496 . Прошение того же к другому старцу. Авва! Господа ради прости моему бесстыдству и безумию и помоги мне, впадшему во многие грехи. Если тот, кто и один грех сделает пред Богом, должен много каяться, то что делать мне, совоспитанному со грехом? Я при всякой возможности не переставал прогневлять Бога и нуждаюсь в ваших молитвах, чтобы отпустил мне грех . Непрерывно надобно мне учиться пути сему, который после различных приключений и многих зол пришел сюда, по великому благоутробию Божию, и потому прошу тебя, преподобный отец мой, окажи мне милость и как знаешь, наставь меня. И помолись обо мне, чтобы я соблюдал святые твои заповеди, которые повелеваешь мне исполнять. Ответ . Брат! Ты приступил к Распявшемуся за нас, потому возьми и ты свой крест и последуй Ему, «возложи на Господа заботы твои» ( Пс. 54, 23 ) – на Того, «Кто... может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем» ( Еф. 3, 20 ). «Ибо Он печется о нас» ( 1Пет. 5, 7 ). Итак, не устрашайся, и поможет тебе Христос. Только ты, сын мой, имей в уме слово Божественного Писания и приготовление, указанное в сих словах: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» ( Сир. 2, 1 ), и что муж без искушений непотребен, и еще: «Блажен человек, который переносит искушение» ( Иак. 1, 12 ) и проч. Не устрашая тебя, брат, говорю так, но утверждая сердце твое в страхе Божием, на пути Его. Ибо и все святые преуспели чрез многие искушения и скорби и угодили Богу, при помощи благодати Его. Не бойся и не ослабевай. Веруем, что «Бог есть и насаждающий и поливающий... а всё Бог возращающий» ( 1Кор. 3, 7 ) молитвами святых. Аминь. 619 . Ответ святого великого старца Варсонофия к новоначальному брату, который был болен и не мог терпеливо переносить сей скорби. Брат! Чем другим похвалились бы делатели оные, требовавшие воздаяния от Владыки дома, если не тем, что могли сказать: мы перенесли «тягость дня и зной» ( Мф. 20, 12 ). Сын мой! Потерпим скорбь с благодарением, чтобы милость Божия низошла на нас изобильно. И не будем отягощаться скорбью, чтобы уныние не пленило нас, ибо это начало погибели. Помни, чадо: «претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 24, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Духовный возраст . Отдавшись водительству Божественной благодати, христианин проходит все возрасты христианской жизни: быть младенцем, отроком, юношей и, наконец, зрелым мужем в христианстве. Было бы весьма желательно, если бы христианское развитие человека совпадало с его естественным развитием, т. е. младенец летами был бы младенцем в христианстве и т. д. Но худо, когда старец летами будет младенцем в христианстве. (Источник не обозначен.) Духовный человек . Сразу понимает человека духовного, равно как и душевного и человека плотского. Подобно тому, как человек высокообразованный понимает такого же образованного человека, равно как малообразованного и несведущего, сколько бы последние ни ухищрялись укрыть недостаточность своего образования и своё невежество, но иногда в одном слове обнаруживают себя пред ним, и он посмеивается над ними. Иной весьма много читал, но без руководителя, без определённой системы, как например, в учебных заведениях, и от сего многочтения больше повредился умом и сердцем. Правильно образованный человек и такого всезнайку также оценит с первого раза. Так и духовный человек понимает и даёт надлежащую оценку человеку, теоретически изучившему христианство, но без духовного постижения его истин. (Собственная заметка.) Е Евангелие . Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова ( Мф. 22:32 ). О Святой Троице сказано было в Ветхом Завете. (Собственная заметка.) Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас: и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое ( Мф. 24:9 ). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства, и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле. (Собственная заметка.) Евангелие от Марка, глава 9, стих 3. Во время Преображения Господа Иисуса Христа пред учениками Своими одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Следовательно, при этом и вещество, неорганическая материя, и то преобразилось. Не есть ли это образ преображения всего видимого, вещественного мipa, имеющего быть при Втором Пришествии Христовом, когда этот видимый мip сгорит и будет новое небо и новая земля? 421 (Собственная заметка.) З

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

