«Здесь имеет место древняя исихастская традиция, которая уходит корнями в сами истоки христианства и которая еще жива в наши дни»; «Мощное филокалическое румынское течение молитвы, просиявшее во всем христианском мире»; «Святой Василий, глубочайший знаток аскетической византийской литературы и духовности своего времени»; «Ни один румынский скит не оказал такого влияния на сферу духовной культуры, как Пояна Мэрулуй», — и т.д., и т.д. Это писали иностранцы. А мы до обидного мало пишем об этом. Итальянский автор то и дело возмущается тем, что «фигура святого Василия до сих пор не стала предметом исследования в румынской богословской литературе, а в учебниках по истории Румынской Православной Церкви имя нашего старца из Пояны Мэрулуй упоминается только мимоходом». Интерьер малого храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, скит Пояна Мэрулуй, 1812 г. Иностранцы восхищаются нашей историей и корят нас за то, что мы не ценим своих сокровищ должным образом. Говорят об этом монастыре как о «великом европейском культурном центре», «уникальном феномене», утверждая, что «редко можно встретить такой скит, как Пояна Мэрулуй, который всего за сотню лет своего существования оставил бы такой глубокий след в религиозной литературе». Здесь во времена святого Василия имелась престижная библиотека и работал «скрипторий» — мастерская по переписке рукописей Здесь, в пустыне Вранчанских гор, во времена святого Василия имелась престижная библиотека и работал «скрипторий» — мастерская по переписке рукописей, из которой вышло множество копий бесценных рукописей. Их изготовляли маститые писцы-переписчики, трудившиеся день и ночь не покладая рук. Специалисты по переводу с иностранных языков, ученые монахи, получившие образование на европейском уровне, духовные люди, незаурядные интеллектуалы подвизались когда-то в этих лесах. И над всеми ними неустанно бдел в течение 37 лет всё тот же святой Василий Карпатский. Здесь, на траве, монахи в те давние времена собирались вокруг своего духовника, у которого «было обыкновение садиться на зеленой траве рядом с церковью, под деревьями, росшими вокруг обители, и тогда братия приходили и садились рядышком со старцем, который начинал поучать их и отвечать на вопросы».

