Так, к типу мытарь относятся не только отверженные древнееврейским обществом сборщики податей, какими были до призвания их Христом евангелист Матфей (16 ноября) и иерихонский начальник над мытарями Закхей (20 апреля), но и любые стяжатели земных богатств, немилосердные к должникам. Наиболее известный великий грешник такого типа – Петр-мытарь (22 сентября), который до своего раскаяния сочетал в себе оба значения этого слова: мытарь по профессии, он был известен своей жадностью и жестокостью по отношению к нищим. Последнее обстоятельство и становится завязкой действия его остросюжетного патерикового Жития. Тип мытарь весьма редок, хотя изучение ранней русской агиографии обнаруживает среди иноков Киево-Печерского монастыря несколько раскаявшихся стяжателей; к ним могут быть отнесены преподобные Арефа (24 октября), Еразм (24 февраля), Феодор (11 августа), отчасти Вениамин (13 октября) Печерские. К типу блудница/блудник относятся не только представительницы древнейшей женской профессии, но и нарушители седьмой заповеди, распутники и прелюбодеи обоего пола: прелюбодейка Феодора Александрийская (11 сентября) или распутники Вонифатий и Нифонт (соответственно 19 и 21 декабря) 14 . Включен в этот ряд в качестве примера от противного и преподобный Виталий, избравший для своего юродского подвига маску блудника и одновременно посвятивший свою жизнь делу спасения душ падших женщин (22 апреля). Несколько раскаявшихся разбойников, вошедших в галерею «грешных святых», дали название одноименному типу. Среди них наиболее известны преподобные Давид Ермопольский (6 сентября), Варвар Луканский (6 мая) и Моисей Мурин (28 августа). Тип отступник включает в себя не только отрекавшихся от своей веры по малодушию или из корысти. (Вслед за апостолом Петром (29 июня) этот вариант пути «падения и восстания» прошли каждый в свое время св. Панхарий, погибший при императоре Максимиане (19 марта), приближенный языческого князя Иоанн Литовский, отуреченный грек Михаил Вурлиот (соответственно 14 и 16 апреля)). К этому же типу условно отнесены агиографические персонажи, временно попавшие под власть Сатаны: заключивший договор с дьяволом Феофил-эконом (23 июня) или по неопытности впавшие в грех гордыни печерские затворники Исаакий (14 февраля) и Никита, будущий новгородский епископ (31 января). К этому же типу нами отнесены «непослушные» пророки Иона (22 сентября) и Иоад (30 марта), св. Иоанникий Великий, временно поддавшийся ереси иконоборчества (4 ноября), а также нарушители монашеских обетов, например, св. Малх Сирийский, о котором еще будет сказано подробнее, и русский инок Серапион Спасо-Елеазерский (9 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Кающаяся свято выполняла назначенное ей суровое покаяние. Спустя три года, Пафнутий почувствовал сожаление о заключенной грешнице. Он отправился к великому подвижнику Антонию узнать, отпущены ли Богом грехи Таисии? Явясь к нему, он рассказал ему о жизни Таисии. Св. Антоний собрал к себе главных учеников своих и предложил им провести ночь в молитве, не откроет ли Господь воли Своей о нужде Пафнутия? Воля Божия открыта была Павлу, которого звали «препростым». Ему явилось на небе ложе, покрытое одеяниями неподражаемой красоты, охраняемое тремя девами с лицами светлыми и прекрасными. Павел с восторгом сказал: «Верно это готово для отца моего Антония?». Тогда голос возвестил ему: «Нет, это не для Антония, а для блудницы Таисии». Так Пафнутий узнал волю Божиию о Таисии. Явясь в монастырь, где заперта была Таисия, он открыл дверь кельи ее. Таисия кротко сказала ему, что желала бы остаться в затворе. Пафнутий объявил: «Выходи, Бог простил тебе грехи твои». Она повиновалась и притом сказала: «Бог свидетель, с той минуты, как вошла я в келью, все грехи мои были пред моими глазами, и я обливалась слезами, смотря на них». «3а это именно, – сказал Пафнутий, – Господь Милосердный и помиловал тебя, а не за строгость заключения твоего». Через 15 дней по выходе из кельи Таисия скончалась. – Это было в 4 веке, не позже 340 года. (Чет.