Потом Варнава сказал нам, что митрополит Пелусийский Амфилохий показывал ему в древней греческой книге слово Петра Дамаскина . Я спросил отца Варнаву: Как тамо писано? Он ответил: «Два перста убо и одна рука являют распятого Господа нашего Исуса Христа во двою естеству, а во едином составе познаваема». Я спросил: Почему же не сказано у Петра Дамаскина согласно обретающемуся в печатных книгах, называемому Феодоритову слову, именно, что сложением вкупе двух перстов образуются два естества во единой ипостаси, а не единством руки? Варнава ответил: Так пришлось ему выразиться. Я сказал: Зачем так понимать, что будто Петр Дамаскин случайно, без особенной мысли сказал, яко единство ипостаси образуется единством руки, а не соединением двух перстов, как пишется в Феодоритовом слове? Ведь единство руки принадлежит не двум только перстам, а всем пяти. Варнава спросил: А ты чтó же разумеешь в изречении Петра Дамаскина ? Я сложил три великие перста, а два малых прижал к руке и показуя Варнаве это, употребляемое в православной церкви, перстосложение, сказал: Вот смотри, – здесь два малые перста прижаты к руке и посредством этого пригбения с нею соединены. Потому о семь перстосложении можно справедливо сказать: два перста и одна рука являют распятого Христа, во двою естеству и едином составе познаваема. А о сложении двух перстов вышних, не прижатых к руке, не можно сказать, что едина рука и сии два перста образуют единство ипостаси Христовой и два естества: ибо единство руки только сим двум перстам, не прижатым к руке, принадлежать не может, а принадлежит одинаково всем пяти. О прижатых же к длани двух нижних перстах можно сказать: два перста и одна рука. Варнава ответил: Петр Дамаскин говорит о крестном знамении: поэтому надлежит разуметь, что он говорит о тех перстах, которыми творится крестное знамение, т.е., которые прилагаются к челу и прочим частям тела, а не о пригнутых ко длани, которыми не воображается крест. Я заметил: Напрасно вы так говорите, отец Варнава! В перстосложении для крестного знамения всем перстам усвояется свое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В век апостольский жили люди, следовательно, и они подчинены были тому же закону. И нет ничего проще, как доказать это. Возьмём, например, хоть жизнь апостола Павла, о которой до нас сохранилось наиболее подробных и достоверных известий. Что же видим? То, чего и можно только ожидать, имея дело с людьми по плоти и крови. Вот рассказ из книги „Деяний“, относящийся к эпохе тотчас после т. н. апостольского собора. „Павел и Варнава (тоже апостол) жили в Антиохии. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдём опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне. Варнава хотел взять с собой Марка (известного евангелиста). Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение (или по славянскому: „распря“), замечает автор книги „Деяний“, так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл на о. Кипр“ ( Деян.15:35–39 ). Скажите: сердился или не сердился Павел на Марка, когда этот последний в прежнее время отказался идти с первым на проповедь? Сердился или не сердился он, когда отказал Варнаве в его просьбе взять теперь Марка для совместного миссионерского путешествия? Или: как относился и Варнава к Павлу, когда он прервал сношения с этим последним? Если между указанными тремя лицами, по выражению автора книги „Деяний“, произошла „распря“, то вероятно ли, чтобы при этом дело обошлось без более или менее сильных душевных движений? Возьмём другой случай из жизни того же Павла, служащий до сих пор камнем преткновения и соблазна для комментаторов. Случай этот, хоть и —405— очень кратко, описан самим Павлом и единственно им. Дело опять происходило в Антиохии и по-видимому спустя немного времени после т. н. апостольского собора. В то время, когда в этом городе находился Павел (а с ним и Варнава), сюда же с неизвестной целью прибыл и апостол Пётр. Зная, что Павел был приверженцем евангельской свободы и противником иудейских обрядовых законов, Пётр, когда ему приходилось бывать здесь в домах язычников, нимало не стесняясь, во время трапезы ел из общих чаш с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Снова посетили Листру, Иконию, Антиохию Писидийскую или Фригийскую, везде утверждая души учеников своих и для каждой Церкви рукополагая пресвитеров. Прошли через Писидию и Памфилию, проповедали в другой раз слово в Пергии; и из Атталии, города Памфилийского, лежавшего на границах Ликии, отплыли в Антиохию, из которой первоначально вышли