8 . звезда из массивного золота и на ветвях ее: «Взошла звезда и остановилась на месте том, где был Младенец лежащий. Поставлены своды небесные и церкви Божии ныне и присно». 58. Икона чеканная Распятия в Шемокмеди 9 . Серебро–позолоченный образ (рис. 58) с чеканным рельефным изображением Распятия (см. 12). В верхней части: «Христе, помилуй образ оковашего». В этой надписи читаются лишь: «Слава... Хосро царь». В нижней части образа: «Во имя Божие, я, раб Микель, одел сей святой…в возвеличение души моей...» Приблизительно XV в. 10 . Образ Спаса в длину 1 арш., 3 верш., в ширину 1 арш. без 3 верш. Оклад золотой. На верхней кайме: «Христе, распявшийся за нас, избав от погибели Гуриели Мамию и царицу Тинатину». На нижней кайме: «Я, многогрешный Гуриели, владетель Мамиа и супруга наша, владетельница Тинатина оковали образ сей во избавление и ходотайства за души наши в день оный великий второго пришествия Твоего, амин и кириелейсон; оковали в то время, когда приступили к постройке сего храма». На этом же образе по правую сторону изображения св. Николая: «Во имя Боже, сделано в мамасахлисство Евфимия рукой Ивана Монисдзе». По левую: «Короникон был 260 (1572)». В этой надписи речь идет о постройке Зарзмской церкви Преображения в Шемокмеди, что подтверждается актом, принадлежащим роду Гогитидзе. «Волею и соизволением Вседержителя Бога, я, раб Твой, сын Георгия, владетель Гуриели Вахтанг, принес дар Тебе, на св. горе Фаворской возсиявшему образу Спаса: когда по грехам нашим и нечестию нашему оскудела истина в сынах человфческих и в особенности между нами, христианами; когда славное и великое владение христианское Саатабаго растлено было неверными и безбожными агарянами и вера наша начала ослабевать, вера же Мухаммеда усиливаться, тогда Зарамский монастырь опустел и пал, и мощный образ его, на горе Фаворской возсиявший, был привезен к нам в Гурию, как-бы изгнанный, яко Христос в Египет в дни Ирода по слову ангела Иосифу: «встань и беги в Египет»; тогда-то мы воздвигли и украсили церковь Зарзмы в Шемокмеди, и святой образ сей поставили в ней, нашей усыпальне, в ходатайство за грешную душу вашу, в победу брата нашего Гуриели Мамии и в ходатайство и воспитании сына и дочерей его, обратив ее в нашу усыпальню и наделив ее 80-ю дымами крестьян с азнаурами и дцинамдзгварстве ее поставили канделаком племянника дцинамдзгвара Мате певца Иоанна Гогитидзе, которого и пожертвовали тебе с 5-ю дымами крестьян его, в ходатайство и спасение грешной души нашей и в победу и спасение брата моего владетеля Мамии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА «ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ» [груз. ], чудотворный образ, почитался как животворящий. Первоначальная деревянная живописная икона (ок. 160×110 см; живопись утрачена), вероятно, происходила из мон-ря Парехи (Самцхе); чеканная икона (131,5×75 см) создана в 886 г. в монастыре Зарзма и является древнейшей из сохранившихся груз. чеканных икон. В XVI в. перенесена в мон-рь Шемокмеди , с 1924 г. находится в Национальном музее Грузии. З. и. упоминается в Житии прп. Серапиона Зарзмского , написанном Василием Зарзмским на рубеже IX и X вв. (НЦРГ. А 69, XVI в.- Раннефеод. лит-ра Грузии. Тбилиси, 1935. С. 147-184; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 319-347),- редкий случай в истории раннего средневековья, когда о дошедшей до наст. времени иконе есть свидетельство совр. ей источника. Преображение Господне. Икона. 886 г. (Национальный музей Грузии) Преображение Господне. Икона. 886 г. (Национальный музей Грузии) «Животворящую икону Преображения, помощь и надежду всех христиан», взяли с собой прп. Серапион и его спутники, когда ок. 861 г. отправились из мон-ря Парехи на поиски места для устройства новой обители. Прп. Серапион, не найдя «ровного и открытого места... приказал выровнять место между источником и холмом и выстроить палатку, чтобы в ней приютить себя и икону, пред которой они молились» ( Василий Зарзмели. 1956. С. 80-81). В Житии указано, что З. и. стала главной святыней строящейся Зарзмы, мн. окрестные жители приходили поклониться ей. Когда строительство церкви было закончено, «в ней поставили животворящую икону Преображения» (Там же. С. 90). Перед кончиной тяжелобольной прп. Серапион «встал и, как бы юноша, дошел до святого алтаря, приложился к Святой Трапезе и животворящей иконе воплотившегося Христа... приказал причастить его... в девятом (часу.- К. М.) предал дух свой» (Там же. С. 97). При Павле, ставшем настоятелем Зарзмы после кончины настоятеля Михаила, З. и. была украшена чеканным окладом, полностью повторившим первоначальную живописную композицию, открытыми оставались лишь живописные лики. Павел «закончил постройку церкви и всячески ее украсил. В ней поставили икону Преображения и освятили ее в настоятельство этого Павла» (Там же. С. 100).

