Публикация каталогов архива Пантелеимонова монастыря также призвана привлечь внимание ученых к важнейшей задаче полного научного описания рукописного собрания монастыря и должна подготовить почву для такого рода исследований. Внимание благочестивых читателей, несомненно, должна заслужить «Летопись чудесных событий, происшедших в Русском Пантелеимоновом монастыре от основания до 1993 года». Здесь будет содержаться описание чудесных и духовно значимых событий, изложенных в хронологическом порядке на основании документов из архива Пантелеимонова монастыря. Чудесные события, расположенные в книге по годам, выявили и засвидетельствовали удивительный факт непрестанного попечения Божия об обители. Отельный том предполагается посвятить духовному наследию старцев Пантелеимонова монастыря Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина). Книга будет содержать обширные жизнеописания этих выдающихся деятелей Русского Афона, а также публикацию их дневниковых записей, писем и других документов. Не сомневаюсь, что большой интерес у исследователей вызовет и публикация писем к старцам Русского Пантелеимонова монастыря известных церковных деятелей, религиозных философов и писателей, в том числе святителя Феофана Затворника (Говорова), святителя Московского Макария (Парвицкого-Невского), преподобных старцев Оптинских Амвросия (Гренкова) и Исаакия (Антимонова), святителя Николая Японского (Касаткина), священномученика Владимира (Богоявленского), священномученика Арсения (Стадницкого), священномученика Серафима (Чичагова), преподобной Анастасии (Великой Княгини Александры Петровны), святителя Николая (Велимировича) Сербского, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского (Максимовича), епископа Чигиринского Порфирия (Успенского), архимандрита Леонида (Кавелина), архимандрита Антонина (Капустина), митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Анастасия (Грибановского), митрополита Вениамина (Федченкова), архиепископа Аверкия (Таушева), протоиерея Георгия Флоровского, протоиерея Стефана Ляшевского, епископа Кассиана (Безобразова), митрополита Антония (Блума) Сурожского, Константина Николаевича Леонтьева, писателей Ивана Сергеевича Шмелева и Бориса Константиновича Зайцева и многих др.

http://pravoslavie.ru/51335.html

Публикация каталогов архива Пантелеимонова монастыря также призвана привлечь внимание ученых к важнейшей задаче полного научного описания рукописного собрания монастыря и должна подготовить почву для такого рода исследований. Внимание благочестивых читателей, несомненно, должна заслужить «Летопись чудесных событий, происшедших в Русском Пантелеимоновом монастыре от основания до 1993 года». Здесь будет содержаться описание чудесных и духовно значимых событий, изложенных в хронологическом порядке на основании документов из архива Пантелеимонова монастыря. Чудесные события, расположенные в книге по годам, выявили и засвидетельствовали удивительный факт непрестанного попечения Божия об обители. Отдельный том предполагается посвятить духовному наследию старцев Пантелеимонова монастыря Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина). Книга будет содержать обширные жизнеописания этих выдающихся деятелей Русского Афона, а также публикацию их дневниковых записей, писем и других документов. Не сомневаюсь, что большой интерес у исследователей вызовет и публикация писем к старцам Русского Пантелеимонова монастыря известных церковных деятелей, религиозных философов и писателей, в том числе святителя Феофана Затворника (Говорова), святителя Московского Макария (Парвицкого-Невского), преподобных старцев Оптинских Амвросия (Гренкова) и Исаакия (Антимонова), святителя Николая Японского (Касаткина), священномученика Владимира (Богоявленского), священномученика Арсения (Стадницкого), священномученика Серафима (Чичагова), преподобной Анастасии (Великой княгини Александры Петровны), святителя Николая (Велимировича) Сербского, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича), епископа Чигиринского Порфирия (Успенского), архимандрита Леонида (Кавелина), архимандрита Антонина (Капустина), митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Анастасия (Грибановского), митрополита Вениамина (Федченкова), архиепископа Аверкия (Таушева), протоиерея Георгия Флоровского, протоиерея Стефана Ляшевского, епископа Кассиана (Безобразова), митрополита Антония (Блума) Сурожского, Константина Николаевича Леонтьева, писателей Ивана Сергеевича Шмелева и Бориса Константиновича Зайцева и многих других.

