Таким образом, хотя благие дела сотника послужили ему приготовлением ко спасению, однако же он не мог спастись без веры во Христа Иисуса; ибо нет другого имени под небесами, которым могли бы спастись, а природный закон совести, написанный в сердце каждого, есть только преддверие закона благодати, как разительно убеждает в том пример Корнилия. Исполняя повеление Ангела, он послал надежных людей в Яффу, где уже предупрежден был Петр небесным видением не гнушаться язычников и не почитать ничего скверным, что Бог признал чистым. Он встретил посланных и поспешил с ними в Кесарию, в дом сотника. Корнилии пал к ногам его и рассказал причину приглашения. Апостол же, внимая словам его и вспоминая свое видение, уразумел, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде не отвергается Господом, но способен быть принятым в благодать Его; он возвестил единственным средством спасения каждому человеку Христа Иисуса, распятого и воскресшего, Судию живых и мертвых, о Ком свидетельствовали Пророки, дабы всякий верующий в Него получил именем Его прощение грехов. Еще говорил Петр, как внезапно Дух Святой нисшел на всех слышавших слово жизни, и верующие, из числа обрезанных, изумились, видя, что дар Святого Духа излился и на язычников, потому что услышали их, величающих Бога разными языками. Тогда Петр сказал: «Кто же может воспретить креститься водою тем, которые как и мы приняли Духа Святого?» И велел креститься Корнилию со всем домом во имя Господа Иисуса. Когда же впоследствии упрекали Петра в Иерусалиме за то, что обращался с необрезанными, Апостол успокоил Иудеев рассказом всего бывшего, и они убедились, что Бог не одним Евреям, но и язычникам даровал покаяние в жизнь вечную. Хотя рассеявшиеся после смерти Стефановой ученики Христовы прошли до Финикии, Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова Божия, кроме Иудеев, – однако же некоторые из Кипрян и Киринейцев начали благовествовать Господа Иисуса в Антиохии самим Эллинам, и рука Господня была с ними так, что великое число уверовало и обратилось к Господу. Дошел слух о том до Иерусалимской Церкви и послан был в Антиохию Варнава, который утвердил в вере новообращенных. Для большего успеха вызвал он Савла из Тарса и с ним вместе проповедовал целый год слово Божие в Церкви Антиохийской, где верные впервые стали называться христианами. Когда же один от Пророков, пришедших из Иерусалима, именем Агав, предсказал о наступающем в Иудее голоде, Антиохийцы, движимые любовью, собрали по достоянию милостыню в пользу братии своих и послали ее руками Варнавы и Савла.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Тогда как в других христианских общинах, оставшихся фактически без вдумчивого духовного попечительства, возникало много вопросов и споров. Вот почему по некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава с радостью принял данное предложение, ему тоже дороги были все те люди, с которыми он когда-то имел счастье общаться и воздавать хвалу Единому Богу. Но тут, братья и сестры, как мы слышали с вами сегодня из Апостольского чтения, между апостолами Павлом и Варнавой произошло разногласие: Варнава хотел взять с собой Иоанна, называемого Марком, но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. И далее автор Деяний пишет: Отсюда произошло огорчение, так что ониразлучились друг с другом. Примечательное выражение употребил апостол Лука, описывая данное событие. Произошло огорчение — не ссора, не вражда, не раздор или духовное нестроение, а чисто человеческое чувство, приведшее к разлучению. Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: «И в пророках мы видим различные характеры и различные нравы: например, Илия строг, Моисей кроток. Так и здесь Павел более тверд. Мне кажется даже, что и разделение произошло у них по согласию и что они сказали друг другу: так как я не желаю этого, а ты желаешь, то, чтобы нам не ссориться, разделимся по разным местам. Таким образом, они сделали это, совершенно уступая друг другу. Варнава хотел, чтобы оставалось мнение Павла, и потому отделился; также и Павел хотел, чтобы оставалось мнение (Варнавы), и потому делает то же и отделяется. О, если бы и мы разделялись друг от друга таким же образом и для того, чтобы идти на проповедь! И врагами ли они расстались? Нисколько! ибо и после того Павел в посланиях своих упоминает о Варнаве с великими похвалами (см. 2 Кор.8:18). Все это происходило по устроению Божию». Апостол Павел желал поступить справедливо, учитывая отступление Иоанна-Марка в Памфилии и связанные с ним в прошлом переживания.