Память Владимирской иконы Божией Матери установлена в честь спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. 6 июля. ПРАВМИР. Православная Церковь совершает празднество в честь иконы Божией Матери Владимирской. Память Владимирской иконы Божией Матери установлена в честь спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена. По материалам Православие.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки 3 июня. ПРАВМИР. Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Испуганные татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена. С 1999 года Владимирская икона Божией Матери находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 6 июля и 8 сентября. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 сентября, 2009 3 июня, 2022 5 июля, 2012

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-den-...

В 1521 году, в царствование Василия Ивановича, татары под предводительством Махмед-Гирея снова двинулись на Русь. Опустошая все на пути, они дошли до Москвы. Великий князь ушел из Москвы собирать войска, в столице было смятение, но молитвы не прекращались. Однажды ночью юродивый старец Василий со слезами молился у дверей Успенского собора. Вдруг он слышит во храме шум: двери собора растворяются и чудотворная икона Владимирская сходит со своего места. От иконы слышится голос: «Выйду со Святителями из града сего», – и с сими словами вся церковь наполняется пламенем, который тут же и исчезает. В ту же самую ночь в Вознесенском монастыре одна слепая старуха монахиня, сидя в своей келии, узрела в видении, что из Кремля направляется в Спасские ворота как бы в крестном ходу сонм Святителей и других угодников Божиих; среди них чудотворная икона Владимирская. Вот они вышли уже из ворот; навстречу им идут преподобные отцы: Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Припав к стопам Святителей, они вопрошают их: «Зачем они уходят из города и на ком оставляют его в такое многоскорбное время?» Святители со слезами отвечают: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от сей великой скорби, но Бог повелел нам выйти из города и вынести с собой сей чудотворный образ Пречистой Его Матери, потому что люди забыли страх Божий и нерадят о заповедях Господних… Пусть они накажутся от сего варварского народа и через покаяние обратятся к Богу». Тогда преподобные стали умолять Святителей, чтобы они своим ходатайством умилостивили правосудие Божие, и тут же вместе с ними стали петь молебен, произнесли молитву Богоматери, и, осенив крестообразно город, все вошли обратно в Кремль с чудотворной иконой. (В память сего дивного видения старицы-инокини и заступления Богоматери – чрез Спасские ворота положено входить в Кремль с открытой головой.) И действительно: молитвами Матери Божией Москва опять была спасена. Летописцы говорят, что татары хотели сжечь посады московские, но увидели вокруг города бесчисленное множество войска Русского и сказали о том хану. Тот не поверил и послал посмотреть. Ему подтвердили сказанное. Он в третий раз послал удостовериться, тогда посланный прибежал, в ужасе взывая: «О! Царь! Что ты медлишь? Из Москвы выступает на нас войско без числа; побежим скорее!» И татары бежали.

http://pravoslavie.ru/2318.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (513) , (16) . в этом году (за прошлые годы с 2013-01-14) Описание: Шестоднев. Первая четверть XIX века. Палех. Мастерская В. И. Хохлова. Дерево, левкас, темпера. Две доски, две врезные встречные шпонки. 53,2×44,2. КП 4082. Гос. поступление. Реставрация домузейная. Трещины основы и грунта. Механические повреждения поверхности. Тонировки в местах утрат красочного слоя. Потертости живописи и надписей. Средник иконы представляет собой сложную композицию, состоящую из отдельных сюжетов. Вверху в центре шесть сцен Сотворения мира, расположенных в два ряда (Быт. I, 3–31). Слева три клейма (сверху вниз): Сошествие во ад, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Омовение ног; справа (сверху вниз): Собор архангелов, Благовещение, Распятие. Между ними представлен Господь Саваоф в окружении небесных сил. Под ним Христос на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей и небесными силами. Ниже райское древо, обвитое змием. По сторонам от древа обнаженные Адам и Ева, слева от них ангел, справа — изгнание Адама и Евы из рая. Внизу средника двухрядное изображение — Суббота всех святых. Вокруг средника располагаются клейма с изображениями евангелистов, отцов церкви, митрополитов, преподобных, блаженных и юродивых. Порядок клейм на полях: Евангелист Иоанн Богослов с Прохором. Григорий Богослов, Василий Великий. Агнец на дискосе («Поклонение жертве»). Иаков брат Божий, Иоанн Златоуст. Евангелист Матфей. Алексий и Петр митрополиты московские. Иона и Филипп митрополиты московские. Исайя и Леонтий Ростовские. Игнатий и Иаков Ростовские. Феодосий и Антоний Печерские. Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Зосима и Савватий Соловецкие. Антоний Великий и Иоанн Дамаскин. Евангелист Марк. Василий и Максим Блаженные. Убиение московского царевича Димитрия. Иоанн и Исидор Блаженные. Евангелист Лука. Иконография возникла под влиянием текстов средневековых авторов (IV–X вв.). Традиционно композиция включает в себя изображения Этимасии, Деисуса со Спасом в силах или Эммануилом в центре, шесть дней недели в виде и Субботу всех святых.