http://pravenc.ru/text/182631.html

Что сталось с проф. Марром? То Иверию (Картли) он обращает в Испанию, то подвижника,– инока Евасия превращает в местность Еваз, то иллирийского монаха смешивает с св. Григорием Двоесловом 872 , то Джуразанию (Кирканию) выдает за Грузию, Кубу- за Абхазию 873 , то объармянивает чистокровные грузинские провинции Кларджети и Эрети, которые считают грузинскими армянский историк Моисей Хоренаци 874 , Константин Багрянородный 875 , новооткрытый памятник о св. Серапионе Зарзмском (VII- VIII вв.), строителе обителей в Самцхэ-Кларджети 876 , историк Прокопий 877 , то Саввинский Иерусалимский устав превращает в Минею 878 , то отца превращает в сына 879 , то Григорию Бакуриани, который о себе говорит прямо, что он грузин, навязывает армянское происхождение и т. д. и т. д. Великий светильник грузинской церкви Георгий Мтацминдели свидетельствует, что «хотя сначала же были у нас писания, равно вера истинная и правая, но страна наша была далеко от Греции, и, точно какие-либо плевелы, посеяны были в нашей земле армянами злые семена, извращенные и лукавые, и от этого мы очень страдали, ибо наш народ был искренен и невинен, a они, под предлогом якобы порядка, думали как не будь соблазнить нас, и кое-какие книги были у нас также ими переведены» 880 . Порчу армянами грузинских книг проф. Марр считает за легенду 881  и этим самым набрасывает тень на приведенное свидетельство просвещеннейшего и известного на христианском востоке выдающегося церковного деятеля св. Георгия Мтацминдели, который, как бесподобный переводчик, несомненно лучше знал как о порче армянами грузинских книг, так равно о количестве грузинских переводов с армянского, чем проф. Марр. 773 Ibid., 1, Древния грузинския названия месяцев,Закавк. Вест. 1845 г, 5, П. Иосселиани. Опис. древн. гор. Тифлиса, стр. 197–198. 792 По этому вопросу см. сочинение покойного проф. Д.И. Чубинова – Этнограф. обзор населения древней и современной Каппадокии, Тифлис, 1877 г., проф А.С. Хаханова- древние пределы расселения грузин по Малой Азии, Москва, 1890 г.проф г. Джавахишвили – ..I, 1908 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

