Разделы портала «Азбука веры» Начиная с эпохи Просвещения в современном западном обществе все большее распространение получает взгляд о противоположности религиозного и научного мировоззрения. В качестве аргументов, как правило, выдвигаются следующие: Рассмотрим эти аргументы. Проблема отношения к античной культуре была одной из главнейших для христианских богословов с самых первых веков христианства. Резко отрицательно относясь к язычеству («язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» ( 1Кор.10:20 ), отцы и учителя Церкви вполне положительно относились к научным открытиям греков и римлян. Никто из них даже и не помышлял о пересмотре Эвклидовой геометрии, Гиппократовской медицины, Аристотелевской физики, Страбоновской географии и т.п. Отцы Церкви чувствовали себя учениками этих великих греческих мудрецов, и в их трактатах очень часто можно найти цитаты из трудов античных ученых (особенно в трудах  св. Григория Нисского («Об устроении человека», «О шестодневе»), свт. Василия Великого («Беседы на шестоднев»), блаж. Августина («О книге Бытия»), Немесия Эмесского («О природе человека») и др.). Возможно, именно такое ученическое отношение к предшественникам послужило одной из причин того, что в христианстве не получили распространения научные исследования: зачем заниматься наукой, если великие греческие ученые уже всё сказали. Наука представлялась полностью законченной (ситуация, схожая с мнением великого английского физика лорда Томсона, также считавшего физику совершенно законченной к концу XIX в.). Однако отцы Церкви не просто интересовались наукой, но даже выдвигали интересные и удивительные научные гипотезы, подтвержденные только современной наукой. Так, свт. Василий Великий , рассуждая о величине Солнца, приходит к выводу, что это «небесное светило… велико и до бесконечности больше, нежели каким представляется» 1 , да и размеры Луны, пишет он, следует измерять «не глазом, но рассудком, который при открытии истины гораздо вернее глаз» 2 . Удивительны для своего времени соображения свт. Василия о том, что свет может существовать до того, как возникли светила 3 , мысли блаж. Августина о возникновении времени вместе с вселенной 4 .

http://azbyka.ru/nauka-i-vera

Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ГМИР) († 28.05.1489), свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Московский и всея Руси. Г. стал настоятелем Симонова московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря незадолго до 1445 г., когда пожар уничтожил монастырский архив (о гибели монастырских актов известно из грамоты мон-рю вел. кн. Василия II Васильевича 1448 г.- АСЭИ. Т. 2. С. 346. 350). В 1445 г. Г. уже являлся архимандритом Симонова мон-ря, поскольку монастырские старцы ок. 1463 г. говорили на суде, что грамоты «погорели... при архимандрите Геронтье» (Там же. С. 368. 374), но к времени пожара в мон-ре еще не было грамот на имя Г. Симонов мон-рь находился под великокняжеским патронатом, назначение Г. зависело от правителя. Г. был среди церковных деятелей, активно поддерживавших вел. кн. Василия II во время борьбы с кн. Димитрием Юрьевичем Шемякой за великокняжеский стол в 1446-1447 гг. Возвратив в февр. 1447 г. вел. княжение, Василий II уже 28 марта дал Симонову мон-рю жалованную тарханную и несудимую грамоту с широким объемом привилегий (полный судебный иммунитет, замена всех налогов полтиной оброка - АСЭИ. Т. 2. 349, ср.: 345, 351; АЮБДР. Т. 1. 31/IX; АФЗХ. Л., 1983. 153. С. 189-190). 29 дек. 1447 г. Г. был участником Собора в Москве, направившего Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору. Г. вместе с митрополитом и др. иерархами сопровождал московское войско в походе на Шемяку, напавшего на Кострому в 1449 г. После взятия 27 янв. 1450 г. великокняжескими войсками столицы владений Шемяки - Галича симоновские соляные варницы у Соли Галицкой были на 5 лет освобождены от дани. В 1451 г. Г. вместе с духовником Василия II спасским архим. Трифоном и духовником вел. княгини чудовским архим. Феодосием (буд. митрополит) был «послухом» при составлении духовной грамоты вел. кнг. Софии Витовтовны (ДДГ. 57. С. 178). Все эти факты позволяют говорить о Г. как о человеке, близком к великокняжеской семье.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Данков. Покровский мужской монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Данковский в честь Покрова Богородицы мужской монастырь. Находился на правом берегу р. Вязовни, напротив крепости г. Данкова Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.), в низменной местности, с юга и востока окруженной Сторожевой, а с севера - Пушкарской слободой. Точная дата основания неизвестна, впервые упоминается в писцовой книге «письма и меры Григория Киреевского» (1627-1628), согласно которой монастырь основан строителем Романом (Телепневым). Местные предания, зафиксированные архим. Амвросием (Орнатским), отождествляли строителя Романа с неким московским боярином Романом Никитичем Телепневым-Оболенским, который, якобы спасаясь от опалы царя Иоанна IV Васильевича Грозного, в 1564 г. поселился на берегу р. Вязовни, в устье правого притока Дона, и основал пустынь. По преданию, Телепнев-Оболенский принял постриг в схиму с именем Роман. На могиле строителя Романа (Телепнева) в Данковском монастыре служили панихиды. Согласно писцовой книге 1627-1628 гг., в Данковском монастыре находился деревянный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца, «и в церкви и образа и книги и колокола и всякое церковное строение». К 1724 г. Данковский монастырь располагал 2 деревянными храмами, оградой и кельями для братии из 10 чел.; занимал площадь шириной от 30 до 60 и длиной 92 саж. В 1746-1748 гг. на средства данковского помещика майора А.И. Спешнева в Данковском монастыре был построен каменный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы (в 1856 г. были пристроены трапезная и 2 новых отапливаемых придела - во имя святителей Василия Великого и Василия, еп. Рязанского). В 1886-1887 гг. на месте разобранного собора XVIII в. по проекту (1881 г.) епархиального архит. Н.М. Чистосердова был построен новый, 5-престольный собор крестообразной формы, главный алтарь которого освящен в сент. 1887 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В память о строителе игум. Дионисии IV († 1900) правый придел Покровского собора был освящен во имя сщмч. Дионисия Ареопагита, левый - в честь Вознесения Господня (1911 г.). 2 каменных трапезных придела с деревянными сводами были вновь освящены во имя святителей Василия Рязанского и Василия Великого. В едином архитектурном ансамбле с собором находилась каменная 3-ярусная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=34982

