Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Село Архангельское Каменского района Тульской области. Строителями первой церкви (деревянной) были Дмитрий Боев, Андрей Шибаев и Мишка Савельев. Это стало известно из допроса (и челобитной помете приказа Розыскных дел) свояка Матюшки Боева, который служил стряпчим у князя Василия Васильевича Голицына. Стряпчий – это дворцовый слуга, придворный чин, следующий ниже за стольником. Всего в селе в разное время было построено четыре храма. В 1895 г. население прихода простиралось до 712 мужского пола и 755 женского пола. Это вместе с ближайшими деревнями.  В это же время (1895 г.) в приходе  было два храма: 1) холодный каменный в честь Успения Божьей Матери и 2) каменный, теплый во имя Святителя  и Чудотворца Николая, считающийся приписным к первому (новому) храму. От первоначального и второго храма не осталось и следов, но прихожане до настоящего времени день 8 ноября чтут, как свой храмовый праздник. Во второй половине 1700-х гг. первый храм пришел в негодность и в 1771 г. был построен второй деревянный Успенский храм, на средства помещицы Анастасии Петровны Свечиной (жена бригадира Иван Ивановича Свечина). И позднее перед постройкой четвертого храма был продан в с. Ивановское, на Плаве Чернского уезда. А третий храм в селе Архангельское был построен на средства сына Анастасии Петровны и Иван Ивановича Свечиных, Петра Ивановича Свечина. Третий храм первоначально был устроен во имя Пресвятой Троицы, однопрестольным, каменным в небольшом размере в 1787 г. В таком виде он был до 1877 г., когда местный помещик дворянин Николай Дмитриевич Селезнев на свои средства  сделал теплым и возобновил его уже как во имя Святителя и Чудотворца Николая. И, наконец четвертый храм (строительство 1844-1853 гг.) другой местный помещик дворянин Николай Александрович Шишков, вместо второго (по счету) деревянного храма, проданного в Черский уезд, устроил каменный однопрестольный, но без трапезы и колокольни, храм Успении Божьей Матери. А в 1865 г. наследник храмостроителя Андрей Николаевич Шишков на свои средства устроил трапезную и колокольню, чуть позже храм внутри незначительно поновлен, потом и снаружи.

http://sobory.ru/article/?object=18664

Бутурлиновка. Кафедральный собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты В конце 19 века в Бутурлиновке с числом населения около двадцати тысяч человек имелось шесть церквей: Успенская, Воскресенская, Покровская (действующая и по ныне), Кресто-Воздвиженская, Феодосиевская, Преображенская. Они не могли вместить всех верующих, и было решено строить новый храм. В центре слободы, на торговой площади, находилась небольшая Преображенская каменная церковь, возведенная в 18 веке. Первоначальная постройка Преображенской и Успенской церкви неизвестна, но в описях и на планах 1780-х гг. они уже присутствуют, а в начале 19 в. перестраиваются из деревянных в каменные. Место это было сочтено наиболее приличествующим для нового собора. Средства надлежало собирать среди прихожан, и, хотя в слободе имелось немало зажиточных торговцев и ремесленников, без хлеботорговцев Кащенко вряд ли бутурлиновцы решились бы на такие траты. Проект грандиозного по размерам сооружения был выполнен в 1885 году архитектором строительного отделения Воронежского губернского правления Владимиром Всеволодовичем Стойновским (1850-1898) при участии архитекторов Д.В. Знобинина и С. Л. Мысловского. Имя Стойновского В.В. указано на мраморной закладной доске, обнаруженной во время реставрации под штукатуркой. В.В. Стойновский вскоре покинул Воронеж и наблюдать за воплощением его замысла был назначен его сослуживец, гражданский инженер Станислав Людвигович Мысловский (1856-1918) – известный зодчий, которым выполнен проект Христо-Рождественской Церкви в Анне. Инициатором строительства был крупный предприниматель мукомол Василий Михайлович Кащенко. В 1886 году он умер, и старостой Преображенской Церкви стал его сын, коммерции советник Алексей Васильевич Кащенко, ему помогали младшие братья Александр и Иван. Закладная доска называет и других старателей из числа бутурлиновцев: крестьяне Федор Иванович Шевцов; Федор Михайлович Головчанов и Алексей Иванович Момров. В том же 1886 году начались строительные работы. Церковь Преображения была разобрана, за исключением трапезной, которую временно приспособили под богослужения. Через пять лет вырос величественный краснокирпичный пятиглавый собор. Еще два года ушло на отделку интерьеров. Срок этот весьма короткий для столь масштабных работ. Подрядчиком по строительству собора был государственный крестьянин из Козловки Павел Иванович Филатов (1847-1917). Имен сотен рабочих-каменщиков мы не знаем, но результатами их мастерства восхищаемся до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=02354