http://patriarchia.ru/db/text/1991733.ht...

Серафим (Роуз), иером. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. Христианское православное ведение… С.373. Ср. этот вывод о. Серафима с оценкой деятельности Тейяра де Шарденапрофессором-протоиереем Николаем Соколовым: «Это известный в научном мире человек, занимавшийся вопросами антропогенеза. По специальности он археолог и антрополог, его заслуга — в том, что он открыл так называемого синантропа («человека китайского»). Он много лет посвятил антропологии и имеет свою точку зрения, отличную от других. Есть у него книга — «Феномен человека», она у нас издана, её стоит почитать» (Соколов Н., прот. Ветхий Завет: курс лекций. – М.: Изд. ПСТБИ, 1998. –Ч.1. – С.38). Из наиболее известных имён в первую очередь вспоминаются протоиерей Константин Буфеев, иеромонах Пахомий (Петренко), священник Валентин Жохов, А.Ю. Евдокимов, а также покойный  священник Даниил Сысоев. После смерти протоиерея Стефана Ляшевского (1986), с которым полемизировал о. Серафим, и больше известного у нас профессора-протоиерея Глеба Каледы (1994) на первые роли в защите позиций «православного эволюционизма» выдвинулисьпрофессор-протодиакон Андрей Кураев и, с некоторыми оговорками,профессор-протоиерей Николай Соколов. «Что же касается позиции о. Серафима (Роуза) – то я не могу сказать, что она ошибочна. Просто это не единственная позиция, которой имеет право придерживаться православный человек» (Кураев А., протод.Может ли православный быть эволюционистом? // http://fb2lib.net.ru/book/108076 ). Известно, что почувствовав шаткость своих позиций, доктор Каломирос отказался продолжать полемику с о. Серафимом под предлогом, что у того нет учёной степени в области естественных наук. Как можно судить по переписке о. Серафима, он был этим немало уязвлён: «… Вы ставите невозможные ограничения для данной дискуссии, когда говорите: «Я обсуждал бы с Вами вопросы эволюции с научной точки зрения, если бы у Вас был диплом одной из биологических или геологических дисциплин естествознания». Если таково Ваше желание, мне, конечно же, сказать нечего… Я не обладаю высокой научной степенью, но изучал зоологию в колледже и познакомился со значительным количеством научных источников относительно теории и фактов эволюции» (Из письма к доктору Каломиросу 22 февраля/6 марта 1976//Серафим (Роуз), иером. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. Христианское православное ведение… С.553-554).

