Сопровождавший его домашний врач Д. П. Маковицкий записал в своем дневнике, что Лев Николаевич «желал видеть отшельников-старцев не как священников, а как отшельников, поговорить с ними о Боге, о душе, об отшельничестве, и посмотреть их жизнь, и узнать условия, на каких можно жить при монастыре. И если можно — подумать, где ему дальше жить. О каком-нибудь поиске выхода из своего положения отлученного от церкви, как предполагали церковники, не могло быть и речи». Кстати, к ближнему кругу брата, «толстовцам», мать Мария относилась весьма терпеливо. Во всяком случае, как свидетельствует Елизавета Оболенская, «В. Г. и А. К. Чертковых она ценила и уважала, хотя считала влияние Черткова на Льва Николаевича вредным. Душана Петровича Маковицкого очень любила за его беззаветную преданность Льву Николаевичу, за его простоту и необыкновенную скромность. К остальным “толстовцам”, которых знала не много, относилась дружелюбно, но с оттенком снисходительного сожаления». В последнюю встречу, когда от ворот Оптиной пустыни Толстой приехал в Шамордино, Мария Николаевна убедила его утром все же повидать старцев. Но тут в обители появилась дочь Толстого Александра Львовна, напугавшая отца известием, что Софья Андреевна знает, где он, и едет за ним. Лев Николаевич спешно покинул Шамордино, но все же успел написать сестре: «Я не помню, чтобы, всегда любя тебя, испытывал к тебе такую нежность, какую я чувствовал эти дни и с которой я уезжаю... Л. Т. 4 ч. утра, 31». Уехав, он лишил себя благодатного общения со старцами и возможности покаяния. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: " Хотя он и Лев был, а не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана " .  После смерти Толстого (7 ноября 1910 г. —О. Л.) многие задавали его сестре вопрос: что писатель искал в Оптиной и что оставил в Шамордине. Мария Николаевна вспоминала: «Брат говорил, что он был в Оптиной, что там хорошо, что с радостью он надел бы подрясник, жил бы, исполняя самые низкие и трудные дела, но что он условием поставил бы не принуждать его молиться, чего он не может». 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Чертков Владимир Григорьевич (1875–1950) – близкий друг Толстого, издатель его сочинений. Имеется в виду Варвара Михайловна Феокритова (1875–1950) подруга Александры Львовны Толстой. Прп. Варсонофий Оптинский (в миру Павел Иванович Плеханков, 1845–1913) — по происхождению принадлежал к Оренбургским казакам, был полковником. В 1890 г. прп. Амвросий благословил его поступать в монастырь. В 1891 г. поступил в Оптину пустынь, был келейником старца Нектария В 1905 г. назначен скитоначальником, в 1910 пострижен в схиму. В 1911 г. из-за интриг и клеветы был удален из Оптиной пустыни и назначен настоятелем заброшенного Старо-Голутвинского женского монастыря, где и скончался. Канонизирован в 1996 г. Память 11 октября. Архимандрит Пантелеймон (Аржаных, 1872-?) — в 1908 г. пострижен в монахи в Оптиной пустыни, в 1911 г. рукоположен в иеромонаха; в 1914 г. назначен казначеем, во время Первой мировой войны заведовал монастырским лазаретом для больных и раненых воинов. Вместе с другими оптинцами был арестован в 1923 г., в январе 1930 г. был сослан в Сибирь. После ссылки вернулся в Козельск, где и умер. Пс. 33:22 . Имеется в виду Душан Маковицкий (1866–1921) — личный врач Толстого в последние годы его жизни, по национальности словак. См. подробнее: Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадский. М., 1994, с. 170–173. Канонарх — одно из лиц клира: его обязанностью является предначинание некоторых церковных песнопений. Он должен возглашать во всеуслышание, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает хору каждую певческую строку песнопения, которая затем повторяется хором. Голос канонарха должен быть сильным, произношение отчетливым и ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях. Феодосии (Феодосиев, 1864–1942) — в 1903 г. хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. На Смоленской кафедре находился с 1908 по 1918 г. С 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1919 г. уехал в эмиграцию, в 1922 г. был назначен архиепископом Виленским и Лидским (в юрисдикции Польской автокефальной Церкви). С 1939 г. находился на покое.