Так жили в пещере святые подвижники, и стал часто ходить к ним сын первого Изяславова боярина Иоанна; наслаждался беседою их и захотел, презрев славу и богатство мира сего, поселиться с ними и сказал о том Антонию. «Хорошее твое желание, чадо, – сказал Антоний, – но берегись, чтобы богатство и слава опять не привлекли тебя, Господь сказал: «Никто же возложь руки своея на рало и зря вспять, управлен есть в царствии небесном», так и монах, который мыслию обращается к миру и заботится о мирском, не внидет в жизнь вечную». Много еще говорил он юноше, а в юноше еще более усилилось желание вступить в монастырь. Ушел он домой, а на другой день, одевшись в лучшее платье, сел на коня и поехал к старцу; за ним рабы вели другого коня. Когда приехал он к монастырю, старцы вышли ему навстречу и поклонились, как тогда кланялись вельможе, а он сошел с коня, снял с себя одежду и, положив ее у ног старца, сказал: «Все это, отче, прелесть мира сего; делай с ними что хочешь, а я уже все презрел; хочу быть монахом, не возвращусь в дом свой и останусь жить с вами в пещере». Сказал ему на то Антоний: «Берегись, чадо! Кому обещаешься, чьим воином хочешь быть? Ангелы слышат обеты твои, a вдруг придет твой отец, силою уведет тебя, a мы тебе помочь не можем, и солжешь ты пред Господом». – «Верую Богу моему, отче, – сказал юноша, – если отец и мучить меня станет, не послушаю его, не возвращусь в мир. Прошу тебя, отче, вели скорее постричь меня». Велел Антоний Никону постричь его, и дали ему имя Варлаам. Пришел тогда же к старцам любимец князя, который поручал ему весь свой дом, и стал просить Антония постричь его; постригли его и назвали Ефремом. Узнал Изяслав о пострижении Варлаама и Ефрема, сильно разгневался и тотчас повелел привести к себе одного из старцев, и привели к нему Никона. Взглянув на старца с гневом, князь спросил его: «Ты ли постриг боярина моего без повеления моего?» – «Благодатию Божиею я постриг, – отвечал Никон, – повелением Царя небесного, Иисуса Христа, призвавшего его на такой подвиг».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так Спаситель велел возрождаться водою и Духом Святым и этим водворяться в первоначальном достоинстве. Крестимся мы, по словам Господа, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тогда живут в душе крестившагося дары Духа Святаго, просвещающие ее, делающие богоподобною и возобновляющие ее по образу и подобию Божию. Освободив душу от зла, свойственнаго ей вследствие прежних дурных дел, мы заключаем с Богом завет, другой новой жизни и получаем основание для этой, более чистой жизни. Благодаря чему делаемся сонаследниками возродившихся для безсмертия и достигнувших вечнаго спасения. А без крещения никто не может надеяться, хотя бы он был благочестивейшим из благочестивых. Ибо воплотившийся для нашего спасения Сын Божий сказал: Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Иоанн. 3; 5). Итак, прежде всего, уверовав в душе, с искренним желанием приступи сейчас же к крещению и ни в каком случае не откладывай этого, ибо откладывание опасно, вследствие неизвестности времени нашей смерти " . Тогда Иоасаф сказал: " О какой это надежде говорил ты, которая без крещения не может исполниться? Что это за царство, которое ты называл небесным? Откуда ты слышал слова воплотившагося Бога? Что это за неизвестность времени смерти, мысль о которой давит мое сердце и причиняет мне горе и скорби, уничтожающия мою плоть, и даже снедает крепость костей моих? И если мы умрем, то уничтожимся ли совершенно, или по прекращении этой жизни есть другая какая-нибудь жизнь? Я желал бы знать все это " . На все эти вопросы Варлаам отвечал следующим образом: " Та благая надежда, о которой я сказал, есть надежда на царствие небесное. Царствие же это совершенно невыразимо на человеческом языке. Священное Писание говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2; 9). Когда