Что можем мы перед лицом этой великой Тайны? Разве что — молитвенно вздохнуть вслед за благоразумным разбойником: «Господи, помяни мя, грешнаго, егда приидеши во Царствии Си» (Лк. 23:42)!    Мф. 9:6: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой»:     Василий Великий, святитель. Толкование на пророка Исаию, 6, 7/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 2. 3-е изд. М., 1891. С. 203.    Молитва на пострижение власов в «Обрядах восьмого дня».     Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 6, 2. С. 63—64 (разрядка наша. — иг. Ф.).    Святой Иоанн Кронштадтский называет его «чувством души», которое должно «наполнять мозг высшими впечатлениями добра» [Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 377].    Жития святых. Кн. 11. (Июль.) М., 1910. С. 71 (под 4 июля).    Великий канон, кондак по 6-й песни, глас 6.    См.: Мф. 21:21; Мк. 11:23.     «Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас»:     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 232.     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 230.    Последование мертвенное мирских человек, стихира на целование 2-я, глас 2.     Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие LV, 2; 481—482. С. 589—590.     Снабдение (περιποησις) — сохранение, спасение, остаток, достояние, удел; наблюдение, исполнение (Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. С. 624). По Вейсману, περιποησις — сохранение, спасение; приобретение чего-либо; приобретенное, достояние (Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб., 1899, стб. 987).    Евхаристический канон, возглас после молитвы анамнезиса.    Евхаристический канон, молитва sancmus’a.    На литургии святого Иоанна Златоуста благодарственная молитва в Евхаристическом каноне (реалии см. в: Дан. 7:10; Евр. 12:22; Ис. 6:2; Иез. 1:7, 18:21; Апок. 4:8).    Последующий за указанной молитвой возглас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

     В сегодняшнем апостольском чтении обращает на себя внимание двукратное упоминание апостолом Павлом святых семейств. Предлагая заключительные наставления коринфянам в конце своего Послания, Павел говорит: «Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся» (1 Кор.16:15–16). И далее: «Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» (1 Кор. 16:19). Стефана и его семью апостол именует «начатком Ахаии». Ахаией в древности называлась либо область на севере Пелопоннеса, южного полуострова Балканского полуострова, либо вся Греция. Очевидно, Стефан со своим семейством не только были крещены первыми в Греции, но именно от них вера распространялась и далее по всей территории страны. Возможно, Стефан носил епископский сан и в его доме проходили христианские молитвенные собрания. Акила и Прискилла – также очень значимые имена в новозаветной истории. Эта супружеская пара непрестанно проповедовала Евангелие, устраивала богослужения в своем доме, принимала живое участие в нуждах Церкви. Они помогали в благовестии самому Павлу и не раз рисковали жизнью за него. Апостол неоднократно с любовью упоминал о них в своих письмах (см. Рим. 16:4; 2 Тим. 4:19). Выражение «с домашнею их церковью» указывает как на детей и ближайших родственников Акилы и Прискиллы, так и на всех тех, кто молился в их доме. Как прекрасно, что из множества христиан Павел выделяет два этих семейства. Очевидно, на таких «домашних церквях» держалась Церковь целого города и даже страны. Надо сказать, история христианства сохранила память о многих подобных семьях, имеющих большое значение в жизни Церкви. Например, семья святителя Василия Великого, где было десять детей, шестеро из которых прославлены как святые. Это сам Василий, его братья-епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, еще один брат Навкратий и сестры Макрина и Феозва. К лику святых причислены также отец и мать святителя – Василий и Емилия, а также бабка Макрина. В подобном окружении вырос и святитель Григорий Богослов. Его святые родственники: отец-епископ Григорий Назианский, мать Нонна, брат Кесарий Назианзин и сестра Горгония.

