В 1680-е гг. в Спасский монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия из рода муромских купцов Чертковых. По настоянию последнего в монастыре были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма. В 1720-е гг. монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение - школа для обучения священнических детей. 26 января 1765 г. в Муромское Духовное правление был направлен Указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего Синода, епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель. В 1866-1868 гг. монастырём упралял архимандрит Гавриил (Воскресенский) - в прошлом профессор Казанского Университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии. Первое упоминание о муромском Спасском монастыре находится в русских летописях под 1096 г.: " В лето 6604 (1096 г.) ... Того же лета иде Олег к Мурому на Изяслава Воломеровича. И посла Олег Изяславу, глаголя: " иди в волость отца своего и в Ростов, а то власть отца моего " . И не послуша Изяслав его и поиде противу Олга, и победи Олег Изяслава, и уби Изяслава Володимеровича месяца сентября 6. А Олег вниде в град, а Изяслава положи в монастыри у святаго Спаса, а от туду везоша в Новгород Великий и положиша в святей Съфии на левой стране ... " . В середине XVI в. после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань, в Муроме воздвигли ряд каменных храмов, в том числе Спасо-Преображенский собор (точная дата постройки не известна). В 1616 г. город подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Лисовского. В результате набега пострадал и Спасский монастырь. Поляки разграбили церкви, ободрали с икон серебряные ризы и драгоценные камни. В 1636 г. территорию монастыря (длиной вдоль реки - 104 сажени/210 метров/и поперек - 80 сажен/160 метров/) окружала деревянная ограда в виде частокола - " в заметы " .

http://sobory.ru/article/?object=00632

В нач. XVII в. царские врата, обитые «железом немецким», были позолочены. На уровне деисусного чина иконостаса находилось небольшое медное паникадило. В 30-х гг. XVII в. в соборном храме имелся придел во имя ап. Иоанна Богослова, в иконостасе к-рого «двери Царские и сень и столбцы на празелени» (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010. Л. 136). В ризнице Преображенского собора хранились церковные облачения: 11 риз, 5 стихарей, 2 епитрахили, 3 ораря, а также палица с поясом и 5 полотенец - «все шиты золотом да серебром... и разными шелками». В нач. XVII в. кроме собора на территории М. П. м. находилась кирпичная Покровская ц., внутреннее убранство к-рой отличалось изысканностью. Изящный резной иконостас был покрыт позолотой. Среди икон на золотом фоне написаны «Покров Пресв. Богородицы» в особом киоте (монастырской трапезной) и образ Божией Матери «Одигитрия». Небольшая кирпичная ц. прп. Кирилла Белозерского была освящена над входными воротами обители. Несмотря на малые размеры, ее интерьер также свидетельствовал о богатстве М. П. м.: иконы тяблового золоченого иконостаса были написаны «на золоте», а напрестольное Евангелие и крест украшены серебром (Там же. Л. 140). Иконы преподобных Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского украшали серебряные золоченые оклады. В 1636/37 г. в обители (перед трапезной) имелись погреб с каменным выходом и 3 сушильных амбара, за ними - конюшенный двор с избой и клетью. Монастырская кухня (поварня) была деревянной. В писцовой книге 1636/37 г. упоминаются 2 житницы, наполненные хлебом, а также 2 сарая с кирпичами. В 80-х гг. XVII в. по инициативе митр. Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) , происходившего из древнего муромского рода, в М. П. м. развернулись широкомасштабные строительные работы. В XVII в. Чертковы имели вотчины, расположенные в окрестностях Мурома. На выделенные митр. Варсонофием средства (2150 р.) в короткий срок возвели кирпичные 2-этажную Покровскую ц. с трапезной и «подкеларней» и каменные палаты настоятеля (впосл.

