Трактаты о различных вопросах. М.: Центр библейско-патрологических исследований, 2005. Василий Великий, свт. Толкование на книгу пророка Исаии//Творения: в 7 т. Т. 2 (кн. 1). М.: СТСЛ, 1845. (Творения святых отцов в русском переводе: история и современность; т. 2). Василий Великий, свт. Письмо 181 (189). К Евстафию, первому врачу//Творения: в 2 т. Т. 2. М.: Сибирская благозвонница, 2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4). Вергилий. Буколики. [Электронный ресурс]. URL: http://rustih.ru/vergilij-bukoliki/#glava-4 (дата обращения 20.02.2021). Григорий Двоеслов, свт. Беседы на Евангелие. М.: Изд-во Московского Подворья СТСЛ, 2009. Григорий Нисский, свт. О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию//Творения: в 8 т. Т. 4. М.: Тип. В. Готье, 1862. Филарет (Дроздов), свт. Слово по освящении храма Святителя Николая, что в Толмачах//Творения: в 5 т. Т. 3. М.: Новоспасский монастырь, 2006. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие//Творения: в 8 т. Т. 8. СТСЛ, 1995. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие Матфея. М.: Сибирская благозвонница, 2018. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 65//Творения: в 12 т. Т. 8 (кн. 1). СПб.: Изд-во СПбДА, 1902. Иоанн Златоуст, свт. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа//Творения: в 12 т. Т. 10 (кн. 1). СПб.: Изд-во СПбДА, 1904. Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 2 т. Т.1. М.: ООО «Издательство АСТ»: «Ладомир», 2002. Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Доказательства апостольской проповеди/Пер. прот. П. Преображенского, проф. Н.И. Сагарды. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. Иустин Философ, мч. Первая апология//Сочинения святаго Иустина, философа и мученика/пер., введ. и комм. прот. П. Преображенского. М.: Университетская типография, 1892. Кирилл Александрийский, свт. О поклонении и служении в Духе и истине// Кирилл Александрийский, свт. Творения: в 3 т. Т. 1. М.: Паломник, 2000. (Библиотека отцов и учителей Церкви; т. 8). Феодорит Кирский, блж.

http://bogoslov.ru/article/6177295

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Московские свв. - житие 4 сентября. Собор Московских святых Собор Московских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли. Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в воскресенье. Среди входящих в лик святых: Блгв. кн. Даниил Александрович Московский (+ 1303, память 4 марта, 30 августа) Прп. Андроник Московский, Спасский (+ ок. 1373, память 13 июня) Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая) Прп. Афанасий Высоцкий Младший (+ 1395, память 12 сентября, в среду Светлой седмицы) Прпп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя Радонежские (XIV в., память 7 сентября) Прп. Афанасий Высоцкий Старший (+ после 1401, память 12 сентября) Прп. Евфросиния Московская (+ 1407, память 17 мая, 7 июля) Прп. Александр Спасский, Московский (+ после 1427, память 13 июня) Прп. Андрей Рублёв (+ ок. 1430, память 4 июля, 12 июня) Прп. Варфоломей Симоновский (+ 1442) Свт. Геннадий (Гонзов), архиеп. Новгородский (+ 1505, память 4 декабря) Свт. Симон Чиж, митр. Московский и всея Руси (+ 1511/1512) Блж. Василий, Христа ради юродивый (+ ок. 1557, память 2 августа) Блгв. царь Феодор Иоаннович (+ 1598, память 7 янврая) Прп. Василий Соколовский (XVI - XVII вв., память в 1-ю неделю после 29 июня) Прп. Зосима (Верховский) (+ 1833, память 24 октября) Прав. Василий Павлово-Посадский (+ 1869, местн. память 16 февраля) Прп. Пимен Угрешский (+ 1880, память 17 августа) Прп. Аристоклий Афонский, иеросхим. (+ 1918, память 24 августа) Прав. Алексий (Мечёв) (+ 1923, 9 июня, 16 сентября) Прп. Алексий (Соловьев), схим. (+ 1928, память 19 сентября) Сщмч. Александр (Хотовицкий) Нью-Йоркский и Московский (+ 1937, память 7 августа) Блж. Матрона Московская (+ 1952, память 19 апреля) Сщисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский (+ 1962, память 15 октября) Тропарь, глас 4 Днесь пророчество святителя Петра/пред очами нашими сбывается,/сердце бо России град Москва/свыше славу велию приемлет,/украшаем, яко бисером честным,/многим сонмом Божиих угодников;/к нимже мы любовию возопиим:/о, пречуднии святителие,/исповедницы и мученицы новии,/благовернии князие, преподобнии отцы,/и премудрии юродивии,/и вси святии, знаемии и незнаемии,/яко благочестия столпи,/молите Христа Бога//стране нашей в мире спастися. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Московские свв. " .