же мы будем достойны, оставивши эту грубую плоть, достигнуть небеснаго блаженства, тогда Сам Господь, давший возможность исполниться нашей надежде, покажет нам, какова слава всех этих благ, непостижимая для ума, и каков тот невыразимый свет и непрестанная жизнь с Ангелами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Так Спаситель велел возрождаться водою и Духом Святым и этим водворяться в первоначальном достоинстве. Крестимся мы, по словам Господа, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тогда живут в душе крестившегося дары Духа Святаго, просвещающие ее, делающие богоподобною и возобновляющие ее по образу и подобию Божию. Освободив душу от зла, свойственного ей вследствие прежних дурных дел, мы заключаем с Богом завет, другой новой жизни и получаем основание для этой, более чистой жизни. Благодаря чему делаемся сонаследниками возродившихся для бессмертия и достигнувших вечного спасения. А без крещения никто не может надеяться, хотя бы он был благочестивейшим из благочестивых. Ибо воплотившийся для нашего спасения Сын Божий сказал: Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин.3:5). Итак, прежде всего, уверовав в душе, с искренним желанием приступи сейчас же к крещению и ни в каком случае не откладывай этого, ибо откладывание опасно, вследствие неизвестности времени нашей смерти " . Тогда Иоасаф сказал: " О какой это надежде говорил ты, которая без крещения не может исполниться? Что это за царство, которое ты называл небесным? Откуда ты слышал слова воплотившегося Бога? Что это за неизвестность времени смерти, мысль о которой давит мое сердце и причиняет мне горе и скорби, уничтожающие мою плоть, и даже снедает крепость костей моих? И если мы умрем, то уничтожимся ли совершенно, или по прекращении этой жизни есть другая какая-нибудь жизнь? Я желал бы знать все это " . На все эти вопросы Варлаам отвечал следующим образом: " Та благая надежда, о которой я сказал, есть надежда на царствие небесное. Царствие же это совершенно невыразимо на человеческом языке. Священное Писание говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Когда же мы будем достойны, оставивши эту грубую плоть, достигнуть небесного блаженства, тогда Сам Господь, давший возможность исполниться нашей надежде, покажет нам, какова слава всех этих благ, непостижимая для ума, и каков тот невыразимый свет и непрестанная жизнь с Ангелами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Такие люди встречаются в жизни и может быть не редко. Припомним живые и близкие нам типы Раскольникова, Подростка, Ивана и Феодора Карамазовых, Кириллова (ром. «Бесы») в произведениях Ф. М. Достоевского. «Чтобы жить по-своему, – говорит в бреду один из этих героев – Иван Карамазов, по-моему и разрушать ничего не нужно: надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге; вот с чего надо приняться за дело! Новому человеку позволительно стать человеко-богом и в новом чине с легким сердцем перескочить всякую прежнюю нравственную преграду прежнего раба – человека. Для Бога не существует закона! Где станет Бог – там уже место Божие! где стану я, там сейчас же будет первое место... все дозволено и шабаш!» 21 Являясь врагами Божиими, такие люди обыкновенно бывают и врагами жизни, людей, ибо для них не существует никакого закона, им все позволено. Такого предела может достигнуть гордое и злобное настроение. Противоположные настроения – смирения, сострадания, всепрощения и целомудрия возвышают душу, делают сердце человека «чистым» и привлекают к нему благодать Божию. «Научитесь от Меня, – говорил Христос, – ибо Я – кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин. 14:21 ). Сам Христос обещает здесь явиться тому, кто будет соблюдать Его заповеди, а главная заповедь и есть заповедь о смирении и любви. Итак, сострадание, смирение, любовь – вот что приближает нас к Богу и делает возможным лицезрение