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Только мы сами, по греховной воле своей, способны отдалиться от Бога, когда грешим, когда творим беззакония, когда ленимся молиться и ходить в храм Божий. Кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек, — обещал Господь. В учении Христовом заключена неизреченная надежда на блаженную вечность. Сердце верующего человека всегда преисполнено радости и веселья. И эта радость не сравнима ни с какой земной радостью. Эта радость не о пище и питие, не о богатстве и человеческой славе. Это — радость духовная, радость о Господе нашем Иисусе Христе, о благости и человеколюбии Его, ибо, по словам святого апостола Павла, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа ( Рим.5:1 ). Пусть же радость эта, преисполненная Божией благодати, озарит наши души благословенным восторгом ожидания небесной славы и вечного блаженства. Последуем же словам апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо это есть воля Божия во Христе Иисусе о вас (ср. 1 Фес.5:16–18). Аминь. Христос воскресе! Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. ( Деян.13:3 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Ни одно дело на земле не совершается без воли Божией. Просто одни люди это знают и понимают, а другие — не осознают по неведению или отрицают по неразумному противоборству. Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян.12:25-13, 12 ) мы слышали о том, как были призваны на служение Богу апостолы Варнава и Савл (Павел) и как обратился в истинную веру муж разумный римский проконсул Сергий Павел. Когда апостолы Варнава и Савл, успешно выполнив порученное им, вернулись из Иерусалима в Антиохию, в местной христианской общине были некоторые пророки и учители, которым был глас Духа Святого по поводу дальнейшего служения Варнавы и Савла. По Божией милости, даром пророчества и учительства, то есть духовного наставничества, обладали избранные, угодные Богу праведники.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

15. После сих дней, приготовившись, пошли мы в Иерусалим. 16. С нами шли и некоторые ученики из Кесарии, провожая нас к некоему давнему ученику, Мнасону Кипрянину, у которого можно было бы нам жить. Приготовившись: и духом – к предстоящим и предреченным опасностям, и приготовив все потребное для пути и пребывания в Иерусалиме, – одежды, вещи и т. п. Такого приготовления требовал и предстоящий праздник Пятидесятницы, и предстоящее обращение со священными предметами Иерусалима, и исполнение священных обрядов и обычаев там. – Провожая нас к Мнасону: цель этого сопутствия некоторых из кесарийских христиан была та, чтобы ввести апостола и его спутников в дом Мнасона и оставить их на жительстве в этом доме. Кто этот Мнасон, неизвестно; имя греческое; можно думать поэтому, что он христианин если не из язычников, то из эллинистов. Вероятно, он хорошо знаком был с кесарийскими учениками и они знали его особенно с хорошей стороны, а потому и хотели в его доме поместить Павла и его спутников, что было весьма предусмотрительно при тех обстоятельствах. Из эллинистов ли он был или из язычников, во всяком случае по духу и направлению и отношению к закону Моисея он мог быть более сродни духу и направлению Павла, чем верующие ревнители закона, не во всем расположенные к апостолу язычников (ст. 21), и пристанище у него могло быть более надежным и безопасным. Притом он был давний ученик, не неофит, а уже твердый и стойкий, на которого более можно было положиться. Когда именно он принял христианство, во время или около первой христианской Пятидесятницы, или через посредство своего соотечественника кипрянина Варнавы, неизвестно, но был старый христианин. «Этот ученик оказал гостеприимство Павлу» (Злат.) и притом радушное, как видно из следующего стиха. Последнее пребывание Павла в Иерусалиме, возмущение против него иудеев и его узы (17–40) 17. По прибытии нашем в Иерусалим, братия радушно приняли нас. 18. На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. 19. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

