Смотри 14 ноября. В житии святого Дионисия Ареопагита написано следующее. Когда святой Апостол Павел выходил из города Афинского, некий слепец, которого знали все, незрячий с рождения, молил Апостола, чтобы тот дал ему прозрение. Он же, сотворив Крестное знамение на его глазах, сказал: «Господь мой и Учитель Иисус Христос, Который сделал брение, помазал им глаза слепорожденному и дал ему прозреть, да просветит и тебя силою Своею». И тотчас слепорожденный прозрел. Смотри 3 октября. Святая первомученица Фекла, когда было собрано много дров и хвороста для ее сожжения, взошла на все это, сотворив знамение Креста, и стала наверху, огонь же к ней не прикоснулся. Смотри 24 сентября. Святая мученица Василисса Никомидийская, знаменовав себя Крестным знамением, вошла посреди пламени в раскаленную печь и, стоя много часов в горящем огне, не получила никакого вреда. Смотри 3 сентября. Когда святые мученики Авдон и Сеннис, персидские князья, Декием, царем Римским, были приведены в Рим и за Христа отданы зверям в пищу, они оградили себя Крестным знамением, и звери к ним не прикоснулись. Смотри 30 июля. Святые мученики Зинон Александр и Феодор с прочими, которые упоминаются в страдании святого мученика Терентия, принявшие мучения от игемона Фортунатиана, близ идольского храма, сотворили на своих челах Христово Крестное знамение и дунули против капища, и тотчас с большим грохотом в нем упали идолы и рассыпались в прах. Смотри 10 апреля. В житии святых мучеников Киприана и Иустины написано следующее. Один из бесовских князей был послан волхвом Киприаном к девице Иустине. Он преобразился в женский образ, пришел к ней и прельщал многими речами к браку с нечестивым и блудолюбивым юношей Аглаидом, приводя из Божественного Писания Апостольские слова: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно ( Евр. 13, 4 ). Услышав такие слова, Иустина узнала хитрейшего прелестника диавола и одержала над ним победу более успешно, чем Ева , не входя с ним в большие разговоры, поскорее обратилась ко пристанищу Креста Христова и положила знамение честное на челе своем, и сердце свое воздвигла к Богу, Жениху своему, и тотчас исчез диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

История и ежедневный опыт представляют нам бесчисленные примеры того, но мы ограничимся, в подтверждение своих слов, немногими из них. Прохор, ученик св. Иоанна Богослова, говорит, что св. Апостол знамением креста исцелил одного больного, лежавшего при пути. Благочестивый Ир, по наставлению св. ап. Филиппа, начертал рукою своею образ креста Христова на поврежденных членах недужного Аристарха, и тотчас иссохшая рука исцелела, око прозрело, слух открылся, и больной стал здоров. Св. Епифаний, в детстве своем, будучи еще некрещеным, свержен был однажды рассвирепевшим ослом и сильно повредил себе бедро, но один христианин трижды знаменал его крестом и исцелил отрока. Преп. Макрина, сестра св. Василия Великого , страдая «от вреда некоего лютаго на персях ея», просила свою мать осенить больное место, и мгновенно получила исцеление. Нонна, мать св. Григория Богослова , в тяжкой болезни испытывала «многия страдания», и самое тяжкое – отвращение от пищи. Но осенение ее крестным знамением в ночном видении исцелило ее от болезни. Сила крестного знамения спасала верующих от огня и лютых зверей. Фекла осенила крестом «множество дров и хврастия, собранного под нею на сожжение ея», и огонь не коснулся ее тела. Св. мученица Василисса Никомидийская оградила себя знамением креста, – и посреди пламени, в разженной пещи, «стояла на мног час в огни горящем», без всякого вреда. Св. мученики Авдон и Сеннис, обреченные на растерзание зверей, напечатлели на себе Св. крест, и лютые звери, подобно кротким агнцам, лобызали ноги св. угодников Божиих. Пред осенением крестного знамени и смертоносные яды не оказывали своего действия. Св. еп. Юлиан, начертав на поднесенной ему злоумышленниками чаше св. крест, выпил смертоносный яд, и не почувствовал никакого вреда. Преп. Венедикт осенил крестом сткляницу, – и ядоносный сосуд расселся, «как бы от каменного удара». Св. мученик Ермий , когда дали ему выпить яд, помолившись Богу, осенил чашу крестом, выпил и остался жив. «И что дивнаго, – говорит св. Златоуст, – в том, что крест побеждает вредительныя отравы, когда он отверз адския врата, распростер небесные круги».