В Абастумани (Южная Грузия) обнаружены уникальные фрески средних веков 25 июня 2009 г. 17:27 Уникальные средневековые фрески обнаружили реставраторы в храме святого Георгия XIV века в Абастумани (Южная Грузия). Теперь, кроме таких достопримечательностей, как собор святой царицы Тамар и Зарзмского монастырского комплекса, у гостей высокогорного курорта будет возможность осмотреть и исторические фрески, сообщает Грузия Online. В западной части почти уничтоженного интерьера храма реставраторам удалось обнаружить изображения Крещения Господня и святых. Как ожидается, храм посетит генеральный директор Агентства охраны культурного наследия Грузии Николоз Вачеишвили. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/679226.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ЗАРЗМСКИЙ [Зарзмели; груз. ], прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных), 2-й настоятель мон-ря Зарзма (Самцхе, Юж. Грузия), ставший игуменом по благословению основателя мон-ря прп. Серапиона Зарзмского (IX в.). Сведения о Г. З. содержатся в Житии прп. Серапиона (X в.). Агиограф так описывает посвящение Г. З.: «Был там один священник, муж, украшенный добродетелями и сладкий в словах и делах; святой [Серапион] позвал его и сказал: «Возлюбленный сын Георгий! Тебе выпал жребий пасти после меня»... Этому обрадовались братия, ибо видели в нем человека, во всем подобного Серапиону» (Житие. С. 97). Как свидетельствует Житие, перед кончиной Г. З. передал настоятельство «некоему Михаилу», заповедав ему заботиться о строительстве монастырского храма и не беспокоиться о расходах, поскольку св. Серапион явился ему во сне и указал место в храме, где было укрыто богатое подношение одного из его учеников. Ист.: Василий Зарзмели. Житие Серапиона Зарзмели//Памятники древнегруз. агиогр. лит-ры/Сост., коммент.: К. Кекелидзе. Тбилиси, 1956. С. 97, 99; / . . , 1963. Т. 1. С. 341-342. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/164357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКЕЛ [Груз. ] (IX в.), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.), отшельник, ученик прп. Михаила Парехели . Сведения о нем сохранились в Житии прп. Серапиона Зарзмского (НЦРГ. А 69, XVI в.), составленном прп. Василием Зарзмским в X в. В источнике сказано, что у прп. Михаила были ученики - прп. Василий и М., подобно тому как у прп. Антония Великого - прп. Иларион Великий и прп. Макарий Великий (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 322). В месяцеслов ГПЦ имя М. было внесено в сер.- 2-й пол. XX в. вместе с именами других святых, упоминаемых в древних житиях груз. преподобных; канонизация была осуществлена в 2003 г. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/2562282.html

Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую за тем ночь. Спустя не много времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп. 920 По летописи, печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г.; 921 а Феодор, уже состарившийся построил после того келью в обители и жил уже не долго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г. на стене Владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался». 922 По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнести к 1098 г. и согласно со святцами к 11 августа. 923 Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся. 924 Заложенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келлий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келлии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материей. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами. 925 История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство, войти в царствие Божие» ( Лук.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное; но на Бога живого, – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