искусстве. Нередко иконография изображения являлась не только переработкой готовых канонов, но и новым, оригинальным творчеством груз. мастеров. Напр., на Местийском предалтарном кресте представлен самый ранний в восточнохрист. искусстве житийный цикл вмч. Георгия; «чисто грузинской иконографической версией» (по замечанию В. Н. Лазарева) является и конная фигура вмч. Георгия, повергающего не змея, а человеческую фигуру (по разным мнениям, изображение имп. Диоклетиана или олицетворение зла; на Садгерском предалтарном кресте (XV в., ГМИГ) вмч. Георгий повергает копьем конную фигуру имп. Диоклетиана). В композиции «Сретение» на иконе Богоматери из мон-ря Зарзма изображена более нигде не встречающаяся деталь - зажженная свеча в центре, повторенная в 2 груз. памятниках той же иконографии: эмалевая пластина (XII-XIII вв., ГМИГ) и резная по дереву икона (XVI в., ГЭ). На той же зарзмской иконе показан один из ранних в восточнохрист. искусстве примеров сложившегося изображения Богоматери типа «Умиление». На чеканном складне (2-я пол. XVI в., Зугдидский историко-этнографический музей) и иконе из церкви в Илори (1640, ГМИГ), изготовленной в мастерской Левана II Дадиани, представлена композиция, в к-рой зафиксированы особенности местного почитания вмч. Георгия - рядом со святым дано изображение быка. Сюжет отражает местную традицию заклания быка, согласно преданию, чудесно присланного в Грузию 21 нояб., в день памяти святого; изображение на иконе из Илори сопровождает пояснительная надпись. Спаситель. Икона. Мастер Пепу Меунаргия. 1839 г. (ГМИГ) Спаситель. Икона. Мастер Пепу Меунаргия. 1839 г. (ГМИГ) Большое количество многообразных памятников дает возможность выделить в разное время в разных регионах Грузии золотых дел мастерские. В первую очередь это сванская школа, чьи произведения носят печать особого своеобразия, а также школы регионов Тао-Кларджети, Кахети и др. Средневек. груз. чеканка многочисленностью памятников, уровнем их исполнения и тематически-иконографическими данными значительно обогатила мировую сокровищницу христ.

http://pravenc.ru/text/168199.html

11 . Крест в 1 арш. 5 верш., весь одетый в серебро. На нем: «Оковавшего сей крест Зарамского настоятеля Габриеля Хурцидзе да помянет Бог». 12 . (Образ или вернее, тябло большой иконы см. 9) Преображения в золотом окладе с рельефным изображением Спаса. (Длина образа 1½, верш. И шир. 6). На обороте его: «Троице совершенная, могущественный Боже и образ преображения, помилуй грешного канделака Иесе и защити его добре в сей и будущей жизни с сыном, дочерью, супругой. Он (Иесе) обновил и другой раз оковал образ сей. Да простит Бог его родителей, аминь и кириелейсон». Лицо этой надписи есть тот самый брат шемокмедели якова Думбадзе, о котором было уже говорено. 59. Икона Преображения в Шемокмеди 13 . Серебрянная напрестольная чаша и на ножке ее: «Святая сия душе-просветительная чаша и два дискоса принадлежат в шемокмедской Зарзмской церкви покоющемуся образу преображения, на горе Фаворской возсиявшему. Вес ее равняется весу 60-ти марчилов». 14 . Весьма изящной работы образ (рис. 60) Божией Матери с Предвечным Младенцем; оклад из чистого золота и на нем 32 большей частью крупных камня. Кругом широкая кайма с отлично вычеканными по ней евангельскими сценами крайне миниатюрных размеров. Слеав, идя сверху, находим: 1 . Распятие с предстоящими. Кровь льет в сосуд. Под Голгофой голова Адамова. 2 . Сошествие во ад. Христос среди двух гор стоит на поверженном дьяволе. 3 . Вознеение. 4 ангела несут Спасителя. Внизу Мария, 2 ангела и апостолы. 4 . Успение со Христом, без апокрифических подробностей. 5 . Благовещение. Богородица стоит у престола. Дух нисходит от Десницы. 6 . Сретение, с оригинальным куполом храма. 7 . Преображение. 8 . Вход в Иерусалим. За горой фигура (пророка?) чистающая в свитке. 9 . Крещение, в реке уплывающий Иордан, «стертая глава змея». 10 . Рождество Христово на тему: «Слава в высших Богу». 11 . Иоаким и Анна приносят голубков первосвященнику. 12 . Анна у фонтана и ангел. 13 . Иоаким в пустыне и ангел. 14 . Рождество Богородицы. 15 . Первосвященник, Мария и чудо жезла Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1918. Т. 1. Ч. 1. С. 106-114), отличное от греч. версий; Мученичество св. Иулиана Эмесского (Ibid. С. 118-124), расходящееся и с араб. редакцией Жития (BHO, N 552), и с греч. текстом в Синаксаре К-польской церкви; Житие папы Римского свт. Григория I Великого (Двоеслова) (Monumenta. 1918. Т. 1. С. 125-132), отличное от известных греч. текстов (BHG, N 720-721); Мученичество св. Филоктимона (Monumenta. 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 133-160), приписываемое некоему Александру, секретарю рим. имп. Гордиана, и неизвестное в греч. традиции; Мученичество ап. Марка (Ibid. С. 193-197), отличное от известных греч. текстов; Житие св. Онисимы (Нисиме) (Ibid. С. 202-214; рус. пер.: Кекелидзе. Эпизод из начальной истории егип. монашества. 1911. С. 93-101) - груз. версия истории о св. юродивой Исидоре, известной в греч., коптской (под именем Варанкис), сир. и слав. традициях; Житие прп. Симеона Столпника Младшего (Monumenta. 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 215-340), представляющее собой полную версию утраченной греч. редакции X в., и др. Также К. составил и издал сб. «Византийская метафрастика и грузинская агиография» (1947), в к-ром привел сведения о кименных и метафрастических агиографических памятниках V-XI вв., а также составил их полное архивно-библиографическое описание. В 3-м томе сер. «Monumenta...» К. планировал разместить жития и мученичества грузинских святых, однако замысел не был осуществлен. К. удалось опубликовать жизнеописания лишь некоторых святых. Так, в составе монографии «Грузинская литература раннего феодализма» (1935) он критически издал наиболее ранние древнегрузинские агиографические памятники: Мученичество Або Тбилисского (VIII в.), автором которого был еп. Иоанн Сабанисдзе, и Житие прп. Серапиона Зарзмского (X в.), составленное мон. Василием Зарзмским. К. снабдил тексты комментариями и исследованиями, показав значение памятников для изучения истории и культуры Грузии и соседних гос-в в V-X вв., описал политическую и социально-экономическую обстановку данного периода, уточнил многие исторические даты, рассмотрел вопросы, связанные с личностью авторов, изучил литературные источники произведений, проанализировал художественную форму и филологические особенности каждого памятника.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