http://pravoslavie.ru/106131.html

   Вопрос 278. Как у человека «дух мой и молится, но ум мой остается без плода» ( 1Кор. 14, 14 )? Ответ. Сие сказано о воссылающих молитвы на языке неизвестном слушающим. Ибо Апостол говорит: « когда я молюсь на (незнакомом) языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода». Когда слова молитвы неизвестны присутствующим; тогда ум молящегося «без плода есть», потому что никто не получает пользы. Когда же присутствующие понимают молитву, которая может пользовать слушающих, тогда ум молящегося имеет плод – исправление пользуемых. То же должно сказать и о всяком произношении слова Божия. Ибо написано: «а только доброе для назидания в вере» ( Еф.4, 29 ).    Вопрос 279. Что значит: «пойте разумно» ( Псал.46, 8 )? Ответ. Что в рассуждении снедей ощущение качества каждой снеди, то в рассуждении слов святого Писания разумение. Ибо сказано «Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?» ( Иов. 12, 11 ). Посему, если у кого душа так чувствительна к силе каждого слова, как вкус чувствителен к качеству каждой снеди; то он исполнил заповедь, которая говорит: «пойте разумно».    Вопрос 300. Какой способ обращения, когда речь идет о невидимом? Ответ. Способ обращения объясняется в том вопросе, в котором сказано, как надобно обращаться от грехов. А что касается речи о невидимом, то вспомним слово Господа: «нет ничего сокровенного, …что не было бы узнано» ( Матф.10, 26 ), и еще: «от избытка сердца говорят уста» ( Лук. 6, 45 ). Примечание ред.: По причине того, что этот труд имеет большое количество вопросов (а именно 313), то нет возможности составить оглавление, удобное для пользования. Поэтому вопросы нами собраны по темам, но сохранена их нумерация, указанная в первоисточнике Читать далее Источник: Творения : в 2 т./свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. - (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе)./Т. 2: Аскетические творения ; Письма. - 2009. - 1230 с./Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. 223-319 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

— Братия! — поучал иноков преп. Евфимий, — враг наш диавол, по Писанию, как лев, рыкая ходит, чтобы поглотить кого-либо нерадящего о своем спасении: посему будем трезвиться и бодрствовать (ср.1 Пет.6:8). Если мы отреклись от мира, то отсечем пожелания плоти; если мы распяли плоть свою и облеклись в смерть Господню, то да не увлекаемся удовольствиями плотскими и да ходим духом; если для Царствия Небесного облеклись мы в ангельский образ, то и жить должны, как ангелы; если мы действительно любим Господа, то должны хранить Его заповеди. Будем работать своими руками, ибо от праздности и лености мы изнемогаем и ослабеваем для добрых дел, — и тогда бесплодие и оскудение бывает необходимым нашим уделом: «Расстроивающий дом свой получит в удел ветер» (Притч. 11:29), говорит Премудрый; а апостол Павел говорит: «кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес.3:10). Храните смирение, любовь, послушание к предстоятелю, имейте к нему веру и ничего не скрывайте от него: исповедуйте ему ваши помыслы, и таким образом, очищайте ваше сердце и ум, ибо сие есть путь спасения. Слушая Евфимия, иноки его обители говорили, что Сам Дух Святой вдохнул в него Божественную благодать, как вдохнул ее в святых апостолов. В числе сих новоначальных иноков был и Василий, впоследствии архиепископ Солунский, благодаря трудам которого сохранилась до нашего времени память о подвигах преподобного Евфимия. Он рассказывает о той Божественной ревности, которою горели поощряемые святым пастырем иноки новой обители. Так, например, когда в обитель их случайно попала одна еретическая книга, то они тотчас же сожгли ее. За свою благочестивую жизнь Евфимий сподобился дара прозрения будущего и дара чудотворений. Так, вышеупомянутый Василий рассказывает о себе, что ему самим преподобным Евфимием было предречено его епископское звание. На третий день после его пострижения преподобный приходит к нему в церковь, где он должен был пробыть как новопостриженный семь дней, и говорит: — Василий! хотя я и недостоин светосияния или дара прозорливости, но так как ты и прочие для пользы души притекли под руководство моего недостоинства, то Всеблагий Бог благоволил даровать и мне некую каплю благодати, чтобы, провидев имеющее случиться с вами, я мог говорить вам полезное ко спасению. Итак знай, что ты, по любви к наукам, скоро удалишься из монастыря и будешь епископом: но и тогда поминай меня, как отца твоего, и обитель нашу, и братию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А когда умер ее отец, тогда, сказано в житии ее, она стала для овдовевшей матери и совсем неотступной служительницей, во всех ее печалях и скорбях