»Сам же Господь мира да дает вам мир всегда во всем« ( 2Фec. III, 16 ). 255. Что сопутствует миру в душе христианина? «Мир Божий сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа; он – действие Святого Духа» (Еп. Игнатий Бр., Аскет, опыты, ч. I, стр. 594). «Подобает же всякими добродетелями, наипаче миром душевным упокоевать в себе Духа Святого» (Блаж. Диадох , Добротол.). 256. Как творить мир в душе ближняго? Когда «соделаешься миротворцем собственного сердца» (пр. Варсонофий Вел.), тогда ты можешь и других уже легко умиротворить и примирить враждующих. Для успеха миротворчества следует: а) хранить собственную совест в мире с Богом; б) в случае размолвки с ближним – первым искать примирения; в) искать мира даже с «ненавидящими мир» (Пс. CXIX, 6); г) молиться за враждующаго. " Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми« ( Puм. XII, 18 ). Среди поучений пр. Серафима Саровского «О стяжании Святого Духа» кратко выражена истина о могучем воздействии миротворца на человеческое общество: «Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокрут тебя». 257. Что значить истинный Христов мир между людьми? Тогда наступает истинный мир, когда соблюдена правда и господствует любовь; ибо все три исходят от существа Божия. «... да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа Сына Отчаго, в истини и любви» ( 2Иоан. 3 ). «Плод же правды в мире сеется у тих, которые хранят мир» ( Uak. III, 18 ). Ветхозаветныя изречения пророков тоже соединяют любовь, правду и мир: «Только любите истину и мир» ( Зax. VIII, 19 ; тоже Uep. XXXIII, 6 и Maл. II, 6 ). По образному слову прор. царя Давида – «правда и мир облобызаются» ( Nc. LXXXIV, 11, 12 ). 258. Тогда, всякою ли ценою возможен истинный мир среди людей? Невозможно устроение мира истиннаго: в гордыне, в забвении Бога, в гневе и ненависти, с ложью и обманом, без милосердия, или с неискренним сердцем; то есть – невозможно осуществить в жизни 7-ю заповедь Господню о мире, если не утвердились в душах шесть блаженств предшествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Итак, что в теле женщины – образовательница организма человеческого, то в теле Церкви – истинные пустынники, крепко утвердившиеся Духом Божиим во внутреннем человеке, имеющие в себе Христа, в сердца их вселившегося верою. Таковы и были действительно Павел Фивейский, Антоний, Пахомий, Варсонофий; таковы и теперь истинные подражатели и наследники духа и дарований их, где бы их жительство ни находилось, в лесах ли, в степях ли, в шумных ли городах, в многолюдных ли общинах, мужского ли пола или женского (во Христе нет сего разделения, в Нем все одно – новая тварь – и только); таковы и во все времена до скончания века будут сии истинные пустыннолюбцы, исповедники внутренней жизни и таинники благодати Христовой. Все они составляют одно в теле Церкви – образовальницу христианства или жизни Божественной в человечестве. Сей-то образовальницы внешними выражениями или формами были бы общины Миссионерские Образовательные, мужские и женские, и потому существенное добро, богатство и силу тех и других составляли бы братья и сестры, которых украшение же – не внешнее плетение волос, не золотые уборы, не наряды в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленном украшении кроткого и спокойного духа, что драгоценно пред Богом. Посему-то Господь в притче о Великой Вечери говорит, что, когда уже все было готово, и званые все, как бы сговорясь, начали извиняться и отказались, тогда хозяин дома, разгневавшись, сказал рабу своему: «Поди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых», и что потом, когда раб сказал господину: «Исполнено по приказанию твоему, и еще есть место», господин сказал рабу: «Поди по дорогам и изгородям и уговори прийти, чтобы наполнился дом мой» ( Лк.14:11–23 ). Значительность Великой Вечери разнообразна, но это разнообразие есть в то же время единство. Нищие не имеют ни земли, ни волов, увечные, хромые и слепые, а за ними и странники, означаемые дорогами, и юродивые, означаемые изгородями, остаются в безбрачном состоянии и не думают о супружестве, потому во всех этих разрядах нашлись достойные быть причастниками Великой Вечери, находятся души, любящие Христа, возлюбленные Христом и Отцом Его, которым Христос является Сам, которые слышат голос Его, когда стоит Он у двери и стучится, и отворяют двери, и Он входит к ним, и вечеряет с ними и они с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Это же можно видеть по главе 3, где