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Что остановило его? Почему он не исполнил собственного намерения? Многие догадки высказываются, не станем множить их дурную бесконечность. Как бы там ни было, Толстой миновал Оптину, следуя к неведомой цели. Со станции Астапово, от смертельно уже больного писателя, пришла в Оптину телеграмма с просьбою к старцу Иосифу прибыть к болящему. Телеграмма была отправлена, пока Толстой ещё был волен в своих поступках, но когда старец Варсонофий (призываемого старца Иосифа не отпустили монастырские заботы и болезнь) добрался до Астапова, здесь уже распоряжались тёмные служители недобра во главе с человеком, носившим слишком значащую фамилию Чертков . Они не допустили к умирающему даже жену, Софью Андреевну. Позволить старцу войти— для них было бы смерти подобно. «Железное кольцо сковало покойного Толстого, хотя и Лев был, но ни разорвать кольца, ни выйти из него не мог...» 294 ,— так позднее сказал о том старец. Остановимся и ужаснёмся этой трагедии исхода великого человека из жизни. ...Умирать ему выпало трудно...   Разбирая воззрения Толстого, мы невольно даём им свою оценку. Это необходимо— иметь верное, насколько в наших силах, суждение о религиозных исканиях человека, слишком явно отличённого Божиим даром. Такая отличённость есть указание: осмыслить и пережить в себе обозначившийся перед нами духовный опыт, выжечь из себя то недолжное, что обнаруживается в таком переживании. «...История души Толстого,— писал В.В.Зеньковский вскоре после смерти писателя,— от её первой фазы безрелигиозности до последних блужданий и ненужно-злобной борьбы против Церкви— есть суровый и грозный урок нам всем» 295 . Для осознания такого урока суждение наше должно быть трезвым, спокойным и нелицеприятным. Но суждение не смеет быть осуждением, если мы хотим благого плода для себя от совершаемой внутренней работы осмысления чьего бы то ни было опыта. Достоевский говорил о земном суде, что только тогда он принесёт благую пользу, когда каждый, входящий в зал суда, не осудит внутренне обвиняемого, но осознает и переживёт в себе ту вину, за которую тот должен понести наказание. Не то ли должно быть и в нашем пред-переживании Страшного Судища Христова? Нет ли в каждом, хоть в малой мере, того, за что многие готовы осудить и осуждают Толстого? Более того: недостойная жизнь тех, кто поспешно и самоуверенно называли себя христианами, стала одною из причин отступничества Толстого от Церкви. Или это недостоинство наше уже преодолено?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

16(29)11.1976 ЧЕБОКСАРСКАЯ 17(30)11.1976 Варнава Накропин КАРГОПОЛЬСКАЯ 28.08.1911 02.11.1913 ТОБОЛЬСКАЯ 02.11.1913 08.03.1917 АРХАНГЕЛЬСКАЯ Варсонофий АРХАНГЕЛЬСКАЯ 13.07.1740 08.11.1759 Варсонофий КРУТИЦКАЯ Варсонофий ТВЕРСКАЯ Св. Варсонофий ТВЕРСКАЯ Варсонофий Валах ПОЛОЦКАЯ Варсонофий Вихвелин КЕМСКАЯ 26.08.1910 14.02.1913 ПИНЕЖСКАЯ 14.02.1913 13.11.1913 КАРГОПОЛЬСКАЯ 13.11.1913 до 01(14)09.1921 НИКОЛЬСКАЯ 06(19)03.1924 (ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 27.11(10.12)1925) Варсонофий Гриневич ГРОДНЕНСКАЯ 17(30)12.1945 05(18)11.1948 СЕМИПАЛАТИНСКАЯ 05(18)11.1948 18(31)10.1950 ОРЕНБУРГСКАЯ 18(31)10.1950 03(16)11.1953 ТВЕРСКАЯ 18(31)07.1954 28.02(13.03)1958 в/у ВЕЛИКОЛУКСКАЯ 18(31)07.1954 27.01(09.02)1956 Варсонофий