утешительницей, всего дома доброй строительницей, и братьям и сестрам своим, которых всех она была старше, учительницей и наставницей, и как бы второй матерью. Так, младшего брата Петра, который родился в самый день смерти отца, Макрина научила книгам и всякому благоразумию, добронравию и целомудренному житию. И Петр впоследствии стал святителем, и причислен к лику угодников Божиих. Когда брат ее Василий, обучавшийся долго наукам на чужой стороне, возвратившись домой, как еще юный, стал гордиться своей ученостью, тогда святая сестра его кроткими и богодухновенными словами своими в короткое время привела его к такому смиренномудрию, что Василий вскоре все мирское презрел и иноческий образ на себя принял. Также и другого брата, именем Навкратия, душеполезными беседами своими привела к любви Божией и чистому житию. И сей, тоже все презрев, ушел в пустыню, и там служил престарелым пустынникам. При содействии Макрины же и все сестры ее были устроены в замужество. Затем вместе с матерью она ушла в монастырь, там проводили обе время в великих подвигах воздержания и непрестанной молитвы, и, наконец, Макрина послужила матери при последней болезни ее, и мать скончалась у нее на руках (Чет. Мин. июля 19). В Израильской земле у одного человека, по имени Навуфей, был виноградник подле дворца царя Ахава. Ахав сказал Навуфею: «Отдай мне свой виноградник; я вместо него дам тебе виноградник лучше этого; или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит». Но Навуфей сказал: «Сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!» Ахав опечалился, лег на постель свою, и отворотил лицо свое, и хлеба не ел. Жена его Иезавель сказала ему: «Отчего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ел?» Ахав рассказал про Навуфея. Иезавель сказала: «Что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? Встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Апостол Иоанн чистотой девственной души своей так возлюбил Господа, что никакие земные привязанности не отяготили его в жизни. Он отдал Богу сердце свое, полное ароматов чистой и святой любви только к Нему. Совсем юным он оставил дом отца своего, рыбаря Зеведея, и откликнулся на проповедь Предтечи Христова, призывающего людей Божьих приготовить путь Господу: « прямыми сделайте стези Ему» (Лк. 3:4). Юный Иоанн сам встал на этот путь в ожидании Грядущего за Крестителем, Который « будет крестить вас [людей] Духом Святым и огнем » (Мф. 3:11). И вот святой Иоанн Предтеча указывает ученикам своим Некоего и говорит им: « вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира » (Ин. 1:29). И, послушный слову девственника–учителя, девственник–ученик оставляет Иоанна Предтечу, чтобы идти за Величайшим Девственником и Учителем и Спасителем своим. Последовал Иоанн за Христом, все оставив ради Него: и дом родной, и отца, и мать, и тихую, спокойную жизнь рыбаря, — он пошел по бурному житейскому морю неведомым доселе путем в неведомую обетованную землю — в Царство Небесное. Так в I веке в присутствии Христа загорелось сердце Иоанна. Но не так же ли загорелось сердце юного Василия Белавина в далекой от Израиля стране, холодной России, через девятнадцать столетий, прошедших со времени подвига Спасителя и трудов Иоанна Богослова? Тринадцати лет Василий оставляет отчий дом ради учебы в духовной семинарии, ибо уже в родительском доме уязвилось юное сердце любовью ко Христу, к заповедям Его, к Его Церкви. И шутливо–уважительное прозвище — Архиерей, данное ему семинаристами, пророчески зрит жизненный путь праведника в самом его начале. И как Иоанн отдал Богу сокровище нерасхищенное — девственное сердце свое, так и Василий принес тот же дар Богу. И с любовью, как дар святой, принял Христос преданность юных сердец. От полноты Своей любви Господь излил в их сердца неиссякаемый источник живой действенной любви. А они, достигнув в любви совершенства, смогли освещать и согревать ею и дальних, и ближних. Любовь Иоанна Богослова прошла сквозь века, а любовь святителя Тихона воссияла нам от гроба. В свое время возлюбил Иоанн Христа всею душою, всецело прилепился к Нему и неотступен был от Него до конца пребывания Христа на земле. Это были три года его «академии», где преподавателем стал Сам Божественный Учитель, где живое слово Нового Завета являлось видимым образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Апостолы так и поступили; и такова их проповедь во всей Церкви под небом... Эта переданная нам вера в Святую Троицу – едина и неделима... Как неделимо единство Святой Троицы, так едина и неделима и вера в Нее... Благодать и дары, подаваемые нам в Церкви от Святой Троицы, даются нам от Отца через Сына в Духе Святом. Ибо ничего не бывает и не совершается иначе, кроме как от Отца через