Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИГИЛИЙ (V в.), еп. г. Тапс (пров. Бизацена, Африка), церковный писатель, богослов-полемист. Участвовал в диспуте с арианами на т. н. Карфагенском Соборе 484 г., устроенном по инициативе вандальского кор. Гунериха. Впосл., опасаясь притеснений вандалов-ариан, бежал из Африки в К-поль, где, вероятно, протекала его лит. деятельность. Перу В. принадлежит крупное соч. «Диалог против ариан, савеллиан и фотиниан в 3 книгах», построенное в форме диспута между православным и защитниками 3 основных тринитарных ересей, но основной упор делается на полемику с арианством. Известна краткая редакция этого сочинения, где полемика идет только между арианином и православным. Второе соч. В. «Против евтихита в пяти книгах» (Contra eutuchitem) посвящено христологии и направлено против ереси монофизитства, впрочем отчасти В. полемизирует и с несторианскими заблуждениями, отстаивая христологическое учение IV Вселенского (Халкидонского) Собора. В., возможно, также принадлежит диалог «Против Феликиана, арианина, о единстве Троицы», ошибочно приписываемый иногда блж. Августину . В богословском отношении сочинения В. представляют традиционное изложение правосл. учения (в учении о Троице В. следует за блж. Августином, в христологии - за папой Львом I). В. также приписывается ряд др. сочинений, в т. ч. «О Троице» Псевдо-Афанасия (Ср. CPL, N 806-812). Соч.: PL. 42. Col. 1157-1172; 62. Col. 95-238. Лит.: Simonetti M. Letteratura antimonofisita d " Occidentale//Augustinianum. 1978. Vol. 18. P. 505-522. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)

http://pravenc.ru/text/158392.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДИАФОРА [греч. διφορα ; μσα, οδτερα; лат. indifferentia, res mediae - нечто среднее, безразличное, второстепенное], термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов. Так, для киников А. является все, что не ведет к единственной цели человека - добродетели ( Диоген Лаэртский. VI 68, 71, 73). Для Др. Стои (см. Стоицизм ) всякое сущее подразделяется на благое, злое и ни то ни другое (ibid. VII 101), однако и среди А. производятся дальнейшие различения на вещи «предпочтительные» (προηγμνα), соответствующие природе (μολογουμνως τ φσει ζν): здоровье, телесная крепость, красота, богатство, слава,- и вещи, противные природе, к-рых следует избегать (ποπροηγμνα): болезнь, боль, бедность (Stoicorum Veterum Fragmenta. I 191-196, 559-562; III 117-168, особ. 119),- и на «то, что не вызывает ни стремления, ни отвращения к себе, как, например, то четное или нечетное количество звезд или волос на голове» ( Секст Эмпирик. Против этиков. XI 59-63, особ. 59). Позднее понятие «А.» переходит в обиход этических наставлений Поздней Стои. В текстах Библии как термин «А.» не встречается; в христ. этике понятие «А.» отмечает границу между утверждающими и запрещающими заповедями как Божественными установлениями и тем самым выделяет объем и содержание как прямо не запрещенного, так и явно не разрешенного, т. е. маркирует спорную область человеческой свободы и переходных явлений, всегда проблематичных в силу их зависимости от исходных предпосылок, критериев и принципов интерпретации. К анализу понятия «А.» первыми обратились Климент Александрийский (Строматы. IV 26, 164, 4) и Ориген . Идеи последнего в значительной мере созвучны античному философскому представлению об А.: он утверждает, что жизнь и смерть, поскольку ими в равной мере с христианами обладают безбожники и неразумные звери, безразличны для христ. аксиологии (Homiliae in Num. XVI 7; Commentarium in Ioann. XX 55, 220). Отход от античной традиции заметен в том, что нек-рые вещи, относимые Оригеном к разряду А., как, напр., мудрость и мужество, обладают способностью превращаться в благо в зависимости от того, содействуют ли они прославлению Бога и проявлению любви к ближнему или нет. Учение об А. использовали в своих богословских рассуждениях Лактанций , св. Василий Великий , св. Амвросий Медиоланский , блж. Августин и св. Иоанн Кассиан Римлянин . С течением времени круг «безразличных» вещей постепенно сужался: напр., уже блж. Августин отрицал возможность существования «нейтральных» человеческих поступков (Ep. 82, 13). Происходила переоценка нек-рых сторон жизни человека: девственность, брак, считавшиеся с философской т. зр. А., приобретают достоинство истинного блага. Дискуссии о содержании понятия «А.» происходили среди лютеран в XVI и XVII вв. (см. Адиафористские споры ).