http://pravoslavie.ru/149911.html

Чтобы избежать этого, я и хотел бы знать, чего еще недостает труженику делательной молитвы и какова та высшая, созерцательная молитва, которой достигают пре успевшие. Не из гордостного побуждения взойти в недосягаемую область я ищу этого, а только для того, чтобы яснее понимать свое собственное настоящее молитвенное состояние.     Инок. Этот именно ответ я и рассчитывал услышать от вас. Если так, то я готов беседовать с вами о поставленных вами вопросах. Но вместо того, чтобы говорить с вами об этом своими словами, я предлагаю вам прослушать то, что написали о молитве молдавские старцы — схимонах Василий, старец и начальник Поляномерульского скита, и схиархимандрит Паисий (Величковский), настоятель Нямецкого монастыря. Эти старцы жили в XVIII веке. Оба они вышли из России. Старец Василий был наставником и другом старца Паисия. Он постриг его и в монашество. Оба они деятельно, собственным опытом, проходили святоотеческое учение об умном делании и об Иисусовой молитве и пишут об этом предмете не только на основании того, чему научились из книг, но и на основании своего личного опыта. Поэтому все их слова отличаются ясностью, точностью, определенностью. Об этих старцах, особенно о Паисии Величковском, вы, наверно, уже слышали. Старец Паисий, собрав вокруг себя до тысячи братий в Нямецком монастыре, создал многочисленную школу своих учеников и обновил своими переводами святоотеческую аскетическую литературу; он имел в XVIII и XIX bb. большое влияние на православное монашество, особенно в России, которое не потеряло своего значения и в настоящее время, о чем распространяться подробно я сейчас не буду. Василий написал предисловия к книгам об умном делании преп. Григория Синаита, св. Филофея Синайского, преп. Исихия Иерусалимского и преп. Нила Сорского. В этих предисловиях он указывает на недостаточность одного внешнего молитвословия, пения тропарей и канонов и псалмопения и необходимость внутреннего молитвенного делания и борьбы с помыслами и страстями путем постоянного призывания имени Господа Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Во всех произведениях старца Василия особое внимание уделяется практике Иисусовой молитвы. Чаще всего он ее называет «умной молитвой», а также «внутренней молитвой» или «внутренней практикой», когда речь идет о первой ее деятельной (практической) ступени; в момент же, когда она становится даром Святого Духа 29 , именует ее «духовной молитвой», «созерцательной» или «сердечной». О втором, созерцательном этапе, представляющем собой совершенную молитву как дар Святого Духа, для которой человеку остается только открыть врата сердца, старец говорит мало. Это различие между Иисусовой молитвой деятельной и Иисусовой молитвой созерцательной важно отметить, поскольку старец Василий утверждал, что каждый христианин, будь то монах или мирянин, обязан ее совершать. По его мнению, Иисусова молитва как один из аскетических подвигов является лучшим средством для очищения души от страстей и ума – от хульных помыслов. Рассмотрим этапы борьбы человека за достижение «венца правды», на которых старец акцентирует свое внимание. Значение умного делания в жизни христианина по писаниям Василия Поляномерульского Соотношения Иисусовой молитвы и псалмопения Эти две практики аскетической жизни, известные с самого начала развития монашества, имеют одну цель – единение с Богом: псалмопение – через богослужение, включающее в себя библейские чтения, пение псалмов и тропарей; Иисусова молитва – через непрерывное повторение короткой формулы «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного», составленной на основе двух богословских концепций: силы Божественного Имени и данной человеку заповеди непрестанной молитвы. Но что же избрать? Псалмопение или неустанное призывание Имени Иисуса? «Немного того, немного другого, и так проведешь день, угождая Богу» 30 . Так решили пустынники VI b. Варсонуфий и Иоанн. Григорий Синаит писал, что псалмопение долженствует монахам, которые еще не вышли из уз страстей, и нужда в псалмопении «возникает в случае разленения» 31 . Развивая мысль Синаита о различии «деятельной» и «созерцательной» Иисусовой молитвы, Василий Поляномерульский учит, что первая доступна всем, независимо от духовного состояния. В этом смысле он приводит свидетельство святых отцов и особенно ярко выражающее эту мысль изречение св. Симеона Фессалоникийского , который советует «епископам, священникам, монахам и всем мирянам творить эту молитву» 32 . Но насколько важно псалмопение для монаха, желающего постичь исихастскую жизнь и практиковать Иисусову молитву? Старец Василий обращается именно к такому монаху, когда сравнивает псалмопение с внутренней молитвой, явно предпочитая последнюю. Если он советует оставить псалмопение для возрастания в Иисусовой молитве, не следует думать, что таким образом он поучает киновийного инока пренебрегать церковной молитвой, т. е. богослужением, но надо понимать, что он обращается к монаху, живущему в уединении 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Святой Василий Карпатский известен сегодня во всем православном мире. «Карпатский молитвенник», как его еще называют. Некоторые исследователи утверждают, что хоть он и родился в русской Полтаве, но родом был из румынской семьи, которая бежала в Россию вместе с Кантемиром и тосковала по молдавским краям, потому и пришел сюда . Да это и неважно. Он навсегда остался нашим, Вранчанским, он погребен в дебрях Валашских гор , и дело его продолжили в Духе Святом тысячи великих румынских духовников и святых, последовавших его примеру, монашеской школе исихазма с ее «непрестанной молитвой сердца». Сегодня святой Василий — один из величайших румынских святых всех веков. Дэлхэуць. «Мы каждый день наступаем на следы святого…» Монастыри, которых больше нет. Трейстены, Пояна Шкёпулуй… У подножья гор со стороны Рымнику Сэрат с трудом нахожу села, и сегодня носящие их имена. Люди, даже набожные старички, коротающие время под стенами древних церквушек, мало знают об этом святом, подвизавшемся изначально в здешних монастырях, которых, впрочем, сегодня уже нет. Может, повыше, в горах, кто знает о нем, в Пояне Мэрулуй, коль скоро святой называется Пояномерульским? Но это далеко отсюда, в горах над селом Бисока. Пояна Мэрулуй, или Яблоневая Поляна, — так называется монастырь на том берегу реки Рымник, через которую еще надо перебраться вброд на машине, потому что там нет ни одного моста, а потом еще долго подниматься в гору по грунтовой дороге. Да, это далеко, но я туда обязательно доберусь. А пока — Дэлхэуць. Горы у села Бисока. Фото: Лауренциу Лари Большой монастырь, притаившийся в вековых лесах у подножия гор Вранчи. Основан аж… в 1464-м году! Это несправедливо, что сегодня о нем так мало известно, тем более что он такой красивый. Святой Василий подвизался сначала здесь, целых 20 лет, на румынской земле, здесь стал иеромонахом, а затем настоятелем, и окормлял сотни превосходных монахов, высоких молитвенников, заполонивших своими келлиями все окрестные исихастирии. Монастырь Дэлхэуць Лес тут действительно изумительный. Заповедник, нетронутый человеком. Гигантские тисы. Кедры, позабывшие о течении времени. Старые вековые дубы. Изумрудная, бескрайняя, непроходимая чаща. Весь этот лес когда-то видел святого. И он, святой, знал его. Зеленая лавина замирает у монастыря, прямо у белых зданий, окружая их плотным кольцом, подобно необозримой зеленой живой стене, из которой доносится торжественная симфония лесного шума, шелеста листьев и таинственных шорохов.

