В этом мы убедимся, когда ознакомимся с содержанием тех наставлений, какие давал Христос Своим ученикам, посылая их на проповедь. «Призвав двенадцать, Иисус дал им власть врачевать всякую болезнь и немощь, и посылая их, заповедал им: на путь к язычникам и в град самарянский не ходите; идите же наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя проповедуйте, что приблизилось царство небесное». «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром отдавайте» 129 ( Мф. 10:5–8 ). «Ничего не берите с собой в дорогу, ибо трудящийся достоин пропитания» (9 ст.). «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь. Входя в дом приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, к вам возвратится» (11–13 ст.). «Если кто вас не примет и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или города того, оттрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам, отраднее будет земле Содомской и Гоморской в день суда, нежели городу тому» (14–15). Дальнейшие наставления Спасителя носят уже более общий характер; ближайшим образом они, конечно, имели отношение к апостольскому служению, но потом касались и вообще христианской жизни. «Вот Я посылаю вас, – продолжал Христос, – как агнцев посреди волков; будьте мудры, как змии, и просты, как голуби; остерегайтесь же людей; ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям» (16– 18 ст.). Итак мир не будет любить провозвестников истины – он будет их преследовать 130 ; «но не смущайтесь, – утешал Господь; – вы все-таки победите. Для этой наступающей брани истины с ложью, добра со злом Я устанавливаю новые законы, отличные от законов брани земной, и даю вам новое оружие. Оружие это – ваше незлобие, растворенное духовной мудростью. Показывайте свою кротость, хотя вы и должны жить посреди волков: в том Я и покажу Свою силу, что овцы преодолеют волков, и находясь среди них, не только не истребятся, а преобразуют и их самих 131 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Варлаам и Иоасаф, живя постоянно, во взаимном общении, ревностном состязании в подвижничестве, вне всякой жизненной заботы, всякого жизненного волнения, во многих трудах для приобретения истинного благочестия, - жили в невозмутимом спокойствии душевных чувств и мыслей. Однажды старец призывает своего духовного сына, которого он возродил чрез Св. Евангелие, и завязывает с ним беседу: " Давно бы следовало тебе, Иоасаф, жить в этой пустыне. По моей молитве, Христос обещал мне, что я увижу тебя пред моею кончиною. Итак, я вижу оторванным тебя от мира и всего мирского, привязавшимся ко Христу неразрывными узами твоей души и навыкшим в исполнении воли Его. Теперь же, когда время моей смерти стоит перед дверьми, то когда осуществится воспитанное во мне с детства стремление умереть и быть со Христом, ты предай мое тело земле, отдай прах праху. Сам же оставайся на этом месте, преуспевая в духовной деятельности и вспоминая о моем ничтожестве. Я боюсь, чтобы черная толпа злых духов не стала на пути моей душе за мои многочисленные заблуждения. Ты же, дитя, не уменьшай рвения в многотрудном своем подвижничестве, не устрашись продолжительности времени, не поддавайся козням диавола, но безбоязненно насмехайся над его бессилием, подкрепляемый могуществом Христа. При мысли же о трудностях или о продолжительности времени, ты ожидай разрешения от них каждый день, относясь к своему подвигу так, как будто он начался и должен кончиться, в данный день. Св. Апостол говорит: Братия, я не почитаю себя достигшим, а только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп.3:13-14). Посему мы не унываем, но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2Кор.4:16-18). Имея такие мысли, возлюбленное дитя, мужайся и крепись! Усердствуй, как старается хороший воин, чтобы угодить военачальнику.