и которая была столичным городом Сирии. Велики были подвиги друзей- Апостолов; зато велика была и радость христиан Антиохийских, когда Варнава и Павел, собравши Церковь, возвестили подробно все, что Бог сотворил с ними во время трудного и святого их странствования в городах и весях языческих и как Он отверз дверь веры язычникам. Во время пребывания Апостолов в Антиохии открылось между верными недоумение: исполнять ли христианам обрядовый закон Моисеев или нет; Варнава и Павел утверждали, что не нужно, однако Церковь Антиохийская сама собою не осмелилась решить вопроса: поэтому двое друзей отправлены в Иерусалим узнать, как должно думать об обрядовом законе. Когда на первом соборе Апостольском, под председательством св. Петра и Иакова, вопрос о законе был решен согласно рассуждению Варнавы и Павла; — тогда Варнава и Павел опять возвратились в Антиохию с соборным определением, которое всех обрадовало и успокоило. По некотором времени, уча и благовествуя в Антиохии, — Павел сказал Варнаве; пойдем опять, посетим братию по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне. Варнава был готов, но Промысл Божий устроил иначе: начав совокупно действовать и путешествовать около 47 года по рождестве Христовом, Варнава расстался с Павлом около 51 года и, взяв с собою Иоанна Марка, отплыл в Кипр (Деян. 15). Разлучившись навсегда телом, святые Апостолы никогда не разлучались духом и не прерывали дружеской тесной связи своей. Спустя лет шесть или более после разлуки, св. Павел писал в Коринф и защищал св. Варнаву, как себя самого (1 Кор. 9, 6). Даже об Иоанне Марке, который отчасти был причиной разлуки, впоследствии Павел заботился, как о своем кровном, как о человеке, необходимом для себя, и как об одном из лучших сотрудников своих в деле благовестия (Колос. 4, 10; 2 Тим. 4, 11. Филим. 24). Известием об отплытии в Кипр оканчивается повествование священного писателя о дальнейших подвигах св. Варнавы; но здесь мы с полной доверенностью можем обратиться к преданиям. Быть не может, чтобы первый друг и сотрудник Павла в устроении столь многих Церквей остался без верных о нем преданий; невозможно, чтобы св. имя Варнавы не переходило из уст в уста у верующих современников и от них не перешло к потомкам вместе с деяниями Апостола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Старец прп. Варнава Гефсиманский - духовный отец прп. Серафима Вырицкого (Муравьева) Старец Варнава благословил Василия Муравьева быть его духовным сыном. С душевной отрадой взирал о. Варнава на духовное преуспеяние Василия Муравьева и щедро делился с ним духовным опытом, готовя к иночеству. По благословению духовного отца супругам Муравьевым предстояло принять монашеский постриг, когда Россию постигнут тяжкие испытания. Годы, проведенные под руководством старца, стали тем временем, когда был заложен прочный фундамент, на котором происходило дальнейшее духовное возрастание Василия Муравьева. 26 октября 1920 г. владыка Вениамин благословил постричь в монашество послушника Василия Муравьева одновременно с Ольгой Муравьевой, а 29 октября 1920 г. наместник Лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава (в схиме Серафим) в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима). Свершилось! Исполнилось заветное желание Василия Николаевича Муравьева. Цель, к которой настойчиво и терпеливо он шел почти сорок пять лет, была достигнута. Молитвы Тропарь, глас 5 Измлада Христа Бога чисте возлюбив,/сын утешения был еси, преподобне отче Варнаво./По имени и житие твое бысть:/коемуждо страждущему, и нищу, и Царю,/пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси./Поминай нас, благодатный отче,/да молитвами теплыми твоими жизнодавец Бог дарует нам утешение и велию милость. Кондак, глас 2 Печальнику земли Российския Преподобному Сергию от юности последовал еси, святе Варнаво,/и завет старца твоего, сице рекшаго:/«Тако хощет Бог:/словом и хлебом питай алчущих», - поистине до конца исполнил еси./Сего ради и ныне молим тя;/не остави нас, утешительный отче,/небесною любовию твоею. Величание Ублажаем тя, преподобный отче Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов. Молитва