http://pravoslavie.ru/149890.html

За треснувшей от землетрясения церковью простирается лужайка наподобие амфитеатра. Здесь, в этой «естественной зале», примерно там, где стоит скамейка, на которой расположились мы с монахиней Рафаилой, когда-то сидел святой Василий и учил своих многочисленных учеников. А после него здесь учили другие маститые игумены, его преемники. Монашеская школа долго существовала здесь без перерыва, до самых последних времен, до установления коммунистического режима (1947 год), когда иеромонах, именуемый Назарием (Сэпунару), еще руководил богословской семинарией в зеленом амфитеатре, проповедуя и наставляя в духе святого Василия. Более 17 столетий монашество не оскудевало здесь никогда. Прп. Паисий Величковский И здесь же, в Дэлхэуць, старец Василий принял своего юного ученика, Паисия (Величковского), пришедшего тоже из Полтавы спустя несколько десятилетий после него. Эпохальная встреча двух великих святых, которую и сегодня поминают в монастыре, словно она произошла вчера. Из сообщений своих предшественников монахиня Рафаила может немного представить себе, как это происходило: робкий худенький юноша, слабый здоровьем, который трудился на кухне, но не очень успешно, поскольку «ум его был в другом месте», и плакал как ребенок каждый раз, когда хлеб в печи у него сгорал, хотя старец никогда не ругал его. Это ученичество юного Паисия в горах Вранчи станет решающим в судьбе будущего святого валаха. И неудивительно, что через 4 года после его ухода на Афон старец Василий сам пришел на греческую землю, чтобы повидать своего ученика, о котором он так болел душой, и весной 1750 года постриг его в монашество и облачил в малую схиму. Знаменитый старец после этого и сам долго не задержался в Дэлхэуцах. Там стало слишком людно, поскольку выросло уже много маститых монахов. И он взял 12 самых лучших из них, словно неких апостолов, и ушел с ними в горы. Они поднимались всё выше и выше. Это было в 1730-м году, и зимой того года все они ютились в землянках, которые выкапывали себе в лесу. Новый монастырь будет назван Яблоневой Поляной, или Пояной Мэрулуй. И поначалу их было 13, включая святого Василия.

http://pravoslavie.ru/149890.html

Некоторые искусствоведы утверждают, что она написана самим апостолом Лукой или одним из его непосредственных учеников. В любом случае, когда сюда пришел святой Василий, икона уже давно находилась в горах Вранчи. Святой знал, куда идет. Он чувствовал призвание от Бога. То же, что почувствовал и его знаменитый ученик по Дэлхэуцам — преподобный Паисий (Величковский) , также пришедший сюда из Полтавских краев, которому предстояло стать одним из величайших христианских святых. То же, которое почувствовало и множество других славян-схимников, отправившихся в подлинную «русско-украинскую монашескую эмиграцию к святым румынским местам», свидетельствуя тем самым, что румынское монашество в те времена процветало больше русского и было самым сильным во всем Православии. Святой Василий был призван сюда иконой. Так полагают сегодня старожилы Дэлхэуцких окрестностей. Ведь икона привела его из России. Его руки касались ее. Его слезы орошали ее. Паисий. Встреча двух святых Монахини в Дэлцуэцах утверждают, что сила иконы и святого Василия и сегодня защищает монастырь. И это реально, это даже научно доказуемо. Геодезические исследования свидетельствуют, что почва здесь до того подвижна, что зданий давно уже не должно было остаться. Ведь землетрясения тут — обычное дело, как говорит монахиня Рафаила, которая даже не вздрагивает, когда ее келлия то и дело сотрясается от подземных толчков . Стены третьей церкви, той, что поновее, воздвигнутой в 1850-м году, от этих частых и мощных землетрясений дали трещины до самого основания. Она не устояла, потому что была «слабее духом». А в древней, в которой служил святой Василий, ни один кирпичик не сдвинулся с места. У преподобного Василия было 40 учеников-отшельников. Настоящее элитное монашеское войско Мы выходим, и монахиня Рафаила снова окидывает взором леса. Говорит, что в этих лесах, на значительном расстоянии отсюда, еще находят остатки келлий древних отшельников. Ведь у преподобного Василия было 40 приближенных учеников-отшельников. И все в священном сане. Все как один. Настоящее элитное монашеское войско. Но, кроме них, в окрестностях обители подвизались и другие отшельники, сотни схимников, привлеченных сюда благодатью великого духовника. Монахини и сегодня частенько находят в лесу кирпичи, вековые бревна, старинную церковную утварь и даже человеческие останки. Они из года в год выходят из земли.

