно и мало соответственно желанию и предположению. Впрочем, да устроится жизнь моя, как угодно Богу, и о если бы по молитвам Василиевым она устроилась лучше! Василия же Божие многообразное человеколюбие и смотрение о нашем роде, изведав во многих встретившихся между тем обстоятельствах и показав более и более светлым, поставляет знаменитым и славным светильником Церкви, сопричислив пока к священным престолам пресвитерства, и через один град – Кесарию возжигает его для целой вселенной. И каким образом? He спешно возводит его на степень, не вместе и омывает, и умудряет, что видим ныне на многих желающих предстоятельства, удостаивает же чести по порядку и по закону духовного восхождения. 26. Ибо не хвалю беспорядка и неустройства, какие у нас; а есть сему примеры и между председателями церковными (не осмелюсь обвинять всех, да сие и несправедливо). Хвалю же закон мореходцев, по которому управляющему теперь кораблем сперва дано было весло, а от весла возведен он на корму и, исполнив первые поручения, после многих плаваний по морю, после долговременного наблюдения ветров посажен у кормила. Тот же порядок и в военном деле: сперва воин, потом начальник отряда, наконец военачальник. И это самый лучший и полезный для подначальных порядок. И наше дело было бы гораздо достоуважаемое, если бы соблюдалось то же. А теперь есть опасность, чтобы самый святейший чин не соделался у нас наиболее осмеиваемым, потому что председательство приобретается не добродетелью, но происками и престолы занимаются не достойнейшими, но сильнейшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Правило 69 Василия Великого Чтец, аще прежде брака смесится с своею обручницею, по отлучении на едино лето от служения, приимется в чтеца, но да пребудет без производства в высшие степени. Если же без обручения тайно смесится, да пристанет служити. Такожде и иподиакон . ( Ап. 26 ; IV Всел. 14 ; Трул. 6 , 13 , 30 ; Карф. 16 ; Василия Вел. 3 , 6 , 32 , 51 , 70 ). Чтеца, имевшего половое общение со своею невестою, притом с ее согласия, нельзя считать блудником в строгом смысле слова, ибо он не пал в грех с женщиной ему совершенно чуждой; однако, в виду того, что он не захотел ждать венчания с невестою, должен быть наказан однолетней епитимией и удален от службы. По выдержании епитимии, он может снова занять свое место по службе, но нельзя допустить производства его на высшие степени, ибо означенным поступком показал, что не тверд в нравственных принципах. Если же какой-либо чтец вступил в половое общение с женщиной не-невестой, в таком случае он не может оставаться больше на службе церковной, а должен быть удален с нее тотчас, даже и тогда, когда бы он впоследствии вступил с упомянутой женщиной в законный брак. К этому правило присовокупляет, что все это относится и к иподиакону (υπηρτης), хотя со времени трулльского собора (прав. 6) для иподиаконов наступил иной оборот по настоящему вопросу, а именно: им было воспрещено жениться, и следовательно, и обручаться после вступления в иподиаконский чин. В настоящем правиле упоминается одно специальное наказание для членов клира, совершивших известное преступление, а именно, что клирик должен остаться, по выдержании наказания, на той же степени, на которой был, когда совершил преступление, без права на производство в высшие степени. Настоящее наказание правило относит к преступным чтецам и иподиаконам. Между тем 3 правило трульского собора за подобные преступления одинаковому наказанию подвергает и диаконов и пресвитеров, предписывает именно, чтобы таковых, «по устранении от священнослужения на некое краткое время и по епитимии, паки восстановлять на свойственные им степени, с возбранением возводити их на иной высший степень». Подобное наказание предписывается и одной из новелл Юстиниана 106 , которая вошла в канонические сборники восточной церкви, но наказание это, по-видимому, забыто в судебной практике этой церкви. Читать далее Источник: Правила [kanones] православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2/[Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург : тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911-1912./Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

«Но много, – говорит Св. Григорий, – и других доказательств Васильевой заботливости и попечительности о Церкви; таковы смелость Василия пред начальниками, как вообще пред всеми, так и пред самыми сильными в городе; его решения распрей, не без доверия принимаемые, a по произнесении его устами, чрез употребление обратившиеся в закон; его предстательство за нуждающихся, большей частью в делах духовных, а иногда и в нуждах телесных». Таким образом, мы видим в пресвитере Каппадокийском и ходатая, по делам церковным, пред светским начальством, и заступника бедных, и судьюпримирителя. Позднее 86 , сии звания разделались между разными лицами, a право суда, обыкновенно, принадлежало епископам, которым предоставлено было ещё Константином Вел. рассматривать и решать тяжбы по делам гражданским, если только обе тяжущиеся стороны избирают епископа своим судиею 87 . Доказательством участия в положении притесняемых людьми сильными служат и многие письма Василия, писанные в сие время к различным лицам 88 . Сверх сих занятий обширных и многосложных, в многолюдном городе, по словам Св. Григория, свидетельствовали о попечительности Василия: «питание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и исписанные уставы для монашествующих». Принятие странных, питание