—176— Апостолов проявившихся: о распространении из Антиохии, как из главного центра, миссионерских путешествий в страны языческие, о влиянии церкви антиохийской на решение великого вопроса о свободе обращающихся язычников от закона Моисеева, и т. п. Бытописатель времен Апостольских и Евангелист, которого дала нам таже церковь антиохийская, св. Лука, между непосредственными следствиями проповеди Апостолов Варнавы и Павла упоминает о присвоении верующими имени христиан, и о деятельном вспомоществовании христианам церкви иерусалимской, от христиан антиохийских во время всеобщего голода. В книге Деяний мы читаем: целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами (11:26). Это свидетельствует как о быстрых и значительных успехах проповеди Апостольской в Антиохии, так и о существенном отличии новообразующегося общества, которое заключалось в имени Иисуса Христа. – Несте свои, говорит Апостол, куплени бо есте ценою крови Иисуса Христа ( 1Кор.6:20 ), – и потому вы – Христовы, вы – христиане. Живу не ктому аз, но живет во мне Христос, и потому я – Христов, я – христианин. Вот глубокий смысл этого великого именования. Оно не внешний только знак исповедания, но выражение внутренней, неразрывной связи верующего с Иисусом Христом, свидетельство всецелого проникновения Его жизнью, Его силой. – Может быть, и справедливо, что имя это изобретено не самими верующими во Христа, но усвоено ими из уст неверующих: но мудрость Апостольская не отринула его, напротив, распространила его на всех верующих во Христа, и в Малой Азии, и в Иудее, и в Риме, в целом мире. Мудрость Апостольская указала в нем, как должен вести себя в мире именуемый от мира христианином: Господа Иисуса Христа освятите в сердцах ваших ( 1Пет.3:15 ). Если поносят вас за имя Христово, вы блаженны; если кто постраждет, как христианин, да не стыдится (4:14. 16). – Прежде верующие назывались учениками, как приявшие все учение от Иисуса Христа, – —177—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—186— рил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым ( Деян.11:15, 16 ) Павел, прибыв в Ефес и найдя некоторых учеников сказал им: «приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? они отвечали: в крещение Иоанново. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нём, то есть в Христа Иисуса. Услыхав, они крестились, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить языками и пророчествовать» ( Деян.19:2–6 ). Здесь о молитве, предшествовавшей рукоположению не упоминается, но потому только, что о самом возложении рук говорится только как о моменте, когда Дух Святой сошел на крестившихся. Само собою разумеется, что Павел совершил возложение рук не иначе как с молитвою. Помолившись возложил он руки на недужного отца Публия, как помолившись же Петр и Иоанн возложили руки на крестившихся в Самарии. Но если крещение сопровождалось сообщением дара Духа Святого и возложением рук, то естественно предположить, что Павел, говоря об единоличном своем возложении рук на Тимофея, подразумевает возложение рук при крещении или тотчас после крещения, а не возложение рук при возведении в какую-либо степень, совершенное над Тимофеем всем пресвитерством ( 1Тим.4:14 ). Крестил ли Павел Тимофея? Прямых доказательств тому мы не имеем, но много заставляет это предполагать. Павел взял с собою Тимофея во второе путешествие свое из Листры, где в первое, т. е. несколькими годами ранее впервые возвестил слово Божие. Кроме Павла и Варнавы его некому было и крестить, если он уверовал еще в одно из первых посещений Листры апостолом; во второе путешествие Павла он, очевидно, был уже крещен, ибо Павел только обрезал его ради Иудеев в Иерусалиме ( Деян.16:1–3 ). В обоих посланиях Павел многократно называет Тимофея чадом, возлюбленным чадом по вере, как весьма естественно говорить крестившему. Павел ведает и всю религиозную родословную Тимофея; он желает видеть Тимофея, чтобы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19), и в этом случае смысл его будет таков: несмотря на то, что Моисеев закон всюду читается в синагогах каждую субботу, не многие из