Первое путешествие апостола Павла . Некоторые из учеников, рассеявшихся после смерти Стефана, пришли в Антиохию сирийскую и проповедывали об Иисусе Христе. Сюда же прислан был из Иерусалима Варнава. Потом Варнава пошел в Тарс, привел оттуда Савла и вместе с ним целый год учил в Антиохии. Ученики здесь в первый раз стали называться христианами. Были в Антиохии и другие учители, кроме Варнавы и Савла, Когда все они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда они совершили пост и молитву, возложили на них руки и отпустили их проповедывать евангелие в других странах, Прибыли они на остров Кипр и здесь дошли до города Пафа. Начальником этого места был проконсул Сергий Павел, человек разумный; он, призвав Варнаву иСавла, пожелал слышать от них слово Божие. При нем же находился один лже-пророк иудеянин, имемем Вариисус, который всячески стал противиться апостолам и старался отвратить проконсула от веры. Но Савл, называемый также и Павлом, укорял его за лукавство и за то, что он других соврашдет с прамого пути Господня, и сказал, что Господь накажет его слепотою. Вариисус вдруг сделался слеп и должен был взять вожатого; а проконсул, видя это, уверовал. Тогда Павел и Варнава отправились в Малую Азию и здесь, ходя по городам, учили не только иудеев, но и азычников, которые с радостью принимали весть, что верою в Иисуса Христа и они могут получить прощение грехов. Но Иудеи часто сопротивлялись им и заставляли их уходить в другие места. Везде однако же, где только были обращенные в христианскую веру, апостолы посвящали пресвитеров для церкви. Окончив первое свое путешествие, Павел и Варнава возвратились в Антиохию. Второе путешествие апостола Павла Во второе свое путешествие Павел с некоторыми учениками посетил опять города Малой Азии, проповедая слово Божие; потом, побывав в Македонии, пришед в Грецию, и когда он прибыл в греческий город Афины, то увидел, что этот город наполнен идолами, и, печалясь об этом, начал рассуждать в синогогах с иудеями и на площади, с кем встречался.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Подобную же судьбу испытывала проповедь о Христе и среди язычников, ибо одни из них охотно принимали ее, а другие упорно отвращались от нее. «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни», – так свидетельствует о проповеди апостолов Павла и Варнавы в языческом городе Антиохии евангелист Лука. Но так поступили далеко не все жители Антиохии; многие из них остались язычниками и, восстав против апостолов, прогнали их из города. То же самое святые апостолы испытывали и в других городах, населенных язычниками. Много примеров этого приводится в Книге деяний апостольских. Все эти примеры приводят нас к вопросу, откуда происходит то, что многие не следуют спасительному зову Божию и отвергают благодать, призывающую их ко спасению? Причина этому заключается в самих же людях, которые не хотят повиноваться спасительному зову Божию ко спасению. Вспомним при этом о богаче, упоминаемом в Евангелии. Он одевался в роскошные одежды и веселился во все дни светло. Люди, подобные ему, предающиеся одним только чувственным удовольствиям, называются чувственными людьми, людьми мира сего. Богач этот был иудей, имел закон и пророков, но он не читал их. Он так любил мир и его прелести, что для любви к Богу в его душе не было места. Что было бы, если бы Сам Господь или Его апостолы обратились к нему с проповедью? Последовал ли бы он спасительному зову их? Наверно нет. Душа, всецело привязанная к миру и его похотям, бывает глуха к призыву благодати Божией. Вот почему Спаситель однажды говорил ученикам Своим: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Божие». Вспомним также о царе Ироде, умертвившем Иоанна Крестителя, обличавшего его в грехе прелюбодеяния. Нечестивый царь этот проводил изнеженную и сладострастную жизнь. Три года Господь призывал к Себе людей по всей Галилее и Иудее; и что же? Последовал ли Ирод проповеди Господа? Из истории страданий Спасителя мы знаем, что когда Пилат отослал Господа к Ироду, то последний очень обрадовался этому, ибо охотно желал видеть Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Почитание воскресного дня началось с апостольских времён. В Священном Писании есть свидетельства об этом. Так, в