Архиепископ Василий (Кривошеин) посвятил много лет своей долгой жизни изучению наследия Отцов Церкви. Жизнь Владыки Василия совпала с тем временем, когда в церковной и научной среде Европы начал возрождаться интерес к святоотеческому наследию. Это движение возникло не только среди православных, но и среди католиков. Архиепископ Василий начал систематически заниматься изучением святоотеческого наследия, еще будучи монахом Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. 1 Афон является не только уникальной монашеской республикой, где на протяжении вот уже более тысячи лет существует и развивается аскетическая и духовная жизнь, но это также и место уникального собрания христианских рукописей, которое, пожалуй, не имеет аналогов в мире. Многие афонские монастыри, в том числе и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь обладают богатейшими коллекциями рукописей, которые в те годы, когда владыка Василий жил на Афоне, практически еще не были изучены, не были каталогизированы, не были известны научному миру. Владыка Василий, будучи простым монахом афонского монастыря, имел возможность работать в этих библиотеках и посвящать свое время изучению древних рукописей. Уникальность владыки Василия заключается в том, что он был не просто человеком церковным и не просто человеком ученым. Он сочетал в себе эти две ипостаси, которые надо сказать, к сожалению, в православной традиции сочетаются довольно редко. И когда владыка Василий оказался в Западной Европе, то он сотрудничал с многими светскими учеными-патрологами, не имевшими того духовного опыта, которым обладал владыка Василий, проведший более 20 лет на святой Афонской горе. Объектом научного интереса владыки Василия (Кривошеина) были греческие Отцы Церкви. Он написал специальные исследования о святителе Василии Великом , 2 о святителе Григории Нисском , 3 о «Макариевских беседах», 4 о преподобном Симеоне Новом Богослове 5 и о святителе Григории Паламе . 6 Но именно эти два последних автора – прп. Симеон Новый Богослов и свт. Григорий Палама стали объектом наиболее детального изучения со стороны владыки Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина, а также прп. Серафима Саровского Инок. Наши предыдущие беседы имели характер более или менее последовательного и систематического изложения учения Православной Церкви о том, что такое Иисусова молитва, каково ее значение в духовной жизни христианина, как нужно проходить ее, каковы условия ее благотворного действия в нас, какие трудности и неправильности могут быть при занятии этой молитвой и т. д. В дополнение к сказанному ранее изложим в настоящей беседе учение об Иисусовой молитве и о молитве вообще некоторых отдельных св. отцов и подвижников Православной Церкви, писавших или учивших об умном делании. Из совокупности их наставлений сложится всестороннее изображение умного делания. Мы начнем с древнейших отцов Церкви и постепенно перейдем к ближайшим к нам по времени наставникам Иисусовой молитвы. Что Вы на это скажете, дорогой батюшка? Иерей. Что же я могу сказать? Я только с величайшей благодарностью и интересом буду слушать все то, что Вы мне предложите, так как ожидаю от этого нового для себя назидания и утешения. Инок. Итак, благословясь, продолжим нашу беседу. Начнем мы с предисловия свт. Феофана к его переводу святоотеческого Добротолюбия. Свт. Феофан пишет о важности знакомства со святоотеческой письменностью не только для монашествующих, но и для мирян, дорожащих единством, цельностью и полностью своего христианского мировоззрения и христианской жизни. По словам святителя, «сокровенная в Господе нашем Иисусе Христе истинно христианская жизнь зачинается, раскрывается и к совершенству восходит в своей для каждого мере, по благоволению Бога Отца, действием присущей в христианах благодати Пресвятого Духа, под водительством Самого Христа Господа, обетовавшего быть с нами во все дни неотлучно.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