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Когда же начнем лучше-то жить... Смотри, терпит, терпит Бог да вразумлять начнет. Ну, на этот раз Бог простит тебя, да смотри собирайся с силами, не греши более... А посты-то соблюдаешь ли?» – спросит старец уходящего посетителя. «Плохо», – ответит тот. «Вот это нехорошо... Слушаться нужно Церковь , слушаться». Надо было видеть, с какой любовью относился отец Варнава к тем, в ком видел искреннее раскаяние. «Сынок, – говаривал он часто, – а ты попробуй, постарайся этого не делать, удержи себя хотя один разок, а я за тебя помолюсь – Господь и поможет». И, действительно, велика была сила его молитвы. Для батюшки не существовало различия возрастов, званий и состояний, со всеми он обращался одинаково отечески-ласково. Почтенный генерал, молодой архимандрит равно слышали из его уст ласковое обращение «сынок». Солидную знатную даму и молоденькую девушку одинаково называл он «дочкой». Случалось, что некоторых из почетных гостей он усаживал на диван в своей келлии, иногда предлагал им чай из «своего» самовара. Разумеется, «детки» бывали счастливы от такой любезности батюшки. Бывало иногда, что старца не заставали дома. Вера в его молитвы, в его духовное прозрение и здесь находила себе выход: богомольцы записывали свои имена, а иногда и скорби на стенах деревянной постройки, где жил старец Варнава, и заочно просили его молитв. И, несомненно, всякий посещавший старца видел эти карандашные надписи на стенах тесовых сеней, прилегавших к старческой келлии. «Батюшка, помолись о нас», «Были такие-то, жалеем, что не застали вас», «Ради Бога, помолитесь о нас», «Помолитесь о болящей» – вот надписи, которые можно было прочитать здесь. Писатель Иван Шмелёв, вдали от России вспоминавший всё, что было дорого его сердцу, отправляет героев своего «Богомолья» «к Троице» – в Сергиеву Лавру. А от Преподобного невозможно было не пойти за благословением к старцу Варнаве. Приведем выдержки из литературного произведения, очень ярко рисующие то, что происходило с людьми, соприкасавшимися с угодником Божиим. «Рассказывает, как ходили к Черниговской, к утрене поспели, по зорьке три версты прошли – и не видали, а служба была подземная, в пещерной церкви, и служил сам батюшка – отец Варнава. Сказал батюшке про тебя... хороший, мол, богомолыцик ты, дотошный до святости. „Приведи его, – говорит, – погляжу». Не скажет понапрасну... душеньку, может, твою чует... Я рад, и немного страшно, что чует душеньку. Спрашиваю: он святой?

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Епископ Варнава Беляев. Житие прп. Гавриила (Зырянова)     Епископ Варнава Беляев. Тернистым путем к небу: Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерской Пустыни     Епископ Варнава Беляев, не принадлежал к МП и, пройдя тюрьмы, лагеря, ссылки, жил в Киеве, в 60-х годах, где и почил о Господе. Он, можно сказать, достиг высокого духовного состояния. В своей жизни он имел благодатного учителя, такого как архимандрит старец Гавриил Зырянов. Владыка написал о своем учителе старце Гаврииле книгу «Тернистым путем к небу»; старец Гавриил умер в 1915 году. Он очень многих окормлял, многие из его духовных детей, впоследствии, стали новомучениками и исповедниками. Так же он был духовником великой княгини Елизаветы Федоровны. Многие академики, профессора приезжали к нему и спрашивали совета, хотя он сам не был ученый, семинарию и академию не заканчивал. Но он прошел семинарию и академию опытного внутреннего делания, академию правильной борьбы с грехом и со страстями. А такая академия, есть академия всех академий. И как говорили святые отцы, искусство всех искусств.   А академики, которые были академиками только на уровне рассудочном, приезжали к нему и спрашивали у него наставления, как у профессора всех профессоров и академика всех академиков. Потому что, пройдя академию правильной внутренней жизни, правильной законной борьбы со страстями, он приобрел верный богоугодный настрой духа, богоугодные расположения души. А в этом и заключается вся премудрость Божественная.   Мы хотим обратить внимание на то, как пишет владыка Варнава о старце Гаврииле. Здесь будет идти речь о правильном отношении к церковным обрядам, канонам, правилам, вообще об отношении к закону... - Исихазм. ру           «Выше говорено было, что евангельская любовь была той основной добродетелью, для достижения которой отец Гавриил положил все свои силы и жизнь. Перехожу непосредственно к обсуждению того, как он осуществлял эту любовь практически. В его глазах все человеческие проступки разделялись на действия «по любви» или «не по любви»».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=382

