Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн, Памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Шор. 14,40), сторонились увеселительных народных сборищ. Местный милионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу, стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь. В 1845 году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован. Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Однако возведенное на Василия Ивановича обвинение впоследствии было опровергнуто, смущение, произведенное клеветой, изгладилось, и противление дьявольское хотящим «благочестно жити» (2 Тили 3,12) было побеждено. Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом, ни священником, ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священно.мученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

http://pravicon.com/info-1940

Марта 1 (14) Священномученик Василий (Никитский) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Василий родился 3 января 1889 года в селе Александровском Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Никитского и его жены Екатерины, у которых было девять детей. Семья жила бедно, все имущество состояло из дома, коровы и трех десятин земли. В 1905 году Петр поехал в Москву навестить брата и с этого времени пропал; все попытки его отыскать ни к чему не привели. После исчезновения отца вся семья оказалась на иждивении матери и старшего брата. Положение семьи было самое отчаянное, и мать, спасая малолетних детей от голода, отдала их в приют и сама пошла туда работать кухаркой. Глубоко верующая женщина, проводя время в трудах и молитве, с помощью Божией смогла дать детям образование. В 1904 году Василий окончил Волоколамское Духовное училище, а в 1913 году – Вифанскую Духовную семинарию и поступил работать учителем в школу при Павлово-Посадской фабрике в Богородском уезде. Вскоре он женился на дочери священника Екатерине Михайловне Нечаевой, которая работала учительницей в той же школе. Впоследствии у них родилось трое детей. В декабре 1915 года Василий Петрович был рукоположен в сан священника ко храму Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда. Церковь была возведена на средства владельцев села – графов Разумовского и Уварова. В 1920 году власти мобилизовали отца Василия в тыловое ополчение, в котором он пробыл полгода, а затем в связи с болезнью был освобожден от дальнейшей службы в армии и вернулся служить в храм в село Поречье. Священник пользовался большим авторитетом среди прихожан, и многие из них приходили к нему домой за советами. У отца Василия была большая библиотека, много духовных книг, которые он давал читать всем желающим. В селе он оказывал помощь бедствующим прихожанам. Когда в семействе Капаевых умер кормилец-отец и вдова осталась с пятью детьми без средств к существованию, отец Василий и его жена Екатерина сразу пришли ей на помощь. Приход был бедным, и священник и его семья вынуждены были заниматься сельским хозяйством, сами косили и запасали сено для коровы, возделывали огород и ухаживали за садом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 14 (27) Священномученик Василий Никольский Священномученик Василий родился 27 декабря 1877 года в селе Нестерово Богородского уезда Московской губернии в семье псаломщика Евгения Никольского. Он окончил полный курс духовного училища и после сдачи экзамена получил звание учителя церковноприходской школы. С 1894 по 1909 год Василий Никольский учительствовал, а с мая 1909 по декабрь 1910 года служил псаломщиком. В 1910 году он был рукоположен во диакона к Крестовоздвиженскому храму в селе Дуброво Богородского уезда, а в марте 1924 года – во священника к этому же храму. В 1926 году отец Василий был назначен благочинным церквей Орехово-Зуевского уезда, а в 1932 году еще и благочинным церквей Павлово-Посадского района. В октябре 1929 года он был возведен в сан протоиерея. Власти в 1931 году закрыли Крестовоздвиженскую церковь. По распоряжению епархиального начальства вместе с общиной верующих отец Василий был переведен в Зуевский Рождества Пресвятой Богородицы кафедральный собор и назначен его настоятелем. Обязанности благочинного и настоятеля собора он выполнял до 1934 года, после чего продолжал служение в штате собора. В 1935 году протоиерей Василий был награжден крестом с украшениями. Во время начавшихся массовых гонений на Русскую Православную Церковь протоиерей Василий Никольский был арестован 16 ноября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Властями были допрошены два лжесвидетеля, которые рассказали следователю, что якобы слышали от отца Василия разговоры против сталинской конституции и стахановского движения. 19 ноября отец Василий был допрошен. На все поставленные следователем вопросы он отвечал, что виновным себя в предъявленном обвинении не признает. В тот же день было составлено обвинительное заключение и дело передано на рассмотрение тройки НКВД. 21 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Василий Никольский был расстрелян 27 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Протоиерей Максим Максимов «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3» Тверь, 2005 год, стр. 178-180. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/1250/vasiliy/