Курганов ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 21.06.1892 10.12.1894 ГЛ АЗОВСКАЯ 10.12.1894 08.01.1904 Св. Варсонофий Лебедев КИРИЛЛОВСКАЯ 08.01.1917 02(15)09.1918 Варсонофий Лузин СПАССКАЯ 30.03(12.04)1926 11(24)04.1929 ИРКУТСКАЯ 11(24)04.1929 12(25)06.1930 ВЛАДИВОСТОКСКАЯ 12(25)06.1930 17(30)02.1932 Варсонофий Охотин ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 31.10.1876 19.11.1876 СТАРОРУССКАЯ 19.11.1876 28.09.1882 СИМБИРСКАЯ 28.09.1882 12.08.1895 Варсонофий Судаков в/у САРАНСКАЯ 09(22)11.1990 26.01(08.02)1991 САРАНСКАЯ 26.01(08.02)1991 Варсонофий Ходыкин (Схотин) СМОЛЕНСКАЯ 10.1514 Варсонофий Чертков-Еропкин СМОЛЕНСКАЯ 09.04.1671 02.1676 КРУТИЦКАЯ 03.1676 06.09.1681 ТВЕРСКАЯ 06.09.1681 12.1681 КРУТИЦКАЯ, паки 12.1681 18.05.1688 Варфоломей Ващук в/у ВОЛЫНСКАЯ 06(19)02.1990 11(24)02.1990 ВОЛЫНСКАЯ 11(24)02.1990 12(25)08.1992 НИКОЛАЕВСКАЯ 12(25)08.1992 09(22)06.1993 СУМСКАЯ 09(22)06.1993 14(27)08.1995 РОВЕНСКАЯ 14(27)08.1995 Варфоломей Гондаровский УГЛИЧСКАЯ 13(26)05.1963 16(29)05.1963 САРАТОВСКАЯ 16(29)05.1963 09(22)12.1964 ВЕНСКАЯ 09(22)12.1964 24.06(07.07)1966 ТУЛЬСКАЯ 24.06(07.07)1966 07(20)03.1969 КИШИНЕВСКАЯ 07(20)03.1969 28.09(11.10)1972 ТАШКЕНТСКАЯ 28.09(11.10)1972 28.08(10.09)1987 ОРЛОВСКАЯ 28.08(10.09)1987 08(21)03.1988 Варфоломей Городцов МОЖАЙСКАЯ 18(31)05.1942 11.1942 СИМБИРСКАЯ 11.1942 13(26)06.1943 НОВОСИБИРСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смерть Толстого Хоть он и лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана. (Старец Варсонофий Оптинский ) Полная биография Толстого не входит в нашу задачу, поэтому опускаем разбор его семейной драмы с неблаговидной в ней ролью Черткова, оказывавшего на Толстого тяжелое давление. За три месяца до бегства Толстой писал: “От Черткова письмо с упреками и обличением” – за то, что он, Толстой, продолжает жить, как и прежде. “Они разрывают меня на части. Иногда думается уйти от всех”. Так жаловался Толстой в своих записях. Но помимо той невыносимой обстановки, создавшейся в Ясной Поляне, которая побудила его к бегству, в его душе обострялось все больше и больше та непрерывная и глухая борьба между рассудком и сердцем, которая не покидала его и раньше, смерть теперь была близка и неизбежна, и он это сознавал. “В последние годы своей жизни он часто говорил о радости, с которой ожидает смерть, этот момент, который освободит от растленного тела, когда душа войдет в слияние с Богом. Он развивал эти идеи в серии набросков и рассказов. Один из них – “Хозяин и работник”. В этом рассказе крестьянин действительно верил в “Хозяина”, тогда как сам Толстой... Конечно, нетрудно понять, что эти писания и разговоры являются не более, как самоутешением, попыткой к самообману. “Прошлую ночь (в постели) я потушил свечу и начал искать спички в темноте и, не найдя их, был охвачен страхом. Тогда я спросил себя: “И это ты, который готовишь себя к смерти? Будешь ли ты тоже умирать со спичками?” Из этой “бессмысленной” жизни, которую, несмотря на беспрестанную борьбу со своими инстинктами, он безумно обожает, смотрит он с недоверием в ожидающий его мрак; он боится смерти, тщетно пытается разогнать этот страх, зажигая утешительные рационалистические “спички” одну за другой. Он уверяет себя, что он так счастлив быть старым; он никогда не обменяет молодость на старость и то приближение к Богу, которое она сулит; но временами его обнаженный лоб морщится, и грустные признания вырываются у него: “Калиф Абдаграман имел четырнадцать счастливых дней в жизни, у меня, наверное, не было стольких”. Его держат земные привязанности. Он должен развязаться с ними; он ревностно пытается это сделать. Он стремится умерить свое тяготение к вкусной пище (его “прожорливость” толкает его съесть лишнее), к хорошей музыке, к семье (христианин должен быть добр ко всем, но не иметь личных привязанностей) 55 , к запаху цветущих лип. Но если он не достиг этого в предшествующие 25 лет, то как он может успеть теперь? Но все это остается под поверхностью: он редко показывает это. Чужие видят другую сторону Толстого” (Назаров).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