Бога нашим душевным оком. Наоборот, гордость, злоба и самолюбие отторгают нас от Бога и приводят не к просветлению душевного ока, а к его помрачению и онемению: общение тогда между Богом и человеком по самому существу дела бывает невозможным, и человек приходит к злобному неверию. Другой краеугольный вопрос, затронутый Ренаном, вопрос о бессмертии человека, – тесно связан с первым, – о бытии Божием. Если человек сотворен Богом, то сотворен, конечно, для жизни, для развития, и мы никак не можем допустить, чтобы Сам же благий и всемогущий Бог эту жизнь и отнял; к тому же человек – совершенное творение Божие, созданное по Его образу и подобию. Да и не только человек, как богоподобное существо, а и всякая другая тварь, даже неодушевленная природа – сотворены опять для жизни, для бытия, и немыслимо, чтобы когда-либо всемогущий Бог все это привел снова в небытие, уничтожил.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Увидав и услыхав всё это, разумный юноша, вздохнув из глубины сердца, сказал: — Если это так, то горька эта жизнь и полна всяких скорбей; и кто может быть беспечальным, всегда находясь в ожидании смерти, пришествие которой не только неизбежно, но, как вы сказали, и неизвестно? И пошел он в свой дворец, и был в великой печали, беспрестанно размышляя о смерти и говоря сам себе: — Если все умирают, то и я умру, да еще и не знаю, когда… когда же умру, кто вспомнит обо мне? Пройдет много времени, и всё придет в забвение… нет ли какой-либо иной жизни после смерти и другого мира? И был он весьма смущен этими мыслями; однако не сказал ничего своему отцу, а только много расспрашивал вышеназванного пестуна, не знает ли он кого-нибудь, могущего поведать ему обо всем и утвердить ум его, изнемогающий в размышлениях? Пестун сказал: — Я говорил тебе раньше, как отец твой тех мудрых пустынников, которые всегда размышляли об этих вещах — одних убил, других, в гневе, изгнал, и теперь не знаю никого из них в наших пределах. Юноша сильно скорбел по сему поводу, жестоко болел душою и проводил жизнь в непрестанной печали: оттого вся сладость и красота мира сего были в глазах его мерзостью и нечистотою. И Бог, хотящий всем спастись и в разум истины прийти, по обычному Своему человеколюбию и милости, наставил отрока на правый путь следующим образом. Был в то время один премудрый и в добродетелях совершенный инок, по имени Варлаам, саном священник, живший в пустыне сенаридской. Наставляемый Божественным откровением, он узнал о положении царского сына, вышел из пустыни и, переменив одежды, принял вид купца и, сев на корабль, отправился в Индийское царство. Приплывши к городу, в котором находился дворец царского сына, он прожил там много дней и собрал подробные сведения о царевиче и его приближенных. Узнав же, что вышеназванный пестун ближе всех к царскому сыну, старец отправился к нему и сказал: — Знай, господин мой, что я купец и пришел из далекой страны; есть у меня драгоценный камень, подобного которому не находили никогда и нигде и которого я до настоящего времени никому не показывал, а теперь говорю тебе о нем потому, что вижу, что ты человек разумный и смышленый; итак, введи меня к царскому сыну и я отдам ему тот камень, цены которого никто исчислить не может, ибо он превосходит всякие добрые и многоценные вещи: он подает слепым зрение, глухим слух, немым язык, больным здоровье, изгоняет из людей бесов, во всем умудряет безумных и дает приобретшему его все желаемые блага.