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; архиепископ Егорьевский Матфей ; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий ; архиепископ Воркутинский и Усинский Марк ; епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман ; епископ Верейский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай ; епископ Зарайский Константин ; епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Парамон ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Озерский Порфирий ; епископ Можайский Иосиф ; епископ Луховицкий Евфимий , председатель Синодального миссионерского отдела ; епископ Звенигородский Кирилл , ректор Московской духовной академии ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Качанкин, почетный настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы г. Коломны Московской области; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; протоиерей Николай Лищенюк , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей ; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне ; иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; духовенство Москвы и Московской митрополии, представители духовенства  Бердянской епархии . 

http://patriarchia.ru/db/text/6026611.ht...

Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник  Московской митрополии ;  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  митрополит Каширский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  архиепископ Егорьевский Матфей ;  архиепископ Люберецкий и Подольский Аксий ;  архиепископ Воркутинский и Усинский Марк ;  епископ Видновский Тихон ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Верейский Пантелеимон , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай ;  епископ Зарайский Константин ;  епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  епископ Наро-Фоминский Парамон ;  епископ Истринский Серафим , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома , наместник  Свято-Троицкой Сергиевой лавры ;  епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  епископ Озерский Порфирий ;  епископ Можайский Иосиф ;  епископ Луховицкий Евфимий , председатель  Синодального миссионерского отдела ;  епископ Звенигородский Кирилл , ректор  Московской духовной академии ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Качанкин, почетный настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы г. Коломны Московской области;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла;  протоиерей Владимир Воробьев , ректор  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ;  протоиерей Николай Лищенюк , заместитель председателя  Отдела внешних церковных связей ; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель  храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне ; иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; представители духовенства  Бердянской епархии , Москвы и Московской митрополии. .

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКИТСКИЙ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Василий Никитский. Москва.Бутырская тюрьма. 1938 год (fond.ru) Василий Петрович Никитский ( 1889 - 1938 ), священник , священномученик Память 1 марта , в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 3 января 1889 года в селе Покровское Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Никитского и его жены Екатерины, у которых было девять детей. Семья жила бедно, все имущество состояло из дома, трех десятин земли и коровы. В 1905 году отец поехал в Москву навестить брата и пропал; все попытки его отыскать ни к чему не привели. После исчезновения отца вся семья оказалась на иждивении матери и старшего брата. Положение семьи было самое отчаянное, и Екатерина, спасая малолетних детей от голода, отдала их в приют и сама пошла туда работать кухаркой. Глубоко верующая женщина, проводя время в трудах и молитве, с помощью Божией она смогла дать детям образование. После окончания Волоколамского духовного училища поступил в Вифанскую духовную семинарию , которую окончил в 1913 году. После её окончания поступил работать учителем в школу при Павлово-Посадской фабрике в Богородском уезде. Вскоре он женился на дочери священника Екатерине Михайловне Нечаевой, которая работала учительницей в той же школе. 15 декабря 1915 года был рукоположен во священника ко храму Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда. В 1920 году власти мобилизовали отца Василия в тыловое ополчение, в котором он пробыл полгода, а затем в связи с болезнью был освобождён от дальнейшего пребывания в армии и вернулся служить в храм в село Поречье. Священник пользовался большим авторитетом среди прихожан, многие из них приходили к нему домой за советами. У отца Василия была большая библиотека, много духовных книг, которые он давал читать всем желающим. В селе он оказывал помощь бедствующим прихожанам. Когда в семействе Капаевых умер кормилец-отец и вдова осталась с пятью детьми без средств к существованию, отец Василий и его жена Екатерина сразу пришли ей на помощь. Приход был бедным, и священник и его семья вынуждены были заниматься сельским хозяйством, сами косили и запасали сено для коровы, возделывали огород и ухаживали за садом.

