В соответствии со сказанным, ниже предлагается изложение богословия архиепископа Илариона как экклезиологии, представленной в различных богословских аспектах. Различные аспекты экклезиологии священномученика Илариона (Троицкого) Триадологический аспект Пресвятая Троица – образ и источник существования святой Церкви. «“Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, так и они да будут в Нас едино” (Ин. 17.: 11, 20–21). На эти слова Христа следует обратить особенное внимание. В них ясно определена сущность всего христианства: христианство не есть какое-либо отвлеченное учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть общая жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собой, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы» . В этом уподоблении нужно выделить два момента: а) восстановление единства человеческого естества; б) соединение человечества с Богом. Для согласия с первым пунктом необходимо признание изначального единства человеческого существа, или единосущия человеческого рода. Идея эта имела в Церкви своих сторонников и противников. Но поскольку единство человеческого естества признавали довольно многие святые отцы и среди них Мефодий Патарский, Василий Великий, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, «то, думается, нельзя православному богослову оставить без должного внимания этой мысли святоотеческой при раскрытии догмата о Церкви» . Прародительский грех привел к рассечению первобытного единства человечества на множество разделенных, хоть и не окончательно, существ, но через Боговоплощение человеческое естество вновь обретает утерянное единство. По учению святителя Василия Великого, именно «“это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство; подобно тому, как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части”. Таким образом, по мысли святителя Василия Великого, естество человеческое до грехопадения было именно отобразом Божественной триединой Сущности. Цель Церкви в том и полагается, чтобы восстановить это поврежденное грехом единое человеческое естество» .

http://pravoslavie.ru/69130.html

В тот же день преставление блаженного Лаврентия Христа ради юродивого Калужского в 1515 году.  Память 11 августа Житие преподобных отец наших Феодора и Василия, иноков Киево-Печерских «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим.6:10), — говорит святой Апостол Павел. Исполнение этого изречения мы видим в настоящем житии преподобных Феодора и Василия: враг и виновник зла возбудил в душе святого Феодора греховные мысли и намерения ничем иным, как сребролюбием; чрез сребролюбие диавол причинил телесные страдания и смерть не только преподобному, но и советнику его, блаженному Василию. Об этих святых отцах повествуется следующее. Преподобный Феодор во время жизни в миру обладал очень большим состоянием. Услышав однажды слова Господа в Евангелии, — «всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33), он последовал им: оставив мир и раздав свое богатство нищим, преподобный Феодор сделался черноризцем Печерского монастыря, ведя жизнь полную подвигов. По приказанию игумена он поселился в пещере, известной под именем Варяжской, где и прожил много лет, соблюдая строгое воздержание. Во время пребывания преподобного Феодора в этой пещере диавол поселил в нем скорбь и сожаление о розданном нищим имении, приводя ему на ум преклонность лет, слабость здоровья и скудость монастырской пищи. Блаженный Феодор не понял, что подобные мысли есть дьявольское искушение. Забывая слова Господа: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф.6:25–26), и видя нищету свою, он начал приходить от скорби к отчаянию, с каждым днем всё более пленяясь искушением. Однажды он открыл, ничего не утаивая, свою печаль своим друзьям. Среди черноризцев Печерского монастыря был некто Василий, один из наиболее добродетельных по жизни. Желая извлечь преподобного Феодора из рва отчаяния и утешить его, он сказал ему:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

В этой поэтичной и глубокой молитве Василия Великого есть одна очень важная мысль – мысль о том, как человеку прийти на Страшный Суд. Василий Великий называет жизнь ночью и говорит, что день наступает с пришествием Христа. Эта молитва – эсхатологического звучания, призыва Царства Небесного. Подобно тому, как Священное Писание заканчивается словами Ей, гряди, Господи Иисусе (Откр. 22, 20), подобно тому, как мы призываем в молитве «Отче наш»: Да приидет Царствие Твое, – так и основная мысль молитвы Василия Великого заключается именно в этих словах, только выражена она с глубоким богословским осмыслением. В ней совершенно очевидно, что каждое утро христианин готовится к встрече с Богом, и что каждый день может стать для него тем днем, когда он предстанет на Суд. Мы должны понимать, что, начиная новый день, мы каждый раз идем на встречу с Богом,  на Страшный Суд  можем прийти. Мы, христиане, ждем день, когда придет Судия и всем раздаст по делам его, и поэтому бодрственно будем выходить встречать Господа.   Служить Богу в страхе – хорошо; служить Ему в любви – лучше; но тот, кто умеет связать воедино страх и любовь, выбирает совершеннейшее. Майстер Экхарт Господь рассказывает притчу о Страшном Суде. О том, как сядет во славе Своей Сын Человеческий и будет судить всех людей. Поставит одних по правую сторону, а других – по левую сторону от Себя. И будут одни, как овцы, а другие, как козлища. И тех, кто по правую, он призовет к Себе: – Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Потому что был Я голоден, и вы накормили Меня, был Я болен, и вы посети ли Меня, был в темнице, и вы пришли ко Мне. А те скажут: – Господи, когда же мы это делали? И Господь ответит: – Так, как вы сделали одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне. А тем, кто по левую руку, Господь скажет: – Отойдите от Меня, проклятые, был Я голоден, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня, был болен и в темнице, и вы не посетили Меня. И те тоже удивятся:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1420...