2. Среда 2-й седмицы по Пасхе. Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. Свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Блгв. и равноап. царя Бориса, во Святом Крещении Михаила, Крестителя Болгарии. Блж. Василия Кадомского . Служба свт. Афанасия Великого шестеричная, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свв. блгвв. князей Бориса и Глеба в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й и глас 5-й – 6. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Христова святителя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Господи, нестерпимым Твоего Божества блистанием...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й (с «Господи, воззвах») . «Слава» – святителя, глас 3-й: «Паки нам...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Прикоснися, Фомо...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников...». По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» ин светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника Триоди (по выбору).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-15/

А.И. Солодков Харизматическая секта «Новое Поколение» Скачать epub pdf Специалист в области Православного богословия, преподаватель Перервинской Духовной Семинарии, Российского Православного Университета (г. Москва). Содержание 1. История возникновения 2. Ложное понятие о благодати 3. Заблуждения в вопросе исцеления и чудес 4. Дар языков в Апостольской Церкви и у «новопоколенцев» 5. Дар языков в понимании Отцов Церкви 6. Истинное и ложное учительство 7. Спасение 8. Понятие о Духе Святом и Церкви в Православном вероучении 9. Заблуждение в вопросе крещения 10. Святое Крещение, Миропомазание, Евхаристия – как начало совершения пути спасения Заключение Библиография     Со времени основания Церкви на земле Христом Спасителем, Который Сам является Основанием, появлялись и возникают в наши дни множество различных ересей, противящихся истине Божьей, а значит, и Самому Христу. Но все новое – это хорошо забытое старое, как и говорит об этом Екклезиаст: «Нет ничего нового под солнцем» ( Еккл.1:9 ). В этом смысле объект исследования данной работы – харизматическая секта «Новое поколение» и их заблуждения в вопросах экклезиологии, христологии, учение о дарах Святого Духа – далеко не новы. В трудах Отцов Церкви свт. Иринея Лионского , свт. Афанасия Великого , свт. Василия Великого и других мы находим ответы на еретические заблуждения того времени, которые близки, а порой и точно совпадают с духом заблуждения современных харизматов вообще и в частности – в исследуемых нами документах. Отцы Церкви, опровергая то или иное заблуждение, брали за основы письма, трактаты, документы еретиков, и в своих сочинениях показывали, в чем заключается их заблуждение и как тот или иной вероучительный вопрос понимает Церковь . Последуем и мы в нашем исследовании методологии Отцов и учителей Церкви. Предметом исследования являются документы внутреннего пользования харизматической секты «Новое поколение». Документы именно внутреннего пользования харизматической секты взяты для аналитического исследования не случайно, так как именно они служат методическим пособием подготовки лидеров и на их основании строится все еретические заблуждения, передаваемые впоследствии рядовым членам «Нового поколения». Именно из этих документов-пособий впоследствии формируется религиозно-идеологическая система всего движения, которое они называют « церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