-Мин. окт. 8. Пролог). XIV. Преп. Варвар (прежний разбойник), служит глубоко поучительным примером покаянных слез для тех, кои повинны в грехах против 6 заповеди закона Божия. Он жил в странах Луканских, долгое время занимался разбойническим промыслом и был самым злым и страшным разбойником. Никто не мог поймать его; все боялись его зверской силы. Но всепокрывающая благодать Божия коснулась сердца и этого великого грешника. Однажды, обремененный награбленным золотом, он уединился в своей пещере и начал рассматривать свои сокровища, причем ему пришли на память все его бесчеловечные поступки, которыми были приобретены эти сокровища. Неумолимая совесть представила ему образ Страшного Суда и вечных мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

сборн. 685 другое начало: Пр. отец наш Феодор родися во время Иустиииана. В Мил. оба, о втором сказано: житие вкратце и мало от чудес пр. Феодора.; 23. Мак. мучение св. великомуч. Георгия: Диоклитиан римский самодержец не достойне хоругви восприим, и еще 3 слова на великомуч. Георгия. М. Акад. мучение св. великомученика тоже и слова три. Синод. тоже.; 24...; 25. Мак. тоже и еще похвала и мучение св. ев. Марка: всяк произшед и рождением на зрение света. В М. Акад. по Волок. и во 2 полов. по Макар. Синод. по Мак.; 26. Мак. и Синод. и Мил. и М. Акад. тоже.; 27...; 28. Мак. Синод. Мил. тоже и М. Акад. В Мил. еще апостол. Иасона и Сосипатра: в сих убо святых Иасон тарсянин бяше, иже и первый уловлен (сн. 29 апр.).; 29. Мак. Синод. и М. Акад. свв. апп. Иасона и Сосипатра: Святой Иасон тарсянин бяше и первый уловлен.; 30. Мак. слово св. ап. Иакову Зеведееву: изначала убо учинися, и опять повторено в тот же день и еще о Донате епископе: во дни Феодосиявеликого царя — краткое у Никод. проложное сказ.; М. Акад. тоже во 2 половине. Мил. тоже. О Донате тоже и в печатн. слав. минеях. 759 1. Мак. повесть св. прор. Иеремия: бысть внегда пленени быша сынове израилеве. М. Акад. и Троиц. нет. Мин. Усп. соб. без начала житие Иеремии.; 2. Мак. тоже о св. Афанасии, а о Борисе и Глебе одно слово: Владыко Господи Вседержателю на пренесение мощей. М. Акад. об Афанасии тоже. В Мил. и Троице. об Амфиане тоже, что в Мак. 2. М. Усп. собора по Волок.; 3. Мак. о свв. Тимофее и Мавре тоже, а о Феодосии и о прочем нет. В М. Акад. о Феодосии тоже и еще похвала: похваляему праведнику возвеселятся людие, еще Синона, еп. владимир. о печерских черноризцах и многое о Печерской лавре, и об Антонии есть более Волоколамского.; 4. Мак. страсть св. Дросиды: Царю Троиану по всегда живота лишающему. Тоже в славянском прологе 22 мар. Мил. и М. Акад. нет.; 5. Мак. тоже и М. Акад. тоже.; 6. Мак. об Иове нет, но есть сказание о Варваре разбойнике: сий Варвар Христов мученик и исповедник бысть преже разбойник в странах Луканских, — в прологах оно же под 2 окт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Нижнетагильской епархии издана книга для заключенных " Душе скорбящей в утешенье " 04.12.2019 В Нижнетагильской епархии завершилась работа над грантовым проектом «Тюремная миссия: жития святых». Тиражом в 3 500 экземпляров издана книга для заключенных под названием «Душе скорбящей в утешенье». Ее смогут получить в подарок все, кто отбывает срок наказания в колониях и тюрьмах, расположенных на территории епархии, во время презентаций, которые состоятся при участии сотрудников отдела тюремного служения и отдела по утверждению трезвости, а также тюремных священников и сестер нижнетагильского женского Скорбященского монастыря. Книга рассказывает о святых Православной Церкви, которые занялись преображением своей души после весьма бурного, и порой продолжительного, прошлого: многолетних разбоев, убийств, насилия, грандиозного разгула или разврата. О тех, кто путем покаяния при жизни вошел в покой совести, а по земной кончине – в покой вечного бытия, стал вдохновителем и учителем покаяния не только для своих современников, но и для многих поколений христиан. Это преподобные Патермуфий, Давид, Варвар Луканский, Моисей Мурин, Мария Египеткая и русский князь Юрий Смоленский. Последние главы книги посвящены безвинным страдальцам: преподобным Макарию Египетскому и Ефрему Сирину, что претерпели напрасную клевету и осуждение, мученице Татьяне Гримблит, пострадавшей и расстрелянной за помощь заключенным, и священноисповеднику Афанасию (Сахарову), который провел в заключении в советских тюрьмах 21 год своей жизни. В начале работы над книгой ставилась задача так подойти к изложению жизни перечисленных святых, чтобы заключенные получили через это утешение в своих внутренних скорбях, обрели веру в возможность собственного перерождения. По совету руководителя отдела тюремного служения Нижнетагильской епархии иерея Александра Березова, авторы книги уделили особое внимание подвигу новомучеников, в частности, тому, как они переносили бытовые и моральные трудности заключения, которые, так или иначе, присутствуют и в современных местах лишения свободы.

http://drevo-info.ru/news/25491.html

Трезво оценив сложившуюся ситуацию, Галерий удержался от развязывания гражданской войны. Он признал Константина цезарем, а августом, ссылаясь на преемство по старшинству, по­ставил своего сторонника ранее возведенного в цезари Флавия Валерия Севера, в управление которому были переданы Италия, Испания и Африка. Галлией и Британией правил Константин, фак­тически не сообразуясь с Севером. В подвластных ему странах го­нение на христиан, и ранее, при его отце, имевшее относитель­но мягкие формы, было совершенно прекращено. Между тем, в Италии стремительно росло недовольство Севе­ром из-за обременительной налоговой политики. Масло в огонь подлили основанные на его собственных высказываниях слухи о том, что он собирается расформировать преторианскую гвар­дию. Мятежные настроения особенно зашкаливали в Риме, жи­тели которого давно уже были недовольны, что их город только по имени оставался столицей, а настоящий политический центр Италии и Запада был перенесен в Медиолан, где и находиась ре­зиденция Севера. Недовольством умело воспользовался сын от­ставного августа Максимиана Геркулия Максенций. Он отважился возглавить мятеж, и 27 октября 306 г. преторианцы провозгласи­ли его императором и принцепсом. Попытка Максенция получить согласие на свое включение в круг правителей со стороны Гале­рия не увенчалась успехом, Галерий велел Северу двинуть подчиеные ему легионы на Рим, но на помощь сыну выступил старик Максимиан, срочно приехавший в столицу из своей луканской виллы и объявивший о своем возвращении к власти. Популяр­ность Максимиана в армейских кругах привлекла на его сторо­ну легионеров, и войска, посланные на подавление узурпатора Максенция, переходили на его сторону, так что Север вынужден был с оставшимся верным ему отрядом отступить на север Ита­лии, и запереться в Равенне. Укрывшись за ее крепостными стенами, он ожидал помощи от Галерия, который уже повел в Италию многочисленную илли­рийскую армию, но натолкнувшись на энергичное сопротивление италийских городских гарнизонов, перешедших на сторону Максимиана Герулия, он попытался вступить в переговоры с Максенцием, которые однако не увенчались успехом. В этой ситуации у Севера не выдержали нервы, и он на переговорах с посланца­ми Максимиана принял продиктованные ему условия: прекра­тить сопротивление, открыть крепостные ворота и отказаться от претензий на власть. В обмен на капитуляцию ему обещана бы­ла жизнь, но сдавшись в плен, он был убит по приказу Максимиана. 11 ноября 307 г. Галерий поставил вместо него правителем Запада с титулом августа своего боевого сподвижника иллирий­ца Лициния. Фактически под его управлением была лишь Паннония. Признавая его полномочия, Константин правил самостоя­тельно, а Максенций, владевший Италий, Испанией и Африкой, совершенно игнорировал Лициния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