http://bogoslov.ru/article/2811124

Но книги протоиерея Стефана Ляшевского по увлекательности и сногсшибательности вполне достойны соперничать с лучшими произведениями Г. Уэллса и Р. Брэдбери, а подзаголовок к своим шедеврам библейской фантастики о. Стефан вполне мог бы позаимствовать у братьев Стругацких: «Повесть-сказка для научных работников младшего возраста». Глава 5. Эволюционистская версия возникновения міра и человека О книге епископа Александра (Милеанта) «Возникновение міра и человека» Большая разница между сказанным в канонических писаниях и предании Церкви, и тем, что было отдельным из учителей частным образом написано или даже учением его; так – первому, как преданному Богом, мы должны веровать... а второму – мы не должны безусловно веровать или принимать без исследования. Святитель Марк Эфесский 1068 Я считаю, согласно со Святыми Отцами, что современная наука не может достичь вообще каких-либо знаний Шести Дней Творения. Во всяком случае, очень произвольной является идентификация геологических залеганий с «периодами творения». На пути такого наивного сопоставления книги Бытия и науки встаёт множество трудностей. Иеромонах Серафим (Роуз) 1069 1. О мнимой гармонии между наукой и Божественным Откровением Епископ Александр (Милеант) (1938–2005) Из всех известных нам авторов-эволюционистов епископ РПЦЗ Александр (Милеант) является наиболее ярким представителем сциентизма. К этому, по всей вероятности, его подвигло длительное и активное занятие наукой. По собственному признанию владыки, он «много лет работал в одном из отделений NASA» 1070 . Прежде чем приступить к богословской оценке его трактата «Возникновение міра и человека», отметим неоднозначность в смысловом употреблении слова «эволюционизм». Согласно пониманию владыки Александра, «эволюционисты» – это те, кто считают, что возникновение и развитие міра и человека «вполне объяснимо физическими процессами» 1071 . Другими словами, преосвященный автор относит к категории эволюционистов лишь материалистов, которые при описании начала вселенной обходятся без привлечения понятия о Боге Творце. В этом смысле сам он, безусловно, не эволюционист.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Наглость – города берёт, а «цель» у иных, наверное, не только «оправдывает», но и помогает приобретать «средства». Появляется на свет, например, прелюбопытнейший «учебник для... общеобразовательных учреждений с преподаванием ... на православной основе» 28 . Для почтенного издательства – позор всемирный 29 . Плюнуть бы и забыть. Да только в этом «учебнике» моё имя тоже проставлено... в качестве редактора (?!). Хорош сюрприз. Рукопись я и в глаза не видел ладно, хоть в соавторы не попал... Раньше за такие штучки «вертьяновых» подсвечником по мордасам били. Теперь же, попробуй, сыщи этого прохиндея – увернётся «биолог»... Демократия. Есть люди, что ошибаются, похоже, невольно. По незнанию или доверившись сомнительным источникам. За таких авторов, порой, даже и неловко как-то... Вот, например, книга о. Стефана Ляшевского 30 . Чего здесь только нет... Оказывается, «каменный век и век металла существовали одновременно» 31 , «нет абсолютной последовательности и в смене периодов: Палеолита, Неолита и Бронзы, которые существовали на древнем Востоке одновременно» 32 , а в глубокой древности «никаких других орудий кроме... ударника человек не знал, для него оно было охотничьим оружием и орудием самозащиты» 33 и т.д. и т.п. Всех «откровений» такого рода и не перечислить. Некомпетентность автора производит оглушительное впечатление! Ладно, хоть о. Стефан нашего брата, археолога, не очень ругает. Но есть публикации, лишенные не только знаний или сомнений, но и даже здравого смысла... Радикально сражается с супостатами и многопишущий, особенно в Интернете, о. Даниил Сысоев 34 . Кроме тотального разгрома всех современных методов естествознания есть у него и такие печатные строки: «Ясно, что антропологию вовсе нельзя считать ныне наукой, а лишь формой фантастической сказки конца II тысячелетия по Р.Х.». Сказку за «эволюционистов» сочиняет сам автор публикации, а затем, приписав, как он пишет, «учёным» все мыслимые и немыслимые грехи, громогласно возглашает: «Против этого наглого восстания сатаны на Церковь мы воспоём песнь победы...» 35 . Ни больше, ни меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