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Ведёшь библейские беседы на приходе – не смотри на благоприятность погоды. Валом идёт народ – внутренне не обольщайся, пришли две глуховатые бабушки – веди беседу с тем же усердием и не смущайся. Еккл. 11:5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё. Или другой вариант прочтения текста: Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье и кости откуда в беременной утробе, так не можешь знать дело Бога, который делает всё. Дела Божьи непостижимы, потому не бойся, но только делай. Блж. Иероним: «Как не знаешь пути духа и души, входящей в младенца, и не знаешь различных состояний костей и вен во чреве беременной… так не можешь знать дел Божиих, Который есть творец всего. Научает этим, что не должно бояться неблагоприятных обстоятельств и что неразумно рассуждать о ветрах и тучах… потому что сеятель должен идти своим размером и поступью, а результат представлять воле Господа» 11, 5]. Египетский отшельник прп. Исайя, авва Нитрийский († 370 г.) сопоставляет два рождения – плотское в страстях и духовное: «Итак, когда носили мы образ перестного, мы познавали, что мы сыны его из бесчестной материи помыслов его, живущих в нас, – кои суть страсти. Облекшиеся же во образ небесного познают себя, что сыны Его суть, чрез Духа Святого, в них живущего… Написано и в Екклесиасте: якоже кости во чреве рождающия, тако путь Духа ( Еккл. 11:5 ). Ибо как Святая Дева чревоносила Его во плоти, так приявшие благодать Святого Духа носят Его в сердце своём» Слова к своим ученикам, Слово 19, п. 2]. Обращает на себя внимание дерзновенность сравнения аввы Исайи , что, как Дева носила во утробе Своей Христа-Бога, так и носят его в сердце своём имеющие Духа Божия. Через сто лет, во времена монофизитских споров и после отторжения несторианства, египетскому отшельнику произнести такое сравнение будет уже гораздо сложнее, Св. Григорий Палама в XIV в. Полемизирует с философом Варлаамом. Варлаам считает познание подлинно Божественного вообще невозможным, зато идеализирует возможности внешнего знания, способные полностью и в точности постичь внешний мир. Так будут думать, начиная с Лапласа, многие учёные последних веков (а может быть, уже и начиная с самого св. Фомы Аквинского). Если ещё что-то и не постигнуто, то может быть постигнуто. Ещё студентом-математиком Александр Исаевич Солженицын воскликнул:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Взятые под стражу, ведомые к судьям, пусть они не заботятся о своей защите. Утешитель внушит им, что они должны говорить. Отец пошлет им с неба Своего Духа, Который будет их помощником в делах, руководителем в мыслях и вождем в жизни. Гонимые из города, они должны оттрясть прах от ног своих, но засвидетельствовать, что приблизилось царство Божие, дабы те после не имели извинения». ( Мф. 10 ). «Иисус предвещает всем Своим последователям великие гонения и ненависть рода человеческого. Он посылает их, как агнцев среди волков. Их будут бичевать в синагогах и заключать в темницы. Брат будет предан братом, сын – отцом. Но не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, ибо у вас и волосы на голове сочтены все». «В порывах строгости Он доходил до отрицания плоти. Его требования не имеют уже границ. Презирая священный предел человеческой природы, Он желал, чтобы для Него одного жили. Его одного любили. «Если кто приходит ко Мне, – говорил Он, – и не возненавидит отца своего, матери, жены, детей, братьев, сестер и самой своей жизни, тот не может быть Мой ученик» ( Лк. 14:26 ). «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Мой ученик» ( Лк. 14:23 ). Что-то свыше-человеческое и странное отражалось тогда в Его словах; это был как бы огонь, поглощающий жизнь в самом ее корне и все превращающий в ужасную пустыню». «Горькое и печальное чувство отвращения к миру, преувеличенного отречения, тем не менее оно-то и характеризует, по мысли Иисуса, христианское совершенство, было основано не радостным и непринужденным учителем нравственности первого времени, но мрачным гигантом, которого какое-то грандиозное предчувствие все более и более уносило из человечества». «Можно сказать, в моменты Своих нападок на самые законные потребности сердца Он забывал об удовольствии – жить, любить, видеть и чувствовать. Переходя всякую меру, Он имел смелость говорить: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной; кто любит Отца или мать больше Меня, не достоин Меня: и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит?» ( Мф. 10, 37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Во всех своих последующих словах Ренан ссылается на эту речь Спасителя. 104 Преувеличения эти только в эпикурейском воображении Ренана. Хотя все старается и здесь представить он в извращенном свете, тем не менее читать его не так противно: о хороводах, свадьбах и упоении он забыл на время. 