Так, поздний апологет Оригена Руфин в своих переводах, искажающих александрийского учителя, хотел анахронически представить его богословие вполне соответствующим никейскому Православию. В Руфиновом пер. «Апологии Оригена» сщмч. Памфила есть место, где термин употреблен Оригеном в связи с тринитарным догматом, но в применении не к Св. Троице, а к ее вещественным аналогиям: «Истечение представляется единосущным, то есть одной субстанции, с тем телом, из которого происходит или истечение, или испарение» (Pamphil. Apol. pro Orig.//PG. 17. Col. 581). В доникейских творениях свт. Афанасия это слово не употребляется. И впосл. на Востоке термин «единосущный» не всегда понимался православно. Модалистскую тенденцию обнаружил Маркелл Анкирский, активнейший противник Ария на Никейском Соборе. Его упорно гнали и осуждали ариане, а православные всегда оправдывали; однако после смерти (ок. 374) его осудил II Вселенский Собор (прав. 1). Неожиданное, ввиду подавляющего вост. большинства на Соборе, принятие его отцами термина «единосущный» объясняется, по всей видимости, предварительными совещаниями до офиц. открытия Собора, на к-рых удалось заручиться поддержкой вождей правосл. стороны. Авторитетное предложение императора, поддержанное «председателями», было принято большинством Собора, хотя многим могла быть по душе догматическая неопределенность кесарийского символа. Отредактированный Собором Символ, завершавшийся анафематствованием арианского учения, подписали почти все. Даже самые воинственные вожди арианской партии, епископы Евсевий Никомидийский и Феогнид Никейский, под угрозой ссылки поставили свои подписи. Сомнительно сообщение Созомена (Hist. eccl. I 21) о том, что эти 2 епископа, признав Символ, не подписали отлучения Ария: на Соборе то и др. было жестко связано, хотя в самом Символе имя Ария не упомянуто. Лишь двое, Феона, еп. Мармарикский, и Секунд, еп. Птолемаидский, скорее из солидарности со своим земляком Арием (все трое были ливийцы), отказались подписать Символ, и все трое были сосланы.