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Но чудодейственный крест Христов не только исцелял недуги, он даже соделывал тело человеческое невредимым ни от пламени, ни от челюстей свирепых зверей, ни от смертоносных ядов. Так св. первомученица Фекла осенила крестом «множество дров и хврастия, собранного под нею на сожжение ея» – и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу (жит. св. Феклы. сент. 24). Св. мученица Василисса никомидийская оградила себя знамением креста – и посреди пламени, в разожженной пещи, «стояла на мног час, в огни горящем», без всякого вреда (жит. св. мученицы Василиссы, сент. 4). Обреченные на снедь зверей, св. мученики Авдон и Сеннис напечатлели на себе св. крест, и лютые звери, подобно кротким агнцам, лобызали ноги человеков Божиих (жит. св. муч. Авдона и Сенниса июля 1). При целебной силе креста Христова – оказывались безвредными и убийственные яды. Так св. епископ Юлиан, начертав на поднесенной ему злоумышленниками чаше св. крест, выпил смертоносный яд, и не почувствовал в своем теле никакого вреда («Лимонарь, или Луг дух., гл. 3»). Подобным образом, преп. Венедикт осенил крестом сткляницу – и ядоносный сосуд расселся, «как бы от каменного ударения» (жит. преп. Венед. марта 12). III. С восторгом указывая на чудные действия и торжественные явления победоносного знамения (креста) и с глубочайшим благоговением ублажая святое орудие нашего спасения, св. песнописец (св. Козьма) призывает не только людей верующих, но и небесные силы и даже неодушевленную природу принять участие во всемирном и радостнейшем торжестве во славу честного и животворящего креста Господня: «воздвизаему древу, – пишет он, – окроплену кровию воплощшегося Слова Бога, пойте небесные силы, земных воззвание празднующе, людие, поклонитеся Христову кресту, имже миру восстание во веки» (п. 8, тр. 1.) «земные строители благодати, священнолепно воздвизайте руками крест, на котором был пригвожден Христос Бог» (- тр. 2); «радуйтесь превозвышенные Божественною волею верные цари христианские, получив от Бога честный крест, славьтесь сим победоносным оружием» (- тр. 3); «да возрадуются вся древа дубравная, ибо освятися естество их Христом, на древе распростертым» (п. 9. тр. 1); «подземных силы противные трепещут знамения креста; небесных же и земнородных роди (сонмы) колена преклоняют Христу, подающему (чрез крест) мир душам нашим» (п. 5. тр. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пример муч. Конона градаря († в III в.) ясно показывает, что можно спастись и в мире, занимаясь самым обычным и простым делом, а не в пустыне только, как думают странники-бегуны. 6. Св. 42 муч. иже во Аммории: Константина, Аетия, Феофила, Милиссена, Каллиста, Васоя и проч.; пр. Аркадия кипрского, Феодора, преподобномуч. Конона и сына его Конона; пер. мощ. Авраамия болгар. (1230 г.), ик. Б. М.: «Что тя наречем», Шестоковской и Ченстоховской. Обретение честного Креста и честных его гвоздей св. Еленой. 7. Свм. еп. херс. Василия, Ефрема, Евгения, Агаводора, Еверия, Капитона, Елпидия; св. Павла исп. пелусиадск., п. Павла препростого и Емилиана монаха; ик. Б. М. «Споручницы грешных». 8. Пр. Феофилакта, еп. никомидийского; пр. Дометия, свящмч. Феодорита, ап. Ерма , п. Лазаря, Афанасия мурманск. 9.      40 муч. в севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанвия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия или Екдита, Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия; муч. Урпасиана, св. Кесария, Авраамия болг.; ик. Б. М. «Слово плоть бысть». 