105 Имеются в виду след. слова Спасителя, сказанные в слух народа и книжников, при исцелении бесноватого отрока: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» Спрашиваем, что здесь странного? Это – глубокая и горькая правда. 106 Здесь одна из недобросовестных ссылок, совершенно не заключающая того, что навязывает Иисусу Ренан. Приводим указанные места: Мк. 4:40 : (когда была буря на море), «Он запретил ветру и сказал морю: умолкни. И ветер утих, и сделалась тишина. И сказал им: что вы так боязливы, как у вас нет веры? И убоялись страхом велиим и говорили между собой: Кто же это, что и ветер, и море повинуются Ему»? Мк. 5:15 : жители гадаринские, «увидевши, что бесноватый, в котором был легион, сидит и одет, в здравом уме, устрашились». Мк. 9:31 : «Иисус говорил ученикам, что Он будет пре» дан в руки человеческия и убьют Его, и в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (т. е. стеснялись). Есть ли что-нибудь общее между этим благоговейным страхом пред божественной силой и тем страхом, на какой указывает Ренан? Его страх – это робость в присутствии странного, почти помешанного человека. Так Ренан «открывал» евангельскую истину! 107 Имеется в виду «иссушение Христом смоковницы». Неужели Ренан вообразил, что Христос был недоволен и смоковницей? Нет, бесплодная смоковница взята была во образ народа еврейского, чуждого плодов веры в обетованного Мессию. 109 Этим признанием, сказанным вскользь, Ренан в корне подрывает расписанную им галилейскую идиллию. Дальше и мы на основании точных евангельских свидетельств докажем, что действительно, противление Христу было и в Галилее и на самых первых порах Его служения. Напрасно Ренан и городил о Галилее всякий сентиментальный вздор.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Вот как люди духовной жизни воспринимали свое общение с Богом: “У Тебя источник жизни. Во свете Твоем мы видим свет” ( Пс. 35:10 ), “Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей” ( Пс. 118:105 ). В особенности часто пришествие Мессии воспринималось, как духовный свет: “Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий. На живущих в стране и тени смертной свет воссияет” ( Ис. 9:2 ). “Я – свет миру, – говорил Христос иудеям, – Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни … Еще на малое время свет есть с вами, ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме, не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте во свет, да будете сынами света” ( Иоан. 8:12, 12:35–36 ). Подобным образом любовь и добрые дела св. Иоанн Богослов называет “хождением” и “пребыванием во свете”. Однако Священное Писание иногда применяет к Богу слово “свет” не только в переносном смысле, но в таких выражениях, которые, по-видимому, говорят о самой Его природе. Приведем некоторые такие тексты. “Ты одеваешься светом, как ризой” ( Пс. 103:2 ). Ап. Иаков называет Бога “Отцом светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены” ( Иак. 1:17 ). Ап. Иоанн: “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы” ( 1Иоан. 1:5–7 ) Ап. Павел: “Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может” ( 1Тим. 6:16 ). В книге Откровения мы читаем: “Город (Новый Иерусалим) не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его … И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их” ( Откр. 21:23–24, 22:4–5 ). О природе Фаворского сияния обстоятельно писал Святой Григорий Палама , (1296–1356 гг.) которому пришлось выступить в защиту православного учения о духовном свете против ученых монахов Варлаама, Акиндина и их последователей. То была эпоха Ренессанса – возрождения язычества в области искусства, мысли и нравов. В философии стали возвращаться к языческим представлениям о Боге, как о трансцендентном Абсолюте, надмирном, неприступном и непостижимом. Опираясь на такое нехристианское представление о Боге, Варлаам и Акиндин настаивали, что на Фаворе апостолы не могли видеть Бога. Они видели обыкновенный физический свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Вот почему Спаситель, как мы видели, проповедуя, исцеляет болезни – душевные и телесные и постоянно ищет грешных и погибающих людей. Итак, еще раз обратим внимание на все указанные особенности: 1) Спаситель от первых дней Своей проповеди смотрит на Себя, как на Мессию, исцеляет болезни, прощает грехи, творит чудеса и запрещает разглашать о них; 2) книжники с фарисеями преследуют Его, – сначала в Иудее, потом и в Галилее, 3) в первые же дни проповеди Он предсказывает о Своих страданиях. Какой обман допускал Христос в первом случае, какой идиллией и поэзией дышала Его жизнь во втором, и какое разочарование проскальзывало в третьем случае, понять отказываемся. Считаем излишним – возобновлять дальнейший ход событий, хотя до сих пор мы и разобрали всего только первую главу да половину второй из Евангелия Марка, самого неполного и краткого. 