Д.Н. Бантыш-Каменский Часть 1 • Часть 2 • Часть 3 Содержание Государствование Императора Петра Великого 1-й Генерал Фельдмаршал Граф Федор Алексеевич Головин 2-й Генерал-Фельдмаршал Герцог Крои 3-й Генерал-Фельдмаршал Граф Борис Петрович Шереметев 1-й Генерал-Фельдмаршал-Лейтенат Барон Огильвий 2-й Генерал-Фельдмаршал-Лейтенент Гольц 4-й Генерал-Фельдмаршал, 1-й Генералисимус Князь Александр Данилович Меншиков 5-й Генерал-Фельдмаршал Князь Аникита Иванович Репнин Государствование Императрицы Екатерины I 6-й Генерал-Фельдмаршал Князь Михаил Михайлович Голицын 7-й Генерал-Фельдмаршал Граф Сапега 8-й Генерал-Фельдмаршал Граф Яков Вилимович Брюс Государствование Императора Петра II 9-й Генерал-Фельдмаршал Князь Василий Владимирович Долгорукий 10-й Генерал-Фельдмаршал Князь Иван Юрьевич Трубецкой Государствование Императрицы Анны Иоанновны 11-й Генерал-Фельдмаршал Граф Миних 12-й Генерал-Фельдмаршал Граф Ласси Правление Великой Княгини Аннаы Леопольдовны 2-й Генералисимус Принц Брауншвейг-Люнебургский Антон-Ульрих Государствование Императрицы Елисаветы Петровны 13-й Генерал-Фельдмаршал Лудовик-Вильгельм, Принц Гессен-Гомбургский 14-й Генерал-Фельдмаршал Граф Кирилл Григорьевич Разумовский 15-й Генерал-Фельдмаршал Князь Никита Юрьевич Трубецкой 16-й Генерал-Фельдмаршал Граф Александр Борисович Бутурлин 17-й Генерал-Фельдмаршал Граф Алексей Григорьевич Разумовский 18-й Генерал-Фельдмаршал Степан Феодорович Апраксин 19-й Генерал-Фельдмаршал Граф Петр Семенович Салтыков 20-й Генерал-Фельдмаршал Граф Александр Иванович Шувалов 21-й Генерал-Фельдмаршал Граф Петр Иванович Шувалов 23-й Генерал-Фельдмаршал Принц Георг Голштинский     Государю Императору Николаю Павловичу, Самодержцу Всея России Всемилостивейший Государь! В незабвенный 1812 год имел я счастье посвятить Александру Благословенному Деяния Любимцев Петра Великого. Он благосклонно принял труд мой и поощрил к дальнейшим занятиям. Ваше Императорское Величество удостоили меня одинакого счастья, дозволив, в 1830 году, украсит Августейшим Именем Вашим Историю Малой России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иконостас русских героев! В Санкт-Петербурге в книжной сети «Буквоед» прошла презентация диска с историческими миниатюрными фильмами «Русские герои» 08.06.2013 492 Время на чтение 6 минут Вчера, 7 июня, в Санкт-Петербурге в книжной сети «Буквоед» «Парк культуры и чтения» прошла презентация диска с историческими миниатюрными фильмами «Русские герои» . В мероприятии приняли участие: председатель движения «Санкт-Петербург - духовная столица» Елена Бабич, настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, директор Мемориального музея-квартиры св. прав. Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик и доктор исторических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Андрей Иванов. Открывая презентацию, Елена Бабич поблагодарила руководство «Буквоеда» и лично генерального директора петербургской книжной сети Дениса Котова за то, что он любезно согласился предоставить помещение для проведения этого мероприятия. Затем выступил доктор исторических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Андрей Иванов, который, собственно, и собирает материалы для этих исторических миниатюр и составляет тексты фильмов. Ученый отметил, что название проекта «Русские герои» получилось как бы само собой. Предлагались и другие названия, но прижилось именно это. Русский в данном контексте не является этнической принадлежностью. Авторы проекта под русскими героями подразумевают всех тех наших сограждан, кто готов жертвовать собой ради Родины, при этом их этническая принадлежность не имеет никакого значения. В этом отношении название проекта, отметил историк, получилось заостренным. Сначала авторы проекта, вспоминает Андрей Иванов, собирались рассказывать только о забытых русских героях, неизвестных большинству нашего народа. Предполагалось восстановить память о тех героях, которые когда-то были легендарными, но в силу ряда причин оказались в полном забвении. Проект создавался с целью восстановления исторической памяти. Однако постепенно авторы проекта решили расширить диапазон героев, которые могут войти в диск. Отныне рассказ будет вестись не только о забытых героях, прославившихся военными подвигами, но и об известных героях, героях труда и т.д. Первый диск проекта «Русские герои», подчеркнул доктор исторических наук, содержит истории разных людей. В основном их подвиг связан с войной. Это обстоятельство неслучайно, поскольку именно в войне, продолжил он, в полной мере проявляются как лучшие, так и худшие человеческие качества. Однако героизм, считает историк, проявляется не только на войне, но и практически во всех сферах жизни. Поэтому авторы проекта и решили говорить, в том числе и о тех героях, чей подвиг не сопряжен с военными действиями.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/8/iko...