10. Муч. Кодрата, Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другого), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида, Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и пр., муч. Кодрата николидийского и с ним Саторина и Руфина; пр. Анастасии патрикии. 11. Св. Софрония патр. иерус.; св. Евфимия, арх. новг.; свмч. Пиония и иже с ним; перен. мощ. м. Епимаха. 12. Пр. Феофана, исповедника сигрианского; св. прав. Финееса, св. Григория Двоеслова , папы римск.; ик. Б. М. Римской (Лиддской). 13. Перен. мощ. св. Никифора, патр. царегр., мч.: Савина, Африкана, Пуплия, Терентия, Александра; мц. Христины; п. Анина; ик. Б. М. Молдавской. Св. Никифор († 826 г.) был ревностным защитником иконопочитания. Когда император Лев Армянин старался склонить его к отступлению от православной веры, то он ответил: «Напрасны твои труды, государь! Мы не можем изменить древнего предания, – мы чтим изображения святых, как крест и евангелие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНАИДА [греч. Ζηνας], мц. (пам. греч. 5, 6, 7 июня). Время и место жизни неизвестны. В визант. синаксарях упоминается о том, что З. была чудотворицей и ее почитание было распространено в К-поле, где 6 июня в посвященном ей храме в квартале Василиска совершался синаксис (торжественное богослужение). В календарях имя З. нередко ошибочно присоединяется к дружинам св. жен, памяти к-рых отмечаются под этими числами: Кесарие-Палестинских мучениц Валерии, Кириакии и Марии , учениц сщмч. Панкратия Тавроменийского - Есии и Сосанны , 5 дев-мучениц (Марии, Марфы и с ними пострадавших; в ряде визант. календарей - жен-мироносиц Марфы и Марии), Салернских преподобномучениц Архелаи, Феклы и Сосанны , а также Персидской мц. Мамелхвы , мц. Ираиды, мц. Потамиены, прп. Севастианы чудотворицы. В ряде агиографических памятников упоминается только имя З.: напр., 5 июня - в мраморном Неаполитанском календаре IX в.; 7 июня - в печатной греч. Минее (Венеция, 1591) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца . В греч. стишных синаксарях (5 июня) ей посвящено отдельное двустишие. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) под 6 июня ее память отделена от памяти 5 дев упоминанием Есии и Сосанны (SynCP. Col. 733). В Минее XIV в. (Paris. gr. 1566) содержится служба (6 июня), составленная в честь З., мц. Мамелхвы Персидской и 5 дев-мучениц свт. Георгием , еп. Никомидийским (Ταμεον. Σ. 212). В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония З. ошибочно объединена (под 5 июня) с мученицами Валерией, Кириакией и Марией. Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 621-622; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 79; SynCP. Col. 732-733, 736; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 308; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 189. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 169, 171-172; Т. 3. С. 212-213; Janin. Églises et monastères. P. 240-241; Ζηνας//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1223; Sauget J.-M. Zenaide, Ciria, Valeria e Marcia//BiblSS. Vol. 12. Col. 1465-1466; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 162. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/199809.html

Яд нимало не подействовал. Тогда он опять пошел к еврею и стал просить яду посильнее. Еврей удивился, что тот остался жив, однако же дал просимое. Бедняк опять перекрестил сосуд, выпил и снова остался невредим... Приходит он снова к еврею и начинает бранить его, как обманщика. Еврей не верит своим глазам, что христианин жив... «Да что ты делал, когда пил отраву?» – спросил он. – «Ничего особенного, – отвечал христианин, – я только ограждал сосуд крестным знамением». Тогда еврей познал силу святого Креста и, желая еще более удостовериться в том, дал того же яду собаке: собака тотчас же пала... И вот, оба они, и еврей, и христианин, бегут к святому апостолу Иоанну Богослову и