http://drevo-info.ru/articles/3587.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1 (14) марта Священномученик Василий Никитский Священномученик Василий родился 3 января 1889 года в селе Александровском Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Никитского и его жены Екатерины, у которых было девять детей. Семья жила бедно, все имущество состояло из дома, трех десятин земли и коровы. В 1905 году Петр поехал в Москву навестить брата и пропал; все попытки его отыскать ни к чему не привели. После исчезновения отца вся семья оказалась на иждивении матери и старшего брата. Положение семьи было самое отчаянное, и Екатерина, спасая малолетних детей от голода, отдала их в приют, и сама пошла туда работать кухаркой. Глубоко верующая женщина, проводя время в трудах и молитве, с помощью Божией смогла воспитать детей и дать им образование. В 1913 году Василий окончил Вифанскую Духовную семинарию и поступил учителем в школу при Павлово-Посадской фабрике в Богородском уезде. Вскоре он женился на дочери священника Михаила Нечаева Екатерине, учительнице той же школы. Впоследствии у них родилось трое детей. В декабре 1915 года Василий Петрович был рукоположен во священника ко храму Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда. Церковь была выстроена на средства местных помещиков – графов Разумовского и Уварова. В 1920 году власти мобилизовали отца Василия в тыловое ополчение, в котором он пробыл полгода, а затем, в связи с болезнью, был освобожден от дальнейшего пребывания в армии и вернулся служить в храм в Поречье. Отец Василий пользовался большим авторитетом среди прихожан, и многие из них приходили к нему домой за советами. У него была большая библиотека, много духовных книг, которые он давал читать всем желающим. В селе он оказывал помощь бедствующим прихожанам. Когда в семействе Капаевых умер кормилец-отец и вдова осталась с пятью детьми без средств к существованию, священник с супругой сразу пришли ей на помощь. Приход был бедным, и семья священника вынуждена была заниматься сельским хозяйством: сами косили и запасали сено для коровы, возделывали огород и ухаживали за садом.

http://fond.ru/kalendar/290/vasiliy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 24 апреля (7 мая) Мученик Сергий Архангельский Мученик Сергий родился 4 сентября 1898 года в селении Погост Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии в семье священника Василия Архангельского. В 1910 году Сергей окончил сельскую школу, а в 1915 году – Перервинское духовное училище. В 1916 году он поступил в Московскую Духовную семинарию, но окончить ее уже не успел, так как произошла безбожная революция и все духовные учебные заведения были большевиками закрыты. В 1919 году Сергей был призван в Красную армию и служил в ней, исполняя обязанности экспедитора. В 1922 году он поступил псаломщиком в соборную церковь в городе Верее, где, по свидетельству благочинного, «вел себя отлично, к богослужению и требоисправлениям относился исправно» . Впоследствии он служил псаломщиком в Покровском храме в селе Купелицы Верейского уезда, где настоятелем был его родственник, священник Илия Зачатейский , а затем в храмах Павло-Посадского района. В 1937 году был арестован псаломщик храма Рождества Богородицы в селе Саурово-Уползы Павлово-Посадского района и Сергей Васильевич поступил служить на его место, но через два месяца – 27 ноября 1937 года – и он был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске. – Вы лишались права голоса? – спросил его следователь. – Да, лишался. С 1922 года по день опубликования конституции. – Кто еще лишался избирательных прав из ваших родственников? – Отец, Василий Дмитриевич Архангельский, как священник. Двоюродная сестра Мария Аркадьевна Зачатейская, живущая в селе Купелицы Верейского района Московской области, как жена священника. – Дайте показания, кто из ваших родственников был репрессирован органами НКВД. – Муж двоюродной сестры Илья Александрович Зачатейский. – Следствие располагает материалом о том, что вы систематически ведете антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий. Следствие требует от вас правдивых показаний. В чем выражалась ваша антисоветская деятельность?

