П.В. Долгоруков Графы и дворяне Апраксины В 1371 году выехали из большой орды в Рязань два брата, знатные мурзы: Салхомир и Едуган (от сего последнего происходит Хитровы). Салхомяр принял святое крещение с именем Иоанна Мирославича; Великий Князь Рязанский Олег Иоаннович пожаловал его боярином, выдал за него сестру свою княжну Анастасию Иоанновну, и определил ему в вотчину: Венев, Ростовец, Верхдерев, Михайлово поле и Безпутский стан. отцовский КОЛЕНО I: Мурза Салхомир, во святом крещении боярин Иоанн Мирославич; женат на княжне Рязанской Анастасие Иоанновне КОЛЕНО II: Григорий Иванович Салхомиров, боярин рязанский КОЛЕНО III: Михайло Григорьевич Абутало, боярин рязанский, владетель Венева и Ростовца, родоначальник Крюковых и угасшей фамилии Шишкиных 153 Григорий Григорьевич, боярин рязанский, владетель Верхдерева, родоначальник Вердеревских Иван Григорьевич Копчея, боярин рязанский, владетель Михайлова поля и Безпутского стана Константин Григорьевич дивный, боярин рязанский КОЛЕНО IV: Григорий Иванович Кончеев, родоначальник Дувановых и Ратаевых, и угасших фамилий: Кончеевых, Базаровых и Пороватых Андрей Иванович Кончеев-Опракса, родоначальник Апраксиных Тимофей Константинович Ханык, родоначальник Ханыковых КОЛЕНО V: Матвей Андреевич Опраксин КОЛЕНО VI: Прокофий Матвеевич Иван Матвеевич тёмный Ерофей Матвеевич ярец КОЛЕНО VII: Матвей Прокофьевич † 2 октября 1552 Андрей Прокофьевич Пров Иванович хрипун Никита Ерофеевич КОЛЕНО VIII: Богдан Матвеевич Степан Матвеевич Андрей Андреевич Иван Провович Пётр Никитич, во иноках Пимен † 1635; женат на Вассе Константиновне NN, во инокинях Вера † 1651 Конон Никитич, во иноках Корнилий † 1636 Никита Никитич Андреян Никитич КОЛЕНО IX: Никита Иванович Василий Петрович † 1654; женат на Марфе Игнатьевне NN † 1644 Корнилий Кононович Иван Андреанович КОЛЕНО X: Василий Никитич Иван Никитич Фёдор Никитич Матвей Васильевич † 6 ноября 1668 Василий Иванович КОЛЕНО XI: Карп Васильевич Пётр Иванович Иван Иванович Андрей Иванович Граф Пётр Матвеевичи, боярин и действительный тайный советник; рождение 1659 † 29 мая 1728; женат 1) на NN; 2) на княжне Наталие Алексеевне Львовой, рождение 1693 † 1711 (от 1-го брака 2 сына и дочь; от 2-го брака дочь)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Пафнутиев Боровский мон-рь и монастырские пруды. Фотография. 2011 г. П. Б. м. располагался в вол. Суходол, входившей во владения кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки, с которым прп. Пафнутий имел дружественные отношения (память о князе и его церковное поминовение после смерти в 1453 игумен П. Б. м. поддерживал вплоть до своей кончины). Согласно сообщению Жития прп. Пафнутия, серпуховской кн. Василий Ярославич, недовольный уходом прп. Пафнутия из своих владений и основанием им мон-ря за пределами Серпуховского княжества («многим гневом яряся на святого... не моги терпети сицевыя досады»), неоднократно направлял своих слуг поджечь П. Б. м., но всякий раз их удерживал вид мирно трудившейся братии во главе с игуменом. Наконец, в очередной раз серпуховской князь отправил поджечь П. Б. м. недавно крещенного татарина Ермолая. Этот выбор автор Жития прп. Пафнутия объяснил тем, что новокрещеный «еще злонравна не отложша варварски обычаи» ( Кадлубовский. 