http://pravoslavie.ru/149890.html

Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Василия представляют собой целостное учение об умном делании. Творчество поляномерульского старца — важнейшее звено в мистической традиции Православия. XVIII век — время, когда она могла просто заглохнуть, прп. Василий — один из немногих кто смог это предотвратить. Его влияние на румынское и русское монашество огромно: достаточно сказать, что старец был учителем прп. Паисия (Величковского), родоначальника русского старчества XIX века. Аскетические и мистические наставления старца рекомендовались как образцовые Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым). В своих предисловиях прп. Василий в частности указывает на «неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении». В данный сборник входит также «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» — может быть, главное сочинение по теологии питания.  Стоит упомянуть, что творения прп. Василия, касающиеся Нила Сорского, такие ученые как Г. Прохоров и Н. Попов приписывают Иннокентию Комельскому. Традиция все же (как церковная, так и историографическая) стоит за авторство поляномерульского старца (кстати, в Сети часто можно встретить под видом предисловия Василия к творениям Нила просто текст Нилова «Предания»; мы этой ошибки, к счастью, избежали).  Группа Вконтакте Facebook группа Творения «Надсловие», «Пристежение» и сочинение «О внутреннем делании» преподобного Иннокентия Комельского. НА КНИГУ БЛАЖЕННОГО ОТЦА НИЛА , СОЧИНЕННОЕ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, ИНОКОМЪ

http://predanie.ru/book/221394-tvoreniya...