http://sedmitza.ru/text/758904.html

Богородицы в монастыре Калишта (XVI в., напротив, на юж. стене,- вмч. Пантелеимон и св. Ермолай). В Кастории образ К. О. появляется со 2-й пол. XIV в., после включения ее в состав Сербского гос-ва, в храмах св. Таксиархов (1359/60), свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза» (3-я четв. или 60-80-е гг. XIV в.). В пещерной ц. Пресв. Богородицы на о-ве Мали-Град на оз. Преспа (ныне Албания) образ К. О. относится ко 2-му слою росписи, выполненному касторийскими мастерами в 1368-1369 гг. по заказу серб. кесаря Новака ( Джурич. 2000. С. 261). Подписанное по-гречески с указанием «Охридский» изображение святителя находится на юж. стене рядом со свт. Елевферием Иллирийским, почитаемым в визант. Иллирике, т. е. на территории Юж. Албании. Парное изображение этих святых может иметь особый смысл для болг. истории нач. XI в., т. к. здесь посредством иконографии зафиксирована связь «архиепископии в Охриде с римской префектурой Иллирии», что «должно было обосновывать легитимность вхождения епархий, находящихся за пределами фемы Болгарии, в архиепископию Болгарии» ( Пентковский. 2013. С. 86). В 1378 г., при вел. жупане Андрии Гропе, была построена и расписана ц. во имя К. О. (св. Климента Старого) в Охриде. На юж. стене, где традиционно помещаются образы покровителей храма, изображен К. О., по сторонам к-рого располагаются фигуры свт. Николая Чудотворца и равноап. Наума Охридского ( Грозданов. 1968. С. 105; Он же. 1980. С. 152). Родственные связи с Андрией Гропой имел принадлежавший к правившему в Юж. Албании роду Феодор Музаки - строитель ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории (1383/84; Пентковский. 2013. С. 103); в программу росписи ее алтаря включен образ К. О. (как сщмч. Климент Анкирский атрибутирован в кн.: Χατζηδακης Μ. Ψηφιδοτα τοιχογραφιες. Αθνα, 1992. Σ. 108). Годом позже изображение святителя появилось на фресках касторийской ц. свт. Николая Чудотворца «ту Кирици» (ок. 1385). В XVI в. образы К. О. появляются на Св. Горе Афон. Так, в парекклисионе св. Иоанна Предтечи в Протате (1526) К. О. изображен в юго-зап. части алтаря, рядом представлены образы Охридских архиепископов святителей Феофилакта Болгарского и Николая Кавасилы; создание росписи приходится на время архиепископства Прохора Охридского ( Он же. 1983. С. 96-98). Изображение К. О. в росписи ц. Димитрия в с. Палатиция близ г. Верия (1569-1570, зограф из Кастории) обусловлено близостью храма к скиту св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Григория Нисского; 1 - Феодора Ираклийского; 2 - неидентифицированы. Древнейший свидетель текста этой катены, кодекс Taurin. B VII 30, VIII-IX вв., содержащий не только первичную коллекцию схолий прп. Исихия, но также фрагменты др. авторов, погиб во время пожара 26 янв. 1904 г. II. Катена мн. авторов (CPG. C. 46) содержится примерно в 20 рукописях (наиболее древние: Ambros. H 45 sup., IX в.; Ambros. B 106 sup., X в.; список см.: Rahlfs. 1914. S. 399-410; Duval. 1973. P. 631-633) и включает фрагменты из сочинений тех же экзегетов, что и катена Исихия, а также ряд дополнительных отрывков катенарного происхождения др. авторов: Макария Магнезийского, святителей Кирилла Александрийского (на книги пророков Аввакума и Ионы и Евангелия от Луки), Геннадия К-польского, Григория Богослова, Николая, пресв. Анкирского, сщмч. Мефодия Олимпийского (Авв 3. 1-2), Севира Антиохийского (Иона 2. 2-7, на Евангелие от Луки), Оригена (на Евангелие от Луки), Виктора Антиохийского (на Евангелие от Луки) и др. Дополнительные фрагменты на песнь Моисея (Исх 15. 1-19) заимствованы из катены на Восьмикнижие 3-го типа (catena Lipsiensis, collectio Coisliniana; основной автор - блж. Феодорит Кирский); на песни из Книг пророков Исаии и Даниила - из К., близких к К. Иоанна Друнгария (CPG. C. 60 и C. 75); на Книгу прор. Аввакума - из катены 2-го типа на малых пророков (CPG. C. 56). Каков бы ни был дополнительный материал, основным автором остается прп. Исихий Иерусалимский. В нек-рых рукописях X-XI вв. его схолии представлены в сокращенном виде или ограничиваются только песнями из книг Исход, Второзаконие и прор. Даниила (в таком составе сохранились также на сир. языке в рукописях VIII-IX вв.). Катена на библейские песни данного типа была издана Кордье ( Corderius. 1646). Лат. перевод похожей катены из Vat. gr. 1232, XVI в., помещен в качестве приложения к изданию комментария Феодорита Кирского на Псалтирь ( Carafa. 1565) и позднее перепечатан в издании лат. перевода катены на Восьмикнижие Ф. Дзеффи ( Zephyrus. 1546, 1564 2, 1572 3). Книга Притчей Соломоновых На Книгу Притчей Соломоновых существует 3 типа К., все они в той или иной степени зависят от утерянной катены VI в., к-рую М. Ришар называет «источником C». Ни одна из К. на Книгу Притчей Соломоновых пока не издана полностью. В статье Девресса даются ссылки на издания фрагментов нек-рых авторов в составе К., как правило, какого-то одного типа ( Devreesse. 1928. Col. 1161-1162). Ришар предпринял критическое издание фрагментов из произведений Ипполита Римского, основаное на 11 рукописях, содержащих К. разных типов ( Richard. 1966. P. 75-94). Изданные фрагменты из толкований др. авторов (см. ниже) происходят из К. какого-то одного типа.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