1899. С. 123). Ермолай попался на глаза игумену, к-рый прямо спросил о цели его прихода в мон-рь, вынудив признаться в преступном замысле. Игумен, выслушав исповедь Ермолая, даровал тому прощение и, благословив, отпустил. Перемена в отношении кн. Василия Ярославича к П. Б. м. произошла после Суздальского сражения 1445 г.: раненный и чудом избежавший плена князь, согласно Житию, приписал свое спасение молитвам прп. Пафнутия (Там же. С. 123). Василий Ярославич посетил П. Б. м., просил прощения у игумена и братии мон-ря и с тех пор оказывал обители особое покровительство. В янв. 1447 г. вел. кн. Московский Василий II Васильевич Тёмный передал вол. Суходол кн. Василию Ярославичу. Учитывая «велию любовь» серпуховского князя к Пафнутию, можно утверждать, что П. Б. м. пользовался покровительством и этого князя. После упразднения Серпуховского удела в 1456 г. П. Б. м. оказался в великокняжеском уделе. В 1473 г., когда вел. кн. Московский Иоанн III Васильевич передал своему брату, волоцкому кн. Борису Васильевичу, Вышгородскую вол. вместе с вол. Суходол, П. Б. м. должен был оказаться на землях Волоцкого удела, однако по челобитью прп. Пафнутия мон-рь был оставлен за вел. князем: «Да опять князь велики не дал манастыря Пахнутьева» (Послания. 1959. С. 219).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Это – очень русская притча. Можно сказать даже – пророчество о Росиии. Мы помним, как на заре русской цивилизации Господь напустил слепоту на взявшего приступом Херсонес князя Владимира, который к тому времени уже решил креститься, но захотел взять веру силой. И хотя известно, что «Царство Небесное силою берётся (Мф.11:12), но Господь, видимо хотел, чтобы глава будущего Третьего Рима не чувствовал себя только победителем. И вот он – победитель – становится беспомощным слепцом, чтобы у него открылись духовные очи, и ими он увидел Истину Христовой Веры. И прозревший после крещения князь Владимир не только крестит Русь и становится Равнопостольным, но и настолько проникается благоговейным отношением к Вере во Христа, что решительно меняет свою жизнь. Больше того, как нам известно из летописи, он не решается даже отнимать жизнь у преступников, из-за чего даже духовенство просило князя использовать власть по назначению. Так началась самобытная русская цивилизация. Мы помним также, как повёл себя ослеплённый врагами Великий князь Василий Васильевич, услышав проповедь тогдашнего главы Русской церкви, новоявленного кардинала Папы Римского митрополита Исидора, только вернувшегося после подписания унии с Римом. Физически слепой Василий Тёмный духовными очами узрел предательство веры Исидором, что не сразу увидели физически зрячие архиереи и бояре. И вот по воле великого слепца Василия Второго этого кардинала-победителя отправили в узилище за преступление против чистоты Христовой веры. Верховная власть тогда защитила чистоту Православия, которую предала власть церковная. С этого началась автокефалия Русской Церкви. В воскресенье вспоминался день Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. И тут мы видим действие того же алгоритма русской истории. В феврале 1917 года подавляющее большинство архиереев и священников Русской Церкви пребывали в духовной слепоте. Изменниками – генералами, сановниками и политиками – был совершён государственный переворот во время внешней войны. И если бы Святейший Синод не признал законность государственного переворота, неизвестно, как повернулся был ход истории. Но Синод закрыл глаза на преступление и отрёкся от Царя вслед за изменниками. Больше того многие архиереи служили по случаю «обретения Россией и Церковью свободы» праздничные молебны (это в разгар Великого поста!). А духовенство с энтузиазмом осваивало новые права, избирая себе удобных архиереев и изгоняя «мракобесов-монархистов». Император же был оставлен всеми и забыт… «Кругом измена и трусость и обман» – таким приговором оценил происходящее Царь-Мученик.