13. Вернулся тогда из плена и юноша Василий. Пленен он был при императоре Льве и Михаиле Аморийце 1010 , а вернулся при императоре Феофиле, когда ему было 25 лет 1011 . Возвратившись же в свою землю, он поступил на службу к стратигу Македонии по прозвищу Цандз, но, не получив от него никакой платы, пришел в Город, к Золотым воротам. Войдя, он, уставший от путешествия (а было воскресенье, и солнце клонилось к закату), прилег в галерее Святого Диомида, ведь тогда эта церковь была соборной 1012 , и был в ней пономарь по имени Николай. 14. В эту ночь божественный голос позвал пономаря: «Встань, введи в храм императора». Тот, поднявшись, не нашел никого, кроме этого самого Василия, лежащего как нищий, и, вернувшись, упал на свою постель. И вот снова второй раз пришел к нему такой же голос. Он, выйдя, осмотревшись и никого не найдя, вернулся, закрыл ворота и лег. И тотчас некто ткнул его мечом в бок со словами: «Это и есть император!» Тогда, быстро выйдя в трепете и найдя Василия с сумой и посохом, он ввел его внутрь церкви. На второй день, отправившись с ним в баню, он переодел его и, придя в церковь , устроил братотворение, и они радовались друг с другом. 15. А у этого Николая был брат врач, который служил у Феофилицы. Придя по случаю к своему брату, врач увидел Василия и, поразившись его росту и отваге, спросил брата, откуда он. А тот рассказал ему обо всём и попросил хранить тайну. Когда врач сидел за столом с Феофилицей, и тот рассуждал про себя: «Не могу я найти подходящего человека для своих коней», врач встал и сказал своему господину об отваге Василия и то, что «он такой, какого ты желаешь и ищешь». Тогда тот, послав, быстро призвал его. И вот, увидев, что у него кудри и большая голова, он прозвал его Кефала 1013 и поручил ему ухаживать за своими конями. Таким вот образом, как было сказано, по этой самой причине он и передал его императору Михаилу. Досюда о возрастании Василия. 16. Император же, введя Василия, сказал своей матери с радостью: «Ступай, посмотри, мать, какого молодца я нынче заполучил». Она же, выйдя и увидев его, повернулась и сказала своему сыну: «Это, сын мой, тот, кому предстоит уничтожить наш род». Но он нисколько не поверил своей матери, сказавшей такое, и даже не стал слушать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1652 году при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Ва­силия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который еще раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, со светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какою страдальческою смертью и за что умер скрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия. В марте 1670 года старцу Тихону, основавшему за 10 лет пред тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волоса­ми, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом. «Я – тот самый Василий, – говорил явившийся, – о котором много говорят в народе и который замучен воеводою Пушкиным». Тихон за 500 верст отправился в Мангазею, которая теперь уже прихо­дила в запустение и уступала свое значение новой Мангазее 460 . Он обрел в указанном месте нетленное тело и 10 мая принес его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывав­ших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне на месте древней Мангазеи и теперь видят звериные шкуры, – приношения юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 года сохраняются иконы святого Василия Мангазейско- го. На одних он представляется свежим, белокурым юношею, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображен Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение в честь святого Василия 461 . Почитая память святого Василия, повторим учение апостола о до­бродетели, за которую пострадал Василий. Храни себя чистым, – поуча­ет Апостол ( 1Тим. 5, 22 ). Заботься о том, чтобы быть святым телом и душой (см. 1Кор. 7, 34 .). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идо- лослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9–10 ). Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор. 6, 13 ). Блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф. 5, 3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол. 3, 5 ). День двадцать четвертый. Страдание Стефана и Петра, мучеников Казанских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4, 6-8). В Пасхальное утро отцу Василию предстояло идти на послушание в Скит, он должен был исповедовать причащающихся на средней скитской Литургии. Тихо пропев Пасхальные часы пред иконами в своей келье, он направился к скитской башне, через ворота которой можно выйти на тропинку, ведущую в Скит. Внезапно тишину нарушил колокольный звон. Это иноки Ферапонт и Трофим, прорезая утреннюю тишину, возвещали миру Пасхальную радость. В Оптиной есть добрая традиция: звонить на Пасху во все колокола в любое время на протяжение всей Светлой Седмицы. Но на этот раз звон как-то неожиданно оборвался. Большой колокол ударил еще несколько раз и затих. Отец Василий остановился: что-то произошло. Не предаваясь раздумьям, быстро направился к колокольне. Навстречу ему бежал человек в солдатской шинели. — Брат, что случилось? — спросил отец Василий бежавшего. Тот пробормотал что-то невнятное, делая вид, что направляется к воротам скитской башни. Но, сделав несколько шагов в этом направлении, выхватил из-под полы шинели острый 60 — сантиметровый меч и сильным ударом в спину пронзил отца Василия. Батюшка упал на землю. Убийца хладнокровно накинул край мантии на голову отца Василия и надвинул клобук на его лицо. По-видимому, это действие было одним из правил ритуала, ибо убитых им перед тем на колокольне иноков Ферапонта и Трофима также нашли с сильно надвинутыми на лицо клобуками. …В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4,6-8).

http://pravmir.ru/tvorchestvo-ieromonaxa...

145 См. 2 Кор 6:14–15. Ср.: “Кувшин, однажды пропитанный страшным зловонием, легче испортит даже самое благоуханное миро, нежели сам примет от него сколько-нибудь приятное благоухание; поелику гораздо скорее чистое повреждается, нежели испорченное исправляется. Так и сосуд нашего сердца, если не будет наперед очищен от всякой зловонной скверны пороков, не возможет воспринять ту благословенную масть, о которой говорит пророк: как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс 132:2), и не сохранит неоскверненными того духовного знания и изречений Св. Писания, которые слаще меда и сота (Пс 18:11). Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор 6:14,15)”. — Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Сергиев Посад, 1993. С. 434. 146 В греческом тексте непереводимая игра слов: m…gnumi тН Ср. увещание святителя Василия Великого: “Для чего соединяешь несоединимое? Какое общение посту с пьянством? Что общего между воздержанием и винопитием? Кое сложение Церкви Божией со идолы (2 Кор 6:16)? Ибо храм Божий — те, в которых обитает Дух Божий, и храм идольский — те, которые через пьянство принимают в себя нечистоты невоздержания”. — Творения иже во святых отца нашего Василия Великого… Ч. IV. С. 27. 147 Синод. перевод: Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их. — Ред. 148 Так, как нам представляется, можно перевести выражение: dikaioasa me nhste…a, ka€ sЪnoikoj Оно объясняется двумя высказываниями святителя Василия Великого: “Пост — дар древнейший, не ветшающий, не стареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Думаешь ли, что древность его считаю со времени происхождения закона? Пост старше и закона Углубись в историю и ищи древность его происхождения. Пост — не новое изобретение, но драгоценность Отцев. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в Раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт 2:17). А сие не снесте есть узаконение поста и воздержания”. — Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго… Ч. IV. С. 3. “Пост — добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблестных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающегося в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия”. — Там же. С. 37.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