http://pravicon.com/info-2985

Там же. Гл. 4. пар. 34. С. 72 Там же. Гл. 4. пар. 20. С. 62 св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 25. С. 192-193 св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 5. С. 197 Там же. Гл. 4. С. 196-197 Там же. Гл. 3. С. 195 св. Григорий Нисский. Пространное огласительное слово. М., 1859. Гл. 21. С. 99 Там же. Гл. 8. С. 59-60 Там же. Гл. 16. С. 80-82 св. Василий Великий. К жителям Сизополя//Творения: В 3-х т. СПб.,1911. Т. 3. С. 326 Псалтирь Следованная. М.:Московская Патриархия, 1978. Т. 2. С. 93 " Из Божественного Писания мы знаем, что есть две жизни и два умерщвления, то есть смерти: первая жизнь, за преступление заповеди, временная и плотская, вторая же, по соблюдении Божественных заповедей,- обещанная Святым жизнь вечная. Соответственно этому есть и два рода смерти: одна плотская и временная, а другая, посылаемая в будущем в наказание за грехи, вечная, то есть геенна огненная " . св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М.,1901. Слово 21, Гл. 62. С. 173 св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 10. С. 204 блж. Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Ответы на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея//Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 3. СПб.,1857. С. 154-155 св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 20. С. 186 Там же. Кн. 3. Гл. 20. С. 185 Там же. Кн. 3. Гл. 28. С. 196-197 св. Иоанн Златоуст. Слово против иудеев четвертое//Творения в 12-ти томах. СПб.,1898. Т. 1. Кн. 2. С. 680 блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1907. Часть 5. Кн. 14, гл. 4. С. 7 Псалтирь Следованная. М.:Московская Патриархия, 1978. Т. 2. С. 275 " Плоть Господа, не существовавшая самостоятельно ни в один момент времени, не есть ипостась, а скорее нечто ипостасное, ибо, будучи воспринята ипостасью Бога-Слова, она в ней существует и имела, и имеет ее своей ипостасью " .