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , автор посланий, книгописец. Родоначальник Полевых, прапрадед Н., Александр Борисович Поле был боярином вел. кн. Московского Василия I Димитриевича (РИИР. С. 181; Веселовский. 1969. С. 369-372). Он владел обширной земельной вотчиной с центром в с. Литвинове в Сестринском стане Волоцкого у. ( Чернов. 1998. С. 175). Согласно родословному преданию XVII в., Полевы возводили свой род к смоленскому кн. Юрию Святославичу. В наст. время версия их происхождения от смоленских князей, близких к Фоминским, признается достоверной. Дед Н. Федор Дмитриевич был боярином удельного волоцкого кн. Бориса (принял постриг с именем Феодосий; его жена Евдокия постриглась в монахини с именем Евпраксия). Часть его вотчин была конфискована волоцким князем, но возвращена в 1477 г. (ДДГ. 71. С. 251). Отец Н. Василий Большой Тёмный служил в Угличе у кн. Дмитрия Ивановича Углицкого (РИИР. С. 181), супругу Василия, мать Н. и его братьев, звали Ксения. Известны 4 младших брата Н.: Иван Большой, Берсень, Иван Меньшой, Федор. Род Полевых продолжил только Иван Большой, служивший стряпчим у вел. князя (Там же). Никифор Полев служил у кн. Ивана Борисовича Рузского, а после его смерти в нояб. 1503 г.- у кн. Юрия Ивановича Дмитровского, вскоре после 1503 г. принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре ( Зимин. 1977. С. 88-89, 113). Вероятно, еще будучи волоцким вотчинником, он был близко знаком с кн. Даниилом Звенигородским, к-рый также принял монашеский постриг в Волоколамском мон-ре с именем Дионисий. Монашеская карьера Н. развивалась успешно: уже в нояб. 1507 г. он упоминался в числе старцев, управлявших мон-рем (АФЗХ. 1956. Ч. 2. 37. С. 39). Предположительно между 1505 и 1507 гг. Н. и Дионисий Звенигородский покинули Иосифов мон-рь и нек-рое время пребывали в Заволжье, в окрестностях Кириллова Белозерского мон-ря ( Кузьмин. 2007. С. 289). Н. и прп. Нил Сорский совместно переписали Соловецкий список «Книги на еретиков» (РНБ. Солов. 326/346) в объеме 11 Слов и монастырский Устав прп. Иосифа Волоцкого в Краткой редакции ( Прохоров. 1988. С. 131; Клосс. 1974. С. 155). Факт совместной работы Нила Сорского и Н. по переписке рукописи устава и «Просветителя» доказывает, что именно ученики Иосифа Волоцкого доставили в Заволжье один из списков его сочинений. Лит. сотрудничество учеников прп. Иосифа и «заволжских старцев» было плодотворным. Нил Сорский собственноручно переписал Скитский устав в сборники Н. и Дионисия Звенигородского; оба бережно хранили эти списки и впосл. передали их в качестве вкладов в Иосифов мон-рь (см.: Шевченко. 2007. С. 913-919). Из Иосифова мон-ря в Кириллов Белозерский был привезен и список Студийского устава в новом переводе ( Уханова. 2005. С. 220).

http://pravenc.ru/text/2577627.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Русская власть как защитник чистоты Православия В Москве состоялась конференция, посвященная великому князю Московскому Василию Васильевичу Тёмному 17:06 24.01.2024 205 Время на чтение 7 минут Фото: mdn.ru Во вторник, 23 января, в Москве на площадке Московского дома национальностей состоялась научно-практическая конференция «Собиратели земли Русской. Василий II Васильевич Тёмный – Великий князь Московский. Автокефалия Русской Церкви», сообщает наш корреспондент. Устроителем конференции выступил Международный фонд славянской письменности и культуры. Конференция проходила в рамках цикла «Собиратели земли Русской», посвящённого великим князьям и Царям, создававших русское государство.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/24/ru...