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Успение Преподобного Варлаама После молитвы, отечески обняв и поцеловав Иоасафа, осенив себя крестным знамением, Варлаам исполнился великой радости, как будто бы увидел возвратившихся каких-нибудь своих друзей, и отошел в вечное блаженство. Так скончался он, исполненный многих лет, удостоенный даров Святого Духа. Св. Иоасаф, несказанно, со страхом Божиим, погоревав над своим духовным отцом, омыв его тело слезами и обернув в то шерстяное рубище, которое дал ему во дворце, в течение целого дня и ночи читал положенные для этого случая псалмы, орошая вместе с тем слезами драгоценное тело блаженного. Когда же наступил день, достойный сын, вырыв вблизи пещеры могилу, осторожно перенес и положил туда священные останки Варлаама. После чего с воспламененною душою начал усердно молиться Богу: " Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю; помилуй мя и внемли мне. Сердце мое говорит от Тебя: " ищите лица Моего " , и я буду искать лица Твоего, Господи. Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! Ибо отец мой и мать моя оставили меня; но Господь примет меня. Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты Бог мой. Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет (Пс.26:7-11; 21:12). На океан милосердия Твоего возложил я надежду свою. Управи душу мою, направляющий мудрым Промыслом Своим всякую тварь. Укажи мне путь, которым я должен идти, и спаси меня молитвами и мольбами раба Твоего Варлаама. Ибо Ты Бог мой, и Тебя я прославляю Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь " . Помолившись, рыдая, сел он возле могилы и сидя заснул. И видит, что снова приходят те страшные мужи, которых он видел некогда, уводят его на ту большую, чудесную равнину и вводять в тот же славный, блестящий город. Когда они входили в ворота, то им навстречу шли другие мужи, сияющие светом, держа в руках венцы несказанной красоты, венцы, каких глаза смертных никогда не видали. Когда Иоасаф спросил, чьи столь блестящие венцы славы, они отвечали: " Один из них предназначается тебе за многие спасенные тобою души, он уготован и украшен за ту подвижническую жизнь, которую ты теперь ведешь, и получишь этот венец, если выдержишь ее до конца. Другой венец тоже предназначен тебе, но ты должен будешь его отдать своему отцу, который, благодаря тебе, оставил тот дурной путь, по которому он шел и с искренним раскаянием обратился к Господу " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Хотя диавол будет внушать тебе всякие мысли о нерадении и насмехаться над твоим рвением, ты не бойся его происков, имея в мыслях повеление Божие: Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33). Благодари Господа всячески, что Он изъял и удалил тебя от мира и поместил, как бы на виду у Себя; Сам, призвавший тебя святым призванием, находится постоянно вблизи тебя. Св. Апостол говорит: Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп.4:6). Сам Господь сказал: Не отступлю от тебя и не оставлю тебя (Нав.1:5). Имея в мыслях слово Божие при своих трудах против нерадения, радуйся, помня о Господе нашем. Вспомнил я о Боге и возрадовался (Пс.76:4). Когда же противник захочет употребить другой способ, внушая тебе гордые помышления за все, совершенное тобою, указывая на славу царства, которую ты оставил, и прочее мирское, то ты выставляй против него, как щит, следующие спасительные слова: Так и вы, когда исполните все, повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоющие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17:10). Да и кто из нас может отдать весь тот долг, который мы должны уплатить Господу! За нас Он, будучи богат, стал нищим, дабы мы могли обогатиться, благодаря этой Его бедности; будучи чужд всяких страданий, - Он пострадал; чтобы нас освободить от страданий. Какое счастье терпеть рабу подобное тому, что терпел господин! Мы же, кроме того, несем гораздо меньше Его. Помни следующее: и всякое произношение, возстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор.10:5). И мир Божий, непостижимый нашим умом, будет охранят сердце и помышления твои во Христе Иисусе. Когда Варлаам умолк, слезы ручьем полились из глаз Иоасафа; текли они, как из многоводного источника, орошая его самого и землю, на которой он сидел. Горюя о предстоящей разлуке, он совершенно искренно желал сопутствовать Варлааму в этом удалении из сей жизни и более не пользоваться ею без него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