Прп. Серапион просил не разлучать его «с этим святым собранием», и прп. Михаил отпустил с ним брата и 4 парехских монахов, благословив их животворящей Зарзмской иконой «Преображение Господне», к-рую путники взяли с собой. Монахи дошли до «горы, поднимавшейся в небо», прошли место Берас-Джвари. В расположенном на окраине долины Утквиса месте Дзиндзе, несмотря на то что там не было тех примет, к-рые они искали, монахи стали возводить строения для будущего мон-ря и «пробыли там немало дней». Однако «звероподобный безжалостный» владетель местности прогнал монахов к реке, и в 2 милях к западу от нее, «в месте, покрытом лесом, куда не ступала нога человека», они обнаружили все приметы, указанные прп. Михаилом, в т. ч. холм и к востоку от него источник. Между ними прп. Серапион и повелел «выстроить палатку, чтобы в ней приютить себя и икону». Кн. Георгий Чорчанели, «великий и известный властелин» этой местности, однажды, охотясь в месте Цхроча, увидел дым от костра. Узнав, что в лесу остановились монахи, к-рые намереваются построить здесь мон-рь, Георгий на следующее утро послал к ним 2 вельмож, «чтобы они обстоятельно разведали все». Прп. Серапион подвел их к иконе «Преображение Господне» и назвал имя прп. Михаила, которое было князьям известно. Через 3 дня Георгий, «запасшись всем необходимым, равно как приношением, приличным для пустынников», в сопровождении священников посетил монахов и по окончании духовной беседы с прп. Серапионом, состоявшейся у источника, предложил им перебраться из этого «сурового» места в более подходящее для строительства мон-ря - Занави, где, как указывает агиограф, уже был «великолепный» мон-рь, построенный некими Амаспом и Курдием и отреставрированный сестрой Георгия Латаврой (Феклой), женой др. местного владетеля, Мириана. Получив отказ прп. Серапиона, Георгий настоял на том, чтобы монахи все же обошли его земли в сопровождении юноши из его свиты и выбрали подходящие для пожертвования мон-рю. Прп. Серапион колебался с ответом, но в ту же ночь «видел ангела, который подкрепил его». В Житии указано, что по возвращении прп. Серапион воздвиг на месте у реки, где беседовал с Георгием, 2 креста во имя св. архангелов и позже - молитвенный домик; здесь совершались знамения и происходили исцеления.