Закрыть День памяти преподобного Варсонофия Оптинского Сегодня мы также вспоминаем художника М.А.Врубеля, черносотенца А.И.Дубровина, мецената М.К.Тенишеву, историка Н.П.Лихачева, зоолога Г.П.Дементьева, академиков И.Н.Блохину и В.С.Авдуевского 14.04.2024 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского (XIV). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелёгок. В миру прошла большая часть его жизни – 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», – сказал тогда молодому полковнику преподобный старец. По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/de...

Отец Макарий, игумен и священно-архимандрит Афонского Пантелеимонова монастыря (Память 19 июня). Отец Макарий (в мире – Михаил Иванович Сушкин) был учеником знаменитого старца-духовника Пантелеимонова монастыря, отца Иеронима 23 . Под руководством его воспитался в нем тот строгий, деятельный монашеский дух, который, при благой помощи Божией, послужил во благо и славу Русского имени на Афоне. Отец Макарий явился продолжателем того великого дела, которое начал о. Иероним, и он же закончил, т.е., окончательно восстановил русское монашество в Пантелеимоновом монастыре на св. горе Афонской. Родители приснопамятного отца Макария были богатые тульские купцы миллионеры, Иван Дионисиевич и Феодосия Петровна Сушкины. У них было 4 сына: Василий, Иван, Петр и Михаил. Михаил Иванович родился 16 февраля 1821 года. На третьем году после рождения сына Михаила Иван Дионисиевич по торговым делам из Тулы переехал на жительство в Петербург со всем семейством, кроме последнего сына, который был оставлен у своей бабушки и прожил у нее почти до семилетнего возраста. В это время он обучался церковному чтению и едва не был обращен в раскол. Около семи лет мальчик Михаил был доставлен в Петербург к своим родителям. Здесь он обучался в течение пяти лет в одном частном пансионе, где проходил известный курс коммерческих наук на русском языке, французский и немецкий языки. На 14-м году своей жизни Михаил Иванович окончил школу, вступил на коммерческое поприще и стал помогать отцу и братьям в торговых делах. Его чистая душа не могла привыкнуть к этой новой жизни: он стал углубляться в чтение божественных книг и подумывать о монашестве. Затем, когда ему стали поручать уже самостоятельно вести торговые предприятия и дела, он было стал увлекаться светской жизнью, но Промысл Божий хранил Своего избранника. Особенно важен в биографии о. Макария 1845 год, когда произошло тесное сближение его с матерью, женщиной глубоко религиозной. Особенно повлияла на Михаила Ивановича их совместная поездка в Киев в июне 1847 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П.В. Долгоруков Арсеньевы Ослан-Мурза, знатный татарин из Золотой Орды, принял Святое Крещение, с именем Прокопия, в 1389 году, и женился на Марие Зотовне Житовой, отец коей был стольником при дворе великого князя Димитрия Донского. У них было пять сыновей: Арсений, родоначальник Арсеньевых; Фёдор, родоначальник Сомовых; Яков Кременецкий, родоначальник Ждановых, и угасших фамилий Кременецких и Яковцевых; Павел, родоначальник Павловых, и Лев, по прозвищу широкий рот, родоначальник Ртищевых. У Арсения Прокофьевича были: сын Лев, и внук Павел, потомству коего мы здесь помещаем поколенную роспись. отцовский ОТ ОСЛАНА-МУРЗЫ КОЛЕНО IV: Павел Львович Арсеньев КОЛЕНО V: Тимофей Павлович Григорий Павлович КОЛЕНО VI: Макарий Тимофеевич Юрий Тимофеевич Василий Тимофеевич Данило Григорьевич КОЛЕНО VII: Фёдор Макарьевич Степан Макарьевич Моисей Макарьевич нехороший Андрей Юрьевич Семён Васильевич Андрей Данилович ташлык КОЛЕНО VIII: Степан Фёдорович Юрий Фёдорович † 1635, женат на Ксение Ивановне NN Фёдор Фёдорович Фёдор Степанович Никита Моисеевич Иван Андреевич Семён-Богдан Андреевич Андрей-Богдан Семёнович Гавриил Семёнович Лев Андреевич КОЛЕНО IX: Осип Степанович Григорий Степанович Леонтий Степанович Аггей Степанович Иван Юрьевич Кирило Юрьевич Фёдор Юрьевич † 1656, женат на Марие Петровне Давыдовой Андрей Юрьевич Перфилий Юрьевич; женат: 1) на Евдокие Семёновне Ивашкиной; 2) на княжне Пелагее Ивановне Друцкой; (вдове, по первому браку, Ивана Никитича Племянникова) Иов Фёдорович Иван Фёдорович Иван Фёдорович Афанасий Фёдорович Григорий Фёдорович Богдан Никитич Мартемьян Никитич Степан Иванович Фёдор Иванович Павел Иванович Иван Семёнович Маркел-Воин Андреевич Самуил Андреевич Владимир Гаврилович Семён Гаврилович Никита Львович Андрей Львович Лавр Львович КОЛЕНО X: Лука Осипович Федосий Осипович Назарий Осипович Артемий Осипович Матвей Осипович Лукьян Аггеевич Ефим Аггеевич Михайло Фёдорович Иван Перфильевич Фёдор Перфильевич, женат: 1) на Ефимие Никифоровне Елагиной; 2) на Акулине Харлампиевне Офросимовой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