книге Деяний говорится: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20:7). Таким образом, в воскресный день ученики собирались вместе для совершения Евхаристии, а также слушания проповеди. Подразумевая регулярность воскресных собраний, апостол Павел наставляет именно в этот день отлагать средства на нужды Церкви: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16:2). Святой Иоанн Златоуст поясняет слова апостола: «Вспомните, говорит, чего вы сподобились в этот день: неизреченные блага, корень и источник нашей жизни получили начало в этот день, и не поэтому только это время располагает к человеколюбию, но и потому, что оно доставляет отдых и свободу от трудов» . В Откровении апостол Иоанн Богослов сообщает, что он «был в духе в день воскресный » (Откр. 1:10). Святой Андрей Кесарийский передаёт мысль апостола так: «Я, объятый Святым Духом, приобретя духовный слух, услышал в чтимый, ради воскресения, более других день Господень голос по звучности подобный трубе» . В сочинениях христиан первых веков почитание воскресного дня предстаёт как повсеместная общепризнанная традиция. Св. Игнатий Богоносец (II в.), обличая иудействующих, писал: «если мы доселе ещё живём по закону иудейскому, то чрез это открыто признаёмся, что мы не получили благодати»; «жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения» . Схожие мысли содержатся в «Послании апостола Варнавы» (II в.): «мы и проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мёртвых» . Св. Иустин Философ (II в.) свидетельствовал: «В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес от мёртвых» . Тертуллиан в послании «К язычникам» (1, 13) сообщает, что некоторые «считают, что христианский Бог – это солнце, потому что известно наше обыкновение (…) праздновать день солнца» .

http://pravoslavie.ru/63011.html

Предостережение против лжепророков – один из лейтмотивов новозаветных писаний. Уже евангельские поучения Иисуса Христа содержат призывы беречься лжепророков ( Мф. 7:15 ) и предсказания о том, что они придут и прельстят многих ( Мф. 24:11, 24 ). Апостол Иоанн в Первом послании констатирует, что «много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 ). Лжепророк – одно из действующих лиц Апокалипсиса; его деятельность кончается тем, что он живым брошен «в озеро огненное, горящее серою» ( Откр. 19:20 ), где вместе с диаволом и со зверем-обольстителем будет «мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр. 20:10 ). Споры об авторстве В древней церковной традиции не было единодушия относительно авторства Второго послания Петра. Ириней Лионский , чьи творения содержат более тысячи цитат из Нового Завета, не цитирует это послание 474 . В упомянутом выше «каноне Муратори» оно, как и Первое послание, отсутствует. Евсевий Кесарийский в первой половине IV века безусловно признавал подлинность только Первого послания Петра 475 . В отношении Второго он писал: «Так называемое Второе не числится, как мы слышали, среди книг Нового Завета, но многие считают его полезным и прилежно читают вместе с другими писаниями» 476 . В то же время аллюзии на Второе послание Петра можно усмотреть у некоторых древних авторов. Так, например, автор Послания Варнавы 477 пишет: «Ибо у Него день равняется тысяче лет. Он Сам свидетельствует об этом, говоря: «вот настоящий день будет как тысяча лет " " 478 . В этом усматривают аллюзию на 2Пет. 3:8 «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» 479 . Общим источником обоих текстов являются слова псалма: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» ( Пс. 89:5 ). Второе послание Петра было, вероятно, известно автору апокрифического «Апокалипсиса Петра», датируемого первой половиной II века 480 . На Второе послание Петра неоднократно ссылается в своих сочинениях Ориген 481 . По его словам, «Петр гремит двумя трубами своих посланий» 482 . В то же время Евсевий Кесарийский цитирует слова из его утраченного комментария на Евангелие от Иоанна, в котором Ориген признавал подлинность Первого послания, а о Втором выражался так: «Примем, пожалуй, и Второе, хотя о нем спорят» 483 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