В 308 г. Максимин Даза, недовольный своим титулом цезаря, проявил независимость от августа Галерия и намеренно объявил о смягчении антихрист. мер (Ibid. 9. 1). Постепенно Г. затихло и во владениях «старшего» августа Галерия. В 311 г. этот император, пораженный неизлечимой болезнью, издал эдикт, к-рый впервые в истории Римской империи предоставлял Церкви легальный статус, признавая христианство дозволенной религией ( Euseb. Hist. eccl. VIII 17; Lact. De mort. persecut. 34). Имп. Максимин Даза (305-313) Вмч. Феодор Стратилат встречает имп. Лициния. Клеймо иконы «Вмч. Феодор Стратилат с 14 сценами из жития». XVI в. (НГОМЗ) Вмч. Феодор Стратилат встречает имп. Лициния. Клеймо иконы «Вмч. Феодор Стратилат с 14 сценами из жития». XVI в. (НГОМЗ) принял в управление весь Восток империи после смерти Галерия (5 мая 311) и, несмотря на эдикт о веротерпимости, возобновил Г. В это время оно перестало быть вопросом только внутренней политики, поскольку Максимин начал войну с соседним Армянским царством, к-рое 10 лет назад, при Трдате III, приняло христианство как офиц. религию ( Euseb. Hist. eccl. IX 8. 2, 4). Во владениях Дазы впервые пытались реорганизовать язычество, придав ему особое иерархическое устройство, напоминавшее Церковь ( Lact. De mort. persecut. 36-37; Greg. Nazianz. Or. 4). По указанию Максимина Дазы распространялись подложные «Акты Пилата», содержавшие клевету на Христа ( Euseb. Hist. eccl. IX 5. 1). Император скрытно подстрекал язычников, чтобы они брали на себя инициативу изгонять христиан из городов. Последовали и новые казни: был брошен зверям престарелый еп. Сильван Эмесский вместе с диак. Лукой и чтецом Мокием (пам. 29 янв.), казнены еп. Мефодий Патарский (пам. 20 июня), архиеп. Петр Александрийский (пам. 25 нояб.), погибли др. епископы Египта; в Никомидии был убит ученый пресв. Антиохийской Церкви сщмч. Лукиан (пам. 15 окт.), пострадали также еп. Климент Анкирский (пам. 23 янв.), Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии (пам. 24 нояб.), Евстафий, Феспесий и Анатолий Никейские (пам. 20 нояб.), Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий, Василисса, Марионилла, 7 отроков и 20 воинов Антинойских (Египет; 8 янв.), Мина, Ермоген и Евграф Александрийские (пам. 10 дек.) и др.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево. Призри на нищету душевную и всякую горечь услади, непостыдная надеждо наша, скорбящих ободрение, плачущих скорое утешение, неистощима бо сокровища Твоя и, радующися, даеши я всем, помощи требующим. Вкусите и видите, яко благ Господь, за любовию бо следует Господа познание. О, Трапезо таинственных дарований! Сподоби мя неосужденно Животворящих Таин причащатися, во очищение грехов моих. Пред иконою Твоею, зри, Владычице, житейское море волнуется, спаси погибающих в волнах неверия и злобою истощенных, волною Твоего милосердия изнеси на брег спасения, да зовут Ти: радуйся, от вечныя смерти избавление. Самомнением ослеплен, навыкох укоряти брата моего. Како сообщу свет ближнему, тьмою лжи покрыт сый? Даруй ми, о, Мати света, зрети моя прегрешения и брата моего согрешения терпети и с любовию исправляти. Ангел смерти нападе на мя, презирает моления, плачу не внемлет, разлучает мя безжалостно со чады, влечет мя насильно. О, Богомати, с Сыном Твоим крестныя муки разделившая, матернюю скорбь о ближних утоли. Землю Российскую в достояние Себе избравшая и утвердившая нас во благочестии, под покровом Твоим соблюди, Всепетая, образом Твоим честным от всех напастей сохрани, да зовем Ти: радуйся, Всемилостивая, в напастех скорая Заступнице. Светилен Торжествуем днесь, правовернии, во храме Твоем, Владычице, и Ты, Пречистая, приими любовию приносимыя Тебе песни благодарственныя. Рекомендуем молитвы Четверг, 4 апреля 2024 г. (22 марта ст.ст.) Седмица 3-я Великого поста Глас 2, Великий пост. Горячая пища без масла сщмч. Василия, пресвитера Анкирскаго (362-363). мц. Дросиды Римской, дщери царя Траяна (104-117). прп. Исаакия, игумена Далматского (383). Самое популярное Сейчас в разделе 5377  чел. Всего просмотров 281 млн. Всего записей 1877 ©2024 Молитвослов к содержанию Входим...

