«Безводными местами» Сын Божий называет те места, где живут люди, которые не руководствуются Словом Божиим. Ибо воды в Писании часто символизируют собою и Благодать, и Слово Божие. Блаженный Феофилакт видит и другой смысл в этих стихах, он пишет: «А ты разумей еще вот что: посредством крещения нечистый дух изгоняется и бродит по безводным местам и душам некрещеным, но в них не находит покоя» . Видим, что одно истолкование дополняет собою другое. Далее сказано: Мф.12:45 . «тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом». «семь других духов, злейших»  – означает, что дух неверия может притащить за собою и семь смертных грехов: гордыню, жадность, блуд, гнев, чревоугодие, зависть и уныние. Справиться с семью смертными грехами довольно трудно. Гордости необходимо противопоставить смирение; жадности – благотворительность; блуду – целомудрие; гневливости – кротость; чревоугодию – воздержание; зависти – доброжелательность; унынию – упование (надежду). Итак, неверие – мать всяческому греху. Даже если верующий согрешает, это означает, что он подпал под воздействие сего порока – неверия, и грешит как бы в забытьи, не помня, кто он в глазах Бога. Преподобный Варсонофий Оптинский писал: «Хулой на Духа Святаго, непростительной и ведущей к погибели, называется упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов, неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия, не прощается ни в сем веке, ни в будущем, и человек, умерший, не покаявшись в своем неверии, погиб» . Ты спросишь: а где увидеть явные чудеса? А я отвечу: посмотри на небо, солнце, звезды и луну, посмотри и на себя самого, и вникни, разве не Бог все это создал? Сказано: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Седьмая заповедь Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.      Блаженны миротворцы... Заповедь иметь мир с людьми и примирять враждующих ставится в Евангелии очень высоко. Такие люди называются детьми, сынами Божьими. Почему? Мы все — чада Божьи, его творения. Отцу и матери нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132, 1). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, приобретает мир в душе и мир с ближними, — он получит несомненно награду и в Царстве Небесном. Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога. Восьмая заповедь Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.      Блаженны изгнанные правды ради. О взыскании Истины, Божественной Правды уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина — это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды . Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина — всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7, 14). Но это — единственная дорога, ведущая ко спасению, иного пути нам не дано. Конечно, жить в бушующем, часто очень враждебном христианству мире сложно. Даже если нет гонений и притеснении за веру, просто жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, трудиться для Бога и ближних очень непросто. Гораздо легче жить «как все» и «брать от жизни всё». Но мы знаем, что как раз этот путь ведет в погибель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин всегда иной, не как все. «Старайся жить не как все живут, а как Бог велит, потому что... мир во зле лежит.» — говорит преподобный Варсонофий Оптинский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь, на земле, гнать, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому гонимым за правду Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/104825.html

Сейчас, когда многие церкви уже восстановлены, необходимо заниматься именно социальной деятельностью, и работать активнее, не покладая рук. Это начало большого и, наверное, тернистого пути. У нас в стране еще много народа неверующего, маловерующего, есть и те, кто увлекся оккультизмом, попал в сети различных тоталитарных сект. Сегодня их надо возвращать в лоно Церкви. Для этого, конечно, потребуются усилия не одного священника, а всего приходского актива. Это и есть тот новый определенный этап, который наступает в жизни нашей Церкви. — Ваше Высокопреосвященство, в последнее время в стране произошло сразу несколько убийств священнослужителей. Как уберечь от такого злодеяния наших батюшек, как спасать их? Высказывалось даже мнение, что за подобные преступления следует ужесточить наказание. — Нападения на свяшеннослужителей случались всегда: зло ни на минуту не прекращает борьбу с добром. А священника — того, который обличает грех, — темные силы ненавидят особо люто. И стараются отомстить ему. Если Господь попускает, то и происходят убийства пастырей. Если мы почитаем церковную историю, то увидим: священников убивали за то, что они говорили правду Божию. Так же, как и пророков. Пророки были гонимы, потому что говорили истину. А кто в мире любит истину? За истину распяли Христа. И как Христа гнали, оскорбляли и распяли, так и Его верных служителей будут гнать и убивать. Как защищать батюшек, спрашиваете вы. Не будем же мы к каждому священнику приставлять охранников. Это несерьезно. Нас защищает Сам Господь. Если Он считает, что этому человеку надо идти мученическим путем, значит, таким его путь и будет. Все в руках Божиих. А мы должны нести в этот мир правду и истину, мы должны обличать грех. Наша миссия в том и состоит. Борьба добра со злом вечная, она продолжается и в наши дни. Так было, так есть и так будет. В этом для нас ничего удивительного нет. Кто-то считает, что за подобные преступления необходимо ужесточить наказание. Церковь занимается борьбой со злом, когда оно еще внутри человека. Вот здесь нам зло и надо искоренять. А дело правоохранительных органов бороться со злом, когда оно уже проявило себя вовне. Они это и делают. Может, ужесточение наказания и сыграет какую-то роль. Но мы считаем, что со злом, с пороками надо бороться в своем сердце. Вспомните апостола Петра: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему; потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны: а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1 Пет, 3:11-14).

http://patriarchia.ru/db/text/1193499.ht...

