П.В. Долгоруков Князья Трубецкие Имя Трубецких приняли от владения городом Трубчевском (в нынешней Орловской губернии). отцовский ОТ ГЕДЕМИНА КОЛЕНО III: Корибут, во Святом крещении Дмитрий Ольгердович, внук Гедиминов, Великий Князь Трубчевский, Брянский и Новагорода-Северского 112 ; женат: 1) на княжне Любови Иоанновне Московской, сестре Великого Князя Димитрия Донского; 2) на княжне Анастасие Олеговне Рязанской КОЛЕНО IV: Князь Иоанн Дмитриевич † 12 мая 1399 Князь Михайло Дмитриевич, удельный князь Трубчевский Князь Фёдор Дмитриевич, удельный князь Несвижский и Збаражский, родоначальник князей Воронецких и угасших князей: Вишневецких, Збаражских и Портецких Князь Сигизмунд Дмитриевич † 1431 (избран был Гусситами на престол Богемский) Князь Андрей Дмитриевич † 12 мая 1399 Княжна Анастасия Дмитриевна, за князем Василием Михайловичем Кашинским Княжна Елена Дмитриевна, за герцогом Ратиборским Иоанном II КОЛЕНО V: Семён Михайлович, удельный князь Трубчевский Князь Юрий Михайлович КОЛЕНО VI: Иван Семёнович, удельный князь Трубчевский Князь Иван Юрьевич Князь Александр Юрьевич КОЛЕНО VII: Андрей Иванович, во иноках Адриан; последний удельный князь Трубчевский † 1546 Князь Иван Иванович † 1513 Князь Фёдор Иванович † 1541 Князь Семён Иванович, боярин, потом инок Серапион † 1533 Князь Семён-Богдан Александрович КОЛЕНО VIII: Князь Михайло Андреевич † 5 декабря 1557; женат на Ксении NN (во инокинях Анисия) Князь Василий Андреевич † 1561; женат на Анастасие NN Князь Никита Андреевич Князь Роман Семёнович Князь Василий Семёнович Князь Александр Семенович; женат на NN Васильевне Бороздиной Князь Михайло Семёнович † 15 декабря 1565 КОЛЕНО IX: Князь Фёдор Михайлович, боярин, потом схимник Феодосий † 1 января 1602; женат на Степаниде NN Князь Андрей Вассильевич, боярин; женат на Евдокие NN Князь Никита Романович, боярин, потом инок Иона † 1608; женат на Евдокие Михайловне NN † 1629 Князь Тимофей Романович, боярин, потом инок Феодорит † 12 ноября 1602; женат на Ксение Семёновне NN (во инокинях Каптелина)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf Библеисты Амфилохий (Казанский-Сергиевский Павел Иванович) (1818–1893) Преосвященный Амфилохий (в мире Павел Иванович Казанский-Сергиевский) родился 20 июня 1818 года в селе Любицы Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье священника. В 1829 году поступил в Боровское Духовное училище, из которого в 1834 году перешел в Калужскую Духовную семинарию. В 1840 году Павел Иванович окончил с отличием курс и в том же году поступил в Московскую Духовную Академию. По документам Академии он числился Казанским, в дальнейшем ему была присвоена фамилия Сергиевский. В ноябре 1842 года Павел Иванович принял монашеский постриг с именем Амфилохий. По окончании курса в 1844 году иеромонах Амфилохий был назначен смотрителем Суздальского Духовного училища, где преподавал также греческий язык, географию и нотное пение. В 1852 году он был возведен в сан архимандрита и перемещен на должность смотрителя духовных училищ в Ростов и вместе с тем назначен настоятелем Борисоглебского монастыря на реке Устье недалеко от Ростова. В 1856 году архимандрит Амфилохий по рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова) был назначен настоятелем Воскресенского ставропигиального Новоиерусалимского монастыря, основанного Патриархом Никоном . Через несколько лет по состоянию здоровья он был переведен в братию Московского Покровского миссионерского монастыря. В 1870 году по ходатайству митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) архимандрит Амфилохий был назначен настоятелем Даниловского монастыря в Москве. 1 мая 1888 года он был хиротонисан во епископа и назначен викарием Ярославской епархии, епископом Угличским. Поселился преосвященный Амфилохий в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, где почивают мощи одного из наиболее почитаемых святых – святителя Димитрия Ростовского . Первый печатный труд преосвященного Амфилохия, академическое курсовое сочинение «О трех обетах монашества: девстве, нестяжании, послушании», был издан в 1845 году. Пребывание в Новоиерусалимском монастыре, славившимся своей библиотекой, определило направление деятельности преосвященного Амфилохия как ученого. Живя в Москве, он занимался изучением и изданием древнеславянских и греческих рукописей, хранившихся в Синодальной библиотеке