Сына в Духе Святом... Таким образом, учение святых сводится к учению о Святой нераздельной Троице. И это есть единая и единственная вера Вселенской Церкви... А я, – добавляет святой Афанасий, – изложил сие согласно с переданной нам от Отцов апостольской верой, ничего не примыслив со своей стороны, но чему научился, то и начертал на хартии». «Такова вера Вселенской Церкви. Господь основал и укоренил ее в Святой Троице». По святому чувству и святому ведению святых Отцов, Церковь как Тело Бога Слова есть всё и вся для человеческого рода на небе и на земле. Святой Василий Великий благовествует: «У меня одна цель – все обращать в назидание Церкви». Человеческий ум, лишившийся святости и состарившийся во грехе, освящается и омолаживается в Церкви Духом Святым, и причем в каждом, кто – член Тела Церкви Христовой («в каждом из восполняющих Тело Церкви Христовой»). И каждый член Церкви наполняется Богочеловеческими силами; ведь что бы ни помыслил он умом, куда бы ни двинулся духом – находит он, что всё исполнено Богом и что «всюду сораспростерта Ипостась Сына», Ипостась Бога Слова. И в Богочеловеческом Теле Церкви Своей всеблагий Господь каждому определяет место по его заслугам. По-херувимски углубленный в бесконечную тайну Церкви Спасителя учитель вселенной, святой Василий Великий , благовествует: «Церкви Божией... сказано: Вы – Тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор.12:27 ), потому, конечно, что в ней содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная Глава, Которая есть Христос. А если у кого не соблюдается единомыслие, не оберегается союз мира, не сохраняется кротость в духе, находятся же разделение, распря и зависть, то очень дерзко было бы назвать таковых членами Христовыми или сказать, что они под управлением Христовым, но в простоте смело можно утверждать, что там владычествует и царствует мудрование плотское, по изречению Апостола, который говорит: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? ( 1Кор.3:3 ); и вместе с тем положительно учит, говоря: Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим.8:7 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Библейские встречи при храме святого благоверного князя Вячеслава Чешского в Барвихе настоятель о. Василий Лосев проводит с 2011 года. Целью библейских встреч является изучение Священного Писания, общение и размышление над Словом Божьим, чтение толкований святых отцов. Библейские встречи проводятся регулярно по воскресениям после Литургии. На них приглашаются все желающие — верующие и неверующие, крещеные и некрещеные. Отец Василий старается отвечать на любые вопросы. Чтение Священного Писания происходит в приходской трапезной. Обсуждение происходит в непринужденной обстановке. Перед чтением все поют «Царю Небесный». Ветхий Завет и Евангелие читаются вместе. За встречу прочитываются две главы Ветхого Завета и одна глава Евангелия. Глава Евангелия распределяется между всеми участниками по тематическим отрывкам. Каждый участник готовит «домашнее задание». Дома он читает всю главу и толкование. На встрече он будет рассказывать толкование на небольшой тематический отрывок, который достался именно ему. Если человек хочет высказать свое отношение, мнение, дополнение, задать вопрос, это приветствуется. Если у кого-то из участников возникает вопрос, то ответить на него могут и другие участники. В конце встречи все благодарят Бога и Богородицу, поется «Достойно есть». Библейские встречи строятся на основе диалога всех участников. Все участвующие во встрече — сомолитвенники и совопросники. На встречи приходят все желающие даже и с детьми. Приход небольшой, поэтому активных участников около 12 человек. На встречу может прийти от 10 до 25 человек. Группа дает возможность общения, познания, позволяет получить ответы на насущные и волнующие вопросы. Создает общность на основе веры. Когда: после воскресной Литургии. Адрес: Московская область, Одинцовский район, д. Барвиха, д. 95а, ДСК «Новь», Православный приход храма Вячеслава Чешского в Барвихе. Сайт прихода Мы в ВК Многие люди приходят сегодня в Церковь за решением своих повседневных забот. Скорбящие и нуждающиеся ищут утешения. Больные — исцеления. Они ждут разрешение этих проблем. Но их ожидает нечто гораздо большее, чем просто решение житейских вопросов. Бог призывает всех через слова Священного Писания: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28). «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:31–33). Главным письменным источником знаний о Боге, о Царствии Божием и руководством в жизни для любого христианина является Священное Писание. И взрослым, и детям нужно посещать богослужения, изучать Священное Писание. Без этого невозможна полноценная христианская жизнь.