http://pravenc.ru/text/2564382.html

Епархия эта возникла во время княжения св. Александра Невского по случаю тому, что в столице татарского хана, Великом Сарае, находилось множество русских, которым преемник Батыев, Беркай, дозволил отправлять христианское богослужение явно; посему митрополит Кирилл, в 1261 году, и посвятил туда первого епископа Митрофана. Последующие за тем епископы, имевшие в своем ведомстве и церкви, лежавшие от Черного Яра по Хопру и по Дон, стали именоваться Сарайскими, или Сарскими и Подонскими, в княжение Димитрия Донского, при митрополите св. Алексие, в XIV веке; на Крутицы ж перешли с тем же титулом не прежде начала упадка Ханского могущества, т. е. во второй половине XV века, при В. К. Василии Темном и Митрополите св. Ионе. После совершенного уничтожения Золотой Орды, при Иоанне III, или при Василии IV, образовалась Епархия Крутицкая из городов Калужской, частей Тульской, Орловской и Московской губерний. В этой обители церкви: 1) существующая и ныне, бывшая соборная, двухэтажная, в которой престолы: вверху Успения Богородицы, а внизу Петра и Павла. Церковь эта была сначала построена деревянная, во имя Апостолов Петра и Павла, св. князем Даниилом Александровичем (которого изображение находится на наружной стене нынешнего храма), и освящена прибывшим из Греции епископом Варлаамом, около 1272 года. – Нынешняя Успенская церковь , обращенная по уничтожении Крутицкой Епархии в приходскую, находится на том самом месте, где была некогда древняя Петропавловская деревянная. Она сооружена каменная сначала в один этаж, во имя Петра и Павла, Митрополитом Сарским и Подонским Варсонофием (Чертковым) , между 1682 и 1689 годами; а потом, около 1700 года, устроен над нею Митрополитом Трифиллием верхний ярус и престол Успения Божией Матери с ходовыми вокруг папертями, на стенах которых были изображены альфреско все русские государи от в. к. Владимира I до царя Алексия Михайловича, включительно. После Троицкого пожара, храм этот возобновлен императрицею Елисаветою Петровною. В 1812 году верхняя Успенская церковь выгорела, и хотя после приведена в первобытный вид; но живопись на стенах паперти погибла.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Еще в 1847 году пустынью было начато издание переводов святоотеческих и аскетических творений, жизнеописаний подвижников и других назидательных книг, драгоценных и для иноков, и для мирян. Эта церковно-литературная деятельность, благодаря трудолюбию и духовному образованию оптинских иноков, получившая широкое развитие, не прекращается и поныне. Свидетельством этого служат имеющиеся в пустыни богатая библиотека, книжный склад и лавка. Во исполнение циркулярного указа Священного Синода от 12 июля 1910 года, старшей братией пустыни был составлен список необходимых для монастырских библиотек книг, который, по рассмотрению, исправлении и дополнении его, согласно поручению Священного Синода, Высокопреосвященным Флавианом, митрополитом Киевским, в окончательном своем виде ныне разослан во все обители России, причем настоятелям монастырей вменено в непременную обязанность незамедлительно проверить монастырские библиотеки и пополнить их поименованными в списках изданиями. При пустыни также имеется больница для братии и для мирян, странноприимный дом, пасека, свечной и черепичный заводы. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Комментарии и обсуждение Башня, увенчанная флюгером в виде трубящего ангела - бывший парадный вход в монастырь. Интересный факт: в 2003 году в России была выпущена почтовая марка , на которой изображена Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь. " История строительства монастыря Оптина Пустынь в первой половине XIX века " . Дипломная работа насельника Оптиной пустыни, выпускника МДА СЗО 2015 г. иеродиакона Гавриила (Рожнова). Два интересных факта об Оптиной пустыни 1) Лев Толстой шесть раз приезжал в Оптину Пустынь. Один раз пришёл сюда пешком из Ясной Поляны. На смертном одре Лев Николаевич послал в Оптину Пустынь телеграмму с просьбой прислать к нему оптинского старца. К писателю приехал преподобный Варсонофий, один из самых знаменитых подвижников России начала ХХ века. Но близкие Толстого, включая его секретаря Черткова, не допустили старца к умирающему. 2) В конце 1927 года к оптинским старцам приезжали будущий маршал Г. К. Жуков и Г. М. Маленков, впоследствии Председатель Совета Министров СССР. Из журнала " Православный Паломник " . Выпуск 2014 г. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00780