и в Румянцевском музее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16-е † Преставление преп. княгини Софии Юной дочери боярина Юрия Константиновича Сабурова неожиданно выпала блистательная доля. Для наследника Московского престола, по воле великого князя, собраны были девицы-невесты, лучшие по красоте и здоровью; из 500 выбрали 10, и из этих десяти молодой князь Василий выбрал себе невесту 207 . Это была Соломония Юрьевна Сабурова. Сент. 4-го 1505 года совершён был законный брак, а с 28 октября Василий был уже великим князем. – Но прошло пять, десять, 15 лет, а великая княгиня бездетна. Это – скорбь для супруга, а ещё более для супруги. – Великий князь сперва охладел в любви к супруге, потом стал обнаруживать и негодование. Один посланник при дворе вел. князя говорит: «не имея детей, Василий не уважал супруги, так что я, находясь в Москве, должен был ходатайствовать о свободе брата её, сидевшего в темнице за лёгкую вину» 208 . – Наконец, в 1525 г. великий князь решился развестись с неплодной Соломонией, чтобы вступить в брак с княжной Глинской. Государству, говорили, необходим наследник престола. Если бы у Василия не было и братьев, добрая цель не оправдывает собой незаконного средства, и не благословение, а гнев Божий, низводят на государство дела незаконные. Так говорили и лучшие современники Василия 209 , между прочими преп. Максим Грек . – Но перед силой закон бессилен; страсть князя к Глинской признали обидой для себя голоса чистой совести 210 . От невинной Соломонии потребовали, чтобы она по воле приняла монашество. Она отвечала, что не чувствует в себе такого желания. Её вывели из дворца. Ноября 25-го 1525 года «великий князь Василий велел постричь свою великую княгиню» 211 . При выполнении этой воли, слуги князя доходили до того, что ругали и даже били бывшую княгиню. Её постригли в Рождественском девичьем монастыре с именем Софии и отправили в Суздальский Покровский девичий монастырь 212 . «Вот я князь великий Василий Иванович всей России пожаловал старицу Софию в Суздале моим селом Вышеславским с деревнями и новосёлками, – после её смерти это село поступит в дом Пречистой Богородицы, к Покрову»: – так писал Василий в грамоте от 19 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вырица — чудесный посёлок, раскинувшийся на берегах реки Оредежи к югу от Петербурга. Некогда он входил в имения Витгенштейнов, затем стал излюбленным дачным местом петербуржцев. Здесь любил отдыхать писатель и философ Василий Васильевич Розанов. Здесь родился палеонтолог и философ Иван Ефремов. Здесь провёл последние девятнадцать лет своей жизни великий молитвенник и печальник земли Русской старец Серафим, в 2000 г. причисленный Русской православной церковью к лику святых. В миру его звали Василий Николаевич Муравьёв. Он родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье благочестивых православных христиан Николая Ивановича Муравьёва и его жены Хионии Алимпьевны. С детства Василий проявлял недюжинные способности — самостоятельно выучился грамоте и математике. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь, жития святых. Образцом для подражания в будущем — пустынные отшельники Макарий Великий, Мария Египетская, Пахомий Великий, Павел Фивейский, Антоний Великий. Муравьёвы часто ездили по святым местам России, и всюду юноша стремился увидеть ту жизнь, о которой мечтал, читая житийную литературу. После преждевременной кончины отца Василий взял на себя бремя забот о семье. В Петербурге он получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного Двора, работал старательно и почти все деньги отправлял семье. Он мечтал о монашеском подвиге, но этой мечте суждено было сбыться лишь сорок лет спустя. Молодой коммерсант часто ездил из северной столицы в первопрестольную и всегда посещал Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, где жил старец Варнава (Меркулов), ставший его духовным отцом. В 1890 г., по благословению старца, Василий Муравьёв женился. С Ольгой Ивановной ему суждено было прожить тридцать лет. Вскоре двадцатишестилетний Василий Николаевич открыл уже своё собственное дело — контору по торговле пушниной. И очень быстро стал одним из пяти главных мехоторговцев Петербурга. При этом в его семье соблюдался самый строгий, почти монашеский устав православной жизни! Бывает ли такое в среде современных коммерсантов?..