рассказывают все, что было. Еврей принимает святое Крещение, а христианину святой апостол велит принести вязанку сена, которое возлюбленный ученик Христов тут же крестным знамением претворил в золото для бедняка. – Святой евангелист Матфей крестным знамением исцелил одного князя – своего мучителя. Святой апостол Филипп повелел одному новопросвещенному христианину, по имени Ир, осенить крестным знамением болящие члены некоего Аристарха, и лишь только Ир исполнил поведенное, как иссохшая рука Аристарха ожила, слепой глаз прозрел, уши стали слышать, и весь он стал здрав. – В житии святого Дионисия Ареопагита читаем, что апостол Павел исцелил в Афинах одного слепорожденного крестным знамением. – Святая первомученица Фекла оградила крестным знамением приготовленный для ее сожжения костер, взошла на него и осталась невредима. Святая мученица Василисса Никомидийская то же сделала над пылающею печью, и, вверженная в нее, осталась цела и здрава. Святые мученики Авдон и Сеннис, брошенные на съедение зверям, оградили себя знамением крестным, и звери не коснулись их. Святые мученики Зинон, Александр и Феодор, осенив себя крестным знамением, одним дуновением сокрушили идолов в капище. Особенно поучительно сказание об обращении священномученика Киприана. Это был знаменитый волхв; он послал блудного беса к святой деве Иустине, чтобы склонить ее на брак с порочным юношею Аглаидом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

10 . Мчч. Кодрата и дружины его: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другого), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василисы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и пр.; мчч. Кодрата Никомидийского и с ним Саторина и Руфина; прп. Анастасии Патрикии. 11 . Свт. Софрония, патр. Иерусалимского, свт. Евфимия, еп. Новгородского; сщмч. Пиония и иже с ним; перенесение мощей мч. Епимаха. 12 . Прп. Феофана, исповедника Сигрианского; св. прав. Финееса, свт. Григория Двоеслова , папы Римского. 13 . Перенесение мощей свт. Никифора, патр. Царьграда, мчч.: Александра, Савина, Африкана, Публия и Терентия; мц. Христины, прп. Анина. Свт. Никифор († 826 г.) был ревностным защитником иконопочитания. Когда император Лев Армянин старался склонить его к отступлению от православной веры, то он ответил: «Напрасны твои труды, государь! Мы не можем изменить древняго предания, – мы чтим изображения святых, как крест и евангелие». 14 . Прп. Венедикта, свтт. Евсхимона, еп. Лампсакийского, Феогноста, митр. Киевского и Московского. Празднование образу Пресвятой Богородицы Федоровская. В жизни прп. Венедикта находим указание на важность поминовения умерших и, в частности, на спасительность для умерших принесения бескровной о них жертвы. Вот что рассказывается о сем предмете в житии святого. При жизни св. Венедикта были две постницы, которые, славясь святостью жизни, имели несчастную страсть говорить много, а потому, как часто бывает при несдержанности языка, говорили много ложного и вредного. Святой старец умолял их удерживать язык свой и за непослушание угрожал им отлучением. Но они не отставали от своей привычки и чрез несколько дней умерли, быв отлучены от общежития с сестрами, вследствие угрозы праведника. Как постницы, они погребены были, по-тогдашнему обыкновению, в своей церкви; но вот что обнаружилось потом: когда диакон во время литургии возглашал «Оглашении изыдите!» – они, как открыто было некоторым из благочестивых христиан, выходили вон из церкви. Св. Венедикт, узнав о сем, послал в церковь , в которой они были погребены, просфору; повелел вынуть из нее часть, за упокой душ их и поминать при совершении животворящих и страшных тайн. После сего никто не видел, чтобы они выходили из церкви, а отсюда верные уразумели, что заупокойною жертвою, принесенною за них, по желанию раба Божия, они прияли от Бога прощение. Тот же святой осенил крестом сткляницу с ядом, и она разбилась в дребезги «как бы от некоего каменного ударения».