В это время архимандрит Серафим удостоился чудесного видения, о котором последствии поведал своему духовному чаду протоиерею Стефану Ляшевскому. «По окончании “Летописи” я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келью вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь, за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около Вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца». Архимандрит Серафим решился предпринять казавшийся некоторым его собратьям по духовному сословию дерзостью шаг с целью поставить, наконец, вопрос о канонизации преподобного Серафима Саровского в Святейшем Синоде. Сознавая, что не только всемогущий оберпрокурор Синода К.П. Победоносцев , но и некоторые архиереи являлись категорическими противниками канонизации преподобного, архимандрит Серафим решился обратиться с просьбой поставить вопрос о канонизации в Святейшем Синоде непосредственно к Государю Императору Николаю II, являвшемуся в соответствии с Основными законами Российской Империи «верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры». В деле, представленном архимандритом Серафимом, Государь принял активное участие. Вскоре последовало его повеление о необходимости на заседании Святейшего Синода незамедлительно поставить вопрос об организации открытия мощей преподобного Серафима Саровского . На архимандрита Серафима была возложена большая часть организационных и хозяйственных мероприятий, связанных с канонизацией преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В «Летописи» приводятся его письменные наставления о Боге, о безмолвии, о внимании к самому себе, о мире душевном, о покаянии, о прощении обид и о других сторонах жизни людей верующих. Множество людей шло к преподобному с тем, чтобы он утешил или исцелил их, ибо его подвижническая жизнь, высоко нравственная по духу, его смирение, прозорливость– привлекали к нему русского верующего человека. Издание «Летописи» способствовало тому, что православный мир еще более глубоко осмыслил подвижническую роль саровского старца и понял неотложную необходимость его прославления. На рубеже XIX и XX столетий стало все более заметно, что стояние в вере начало ослабевать в русском народе, а в образованной его части наметились «разброд и шатания». Не будет преувеличением сказать, что архимандрит Серафим, как никто другой, понял, что обращение к Саровскому чудотворцу, его прославление позволяло обрести в этом святом акте столь нужные нам духовные силы. Эта мысль, по существу, подтверждается и автором статьи в «Православном церковном календаре» за 2003 г.: «Тогда и было дано России дивное знамение: на святорусском небосклоне воссиял угодник Божий Серафим, смиренный инок Саровской обители... В его великом духовном подвиге, в глубокой любви к ближним во имя Христово вновь явила свой лик Святая Русь» 52 . В 1902 г. стараниями архимандрита Серафима «Летопись» была переиздана 53 . Это второе издание «Летописи» также имело особое значение для совершения канонизации преподобного Серафима Саровского . Архимандрит Серафим, особенно не увлекавшийся чудесами, рассказал своему духовному чаду– протоиерею Стефану Ляшевскому – о том, что по окончании работы над «Летописью» ему явился сам преподобный: «По окончании “Летописи” я сидел в своей комнатке в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это – видение: так все было просто и реально.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. С раннего возраста он избегал детских игр, отказывался от всяких мирских удовольствий и был избранным сосудом Святого Духа. Часто он размышлял так: «Воистину, жизнь наша кратка и непостоянна. В ней всё изменяется, всё вертится колесом. Она подобна сонному видению». Святой отрёкся от мира и от всего, что в мире, и удалился в пустынное место. За ним последовали Прокопий Малышевич, постригшийся потом под именем Порфирия, его брат Феодор, и другие жители Новгорода, желавшие подвизаться в тишине и безмолвии. Святый Варлаам принял иноческое пострижение от некоторого священноинока. Он устроил себе небольшую клеть, где непрестанно день и ночь возносил молитвы Господу. Святой ревностно подвизался в посте и трудах, сам рубил дрова, пилил лес, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Каждую ночь он бодрствовал и молитвой отгонял бесов. Нечистые духи то сами пытались смутить святого мужа, то побуждали кого-либо из людей досаждать блаженному. Святый терпеливо переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией. Слава о его подвигах стала распространяться повсюду. Многие начали стекаться к нему: князья, бояре, богатые и бедные. Преподобный Варлаам неустанно поучал всех приходивших к нему: — Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-varlaam-xu...