http://moral.ru/Osipov.htm

Таков чудотворный образ Владимирской-Оранской иконы Божией Матери, написанный в 1629 г. протопопом московского Успенского собора Кондратом Ильиным и иконописцем Григорием Чёрным по заказу нижегородского дворянина П. А. Глядкова (ПЭ. 2005. Т. 9. С. 34-35). На нижнем поле иконы (Оранский Богородицкий мон-рь) представлены 3 Московских святителя, Черниговские чудотворцы, св. царевич Димитрий, блаженные Василий, М. и Иоанн Большой Колпак; эти изображения повторяются и на поздних списках, напр. на иконе рубежа XIX и XX вв. из собрания И. В. Тарноградского (Святые образы. 2007. Кат. 14). Дальнейшее развитие той же темы представлено иконой Симона Ушакова «Похвала Богоматери Владимирской» («Древо государства Московского») из московской ц. Св. Троицы в Никитниках (1663, ГТГ): медальоны с полуфигурами 3 московских юродивых помещены над изображениями преподобных, симметрично образам св. кн. Михаила Черниговского, царя Феодора Иоанновича и св. царевича Димитрия. Как и др. святые, М. предстоит в молитвенной позе, со свитком, текст к-рого прославляет Богородицу («Радуйся, розга, изнесшая гроздь живота»); иконография юродивого традиционна, в отличие от изображения блж. Василия: он опоясан белым платом (Симон Ушаков - царский изограф. М., 2015. Кат. 13). М. включен и в необычайно широкий сонм Московских чудотворцев на прориси с иконы 2-й пол. XVII в. (?), находившейся в одной из моленных Преображенского кладбища в Москве ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 169); вместе с др. юродивыми и Московскими преподобными, симметрично блж. Василию святой показан коленопреклоненным и касающимся лицом земли в центральной части композиции, у престола с евхаристическими сосудами, на к-ром стоит Господь Вседержитель (рядом, перед престолом - царевич Димитрий, к-рый в XVII-XIX вв. неоднократно сопоставлялся с московскими блаженными в произведениях разной иконографии). Столь же необычна шитая композиция на омофоре сер. XVII в. (предположительно связывается с патриархом Никоном) из новгородской архиерейской ризницы (НГОМЗ; Игнашина Е.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

Прп. Иринарх отдает сапоги нищему. Фрагмент иконы «Прп. Иринарх, затворник Борисоглебский, с житием». Кон. XVII – нач. XVIII в. (ГМЗРК) Прп. Иринарх отдает сапоги нищему. Фрагмент иконы «Прп. Иринарх, затворник Борисоглебский, с житием». Кон. XVII – нач. XVIII в. (ГМЗРК) В монастыре И. выделили келью. В храме от иконы Спасителя святой услышал повеление уйти в затвор, и игум. Варлаам (бывш. ключарь московского Архангельского собора) благословил подвижника. И. жил в Борисоглебской обители до кончины с перерывом на год, когда из-за гонений от игум. Ермогена II (1589/90-1598) святой был вынужден вернуться в Лазаревский мон-рь. Игум. Ермоген II преследовал И. за то, что святой не пил «хмельного» и учил других жить так же. В Житии рассказывается, что блж. Иоанн Большой Колпак посещал И. в Борисоглебском мон-ре. Он предсказал затворнику его грядущее молитвенное и пророческое служение и испытания, к-рые придется претерпеть в Смутное время : «Даст тебе Бог коня, и никто не может на том коне, от Бога данном, ездити и на твоем месте после тебя сести… Дал тебе Господь Бог от востока и до запада наказати, и научити, и по всей вселенней учеников наполняти землю, и от пьянства весь мир отводити. И для того беззаконного пьянства наведет на землю Господь Бог иноплеменных. И те бо твоему коню подивятся и почюдятся многому страданию. И меч их тебя не вредит, и они тебя прославят паче верных» ( Кузнецов. 1910. С. 481). Блж. Иоанн благословил И. на ношение вериг, к-рые иносказательно назвал «конем», и повелел изготовить дополнительно к имевшимся веригам И. «100 медных крестов по полугривенке каждый» (весом более 1 кг). Друзья святого, посадские люди Иван и Василий, принесли ему медный крест и железную палку. Подвижник сделал железную цепь и приковал себя к березовому пню: «прикован бяше на чепи, яко скот безсловесный, и окован всюду железома тяжкими» (РНБ. O.I.287. 298. Л. 244). К своим «трудам» (веригам) И. вскоре добавил вериги старца Леонтия. Железная цепь («ужище железное») И. была вначале длиной 3 сажени, через 6 лет от затворника из Углича он получил еще 3 сажени, затем борисоглебский старец Феодорит передал ему свои 3 сажени цепи. В 1611 г., в самый тяжелый период Смуты, старец Тихон отдал И. 11 саженей своей цепи. В Житии сообщается, что после смерти И. осталось 142 медных креста, 20 саженей (42,67 м) цепи, одевавшейся с помощью обруча на шею, 7 «трудов плечных», ножные железные путы, 18 «железных и медных оковцев», к-рые И. надевал во время молитвы на пальцы рук, «связни» на пояс весом в пуд, железная палка, к-рой И. прогонял бесов. Н. И. Корсунский, посетивший Борисоглебский мон-рь, отметил камень, обтянутый железными обручами, к-рый, по преданию, И. брал в руку во время молитвы, чтобы осенять себя крестным знамением. Имеются упоминания о «будничных» и «праздничных» веригах И. По подсчетам Корсунского, «труды» святого весили 9 пудов 34 фунта (свыше 150 кг).