язычников (прозелиты) располагаются к его принятию и не многими он принимается, а это показывает, что при принятии язычниками христианства он будет только затруднением, препятствием к благоуспешному распространению христианства между язычниками, следовательно, нужно обращающихся к Христу язычников освободить от ига его. Или, наконец, это изречение составляет основание для всего воззрения Иакова, выраженного в его речи, и служит ответом на предполагаемое возражение, что в случае освобождения христиан от исполнения закона Моисеева самый этот божественный закон придет в забвение, и в этом случае смысл изречения будет таков: христиане из язычников должны быть свободны от соблюдения закона Моисеева кроме воздержания от вышеуказанного, и при этом напрасно опасение, что этот богодарованный закон придет в забвение, потому что он всюду еженедельно читается в синагогах. Какое бы из этих объяснений не принять, сущность дела от сего не изменяется. «Таким образом он (Иаков) разрешил все. По-видимому он заповедует соблюдать закон, потому что из него заимствует эти предписания, но и освобождает от него, заимствуя только это» (Злат.). 22. Тогда апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсовою, и Силу, мужей начальствующих между братиями, 23. Написав и вручив им следующее: Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радуйтесь (о Господе)! Тогда, после предварительных рассуждений, повествований Варнавы и Павла и речей Петра и Иакова, рассудили: точнее – положили определение; греческое слово, употребленное здесь, употреблялось о формальных решениях сената, народных собраний, судебных приговорах и т.п. Рассудившими или положившими решение были, во-первых, апостолы, во-вторых, пресвитеры и, в-третьих, вся Церковь , и именно в полном составе членов ее, конечно, достигших совершеннолетия и с ним права участвовать в рассуждениях и определениях собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1) воздерживаться от осквернённого идолами, то есть от вкушения мяса языческих жертв, приносимых идолам; 2) от блуда, то есть сладострастия телесного во всех его видах, – требование особенно важное, потому что этот грех был самым распространённым в языческом греко-римском мире и едва ли даже считался пороком; 3) от удавленины, то есть употребления в пищу мяса такого животного, которое умерщвлено через удавление и в котором осталась его кровь; 4) от крови, которая была запрещена в пищу, как мерзость, ещё во времена Ноя ( Быт. 9:4 ). Пятое требование: «не делать другим того, чего себе не хотят», – находится лишь в немногих древних рукописях. Святой Иоанн Златоуст не читал его. Оно имеет целью умиротворение всяких недоразумений, но оно не относится к требованиям обрядового закона Моисеева, а потому о нём не было надобности и говорить. Это требование уже чисто нравственное, о нём не упоминается позже в 21:25. Связь перечисления этих требований с дальнейшими словами святого Иакова о том, что «закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу», не совсем ясна. Предложение св. Иакова было единогласно принято апостолами, пресвитерами и всем обществом как резолюция собора, и было решено эту резолюцию отправить с нарочитым посольством из Павла, Варнавы, Иуды, прозываемого Варсавою, и Силы в Антиохию в письменном виде. Письмо это, вероятно, было написано, как свидетельствует об этом форма его с обычными у греков приветствиями в начале и конце, на греческом языке. В этом послании высказывается порицание тем, которые требовали от бывших язычников обрезания и соблюдения всего закона, похваляются Варнава и Павел как люди, до самопожертвования преданные Господу, и именем Духа Святого («угодно Святому Духу и нам») заповедуется исполнять только те требования, которые были предложены св. Иаковом: «Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите». Отправленные пришли в Антиохию и там, вероятно в торжественном собрании, вручили это послание, прочтение которого вызвало радость, и было, по словам Дееписателя, «утешением». Иуда и Сила, будучи пророками, преподали наставление братиям, очевидно, в связи с произведшим смущение вопросом. Сила остался в Антиохии, а Иуда возвратился в Иерусалим. Павел же и Варнава продолжали своё благовестие в Антиохии. Отправление апостола Павла во второе миссионерское путешествие