Зачем отец приехал и привез с собой своих деточек, я не знаю, а спросить казалось грешно: мы все ждали выхода старца, как церковной исповеди. А в церкви не говорят и об исповеди не спрашивают. Каждый из нас думал о себе, о своих грехах и нуждах. А о чем же думали, сидя здесь, Достоевский, Толстой? Увы, это покрыто тайной забвения. Впрочем, о Толстом рассказал маленький эпизод отец Иоиль, видевший его в скиту. Долго Толстой говорил с отцом Амвросием– старцем. А когда вышел от него, лицо его было хмурое. За ним вышел и старец. Монахи, зная, что у отца Амвросия известный писатель, собрались вблизи дверей хибарки. Когда Толстой направился к воротам скита, старец сказал твердо, указывая на него: – Никогда не обратится ко Христу! Гордыня! Так именно и случилось. Второй раз Толстой посетил Оптинский скит перед смертью. Как известно, он ушел из своего дома. И, между прочим, посетил свою сестру Марию Николаевну, монахиню Шамординского монастыря, созданного отцом Амвросием верстах в 12–ти от Оптиной. И тут у него снова явилось желание обратиться к старцам. Но он опасался, что они откажутся принимать его теперь, так как он был уже отлучен Церковью за свою борьбу против христианского учения – о Святой Троице, о воплощении Сына Божия, о Таинствах (о коих он выражался даже кощунственно). Сестра же уговаривала его не смущаться, а идти смело, уверяя, что его встретят с любовью... И он согласился... Слышал я, что он будто бы подошел к двери хибарки и взялся за ручку, но... раздумал и ушел обратно. Потом он поехал по железной дороге и, заболев, вынужден был остановиться на станции Астапово Тульской губернии, где и скончался в тяжелых душевных муках. Церковь посылала к нему епископа Тульского Парфения 160 и старца Оптинского Варсонофия, но окружавшие его лица (Чертков и другие) не допустили их до умирающего. Некоторые подробности об этом визите в Оптину были записаны после смерти его в «Церковных Ведомостях». Припомню тут и слышанное мною о нем во Франции. Одно время я жил на побережье Атлантического океана. Там же в одном доме жила тогда и жена одного из сыновей Л. Толстого со своим внучком Сережей. И она иногда рассказывала кое–что о нем и тоже повторяла, что он был «гордый» ... Но она жалела его ... Внук был тоже чрезвычайно капризный: если что–либо было не по нем, то он бросался на пол и затылком колотился об него, крича и плача. А в другое время он был ласков ко всем ... После отец, чех, выкрал его от бабушки; он тогда уже разошелся с внучкой Толстого.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Из нее видно, что при этом поставлении, кроме сейчас перечисленных, были еще: архиепископ Коломенский и епископ Вятский. Поставление происходило накануне открытия заседаний церковного собора, следовательно, и эти архиереи, вместе с новопоставленным архиепископом, также могли быть на соборных заседаниях. Так что в соборных совещаниях 1682 года, под председательством патриарха Иоакима, нужно полагать, принимали участие восемь митрополитов: Корнилий Новгородский, Никифор Астраханский, Иона Ростовский, Маркелл Псковский, Симеон Смоленский, Варсонофий 2-й Чертков Сарский, Филарет Нижегородский и Павел Рязанский; четыре архиепископа: Иларион Суздальский, Симеон Вологодский, Никита Коломенский и Сергий Тверской и один епископ – Иона Вятский. Не было на заседаниях только Павла, митрополита Сибирского и Тобольского и митрополитов: Казанского и Белгородского 42 . Павел Тобольский опоздал приездом и явился в Москву только к 1 апреля: «апреля в 1-й день посилал Велики Государь о спасении спрашивать Павла, митрополита Сибирьского и Тобольского, столника и ближнева человека Михайла Васильевича Касаткина» 43 . Митрополиты – Казанский и Белгородский ни разу не упомянуты в бумагах собора, нет их подписей под деянием соборным об уничтожении местничества и ни одного из них не было при поставлении архиепископом в Тверь Сергия. Утверждать присутствие на заседаниях собора 1682 года архимандритов, игуменов и протопопов нет достаточных оснований, хотя примеры других соборов и говорят, по-видимому, за их присутствие, например, на заседаниях Стоглавого собора были и «многие честные архимандриты и игумены», на соборе 1667 года были те и другие, также и на заседаниях собора 1675 года 44 . Но в актах собора 1682 года ни-разу не упоминается об архимандритах или игуменах, а только о митрополитах, архиепископах и епископах, и челобитная от лица собора царю по вопросу об умножении количества архиереев на Руси написана от имени лишь одних архиереев; равным образом и царь, посылая свои предложения на собор, предписывал, «чтоб о тех делех Великий Господин Святейший Иоаким, Патриарх Московский и всеа России, (только) с преосвященными митрополитами и архиепископами советовали...