Часто люди уповают на своих духовных руководителей, думают, что духовник может их всему научить, что с его помощью они поднимутся. Иногда они даже полагают, что духовник не просто поможет, но как бы обязан, должен и может их восставить. Но такое наше упование неразумно. Прежде всего потому, что в наше время людей духовно крепких и сильных очень мало, едва-едва найдется такой духовник, который силою своих молитв и духовного рассуждения может нам помочь. Но если бы и нашелся такой мудрый, обладающий молитвенным дерзновением пред Богом духовный человек (конечно же, духовно опытные люди не оскудеют до кончины века; они, хотя и уменьшатся числом, но не иссякнут окончательно), то и он без нашей помощи не смог бы нас восставить. Когда к великому старцу Варсонофию обратился некий монах с просьбой помочь ему своими молитвами в его духовной жизни, с тем чтобы Господь сделал его настоящим, истинным подвижником, то Варсонофий ответил ему: «Я почти все за тебя отдам, но хотя бы малую часть ты потрудись сам». Богу важно наше собственное произволение, наше собственное усилие, может быть, незначительное по интенсивности, однако же искреннее и полное. Пусть у нас мало сил, но мы их полностью напрягаем по заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк 12:30). Мы должны возлюбить Бога «всею», пусть малою, но «всею» нашею «крепостию». Видя нашу искренность даже при нашем малом напряжении сил, Господь поможет нам так же, как не забыл Он о расслабленном, который тридцать восемь лет пребывал в расслаблении и тщетно ожидал помощи от людей, не один год лежа у Овчей купели. Даже если у нас нет никакого духовного руководителя, никакого молитвенника о нас, — мы имеем своим Учителем и Спасителем не человека, а Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Вот на Кого всякий из нас должен уповать! И если мы, пребывая в нравственном расслаблении, может быть, долгие годы, не устанем взывать к Богу и надеяться, то обязательно дождемся от Него помощи.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

“Господь смотрит на сердце” человека (1 Цар. 16, 7), а не на его дела. Спаситель осуждает тех, которые “дела свои делают с тем, чтобы видели их люди” (Мф. 23, 5), и произносит в их адрес гневные слова: “Горе вам, книж­ники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы проро­кам и украшаете памятники праведников” (Мф. 23, 29); “горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять” (Лк. 11, 42). Святоотеческая мысль глубоко изъясняет Евангельс­кое учение о любви, показывая ее существенное отличие от мирских о ней представлений, от того, что Тертуллиан, например, называл красивым пороком, а священник Па­вел Флоренский — переодетым эгоизмом. Главней­шим свойством христианс­кой любви святые отцы на­зывают смирение, которое является основанием и чи­стой жертвенности, и дей­ствительного бескорыстия, присущих таковой любви. По открытому отцами духовному закону, вообще не может быть ни одной ис­тинной добродетели там, где нет смирения. Преподоб­ный Варсонофий Великий учит, что “смирение имеет первенство среди доброде­телей”8, а святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что “все добродетели усматриваются последующими за ним”9. И это прежде всего относится к вершине добродете­лей — любви. “Если высшая из добродетелей, лю­бовь, — пишет святитель Тихон Воронежский, — по слову апостола, долготерпит, не завидует, не превозносит­ся, не раздражается, николиже отпадает, то это потому, что ее поддерживает и ей споспешествует смирение”10. Потому сподвижник преподобного Варсонофия Велико­го преподобный Иоанн Пророк говорил: “Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суе­тен и не вменяется ни во что”11. Учение святых отцов говорит вполне однозначно: доб­рым делом является только такое, которое совершается с христианской любовью, то есть со смирением. В против­ном случае оно утрачивает свою пользу и превращается даже во зло, поскольку не может, по Апостолу, течь из одного источника сладкая и горькая вода (Иак. 3,11). Об этом говорит и духовный закон, открытый нам Самим Спасителем в следующих словах:

http://radonezh.ru/analytics/dela-very-5...