http://pravenc.ru/text/63542.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам) ВЕРА Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила; 1874-после 1935 г.), схиигум., подвижница благочестия ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 1870-1937), иером., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕННАДИЙ (Летюк Григорий Лаврентьевич; 1874-1941), иером., прмч. (пам. 5 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово–Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121670_6.html

Летописные свидетельства о первых чудесах от мощей В. Б. относятся ко времени после кончины царя Иоанна IV. Наиболее достоверными являются сообщения «Нового летописца», Соловецкого летописца кон. XVI в. и Новгородско-псковской летописи 1630 г. В «Новом летописце» гл. «О явлении и о чюдесех блаженнаго Василия» (20-я) помещена между кратким сообщением о приезде в Москву К-польского Патриарха Иеремии II (под 13 июля 1588) и рассказом об учреждении Патриаршества в России и отъезде Патриарха Иеремии (под 23 янв. 1589). Чудеса от мощей В. Б., повеление царя Феодора Иоанновича устроить над гробницей святого позолоченную и украшенную драгоценными камнями и жемчугом серебряную раку, а также построить каменный храм во имя В. Б. «Новый летописец» относит к 7096 г., т. е. ко времени с 1 сент. 1587 по 31 авг. 1588 г.; 2 авг. 1588 г., по свидетельству летописи, от мощей святого совершилось неск. чудотворений, ставших причиной канонизации (ПСРЛ. Т. 14. С. 38). В Соловецком летописце записано: «В лето 7096 (1588) августа в 2 день Божиим изволением в пресловущем граде Москве при благоверном цари и великом князе Феодоре Ивановиче всея Русии и при митрополите Иеве явися новый великий чюдотворец Василей Нагой и простил три души, две девицы да нищего старца, и от того дни у чюдотворцова гроба великие чюдеса и прощение многим людем» (цит. по: Тихомиров. С. 201); этот же текст приведен в Новгородско-псковской летописи 1630 г. ( Яковлев. С. 449). Пискаревский летописец относит начало совершения чудес от мощей В. Б. и создание раки к 7093-7094 (1584-1586) гг. (ПСРЛ. Т. 34. С. 199-200). В Мазуринском летописце начало чудотворений отнесено к 7097 г., т. е. к периоду с 1 сент. 1588 по 31 авг. 1589 г. (Мазуринский летописец. С. 144). Погребение св. Василия Блаженного. Клеймо иконы «Св. Василий Блаженный в житии». XVII-XIX вв. (ГИМ) Погребение св. Василия Блаженного. Клеймо иконы «Св. Василий Блаженный в житии». XVII-XIX вв. (ГИМ) Житие В. Б. содержит описание чудес, совершившихся при гробнице святого в период со 2 авг. 1588 по 1 янв. 1591 г. Предположительно это описание было составлено причтом храма Покрова на Рву, возможно, при участии протопопа Димитрия, к-рый упоминается в рассказе о первых 6 чудесах; в 1589-1590 гг. протопоп Димитрий записал случаи чудотворений блж. Иоанна Московского. Описание первых 6 чудес В. Б., по-видимому, было составлено уже в авг. 1588 г., оно встречается отдельно от жития в одной из самых ранних рукописей, сообщающих о В. Б.,- ГИМ. Увар. 1797 (Царск. 520), кон. XVI в. В сент. и окт. 1588 г. были записаны чудеса 7-21, в авг. 1590 - янв. 1591 г. добавлены чудеса 22-24 и чудеса, совершившиеся в г. Лихвине.