БОГОСЛОВИЕ СВЯТОГО ДУХА Из всех аспектов христианской мысли именно богословие Святого Духа труднее всего укладывается в какую-либо предзаданную стройную схему. Его таинственные смыслы прекрасно выражены в необычном характере византийской литургической гимнографии Пятидесятницы – одновременно и утверждающей, и динамической: Дух Святый бе убо присно, и есть, и будет; Ниже начинаемь, ниже престаяй, Но присно Отцу и Сыну счинен и счисляемь: Живот, и Животворяй, Свет, и света Податель; Самоблагий, и Источник благостыни; Имже Отец познавается, и Сын прославляется , Едина сила, едино счетание, едино поклонение Святыя Троицы. Бог и боготворяй, Огнь от Огня происходяй; Глаголяй, деяй, разделяяй дарования, Имже пророцы вси, и божественнии апостоли с мученики венчашася, Странное слышание, странное видение 346 . Гимнография эта, все еще отражающая непринужденный характер гомилий свт. Григория Богослова , парафразом которых она и является, передает харизматическую природу христианского опыта и вместе с тем указывает на его тринитарные и церковные измерения. Дух не только внушает пророчества, Он же – источник «силы» и «счетания», строя. Более того, Он совечен Отцу и Сыну и тем самым является личностным и божественным источником «обожения» ( θωσις). Столь многообразные аспекты, очевидно, невозможно интегрировать в философскую, интеллектуально-рациональную систему: они, скорее, являют собой, как восклицает автора гимна, «странное видение». Тем не менее несистематический характер святоотеческого и восточнохристианского учения о Святом Духе не означает отсутствия в этом учении неких базовых, фундаментальных положений. Без них переживание Святого Духа утратило бы свою подлинность. Разумеется, рамки доклада вынуждают меня быть кратким и ограничиться простым рассмотрением трех измерений: тройственной природы Бога, «духовного» начала в человеке, а также роли Духа в Церкви и в мире. 1. Дух в Троице Утверждение, что Дух – не просто «дар» божественной благодати, но – вместе с Отцом и Сыном – божественный и личностный Податель жизни и освящения, с особой настойчивостью было высказано в конце арианских споров IV столетия в «Посланиях к епископу Серапиону» свт. Афанасия Великого и в замечательной книге свт. Василия Великого «О Святом Духе». Нередко обращалось внимание на то, что тринитарный персонализм существенно важен в богословии отцов-Каппадокийцев и православной традиции последующих веков. Как отмечал Дж. Л. Престидж 347 , «мысль их основывается на троичности равных ипостасей, а единство божественной οσα представляется им уже чем-то менее важным» 348 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

И.И.Судоса Чин Божественной Литургии Преждеосвященных иже во святых отца нашего Григория Двоеслова Содержание Общие сведения Последование Литургии Преждеосвященных Даров     На протяжении истории в Русской Православной Церкви издавалось много различных служебников. В практику вошли издания служебников с текстом последований трёх Божественных Литургий. Издавались служебники с отдельным последованием только Литургии свт. Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого . Последние 80 лет не встречался служебник с последованием Литургии свт. Григория Двоеслова , в котором бы находились подробные объяснения как совершать Литургию Преждеосвященных Даров по сложившейся современной практике. Даже в Архиерейском Чиновнике последование Литургии Преждеосвященных Даров излагалось без подробных объяснений. За несколько веков произошли большие перемены в литературном языке, в традициях и даже в чине совершения различных богослужений. Литургия Преждеосвященных Даров совершается редко – только в Великом посту и может быть поэтому её чин не издавался в полном объёме. В 1916 году по благословению Святейшего Синода был издан отредактированный чин Божественной Литургии Преждеосвященных Даров, в который вошли все практические моменты того времени. На настоящий день накопилось много новых практических вопросов по совершению литургии. Молодые священнослужители всегда нуждаются в дополнительных объяснениях чинопоследования этой Литургии и уже давно назрела необходимость издать отдельным служебником Литургию святителя Григория Двоеслова с подробными объяснениями. Небольшой служебник будет удобен в употреблении, а пояснения помогут священнослужителям раскрыть красоту древнего чина Литургии. Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Общие сведения Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, совершается: – в среду и в пятницу в период Святой Четыредесятницы; – четверг 5-й седмицы Великого поста; – 24 февраля (1-е и 2-е Обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 23 июня 2024 года 10. Неделя 8я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Собор Сибирских святых. Свт. Василия, еп. Рязанского (службу зри 3 июля) . Сщмч. Мисаила, архиеп. Рязанского . Сщмч. Митрофана, пресвитера Пекинского, и иже с ним мучеников многих . Свт. Павла, митр. Тобольского. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Бденная служба праздника совершается по Триоди. Примечание. По древней традиции , в День Святой Троицы на праздничном аналое (в проскинитарии) – икона Пятидесятницы («Сошествие Святаго Духа на Апостолов»). Начиная с великой вечерни в сам день праздника (с коленопреклонными молитвами), на аналое находится икона Пресвятой Троицы. В Понедельник Святаго Духа вечером (перед вечерней) опять полагается икона Пятидесятницы, которая остается на аналое до отдания праздника в субботу. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1й и глас 2й – 10 (первая и четвертая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Приидите, людие…». Вход . Прокимен дня. Паримии праздника – 3. На литии стихиры праздника, глас 2й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Егда Духа Твоего…». На стиховне стихиры праздника, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Языцы иногда…». Примечание. После стиха «Не отвержи мене от лица Твоего…» поется стихира, глас 6й: «Царю Небесный…». По традиции, это песнопение принято петь всенародно. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8й: «Благословен еси, Христе Боже наш…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 8й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен праздника, глас 4й: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву»; стих: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое». Евангелие – Ин., зач. 65. «Воскресение Христово видевше…» не поется, но тотчас по прочтении Евангелия – псалом 50й . По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира праздника, глас 6й: «Царю Небесный…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010