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-presv...

В нижнем ярусе иконостаса Успенского собора находились Смоленская икона Божией Матери - точная копия одноименного образа, сопровождавшего царя Иоанна IV в походе на Казань, «древние» иконы Св. Троицы и Успения Пресв. Богородицы (пожертвованы царем Михаилом Феодоровичем). Также в К. З. м. находились чтимые Боголюбский образ Божией Матери, иконы Спасителя, свт. Николая Чудотворца, вмц. Екатерины, серебряный крест 1716 г. с частицами Древ Креста Господня и мощей 15 святых (в т. ч. ап. Варнавы , великомучеников Димитрия Солунского , Феодора Стратилата и Пантелеимона , вмц. Евфимии Всехвальной, преподобных Пимена Великого , Иоанна Дамаскина , Сергия Радонежского, сщмч. Василия Анкирского, святителей Нифонта , еп. Новгородского, Германа, архиеп. Казанского, и др.). В ризнице хранились «древние» серебряные дарохранительница и позолоченный ковш с гравировкой («...в середине рукоятки изображен вооруженный витязь с трубою, возвещающий славу Казани, по сторонам, при подножии, орлы, поддерживающие гирлянды и лавры, коими увивается исполин. На ковше в четырех отделах кругом надпись: «Пивши возвеселимся и любовию усладимся и во веки тоя не лишимся»» ( Богословский. 1900. С. 525)). К 2012 г. все эти святыни и реликвии утрачены. 1918-1998 гг. В авг. 1918 г. Казань была взята частями т. н. Народной армии и отрядами белочехов, к-рые установили 2 орудия на Зилантовой горе, перед входом в обитель. 11 авг. того же года по благословению Казанского епархиального совета архим. Сергий (Зайцев) перевел братию в казанский во имя св. Иоанна Предтечи и в Преображенский монастыри, подальше от «производства военных операций». Для охраны в К. З. м. остались лишь постриженик Свияжского мон-ря духовник братии иером. Иосиф (Тюрин), мон. прмч. Стефан и послушник прмч. Иларион (Правдин) . В ночь на 10 сент. войска белочехов оставили Казань, вместе с ними ушли и мн. казанские священнослужители, но зилантовская братия вернулась в стены родной обители. Утром 10 сент. 1918 г. красноармейцы, штурмовавшие Казань, ворвались в К.