причиной бегства ап. Павла из Дамаска, по его собственному указанию, была попытка правителя царя Ареты схватить его ( 2Кор 11:32 ), тогда как Лука связывает этот уход апостола с заговором евреев с целью убить его ( Деян 9:23 ); Лука ничего не говорит о других посещениях Павлом Коринфа из Ефеса (2 Кор); все миссионерское служение ап. Павла представлено у Луки в виде трех миссионерских путешествий (I: 13:1– 14:28; II: 15:36–18:22; III: 18:23–21:16); Антиохийский инцидент ( Гал 2:11–13 ), когда лицемерное поведение Петра и Варнавы вызвало возмущение Павла, выглядит странным в свете принятых на апостольском соборе в Иерусалиме ( Деян 15:28–29 ) решений и ставит под сомнение правдоподобность его описания у Луки. 14 . При упоминании о богословских отличиях между Лукой и Павлом следует учитывать два факта: послания апостола языков носят полемический характер и адресованы уже существовавшим на тот момент христианским общинам, тогда как в Деянего речи обращены к тем, кого он стремится обратить. Ясно, что в зависимости от адресата будут по-разному расставлены и акценты. Скажем, насколько был бы уместным обличительный пафос Рим 1:25  в речи перед языческой аудиторией Ареопага? Поэтому следует обращать внимание не столько на отличие функций естественного богословия в Рим и Деян, сколько на то, что оно там присутствует. Кроме того, Рим – не единственное место у ап. Павла, где он рассуждает о знании Бога язычниками. В 1Кор 1:21  он высказывает мысли, близкие озвученным в речи на Ареопаге 30 . Соблюдение ап. Павлом ритуальной практики, предписываемой иудейским законом, является в Деян неотъемлемой частью его миссионерского служения, главный принцип которого был озвучен им в 1Кор 9:19–23 : «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Проповедь Ап. Павла произвела, видимо, сильное впечатление на прозелитов (которых Дееписатель называет " язычниками " ), так как при выходе Апостолов из синагоги (как видно, еще до формального роспуска собрания, что разрешалось для пришельцев-гостей), они просили их говорить о том же в следующую субботу. Впрочем, в большинстве древних рукописей этого слова " язычники " нет, так что можно полагать, что и иудеи также участвовали в этой просьбе, как это можно заключить из следующего стиха 43, где говорится, что " многие Иудеи последовали " за Павлом и Варнавой. Очевидно, сердца их коснулась благодать Божья. В следующую субботу почти весь город собрался слушать " Слово Божие. " Дееписатель не передает этой второй речи св. Павла, а приводит лишь заключительные слова ее в 46 ст., вызванные тем, что Иудеи, по зависти к великому успеху проповедника, начали противоречить ему и злословить, сопротивляясь тому, что говорил Павел. Присутствие стольких язычников оскорбляло иудеев, ибо они не допускали мысли, чтобы язычники могли участвовать в мессианском спасении. Тогда Павел и Варнава открыто объявили, что без сомнения, Евангелие должно быть возвещено прежде всего иудеям, но так как они отвергают его и сами себя делают недостойными, то было совершенно справедливо обратить проповедь к язычникам, как это было предречено еще пр. Исаией: " Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли " (49:6). Эти слова доставили великую радость язычникам, которые во множестве уверовали во Христа - не все, правда, но те, которые были " предопределены к вечной жизни " - предопределены, не в смысле безусловного, конечно, предопределения, а те, кого Господь избрал, по предведению доброго направления их воли. Из Антиохии Слово Божье распространилось " по всей стране, " то есть по Писидии. Это вызвало ожесточение среди иудеев, которые возбудили против Павла и Варнавы некоторых почетных женщин, язычниц по рождению, принявших Иудейство, а эти по неразумной ревности к своей новой вере, сумели воздвигнуть такое гонение на Апостолов, что им пришлось по заповеди Христовой, отрясши прах от ног своих, уйти от этих упорствовавших в неверии людей. Так, здесь в первый раз иудейство соединилось с язычеством в гонении на христианство. Апостолы пошли в Иконию, главный город области, называвшейся Ликаония, на восток от Писидии. В Антиохии же новообращенные ими ученики " исполнялись радости и Духа Святого, " что показывает, что они, твердо уверовав, нисколько не пали духом от гонения, постигшего их учителей. " Такова сила Евангелия, " говорит бл. Феофилакт, " учителей гнали, а ученики радовались. "

