На начальной стадии повествования об их совместной деятельности Варнава упоминается первым, а П. назван своим еврейским именем («Варнава и Савл» в Деян 11. 30; 12. 25; 13. 1-2, 7). Однако в дальнейшем первенство переходит к П. (Деян 13. 13, 43, 46, 50; 15. 2, 22, 35). Лишь иногда Варнава упоминается первым (Деян 14. 14; 15. 12), в т. ч. в окружном письме иерусалимской общины (Деян 15. 25), что может свидетельствовать о сохранявшейся в ней недооценке роли П. II. Путешествие в Иерусалим. Рассказ кн. Деяний о пребывании П. и Варнавы в Антиохии включает упоминание о поездке в Иерусалим (Деян 11. 27-30). Далее ап. Лука описывает события в Иерусалиме, после чего возвращается к повествованию о Варнаве и Савле: «Слово же Божие росло и распространялось. А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком» (Деян 12. 24-25). Крещение Павла еп. Ананией. Еп. Анания благословляет ап. Павла. Ап. Павел пишет Послания. Ап. Павел рассылает Послания. Миниатюра из Апостола. 40-е гг. XVI в. (РНБ. F.I.60. Л. 77 об.) Крещение Павла еп. Ананией. Еп. Анания благословляет ап. Павла. Ап. Павел пишет Послания. Ап. Павел рассылает Послания. Миниатюра из Апостола. 40-е гг. XVI в. (РНБ. F.I.60. Л. 77 об.) Рус. синодальный перевод здесь ориентируется на textus receptus, основанный на конкретной группе рукописей. Добавка «в Антиохию», взятая в скобки, довольно поздняя. Однако в нек-рых рукописях стоит не «из Иерусалима (ξ Ιερουσαλμ)», а «в Иерусалим (ες Ιερουσαλμ)» ( Nestle-Aland. NTG. S. 357). При таком чтении получается, что Варнава и Савл берут с собой Марка не из Иерусалима в Антиохию, а из Антиохии в Иерусалим. Тем не менее чтение «из Иерусалима» предпочтительно с т. зр. логики рассказа (в конце 11-й главы антиохийская община отправляет Варнаву и Савла в Иерусалим, в конце 12-й они возвращаются оттуда). Некоторые ученые полагают, что упомянутое путешествие в Иерусалим было тем же, о к-ром П. говорит во 2-й главе Послания к Галатам (Гал 2.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Тогда апостолы разошлись между собою, и отправились с проповедью евангелия в разные стороны: Варнава с Иоанном Марком отправились на остров Кипр, а Павел с Силою отправились в Сирию и Киликию. Этим разногласием между апостолами и оканчиваются собственно библейские известия, об ап. Варнаве. – Как ни кратки эти известия, все таки на основании их можно составить хотя приблизительное представление о том, что за личность был ап. Варнава, и каковы были его религиозные убеждения и характер его общественной деятельности. Из книги Деян. Апостольских прежде всего видно, что Варнава, подобно ап. Павлу, принадлежал к числу образованных людей своего времени, не только в смысле иудейском, но и в смысле языческом. Происходя из племени Левия, он в совершенстве должен был знать весь закон Моисеев и весь религиозный культ иудеев, не только вообще, но и во всех его частностях и подробностях, потому что племя левитов издавна было главным представителем и носителем еврейской образованности. Кроме того книга Деяний Апостольских дает нам право предполагать, что Варнава был знаком и с современной ему языческой образованностью. Имея своею родиною остров Кипр, он принадлежал очевидно к так называемым иудеям-эллинистам, т. е. к тем иудеям, которые, живя в разных эллинских странах, не чуждались языческой образованности, а напротив уважали ее и знакомились с ней, в противоположность чистым, палестинским иудеям, которые относились ко всему языческому с глубоким презрением. Наконец, из книги Деяний Апостольских видно, что общественная деятельность св. Варнавы по своему характеру и направлению была одинакова с деятельностью ап. Павла; и тот и другой были одинаково чужды крайней иудейской исключительности и ригоризма, и тот и другой одинаково являются проповедниками евангельской свободы и вселенского значения христианства, как такой религии, которая должна быть возвещена не только иудеям, но и всему языческому миру. С таким характером воззрений является св. Варнава и в своем послании, как это мы увидим далее, при разборе содержания этого послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Пробыв несколько времени в церкви антиохийской, Павел и Варнава решились посетить основанные ими во время первого путешествия церкви и потом распространить свою деятельность еще далее. Варнава опять хотел взять с собой своего племянника Марка. Но