http://pravenc.ru/text/673961.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Эсхатология (Учение о последних судьбах мира и загробной жизни человека) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви «ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» библейское выражение, к-рое в средние века приобрело особую известность и новое значение, будучи применено к учению и сочинениям Иоахима Флорского ЕНОХА ТРЕТЬЯ КНИГА компиляция евр. мистических текстов, описывающих путешествие героя через 7 дворцов (Хехалот) - уровней небесного мира - к Престолу Божию ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/122448.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕМИЛИЯ Св. Емилия, со святыми на полях. Икона. Нач. XXI в. (ц. Св. Троицы в Голенищеве, Москва) Св. Емилия, со святыми на полях. Икона. Нач. XXI в. (ц. Св. Троицы в Голенищеве, Москва) [Эмилия, Эммелия; греч. Εμμελα, Εμμλιον] (IV в.), св. Кесарийская (Каппадокийская) (пам. 1 янв.). Е. род. в Кесарии между 305 и 315 гг. в богатой семье, которой принадлежали обширные земельные владения в ряде провинций М. Азии. В юности Е. отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. Рано осиротев (отец Е. принял мученическую смерть при имп. Лицинии (308-324)), она во избежание возможного оскорбления или похищения вышла замуж за адвоката Василия (Василия Старшего, впосл. иерей), к-рый был известен как образованный и благочестивый человек. Свт. Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели, выраженном в заботе о нищих, в странноприимстве, в очищении души посредством воздержания; часть своего имущества они посвятили Богу ( Greg. Nazianz. Ог. 43. 9. 3). Вместе с тем Е. «одна в человеческом роде была и благочадна и многочадна» ( Idem. Epigr. Emmel.). У нее было 9 ( Greg. Nyss. De vita Macr. 5) или 10 ( Maraval. 1971. P. 159. Not. 3) детей. Ее почитают как мать, взрастившую 3 святителей - Василия Великого , еп. Кесарии Каппадокийской, Григория , еп. Нисского, Петра , еп. Севастийского,- прп. Макрину Младшую и блж. Феосевию ( Феозву ). Святители Василий и Григорий прославились как великие богословы и отцы Церкви, свт. Петр, не имевший такого основательного светского образования, как его братья, при помощи сестры Макрины получил хорошее религ. воспитание и преуспел в добродетели не меньше братьев Василия и Григория. Прп. Макрина явила образец жен. монашества, блж. Феосевия стала диакониссой и помощницей свт. Григория. Сын Навкратий в 22 года оставил светскую карьеру, удалился в пустыню и 5 лет жил в уединении; др.