http://pravenc.ru/text/1319824.html

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Подобием иконы Иверския не точию святый Афон просвещается,/но и стольный град Москва украшается,/от того чудесную помощь приемля и источник утешения в нем обретая.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Еще и страна Новгородская и инии грады и веси/подобием Иверския иконы Твоея, Владычице, освятишася и чудесы просветишася, вопиюще:/Господа пойте и превозносите во вся веки.  Песнь 9 Ирмос: Ужасеся о сем Небо/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски/и чрево Твое бысть пространнейшее Небес./Тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Тайна глубины Рождества Твоего ум Ангельский ужасает, Дево,/и пречистая икона Твоя демоны прогоняет,/не терпяще бо взирати на силу ея, бегают и исчезают./Мы же той любезно покланяемся и облобызаем и Тя, Богородицу, величаем.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Приидите вси, поклонимся, припадем и возвеличим Божию Матерь,/призревшую на нас, смиренных, алчущия исполняющую благ/и положившую с нами завет милости во явлении Своея дивныя иконы.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Богородице Дево, упование христианом,/пробави и нашему роду милости Твоя, бывшая отцем нашим,/покрый и соблюди нас от всякаго зла.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. О Всемилостивая христианом Помощнице,/не может Тя воспети достойно язык человеческий и Ангельский,/яко всея твари честнейшую и земных славнейшую,/но приими милостивно сие приносимое Тебе от нас моление/и спасай нас всегда, на Тя бо упование возложихом.  Светилен Икону Твою всечестную приим Гавриил во объятия, вопияше Тебе, Владычице:/о сладкая Мати Царя Христа,/буди покров Твоей обители,/радость же всем Христианом и Споручница жизни вечныя. Рекомендуем молитвы Четверг, 4 апреля 2024 г. (22 марта ст.ст.) Седмица 3-я Великого поста Глас 2, Великий пост. Горячая пища без масла сщмч. Василия, пресвитера Анкирскаго (362-363). мц. Дросиды Римской, дщери царя Траяна (104-117). прп. Исаакия, игумена Далматского (383).

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-presv...

Основные народные приметы по дням этого месяца по В. И. Далю таковы: 10. Ап. Симона Зилота. На Симона Зилота земля именинница, грех пахать, собирают зелья у болота, копают коренья на зелья; 11. Сщмч. Мокия. Мокия Мокрого. Если этот день мокрый, то и лето будет мокрое. В этот день не работают, боясь, чтобы град не побил полей; 13. Мц. Гликерии девы. Лукерьи Комарницы. Полагают, что в этот день прилетают комары; 14. Мч. Исидора. Сидора Огуречника. На Сидора еще сиверко (северно). Придут Сидоры, минуют и сиверы (заморозки), прилетят стрижи и касаточки, принесут тепло. Полагают, что в этот день должно сажать огурцы и сеять лен; 15. Прп. Пахомия Великаго . Пахома Теплого, Бокогрея. Пришел Пахом – запахло теплом. На Пахома поздний посев овса и пшеницы; 16. Прп. Феодора Освященного. Федора Житника. Кто сеет после Фита, прост будет жита. Полагают, что в этот день должно непременно сеять хлеба; 18. Мч. Феодота Анкирского и св. мцц. семи дев. Федота Овсянника. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, то будешь мерить овес кадушкой. Если на Федота дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род. Семь дев сеют лен; 20. Мч. Фалалея. Фалалея Огуречника; 21. Свв. равноапп. царей Константина и Елены (см.: Оленин день). Алены Леносейки. Алены – длинные льны. На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу; тоже сажай огурцы. Алене льны, Константину огурцы; 23. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского (см.: Леонтий Коноплянник). Левона Огуречника; 25. Третье обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Иван Головатый). Ивана – медвяны (вредные) росы. Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлеба. Лечебные зелья кладут под Иванову росу; 28 Прп. Никиты, еп. Халкидонского. Никиты Гусятника (см. также: Евтихий Тихий); 29. Мц. Феодосии, девы Тирской. Федосьи Колосницы. Полагают, что с этого дня рожь начинает колоситься. День Федосьи стоит всех понедельников (несчастный); 30. Прп. Исаакия Далматского. Исакия Змеевника (Змеевик). Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам. На Исакия сажают бобы; 31. Ап. Ерма и мч. Ермия . Еремея Распрягальника. Как на Еремия (1 мая) Запрягальника, потому что на Еремия подыми сетево (севалку), так и на Ермея же (Ермия, 31 мая) Распрягальника, потому что опусти сетево (т. е. начало и конец посевов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