http://pravicon.com/image-20492

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123220_2.html

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположенный на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц. Содержание История [ править править код ] Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского. В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице. В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.

http://azbyka.ru/palomnik/Варлаамо-Хутын...

Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. С раннего возраста он избегал детских игр, отказывался от всяких мирских удовольствий и был избранным сосудом Святого Духа. Часто он размышлял так: «Воистину, жизнь наша кратка и непостоянна. В ней всё изменяется, всё вертится колесом. Она подобна сонному видению». Святой отрёкся от мира и от всего, что в мире, и удалился в пустынное место. За ним последовали Прокопий Малышевич, постригшийся потом под именем Порфирия, его брат Феодор, и другие жители Новгорода, желавшие подвизаться в тишине и безмолвии. Святый Варлаам принял иноческое пострижение от некоторого священноинока. Он устроил себе небольшую клеть, где непрестанно день и ночь возносил молитвы Господу. Святой ревностно подвизался в посте и трудах, сам рубил дрова, пилил лес, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Каждую ночь он бодрствовал и молитвой отгонял бесов. Нечистые духи то сами пытались смутить святого мужа, то побуждали кого-либо из людей досаждать блаженному. Святый терпеливо переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией. Слава о его подвигах стала распространяться повсюду. Многие начали стекаться к нему: князья, бояре, богатые и бедные. Преподобный Варлаам неустанно поучал всех приходивших к нему: — Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-varlaam-xu...

Путешествие в домонгольскую Русь Святой Варлаам Хутынский – это подвижник не только новгородской, но поистине всероссийской величины 19 ноября, 2015 Святой Варлаам Хутынский – это подвижник не только новгородской, но поистине всероссийской величины 19 ноября празднуется память преподобного Варлаама Хутынского. О новгородском подвижнике и встрече с Древней Русью лицом к лицу рассказывает диакон Павел Сержантов. Божья милость – побывать в Великом Новгороде и его окрестностях. Пусть даже второпях, как это произошло со мной. Удивительное глубокое чувство возникает от новгородского Кремля. Он не такой ошеломительно-пышный, как Московский. Диакон Павел Сержантов Здесь сохранилось много скромных уникальных древностей. Настолько много, что просто попадаешь в пространство и время домонгольской Руси. Не соприкасаешься с отдельными древностями, а попадаешь в далекую историческую эпоху. Какое вокруг великолепие – София Новгородская и всё созвездие храмов Детинца! От чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» отходить не хочется. Так бы рядом и стоял. Хотя иные ценители иконографии на этой иконе ничего не найдут. Не будем вязнуть в споре с ними, адресуем их в расположенный напротив исторический музей. Там размещено крупное собрание бесценных икон. Среди икон есть и многим знакомые. Так, икону апостолов Петра и Павла я до музея видел по художественным альбомам. Но оказавшись перед этой громадиной, которой без малого 1000 лет, я от волнения не мог найти себе подходящего места. То вплотную к иконе придвигался, то метров на десять отстранялся. А ведь сколько и на этой иконе безвозвратно утрачено! Когда-то перед ней, только что написанной и во всей силе сияющей, молились наши предки… Из древнего Новгорода в Хутынский монастырь В музее обращают на себя внимание многочисленные иконы преподобного Варлаама Хутынского, весьма высокого художественного достоинства. Местный святой, чтимый. Ему иконы писали да жития, для памяти сохраняли случаи чудотворения. Чудес было немало. Даже произошло однажды воскрешение видного княжеского чиновника XV века у раки святого Варлаама.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-domongo...