Василий! разве ты не слышал слов Господа: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9); и: «кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф.10:41). Доброе дело замыслил сын мой Георгий; с ним и тебе, за твой труд, предстояло увенчаться, и такую славу не всякий получит, какой ты имел быть сообщник с Георгием. Теперь же ты всего лишился; но всё-таки не отчаивайся в своей жизни, хотя ты не можешь исцелиться другим образом, кроме как покаявшись в своих согрешениях. Прикажи внести себя в печерский монастырь, в церковь Пресвятой Богородицы, и пусть положат тебя на мою раку и будешь здоров; золото же и серебро, издержанное тобою, найдешь в целости. Это сказал преподобный Феодосий Василию, явившись явно, а не во сне. На утро же пришел к Василию со всеми боярами князь Георгий Владимирович; увидев его в сильном недуге, он с печалью удалился. Василий же, уверовав в видение святого, приказал вести себя в печерский монастырь. Когда они были у берега, вошел кто-то незнакомый к игумену печерскому и сказал: — Иди скорее на берег, приведи Василия и положи его на гробе преподобного Феодосия; когда он вручит тебе сокровище, обличи его пред всеми, что он взял пятую часть из него; и если покается, прости его. С этими словами сказавший стал невидим. Игумен Тимофей стал доискиваться относительно человека, пришедшего к нему; но никто не видел его входящим и выходящим. Игумен пошел к Днепру, привел Василия и положил его на раке святого Феодосия; и Василий восстал цел и здрав. Он стал давать игумену порученное ему сокровище, говоря: — Вот, ты найдешь здесь четыреста гривен серебра и сорок золота. Игумен же сказал ему: — Чадо! а где еще сто гривен серебра, и десять золота? Василий начал каяться и сознался: — Это я взял и издержал; потерпи, отче, и всё возвращу тебе; думал я утаить это от всевидящего Бога. Тогда высыпали золото и серебро из сосуда, где оно находилось под печатью, сочли пред всеми и нашли в целости, — пятьсот гривен серебра и пятьдесят золота; и все прославили Бога и святого Феодосия. Тогда Василий начал по порядку рассказывать о явлениях ему святого и о его деяниях о нем. Утром князь, взяв с собою врачей, пришел к месту, где видел больного Василия, желая лечить его, и не нашел Узнав, что Василий отвезен в печерский монастырь и подумав, что он уже умер, князь с поспешностью отправился в обитель и здесь нашел Василия, — точно он и не болел. Услышав от него о дивных чудесах, князь и ужаснулся и исполнился духовной радости; он пошел поклонился чудотворному гробу преподобного отца нашего Феодосия и удалился. Услышав об этом, Георгий Симонович, тысяченачальник, еще более возгорелся любовью к пресвятой Богородице и к святому Феодосию; к своему великому дару он присоединил еще гривну которую сам носил и в которой было сто гривен золота; при этом он написал следующее:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

К сообщению прилагается ютубовский ролик «10 лет тюрьмы православному общественному деятелю Василию Бойко-Великому. За что?» «Русская Народная Линия» с Июня 2019 года и по нынешнее время опубликовала более 50 материалов в поддержку Василия Бойко-Великого. Несмотря на различие в некоторых общественно-политических позициях Редакции «РНЛ» с частными позициями известного производителя экологически чистой молочной продукции — «Русского Молока», мы поддерживаем просьбу верующих усердно молиться о нашем соратнике по общему православно-патриотическом движению. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 3. О приговоре В.В. Бойко-Великому Уважаемые участники форума! ... Наивно говорить о каком-то политическом заказе или преследовании за позицию В.В. Бойко-Великого в вопросе о «екатеринбургских останках». Василий не понаслышке знал, что такое лишение свободы. Как говорят, «обжёгшись на молоке, дует на воду». Не помог прежний опыт. 6,5 лет лишения свободы – это огромный срок, но я считаю, что суд поступил гуманно. Василий Вадимович два года находился под стражей в следственном изоляторе. Срок там исчисляется день за два. Значит из 6,5 лет ему остаётся находиться в местах лишения свободы 2,5 года. Думаю, что согласно ст. 79 УК РФ к нему может быть применено условно-досрочное освобождение. Так что через год с небольшим мы снова увидим Василия Вадимовича на свободе. Я никому не желаю таких испытаний, которые постигли Василия Вадимовича. Буду молиться за то, чтобы тяжелый поворот судьбы Василий Вадимович преодолел сохранив здоровье и бодрость духа. Помоги ему Господь! Старший следователь-криминалист в отставке В. Соловьев 4 октября 2023 года 2. суд раба Божьего Василия Из сегодняшнего Евангелия: Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в темницы будет же это вам для свидетельства, будете ненавидимы всеми за имя Мое, если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/02/va...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010