33 Roller К. Ор. cit. S. 29; Kirsch W. Triebkräfte der historischen Entwicklung bei Laktanz//Klio. Bd. 66. Heft 2. 1984. S. 627; Cracco Ruggini L. De morte persecutorum e polemica antibarbarica nella storiografia pagana e cristiana//Rivista di storia e letteratura religiosa. 1968. P. 433–447; Zecchini G. Op. cit. P. 175; Momigliano A. Pagan and Christian Historiography in the Fourth Century A. D.//The Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century/Ed. A. Momigliano. London, 1963. P. 115; Christensen A. S. Op. cit. P. 80. 34 А. Христенсен оспаривает традиционную точку зрения на то, что цитаты из «Энеиды» в сочинении Лактанция призваны лишь поэтизировать текст. По его мнению, которое он доказывает, анализируя каждую цитату и контекст, в котором она используется, Лактанций преследовал вполне конкретную идеологическую цель – возвышение Константина до уровня Энея. См.: Christensen A. S. Ор. cit. Р. 34–41. 37 См. нашу статью о Лактанции : Тюленев В. М. Лактанций как историк между тем, что было, и тем, что будет//Историческая мысль в Византии и на средневековом Западе/Под ред. И. В. Кривушина. Иваново, 1998. С. 101–118. 38 Весьма показательны в этом плане рассуждения Лактанция по поводу античной теории исторических возрастов Рима, которые апологет завершает утверждением о близящейся смерти Римского государства ( БУ 7:15). 40 О новации Евсевия как создателя теории «христианской Империи» см.: Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. С. 115–117. 41 Следует, однако, заметить, что, несмотря на некоторую вторичность «Элитам» относительно «Божественных установлений», Лактанция ни в коем случае нельзя обвинять в отсутствии у него творческого подхода даже к составлению бревиария. Повторяя большинство положений, уже высказанных в «Божественных установлениях», Лактанций , выделяя из них главные и важные для себя, стремится максимально четко выразить собственную концепцию. 53 Луканскими быками называли слонов, которых римляне впервые увидели в Лукании в войске Пирра Эпирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

Наберётся ли среди тех, кому сейчас 20 лет, хотя бы 1% тех, кто хранит и будет хранить верность до брака? Учитывая, что в деревнях с нравственностью, как мне представляется, получше, потому что тяжёлый физический труд ограждает от лишних грехов, то в прослойке городских молодых возрастом лет до 25 может статься , что и менее 1% сохраняет верность. Вот уж, действительно, последствия бомбёжек! Полдня езжай на поезде, чтобы увидеть незамаранного человека. А чтобы увидеть истинное покаяние, помножь этот 1% ещё на столько же, то есть получишь одного из десяти тысяч, потому что покаяние, возвращающее человеку его достоинство, то есть истинное покаяние блудного сына, встречается ещё реже. Рассуждал я, может ли человеку быть возвращено состояние, равное тому, что они имел до блуда? Когда-то думалось мне, что не может. Только смерть и воскрешение тела из обновлённой материи позволяет обрести прежнюю чистоту, а в жизни нынешней, думал я, это невозможно. Теперь, спустя некоторое время, я смягчаю свой взгляд, потому что примеры святых — Марии Египетской, Варвара Луканского и многих других — показывают, что человек через покаяние как будто бы может вернуть себя к прежнему состоянию. В соработничестве с Богом Творцом раскаявшийся становится будто бы сам богом и творцом, способным сотворить даже новое целомудрие руками Бога Отца. Руками Отца Небесного вновь усыновлённый человек даже получает как бы тот венец