протоиерей Петр Белюстин Василий Васильевич Болотов  – сын причетника Троицкого собора г. Осташкова, тверской губернии – Василия Тимофеевича Болотова. Матушка его Марья Ивановна была дочь священника села Кравотыни 1 . Отец ее – Иоанн Васильевич Вишняков давно умер, оставив ее на руках жены своей Анны Стефановны маленькой девочкой. Таким образом, матушка Василия Васильевича росла сиротой и жила вместе с матерью своей безотлучно в селе Кравотыни, в своем собственном домике, который стоить и поныне. Она вышла замуж девицею 10 мая 1853г., имея от роду 27 лет, за Василия Тимофеевича Болотова – вдовца, имевшего от 1-й жены сына и дочь. Вдовец с детьми, причетник, нет сомнения, не мог искать невесты богатой и остановился на бедной Кравотынской сироте – поповне, которая как с собой ничего не могла принести в дом мужа вдовца, так и там ничего не встретила, кроме бедности. Рассказывала покойная матушка (она скончалась в 1899 году) Василия Васильевича Марья Ивановна, что когда после венца (свадьба была в г. Осташков) приехала на квартиру, то к её мужу пришли кредиторы требовать деньги за гроб его первой покойной жены. Коротка была семейная жизнь Марьи Ивановны с мужем вдовцом: осенью того же 1853 год она осталась вдовой. Обыкновенно каждый год, особенно осенью, при замерзании озера Селигера, окружающего г. Осташков с трех сторон, и весною, при вскрытии, немало неосторожных платится жизнью. Случилось так, что когда забереги стали, т.-е. берега на известном пространстве затянулись легким льдом, и гуси Василия Тимофеевича, увлекшись перспективою вод за чертою молодого льда, удалились от берега, то Василий Тимофеевич, чтобы не лишиться, может быть, единственного своего достояния, пустился за ними в погоню; но молодой лед не выдержал отважного загонщика и он погрузился в глубину вод (берега г. Осташкова сразу глубоки), без всякой надежды на спасение, потому что на молодом льду почти нет никакой возможности оказать кому-либо помощь. Это случилось 16 ноября 1853 года. Василию Тимофеевичу в момент смерти было 45 лет от роду. Потеряв так скоро мужа, Марья Ивановна, тогда уже беременная, быстро решила где ей приютиться. В Осташкове оставаться было не около чего: покойная сама рассказывала, что во время жизни с мужем в городе они, кроме долгов, ничего не нажили. После смерти Василия Тимофеевича все мало-мальски ценное из имущества было продано на уплату долгов; остальное же впоследствии поделено между пасынком, падчерицею и потом родившимся Василием Васильевичем, на долю коего пришлось сорок рублей 2 . Вот тот капитал, с которым вступил в жизнь впоследствии неутомимый труженик науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