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Празднуется 9 марта явление иконы Пресвятой Богородицы, называемой Слово плоть бысть. На иконе изображается Богомладенец Иисус в обнаженном виде. Мученик Урпасиан пострадал в Никомидии около 295 г. Св. Кесарий был братом св. Григория Богослова (25 января). Скончался около 369 г. 10-е число Мученик Кодрат новорожденным младенцем в обнаженном виде найден в пустыне, близ г. Коринфа. Тут родила его Руфина, жена коринфского гражданина, которая скрывалась в пустыне во время гонения на христиан в III веке и умерла. Когда вырос Кодрат, то научился врачеванию болезней; но по любви к уединению удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. По временам все-таки посещал город для врачевания болезней. Когда воздвиг гонение на христиан Декий, то Иасон, царский чиновник, прибывший в Коринф, призвал к себе Кодрата с его друзьями: Киприаном, Дионисием, Анектом, Павлом и Крискентом, и требовал, чтобы они отреклись от Христа. Когда же они отказались, то приказал их повесить головами вниз, бить, строгать тело и жечь, наконец – отсечь им головы. На месте казни, где земля обагрилась кровью мучеников, вдруг явился источник чистой воды. Вскоре замучены были и другие верующие из дружины Кодрата: Викторин и Никифор истолчены в каменной ступе, Клавдию отрубили руки и ноги, Папия и Леонида утопили в реке, Серафиона и Диодора сожгли. Пострадали также в это время и св. жены: Хариесса, Нунехия, Василисса, Ники, Гали, Галина, Феодора и др. Мощи св. Кодрата находятся в Пере-Герме, недалеко от Аполлонии. Мученик Кодрат Никомидийский замучен был за то, что ободрял и подкреплял своими увещаниями судимых и мучимых за веру Христову. Жил он в III столетии, во время гонения от Валериана. Когда заключили в темницу многих из христиан в Никомидии, то, подкупая темничных стражей, он входил в темницы и утешал заключенных. Когда же привели на суд этих христиан, Кодрат пошел вслед за ними. Заметив, что некоторые из христиан бледнеют от страха при допросах, он громко воскликнул: «Мы все – саном рабы Иисуса Христа, а город и отечество наше – небо». Судья поражен был смелостью святого и начал склонять его к отречению от Христа. Когда же не имел успеха, то приказал жестоко мучить. Св. Кодрат, заметив во время мучений, что некоторые из христиан от страха согласились принести жертвы идолам, воскликнул: «О, несчастные! Зачем вы отреклись Христа и предались дьяволу ? Или не верите, что будет воскресение мертвых, суд Божий, ад и Царство Небесное?» Тогда все отрекшиеся со слезами раскаялись в своем грехе и бесстрашно пошли на мучения. Святого же Кодрата подвергли самым жестоким мучениям. Видя твердость его, некие Саторин и Руфин исповедали веру во Христа. Их мучили и затем вместе с Кодратом усекли мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Апостол. Евангелие. – Св. испов. Евфимия, еп. Сардийск. Преп. Евареста. 27 Первомч. и архид. Стефана. Апостол. Евангелие. –. Пр. Феодора начертанного. 28. 20.000 Муч., в Никомидии сожженных (Муч. Гликерия, пресв. Зинона, Петра, Индиса, Домны, Агафии, Феофилы и др.) Апостол. Евангелие. 29. 14.000 младенец, от Ирода избиенных Апостол. Евангелие. Преп. Маркелла. – Фаддея испов. Преп. Марка и Феофила Печерск. 30. Мчц. Анисии, и Пр. Зотика, пресвитера, сиротокормителя. Преп. Феодоры и Мч. Филетера, Никомидийск. 31. Пр. Мелании Римлянки, и отдание праздника Рожд. Христова. Μ. ианнуарий, или январь. х 1 Обрезание Господа нашего Иис. Христа, и памлть св. Василия велик., архиеп. Кесарии Каппадокиииской. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) 2. Предпразднество Просвещения, или Богоявления (продолж. до 5 Января). Св. Сильвестра, папы Римского. Апостол. Евангелие. 3. Прор. Малахии. Муч. Гордия. Апостол. Евангелие. 