http://pravenc.ru/text/150789.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святителей АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123216.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА (13.03.963, К-поль - 1011/12, Киев), супруга киевского кн. и крестителя Руси св. равноап. Владимира Святославича , дочь визант. имп. Романа II . Брак А. с Владимиром (988/89) был нарушением визант. династических принципов, к-рые категорически запрещали брак багрянородных (греч. πορφυρογννητος) принцесс (родившихся в Багряной палате имп. дворца, т. е. когда их отец уже пребывал на троне) с «варварами»-иностранцами; 20 годами ранее визант. имп. Никифором II Фокой было резко отвергнуто аналогичное предложение со стороны герм. имп. Оттона I , сватавшего тогда еще малолетнюю А. или, возможно, ее старшую сестру за своего сына и соправителя Оттона II . Визант. ( Иоанн Скилица ) и арабо-сир. источники ( Яхья Антиохийский ) объясняют брак А. отчаянным положением, в к-ром находился ее брат имп. Василий II , искавший помощи Владимира против мятежника Варды Фоки, главнокомандующего вост. войсками империи. Визант. императоры Василий II и Константин VIII убеждают царевну Анну стать женой вел. кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 61 об.) Визант. императоры Василий II и Константин VIII убеждают царевну Анну стать женой вел. кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 61 об.) В древнерус. ПВЛ рассказ о женитьбе Владимира на А. находится в составе «Корсунской легенды» , сложившейся, очевидно, к кон. XI в. и окрашенной в эпические тона: Василий II отдает А. из страха перед угрозами Владимира захватить К-поль. Разрозненные элементы более ранней житийной традиции о св. Владимире, сохранившиеся, как можно предполагать, в нек-рых иностранных источниках 1-й пол. XI в. ( Титмар Мерзебургский , Адемар Шабанский , Житие блж. Ромуальда, написанное Петром Дамиани ), позволяют думать, что эта традиция приписывала А. определенную роль в обращении мужа. Во всяком случае и сама А., и пришедшие с нею «попы цесаричины» внесли вклад в первоначальную организацию церковной жизни в Киеве и на Руси вообще; источники говорят об участии А. в строительстве христ. храмов (Яхья) и церковно-законодательной деятельности мужа (Устав кн. Владимира). Но в целом о судьбе А. на Руси практически ничего не известно. У А. не было муж. потомства, хотя историки время от времени и пытались причислить к нему святых Бориса и Глеба вопреки прямым указаниям как летописи, так и «Сказания о святых Борисе и Глебе», что братья-страстотерпцы были «от болгарыне». А. была похоронена в Десятинной ц., и ее саркофаг, по свидетельствам очевидцев (Титмар Мерзебургский), стоял рядом с саркофагом св. Владимира «посреди храма» (in medio templi).

http://pravenc.ru/text/115590.html

и свт. Филиппа, митр. Московского. Переосвящение во имя названных святых состоялось 17 янв. 1916 г. Имя И. вошло в Собор Вологодских святых (1841), в Соборы Ростово-Ярославских и Московских святых, празднование к-рым было установлено в 1964 и 2001 гг. Ист.: Описание о российских святых. 189; Флетчер Дж. О государстве Русском, или Образ правления русского царя. СПб., 1906. С. 126-127; Кузнецов И. И., прот. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы. М., 1910. С. 401-494. (ЗМИАИ; 8). Лит.: Карамзин. ИГР. Т. 10. С. 283-284. Примеч. С. 149; Белянкин Л. Е. Ист. записки и сведения о Покровском и св. Василия Блаженного соборе в столичном граде Москве. М., 1847. С. 17, 55; Филарет (Гумилевский). РСв. Июль. С. 37; СИСПРЦ. С. 119-120; Ключевский. Древнерус. жития. С. 330; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 199; Барсуков. Источники агиографии. С. 246-247; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 1891. С. 138, 139; Барбарин В. Ф., свящ. Жизнь и чудеса св. блаженных Василия и Иоанна, Христа ради юродивых, Московских чудотворцев. М., 1894. С. 25-32; Ковалевский И., свящ. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, Московские чудотворцы. М., 1894. С. 30-34; Кузнецов И. И., прот. Московский Покровский и св. блж., что на Рву, Василия собор: Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, Московские чудотворцы, в сем соборе почивающие; Спасские ворота. Лобное место. М., 1895. С. 76-82; он же. «Чюдо сдеялось Божьим Промыслом...»//ЧОИДР. 1896. Кн. 2. Отд. 5. С. 6; ПБЭ. Т. 6. Стб. 889-890; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 390; Каган М. Д. Житие Иоанна, Московского юродивого, по прозвищу Большой Колпак//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 355-359. К. Ю. Ерусалимский Иконография Изображения И. распространены значительно меньше, чем образы его более известных предшественников - блаженных Василия, Максима и Исидора Московских, однако занимают особое место в иконографии рус. юродивых. Это обусловлено редкой индивидуальностью облика И., к-рую воспроизводят все его изображения, восходящие к прототипам, созданным едва ли не сразу после кончины святого (1589) и отражающим впечатления современников.