http://fond.ru/kalendar/393/sergiy/

Рака с мощами св. прав. Василия Грязнова. Фотография. 2002 г. Рака с мощами св. прав. Василия Грязнова. Фотография. 2002 г. В окт. 1919 г. сотрудники губ. ЧК изъяли из Покровского мон-ря личные вещи, письма, фотографии и жития В., а также ковчег с его перстами. Опасаясь осквернения останков святого, В. Н. Грязнов, Лабзина и др. почитатели старца замуровали его мощи в стене храма. В 20-х гг. XX в. имя В. стало объектом агрессивных нападок советской антирелиг. пропаганды. 16 окт. 1920 г. состоялся показательный суд над игум. Алевтиной, Грязновым и Лабзиной, к-рых обвинили «в мошеннической инсценировке культа бандита, скопца, купца» с целью «эксплуатации отсталых масс на почве религиозных суеверий» (ГАМО. Ф. 4776. Оп. 1. Ед. хр. 42). В 1921-1922 гг. в Павловском Посаде снимался антирелиг. фильм «Старец Василий Грязнов», главным оператором к-рого был Э. К. Тиссэ, фильм демонстрировался в кинотеатрах города до 1962 г. В 1925 г. вышло в свет клеветническое «антижитие» В.: Шпицберг И. Св. Василий Грязнов - защита подмосковных акул текстильной промышленности. М., 1925. В 1991 г., во время проведения в Покрово-Васильевском храме ремонтных работ, в стене нижней церкви были обнаружены мощи В., ныне открыто почивающие в монастырском храме. Канонизация В. состоялась 7 авг. 1999 г., составлены служба и акафист святому. В Покровском мон-ре хранится копия прижизненного портрета старца (оригинал в фондах ГМИР). Арх.: ГАРФ. Ф. 353. Оп. 4. Д. 392; РГИА. Ф. 515. Оп. 8. Д. 2456. Л. 32-33; ЦГИАМ. Ф. 263. Д. 4; Ф. 2127. Оп. 1. Д. 13. Л. 217-219. Ист.: Письма митр. Московского Филарета к наместнику Св.-Троицкой Сергиевой лавры архим. Антонию, 1857-1867. М., 1884. Ч. 4; Цветков С. , прот. Василий Иоаннович Грязнов. Б. м., б. г.; Житие св. прав. Василия Павлово-Посадского. Люберцы, 1999. Лит.: Моск. ЦВед. 1885. 41; 1888. 26; 1892. 23; Ист.-археол. описание Павловского Посада. Павловский Посад, 1900. Д . Б . Кочетов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/150665.html

С тех пор Василий Иванович стал принимать в деревне Евсевьево всех обращающихся к нему за помощью. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества. Когда в 1848 году в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по вере и молитвам Василия Ивановича никто из обращавшихся к нему за молитвенной помощью не умер от этой болезни. В 1840 годах другом и собеседником Василия Ивановича стал владелец платочной фабрики в Павловском Посаде Яков Иванович Лабзин. С Яковом Лабзиным, человеком молодым и богобоязненным, Василий Иванович вел душеспасительные беседы о том, что жизнь будущая необходимо связана с настоящей, что участь первой зависит от последней, что здесь время трудное, а там время успокоения, что здесь сеяние, а там жатва. Без совета Василия Ивановича Яков Лабзин ничего не предпринимал в делах служебных. Женясь на сестре Василия Ивановича Акилине Ивановне, он убедил Василия Ивановича перейти на жительство к нему в дом. По делим службы Якову Ивановичу часто приходилось отлучаться из дома на длительное время; в его отсутствие Василий Иванович, находившийся постоянно на фабрике, надзирал за его имением, наблюдет за тем, чтобы все торговые дела совершались честно, а наипаче имел почтение о соблюдении мира и благочестия в среде фабричных рабочих. Приходящих к нему со скорбью душевною и телесною, унывающих под тяжестью своего креста он совершенно успокаивал и их тяготы как бы принимал на себя, уговаривал быть великодушными, терпеливыми. «Все скорби мира сего еще не беда переносить, - говорил он, - а беда потерять веру в Бога, беда потерять жизнь христианскую, - это вот истинная беда, достойная плача и туги сердечной». Когда кто-либо из рабочих терпел неправду, Василий Иванович утешал его, говоря: «Терпи, переноси все. Ни на кого не обижайся. Бог за все вознаградит впоследствии». Поучения подвижника действовали плодотворно: все уходящие от него старались об исправлении своей жизни.

http://pravicon.com/info-1940

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010