http://bible.predanie.ru/bibleyskie-vstr...

Богато украшен «духовный луг» Христовой Церкви. Есть на нём и особые цветы, которые не сразу заметишь, заметив – не сразу признаешь, признав – еще долго не поймешь. Юродивых и почитали, и боялись. Желали получить хоть «чуточку» от их блаженства, но страшились их беспристрастного обличения. Эти «странные» люди не давали обществу расслабиться, «будили» его: «Не время спать в житейском комфорте! Скоро за все придётся дать ответ!» Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий Наперекор миру Царство Небесное – вожделенный Отчий Дом для каждого христианина. Именно к нему должны вести все земные пути. Человек, чудесным образом рождающийся после смерти, лишь в Небесном Отечестве обретает полноту своей жизни. Господь, приоткрывая тайну Вечной жизни, говорит: В доме Отца Моего обителей много… И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14: 2–3). Святитель Василий Великий так объяснял эти слова Христа: «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, потому что звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15: 41). И поскольку многи обители у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». В то же время для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства – в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. Каждому сподобившемуся войти в Жизнь Вечную уготовано особое место в Небесных Чертогах. Апостолы и пророки, святители и преподобные, мученики и исповедники… Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12: 7–11). Особый дар Духа – подвиг «сумасшествия» во Христе Особый дар Духа – подвиг «сумасшествия» во Христе.

http://pravoslavie.ru/93985.html

Богатство никак не может приблизить человека к Богу. Богатый может спастись только через обнищание, и причем обнищание добровольное. Если его обнищание будет следствием восстановления социальной справедливости, это нисколько не принесет ему духовного преимущества. Он должен именно сам осознать необходимость обнищания. Благотворительность и десятина – вот та форма обнищания, которая может спасти богатого. Раздавая деньги тем, кого он обидел, подобно Закхею, он восстанавливает справедливость; платя десятины, он очищает деньги от скверны греха. Именно очищает! Причем десятины нельзя давать на восстановление храма. Так как деньги эти грязные, они не могут быть приняты на храм. Сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало» ( 4Цар.12,16 ). Только священники могут брать, по соглашению, себе эти деньги, чтобы вымаливать грешников. Храм же может строиться только на деньги верующих, не запятнавших себя грехами экономического мошенничества, удержанием платы наемников и воровством. О покаянии богатого человека Закхея сказано: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк.19:8 ). Став нищим на земле, Закхей оказался богачом на Небесах. Преподобный Ефрем Сирин учил: «Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями или когда пожирается тело его, угрызаемое внутри змеей» . Нравственному совершенствованию богатство нисколько не поможет, а, напротив, и повредит. Богатый всем задолжал и каждому должен, ибо богатство складывается из усилий многих, а пользуются им немногие. Святитель Василий Великий учил: «Блаженны те, которые, имея богатство, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может делать нечто доброе. Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (то есть для раздачи)» . Здесь Василий Великий говорит о богатстве, которое проистекает от усилий человека и по Божьему благословению, – и то он должен его раздавать.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010