122 Заметим лишь, что на дальнейших страницах Евангелия все более и более уясняются уже намеченные нами отличительные черты в облике Божественного Искупителя. Сделаем удовольствие почитателям Ренана и перейдем скорее к нагорной проповеди, к краеугольному камню его системы, его неправильного понимания христианства. Только необходимо наперед установить время ее произнесения. По свидетельству евангелистов она была произнесена лишь после второй Пасхи, т. е. полтора года спустя после выступления Господа на проповедь. 123 Но и здесь нам нет нужды быть оптимистами и в тон Ренану говорить, что речь молодого раввина была увлекательна, обаяние безгранично, и все шли к Нему. Правда, Спаситель учил с силой и властью, перед которыми бледнеет всякое человеческое обаяние и красноречие, но при этом далеко не все шли к Нему и не все проникались святым настроением. Например, говоря об исцелении сухорукого в субботу, св. Марк замечает о Христе: «воззрев на них, т. е. на фарисеев и их единомышленников, с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою» ( Мк. 3:5 ) . И далее: «фарисеи, вышедши, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его» ( Мк. 3:6 ). Наивно предполагать, что ожесточенное настроение было только у фарисеев, вообще представителей религии: как были и из них люди рассудительные и Христу не враждебные, напр. Никодим и Гамалиил, так многие ненавидели Его и из народа. Впоследствии в неверии Господь обличал целые города: «горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо, если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, бывшие в вас, давно бы они во вретище и пепле покаялись; и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» ( Мф. 11:21–23 ); что особенно примечательно, все эти города находились в Галилее; следовательно, Господь и в Галилее находил великое ожесточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Впрочем, с научной критикой, с количеством дошедших до нас новозаветных рукописей не всякий знакомиться будет: это не всем доступно; к тому же есть путь убеждения более доступный и более действенный. Ведь слово Божие легко отличить от слова человеческого; оно само свидетельствует о себе, ибо заключает в себе некую божественную и творческую силу, как слово Бога всемогущего. Не другое что, а слово Божие вызвало в начале к бытию мир ангельский и человеческий, сотворило небо и землю со всею их лепотою; также творчески действует оно и теперь. Благодаря ему, пробудились от греховного сна, перешли от смерти к жизни целые миллионы людей. Всемогущее слово Божие влекло народ на брега Иордана во времена Иоанна Крестителя. «Выходили, – сказано, – к нему Иерусалим и вся Иудея, и вся окружность Иорданская и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:5, 6 ). Слово Божие привело неверных в ограду Церкви Христовой в день Пятидесятницы, когда после проповеди ап. Петра три тысячи уверовало во Христа и крестилось. ( Деян. 2:41 ). Многие святые (напр. Антоний В.) оставили мир и сделались подвижниками благодаря какому-нибудь слышанному ими евангельскому слову. Поэтому ап. Павел и говорит: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Кроме того и Св. Церковь , в лице живого устного предания, непрестанно свидетельствует о слове Божием и зорко следит за его неповрежденностью и сохранностью; возглавляемая Богочеловеком Христом, она сохранила это слово во всей его целости и своим авторитетом запечатлела список (канон) свящ. книг, действительно боговдохновенных и непогрешимых, – тот самый список, который под названием Библии принимается теперь всеми христианскими исповеданиями, несмотря на разногласие этих исповеданий между собою по отдельным пунктам вероучения. Итак, большинство верующих принимает книги Св. Писания с религиозным уважением в силу свидетельства Церкви и личного убеждения в их божественном достоинстве. А раз известная книга заключает в себе не слово человеческое, слабое и погрешительное, а