Павел не согласился: он не мог простить Марку того, что он допустил привязанности к отечеству победить в себе чувство звания служения Господу, – и считал того, кто не был готов всем жертвовать Ему, не стоящим этого звания. В Павле обнаружилась в настоящем случае ревность его характера: где дело шло о требованиях звания Божия, там Павел отрицался всех личных естественных ощущений, и хотел того же в других. Снисходительность Варнавы к Марку могла происходить из особенной мягкости его христианского характера, или из начал еще непрепобежденной силой христианского духа любви к родственнику. Что такие человеческие отношения могли еще довольно действовать на Варнаву – доказывает его обращение в Антиохии в присутствии Петра и Павла ( Гал. 2 ). Как бы то ни было, но эта мгновенная размолвка была поводом разделения между двумя мужами, доселе заодно действовавшими в служении Господу. Следствием разделения между Павлом и Варнавой было то, что прибавился еще новый круг действования в пользу Евангелия. Варнава с сего времени образовал себе определенный круг, отправившись с Марком сначала на родину свою в Кипр, а потом вероятно и в другие места для проповеди. Что Варнава не был недеятелен в распространении христианства, это не только можно заключать из его прежней деятельности; но и доказывать тем, что Павел много спустя после настоящего случая указывает на него, как на известного по своей непрестанной деятельности в проповедовании Евангелия мужа ( 1Кор. 9:6 ). Строгость Павла в отношении к Марку могла быть полезна и для самого Марка; она должна была привести его в сознание своей вины и он показал себя потом верным своему призванию. Наконец это разделение было только преходящее. Впоследствии мы видим Павла, Варнаву и Марка опять тесно между собою соединенными, хотя Варнава с сей поры, кажется, имел уже отдельный независимый круг действования. Вместо его Павел взял себе в товарища Силу или Силуана, отправленного из Иерусалимской церкви в Антиохию с посланием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

На иеромонаха Варнаву было возложено послушание главного свечника Лавры. Теперь в его обязанности свечника входила закупка воска для производства свечей на свечном заводе Лавры и масла для лампад во все четырнадцать храмов монастыря, а также выемка пожертвований из кружек. Должность весьма хлопотная и ответственная, поскольку главный свечник отвечал за все средства, вырученные от продажи свечей, масла, за пожертвования, полученные во время тарелочного сбора, а также от некоторых частных благодетелей. В этом нелегком послушании о. Варнаве в полной мере пригодился тот опыт, который он приобрел занимаясь коммерческой деятельностью в миру. В архиве Лавры, относящемся к этому периоду, – многочисленные рапорты иеромонаха Варнавы о сдаче им в казну Лавры денежных сумм. Но и на этом послушании иеромонах Варнава не забывал об иноческом делании. Однако для него исподволь уже наступало время духовного плодоношения. Постепенно и братия Лавры, и богомольцы начали отмечать особую духовную радость во время священнослужения иеромонаха Варнавы. Его проповеди отличались доступностью и простотой. Сказывался многолетний опыт подвижничества в миру. В отличие от иноков, подвизавшихся в уединении, бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий – от простолюдина до утонченного интеллигента, их духовные нужды и затруднения. Именно в это время в слове и служении о. Варнавы начали отмечать необычайную духовную силу. Расширялся круг его духовных чад – поначалу к о. Варнаве обращались за советом и утешением богомольцы, затем его совета стали искать и монашествующие. Между тем гонения на Церковь, с размахом ведшиеся по всей стране, проникали и за стены Лавры. Аресты духовенства, в особенности членов Александро-Невского братства, стали регулярными. В такой ситуации иеромонах Варнава, также будучи членом братства и опасаясь ареста, просил благословения митрополита Вениамина съездить на родину, дабы проститься со старушкой матерью. Митрополит благословил его, и о. Варнава уехал. Вернувшись в Лавру, о. Варнава узнал, что власти арестовали митрополита Вениамина и его сотрудников. Поредевшая братия по мере сил и возможностей пыталась выйти из создавшейся ситуации – на смену попавшим в заключение должны были прийти другие – одним из них был и иеромонах Варнава, по решению братии вошедший в