Воиново-Гора. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Воинова Гора. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Там, где судоходная река Киржач впадает в реку Клязьма, до сих пор сохранились живописнейшие дубовые рощи, мощные сосновые леса. Здесь, на высоком берегу реки Клязьмы, на месте сегодняшнего села Войново-Гора издревле стоял монастырь. Этот небольшой монастырь в свою очередь отпочковался, принадлежал знаменитому Троицко-Сергиеву монастырю. Около монастыря образовался погост, и забурлила жизнь. Клязьма (то было время бездорожья) являлась частью главного торгового пути на Владимир и далее по Волге. Особенно активной здесь была жизнь в период образования централизованного Русского государства, в частности во время княжения Василия Васильевича Тёмного. Великий князь московский Василий Тёмный был глубоко верующим христианином, поэтому издал указ, запрещающий купцам останавливаться у монастырей по идеологическим соображениям, чтобы «изгнать торгующих из Храма». С тех пор светская жизнь у села Войново-Гора приутихла. В церковных книгах 1627 года и Патриарших окладных книгах 1628 года отмечено: «…погост, что был монастырь на Воиновой Горе…». Монастырь (из этих же записей) был упразднен в первой четверти 17 века. На погосте в то время была деревянная Успенская церковь, а при церкви пахотной земли (худые земли) по 10 четвертей в поле, цена по 30 копеек. В переписных книгах 1678 года за Троице-Сергиевым монастырем значится уже село Воиново, в нем церковь Успения, при церкви священник Иван Борисов, пономарь и просвирица. К селу приписана и деревня Тимошкино, в которой проживало 70 душ мужского пола. В 1723 году вместо ветхого деревянного храма в селе на месте сегодняшнего кладбища был выстроен новый красивый деревянный храм. Он освящен в 1725 году также в честь Успения Пресвятой Богородицы. О времени постороения этого храма и его освящения сохранилась отметка в делах Синодального казенного приказа и надпись на местной иконе Николаю Чудотворцу. В ведомостях о вотчинах Троицкой Лавры, составленных в 1761 году значится село Воиново. В нем тогда было 52 души мужского пола, пахотной земли 35 четвертей, с крестьян получали оброку 51 рубль 20 копеек.

http://sobory.ru/article/?object=04968

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ Тёмный (10.03.1415, Москва - 27.03.1462, там же), вел. кн. владимирский и московский. Сын вел. кн. владимирского и московского Василия I Димитриевича и его супруги вел. кнг. Софии, дочери литов. вел. кн. Витовта . 8 февр. 1433 г. В. В. женился на Марии, дочери боровско-серпуховского кн. Ярослава Владимировича. Феодальные войны 2-й четв. XV в. Большую часть правления В. В. заняли войны с членами великокняжеского рода, претендовавшими на московский престол. Когда В. В. после смерти отца 27 февр. 1425 г. вступил 10-летним мальчиком на вел. княжение, управление делами взяли в свои руки его мать и митр. Фотий . Против юного вел. князя сразу же выступил его дядя - звенигородско-галицкий кн. Юрий Димитриевич . Начались военные действия, но до сражений дело не дошло. В Галич для переговоров с кн. Юрием отправился митр. Фотий. Переговоры были безрезультатны, и митрополит уехал из Галича, не благословив ни князя, ни город, после чего в городе начались болезни. Кн. Юрий, посчитавший болезни наказанием за неуважение к святителю, обещал не добиваться вел. княжения силой, а отдать свой спор с племянником на суд в Орде. Позднее кнг. Софии и митр. Фотию, опиравшимся на поддержку Витовта, чьим ставленником был хан Улуг-Мухаммад, удалось добиться заключения 11 марта 1428 г. договора, по к-рому кн. Юрий признал себя «братом молодшим» вел. князя. Василий II Васильевич Тёмный, вел. кн. московский. Гравюра на металле. 1819 г. (РГБ) Василий II Васильевич Тёмный, вел. кн. московский. Гравюра на металле. 1819 г. (РГБ) После смерти Витовта (27 окт. 1430) и митр. Фотия (2 июля 1431) В. В. и Юрий Димитриевич отправились в Орду за ярлыком на вел. княжение, здесь оба князя пробыли до лета 1432 г. Хан оставил вел. княжение за В. В., а Юрию «придал» к его владениям Дмитровское княжество. Однако условия соглашения не были выполнены. В. В. почти сразу посадил своих наместников в Дмитрове, а кн. Юрий весной 1433 г. выступил с войском против племянника. Захваченный врасплох, В. В. собрал войско из членов его служилого двора, московских купцов и др.; войско вел. князя потерпело поражение на р. Клязьме. 25 апр. 1433 г. Юрий Димитриевич занял Москву, захватил казну вел. князя и имения его бояр. В. В. бежал в Тверь, был вынужден подчиниться дяде и получил от него в удел Коломну. Сюда к низложенному вел. князю стали съезжаться бояре и дети боярские, т. к., по выражению одного из летописных сводов, «не повыкли галичским князем служити». Вел. кн. Юрий Димитриевич, видя, что «непрочно ему седение на великом княжении», возвратил престол В. В.