ВОЛОГОДСКАЯ Варлаам ВСЕРОССИЙСКАЯ 03.08.1511 18.12.1521 Варлаам КОЛОМЕНСКАЯ (1449) Варлаам КОЛОМЕНСКАЯ 21.10.1564 Варлаам КРУТИЦКАЯ 01.1583 10.1586 Варлаам ПИНСКАЯ Варлаам РЯЗАНСКАЯ 07.1598 17.02.1601 Варлаам (Авраам) Белковский НОВГОРОДСКАЯ 20.02.1592 15.04.1601 в/у ПСКОВСКАЯ Варлаам Борисевич ВИННИЦКАЯ 30.04(13.05)1945 01.1946 РОВЕНСКАЯ и ВОЛЫНСКАЯ 01.1946 21.05(03.06)1948 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 21.05(03.06)1948 14(27)12.1951 ИЗМАИЛЬСКАЯ 14(27)12.1951 19.01(01.02)1955 в/у КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 19.01(01.02)1955 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, паки 19.01(01.02)1955 23.08(05.09)1956 МУКАЧЕВСКАЯ 23.08(05.09)1956 22.06(05.07)1961 МИНСКАЯ 22.06(05.07)1961 22.07(04.08)1963 Варлаам (в сх. Василий) Ванатович КИЕВСКАЯ 14.05.1722 20.11.1730 (Варлаам Грек КРУТИЦКАЯ (1310)) Варлаам Денисов ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 21.08.1860 19.05.1862 ОРЕНБУРГСКАЯ 19.05.1862 09.11.1866 ЧЕРНИГОВСКАЯ 09.11.1866 16.08.1871 Варлаам Ильюшенко в/у ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 28.09(11.10)1972 09(22)10.1972 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 09(22)10.1972 16.02(01.03)1977 в/у СУМСКАЯ 05(18)04.1973 18(31)05.1973 в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ 05(18)04.1973 18(31)05.1973 ЧЕРНОВИЦКАЯ 16.02(01.03)1977 17(30)12.1986 РОВЕНСКАЯ 17(30)12.1986 06(19)02.1990 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 06(19)02.1990 07(20)07.1990 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 07(20)07.1990 04(17)09.1990 Варлаам Козуля БЕРШАДСКАЯ 08.1926 04(17)01.1931 в/у ВИННИЦКАЯ в/у ПЕРМСКАЯ ЗЛАТОУСТОВСКАЯ 14(27)03.1934 10(23)08.1934 САРАПУЛЬСКАЯ 10(23)08.1934 04(17)01.1935 ОСИНСКАЯ 04(17)01.1935 14(27)05.1935 в/у ПЕРМСКАЯ, паки 04(17)01.1935 14(27)05.1935 ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ 14(27)05.1935 16(29)01.1937 СЫЗРАНСКАЯ 16(29)01.1937 10(23)05.1937 ОРЕНБУРГСКАЯ 10(23)05.1937 20.07(02.08)1937 Варлаам Косовский (Косанский) ИРКУТСКАЯ 15.12.1706 21.01.1714 ТВЕРСКАЯ 21.01.1714 03.03.1720 СМОЛЕНСКАЯ 03.03.1720 24.05.1721 Варлаам Лазаренко ЛЕБЕДИНСКАЯ ХОРОЛЬСКАЯ БОГУЧАРСКАЯ МАЙКОПСКАЯ 30.11(12.12)1926 Варлаам Леницкий (Лейницкий, Ильницкий, Сеницкий) ВЛАДИМИРСКАЯ 31.05.1719 05.07.1723 ВИКАРИАТСТВО ПСКОВСКОЙ ENAPXIU 05.07.1723 19.04.1724 КОЛОМЕНСКАЯ 19.04.1724 22.05.1727

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АСТРАХАНСКАЯ 07.09.1727 08.06.1730 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 08.06.1730 13.04.1731 ПСКОВСКАЯ 13.04.1731 12.01.1739 Варлаам Новгородский СОЛИКАМСКАЯ 05(18)06.1919 Св. Варлаам Петров ТОБОЛЬСКАЯ 05.10.1768 27.12.1802 Варлаам Пикалов НОВОСИЛЬСКАЯ 26.04(09.05)1921 11(24)08.1924 в/у ВОЛЬСКАЯ (1923) ЕФРЕМОВСКАЯ 11(24)08.1924 26.02(11.03)1925 КАШИРСКАЯ 26.02(11.03)1925 22.10(04.11)1926 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ РЫБИНСКАЯ 12(25)07.1934 12(25)11.1935 ПСКОВСКАЯ 12(25)11.1935 30.11(13.12)1935 РЫБИНСКАЯ, паки 30.11(13.12)1935 16(29)08.1936 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 30.09(13.10)1942 17(30)08.1944 Варлаам Покровский ДРИССНЕНСКАЯ, обн. 04.1930 в/у ПОЛОЦКАЯ, обн. 02(15)06.1930 07.1930 ГОМЕЛЬСКАЯ, обн. 16(29)02.1932 07(20)07.1934 МОЗЫРЬСКАЯ, обн. 07(20)07.1934 06.1935 МОЗЫРЬСКАЯ, обн., паки 23.07(05.08)1935 09.1935 Варлаам Рогов ЯРОСЛАВСКАЯ 05.06.1587 25.03.1603 Варлаам Ряшенцев ГОМЕЛЬСКАЯ 13.01.1913 16(29)04.1919 МСТИСЛАВСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ МСТИСЛАВСКАЯ, обн. ПСКОВСКАЯ 21.08(03.09)1923 12.1924 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ, паки 01.1924 12.1924 ПЕРМСКАЯ 30.06(13.07)1927 11(24)11.1927 в/у ЛЮБИМСКАЯ 12.1927 