ВАРЛААМИТ: Покажи мне, каким это образом у вас различные божественности являются одной? ПРАВОСЛАВНЫЙ: Еще прежде доказательства единства, оставив [пока] в стороне другие нелепости, в каковые впасть угрожает опасность вам, [не только] богословствующим не по святым отцам, но и противоречащим тем, кто богословствует согласно с ними, обличу одну нелепость, лишенную какого бы то ни было преувеличения. ВАРЛААМИТ: Какую же такую? ПРАВОСЛАВНЫЙ: Не всякая ли причина как причина превосходит обусловленное [ею], и то, что в этом отношении не превосходит [другое], не может быть и его причиной? ВАРЛААМИТ: Так. Ведь и «Отец больше Сына по причинности», будучи во всем остальном равночестен с Ним, как говорит и Григорий, прозванный по богословию 44 . ПРАВОСЛАВНЫЙ: Не только Григорий, милый мой, но и Василий Великий говорит, что «по порядку Сын – второй по Отце, потому что Он – от Отца, и [второй] по достоинству, потому что [Отец] – начало и причина тем самым, что Он Отец Ему, и потому что через Него доступ и приведение к Отцу; а по природе – не второй, потому что божественность в Том и в Другом одна» 45 . Итак, поскольку то, что не превосходит, не является и причиной, а называется отцами не только невидимой, неименуемой и непричаствуемой, но также и именуемой, причаствуемой и видимой божественностью Божией, то, обвиняя нас в том, что мы называем, и притом согласно отцам, другую, то есть, сущность Божию, превосходящей – как причина и подательница – подаваемую от нее неизреченную благодать и именуемую зрительную силу, вы не возводите к этой Причине боготворящий дар. Стало быть, вы говорите о двух причинах и двух божественностях, взаимно разделенных друг с другом, и таким образом вводите два начала и поистине впадаете в злочестивейшее двубожие. ВАРЛААМИТ: И кто же из отцов сказал, что нетварная сущность выше нетварной благодати? Ибо ты привел их слова, что [божественностей] две, а что есть высшая и низшая – отнюдь. ПРАВОСЛАВНЫЙ: Подобает разумно внимать тому, что говорится, если хочешь уловить содержащуюся в словах истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Иоасаф попросил старца показать ему обычные иноческие одежды, и тогда Варлаам снял верхнюю одежду, и страшное зрелище представилось Иоасафу: тело старца все иссохло и почернело от действия солнца, кожа держалась только на костях, от чресл до колен он опоясан был раздранным и колючим власяным рубищем и такую же мантию имел на плечах. Иоасаф удивился такому тяжкому подвигу и, пришедши в изумление от великого терпения старца, вздохнул и заплакал, и умолял старца взять его с собою на такое же пустынное житие. Варлаам сказал: – Не желай этого сейчас, чтобы из-за тебя не обрушился на братию гнев твоего отца, но прими крещение и останься здесь, а я отправлюсь один; когда же Господь захочет, придешь ко мне и ты, ибо я верю, что и в этом веке и в будущем мы будем с тобою жить вместе. Иоасаф, со слезами, сказал: – Если такова воля Господа Бога, то соверши надо мною св. крещение, и возьми у меня побольше золота, чтобы отнести твоим братиям, находящимся в пустыне, на пищу и одежду. – Богатые дают убогим, – отвечал Варлаам, – а не убогие богатым: как же ты хочешь дать нам, богатым, сам будучи убогим? Ведь самый последний из нашей братии богаче тебя несравненно. Надеюсь, что и ты, по милости Божией, вскоре обогатишься этим истинным богатством; но когда ты разбогатеешь именно таким образом, то сделаешься скупым и несообщительным. Иоасаф не понял сказанного ему, и Варлаам объяснил ему тогда свои слова в том смысле, что оставляющие всё земное ради Христа приобретают блага небесные, а между тем малейший небесный дар дороже всех богатств мира сего. При этом он присовокупил Иоасафу: – Золото часто бывает причиною греха, и потому мы не держим его у себя, а ты хочешь, чтобы я отнес братиям моим змия, которого они уже попрали ногами. Затем он посоветовал Иоасафу готовиться к св. крещению, заповедал ему продолжительный пост и молитву, а сам удалился от него и в уединенном месте молился за него Богу. На другой день он снова пришел к нему и долго поучал его истинной вере. И так в течение продолжительного времени старец приходил ежедневно к царевичу и излагал пред ним учение пророков и Апостолов и святоотеческие предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010