http://pravenc.ru/text/182627.html

Н. Гиоргобиани Эпиграфические надписи в З. Хронология лапидарных, чеканных и фресковых надписей З. охватывает период IX-XVI вв. Особо следует отметить древнейшую чеканную надпись на Зарзмской иконе «Преображение Господне», датированную 886 г. ( Такаишвили. 1919. С. 105-114; Чубинашвили Г. 1959. Т. 1. С. 27-33; Вачнадзе. 1975. С. 9-10). Среди лапидарных надписей наиболее ранняя помещена на стене пристроенного к колокольне однонефного придела. Это 12-строчная строительная надпись Иоанна Сулаисдзе 979-1001 гг., выполненная асомтаврули. В ней содержатся сведения об участии в подавлении восстания Варды Склира 12-тысячной груз. армии под командованием прп. Иоанна-Торникия и Георгия Эристави, направленной царем Тао-Кларджети Давидом III Куропалатом ( 1001) в Византию, и о строительстве придела Иоанном Сулаисдзе под рук. прп. Иоанна-Торникия и Георгия Эристави ( Силогава. 2007. С. 105-107). Неск. лапидарных надписей, датированных в основном рубежом XIII и XIV вв., сохранились на стенах кафоликона З. ( Такаишвили. Археол. экскурсии. 1905. С. 15-17; Беридзе. 1955. С. 129; Бочоридзе. 1992. С. 144-145; Силогава. 2007. С. 109-112). Более поздние эпиграфические памятники позволяют восстановить историю З. в XV-XVI вв., связанную с родом Хурцидзе. Так, 4-строчная надпись на юж. галерее кафоликона, выполненная асомтаврули и датированная 2-й пол. XVI в., является поминальной записью настоятеля З. Гавриила (Хурцидзе): помимо него в ней указаны также «его мать, дочь Иване I (князя Самцхе) - Гаяне, бывшая Гулдам» и «отец его Шио, бывший Шота». Очевидно, родители Гавриила приняли монашеский постриг ( Такаишвили. Археол. экскурсии. 1905. С. 37-40; Беридзе. 1955. С. 129-130; Бочоридзе. 1992. С. 146; Силогава. 2007. С. 113). Единственная датированная (1577) лапидарная надпись в З. принадлежит Парсману Хурцидзе: согласно ей, Парсман устроил на нижнем этаже колокольни ц. во имя Иоанна Богослова (вероятно, сам ктитор похоронен там же). В надписи отразилась политическая ситуация Самцхе того периода, в частности борьба крупных феодалов против атабагов Самцхе (гражданская война 1576-1578): в ней отсутствуют имена атабага Самцхе и груз. царя, в то время как сам ктитор Парсман и архиеп. Серапион (Хурцидзе) названы «патронами» (Там же. С. 115).