священник Игорь Иванов Священник Игорь Анатольевич Иванов – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (igivan74@mail.ru). В статье рассматривается биография церковного историка и византолога, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Ивановича Бриллиантова , ученика и преемника профессора Василия Васильевича Болотова . Для обоих ученых был характерен скрупулезный подход к научным источникам, великолепное знание современных отечественных и зарубежных исследований, детальное рассмотрение изучаемых вопросов, а также стройная и логичная методология. При этом у них была ясная верность Преданию Церкви и следование традициям церковно-академической науки. В итоге такой научно-аскетический синтез приводил в плодотворной и разнообразной научной и архивной деятельности, что не могло не отразиться на общественном признании ее результатов, как в царский, так и в советский период жизнедеятельности А.И. Бриллиантова . Ключевые слова: византиноведение, церковная история, А.И. Бриллиантов , В.В. Болотов , гонения на Русскую Православную Церковь в ХХ веке в Советском Союзе. В августе 2017 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося деятеля российской церковной науки и преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии – доктора церковной истории, профессора Александра Ивановича Бриллиантова . Изучение его биографии наряду с описанием и переизданием его наследия более-менее активно осуществлялись 1 в девяностые и нулевые годы, однако, к сожалению, в последнее десятилетие интерес к его исследованиям был не особенно заметен в научной среде. И это при том, что к 2007 году были переизданы многие его сочинения – как отдельные монографии, так и сборники его трудов: «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены» (1998); «Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г.; О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника (2006); «К вопросу о философии Эригены; К истории арианского спора; Происхождение монофизитства: Труды по истории древней Церкви» (2006); «Лекции по истории древней Церкви» (2007) 2 . Здесь следует упомянуть, что на сайте научного журнала «Христианское чтение» в архиве номеров наличествуют все 30 публикаций А.И. Бриллиантова (с 1898 по 1916 год) 3 3, а на сайте azbyka.ru также размещены некоторые работы ученого. Таким образом, есть основания полагать, что для детального знакомства с концепциями и методикой А.И. Бриллиантова у современного богослова имеются в доступе ключевые сочинения этого историка Церкви 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Тума. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкий храм Карта и ближайшие объекты В 1823 г. было начато строительство ныне существующей Троицкой церкви с дополнительными приделами в честь Арх.Михаила, Покрова Богородицы, Свт. Николая и прор. Илии. Дополнительные приделы церкви были освящены в 1841 г. А центральный – Троицкий в 1851 г., т.к. в 1848 г. произошел пожар и повредил готовый к освящению иконостас. Колокольня тумской церкви была достроена к 1863 г. Башня колокольни высотой 65 м, сложена из белого камня. Высота шпиля с крестом около 15 м. Так что общая высота около 80 м. Ранее относилась к Касимовскому уезду. Каменная церковь была построена в селе Туме в 1841 году на средства прихожан. В 1851 году пристроена была восточная часть, обновленная в 1878 году и «расширенная на обе стороны» после пожара в 1901 году. Трапезная обновлялась дважды в 1866 году (иконостас и роспись) и после пожара 1901 года. Колокольня отстроена в 1863 году, возобновлена в 1902 году. В 1910 году храм был расписан внутри. Престолов три: во имя Святой Троицы – восточный, во имя Св.Николая Мирликийского и пророка Илии в трапезной. Церкви также принадлежали здания: мужской школы, построенной в 1885 году и перестроенное с подведением каменного этажа и поднятием деревянного в 1901 году; причтовый дом, построенный в 1885 году; девять каменных корпусов, из которых два двухэтажные; два ряда деревянных лавок, каменный столб на месте сгоревшего в 1841 году храма, каменная часовня, построенная в 1887 году на месте деревянной; школьные здания во многих деревнях. Во многих деревнях прихода имелись деревянные, благоустроенные часовни, в деревне Мордвинове – каменная, в которых богослужения не проводились. К приходу относились школы различных сёл и деревень, некоторые из которых помещались в церковных домах , на содержание их от церкви выделялись средства. В 1915 году в них обучалось 635 мальчиков и 390 девочек. Заведующими и законоучителями в школах с 1886 года были настоятель Троицкого храма протоиерей Степан Иванович Остроумов, протоиерей Александр Иоакимович Сперантов, священник Василий Федорович Гридин, священник Федор Иванович Дмитриевский, дьякон Иван Евфимиевич Обновленский; преподавателями были псаломщики Александр Петрович Соколов и  Григорий Иванович Молчанов.

http://sobory.ru/article/?object=04499

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010