http://pravoslavie.ru/60570.html

И.А. Колонтаев Данная статья посвящена непростому жизненному пути епископа Кирилла (Наумов Василий Николаевич; 25.12.1823–10.02.1866), который является выпускником Санкт-Петербургской Духовной Академии. Основная деятельность его связана с Русской духовной миссией в Иерусалиме, куда он был назначен начальником в сане епископа, а позднее после политических интриг и конфликтов отправлен на покой в Спасо-Преображенский монастырь Казани. Его жизненный путь закончился трагически, а его личность осталась в безызвестности. Василий Николаевич Наумов родился 25 декабря 1823 года в городе Калуге. Дата его рождения по новому стилю относится к 1824 году. Мальчик родился в потомственной семье священнослужителей. Отец Василия, Николай Милайлович Наумов 1 был диаконом Михаило-Архангельской церкви города Калуги, а его дяди протоиерей Иоанн Михайлович Наумов и протоиерей Степан Михайлович Наумов окончили Санкт-Петербургскую Духовную Академию (далее СПбДА) и несли свое служение в Петербурге. Протоиерей Иоанн проявлял заботу к своим племянникам: Василию, Николаю и Елизавете. Николай был младшим братом Василия, учился также в СПбДА, окончив свое обучение двумя годами позже. Детские годы Василий провел в доме бедного отца, у которого была большая семья. С детства мальчик был окружен религиозным духом семьи, что впоследствии оказало влияние на его выбор служить Церкви. Начальное образование Василий получил в калужских духовных учили- щах. Он окончил обучение в приходском и уездном духовном училище, годы обучения (1832–1838 г.). Поступление в эти учебные заведения было характерно для детей священства. Во время своего обучения он учился прилежно и отличался скромностью и кротким характером 2 . Интерес Василия к наукам и хорошее поведение было замечено уже в первый год обучения в семинарии. После окончания Калужской Духовной семинарии в составе богословского класса Василий Николаевич был назначен к поступлению в СПбДА 3 . В 1843 году Василий Николаевич Наумов поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию. Он является студентом XVII курса, который по своему составу был довольно большой. В Петербургской Академии В. Н. Наумов учился с большим успехом, среди его товарищей были такие выдающиеся, талантливые в учености люди, как Евграф Иванович Ловягин и Моисей Александрович Голубев , которые после окончания обучения в СПбДА впоследствии стали вместе с Наумовым профессорами родной им Академии. Первые три магистра курса: Евграф Ловягин , Моисей Александрович Голубев и иеромонах Кирилл (Наумов) . Все они были оставлены при Академии бакалаврами, а также 4-й – П. Е. Колоссовский 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Декабря 18 (31) Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской «От юности Христа возлюбил еси…» Священномученик Фаддей родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия Федоровича Успенского и его супруги Лидии Андреевны и в крещении был наречен Иоанном в честь преподобного Иоанна Дамаскина. Прадед священномученика, священник Иоанн Яковлев, служил в Успенском храме в селе Чиресь Лукояновского уезда. Его сын, Федор Иванович, после окончания в 1846 году Нижегородской духовной семинарии был рукоположен во священника к этому же Успенскому храму, где прослужил около полувека и первый получил фамилию Успенский по имени храма, в котором служил сначала его отец, а затем и он сам. Все домашние почитали его как сугубого молитвенника, человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое и снисходительное к человеческим немощам сердце. Из всех внуков дедушка больше других любил Ивана, которого он называл архиереем. Окончив Нижегородскую духовную семинарию, Василий Федорович 10 сентября 1870 года был назначен учителем в село Наруксово и 21 сентября обвенчался с девицей Лидией, дочерью священника Андрея Ивановича Цветаева, служившего ранее в Троицкой церкви в этом селе. 11 октября Василий Федорович был рукоположен во священника к Троицкой церкви. В 1873 году, когда Ивану было несколько месяцев, отец Василий был переведен служить в Нижний Новгород, где и прошли детство и юность Ивана. В 1873-м и 1874-м годах отец Василий исполнял должность помощника инспектора Нижегородской духовной семинарии. В 1875 году он был назначен священником и законоучителем в Мариинский институт благородных девиц – учебное заведение, созданное для получения образования дочерей потомственных дворян и военных не ниже штаб-офицерского чина, а также дочерей купцов 1-й и 2-й гильдии. Здесь преподавались: Закон Божий, история, география, русская словесность, арифметика, естествознание, физика, французский и немецкий языки, чистописание, рисование, музыка, пение, танцы, изящные и хозяйственные рукоделия. В 1899 году отец Василий, возведенный к этому времени в сан протоиерея, был назначен настоятелем Покровского собора в городе Васильсурске. У протоиерея Василия и его супруги Лидии Андреевны было восемь сыновей и две дочери. Сын Александр стал впоследствии преподавателем Орловской духовной семинарии, Владимир – преподавателем в Санкт-Петербургском епархиальном женском училище, Василий – доцентом Санкт-Петербургской духовной академии, Николай – служащим, Борис окончил Нижегородскую духовную семинарию, но впоследствии избрал профессию врача, Михаил окончил Нижегородскую духовную семинарию, Федор стал служащим, дочери Нина и Лидия вышли замуж, муж одной был профессором Казанского университета, у другой – священником.