http://pravenc.ru/text/469402.html

Скончался блаженный Василий 2 августа 1552 г., будучи 88 лет. Перед кончиной посетили его царь с царицей Анастасией и царевичами Иоанном и Феодором, и блаженный пророчески сказал младшему из них, Феодору: «Все, что принадлежит твоим предкам, будет твоим, и ты будешь их наследником». Сам  царь нес гроб его до могилы,  и от прикосновения к святым мощам его многие получали исцеление. Всех же чудес, которые сотворил блаженный по преставлении своем, явлений и исцелений, происходивших на могиле его, описать невозможно. К лику святых блаженный Василий причислен был в 1558 г. Святые мощи его почивали до наших дней в  Васильевском приделе Московского Покровского собора, известного под именем храма Василия Блаженного. •  Отпевание св. Василия совершил свт. Макарий (память его 30 дек,). Тело блж. Василия погребено было близ Троицкой церкви на Рву, на месте которой в 1554 г. Иоанн Грозный приказал построить Покровский собор в память покорения Казани; собор этот более известен как храм Св. Василия Блаженного.   •  В царствование Феодора Иоанновича, в 1588 г., над местом погребения блаженного был сооружен храм во имя его, ставший Васильевским приделом Покровского собора. Прославлен в лике святых блаж. Василий 2 авг. 1588 г. на Поместном церковном соборе по благословению Патриарха Иова (память его 19 июня). Преподобный Нил Столбенский (+ 1554) Память его празднуется 7 дек. в день преставления, 21 мая в день обретения мощей, в 1-ю Неделю после праздника сев. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых В 1515 г. на берегу реки Черемхи (Тверской обл., Ржевского уезда) поселился отшельником инок монастыря прп. Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.) Нил. Он вел суровую жизнь, питаясь лишь желудями и лесными травами и претерпевая много невзгод от бесов и наущаемых ими людей. Когда слава о нем стала распространяться, он стал молиться Пресвятой Богородице об ограждении от нее и раз услышал от святой Ее иконы глас, повелевавший ему идти на Столбенский остров.  Этот остров находился на Селигерском озере, в 7 верстах от города Осташкова, посреди его был большой холм, весь покрытый девственным лесом. Место это отличалось необыкновенной красотой. У подножия горы Нил выкопал пещеру и стал подвизаться. Но бесы возобновили свои нападения на него: раз они пытались бросить его в озеро, но Господь его спас. После этого они исчезли и больше не появлялись, зато поднялись на преподобного гонения от злых людей. Они вырубили на всем острове лес, так что осталась одна ель, и подожгли его, но огонь, дойдя до горы, погас сам. Когда же лес вырос, пришел один крестьянин и стал его рубить. Вдруг раздался громовой голос: «Когда ты перестанешь делать неприятности рабу Божию?» Он удалился в страхе и дал обет больше не трогать здесь лес. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицею Анастасиею. Василий скончался 2 августа 1557 года . Сам царь с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал строить Покровский собор , в память покорения Казани. Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного. С 1588 г. стала говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа . Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх, и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь. В описании облика святого сохранились характерные подробности: " наг весь, в руке посошок " . Вериги святого хранятся в Московской духовной академии . Тропарь Василию, Христа ради юродивому, Московскому чдтв., блж. Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/тако и ты, угодниче Христов Василие наг сый, не срамляшеся,/восприят бо ризу Адама первозданнаго,/юже он ношаше прежде в раи,/ты же сию на земли поносил еси;/и был еси добрый купец:/елико имеяше, вся остави/и купи мздою терпения свое­го село,/на немже сокровен безценный Бисер, Христос./Сего ради явися всем грешным образ покаяния/и вселися в райскую широту,/и, предстоя Христови,/не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/и моли спасти души наша.

http://drevo-info.ru/articles/10154.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Сибирских святых (10 июня) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ Арсеньевич Кикин (1878-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 окт., в Соборе Сибирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128901.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010