«Ну, а видал ты наших старцев?» — спросила сестра. «Нет», — ответил граф. Это слово «нет», по словам сестры, было сказано таким тоном, что он сознает свою ошибку в жизни. «А почему же?» — спросила сестра. «Да разве, ты думаешь, они меня примут? Ты не забудь, что исконно православные, крестясь, отходят от меня. Ты забыла, что я отлучен, что я тот Толстой, о которого можно… Да что, сестра, — оборвал свою речь граф, — я не горюю, завтра же еду в скит, к отцам, только я надеюсь, как ты говоришь, что они меня примут». Келейница возвратилась сообщить, что комната найдена, и вечером проводила его на новую квартиру. В ночь приехали к нему дочь Татьяна с Чертковым и Феоктистовым , нашли его на квартире и насильно увезли. Утром келейница, посланная Марией Николаевной, пошла приглашать его пить чай, но его уже не было, и они с великой скорбью узнали о его внезапном отъезде; Из Оптиной запросили по телеграфу Св. Синод, как поступить. И был ответ: чтобы старец выехал на ст. Астапово для увещания больного писателя. Отец Иосиф был в то время очень слаб, не выходил уже совершенно, и его заменил старец-скитоначальник, в то время о. Варсонофий . Он сейчас же поехал с казначеем о. Пантелеймоном . На станции Астапово они застали Толстого лежащего там больным, окруженного вражеской силой в лице Черткова и компании, которые уже умирающему читали газетные хвалебные панегирики и всячески поддерживали его в сатанинской гордости. Не впускали даже его жену, которая в великой скорби и слезах жаловалась на это приехавшему старцу, которого, конечно, тоже не допустили к умирающему. Смерть грешников люта — так оно здесь и было. Он умер 7 ноября 1910 года. Говорили, что он претерпел неимоверные страдания и страхования. Чтобы облегчить их, врачу, бывшему при умирающем, приходилось постоянно впрыскивать морфий. Этот врач , чех (забыла его фамилию), приезжал первое время после похорон в Оптину и Шамордино и говорил об этих тяжелых, ужасных страданиях. Через несколько месяцев я видела в монастыре Марию Николаевну. Печать тяжелых душевных переживаний, скорбь за погибшего, за душу несчастного брата резко на ней отразилась, она была как бы придавлена ей, и только посещение ею время от времени своего старца, отца Иосифа, хоть несколько умеряло эту невыносимую скорбь.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Сказав это, Толстой, однако, завещание подписал, причем в самой жестокой по отношению к жене и детям форме, согласно которой все его произведения, даже и те, что были написаны до 1881 года и издавались Софьей Андреевной в пользу детей, отошли в распоряжение Александры Львовны, т.е. в конце концов, в распоряжение Черткова. Так, опираясь на отрицаемое им государство, Толстой по закону лишил всю свою семью, и прежде всего свою жену, свою долголетнюю сотрудницу, плодов ее жертвенной и временами вдохновенной работы. Считая, что частная собственность есть зло, Толстой, вопреки своему учению, что злу не надо противиться, опираясь на  зло государственных законов, силой лишил свою семью принадлежавшей ей собственности. В последние дни в Астапове около миротворца и проповедника любви шла непримиримая борьба между толстовцами во главе с Александрой Львовной и Чертковым, — и Софьей Андреевной. Нельзя без слез читать, как Софья Андреевна, опираясь на руку сына, подходила к дому начальника станции, где ей в форточку сообщали о состоянии здоровья мужа и куда ее пустили, к умирающему, когда