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 2 6 (9 декабря) Священномученик Василий Агафоников Священномученик Василий родился 5 марта 1885 года в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье Владимира Яковлевича и Марии Андреевны Агафониковых. Его отец служил псаломщиком в Свято-Троицкой церкви в селе Медяны, мать была дочерью псаломщика Андрея Яковлевича и Пелагии Ивановны Трониных. Мария Андреевна обладала прекрасным слухом и хорошим голосом и знала наизусть около трехсот народных песен, в которых отражались нравственные воззрения и исторические предания русского народа, что оказало немалое влияние на Василия и его старших братьев Николая и Александра. Большое влияние имел на братьев известный в Вятской земле пастырь и проповедник Николай Михайлович Зубарев, который был крестным отцом Александра и Василия Агафониковых, и впоследствии, когда Александру пришло время учиться, отец Николай настоял, чтобы родители отдали Александра в женскую церковноприходскую школу, которой он заведовал, а не в мужскую земскую, куда тот должен был идти и в которой, как и почти во всех земских школах, в то время процветало безбожие. После поступления в школу старшего брата Александра туда же поступил и Василий, хотя ему в то время исполнилось всего шесть с половиной лет. По окончании Вятской Духовной семинарии Василий женился на девице Клавдии Кошурниковой и был рукоположен во священника ко храму в селе Мелянда Уржумского уезда, а через год переведен в Введенскую церковь в селе Немы Нолинского уезда и тогда же утвержден заведующим и законоучителем Власовской школы Вятского братства святителя и чудотворца Николая, а также законоучителем Немской земской школы. Летом 1910 года отец Василий был переведен в родное село Медяны, где служил его престарелый отец, в марте этого же года рукоположенный в сан священника. В январе 1913 года отец Василий был переведен в Покровскую церковь в селе Ситьма Нолинского уезда, а в марте 1920 года назначен служить в Благовещенскую церковь в селе Бобино Вятского уезда.

http://fond.ru/kalendar/1362/vasiliy/

Святитель Василий Кинешемский: О «подвигах», доверии и червоточине Один червячок греха, если его не истребить вовремя, может размножиться в громадном количестве, порождая новые пороки, захватывая все стороны души и подтачивая ее здоровые ткани 20 июня, 2014 Один червячок греха, если его не истребить вовремя, может размножиться в громадном количестве, порождая новые пороки, захватывая все стороны души и подтачивая ее здоровые ткани 20 июня – память Собора Иваново-Вознесенских святых. В 2000 году епископ Василий Кинешемский был причислен Церковью к лику святых. Вот несколько отрывков из любимой всеми книги святителя Василия «Беседы на Евангелие от Марка». Епископ Василий (Преображенский) был родом из Кинешмы, на Волге, в нынешней Ивановской области. Отец его был священником. Сын Вениамин (так звали будущего епископа) получил отличное образование, много бывал за границей, преподавал в средних школах. Он был одним из основателей и руководителей движения скаутов в дореволюционной России – движения молодежи к добрым качествам, к борьбе с недостатками, к служению ближним и своей стране.  Уже немолодым человеком Вениамин вернулся в родную Кинешму и стал священником в том самом Вознесенском храме, где служил его отец. Этот храм открыт и сегодня. Вскоре он принял монашество, получил новое имя – Василий – и был поставлен епископом города Кинешмы. Первой его заботой было просвещение жителей, борьба с невежеством, грехами и предрассудками. Народ сразу полюбил нового епископа. …Почти всю свою оставшуюся жизнь епископ Василий провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Но и там он не падал духом, оставался верен Христу и Его Церкви, помогал людям, чем мог. Его сочинения и письма до сих пор служат нам источником знания и вдохновения.  Нужны ли такие «подвиги»? Я помню одного странника. Высокий, сухой, но еще крепкий, жилистый старик. Он носил под рубашкой на голом теле страшно тяжелую двойную цепь, наглухо заклепанную на груди и на спине. Его шапка представляла собой тяжелую свинцовую чашку фунтов в пятнадцать, обшитую вылезшим мехом. Длинная, выдолбленная внутри палка была тоже налита свинцом. Всегда он носил на себе не менее двух пудов. Его тяжелая, мерная походка под аккомпанемент звякающих цепей была слышна издалека. Плечи до кости были проедены тяжелыми цепями, и носить их было, несомненно, настоящим мучением.