4. Собор 70-ти Апостолов: Иакова, брата Госп., Марка еванг., Луки ев., Клеопы, Варнавы, Иуста, Фаддея, Ананин и др. И преп. Феоктиста, игум. 5. Муч. Феопемпта ен. и Феоны волхва. Преп. Синклитикии. Преп. Аполлинарии, девицы. Преп. Мины. Прор. Михея. Навечерие Богоявления Господня. На часах: Апостол. Евангелие. На литургии с вечернею: в Сб. или Воскр. Апостол. Евангелие. На освящение воды (Пар. особ.): Апостол. Евангелие. 6 Св. Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Апостол. Евангелие. (Повечерие великое). х 7. Собор св. Иоанна Крестителя. Апостол. Евангелие. 8. Преп. Георгия Хозевита и Емилиана испов. – Пр. Домники. Муч. Иулиана и Василиссы, Келия, Антония пресв., Мариониллы и р. Преп. Григория, чуд. Печерск. С.мч. Картерия пресв. – Пр. Илии. 9. Мч. Полиевкта. –+ Св. Филиппа, митр. Московск. Апостол. Евангелие. (Пар. особен.). Преп. Евстратия. 10. Св. Григория, еп. Нисского и блаж. Феозвы диакониссы. –. Пр. Дометиана, еп. Мелетинск. И преп. Маркиана пресвитера. – Пр. Павла Комельского. Апостол. Евангелие. 11+ Пр. Феодосия, общих житий начальника. Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Лоза с ветвями пречудными, прекрасными, сродными, С плодами благоуханными, с потомками благородными. Родителю вящая слава – сынов возращенная нива: Они увенчание жизни семейной счастливой. Но краше родных суть дети, от Бога врученные, От Духа Святого, Утешителя, на тленной земле порожденные. У Поликарпа епископа два в сем было сына: Ириней и Потин, оба суть духа едина. Духом, не плотью, родил он их себе в утешение, К славе превечной наставил и ко спасению. Божиим Духом из мрачного он их возродил, Мудрость вселил в них и в Галлию их отрядил – Словом евангельским душ и людские спасать, Если придется, и жизни за веру отдать. Две суть угодные Господу жертвы, чистые агнцы, Ради Владыки Христа на закланье ведомые, Вестники светлые нового града Сиона И архипастыри добрые дальнего града Лиона, В земном они Бога немолчно прославили, Благостный сонм Поликарпу святому составили. Крест свой страдальческий здесь донесли до конца И от Христа в небесах удостоились златна венца. 4. Св. мученик Виктор . Пострадал в Марселе в III столетии. После лютых мучений был ввержен в темницу, где обратил стражей в веру Христову. Скончался, будучи распят на кресте. 5. Св. мученик Альбан (Альбаний). Знатный бритт. В период гонений укрывал в своем доме христианского священника, от которого научился вере Христовой. После этого отдал он свою одежду священнику, а сам надел его облачение и предал себя мучителям. Приговоренный к смерти, он и своего палача привел к вере Христовой. Рассуждение Таинственная сила креста насколько непостижима, настолько истинна и бесспорна. Еще святой Златоуст говорил об обычаях своего времени изображать знамение креста на царским диадемах, на воинских доспехах, на членах тела, в частности на голове, на груди, на сердце, а к тому же – на жертвенниках и на постелях. «Если нужно изгнать демонов, – говорит он, – мы употребляем крест. Точно так же помогает он и в исцелении от недугов». Преподобный Венедикт осенил крестным знамением стеклянный сосуд, в котором была отрава, и сосуд треснул, словно его ударили камнем. Святой Иулиан перекрестил поднесенную ему чашу с ядом и выпил содержимое, не ощутив в своем теле никаких мучений. Святая мученица Василисса Никомидийская, оградив себя крестным знамением, встала посреди пламени и пребыла невредимой. Святые мученики Авдон и Сеннис, когда выпустили на них лютых зверей, осенили себя крестным знамением – и звери утратили всякую свирепость, сделавшись кроткими, яко агнцы. Как у древних подвижников, так и поныне крестное знамение было и есть мощнейшее оружие против бесовских искушений. Самые грозные демонические призраки рассеивались как дым, стоило только человеку изобразить на себе знамение креста. По благоизволению Самого Господа Иисуса Христа кресту, бывшему некогда знамением преступления и позора, дарована была после распятия Спасителя на крестном древе всепобеждающая сила и могущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010