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не могла этого не знать и вся газетная пресса, но, очевидно, левая цензура решила это замолчать, как факт, развенчивающий их божество. Из Астапово Александру Львовну вызвал телеграммой Чертков, который, строго скрывая от семьи Толстых местопребывание больного, приехал в Астапово первым. Александра Львовна вызвала также телеграммой брата Сергея. На шестой день ухода Толстого Софья Андреевна, жена его, получила телеграмму от редакции “Русского слова” о его местонахождении и болезни, и она вместе с находившимися при ней детьми приехала в Астапово. Но Софью Андреевну не пустили к умирающему мужу: к ней были приставлены две фельдшерицы, которые крепко держали ее за руки, так что она не могла пошевельнуться, как жалуется сама Софья Андреевна в своей “Автобиографии”. . На станцию Астапово прибыли и представители власти: 4 ноября исполняющий должность Рязанского губернатора князь Оболенский, а затем и другие. 7 ноября прибыл епископ Тульский Парфений. О нем говорилось уже в связи с его посещением Ясной Поляны. Приехали корреспонденты газет. Постепенно собралось около 35 человек родных и знакомых. Присланный властями на станцию Астапово жандармский ротмистр Савицкий совсем не разобрался в обстановке и его донесения страдают ошибками и вымыслами 62 . Сергей Львович и Татьяна Львовна не отходили от отца с самого начала своего приезда. Толстому не надо было приглашать их к себе, вопреки донесению, однако они преклонялись пред отцом, и едва ли верно утверждение Савицкого, что за ним был надзор. Этого не видно из их личных воспоминаний. На противоположном полюсе находился Андрей Львович 63 . Савицкий представил его архиерею, как наиболее склонного из семьи Толстых вести переговоры с администрацией. Но Андрей Львович в глазах семьи, кроме матери, был отщепенцем, ненавидел “толстовство” и состоял членом Союза русского народа. Он не мог быть представителем семьи. Не соответствует ни облику оптинского старца Варсонофия, ни другим историческим данным и то, что Савицкий приписывает ему в своем рапорте.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Ничто не нарушало безмятежную жизнь насельников Скита, удаленных от мира. Событиями были такие случаи, как пожар на кирпичном заводе, появившиеся случаи заболевания холерой в окрестных деревнях, смерть кого-либо из братий, воры, забравшиеся во время всенощной в келлию к отцу Иоанну Полевому, и так далее. Выдающимся событием, всколыхнувшим тихую жизнь иноков оптинских, был приезд писателя Льва Толстого в конце октября 1910 года. Лев Толстой и раньше не раз бывал в Оптиной Пустыни у старцев Амвросия, а затем – Иосифа. Надо полагать, что и на этот раз он приехал с целью побеседовать со старцем Иосифом. Но дошедшее до него известие, что в погоню за ним едут его жена, дочь и Чертков, заставило его, не побывав ни у Старца, ни у отца Архимандрита, поспешно уехать. В пути, в вагоне, он внезапно заболел и на станции Астапово в тяжелом состоянии был помещен на квартире начальника станции. Лев Толстой умирал. Указом Святейшего Синода было предписано старцу Иосифу выехать к умирающему, с целью сделать последнюю попытку убедить графа в истинах Православной Церкви и присоединить к ней. Старец Иосиф не отказывался, но в день, назначенный для отъезда, почувствовал себя настолько слабым, что ехать не мог. Тогда телеграммой из Синода было назначено ехать начальнику Скита отцу Варсонофию. Старец хотел взять с собой Николая. Но потом, поговорив с отцом Архимандритом, изменил свое намерение и уехал в сопровождении монастырского фельдшера, иеродиакона Пантелеймона. Николай, проводив Старца и простившись с ним, возвратился в свою келлию. На столе лежали носовые платки, подаренные ему Старцем незадолго до отъезда. Взяв их в руки и глядя на них, он бессознательно прошептал: – Платки, платки! Не придется ли мне вами утирать слезы во время скорби... Старец пробыл в отсутствии несколько дней и благополучно возвратился в Скит, к великой радости Николая. Поездка его успехом не увенчалась. Не только его, но даже жену не допустили к умирающему, несмотря на неоднократные просьбы. Так и осталась смерть писателя-богоотступника и богохульника тайной для всех, в подтверждение пророческих слов протоиерея отца Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Под церковью погребены митрополиты: Варсонофий (Чертков) и Трифиллий, и Епископ Феодосий (кн. Вадбольский). – В начале XVII века, когда кремль – сердце Москвы – был во власти поляков, Успенская церковь Крутицкого монастыря заменяла русским Московский Успенский собор: сюда – в этот второй Дом Пречистой Богородицы – собирались верные для утверждения крестным целованием своих священных обетов, решавших участь отечества. 