Святейший Патриарх Кирилл посетил Варлаамо-Хутынский женский монастырь 8 июля 2017 г. 23:44 8 июля 2017 года, по завершении всенощного бдения в Софийском кафедральном соборе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь близ Великого Новгорода. Святейшего Владыку сопровождали митрополит Новгородский и Старорусский Лев и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали настоятельница игумения Алексия (Симдянкина) и насельницы монастыря. Святейший Патриарх Кирилл возглавил шествие от святых врат в Спасо-Преображенский собор — главный храм Хутынского монастыря. В соборе Святейший Владыка поклонился честным мощам преподобного Варлаама Хутынского. Игумения Алексия приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству Державную икону Божией Матери. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Лев! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Сергий! Многочтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братия и сестры! Очень рад, что Господь привел меня в сию святую Варлаамо-Хутынскую обитель, одну из самых прославленных и древних в нашей Церкви. На этом месте святой Варлаам положил начало иноческим подвигам. Современному человеку трудно понять, что означает иноческий подвиг. Зачем уходить из мира, от достаточно комфортной жизни? Зачем лишать себя житейских радостей? Зачем облачаться в черные одежды? Зачем все это нужно? Но в то время, когда преподобный Варлаам пришел сюда один, в пустынное место, ни у кого не возникал вопрос, почему он это делает. Потому что даже в то время, когда искушений в общественном пространстве было на много порядков меньше, чем сейчас, людям, которые желали соединиться с Богом в своей земной жизни, было непросто в миру. Почувствовав однажды, какую великую радость дают молитва, причащение Святых Христовых Таин, общение с Господом, эти люди шли в пустыню, чтобы там наедине с Богом и природой испытывать реальное счастье.

http://patriarchia.ru/db/text/4952966.ht...

В Варлаамо-Хутынском монастыре пройдут торжества в честь преподобного Варлаама Великий Новгород, 19 ноября 2004 г. В пятницу, 19 ноября, Русская Православная Церковь чтит память святого Варлаама Хутынского. В этот день в память о преподобном Варлааме во всех 116 православных храмах епархии пройдут торжественные службы, передает РИА " Новости " . Главные торжества состоятся в Спасо-Преображенском Варлаамо-Хутынском монастыре, где торжественную литургию провел архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Согласно древним новгородским синодикам, Алекса Михайлович (или Михалевич) родился в 1156 году в семье новгородских бояр Михаила и Анны в их имении, расположенном у городского вала на Неревском конце Софийской стороны Великого Новгорода. С детских лет, отмечалось в синодиках, Алекса отличался от прочих сверстников строгостью поведения и соблюдения всех религиозных норм. После смерти родителей юный Алекса раздал имущество семьи новгородским нищим, постригся в монахи в Лисицком монастыре, находившемся в семи верстах от Великого Новгорода, и получил имя Варлаама. В этой монашеской обители Варлаам прожил совсем недолго. Вскоре после пострижения он удалился из Лисицкого монастыря в пустынное место, известное в Великом Новгороде как Хутынь, что означало место " худое, обитаемое нечистой силой " , и поселился там в землянке. Предание гласит, что однажды вечером луч света, упавший на поляну из лесной чащи, указал монаху, где поставить православный храм. С помощью прибившихся к нему иноков Варлаам построил в Хутыни деревянную церковь в ознаменование Преображения Господня. Эта небольшая церковь послужила началом Варлаама Хутынского Спасо-Преображенского мужеского первого класса монастыря. Как свидетельствуют синодики, стараниями преподобного Варлаама обитель быстро богатела и к концу 12 века деревянный храм в монастыре был заменен на каменный. 6 августа 1192 года новый храм Преображения Господня был торжественно освящен. В этом же году Спасо-Преображенский монастырь получил первую грамоту на владение землей с угодьями, челядью и скотом.

http://pravoslavie.ru/11889.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010