http://pravenc.ru/text/Василий II ...

Мытищи. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском. Благовещенская церковь в Тайнинском Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Захарии и Елисаветы , Илии Пророка , Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:Между 1675 и 1677. Ссылки:     Адрес: Московская область, г. Мытищи, с. Тайнинское, ул. Центральная Координаты: 55.90154, 37.69226 Проезд: Общественным транспортом: от Москвы с Ярославского вокзала до ст. Тайнинская. Автомобилем: по внешней стороне МКАД от Ярославского шоссе в сторону Осташковского шоссе - 0,5 км, не доезжая до поста ГИБДД свернуть на дорогу в Мытищи, по ул. Трудовая до ул. 1-ая Крестьянская, там налево и до перекрестк ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Общественным транспортом: от Москвы с Ярославского вокзала до ст. Тайнинская. Автомобилем: по внешней стороне МКАД от Ярославского шоссе в сторону Осташковского шоссе - 0,5 км, не доезжая до поста ГИБДД свернуть на дорогу в Мытищи, по ул. Трудовая до ул. 1-ая Крестьянская, там налево и до перекрестка с ул. Веры Волошиной, там снова свернуть налево и ехать до разветвления с ул. Красный Поселок (она уходит правее), по ул. Красный Поселок до ул. Центральная, там - направо и по ней до храма Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Благовещения была построена по указу царя Алексея Михайловича в 1675-1677 годах в бывшем дворцовом селе Тайнинское. Это выдающийся памятник русской архитектуры, редкий по изяществу и богатству украшений. Особенно оригинален главный вход, напоминающий парадное крыльцо живописного деревянного терема. Храм сохранился до наших дней, открыт для верующих, в настоящее время реставрируется. Первое письменное упоминание о с. Тайнинском (тогда писалось Тонинское, нынешняя форма появилась при Екатерине II) относится к 1410 г. - в завещании героя Куликовской битвы князя Владимира Андреевича Храброго. Владея третью Москвы и имея титул князя Серпуховского, он, тем не менее, большую часть жизни провёл в своих подмосковных сёлах. Затем селом владела его вдова Елена. В середине XV в. великий князь Московский Василий Васильевич Тёмный завещал село своему сыну Андрею. Сюда часто приезжал царь Иоанн Васильевич Грозный.