доблудного целомудрия, которого лишил себя прежней нечестивой жизнью. Но усилия для этого чрезвычайные, работа предстоит сверхъестественная. Ради этого покаявшиеся уходили из мира оплакивать свои грехи. Никто после блуда не женился и не выходил замуж, а превосходящим естество подвигом вдавались в Бога и нудили Его о помиловании. Эти люди становились святыми и преподобными, которые как бы выковали себе новый венец доблудного целомудрия, не отличимый, а иногда, видимо, и превосходящий тот, что имели от начала. Их покаяние имело такую силу, что даже и для сохранивших чистоту в миру становилось духовным маяком, указывающим дорогу к спасительному жительству.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

Около восьмого, или седьмого века до Р. X. в Малой Азии сделалось известным стихотворение, автором которого признавалась эта Сивилла и которое, так же как и сама сочинительница его, названо было Эритрейским на основании, уже указанном нами выше. Таким образом, Сивилла получила права гражданства в Эритрах – богатом, торговом городе Малой Азии. Успех этого города в присвоении себе чести называться отечеством Сивиллы, как, обыкновенно, бывает (известен спор семи городов о колыбели Гомера!), возбудил соревнование и в других местах, которые стали добиваться той же самой чести и достигали своей цели, пользуясь то воспоминанием о какой-нибудь древней прорицательнице, жившей в известном месте, то присутствием оракула, или близостью священной пещеры, напоминавшей место ее рождения 20 или пророческого источника 21 . Такая пещера была и в Италии близ города Кум, который был населен Кумейцами, или Кимейцами – Cumaei, Cymaei, Κομαοι, эолийскими переселенцами с острова Эвбеи, и который потому называется эвбейским 22 . Вместе с этими переселенцами перешла из Греции в Италию и слава эритрейской Сивиллы, получившей, таким образом, новое отечество, новые имена и прозвания; она сделалась жительницей Италии (которой на самом деле, вероятно, никогда не видела 23 , а Кумская пещера – ее жилищем, в котором, по словам латинских поэтов, ее находил знаменитый троянский переселенец Эней, так что Аристотель, не сомневаясь ни на минуту, приписывал ей переселение из Эритр в Италию 24 . О таком же переселении Сивиллы из Эритр в Кумы говорит и Сервий в толковании на шестую книгу Энеиды (Aen. VI, 321), перенося на нее некоторые подробности из мифологических сказаний о Кассандре 25 . В новом отечестве она стала известна под новыми именами и прозваньями, именно: Демо, Меланхрена 26 , Деифоба, Симмахия, Фемоноя, Адая 27 , Сивилла кумская 28 , эвбейская 29 , киммерийская, луканская, итальянская 30 . Имя Эрофилы и еще Демофилы; в котором не трудно узнать имя кумской Сивиллы Демо, по свидетельству Варрона, передаваемому Лактанцием , некоторые усвояли и еще одной личности, которая вовсе не была Сивиллой, несмотря на то, что Варрон называет ее, также, кумской Сивиллой, по имени Алалфея, отводя ей седьмое место в ряду десяти Сивилл 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

См. 3 Пар. 19:11—12. 161 Тертуллиан пересказывает общеизвестные мнения античных философов (см. также прим. 4—5 к трактату «О свидетельстве души»). Фраза Сенеки из его трагедии «Троянки» (395). 162 Речь идет о пифагорейско–платонической теории переселения душ. Пифагор считал, что его душа когда–то обитала в герое «Илиады» Эв–форбе (см. Диоген Лаэртский VIII 4—5; 45). Видимо, расхожим примером переселения душ было посмертное превращение Гомера в павлина (который считался птицей Геры—см. Овидий. Метаморфозы I 722 ел.). В Риме эта версия приобрела национальный колорит: считалось, что в Гомере и павлине обитала душа римского поэта Энния (+ ок. 169 д. X.) —см. Гораций. Послания II 1:50—52; Персии. Сатиры VI 10— 11. Ср.  Душ. 31. 163 Имеются в виду первые книги трактата «Против Маркиона» и трактат «О плоти Христа». 