написано: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3, 1 ). Ясно, что они не ели до молитвы в храме. Девятый час же – третий после полудня. Что скажете, противники? Апостолы постились, когда был отнят у них Жених. Не отнят ли и у нас этот Жених наших душ? У Апостолов Христос был отнят только теле­сным естественным образом, смертью и Вознесением. По благодати же Он всегда при­сутствовал с ними. Что же говорить о нас, не имеющих Христа ни в телесном естествен­ном образе, ни по благодати из-за нашей греховности, далеко отгоняя ее от себя своими беззакониями. Если постились Апостолы, то тем более должно поститься нам. После Апостольских времен, начиная с царствования великого Константина, в Святой Церкви просияло немало постников, таких как Павел Фивейский, Антоний Ве­ликий, Евфимий, Макарий, Савва, Ануфрий, Феодосий, Феоктист, Варсонофий, Паисий и много других, которых не перечесть, как звезды на небе. Такими земными Ангелами богаты Ливия, Фиваида, Египет, Афонская, Синайская и Нитрийская горы, а также дру­гие места, прославленные их житием. Мы удивляемся их посту, едва выносимому для человеческого естества, когда читаем Патерики, Минеи, Прологи и их жития, описанные достоверными свидетелями. Многие из них ныне причислены к святым. У нас только нет возможности подробно сказать о подвигах этих святых постников и их удивитель­ных постах из-за их бесконечной численности. Желающие могут прочесть Похвальное Слово святым Отцам, в постах просиявшим, в книге под названием «Соборник», в сыр­ную субботу, лист 201, а также 112 Слово святого Ефрема о скончавшихся Отцах, в посте просиявших, лист 303, издание Московское. Не стану продолжать далее, и прежде все­го потому, что вы, противники, признаете только Священное Писание и пренебрегае­те другими книгами и Священным Преданием. Напрасно петь сладкие песни тому, кто затыкает уши. Поэтому скажу еще только одно. Неужели вы считаете, что эти люди так постились потому, что были грешнее всех? Нет, отвечу вам, но если не отвергнем обо­жествления чрева, все погибнем. Разве вам не слышны громогласные слова Апостола Павла: Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога ( Рим. 8, 6–7 ). И ниже: если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы буде­те ( Рим. 8, 13 ). Глава 5. Твердость установления о посте вообще от разносторонней пользы от Святого Поста

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» ( Быт.6:9 ). Слова «Вот житие Ноя» открывают собой новую линию существования рода человеческого на этой планете. Само слово «праведный» – на иврите «цадик» – происходит от глагола «цадак», что означает «оправдывать, будучи справедливым». В этом смысле, праведник всегда предстоит, или ходатайствует, за весь свой народ. В Новом Завете есть следующий стих: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас» ( 1Сол.5:12 ). Слова «ходил пред Богом», с учетом последующего выражения «праведный и непорочный в роде своем» надо понимать следующим образом: Ной был праведником своего времени. Живи он в другие времена, он не считался бы праведным и непорочным. Дословный перевод данного отрывка («ходил пред Богом»), с учетом иврита, будет следующий – «ходил с Богом». То есть, не мог «ходить» самостоятельно. О праведном Аврааме сказано совсем иначе: он ходил «пред лицем» Бога ( Быт.24:40 ). «Праведный и непорочный в роде своем» – это тот, который лучший в глазах Бога из всего своего поколения или рода. Лучший в сравнении с другими, более грешными. С другой стороны, эти слова нисколько не умаляют значения его (Ноя) праведности. Святые Варсонофий и Иоанн учили: праведники последних времен не будут так строго все исполнять, как святые древних времен. Но сама их вера среди тотального неверия будет величайшим чудом. И, следовательно, и сами их заслуги будут приобретать совсем иное, более высокое значение и звучание. Праведник среди грешников и греха как «свет во тьме светит», и тьма не может объять его ( Ин.1:5 ). Однажды один монах сидел на берегу ручья и рассматривал камни, скрытые под прозрачной водой. Про себя он думал: сколько лет они под водой, но вода не проникает в них, только деформирует их (делает более плоскими, а некоторые и стачивает). Достав один из камней, он разбил его и убедился, что внутри камень был совершенно сух. Да. Мы живем в этом мире. Но мы должны быть совершенно противоположными ему. Не сообразовываться с миром – это означает остаться стоять на Камне. А принять дух мира в свое сердце – означает духовно рассыпаться (превратиться в песок-прах).