http://pravenc.ru/text/182627.html

Скончался в больнице 17 августа 2018 года в 7 часов 10 минут утра. Погребен 20 августа на горе Кармель в монастыре Воскресения Христова . Архимандрит Лазарь хорошо известен читателю по многократно переиздававшимся книгам и статьям. Его книги посвящены насущным вопросам и написаны живым языком человека, говорящего от своего опыта. Он выступал с обличением духовных лжеучений, встречающихся в жизни современного христианина - экуменизма , оккультизма , индуизма , йоги . Особенно непримиримую позицию отец Лазарь всегда занимал в отношении экуменизма . В 1997 году он стал одним из тех настоятелей монастырей и монашествующих, которые написали послание грузинскому католикосу-патриарху Илие II с требованием выйти из Всемирного совета Церквей . В 1997 году католикос-патриарх Илия II постановил выйти из ВСЦ. Отец Лазарь боролся как против ереси, так и против раскола, никогда не прекращал евхаристической связи и поминовение патриарха . Он активно выступал против трагического факта - схизмы в Грузии, что подтверждается его трудами и письмами. Сочинения Использованные материалы   См. комментарии игумена Арсения, Православный интернет журнал Xareba.net, 3 сентября 2018 года:   См. сообщение " "http://грузинский православный интернет-журнал .Ge (груз. " Карибче " - ворота), 17 августа 2018 года: . Название горы, видимо, дано образно, по аналогии с палестинской горой Кармель , в пещерах которой скрывался когда-то пророк Илия .   См. сообщение " 20 "http://грузинский православный интернет-журнал .Ge (груз. " Карибче " - ворота), 17 августа 2018 года:   С 17 мая 1997 года настоятели и монахи пяти монастырей (Шио-Мгвимского, Бетанийского, Св. Давида Гареджийского, Шемокмедского, Зарзмского) и многие приходские общины Грузии прекратили поминовение Патриарха-Католикоса Илии II (подробнее, см. " Раскольники-старостильники атакуют Грузинскую Церковь "http://Электронная версия " НГ " (ЭВНГ). 007 от 24 июля 1997 года: ). После выхода Грузинской патриархии из Всемирного совета Церквей это движение стало дробиться: часть его участников вернулась в патриархию, часть примкнула к грекам-старостильникам, а сторонники архимандрита Иоанна (Шеклашвили) в том же году после непродолжительных поисков перешли под омофор Бостонского митрополита Ефрема (т.нз. " Бостонский Синод " , " Святая Православная Церковь в Северной Америке " - HOCNA). Подробнее, см. Слесарев А.В., " Святая Православная Церковь Северной Америки " ( " Бостонский Синод " , Истинная Православная Церковь Греции)//Из книги " Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008) " . Москва, 2009 (электронная версия на официальном сайте Минской Духовной Семинарии): http://minds.by/news/45

http://drevo-info.ru/articles/13412.html

В конечном итоге делается заключение: «экуменизм ставит целью заменить служение Единому Богу служением сатане» 881 . V.4.2.2. Начало смуты Широкое распространение прораскольнической идеологии антиэкуменизма привело к тому, что в апреле 1997 года четыре наиболее известных и исторически значимых грузинских монастыря обратились с открытыми письмами к Предстоятелю Грузинской Церкви. В своих обращениях к Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-патриарху всея Грузии Илие II насельники Шио-Мгвимского, Давид-Гареджийского, Бетанского и Зарзмского монастырей выдвинули требование немедленного выхода ГПЦ из экуменического движения 882 . Кроме того, декларировалась готовность к полному разрыву с Грузинской Церковью в случае невыполнения данного условия. В мае 1997 года духовенство и монашествующие Шемокмедской епархии присоединились к антиэкуменической оппозиции 883 . В июне 1997 года о своём разрыве с Грузинским Патриархатом заявил Кватахевский монастырь. Свои действия протестующие мотивировали нежеланием иметь церковное общение с высшими иерархами, якобы погрязшими в «ереси экуменизма». Основным инициатором данного выступления являлся насельник Шио-Мгвимского монастыря архимандрит Иоанн (Шеклашвили), на протяжении более чем двух лет до этого пребывавший под церковным прещением за совершение аморального поступка. Весной 1997 года в преддверии пасхальных торжеств настоятель Шио-Мгвимской обители испросил у Предстоятеля Грузинской Православной Церкви снятия наложенных прещений с архимандрита Иоанна. Уже спустя два дня после этого было опубликовано обращение архимандрита Иоанна к патриарху Илие II с требованием прекращения экуменической деятельности. Несколько позже архимандрит Иоанн (Шеклашвили) пояснил, что снятие запрета в священнослужении для него было необходимо во избежание неверной трактовки его действий как реакции на обиду, причинённую наложением дисциплинарных мер 884 . Реагируя на зарождающийся раскол, священноначалие Грузинского Патриархата предприняло попытку разъяснения пастве принципов православного экуменизма, однако данное действие не возымело существенного успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010