В этой поэтичной и глубокой молитве Василия Великого есть одна очень важная мысль мысль о том, как человеку прийти на Страшный Суд. Василий Великий называет жизнь ночью и говорит, что день наступает с пришествием Христа. Эта молитва эсхатологического звучания, призыва Царства Небесного. Подобно тому, как Священное Писание заканчивается словами Ей, гряди, Господи Иисусе (Откр. 22, 20), подобно тому, как мы призываем в молитве " Отче наш " : Да приидет Царствие Твое, так и основная мысль молитвы Василия Великого заключается именно в этих словах, только выражена она с глубоким богословским осмыслением. В ней совершенно очевидно, что каждое утро христианин готовится к встрече с Богом, и что каждый день может стать для него тем днем, когда он предстанет на Суд. Мы должны понимать, что, начиная новый день, мы каждый раз идем на встречу с Богом, на Страшный Суд можем прийти. Мы, христиане, ждем день, когда придет Судия и всем раздаст по делам его, и поэтому бодрственно будем выходить встречать Господа. Служить Богу в страхе хорошо; служить Ему в любви лучше; но тот, кто умеет связать воедино страх и любовь, выбирает совершеннейшее. Майстер Экхарт Господь рассказывает притчу о Страшном Суде. О том, как сядет во славе Своей Сын Человеческий и будет судить всех людей. Поставит одних по правую сторону, а других по левую сторону от Себя. Ибудут одни, как овцы, а другие, как козлища. Итех, кто по правую, он призовет к Себе: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Потому что был Яголоден, и вы накормили Меня, был Яболен, и вы посети ли Меня, был в темнице, и вы пришли ко Мне. А те скажут: Господи, когда же мы это делали? И Господь ответит: Так, как вы сделали одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне. А тем, кто по левую руку, Господь скажет: Отойдите от Меня, проклятые, был Яголоден, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня, был болен и в темнице, и вы не посетили Меня. И те тоже удивятся: Господи, когда же все это было, когда же мы не послужили Тебе?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1420...

Вне града Божия будут чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду ( Откр.22:15 ). Итак, оккультизм, какими бы благовидными целями ни прикрывался, ведет душу в ад, поскольку человек обращается не к Богу, а к темным силам. Кто не с Богом, тот не может попасть в Царство Божие. Святая Церковь , раскрывая истины Священного Писания, время от времени принимала специальные постановления касательно оккультных знаний. В частности, 61-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Предающиеся волшебникам… или подобным им, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, да подлежат, согласно с прежними постановлениями отцов о них, правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в этом, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, что общего у света с тьмою? — как говорит апостол. — Какая совместность храма Божия с идолами? Или какое соучастие верного с неверным? Какое согласие между Христом и Велиаром? (см.: 2 Кор.6:14-16 )». Святитель Василий Великий (IV в.) составлял правила, принятые Церковью во всеобщее употребление. Касательно оккультизма у него есть правила, которые за занятия волшебством отлучают человека от святого Причастия на несколько лет, а тот, кто напоил ближнего «колдовским зельем», приравнивается к убийцам. Так, правило 65-е святого Василия Великого гласит: «Покаявшийся в волшебстве, или в отравлении, да проведет в покаянии время, положенное для убийцы, с распределением сообразным тому, как сам себя обличил в каждом грехе». Правило 8-е святого Василия Великого посвящено приворотам, к которым обращались женщины (в некоторых случаях их зелья причиняли смерть): «Сие часто делают жены, покушаясь некими обаяниями и чарованиями, привлекать неких в любовь к себе, и дающие им врачебные составы, производящие помрачение разума.

http://sueverie.net/ogradi-nas-gospodi-o...