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

22, Слышано же бысть слово о них во ушью церкве сущия во Иерусалиме, и послаша Варнаву преити даже до Антиохии. «Дошел слух о сем до Церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохью». Это было уже после того, как Церковь Иерусалимская, чрез бывшее апостолу Петру откровение, убедилась в той истине, что ко спасению чрез веру в Иисуса Христа призываются, как иудеи, так и язычники. Потому весть об обращении ко Христу антиохийских язычников не возбудила никакого недоумения в Церкви иерусалимской; а, напротив, поручили Варнаве идти в Антиохью, чтобы он узнал, как там совершается дело Божие, и чтобы обратившихся ко Христу утвердил в вере. Варнава, что значит с еврейского – сын утешения, назван так от Апостолов; а прежде было ему имя Осия: он был эллинист, левит, родом кипрянин, у которого была своя земля. Он, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов ( Деян.4: 36.37 ). Не без предусмотрения Апостолы сделали Варнаве это поручение: он, как еллинист, и притом кипрянин, удобнее мог сойтись с помянутыми кипрянами и киринейцами, которые, при содействии благодати Божией, распространили Евангелие между антиохийскими язычниками. Подвиги Варнавы, увенчанные благим успехом, вполне оправдали оказанное ему доверие от иерусалимской Церкви. Иже пришед и видев благодать Божью, возрадовася, и моляше всех изволением сердца терпети о Господе. «Он, прибыв и увидев благодать Божью, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Варнава, совершив довольно длинный путь, пришел в Антиохью, и, увидев благодать Божью, то есть множество, благодатью Божией обращенных ко Христу язычников и их благочестие, возрадовался, утешился духом и возблагодарил Бога за Его милосердие к людям, прежде блуждавшим во тьме неведения, и теперь, познавшим свет спасительной истины. «И убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Всех обратившихся ко Господу, которых нашел в Антиохии, Варнава старался утверждать в вере во Христа; убеждал их, чтобы они, вступив на путь спасения, не уклонялись от Спасителя Господа, а с искренним сердцем служили Ему, неизменно соблюдая заповеди Его. Для этой цели Варнава и послан был в Антиохью от Церкви Иерусалимской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 22–24. Слух о том, что в Антиохии образовалась значительная христианская община из язычников, дошел до Церкви Иерусалимской. Апостолы, равно как и прочие христиане в Иерусалиме, после обращения язычников к вере Христовой в Кесарии, без сомнения, понимали, что основание Церкви в Антиохии совершилось вполне согласно с волею Божией. Однако же, чтобы юная христианская община, удаленная от Иерусалима и лишенная непосредственного руководства апостолов Христовых или, по крайней мере, лиц, пользующихся их полным доверием, не приняла с самого же начала ложного направления в вере и жизни христианской, Иерусалимская Церковь поручила Варнаве (4, 36–37) идти в Антиохию. Варнаву, а не кого-либо другого, посылают, можно догадываться, потому, что он был родом кипрянин и потому скорее и легче, нежели кто-либо другой, мог стать в близкие и искренние отношения с антиохийскими проповедниками, из которых некоторые были его соотечественники – кипряне. На это же назначение имели влияние, конечно, и личные качества Варнавы: он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры, говорит о нем дееписатель. Кроме того, прозвание его апостолами Варнавою, «сыном утешения» (4, 36), показывает, что он обладал особенным даром убедительности и утешительности в слове. По всем этим качествам он, без сомнения, считался особенно способным и в истинном свете понять положение дела в Антиохийской Церкви, и привлечь на свою сторону тамошних христиан, и устранить недоразумения и беспорядки, если бы таковые оказались. Но Варнава, придя в Антиохию, не заметил там никаких недостатков, – напротив, он увидел там очевидные следы действия благодати Божией и возрадовался духом своим; поэтому он только убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Деятельность его в Антиохии послужила к еще большему увеличению числа верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010