Духовный Собор Лавры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Некоторые духовные чада иеромонаха Варнавы рассказывали и об особо знаменательных случаях доброй попечительности старца о них, когда он, невзирая на разделявшее их расстояние, вразумлял их. Послушник Гефсиманского скита Николай Рулев (впоследствии монах Нестор) спустя шесть лет по поступлении в обитель, в октябре 1901 года, тяжело заболел и был помещен в скитскую больницу, откуда через месяц его по совету доктора отправили в Москву. Там ему сказали, что нужно делать операцию, но он не согласился и поехал к родственникам в Ярославль, где ему в городской больнице сделали операцию. Между тем в скиту никто не знал, где находится Николай, так как он ничего не сообщал о себе. В ночь на 26 февраля 1902 года во сне ему явился отец Варнава и сказал: – Что ты, Николай, беззаботно тут лежишь? Ведь в скиту уже хотят исключить тебя из братства... – Батюшка, – в смущении воскликнул Николай, – в таком случае благословите мне сейчас же ехать в скит и просить там, чтобы не исключали меня. – Нет, нет, сынок, теперь еще нельзя ехать, – отозвался иеромонах Варнава. Этим явлением послушник Николай был так поражен, что еще ранним утром попросил у больничной прислуги письменные принадлежности и написал два письма к своим друзьям: одно – в Гефсиманский скит, а другое – в Троице-Сергиеву Лавру, прося их, чтобы они немедленно известили его, что о нем там говорят. Те ответили, что 20 февраля скончался скитский игумен Даниил, а вступивший в управление скитом казначей иеромонах Иларий спросил известных лиц из братии относительно его, послушника Николая, и, не найдя никаких о нем сведений, хочет писать рапорт в Духовный собор Лавры об исключении его из числа братства. Николай письмом просил у отца Илария прощения за свое долгое молчание, умоляя о снисхождении. Иеромонах Иларий письмом простил, успокоил и обнадежил послушника. Оправившись от болезни, тот вскоре вернулся в скит. Врачевание телесных немощей Во исполнение завета своих старцев иеромонах Варнава с полным самоотвержением служил людям до конца своих дней. Он был для всех отцом и учителем в жизни, врачом немощей духовных, а нередко и телесных. Тем, кто приходил к нему с просьбой о помощи, старец предлагал иногда довольно оригинальные лекарства, но никто в них не сомневался, пользовали с полной верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Спустя некоторое время Св. Павел предложил Варнаве вновь отправиться посетить те города, в которых были основаны ими христианские общины в первое миссионерское путешествие, на Кипре и в Малой Азии. Но первоначальный план их скоро изменился. Варнава хотел вновь взять с собой в спутники Иоанна-Марка, но Павел воспротивился этому. Греческое выражение свидетельствует, что Павел считал Марка недостойным того, чтобы он, отпавший от них во время первого путешествия, и, следовательно, от того дела, на какое они были посланы тогда Духом Божиим, снова был взят на это дело. Видно, что Павел гораздо строже смотрел на этот проступок Марка, а Варнава был к нему более снисходителен. Между ними произошло " огорчение, " и они разделились: Варнава, взяв Марка, отправился в Кипр, а Павел, взяв себе в спутники Силу, отправился по Сирии в Киликию. Нельзя думать, что между Апостолами произошла ссора. Св. Павел и после упоминает о Варнаве с великой похвалой (2 Кор. 8:18), а для дела было полезно, что Варнава избрал для себя особый круг деятельности; для Марка же были на пользу как строгость Павла, так и снисходительность Варнавы: по словам св. Златоуста, " строгость Павла вразумила его, а доброта Варнавы сделала то, что он не остался; так распря, бывшая между ними, достигает одной цели - пользы. " Как говорит предание, Варнава с Кипра предпринимал путешествия в разные языческие страны: на о. Крит, в Италию, где первый был в Риме и основал церковь в Медиолане. По возвращении на родину на о. Кипр, он так восстановил против себя ревностной проповедью о Христе иудеев, что был побит камнями. Память его празднуется 11 июня. (24 июня н.ст.)   Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.   Согласно цитированнного послания к Галатам, соблюдение нравственного закона Моисеева - обязательная ступень прихода человека к Христу. Соблюдший закон вступит на новую ступень. Но ни в коей мере не достигнет Христа не соблюдающий нравственный закон Моисеев.