нищих лежало в те времена на попечении Церкви, и для сего в больших городах устрояемы были странноприимницы и богадельни 89 . Василий, по любви к бедствующему человечеству и по обязанности пресвитера, принимал во всём этом самое живое участие. Во время его управления паствою Кесарийскою открыты были благотворительные учреждения для бедных и по другим городам и селениям его округа 90 . В то же время он не оставлял попечения о монастырях, им основанных в Понте. И как сам, живя в городе, не отлагал пустынных подвигов 91 , так в том же городе учреждал обители общежития для других 92 ; начертал для них образец жизни совершенной в особом послании 93 и, по вопросам братии, предлагал мудрые решения, утверждённые на слове Божием 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Правило 4 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, или придверник, с женою Богу посвященною совокупится: да будет извержен из своего чина, яко Христову невесту поругавший; аще мирянин, да будет отлучен от общения церковнаго . ( Ап. 25 ; I Всел. 9 ; IV Всел. 16 ; Трул. 21 , 40 , 44 , 45 ; Анкир. 19 ; Неокес. 9 ; Карф. 6 , 44 ; Василия Вел. 3 , 6 , 18 , 19 , 20 , 32 , 60 ) . Мы уже в 25-м Ап. правиле видели, что подлежит извержению из священного чина каждый, от епископа до последнего церковнослужителя, кто вступит в блудные отношения с какою бы то ни было женщиною. Тем большему наказанию должен подвергнуться тот из клира, кто осквернит посвященную Богу жену, Христову невесту, по выражению правила. Под именем жены ( γυν) правило подразумевает деву ( παρθνος), не вступившую в брак, а посвятившую себя, по словам Василия Великого , добровольно Господу, отказавшись от брака и решившись жить в святости (18 прав.; ср. IV Всел. 16). В толковании 44-го правила Карф. Собора, Зонара называет этих женщин ερς παρθνους (посвященные девы, virgines sacras) 1038 . Их посвящал особенным образом подлежащий епископ (Карф. 6) и заботился о них, вверяя их благочестивым женщинам, чтобы жили вместе с ними и утверждались в добродетелях; или же их несколько жили вместе в одном доме под руководительством какой-либо, в летах, почтенной женщины, под строгим надзором подлежащего епископа 1039 . Обряд посвящения этих дев состоял в молитве и благословении, был отличен от хиротесии ( χειροθεσα) диаконисс, о которых мы говорили в толковании 15-го правила IV Всел. Собора и еще будем говорить и в толкованиях правил 14-го и 40-го этого Трулльского Собора. Тяжесть наказания, которому подвергаются клирики, осквернившие посвященную деву, показывает, что здесь имеется в виду блудодеяние, совершенное не по вине девицы, и следовательно, тут имели место обман или насилие. Это подтверждается текстом правила, которым для девиц не назначается никакого наказания; между тем как очень тяжелые наказания назначаются, если блудодеяние произошло по их вине (Василия Вел. пр. 18, 60). Мирянин, осквернивший посвященную деву, подлежит отлучению от причастия, согласно этому правилу. Эти канонические наказания приняты были и греко-римским гражданским законодательством, так что, по XXIII новелле Юстиниана, подобные преступления наказываются как уголовные дела 1040 . 1038 Аф. Синт., III, 410. Ср. Chrysostom., Hom. 13 in 1 ad Timoth. [Migne s. g., t. 62, col. 563–570]. – Theophylact., in 1Corinth. 7 [Migne, s. g., t. 124, col. 640–656]. Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1739 Мысль павлиниан была та, что они готовы к миру, мелетиане же противятся ему и являются, таким образом, виновниками общественны нестроений. 1740 Epist. 214. Migne, gr. s„ t. 32, p. 785 sqq. Мелетий тогда находился в ссылке. Без всякого сомнения это ходатайство Василия имело полный успех у Теренция. Василий издавна находился с ним в дружеских отношениях: см. ер. 64 ad Hesych.: давняя наша дружба с Теренцием (Migne, gr. s., ibid., p. 420; ср. еще ер. 99; Migne, ibid. p. 696). 1743 Migne, gr. s., ibid., р. 789. Возможно, что в последних словах заключается намек на отношение Павлина к Дамасу. 1748 Epist. 243. «и всего более домогаемся, чтобы чрез ваше благоговение сделалось известным наше затруднительное положение и самому Властвующему ( τ χρατο ντι) в ваших странах (т. е. императору Валентиниану). Migne, ibid., p. 901 sqq. 1749 В письмах Василия (253. 254. 255. 256) раздатчиком писем называется только Санктиссим, но это не значить, что Дорофей не участвовал в посольстве. Послание папы прямо называет его и Василия в письме 263 ясно выражается, что оно было прислано с «возлюбленнейшими сопресвитерами нашими». 1750 Это видно из упомянутых выше писем, в которых Василий всех извещает о полученных известях с Запада. Странно, что Loofs (cit. op., s. 48; ann.) все эти письма датирует весной 375 г. на том основании, что в них ничего не говорится о письмах, принесенных Санктиссимом с Запада, а между тем здесь именно и идет о них речь, и если термин «письмо» не встречается, то ведь это одна придирка, Garnier (Vita Bas, с. 34) и за ним Rade (s. 109) правильнее помещают это письмо на осень 376 г. 1751 См. Mansi, t. III, pp. 460. Отрывок из «декрета» папы, начинающийся словами «еа gratia». Принадлежность отрывка именно этому посольству ясно отмечается в самом декрете указанием на пресвитера Дорофея: в этом сане Дорофей мог быть в Риме не ранее 376 г. Фрагмент последовательно осуждает все заблуждения маркеллиан, фотиниан, аномэев (с которыми смешивали в Риме омиев), пневматомахов и аполлинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010