По возвращении в Антиохию, из особого божественного откровения Павел и Варнава узнали, что они предназначаются для более широкого поприща деятельности, чем деятельность в Антиохии, именно для проповеди евангелия вообще между язычниками, во всех языческих странах. Вследствие этого божественного повеления Павел и Варнава, в сопровождении Иоанна Марка, двоюродного брата Варнавы, предприняли свое первое великое путешествие, во время которого они прошли языческие страны передней Азии и посетили некоторые из островов Средиземного моря. В начале 45 года в приморском городе Селевкии они сели на корабль, и прежде всего отправились на остров Кипр, родину ап. Варнавы. После благополучного путешествия по Средиземному морю, Павел и Варнава высадились в Саламине, главном городе восточной стороны острова, и отсюда с проповедью евангелия прошли весь остров Кипр до Пафоса, главного города западной стороны острова. В Пафосе или Пафе, как называет его автор книги Деяний, они обратили в христианство главного начальника города Сергия Павла, и поразили слепотою некоего волхва по имени Елиму-Вар-Иисуса, за сопротивление их проповеди и за возбуждение против них народа. Из Пафоса Павел и Варнава отправились на твердую землю и высадились в Пергии памфилийской, где Иоанн Марк самовольно оставил их и возвратился в Иерусалим; из Пергии памфилийской они прошли Антиохию писидийскую, Иконию, Листру и Дервию, и наконец в приморском городе Атталии сели на корабль и морем возвратились в Антиохию ( Деян.13 и 14 гл.). Из событий этого первого миссионерского путешествия Павла и Варнавы, о которых упоминает автор книги Деяний, замечательны для характеристики ап. Варнавы следующие два обстоятельства. До острова Кипра Варнава является главою путешествия и занимает первенствующее положение между двумя остальными проповедниками, т. е. Павлом и Иоанном Марком; но по прибытии на остров Кипр он все более и более начинает скрываться в тени за личностью ап. Павла, который напротив все более и более выдвигается вперед, и, по словам Деяний Апостольских, до самого конца путешествия первенствует в слове, так что автор Деяний, говоря об обоих апостолах, на первом месте ставит уже не Варнаву, а Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Достигнув острова Кипра, — своего отечества, святой Варнава предпринял немалые труды, ибо обратил здесь ко Христу много народа. Умножив в Кипре число верующих, Варнава отправился в Рим и, как говорят некоторые, — первый проповедал в Риме Христа. Затем основав и утвердив в городе Медиолане [ 19 ] епископский престол, Варнава снова возвратился в Кипр. Когда он учил здесь о Христе, в городе Саламине, пришли сюда некоторые иудеи из Сирии и начали противиться ему и возмущать народ, говоря, что все, проповедуемое Варнавой, противно Богу и закону Моисееву; эти иудеи поносили многими хулами честное имя Варнавино и замыслили умертвить его, возбудив против него многих. Апостол же, провидя свою мученическую кончину, созвал всех верных, живших в городе том; достаточно поучив их в вере и добрых делах и убедив быть мужественными в исповедании имени Христова, совершил божественную литургию и причастил всех Христовых Тайн. Потом, взяв отдельно Марка, спутника своего, сказал ему: «В этот день я окончу жизнь свою, приняв смерть из рук неверных иудеев, как сказал мне Господь; ты же, взяв тело мое, которое найдешь вне города на западной стороне, похорони его и иди к другу моему, апостолу Павлу; возвести ему все то, что ты знаешь о мне». Святой Варнава имел с собой Евангелие от Матфея, написанное своей собственной рукой; он завещал святому Марку похоронить его вместе с тем Евангелием. Потом, дав последнее целование сроднику своему святому Марку, Варнава отправился на сонмище еврейское. Когда он начал говорить здесь от книг пророческих о Христе, то иудеи, пришедшие из Сирии, восстали на него, возмутили и других евреев и, возложив на него свои убийственные руки, вывели его из города к западной стороне и побили здесь каменьями; потом, разложив костер, бросили на него тело святого апостола для сожжения. Но когда сюда впоследствии тайно от всех пришел святой Марк вместе с прочими братиями, то он нашел тело святого апостола Варнавы невредимым, совершенно не пострадавшим от огня; взяв его, он похоронил его в одной пещере, отстоявшей на пять стадий от города, причем, согласно завещанию апостола, положил на груди его Евангелие [ 20 ]. Потом отправился на поиски апостола Павла; найдя его в Ефесе [ 21 ], рассказал ему все о кончине святого апостола Варнавы; святой Павел оплакал кончину Варнавы, Марка же удержал при себе.