http://sedmitza.ru/lib/text/430550/

В бытность И. Христа в Иерусалиме Варнава, слыша учение и видя чудеса Его, уверовал в Него. Господь, избирая после 12-ти 70 апостолов, избрал, в том числе и его. Ап. Варнава был одним из видных деятелей между апостолами. Так, продав свое имение, вырученные деньги он положил к ногам апостолов. Когда ап. Павел после своего обращения пришел в Иерусалим, то Варнава представил его апостолам. Варнава ходил в Антиохию для возложения рук на новообращенных. Проповедовал вместе с Павлом. Присутствовал и действовал на апостольском соборе в Иерусалиме относительно того, нужно ли обрезывать язычников, обращающихся в христианскую веру. На 76 году своей жизни принял мученическую кончину в г. Саламине. Ожесточенные его проповедью, иудеи побили его камнями и хотели сжечь его тело, но огонь не коснулся его, и оно было похоронено. В 488 г. оно было обретено, и на груди св. апостола оказалось лежащим Евангелие Матфея, списанное самим Варнавой. Преподобный Варнава называется Ветлужским, потому что подвизался близ реки Ветлуги, в пустынном месте, Костромской губернии. Здесь в 1445 г. он скончался, и впоследствии на этом месте основана обитель. В настоящее время обитель не существует. Храм, где покоятся мощи св. Варнавы, служит соборным храмом города Варнавина. Абульская икона Богородицы находится в Испании, в г. Абуле. В 1870 г. она прославилась чудом исцеления слепой монахини. Икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» находится на Афоне. Там однажды в келью к иноку зашел некто странник. Это было под воскресный день. Оба они стали петь всенощную, и когда инок запел было древнюю песнь Богородице – «Честнейшую Херувим», то странник сказал: «У нас не так величают Богородицу; мы поем прежде «Достойно есть» и пр. и затем уже прибавляем «Честнейшую» и пр. Инок просил гостя написать это, чтобы и ему так петь. За неимением бумаги он написал на камне; камень как воск умягчался под его рукой, и глубоко врезывались слова, и сам тотчас же сделался невидим. После такого чуда икона взята была в соборный храм и получила название «Достойно есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Советы отца Алексия, записанные Владыкой Вар навой, важны и интересны современному читателю как еще одно свидетельство о жизни досточтимого святого старца. При этом необходимо помнить предупреждение старца Алексия о том, что даваемые им советы относятся только к его духовному сыну: «Из разговоров ничего не передавать: могут не понять, что иногда я говорю только тебе». Отец Алексий, будучи истинным духоносным старцем, полагал: в духовной болезни (как и в телесной) невозможно прописать одно и то же лекарство разным людям даже при одинаковом «диагнозе». Ибо то, что полезно и спасительно для одного, может нанести вред другому. Советы духоносных старцев, данные будущему Владыке Варнаве, составили вторую часть настоящего издания. Дошедшие до нас записи ответов старца Алексия Зосимовского и других известных подвижников, к которым обращался Владыка Варнава (преподобного Варсонофия Оптинского , преосвященного Феодора (Поздеевского) , старца Митрофана Зосимовского), завершаются августом 1912 года. В 1915 году иеромонах Варнава заканчивает Академию и направляется преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию, а в феврале 1920 года Указом Синода назначается епископом на Васильсурскую кафедру. Время епископского служения (всего около двух лет: в 1922 году Владыка Варнава, по благословению старцев Алексия и Митрофана, принимает на себя подвиг юродства, который несет до конца своих дней) было очень важным в духовной жизни Владыки. Как пастырь, как архиерей Божий, он столкнулся с такими чудными действиями Божественного Промысла «в отношении людей и вообще проявления таинственных (хотя бы и отрицательных) сторон потустороннего духовного мира или жизни души человеческой в пределах нашей грубой, дебелой, материальной земной действительности, что оставлять их без внимания, предоставляя времени сокрушать память о них и стирать следы воспоминаний, было бы крайне неразумно, если не погрешительно», – писал епископ Варнава. В свой дневник он записал случаи прозорливости Дивеевской блаженной Марии Ивановны, проявления милости Божией от Оранской иконы