http://sedmitza.ru/lib/text/430544/

Проповедь в Антиохии Как уже говорилось, после гонения члены Церкви рассеялись по разным местам, повсюду проповедуя о Христе. Проповедь шла по большей части среди иудеев или в околоиудейской среде – будь то самаряне или прозелиты (евнух-эфиоп). Исключение составлял лишь обращенный апостолом Петром сотник Корнилий. Но вот в Антиохии – крупнейшем центре эллинистического мира, иудеи рассеяния – кипряне и киринейцы – рассказали о Христе и эллинам. В Антиохии Церковь массово пополнилась новыми членами из язычников. Когда слух об этом дошел до Иерусалима, было решено для выяснения всех обстоятельств и для укрепления новоначальных в вере послать в Антиохию апостола Варнаву. Придя в Антиохию, апостол Варнава увидел благодать Божию, открывающуюся в Анти-охийской Церкви; беседуя с новообращенными, он убеждал всех держаться Господа искренним сердцем (Деян. 11, 23). Однако, значительное число обращенных, требующих наставления в истинах веры, и постоянное увеличение Анти-охийской Церкви заставили Варнаву задуматься о помощнике. Поэтому вместо того, чтобы возвратиться в Иерусалим для рассказа об увиденном, апостол Варнава, зная отличные дарования Савла, и Божие обетование о том, что ему предназначено быть учителем язычников, из которых большей частью состояла Церковь Антиохийская, отправился за ним в Тарс, до которого от Антиохии было два дня пути. Савл сразу же откликнулся на призыв Варнавы и отправился с ним в Антиохию. Именно в Антиохии, среди языческого окружения, Савл стал впервые пользоваться своим вторым именем – Павел. Проповедь в Анти-охии продолжалась около года. Число новообращенных из язычников ежедневно увеличивалось. Здесь, в Антиохии, их впервые стали называть христианами. Вскоре Антиохия сделалась митрополией христиан из язычников. Так что, несмотря на неустанные труды апостолов, они не могли уделить внимание всей антиохий-ской пастве. Им понадобились помощники, каковыми стали Симеон, называемый Нигером, Луций Киренеянин и Манаил. Предположительно в это же время Савл пережил чудесное явление, о котором рассказывал во втором Послании к Коринфянам: Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 1–4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

С таковым посланием отправились в путь святые апостолы Варнава и Павел, а вместе с ними и Иуда и Сила, направившись из Иерусалима в Антиохию. В это время упомянутый Иоанн, называемый Марком, сын Марии, тетки Варнавы, не осмеливаясь приблизиться к святому Павлу, подошел к дяде своему, святому Варнаве, с покаянием и слезами, сожалея, что отлучился от них, когда они проповедовали язычникам: Иоанн начал просить святого Варнаву снова взять его с собой, обещая без страха идти на все страдания и самую смерть за Господа: Варнава взял его, как племянника своего. Вместе дошли все до Антиохии. Собрав верных, апостолы отдали им послание; прочитав его, все весьма возрадовались. Иуда же и Сила словом своим утешили братию и утвердили их о Господе. Спустя некоторое время Иуда возвратился в Иерусалим, но Сила продолжал оставаться там. Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя слово Господне прочим. Спустя некоторое время после этого, Павел сказал Варнаве: «Мы должны опять посетить братий наших; мы должны пройти по всем городам, в которых проповедовали имя Господне, дабы видеть, как живут братия». Святой Варнава дал свое согласие на это. При этом Варнава хотел взять с собой Иоанна, называемого Марком, племянника своего; Павел же не хотел этого, говоря: «Для чего мы возьмем с собой трусливого юношу, который ранее оставил нас в Памфилии, не пожелав идти с нами на дело, на которое мы посланы и отлучившись от нас, возвратился к своим родным?» Произошла распря между нами, так как Варнава хотел взять Иоанна, Павел же не хотел; поэтому они разошлись друг с другом, намереваясь каждый пойти своим путем. Все это случилось по усмотрению Божию, дабы они, идя врозь, спасли большее число душ. Вполне достаточно было проповедовать одному великому учителю там, где намеревались идти два великих учителя; каждый же, проповедуя отдельно, сделал бы сугубое приобретение для Церкви — один в одной стране, другой в другой, обратив к вере Христовой различных народов. Святой Павел, взяв с собой святого Силу, отправился в Дервию и Листру, а святой Варнава отплыл в Кипр с племянником своим Иоанном