http://pravmir.ru/svyatitel-vasiliy-kine...

Часть первая Глава I. О родителях Отца Зосимы Родители Отца Зосимы, Василий и Анна, были люди благородные, знаменитые и богатые. Болярин Василий Данилович Верховский был Воеводою в Смоленской области, а супруга его Анна Ивановна происходила из благородного и богатого дома Маневских. Но еще богаче и знаменитее были они душевными качествами, ибо более заботились о нетленном вечном богатстве, нежели о преходящем временном, которое, по их благочестию и усердию к церквам, по их странноприимству и щедрости к бедным и неимущим, по их милостивому снисхождению к своим крестьянам, в собирании с них оброков и доходов, с течением времени весьма уменьшалось. Несмотря на то, что они имели большое семейство: шесть дочерей и троих сыновей, они не весьма пеклись о том, чтобы оставить детям своим богатство, но вручая участь их промыслу Божию, не останавливались в творении добрых дел. Василий Данилович выстроил в одном из своих поместий, отстоящем от их дома в 3-х верстах большую прекрасную церковь ; а как дом их был недалеко от большой дороги, то странные и нищие весьма часто и не тщетно прибегали в сие гостеприимное убежище: к тому же не только собственным своим крестьянам прощали они всякие недоимки, и щедро подавали нужные пособия, но и бедные крестьяне других помещиков, – сгорит ли у кого изба, падет ли корова или лошадь, не достанет ли хлеба, и не только крестьяне, но и сами бедные дворяне, всякий с своею кровною нуждою смело прибегал к сим благотворительным людям, и они всем доставляли посильную помощь и утешение, будучи как бы не в состоянии ни в чем никому отказать, по доброте своей; вместо же всякой благодарности требовали от каждого лишь только того, чтобы благодеяния их не были разглашаемы. Но может ли град укрытися верху горы стоя? Кроме благотворительности жизнь их была украшена и другими христианскими добродетелями: усердием к посещению церковных служений и к домашней молитве, полезным чтением св. книг, особенно же Анна Ивановна любила читать Четьи Минеи; но при всем этом они не опускали обязанностей житейских, и хотя, по преклонности лет и ослабевшему здоровью, Василий Данилович, уволенный уже от службы, жил с семейством в своих поместьях, но весьма заботливо занимались они воспитанием детей своих, научая их страху Божию и благонравию; и имея также отеческое внимание о благосостоянии и добром поведении своих домашних и всех своих подчиненных. Глава II. Рождение Отца Зосимы

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Зосима (Верховский) марта 1767 – †24 октября 1833 Прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии 23 июля 2000 г. Память празднуется 24 октября/6 ноября Преподобный Зосима, в миру Захарий Васильевич Верховский, родился 24 марта 1767 года, накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Церковь празднует память преподобного Захарии; в честь его и назвали младенца при крещении. Родители Захария были люди благородные, из древнего дворянского рода. Отец его Василий Данилович Верховский дослужился в полку Смоленской шляхты до чина полковника, а мать, Анна Ивановна, была из благородного дома Маневских. В семье Верховских было шесть дочерей и три сына. С юных лет обнаружились добрые свойства мальчика. Он был простодушен, тих, кроток и молчалив нравом. Мать его любила читать вслух жития святых; жития преподобных пустынников особенно занимали душу ребенка. Когда ему исполнилось 8 лет, родители не решились отдать его в обучение, но пригласили учителей в дом. Захарий, исполняя волю родителей, старался изучить все, что преподавали учителя, но науки плохо довались мальчику. Только Закон Божий приносил отраду. Василий Данилович, видя приближающийся конец своей жизни, поспешил прежде определить сынов в царскую службу, отправив всех троих в Петербург. Младшему, Захарию, было тогда не более 15 лет. Все три брата по просьбе родителя были определены в гвардию, в один полк. Все три жили вместе на одной квартире, имели все общее, нераздельное. Юные братья были завлечены в картежную игру, много проигрывали. Захарий же решительно оставил игру и советовал и братьям сделать то же. Через неполных два года братья получили горестное известие о кончине отца. После смерти мужа Анна Ивановна предложила детям разделить имение. Когда делили имение, было между ними все тихо, всякий старался лучшее уступить другому. Через два года после смерти супруга скончалась Анна Ивановна. Детей никого при ней не было, кроме любимого сына Захария. С кончиной матери последняя нить, привязывавшая его к мирской жизни, оборвалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010