В то время в Бузэвских землях, где расположился скит Трэинстени, было около 40 скитов, в большинстве из которых проживали русские, сербские и болгарские монахи, покинувшие свои родные края, находившиеся под турецким игом. Платон сначала остановился в скиту Дэлхэуць, но потом перешел в Трэинстени. Оба скита духовно окормлялись старцем Василием Поляномерульским . В Трэинстеньской общине было двадцать монахов 74 и почти столько же пустынников, живших недалеко от скита в отдельных келиях. Здесь Платон впервые «услышал молитвенное правило по чину Афонской горы» 75 , здесь он обрел желанные уединение и покой, а главное – необходимое духовное руководство, так как в скиту жили многие замечательные подвижники. Такие, например, как переписчик книг отец Рафаил, монах Досифей, проживавший со схимонахом Тимофеем, схимонах Протерий, уроженец Полтавского края 76 . Особыми дарованиями обладал духовник Трэинстеньской общины старец Михаил, ученик старца Василия. По воскресным и праздничным дням он собирал всех братьев в саду обители и поучал о многоразличных душевных обстоятельствах, часто встречающихся в аскетической жизни. Видя все это, Платон радовался неизреченною радостию и «со многими слезами благодарил Бога, что сподобил его слышать такие наставления из уст таких мужей» 77 . Старец Василий часто посещал братию, преподавая душеполезные наставления. Однажды, пребывая несколько дней в Трэинстеньском скиту, старец Василий обратил внимание на инока Платона и пригласил его к себе в Поляномерульский скит. Платон же, боясь преждевременного рукоположения в священнический сан, остался жить в своей обители. После двух лет пребывания в Трэинстеньском скиту, возжелав более уединенной жизни, он оставляет Трэинстени и поселяется в Кириульском скиту, о котором узнал от блаженного старца Онуфрия, насельника этой пустыни. Устав в скиту был принят афонский: по воскресным и праздничным дням братия собиралась вместе на церковную службу, по окончании ее принимали трапезу и до вечерни проводили время в духовной беседе. После совершения вечерней службы братья расходились по своим келиям, где каждый совершал свое правило в уединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Вопрос: Если Бог позволил праведному Ною есть мясо после потопа, ибо " всякое, – сказал Бог , – животное вам будет в пищу, и как зелень травную даю вам все» ( Быт.9:3 ), то какой будет грех или какая добродетель монахам, вкушающим или не вкушающим мяса? Ответ: Не есть мяса до потопа было общим законом для всех людей, изначально данным Адаму Богом в раю. «Ибо вот, Я дал вам, – сказал Бог , – всякую траву семенную, сеющую семя, и всякое дерево, у которого в себе плод древесный, сеющий семя, это будет в пищу вам, и всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, который имеет в себе душу живую» ( Быт.1:29–30 ). А то, что после потопа стали вкушать мясо, представляется скорее попущением Божиим и снисхождением к невоздержанию нашему, чем законом Божиим. «Ибо после потопа, – сказал Василий Великий , – позволено Богом Ною и после него всем людям есть мясо, не как нужное естеству нашему, но как снисхождение немощи нашей. Ибо ведал Господь, что люди жестоки, и попустил наслаждение всем. И по такому попущению и прочие животные начали есть мясо без боязни, восставая друг на друга. Возможно тем, кто желает, подражая жизни райской, и ныне руководить собой и направлять самих себя к этому житию, избегая наслаждения многими и различными яствами и употребляя в пищу плоды и семена древесные. Излишнее же, как ненужное, отвергнем, не потому что считаем это мерзким, ибо почитаем Создавшего, но как нежелательное из-за удобострастности плоти». Удивляться же здесь должно тому, как этот божественный иерарх в одном из постнических слов своих позволяет монахам обмакивать хлеб в жидкость, в которой варился небольшой кусок мяса, и есть для некоего услаждения. Здесь же, в слове на шестоднев, он запрещает вкушение мяса, называя его пищей, возбуждающей страсти, и всем, желающим подражать упомянутому райскому житию, повелевает питаться одними семенами и плодами земными, да и сам Василий Великий имел пищей хлеб и воду, по свидетельству божественного Григория Богослова . И отсюда познается, что даже во времена этого великого учителя некоторые из монахов не полностью воздерживались от мяса, так как это еще не было запрещено.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Иерей. Я всем сердцем понял и усвоил это Ваше наставление, дорогой батюшка, и всегда буду помнить и держаться его и я отнюдь не порываюсь преждевременно и самовольно взойти на высшие ступени молитвенного подвига, но я помню слова св. отцов и подвижников, а также и Ваши собственные слова о том, что если мы не имеем понятия о высших молитвенных состояниях, то мы не понимаем и своего собственного состояния и легко можем вообразить, будто мы уже достигли возможного предела молитвы, и, таким образом, впасть в самодовольство и гордость. Чтобы избежать этого, я и хотел бы знать, чего еще недостает труженику делательной молитвы и какова та высшая, созерцательная молитва, которой достигают преуспевшие. Не из гордостного побуждения взойти в недосягаемую область я ищу этого, а только для того, чтобы яснее понимать свое собственное настоящее молитвенное состояние. Инок. Этот именно ответ я и рассчитывал услышать от Вас. Если так, то я готов беседовать с Вами о поставленных Вами вопросах. Но вместо того, чтобы говорить с Вами об этом своими словами, я предлагаю Вам прослушать то, что написали о молитве Молдавские старцы: схимонах Василий, старец и начальник Поляномерульского скита, и схиархимандрит прп. Паисий Величковский , настоятель Нямецкого монастыря. Эти старцы жили в XVIII в. Оба они вышли из России. Старец Василий был наставником и другом старца Паисия. Он постриг его и в монашество. Оба они деятельно, собственным опытом, проходили святоотеческое учение об умном делании и об Иисусовой молитве и пишут об этом предмете не только на основании того, чему научились из книг, но и на основании своего личного опыта. Поэтому все их слова отличаются ясностью, точностью, определенностью. Об этих старцах, особенно о Паисии Величковском , Вы, наверное, уже слышали. Последний из них, собравший вокруг себя до тысячи братий в Нямецком монастыре, воспитавший многочисленную школу своих учеников и обновивший своими переводами святоотеческую аскетическую литературу, имел в XVIII–XIX вв. большое влияние на православное монашество, особенно в России, которое не потеряло своего значения и в настоящее время, о чем распространяться подробно я сейчас не буду.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010