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Солнечное утро, в ряду прочих мартовских «утренников». На улице – ни одного человека… Открываю компьютер, и в почте вижу: «Людмила Александровна, доброго карантина!» Не унывает народ наш… А в Календаре – опять «подспорье»: память «другой Марии», преподобномученицы Марии (Скопцовой). Очень легко представить ее в нынешней ситуации: наверняка ничуть не уступила бы своей Египетской тёзке. Сегодняшний Исаия ( Ис. 40:18–31 ): Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся. И пророк Амос ему вторит: Взыщите Меня – и будете живы! 1 апреля Наутро – первоапрельская шутка нашей северной природы: всё усыпано снегом. Впрочем, он быстро исчез. А в Интернете читаю: «Совершен молитвенный облет Санкт-Петербурга с чудотворной Казанской иконой Божией Матери ( http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit/?id=1759 ). Перед облетом митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий отслужил в Казанском кафедральном соборе молебен перед святыней. Затем образ был доставлен на вертолет. Воздушное судно с правящим архиереем, священнослужителями при пении молебна и акафиста Покрову Пресвятой Богородицы пролетело над границами северной столицы с пересечением ее исторической части. Иерарх вознес молитвы об избавлении петербуржцев от эпидемии. «Вирус, который сегодня повсеместно распространяется, является нам ясным сигналом, что мы неправильно живем, – сказал владыка в конце полета. – В дни карантина у нас есть хорошая возможность поразмышлять над своей жизнью, сделать правильные выводы. Не будем отчаиваться, все беды проходят, и эта пройдет, жизнь возвратится в обычное русло. Главное, мы должны каяться в грехах, исправляться, и Господь пошлет избавление»». Из США тоже приходят тревожные вести: вирус и там стремительно набирает обороты.

http://azbyka.ru/parkhomenko/vesna-trevo...

Примером может служить авва Арсений Великий . Так, когда авва Марк сказал ему: «Почему ты бегаешь от нас?», старец отвечал ему: «Бог видит, что я люблю вас, но я не могу быть вместе и с Богом, и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей – воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми» 390 Итак, молчание бывает разное: один молчит потому, что по смирению не считает себя достойным говорить, а другой – потому что не считает других достойными его слушать. Один молчанием хочет прославиться у Бога, а другой посредством того же самого дела ставит себе цель прославиться у людей и сойти у них за мудрого. Таким образом, бывает и безрассудное, бесовское молчание 391 Оно иногда заставляет человека, вместо долготерпения к немощам ближнего, требующим поучить его в чем-то не раз и не два, говорить самому себе: «Ты и раз, и десять раз уже говорил брату, оставь его, пусть он делает, как хочет, а ты отложи попечение, как сказали отцы...» Таковым отвечает св. Варсонофий Великий: «...от тебя так далеко эта мера (духовного возраста), как небо от земли. Хочешь ли удостовериться в этом? Вспомни, что Господь сказал о деревьях: каковы они, такие приносят и плоды. Рассмотри же, что происходит из молчания, внушаемого тебе диаволом? – Смущение и гнев... Ясно покажу тебе, что долготерпение твое не по Богу: ты собираешь несколько дней, а потом в один день истощаешь мешец свой, и он остается пустым. Долготерпение же по Богу вовсе ничего не говорит до самого конца. А ты, господин мой, брат, подобен властителю: вместо того, чтобы дать рабу своему один удар в ланиту, объяснить ему проступки его и помириться с ним, терпишь несколько дней, а потом вдруг наносишь брату один удар, который быть может для него убийственным, и берешь (на себя) душу его» 392 4. Как приобретается молчание? С великим трудом 393 «Сперва будем принуждать себя к молчанию, – говорит великий молчальник св. Исаак Сирин , – и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию... Не думай, брат, что, – как рассказывают о чудном Арсении, когда посетили его отцы и братия, приходившие видеть его, а он сидел с ними молча и в молчании отпускал их от себя, – все это делал он совершенно по воле и что вначале не принуждал себя к этому» 394