Божией Матери и от частиц мощей святых, чудо от Святых Даров... Но помимо этих случаев Владыка приводит примеры промыслительного оставления Богом человека, свидетелем которых он был: одержимости злыми духами из-за отступления от Господа, неблагоговения к святыне. Для самого Владыки, да и для всех читающих, это доказательство силы Божией, доказательство того, что Бог есть, что жива Его Церковь , что истинны писания святых подвижников, в которых говорится, что христиане ведут брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 12 ). Напомним, что все описываемое епископом Варнавой происходило в страшные 20е годы прошлого столетия, когда атеистическая пропаганда утверждала, что Бог и диавол – выдумка попов...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В приветственной речи к юбиляру действительный статский советник Алексей Николаевич Столпаков, в частности, сказал: «Достопочтимейший, дорогой, горячо любимый наш батюшка отец Варнава! 11-го сего июня пошел пятидесятый год со дня, когда для мира житейского умер слесарь Василий и возродился в мире духовном инок Варнава. Не мне, грешному мирянину, проникать в тайну обращения в течение этих пятидесяти лет того инока в старца Варнаву, нашего общего духовного отца, в устроителя и блюстителя дивной сей Иверской обители, в кормильца ее, нашего утешителя в скорбях, нашего сорадователя в счастье, всегда во всем наставника и доброго советника и неусыпного за нас молитвенника пред Господом!.. День и год пострижения батюшки мало кому были известны. Только благодаря особым обстоятельствам были об этом осведомлены некоторые из нас, которые, конечно, пожелали ознаменовать его полувековое послушание каким-либо знаком памяти. По человеческой слабости нам было желательно устроить это так, чтобы при батюшке пребывало всегда молитвенное о нас напоминание». Старцу преподнесли Иверскую икону Божией Матери в позолоченной, с эмалью, ризе; крест и Евангелие, также сребропозлащенные; весьма древнего письма и богато украшенный жемчугом и драгоценными камнями крест для жертвенника, на серебряном вызолоченном пьедестале, с выдвижной подставкой для лампады при нем, также серебряной, вызолоченной, высокохудожественной работы. От лица участников этих приношений и за их подписью был поднесен иеромонаху Варнаве адрес такого содержания: «Всечестнейший, дорогой наш духовный наставник отец Варнава! Примите ныне, в день полувекового служения Вашего во славу Божию и на пользу Святой Православной Церкви, искреннее приветствие от Ваших духовных чад. Зная Ваше истинно христианское смирение и боясь нарушить покой Вашего сердца, мы удерживаемся от выражения глубоких чувств, с которыми мы переступили порог этой смиренной обители. Сооружая в память Вашего пятидесятилетия эти святые икону, Евангелие и крест, мы просим Вас, дорогой наставник наш, принять их и сохранить в сердце своем память о духовных чадах Ваших, здесь смиренно ожидающих Вашего благословения».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа. Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, святой Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея. Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С тех пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника Четвертого Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью. На русском языке издано: Послание. Пер. Ив. Чупровского – «Христианское чтение», 1830, XXXVII, с. 3. То же. С введением и примеч. свящ. П. А. Преображенского. – В кн.: Писания мужей апостольских. М., 1860 (Памятники древней христианской письменности Т. 2, прил. к ж. «Православное обозрение»). Пренесение мощей преподобнаго отца нашего Ефрема, архимандрита Новоторжскаго, Чудотворца Аще изволит настоятель, творим память преподобнаго, пренесения его мощей, в первый пяток Петрова поста. НА ВЕЧЕРНИ Стихиры преподобному Ефрему, поставим стихов 6, глас 8. Подобен: Что вы наречем: Что тя наречем, преподобне?/Яко светоносное солнце,/во своей обители, Ефреме, явися,/град Торжек просвещая многочудесными зарями,/неоскудный источник исцелений источая/от нетленных и всечестных мощей твоих/верою приходящим и со страхом предстоящим,/мы же любезно припадаем ти и молим:/отче преподобне Ефреме,/моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010