общение с ним было уже невозможно. Ответом на ее шепот были только два глубоких вздоха, после которых все затихло. Не допустили до умирающего и старца Варсонофия, игумена Оптиной Пустыни, куда, покинув Ясную Поляну, сразу же отправился Толстой, быть может, с тайной надеждой на примирение с Церковью. Такова картина в доме начальника станции. Не менее страшна была картина и вокруг дома, В то время как Толстой угасал, на станции Астапово и поблизости от нее кипела глубоко враждебная Толстому жизнь. Буфет был полон русских и иностранных журналистов. Курили, выпивали, разглагольствовали, звонили по телефону, стучали на телеграфе. А недалеко от станции, в лесу, стояла конная полиция, готовая на подавление «беспорядков», которые, по мнению  Третьего отделения, могли возникнуть со смертью народного печальника и врага власти и Церкви. Что за странная картина? Как разгадать ее смысл? Как понять и чем объяснить, что вокруг смертного одра Толстого собралось такое количество враждебных ему сил? Попытка ответа на этот вопрос требует возврата к толстовскому пониманию христианства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

1544), Савва (Чёрный; 24 февр. 1544 - 17 февр. 1554), Нифонт (Кормилицын; 11 марта 1554 - 1558), Матфей II (янв. 1559-1564), Галактион (8 апр. 1565 - 30 авг. 1568), Герман (1568-1572), Тарасий (1572 - 20 дек. 1578), Феодорит (упом. 15 янв. 1580), Симеон (1581 - 22 сент. 1582), Варлаам (Пушкин; 1583-1586). Митрополиты Сарские и Подонские: Геласий (нояб. 1586 - 26 сент. 1601, до мая 1589 епископ Сарский и Подонский), Пафнутий (1605-1611), Павел I (1612-1613), Иона (Архангельский; 1613-1624), Киприан (Старорусенков ; 12 дек. 1624 - 20 окт. 1626), Павел II (31 дек. 1626-1636), св. Серапион (Сысоев; 1 янв. 1637-1651 (2 мая 1653)), Сильвестр (10 июля 1653 - июнь 1654), Питирим (2 дек. 1655 - 9 нояб. 1657, 23 нояб. 1657 - 6 авг. 1664), Павел III (22 авг. 1664 - 9 сент. 1675), Варсонофий (Чертков (Еропкин); 1676 - 6 сент. 1681, дек. 1681 - 18 мая 1688), Евфимий (Рылков ; 12 авг. 1688 - 14 апр. 1695), Тихон (Воинов; 21 апр. 1695 - 25 марта 1699), Трифиллий (Инихов; 20 июля 1699 - 28 июня 1702), Иларион (Властелинский; 21 марта 1703 - 11 марта 1711). Архиепископы и епископы Сарские и Подонские: еп. Феодосий (Вадбольский; 25 марта 1711 - 13 авг. 1712), архиеп. Алексий (Титов ; 21 янв. 1714 - 25 янв. 1719), митр. Игнатий (Смола; 25 янв. 1719 - 8 сент. 1721), архиеп. Леонид (Петровский; 18 февр. 1722 - 1 сент. 1742), архиеп. Платон (Малиновский; 19 сент. 1742 - 14 апр. 1748, с 1744 архиепископ), еп. св. Иларион (Григорович; 22 мая 1748 - 3 дек. 1760 (1759?)). Крутицкие и Можайские архиепископы: Амвросий (Зертис-Каменский; 7 марта 1761 - 18 янв. 1768, до 6 июля 1764 епископ Сарский и Подонский, с 7 окт. 1764 архиепископ Крутицкий и Можайский), Сильвестр (Страгородский ; 4 февр. 1768 - 24 февр. 1771), Самуил (Миславский ; 24 сент. 1771 - 17 марта 1776); в 1776-1782, 1785-1788 гг. К. к. состояла под управлением Московской синодальной конторы; Амвросий (Подобедов ; 25 апр. 1782 - 27 марта 1785). Архиепископы Крутицкие (викарии патриарха Московского и всея Руси): Иоасаф (Каллистов; 11 окт.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Зачем отец приехал и привез своих деточек, я не знаю, а спросить казалось грешно: мы все ждали выхода старца, как церковной исповеди. А в церкви не говорят и об исповеди не спрашивают… Каждый из нас думал о себе. Отец Иоиль, старый монах, рассказал мне маленький эпизод из жизни Л. Толстого, бывшего в скиту. Долго он говорил с о. Амвросием. А когда вышел от него, лицо его было хмурое. За ним вышел и старец. Монахи, зная, что у отца Амвросия, известный писатель, собрались вблизи дверей хибарки. Когда Толстой направился к воротам скита, старец сказал