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Сюда же потом, по внушению Святого Духа, пришел Варнава и взял Павла с собою в Антиохию Сирийскую, зная о назначении его быть Апостолом язычников; проповедуя здесь целый год в синагогах, они многих обратили ко Христу и назвали их христианами 4265 . По прошествии же года, оба святые Апостолы, Варнава и Павел, возвратились в Иерусалим и рассказали святым Апостолам то, что произвела благодать Божия в Антиохии, и весьма обрадовали Христову церковь в Иерусалиме 4266 . При этом они принесли обильную милостыню от доброхотных жертвователей в Антиохии, в пользу живших в Иудее братий нищих и убогих 4267 , так как в то время, в царствование Клавдия 4268 , был великий голод, предсказанный, по особенному откровению Святого Духа, святым Агавом, одним из 70 Апостолов 4269 . Вышедши из Иерусалима, Варнава и Павел опять пришли в Антиохию. Когда они пробыли здесь несколько времени в посте и молитвах, в служении Божественной литургии и в проповедании Слова Божия, благоугодно было Святому Духу послать их к язычникам на проповедь 4270 . Дух Святой сказал к старейшинам в Антиохийском собрании: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ). Тогда пресвитер, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустил их 4271 . По внушению Святого Духа, Варнава и Павел пришли в Селевкию 4272 и оттуда отплыли в остров Кипр (на родину Апостола Варнавы ). Здесь, бывши в Саламине 4273 , проповедовали Слово Божие в синагогах иудейских и прошли весь остров даже до Пафа 4274 , где нашли они некоего Елима (волхва) лжепророка иудеянина, именем Вариисуса, который находился при тамошнем проконсуле Сергие Павле, муже разумном и, как видно, имел влияние на него. Проконсул, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать от них Слово Божие и внимал их проповеди. А Елима волхв, противляясь им, старался отвратить проконсула от веры. Святой же Павел, исполнившись Духа Святого и устремив взор на волхва, сказал: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого» ( Деян.13:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так некогда масса, восклицавшая – осанна Сыну Давидову, кричала спустя несколько дней – распни Его. – Побивали Павла, а не Варнаву, вероятно, потому, что Павел был начальствующий в слове (ст. 12), сильный проповедник и главный враг разъяренных иудеев. Что прибегли именно к этой казни – побитию камнями, это указывает, что инициатива была в руках именно иудеев, у которых была в употреблении эта казнь. – Об этом, вероятно, побиении камнями вспоминает апостол во втором своем послании к Коринфянам ( 2Кор.11:25 ). – Ученики собрались около него: или для его погребения, так как он вытащен был из города и брошен вероятно на съедение зверям и птицам, или вообще посмотреть, что с ним. Вероятно, во время самого мятежа, когда Павла побивали камнями, ученики скрывались, чувствуя себя не в силах противостоять мятежной толпе и опасаясь своим присутствием еще более воспламенить мятежные страсти, и – вот по утишении мятежа, когда Павел как мертвый выброшен был за город, они из чувства глубокой скорби о своем учителе собрались около него. – Он встал и пошел в город: без сомнения это укрепление телесных сил Павла, которого сами враги его считали уже умершим, есть действие чудесное, только дееписатель говорит прикровенно говорит о его чудесности в самой краткости выражения. Чудная при сем и твердость духа у апостола: он возвращается опять в город, в котором только что побили его камнями, до смерти, как полагали побивавшие (ср. Злат.). – В Дервию: см. прим. к ст. 6. 21. Проповедав Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22. Утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере, и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. 23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу, в которого уверовали. Приобретши довольно учеников: в Дервии проповедь Павла и Варнавы была благоуспешнее или по крайней мере благополучнее, чем в Листре; здесь они не подвергались гонению со стороны иудеев и – приобрели учеников довольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010