http://pravenc.ru/text/189955.html

царевич Димитрий, блж. Василий и М.- также изображены на гравюре 1-й пол. XVIII в. с видами московских мон-рей (Там же. 600, 601. С. 288-289). Их фигуры помещены в центральной композиции с видом Кремля, святые парят над ним в облаках, в молении о городе к образу «Успение Пресв. Богородицы». Идею заступничества Московских чудотворцев, в т. ч. блаженных М. и Василия, за свой город выражают и списки с московской Боголюбской иконы Божией Матери на Варварских воротах Китай-города, распространившиеся благодаря чудесам от этого образа во время эпидемии чумы 1771 г. Иконы на этот сюжет, создававшиеся в посл. четв. XVIII в. и позже, включают фигуры 4 Московских святителей, блж. Василия, М. и избранных святых, которые взывают к Божией Матери, возносящей свое заступническое моление ко Христу; в нижней части таких композиций часто присутствует вид Кремля (иконы посл. четв. XVIII-XIX в. в собр. музея «Коломенское»: Полякова. 2006. Кат. 5, 6. С. 36-43, 242; Полякова О. А., Послыхалина М. В. Подписные и датированные иконы в собр. Моск. гос. объединенного музея-заповедника Коломенское - Измайлово - Лефортово - Люблино. М., 2013. Кат. 27). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. повысился интерес к иконам святых старой столицы, символизирующих древнюю историю Русской Церкви, что привело к появлению множества изображений М., к-рые включены в разные варианты подобных композиций, различающихся расположением персонажей и местом, отведенным смысловому центру,- Владимирской иконе Божией Матери. Это 2 однотипных пядничных образа Московских святых, где богородичная икона помещена в верхней части средника (обе - нач. XX в., ЦМиАР; Московский Патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. Ил. 14), а также произведения, в к-рых Владимирскую икону поддерживают представленные в центре святители Петр и Алексий. К ним относятся иконы 2-й пол. XIX в. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры и 1908 г. в Васильевском приделе собора Покрова на Рву (в убранство этого придела, созданное на рубеже XIX и XX вв., включены и др.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

Виктор, прав. Анна и блж. Николай Кочанов», кон. XIX в., ЦАК МДА,- Н. представлен с кочаном капусты у ног), так и на иконах традиц. письма, в т. ч. принадлежащих к старообрядческим (фигура на полях иконы «София Премудрость Божия», 2-я пол. XIX в., Гос. музей изобразительных искусств Республики Казахстан, Алматы ( Майорова Н., Скоков Г. Русская иконопись: Сюжеты и шедевры. М., 2007. С. 526); икона избранных святых, 2-я пол. XIX в., Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева,- в обоих случаях Н. держит кочан). Подобное переосмысление облика святого было следствием процесса сближения его иконографии с образами др. праведных мужей и юродивых (в т. ч. тех, к-рые, как блж. Василий Московский, в XIX в. могли изображаться не обнаженными, а облаченными в рубахи), а также, вероятно, воздействия образов одноименного Псковского блаженного (обычно имеет облик средовека с короткой бородой, в рубахе). В результате появились иконы блаженного с именем Николай без уточняющих надписей и характерных атрибутов (кочана капусты), к-рые могут относиться как к псковскому святому, так и к новгородскому (ср. образ из частного собрания: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 94). Напр., нельзя исключить, что на небольшой иконе кон. XIX - нач. XX в. из собрания Ф. Р. Комарова в облике средовека в короткой рубахе представлен именно Н., поскольку соседняя фигура вмч. Пантелеимона соответствует общему дню памяти этих святых и посвящению главного престола Пантелеимоновой (Николо-Кочановской) ц. (опубл. как образ святых Николая Псковского и Пантелеимона в кн.: Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. Кат. 60. С. 315-318). Хотя иконы Н. в образе юродивого-средовека могли заказывать для новгородского храма, где находилось погребение святого, есть основания полагать, что здесь сохранялась и его традиц. иконография, ориентировавшаяся на средневек. памятники. На протяжении XIX в. для Пантелеимонового (Николо-Кочановского) храма был создан ряд произведений с изображением юродивого.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОЛАЙ ((Никола) Кочанов; † 1392?), юродивый, Новгородский, блж. (пам. 27 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКОЛАЙ (Никола, Микула) (Сал(л)ос; † 28.02.1576), Христа ради юродивый, Псковский, блж. (пам. 28 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ ДОХИАРИТ [имя в рясофоре - Никифор] (1781 - кон. 1845 или нач. 1846), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010