Для того же, чтобы никто не думал, будто одни лица священного сана и монахи должны непрестанно и всегда молиться, но что и все христиане имеют долг всегда пребывать в молитве, в «Добротолюбии» 844 рассказывается случай из жизни святого Григория Паламы и его друга – старца Иова. Старец Иов считал непрестанную молитву необходимой лишь для аскетов и монахов, кои живут вне мира и сует его, а не мирян, кои имеют столько забот и дел. Святитель же Григорий, беседуя с ним однажды, сказал о молитве, что всякому вообще христианину надлежит подвизаться в молитве всегда и молиться непрестанно, как заповедал апостол Павел обще всем христианам: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ) – и как говорит о себе пророк Давид, при всем том, что был царь и имел попечение о всем родстве своем: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня» ( Пс.15:8 ). Говоря это и многое другое своему другу Иову, святитель прибавил еще, что, по учению святых, нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всех учить тому же, всех обще: и монахов, и мирян, и мудрых, и простых, и мужей, и жен, и детей – и побуждать их молиться непрестанно. Иов же, не соглашаясь с этим, стал спорить со святителем и стоял на своем, хотя святой Григорий привел ему много неопровержимых доказательств в пользу своих мыслей. Через некоторое время после своего спора со святителем Иов был вразумлен видением. Во время молитвы ему явился ангел, который, укорив его за спор со святым Григорием, «возвестил ему от лица Божия, чтоб вперед внимал себе и остерегался говорить кому что-либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией и не позволял себе мудрствовать разно с тем, что сказал святой Григорий» 845 . Тогда старец Иов поспешил к святителю и, прося прощения в противоречии ему, сообщил о своем видении. Для того чтобы дойти до тех высот молитвенного подвига, которых достигали святые подвижники, необходимо иметь опытного старца-руководителя, который бы и направлял новоначального по правильному пути. Тем более это необходимо вследствие того, что идти истинным путем, не рискуя впасть в прелесть, дело далеко не легкое и не простое, как оно могло бы казаться с первого взгляда для неопытного в этом человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

И еще раз упомянем о двух важнейших обстоятельствах, о которых иногда забываем в суете: 1) Не бывает молитвы, если нет любви к Богу и ближнему: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор.13:2 ). Это «ничто» не способно молиться. 2) Не бывает молитвы, если человек живет ради корысти и власти: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ). Корыстность и властолюбие не способны молиться. Рекомендуемая (из многих трудов по этой теме) литература о молитве для раздела 4.4.9.: 1) Любое издание книг «Добротолюбие» в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского . Т. 1–5. 2) Иеромонах Илларион Святогорец. Исповедание православной веры святого Григория Паламы . – М.: Издание Подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве, 1995. 3) Любое издание книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические». 4) Письма великих оптинских старцев. – М.: Издание Сретенского монастыря. 2003 – Письмо преподобного Макария: Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву. 5) Варсонофий, игумен (Веревкин В.С.) Учение о молитве по Добротолюбию. – Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2002. 6) Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей. Составил игумен Валаамского монастыря Харитон. – М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. 7) Путь умного делания. О молитве Иисусовой и божественной благодати. Составлено на основе келейных записей архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) . – Красногорск: Издание Красногорского Успенского храма, 2000. 8) Жемчужина отцов. Составитель – священник Сергий Молотков. В 2-х томах. – Санкт-Петербург: САТИСЪ, ДЕРЖАВА, 2006. 9) Новиков Н. М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы: В 4 т. – М.: «Отчий дом», 2004, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Игорь Ковалев 20 ноября 2020, 12:00 Продолжение .Алла. " Добрые дела самоценны, "/-Это ваши домыслы,которые противоречат Писанию,св. Отцам и духовным законам и опять показывают ваше незнание христианства.Добрые дела являются только средством для достижения смирения,за которое " Бог,смиренным даёт Благодать " .А этого можно добиться,только,делая добрые дела ради Христа,по заповеди,в ином случае разовьем гордость и будем тщеславиться своими делами, трубить о них.Преп. Варсонофий Великий: " Истинный труд не может быть без смирения,ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что " .Преп. Исаак Сирин: " Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее,но рождающемуся от них смирению.Если же оно утрачено,то первые будут напрасны " . Игорь Ковалев 20 ноября 2020, 11:36 Алла/Это не фарисейство,а учение свт.Отцов,согласное с Писанием.Если вы не заметили,я привел слова пяти человек,трое из,которых святые(могу и ещё много привести),но вы,как обычно, лучше разбираетесь в духовных вопросах,чем св.Отцы.Цитата,приведённая вами,говорит о совести(Законе, написанном у нас в сердцах),а не о самоценности добрых дел,ибо " ...человек оправдывается не делами закона,а только верою в Иисуса Христа,... ибо делами закона не оправдается никакая плоть " (Гал. 2:15) Алла 19 ноября 2020, 18:45 Игорь, вы опять погрязли в своем фирменном фарисействе. Добрые дела самоценны, о чем говорит апостол: " ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах " . Язычники никак не могут посвящать свои добрые дела Христу, Которого не знают, но все равно соблюдают Его закон. Иван 18 ноября 2020, 21:30 Прекрасная статья, спасибо! Игорь Ковалев 18 ноября 2020, 11:26 Ксения. " Для обретения добродетелей необходимо все творимые добрые дела посвящать Христу,творить их во имя Его.Так,например,если обидят нас,и захочется нам отомстить,то сдержимся, говоря в себе:«Прощу ради Христа,простившего мне мои грехи».Если у нас самих мало денег,а к нам подошел нищий, и нам не хочется давать,...то пересилим себя и дадим с мыслью:«Подам ради Христа, давшего мне все, что я имею».Если мы уже съели достаточно,а чрево просит еще и еще, остановимся, встанем из-за стола, говоря в себе: «Воздержусь ради Христа, Своим постом научившего меня воздержанию».С подобным расположением нужно творить и все остальные добрые дела... " (о.Георгий(Максимов),из статьи на этом же сайте 2009г)