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Необходимость знать, что есть Кто-то, Кто любит тебя, заботится о тебе и слушает, когда ты в нужде, заложена в каждом человеке, даже если его религия и не предполагает веру в единого Бога. Как сказал святитель Григорий Богослов: «Когда ты нездоров или когда чувствуешь себя таковым, то говори – говори, даже если никто не слушает». Рейтинг: 10 Голосов: 542 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   «Церковь Христа»  – пятидесятническая церковь, которая в то время, по словам самого о. Варнавы, успешно соединяла евангелическое богословие с пятидесятническим служением.  – Здесь и далее прим. перев.  Миссия «In Touch Ministries» («Служение: на связи») основана в 1972 г. Чарльзом Стэнли, почетным пастором Первой баптистской церкви Атланты и бывшим президентом Южной баптистской конвенции. Благодаря трансляции своих воскресных богослужений и проповедей к 2010 г. Стэнли был признан одним из самых популярных протестантских проповедников после Билли Грэма.  Православный гуманитарный колледж и семинария Американской архиепископии Константинопольского Патриархата в Бруклайне, шт. Массачусетс.  В 2014 г. о. Варнава Пауэлл основал православный интернет-ресурс «Faith Encouraged Ministries» («Служение: вера назидает») и до 2019 г. был ведущим программы «Faith Encouraged Live» на православном радиоканале «Ancient Faith Radio». «Faith Encouraged Ministries» с понедельника по пятницу по-прежнему публикует духовные размышления «Faith Encouraged Daily». Отец Варнава через издательство «Ancient Faith Publishing» опубликовал свою первую книгу «A Faith Encouraged» («Вера назидает») и выпустил видеосерии из 16 частей «A Journey to Fullness» («Путь к полноте»), чтобы помочь православным приходам знакомить обычных людей с верой. К настоящему времени более 200 приходов в США и Канаде используют эти видео для служения общинам. Отец Варнава разъезжает по стране, выступая на духовных ретритах и конференциях с такими докладами, как «Стать православным целенаправленно: практикуем веру каждый день» и «Укрощение страстей: православная мудрость для истинно свободной жизни». Его нынешний проект – видеосерии с пошаговым разъяснением Божественной Литургии для тех, кто не был воспитан в литургической традиции. Недавно он был приглашен на II Международную конференцию по теме «Цифровые СМИ и православное пастырство», финансированную Критской православной академией и монастырем Ватопед. Отец Варнава женат на Конни Демас; у них две дочери – Александра и Екатерина. Примечательно, что в США служит еще один православный священник и публицист по имени Варнава Пауэлл – в приходе ПЦА во имя вмц. Екатерины в г. Керкленд шт. Вашингтон.

http://pravoslavie.ru/135506.html

13 сентября 1920 году Василий Николаевич подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие, был принят послушником и получил послушание пономаря. Наместником Лавры в то время был архимандрит Николай (Ярушевич), но он страдал «нервным переутомлением, выраженным в сильных головных болях и острых болях в области сердца. Ему необходим абсолютный покой один месяц и пребывание на чистом воздухе», как гласило заключение врача. В то же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича — Ольга. Всё имевшееся Муравьёвы пожертвовали на нужды обителей. Только в Лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете. Первое духовное имя Серафима было Варнава. 11 сентября 1921 года митрополитом Вениамином (Казанским) рукоположен в иеромонахи. В 1922 году Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению, но вскоре примкнула к Патриаршей Церкви. 26 сентября 1924 году был арестован сын — Николай. Из документов допросов последнего ясно, что следствие интересовала вменяемая связь Муравьёвых с эмигрантскими монархическими кругами за границей. Сам о. Варнава не арестовывался. 2 января 1925 года Николай был освобождён и вскоре уехал к месту ссылки — в Рыбинск. В 1926—1929 годах о. Варнава — духовник Александро-Невской Лавры. Точная дата принятия иноком Варнавой великого ангельского образа пока не установлена: предположительно в 1929 году принял великую схиму и был наречён именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать о. Варнава в течение всей предыдущей жизни. Предположительно весной 1930 года о. Варнава, по рекомендации врачей и с благословения митрополита Серафима (Чичагова), покинул свою келию в Феодоровском корпусе Александро-Невской Лавры и поселился в Поповке, на даче у протоиерея Леонида Богоявленского. Избегнул повальных арестов монашествующих, которые прошли в Ленинграде 17 февраля 1932 года. В 1933 году поселился в Вырице.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010