слово Божие, то она, конечно, и непогрешима; это ясно само собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Господи, прости нас, слабых духом! Может, кто из вас, не выдержав тяжести скорбей, покушались мысленно на свою жизнь, думали о самоубийстве, изыскивали в мыслях способы прекратить свои страдания прекращением жизни, думая при этом еще и досадить обидчикам! Кайтесь Господу! Да и отдельно, подходя к разрешительной молитве, лично покайтесь священнику, ибо это страшный грех, приводящий к гибели. Господи, прости нас грешных! Мы еще как-то терпим то, что сами невнимательной жизнью на себя навлекаем. А ведь там, на Небе, только тогда начинается некоторая оценка нас, когда мы что-нибудь невинно терпим, и терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание (епископ Варлаам Ряшенцев). Вот мы, к великому прискорбию, все живем в суете, нам больно на душе от всяких скорбей и бед, мы все ждем мирного, тихого благополучия земного; приходит скорбь, и мы малодушествуем! А Апостол Павел, раскрывая великий смысл страдания христианина, говорит: «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп.1:29). Слышите? Дано страдать за Господа, как великая милость, дано веровать и страдать! Как говорит преподобный Исаак Сирин: «Более всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Господом скорби за Него, и более всех благоуханий — запах пота их». Апостол пишет еще: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:12—13). Задумывались ли вы над этими словами Святого Писания? Нет, Господи, многие из нас впервые осознанно слушают его, несмотря на свои седые уже головы, прости нас, грешных! А ведь это доступно всем нам и находится все в той же Книге — Евангелии, которое пылится на наших полках! То, к чему мы идем, слишком высоко, а то, что мы здесь оставляем слишком ничтожно. В этом мире ничтожны все наши добродетели, ничтожно все наше понимание истины. И потому нет на земле высшей красоты, чем страдание правды ради, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания (архиепископ Иоанн Шаховской). Вот так мыслят и говорят великие мужественные христианские души!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3255...

Господь же и Бог да удостоит нас освободиться от мук, о которых мы слышали, и получить вечные оные блага в самом Христе Господе нашем, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь». Древний патерик Если ты и сведущ, не отвергай наставления мужей святых, потому что и это плод знания. Преподобный Ефрем Сирин Мудрый христианин краткую жизнь свою употребляет с пользой для души, он дорожит минутами, даже на обед или ужин старается меньше времени уделить и его считает как бы непроизвольно потраченным. Мудрый и ученый тот, кто ведет чистую и беспорочную жизнь. Мудрый сообщает свои познания другим, подобно как источник питает жаждущих. Ни к кому удобнее диавол не приступает, как к живущему в праздности и лености. Святитель Тихон Задонский Демон не смеет приблизиться к душе, помышляющей о предметах Божественных. Что сатана противится – это не диво: его и имя такое – противник истины и добра; ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор, – и не для чего другого, как только на зло, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не тот ли дух богоборчества владеет и неверами? Святитель Феофан Затворник Демоны употребляются Богом и святыми как палачи для наказания. Небесный град К Иоасафу, когда он был еще юношей, послан был Богом преподобный Варлаам. Он научил его вере, окрестил, помолился о нем Богу и, дав целование о Христе, возвратился в пустыню. По отшествии его, Иоасаф стал усиленно подвизаться и постоянно проводил время в молитвах и слезах. Трудно, конечно, было юному христианину, окруженному язычниками, нести первое время крест свой. Но Господь не оставил его. В первые же дни своей новой христианской жизни, во сне, он сподобился видения. Узрел он себя восхищенным в рай, и там ему показаны были все те блага, которых ни слово человеческое не может передать, ни око видеть. Перед ним открылся чудный город, сиявший золотом и драгоценными камнями, и видел он множество Ангелов, певших и славивших Бога. Иоасаф обратился к ним с просьбой, чтобы позволили ему остаться с ними. Но услышал от них, что для того, чтобы быть в раю, должно ему возвратиться в мир и подвизаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010