http://pravoslavie.ru/135219.html

В Евангелии от Матфея, 10 глава, 32 стих, сказано: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. Какое высокое обетование! Если Христос исповедает кого пред Отцом Своим, то, следовательно, обещает Рай. Исповедовать Христа можно многоразлично, во всяком звании и состоянии, от простолюдина и до царя, от мужичка до самодержца. В настоящее время мало исповедников; многие, очень многие отпали от Христа, часто раздаются такие голоса: не всё ли равно, как веровать, все спасутся – и магометане, и жиды, и язычники. Если спросят об этом вас, ответьте: «Спасутся ли они – не знаю, знаю только, что в Царствие Небесное вводит Господь и Спас наш Иисус Христос и Святая Православная Церковь . Те же, которые не войдут в Царствие, отосланы будут в ад на вечные муки». Страшное слово «вечные муки»; впрочем, только ожесточённым нераскаянным грешникам, умершим во грехах своих, нет надежды на помилование, что же касается тех людей, которые, хотя и грешат, но каются во грехах и не надеются на свои добрые дела, того Господь помилует. Например, преступник обращается к царю с просьбой: «Ваше Величество, я приговорён к каторжным работам за мои преступления; знаю, что справедливо осуждён, но ведь ты царь и можешь меня помиловать». А царь отвечает ему: «Так как ты обратился ко мне с верою, что я могу это сделать, то я не только тебя прощаю, но ещё даю тебе землю для дома и деньги на обзаведение, только не делай больше зла». Так и Господь поступает с кающимися. Грешник говорит: «Господи, я ничего не имею: блуждает мысль моя, чувства мои и дела мои противны Тебе. Тяжко согрешил я пред Тобой, но помилуй мя, яко Бог». А Господь отвечает: «За то, что ты веруешь в Меня и просишь Моей помощи, Я не только все тебе прощаю, но ещё дарую Царствие Небесное. Только оставь свои беззакония, умри греху: если был горд, то умри для гордости через смирение, пусть умрёт в тебе злоба и заменится любовью; пусть умрёт скупость и вместо неё да насадится в сердце твоём милосердие».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Ответ прп. Варсонофия . Мы всегда должны уповать на Иисуса, что Он но попустит нам искуситься более, чем мы можем (см. 1Кор. 10, 13 ). Но поскольку Он Сам научил нас, говоря: «молúтесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лк. 22, 46 ), то не следует самим собою вдаваться в опасности – это будет преступлением заповеди Божией, ибо в таком случае мы сами себя предадим на смерть, но должно охранять себя. Если же живем в мирном месте и услышим о нашествии разбойников, то не должны смущаться, имея покров Божий, ибо Бог видит, что мы не сами ввели себя в искушение и не преступили Его заповеди; но лучше, сохраняя ее, будем взывать день и ночь: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» ( Мф. 6, 13 ). А когда, и при молитве о сем, случится искушение или нападение разбойников, да не ослабеем, ибо сие бывает ко испытанию нашему и попущением Божиим, к пользе нашей. И когда будет по попущению, тогда Апостол утверждает нас, говоря: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор. 10, 13 ). А как скоро от одного только слуха будем бегать из одного места в другое, то диавол может совсем не допустить нас пожить на одном месте. Когда же достоверно знаем относительно какого-либо места, что там предстоит опасность, то должны предохранить себя. А если место мирно и искушение постигнет нас внезапно, то Бог, видя, что вина сего не от нас, покроет нас по воле Своей. Ибо есть искушение, от нас самих случающееся, и есть другое, бывающее по попущению Божию; которое происходит от нас самих, то служит во вред душе, и о нём-то взывал апостол Иаков, говоря: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак. 1, 13 ); а то, которое случается попущением Божиим, полезно для души, ибо ведет человека к искусству [к опытности], а искусство ведет человека к надежде, а надежда не постыжает, по писанному ( Рим. 5, 5 ), а непосрамляемый уже спасен о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010