2) Воскресения Христова, с приделом Николая Чудотворца, бывшая крестовая Крутицких Архиереев, находится ныне неосвященною и занята магазином. От этого храма остались только голые стены, на которых уцелели еще кое-где следы церковной живописи. В приделе Николая Чудотворца погребены епископы Сарские и Подонские: Евфимий, Досифей, Симеон и первый митрополит Крутицкий Геласий; место их гробов означают вделанные в стену каменные деки с надписями. – Под этой церковью есть два склепа, древней кладки, устроенные для погребения Владык Крутицких, где и находятся гробы епископов Сарских и Подонских XV века: Прохора, Трифона, а вероятно и других. В одном из этих склепов, под придельною Николаевскою церковью, (который закладен в 1816 году), видимы были близ окошечка гробницы, с надписями: епископа Крутицкого Илариона III и некоего Феодора; к этим гробницам с 1804 года, было, неизвестно по какому случаю, великое стечение усердствующих для отправления панихид, что и продолжалось до тех пор, пока сие от начальства не было воспрещено. В XVIII веке находилась в Крутицком монастыре Семинария, которая была переведена сюда 1744 из Предтечевского Вяземского, а потом, в 1751, перемещена в Московский Покровский. Над северными вратами этой обители, окруженной и по ныне каменными стенами с башнями, существует еще и теперь украшенный узорочными изразцами, в восточном вкусе, летний терем – остаток древнего великолепия – прилегающий с одной стороны к двухэтажному бывшему Архиерейскому Дому, а с другой к Соборной церкви, с которою соединялся он посредством крытой галереи. Все здания монастыря этого заняты с 1788 года казармами, сначала полицейских драгунов, а ныне жандармов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

раздумал и ушел обратно. Потом он поехал по железной дороге; и, заболев, вынужден был остановиться на ст. Астапово, Тульской губернии, где и скончался в тяжелых душевных муках. Церковь посылала к нему Епископа Тульского Парфения и старца Оптинского Варсонофия; но окружавшие его лица (Чертков и др.) не допустили их до умирающего.Припомню тут и слышанное мною о нем во Франции. Одно время я жил на побережье Атлантического океана. Там же в одном доме жила тогда и жена одного из сыновей Л. Толстого со своим внучком Сережей. И она иногда рассказывала кое-что о нем и тоже повторяла, что он был " гордый " ... Но она жалела его... Внук тоже был чрезвычайно капризный: если что-либо было не по нем, то он бросался на пол и затылком колотился об него, крича и плача. А в другое время он был ласков ко всем... После отец, чех, выкрал его от бабушки; он тогда уже разошелся с внучкой Толстого.Прождали мы в комнате минут десять молча: вероятно, старец был занят с кем-нибудь в другой половине домика. Потом неслышно отворилась дверь из его помещения в приемную комнату, и он вошел... Нет, не " вошел " , а как бы вплыл тихо... В темном подряснике, подпоясанный широким ремнем, в мягкой камилавке, о. Нектарий осторожно шел прямо к переднему углу с иконами. И медленно-медленно и истово крестился... мне казалось, будто он нес какую-то святую чашу, наполненную драгоценной жидкостью и крайне опасался: как бы не пролит ни одной капли из нее? И тоже мне пришла мысль: святые хранят в себе благодать Божию; и боятся нарушить ее каким бы то ни было неблагоговейным душевным движением: поспешностью, фальшивой человеческой лаской и др. Отец Нектарий смотрел все время внутрь себя, предстоя сердцем перед Богом. Так советует и Еп. Феофан Затворник: сидя ли или делая что, будь непрестанно пред лицем Божиим. Лицо его было чистое, розовое; небольшая борода с проседью. Стан тонкий, худой. Голова его была немного склонена к низу, Глаза - полузакрыты.Мы все встали... Он еще раза три перекрестился перед иконами и подошел к послушнику.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1025...

   001    002    003   004     005    006