To The Trinity: Trinity of one essence, Tri-Personal Unity, we sing Thy praise, glorifying the Father, magnifying the Son, and adoring the Spirit, Who art truly one God by nature, Life and Lives, Kingdom unending. Now and ever, and to the ages of ages. Amen. Theotokion: Protect thy city, spotless Mother of God, for in thee it faithfully reigns, and in thee is made strong, and through thee it conquers and routs every trial and temptation, and spoils its foes and rules its subjects. And again the Eirmos: Ineffable is the childbearing of a seedless conception, unsullied the pregnancy of a Virgin Mother, for the birth of God renews natures. So in all generations we magnify thee in orthodox fashion as Mother and Bride of God. Little Litany: Deacon: Again and again in peace let us pray to the Lord. Choir: Lord, have mercy Deacon: Help us, save us, have mercy on us, and keep us, O God, by Thy grace. Choir: Lord, have mercy Deacon: Calling to remembrance our most holy, most pure, most blessed, glorious Lady Theotokos and Ever-Virgin Mary, with all the Saints, let us commit ourselves and one another, and all our life unto Christ our God. Choir: Lord, have mercy Exclamation: Priest: For all the Powers of Heaven praise Thee, and to Thee we send up the glory, to the Father, and to the Son, and to the Holy Spirit, now and ever, and to the ages of ages. Choir: Amen. Then the Photogogikon or Lucern of the Trinity, tone 8: O Thou Who art the Light, enlighten… (For Thursday) The Praises and Doxology are read, not sung. “Jordanville Edition” (Used “Thee and Thou” in referring to God and the Saints, and “You and Your” when referring to himself). Рекомендуем молитвы Четверг, 4 апреля 2024 г. (22 марта ст.ст.) Седмица 3-я Великого поста Глас 2, Великий пост. Горячая пища без масла сщмч. Василия, пресвитера Анкирскаго (362-363). мц. Дросиды Римской, дщери царя Траяна (104-117). прп. Исаакия, игумена Далматского (383). Самое популярное Сейчас в разделе 5061  чел. Всего просмотров 281 млн.

http://azbyka.ru/molitvoslov/the-great-c...

объясняет их на основании различения между бесстрастным божеством Сына и воспринятым Им человечеством. В кн. 11 истолковывается подчинение воскресшего Христа Отцу (Ин 20. 17; 1 Кор 15. 28). В кн. 12 приводится правосл. толкование ключевого для ариан текста, по их мнению указывающего на тварность Сына (Притч 8. 22), в связи с чем обосновывается отличие вечного рождения Сына от творения, происходящего во времени. В последних главах (55-57), представляющих своего рода добавление, не имеющее непосредственного отношения к предыдущему содержанию, доказывается божество Св. Духа против пневматомахов. Заканчивается трактат молитвой к Богу о сохранении истинной веры (гл. 57). При написании трактата И. использовал как зап., так и вост. источники: труды сщмч. Иринея Лионского, Тертуллиана , Новациана , свт. Афанасия Великого, Евсевия Эмесского, Василия Анкирского и др. (см.: Doignon, Figura. 1999. P. 32-45). По глубине содержания и полноте охвата трактат представляет собой новый этап в развитии лат. догматической литературы; он оказал существенное влияние не только на совр. И. антиарианских полемистов, но и на последующие поколения латинских богословов ( Simonetti. 1986. P. 42). Историко-полемические «Liber de Synodis seu de fide Orientalium» (Книга о Соборах, или О вере Восточных; PL. 10. Col. 479-546; CPL, N 434), написана в кон. 358 - нач. 359 г. по просьбе галльских епископов, в качестве адресата (особенно в последних главах) также имеются в виду вост. омиусиане. Название «De Synodis» приводится блж. Иеронимом (см.: Hieron. Ep. 5. 2; Idem. De vir. illustr. 100); сам И. называл сочинение «litterae» (послание; ср.: Facund. Pro defens. cap. 6//PL. 67. Col. 789); 2-я часть названия: «Seu de fide Orientalium», вероятно, была добавлена впосл. для более точного обозначения содержания ( Попов. 2004. С. 446). Книга состоит из 2 частей. В 1-й ч. (главы 1-65) после небольшого вступления, в к-ром говорится о поводе и цели написания книги, И. берет в качестве отправной точки 2-ю сирмийскую формулу 357 г.

http://pravenc.ru/text/389089.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010