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Все из Него, Им и к Нему» ( Рим. 11, 36 ). Но благодать не только спасает от греха, то есть не дает природе человека погрузиться в нижеестественное состояние, но она тут же зовет его подняться выше себя, к вышеестественному, она зовет его к себе, в свой Божественный и вечный мир. Это и есть то, о чем сказал Господь Никодиму: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух» ( Ин. 3, 3, 6 ). Через призыв благодати к вышеестественному совершается новое рождение человека. Благодать, зовя его к себе, ждет от него, чтобы он в меру своих сил отказывался бы теперь уже не только от греха, для его естества, по существу, чуждого, но и от того, что является, по существу, его собственным, – от родного своего естества. Об этом так говорит Варсонофий Великий: «Апостол, зная, что воля Божия состоит в том, чтобы мы оставили не только демонское (то есть противоестественность греха. – С. Ф.), но и естественное, сказал: «Плоть не пользует нимало» ( Ин. 6, 63 ). Итак, если ты желаешь сделаться духовным, отложи плотское и внимай слову Господа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ). А как отвергается от себя человек? Лишь тем, что оставляет естественные желания и последует Ему. Так что говорит Он здесь, собственно, об естественном, а не о неестественном, ибо если кто оставит неестественное (то есть противоестественное. – С. Ф.), то он не оставит еще ничего ради Бога из своего собственного, потому что противоестественное не принадлежит ему. А тот, кто оставил естественное, всегда взывает с апостолом Петром: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» ( Мф. 19, 27 )» 450 . Об этом же и другие слова Евангелия: «Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» ( Ин. 12,25 ). Об «оставлении естества» или о «ненависти к душе своей», то есть о том, чтобы не считаться с законными желаниями естественно–природной своей жизни, больше всего говорит нам крайний пример мучеников христианских: от величайшей любви к своему Богу они дерзали «оставить» все самое естественное в своем естестве, они «отверглись» себя до последнего истощения своего невинного тела. «Кто победил тело, тот естество победил; победивший же естество, без сомнения, стал выше естества. Такой человек «малым чим», или, если можно так сказать, ничем не «умален от ангел» 451 » 452 . Конечно, благодать при этом помогала и укрепляла несравненно больше, чем при борьбе с грехом. Отцы говорили, что благодать обычно приходит именно к душе и в ней пребывает, но что она может войти и в само тело подвизающегося, пронизать его своим светом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Наше немилосердие, неутолимость, безпощадность к людям есть непроходимая завеса между нами и Богом. Это как если бы мы закрыли растение черным колпаком, а затем стали бы сетовать на то, что оно гибнет без солнечных лучей». Милосердие проявляется не только в материальной помощи нуждающимся. В притче о раненом разбойнике и самарянине Господь показал нам пример милосердия. Самарянин отвлекся от своего пути, постарался облегчить страдания раненого, перевязывая ему раны, издержал на него свои запасы вина и масла, уступил ему своего осла, позаботился о помещении его в гостиницу и подумал о будущей помощи ему, обещав гостинику заплатить все последующие издержки. И все это было оказано не другу, даже не соотечественнику, а иноплеменнику – почти врагу. Надо вспомнить, что святитель Иоасаф Белгородский не только тратил все свои доходы на бедных, но, будучи уже епископом, сам колол дрова, купленные им для бедных вдов и сирот. Часто мы не в состоянии устранять скорбные обстоятельства у ближнего. В этом случае надо последовать следующему указанию архиепископа Арсения (Чудовского): «Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, – прими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь; этим облегчишь его душевную тягу». Но как во всякой добродетели, так и в милосердии надо иметь рассудительность. Апостол Павел пишет: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» ( 2Кор. 8,13 ). В ряде случаев необходимо отказывать в материальной помощи ближнему. Причиной отказа может явиться и забота о его духовной пользе, и знание своей меры, своего положения и своего духовного возраста. Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Если мы знаем о некоторых, что они бедны от праздности и лености, таким мы не должны уделять от своих трудовых заработков. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Фес. 3,10 ). Следует знать также, что преподобный Варсонофий Великий не рекомендовал занимать в долг, чтобы удовлетворить какую-либо материальную нужду ближнего. В таких случаях надо отказывать в просимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010