http://sobory.ru/article/?object=00329

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ ЖЕЛТОВОДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2013 г. Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2013 г. (Лысковской и Лукояновской епархии Нижегородской митрополии), находится в пос. Макарьево Лысковского р-на Нижегородской обл. Первоначально мужской. Главным источником сведений о ранней истории М. Ж. м. является Житие его основателя, прп. Макария Желтоводского и Унженского (1349-1444), а также «Сказание об обновлении» мон-ря («Сказание по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнейшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, и о разорении ея от безбожных агарянских внуков, и запустении, и поновлении по многих летех паки на том же месте о устроении ея»). 1434-1868 гг. М. Ж. м. основан ок. 1434 г. прп. Макарием , поселившимся на левом берегу Волги, в устье р. Керженц, у оз. Жёлтые Воды (Святого). Когда собралась братия, были построены деревянные кельи и ц. во имя Св. Троицы. За духовной помощью к прп. Макарию приходили жители окрестных деревень, иноверцы, чуваши и мордва, к-рых он крестил. Слава о подвижнике быстро распространялась. Согласно Житию, он и «самодержцем знаем бе». В 30-х гг. XV в. вел. кн. Василий II Васильевич Тёмный ездил в Орду по дорогам, пролегавшим мимо обители. Изгнанный из Москвы братом кн. Юрием Дмитриевичем, он некоторое время жил в Н. Новгороде, тогда, вероятно, и мог познакомиться с преподобным. Летом 1439 г. мон-рь сожгли войска хана Улу-Мухаммеда, мн. насельники и окрестные жители были убиты, несколько человек вместе с прп. Макарием взяты в плен, но вскоре отпущены «воеводой агарянским», который запретил им селиться на старом месте. Прп. Макарий, вернувшись на место разоренной обители, похоронил погибшую братию и над общей могилой поставил крест (позже захоронения мучеников оказались у алтаря монастырского Троицкого собора; паломники XVIII-XX вв. откалывали кусочки от камней, поставленных над их могилами, считая, что они избавляют от зубной и др. боли). Прп. Макарий вместе со спасенными пленниками отправился на р. Унжу, севернее Юрьева-Повольского (ныне Юрьевец) и основал там пустынь - Макариев Унженский во имя Святой Троицы монастырь , в котором и прожил до кончины.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

Василий Григорьевич Васильевский (02.02.1838–25.05.1899) Василий Григорьевич Васильевский Российский византинист, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1890), член-учредитель и почётный член Императорского Православного Палестинского Общества. Тайный советник. Биография Родился в семье сельского священника. Учился в Ярославской семинарии и Главном педагогическом институте. До окончания курса в последнем перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где занимался преимущественно у профессоров Срезневского, Благовещенского и Стасюлевича. Командированный университетом за границу в 1862 году, он слушал в Берлине Моммзена и Дройзена, и в Йене — Адольфа Шмидта. По возвращении в Россию, Васильевский подготовил к 1865 году магистерскую диссертацию: «Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период её упадка». Испытывая сильную материальную нужду он поступил с 4 июля 1867 года на службу в 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, где пробыл всего 2 месяца (до 14 и занял место преподавателя русской словесности в Новгородской гимназии, а затем — учителя истории в Виленской. Здесь он начал собирать и изучать архивный материал для истории города Вильны — результатом занятий Васильевского в этом направлении был его «Очерк истории города Вильны» (2 вып., 1872—1874). Защитив в 1869 году диссертацию, он стал (1870) доцентом Санкт-Петербургского университета по кафедре Средних веков и сосредоточил свои занятия на изучении памятников византийской истории. Это изучение дало ему возможность написать целый ряд отдельных исследований по тёмным и запутанным вопросам как внутренне-византийской истории, так и международных отношений Византии, преимущественно её отношений к Руси. Кроме того, Васильевский издал несколько неизвестных до него памятников византийской письменности, разъяснил тёмный вопрос о трудах Симеона Метафраста и, наконец, выпустил в свет первую часть труда под заглавием: «Обозрение трудов по Византийской истории» (1890). В январе 1890 года Васильевский был выбран ординарным академиком Академии наук по русской и византийской истории (член-корреспондент с 1876). В том же году он назначен редактором «Журнала Министерства народного просвещения». Инициатор создания «Византийского временника» (1894) и один из его редакторов. С 18 января 1874 года был членом Учёного комитета Министерства народного просвещения. Умер во Флоренции 13 (25) мая 1899 года. Похоронен на лютеранском кладбище Аллори.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010