29.03(11.04)1928 в/у ЛЮБИМСКАЯ, паки 17(30)05.1928 25.08(07.09)1929 Варлаам Скамницкий ВЯТСКАЯ 27.02.1743 28.02.1748 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 28.02.1748 20.02.1761 Варлаам Сторорушин ЯРОСЛАВСКАЯ 10.07.1620 09.07.1652 Варлаам Успенский ЧИГИРИНСКАЯ 31.01.1845 30.06.1845 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 30.06.1845 04.12.1854 ПЕНЗЕНСКАЯ 04.12.1854 07.10.1862 ТОБОЛЬСКАЯ 07.10.1862 12.04.1872 Варлаам Чернявский ТОТЕМСКАЯ 16.02.1875 09.09.1876 ВЫБОРГСКАЯ 09.09.1876 26.07.1880 МИНСКАЯ 26.07.1880 21.05.1889 Варлаам Шишацкий ЖИТОМИРСКАЯ 03.06.1795 29.12.1805 МОГИЛЕВСКАЯ 20.12.1805 05.12.1812 Варлаам кн. Эристави ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 08.07.1811 14.05.1817 Варлаам Ясинский КИЕВСКАЯ 31.08.1690 22.08.1707 Варнава Беляев ВАСИЛЬСУРСКАЯ 16(29)02.1920 25.07(07.08)1920 ПЕЧЕРСКАЯ 25.07(07.08)1920 06(19)06.1922 ПЕЧЕРСКАЯ, обн. 06(19)06.1922 09.1922 Варнава Волатковский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 24.08.1712 08.10.1730 Варнава Кедров в/у ЧЕБОКСАРСКАЯ 05(18)11.1976

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По свидетельству Филофея, св. Григорий написал против Варлаама для защиты исихии девять слов, разделенных на три триады. Первую триаду он написал тогда, когда Варлаам выступил с устными обличениями византийских монахов, вторую – по прочтении первых полемических его трактатов, когда Варлаам отправился из Фессалоники на Запад с тайным поручением Андроника Младшего (1339 г.) просить помощи у папы Бенедикта XII и западных императоров против турок, теснивших Византийскую империю, а взамен – обещать некоторые уступки со стороны Православной Церкви для заключения унии с Римом. Таким образом, открывается новая подробность из деятельности Варлаама – его тайная унионально-политическая миссия на Запад, притом по поручению византийского императора Андроника Младшего. Разве император, спрашивает автор, не знал о поведении Варлаама в Фессалонике? К сожалению, об этом нигде нет никакого свидетельства, – отвечает наш автор. Вероятно, в рассматриваемое время споры в Фессалонике имели еще местный характер, не получили широкого распространения и за пределы Фессалоники и Афона еще не вышли. Возможно, что Варлаам поспешил ознакомить василевса со своими воззрениями по вопросу об исихии, – но это лишь показывает, что он еще не совсем дискредитировал себя в представлении высших слоев византийского общества. Для императора же Андроника, стремившегося к унии с Римом по мотивам политическим, Варлаам, как человек образованный, ловкий и лукавый, заявивший себя – хотя и неискренне – и привязанностью к Православию, и расположением к латинству и, наконец, склонностью к униональным действиям, представлялся вполне пригодным для тайной миссии на Запад. Сам же Варлаам был вполне доволен такой миссией, потому что она шла навстречу его интимному замыслу. Отправившись на Запад, Варлаам действовал здесь двусмысленно, – с одной стороны, защищая эллинизм и Православие, а с другой – прислуживаясь перед папой и обещая свое содействие унии. Разумеется, миссия, возложенная на него византийским императором, успеха не имела, так как Запад никогда искренно не стремился к фактическому церковному воссоединению с Востоком. Но зато Варлаам возвратился на Восток с новым дополнением в своем униональном проекте: по совету римского папы, он взял на себя задачу подготовить почву для унии на Афоне, в центре эллинского Православия, дабы отсюда начать осуществление своего грандиозного унионального плана. Для такого ревностного слуги Рима и унии в латинском понимании, каким был Варлаам, и этот план не представлялся неосуществимым, так как униональная проблема была главным жизненным нервом во всей его деятельности на Востоке и господствующим мотивом всех его начинаний и стремлений (С. 23–35).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010