164 Лукан — маркионит (см. Псевдо–Тертуллиан. Против ересей 18). Не слишком изящный каламбур Тертуллиана имеет следующий смысл: Лу–кания (горная область на юге Италии) изобиловала медведями, и Варрон (О латинском языке V 100) даже утверждал, что слово «медведь» (ursus) луканского происхождения. 165 Имеется в виду трактат «О душе». 166 Федр 245 с. 167 Ср. Св. душ. 2. 168 Менандр—гностик, выходец из Самарии, предположительно — ученик Симона Мага (см. Ириней. Против ересей I 23:5). Марк— гностик, ученик Валентина (Ириней. I 13). 169 Clariores—чmehue Кг. Чтение ряда рукописей — duriores («довольно грубые» или «довольно дерзкие»). 170 Имеется в виду статуя Зевса Олимпийского работы Фидия. Этот шедевр знаменитого скульптора (выполнен в сер. V в. д. X.) не сохранился. Из подробного рассказа Павсания (VII) известно, что Фидий обильно использовал слоновую кость для передачи открытых частей тела. 171 См. Матф. 22:37–40. 172 См. ниже, гл. 16. 173 См. Приложения, II. 174 Скорее всего, Тертуллиан имеет в виду взгляды Эпикура или стоиков. 175 Ошибка или намеренная замена смысла: в псалме (91:13) говорится не о фениксе, а о пальме; то и другое обозначается одним греческим словом φονιξ. Пассаж представляет собою любопытный образец приспособления старых античных мифов (см., напр., Овидий. Метаморфозы XV 393 ел.) для целей христианского поучения. 176

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Благоразумный разбойник На северной алтарной двери в нашем храме изображен задумчивый человек в набедренной повязке среди прекрасных цветов и диковинных деревьев. Дети знают, что это Благоразумный разбойник. Им нравится разглядывать икону, нравится несоответствие жизни, которую вел этот человек, и участи, которую уготовал ему Господь. Детям интересно думать над историей разбойника. Им нравится, что никакие формальные правила не сильнее проницательности, всеведения Господа, Который первым ввел в рай бывшего преступника. Еще дети любят слушать про святых, которые были разбойниками, – например, про преподобного Моисея Мурина или мученика Варвара Луканского. Мы говорили и о мытаре из Евангелия, и об апостоле Павле – в общем, о тех, кто причинял зло, но чье сердце просветил Господь и кого простил. И нет того, кого Он не мог бы простить. В этом контексте с особенной свежестью и глубиной раскрываются перед нами «разбойничьи» истории в детской литературе. Их немало, хотя не все широко известны. Расскажу о четырех самых любопытных и талантливых. Разбойники в них разные, а самое важное, сокровенное – одно. В каждом человеке живет что-то хорошее, каждый может исправиться. Получается этакая прививка от «фарисейской» болезни, противоядие от чувства, какой ты хороший и правильный, не то что некоторые. Любви к людям предшествует внимательно наблюдение. И за разбойниками тоже. Рони Сказочная повесть «Рони – дочь разбойника» выбивается из контекста других книг Астрид Линдгрен. Здесь нет сельских пасторальных идиллий, булочек с корицей, тефтелей в соусе, рождественской елки и уютных шведских улочек. Это история в декорациях условного Средневековья, густого леса, мрачного замка и грубых нравов. Грубых – потому что разбойничьих. Да, все герои книги – разбойники. Две шайки живут в лесу, грабят честных прохожих и враждуют между собой. С чего началась вражда не ясно, но она подогревается на огне ненависти во всех сердцах. Кроме двух – детских. У детей враждующих атаманов, Рони и Бирка, как будто врожденный иммунитет к закостенелой злобе взрослых. Они чисты, нежны, чутки. Любят лес, животных, родителей, дружков-разбойников, саму жизнь. Любят друг друга, хотя, казалось бы, должны ненавидеть: ведь так их учат. Но Рони и Бирк становятся названными братом и сестрой и вместе с любовью носят в сердце неизбывную боль: знают, что вокруг кипит ненависть.

http://pravoslavie.ru/146982.html

   001   002     003