Вот какой смысл имеют указанные М. Антонием слова из книги «Деяний» и святого Василия Великого . Ни те ни другие не имеют ничего общего с учением о единении по общечеловеческому естеству или по «безличной коллективной природной общечеловеческой воле», о чем говорит М. Антоний 262 . Поэтому ссылка его на эти изречения не имеет за собою никакого основания. Но М. Антоний уверен, что слова святого Василия Великого свидетельствуют о единении людей не в смысле только единодушия, а в смысле единения по общечеловеческому естеству. Он даже убежден, что настоящие святоотеческие слова в этом именно последнем смысле находят себе подтверждение в Священном Писании. Поэтому М. Антоний говорит: «если читатель пожелает иметь авторизацию Васильевых слов в словах Христовых и апостольских, то это нетрудно исполнить. О соединении всех спасенных в грядущем веке не в смысле единодушия только, а в смысле существенного реального единства, подобного единству Лиц Пресвятой Троицы, читайте слова Единаго от Троицы: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них и Ты во Мне, да будут совершены во едино» ( Ин.17:11–23 ) 263 . Не так толкует эти слова Христа из Его первосвященнической молитвы Св. Иоанн Златоуст . «Сказав же о спасении их (учеников и всех верующих), говорит Св. Златоуст, и яко освящаются верою и жертвою, глаголет наконец о единомыслии 264 , и на сем уже заключает слово, отсюда начав, и на том скончав. Ибо в начале 265 рекл: «заповедь новую даю вам: (да любите друг друга) и зде: «да будут едино якоже Ты Отче во Мне, и Аз в Тебе»... Понеже бо ничто тако не соблазняет всех, якоже раздор, то сие устрояет, да будут едино. Что убо, совершил ли Он то, речеши? И зело совершил. Вси бо чрез апостолов веровавший, едино суть, хотя некоторые из них и отторгнулися 266 . Таким образом, из толкования святителем Златоустом указанных М. Антонием слов Христа видно, что здесь Господь призывает Своих учеников и всех верующих к единению на почве только единомыслия или единодушия, т.е. на почве истинной христианской любви, а не «общечеловеческого естества», о котором учит М. Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Говорю вам, что Ангелы их на небесах непрестанно видят лицо Отца Моего, Который на небесах ( Мф. 18:10 ). И псалмопевец говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их ( Пс. 33:8 , ср. Пс. 90:11 ). И: Ангел, избавляющий меня от всякого зла ( Быт. 48:16 ), и тому подобное. А что также некоторые Ангелы начальники целых народов, этому учит нас Моисей в песне, говоря: Когда Всевышний давал уделы народам и расселял Сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Своих ( Втор. 32, 8 ) 1 . И премудрый Даниил в видении слышал Ангела, который говорил: князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских ( Дан. 10:13 ); и немного после он же говорит: придет князь Греции ( Дан. 10:20 ). Но говорится и о каком-то Архистратиге воинства Господня, явившемуся Иисусу Навину при Иордане ( Нав. 5:14 ). И еще упоминаются какие-то легионы Ангелов, когда Господь говорит ученикам: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов ( Мф. 26:53 ). Поэтому Архистратиг Ангелов, поставленных легионами, конечно, есть князь (4). У Ангелов нет ни ссоры, ни любопрения 2 , ни недоразумения; каждый пользуется собственностью всех, и все вмещают в себе всецелые совершенства, потому что ангельское богатство есть не какое-нибудь ограниченное вещество, которое нужно рассекать, когда требуется разделить его многим, но невещественное стяжание и богатство разумения. И поэтому-то совершенства их, во всяком пребывая всецелыми, всех делают равно богатыми, производя то, что собственное обладание у них несомненно и бесспорно. Ибо созерцание высочайшего совершенства и самое ясное постижение добродетелей есть ангельское сокровище, на которое позволительно взирать всем, так как каждый приобретает всецелое ведение этого и всецелое этим обладание (5). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Гордыня Ты высоко о себе думаешь, потому что почтен, и милость берешь за предлог к гордыне. Познай же наконец, кто ты, как Адам, изверженный из рая, как Саул, оставленный Духом Божиим, как Израиль, отсеченный от Святого корня. Сказано: держишься верою: не гордись, но бойся ( Рим. 11:20 ). За милостью следует суд, и Судия исследует, как воспользовался ты данным тебе по милости. Если же не понимаешь и того самого, что сподобился благодати, но в избытке бесчувствия благодать обращаешь в собственную свою заслугу, то не досточестнее ты блаженного апостола Петра, потому что любовью к Господу не возможешь превзойти того, который так сильно любил, что желал и умереть за Него. Но поскольку он выразился высокомудренно, сказал: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь ( Мф. 26:33 ), – то предан человеческой боязни, и пал даже до отречения, вразумляемый падением соблюдать осторожность и научаемый щадить немощных сознанием собственной немощи и ясным уразумением, что как, утопая в море, поддержан десницей Христовой, так в обуревании соблазном подвергшись опасности погибнуть от неверия, охранен силой Христа, Который и предсказал ему, что случится с ним, говоря: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих ( Лк. 22:31, 32 ). И Петр, обличенный таким образом, справедливо получил помощь, будучи наставлен отложить высокомерие и щадить немощных. А этот фарисей несносный и чрезмерно горделивый, не только смело полагающийся на себя, но и злословящий мытаря пред Богом как виновный в гордыне лишился похвалы за праведность. И мытарь пошел оправданным более его ( Лк. 18:14 ), потому что прославил Святого Бога и не смел смотреть вверх, но просил одного помилования, обвиняя сам себя, что показывал и наружным видом, и биением в перси, и тем, что не искал ничего иного, кроме помилования. Поэтому смотри и имей во внимании этот пример, как тяжек вред гордыни, и поучайся из него. Утратил праведность возгордившийся, погубил мзду смело полагавшийся на себя, уничижен перед смиренным и грешником возвеличивший себя перед ним и не дождавшийся суда Божия, но сам произнесший о нем суд. А ты никогда не превозносись ни перед кем, даже и перед великими грешниками. Смиренномудрие часто спасает и того, кто сделал многие и великие грехи. Не оправдывай себя более другого, чтобы, оправдавшись по собственному приговору, не быть осужденным по приговору Божию. Я и сам не сужу о себе, – говорит Павел. – Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь: судия же мне Господь ( 1Кор. 4:3, 4 ) (1). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Должно думать, что это обыкновение есть остаток священного обычая Ветхозаветной Церкви приносить в праздник Пятидесятницы «начаток жатвы» (Лев. 23:10), которая в Палестине оканчивалась к этому времени, то есть к половине месяца сиван, или нашего мая. У нас, сообразно сему, приносят в это время начатки обновляющейся весны в дар Духу Зиждителю. Могла также иметь влияние на это обыкновение мысль о явлении Господа в виде трех странников Аврааму под дубом Мамврийским. Травы и цветы троичные, не исключая и тех, которыми постилается помост церкви, а особливо те, которые находятся под книгой читающего молитвы священника, берутся некоторыми в домы, и, будучи сохраняемы, в течение года употребляются как средство против болезней. Происхождение службы В службе на этот праздник хвалитные стихиры приписываются сочинению Василия Великого, а прочее составлено Космой Иерусалимским, наставником Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке, и Иоанном Арклийским, или, что то же, Дамаскиным. Проповеди святых отцов Проповеди на этот праздник можно находить в сочинениях святых отцов: Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла, Максима, Льва Папы, Петра Хрисолога, Григория Великого, Фулгенция. Продолжение праздника Праздник этот празднуется семь дней и притом с троякой торжественностью, а именно: в первый день торжественнейшим образом, во второй — хотя менее торжественно, но более, нежели в прочие дни, а далее — как обыкновенно совершаются попразднства. Праздник Преображения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской Праздник Преображения Господня совершает Церковь 6 августа в воспоминание того, что Иисус Христос (как повествуют Евангелисты: Матфей, (Мф. 17:1—9), Марк (Мк. 9:2—9) и Лука (Лк. 9:28—36), возведши в некоторое время трех учеников Своих — Петра, Иакова и Иоанна — на гору (Фавор), преобразился пред ними, то есть Лицо Его просияло, как солнце, ризы Его сделались блистательны и белы, как снег; при этом явились пред Него Моисей и Илия, и из светлого облака, осенившего всех их, слышен был глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3216...