твердо, указывая на него: " Никогда не обратится ко Христу! Горды-ыня! " . Как известно, он перед смертью ушел из своего дома. И, между прочим, посетил свою сестру Марию Николаевну, монахиню Шамординского монастыря, созданного о. Амвросием верстах в 12 от Оптиной. И тут у него снова явилось желание обратиться к старцам. Но он опасался, что они откажутся принимать его теперь, так как он был уже отлучен Церковью за свою борьбу против христианского учения: о св. Троице, о воплощении Сына Божия, о таинствах (о коих он выражался даже кощунственно). Сестра же уговаривала его не смущаться, а идти смело, уверяя, что его встретят с любовью… И он согласился… Слышал я, что он будто бы подошел к двери хибарки и взялся за ручку; но… раздумал и ушел обратно. Потом он поехал по железной дороге; и, заболев, вынужден был остановиться на ст. Астапово, Тульской губернии, где и скончался в тяжелых душевных муках. Церковь посылала к нему Епископа Тульского Парфения и старца Оптинского Варсонофия; но окружавшие его лица (Чертков и др.) не допустили их до умирающего. Припомню тут и слышанное мною о нем во Франции. Одно время я жил на побережье Атлантического океана. Там же в одном доме жила тогда и жена одного из сыновей Л. Толстого со своим внучком Сережей. И она иногда рассказывала кое-что о нем и тоже повторяла, что он был " гордый " … Но она жалела его… Внук тоже был чрезвычайно капризный: если что-либо было не по нем, то он бросался на пол и затылком колотился об него, крича и плача. А в другое время он был ласков ко всем… После отец, чех, выкрал его от бабушки; он тогда уже разошелся с внучкой Толстого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Имп. Павла об увольнении в м-рь на покой Новгор. митр. Гавриила); 1861 г., III, смесь, 223 (Письмо 1782 г. архим. Амвросия Москов. митроп.); 1862 г., II, Отд. 1, 108 (архим. Варсонофий Чертков, с 1671 г. еписк. Смолен.), 120 (архим. Нифонт, с 1485 г. еписк. Суздаль.), 125 (архим. Трифон Ступишин, с 1549 г. епис. Суздаль.); 1863 г., II, Отд. 1, 104 (архим. Сергий Азаков, с 1423 г. еписк. Рязан.), 105 (архим. Филофей, с 1563 г. еписк. Рязан.); 1864 г. Отд. I, 121, 124 (игум. Феодор), 142 (митроп. Иона); 1865 г., III, смесь, 32 (в 1731 г. дано при погреб. цар. Евдокии архим. Иоакиму 7 р. 90 к.); 1871 г., IV, Отд. 1, 10, 19 (Купчая XV ст. на село Верзневское; архим. Иван), 20 (Ж. гр. 1504 г. на села Верзнев. и Татищево; архим. Васьян), 21 (Ж. гр. 1534 г. о недозвол. посторонн. лицам пользоват. лесом м-ря; архим. Филофей), 22 (Ж. гр. XVI ст. об освобожд. монаст. крестьян от пошлин; архим. Варлаам), 22 (Сошная грам. 1562 г. на села), 30 (Крепост. акт на куплен. у Лопотова дер. Михаиловскую; архим. Антоний), 31 (Данная 1568 г. Саввы Безсона Кузмина на треть дер. Михалкиной; архим. Феоктист), 33 (Выпись из описн. книг 1593 г. о пустоше Татищевой), 33 (Сошпая гр. 1562 г. на вотчины в Ижевском стану), 51 (Москов. собор 1677 г. о мощах св. кн. Анны Кашин.; архим. Пахомий); 1874 г., I, смесь, 58 (архим. Павел Понамарев 1783–85 г.), 185 (в 1787 г. погреб. архим. Сергий), 187 (Иоанникий постригся в м-ре 1770 г., с 1776 г. казначей Тр. Серг. лавры), III, смесь, 78 (погреб. архиеп. Москов. Платона 1754 г.; архим. Гавриил); 1876 г., I, смесь, 216 (архим. Феодор 1380 г.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр. Серг. лавры, 72 (в 1524 г. заключен Максим Грек ); 1883 г., IV, Отд. 1, 899 (архим. Левкий, с 1634 г. еп. Псков.); “Полн. собр. лет”, I, 233 (игум. Феодор 1382 г.); II, 360 (архим. Зосима 1491 г.), 336 (архим. Варлаам 1511 г.); III, 165 (архим. Иов 1571 г.); V, 239 (игум. Феодосий 1384 г.); VI, 38 (архим. Зосима, с 1491 г. митроп.), 51 (архим. Вассьян, с 1506 г. архиеп. Ростов.); VII, 122 (житие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006