Дух семьи – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребенка. Отсюда существует теснейшая связь души родителей и детей. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душою детей». Яблочко от яблони недалеко падает – так гласит о том народная мудрость. Оптинский старец Леонид при выборе жениха и невесты давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте – по матери, считая, что у родителей уже в полной мере выявлены склонности те, которые еще недостаточно ясны в детях. О глубокой связи между родителями и детьми говорится в Библии. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Умер отец его – и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе»(30, 4). И далее: «Человек познается в детях своих» (11, 28). Сам Господь в обличениях фарисеев говорит: «Вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» ( Мф. 23, 31 ). В Нагорной проповеди Господь говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые»( Мф. 7, 16–18 ). Но по отношению к родителям детей следует рассматривать как их плоды, выращивать которые поручено им Самим Богом. Многочисленные примеры прямой зависимости детей от достоинства родителей находятся в истории Вселенской Церкви. Глубокое благочестие родителей обычно имело следствием высокие духовные достоинства детей. История рассказывает о целых семьях, в которых все дети отличались высоким благочестием. Такими были, например, в Ветхом Завете семья семи мучеников Маккавейских( 2Мак. 7 ), в Новом – семья мученицы Фелицаты (память 25 января), все семь сыновей которой умерли как исповедники Христа; три дочери мч. Софии (память 17 сентября); семья родителей Василия Великого , давшая из числа десяти детей трех святителей (Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского), преподобную Макрину и двух святых во втором и третьем поколении; семья родителей Григория Богослова ; семья московского купца Путилова, давшая игуменов трех монастырей; семья схимонаха Филиппа, трое сыновей которого последовали за отцом в Троице-Сергиеву Лавру, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010