Монастырь Саберееби Монастырь Саберееби На рубеже XII-XIII вв. Г. становится важнейшим духовным и культурно-просветительским центром. В этот период уже было 12 мон-рей, что нашло отражение в названии комплекса «Двунадесятница Гареджийская». Впосл. в комплекс вошли и др. окрестные мон-ри и скиты; по результатам последних исследований их число превышает 20 (лавра, Натлисмцемели, Удабно, Бертубани, Тетри Удабно, Мравалцкаро ( - множество источников), Шави Сенакеби ( - черные кельи), Берта Мта, Цамебули, Чичхитури, Додос Рка, Веран Гареджа ( - опустошенная Гареджа), Саберееби ( - там, где есть монахи), 4 комплекса Беребис Сери ( - холм монахов), Пирукугмари I и II, Патара Квабеби ( - малые пещеры), Диди Квабеби ( - большие пещеры), Колагири, Саторге, Коцахура и др.). В различных мон-рях многогорья (Натлисмцемели, Додос Рка, Удабно, Бертубани, Колагири) были построены крупные храмы, небольшие часовни, здания жилого и подсобного назначений, связанные между собой системами коридоров, переходов (тоннелей) и лестниц и создававшие единый ансамбль. Интерьеры церквей и трапезных были украшены фресками. Законченный вид приняли гидротехнические сооружения. Археологические материалы XII-XIII вв. подтверждают наличие в мон-рях высокоразвитого керамического производства и кузнечного дела. Нашествие монголов под предводительством Берке-хана в 1265 г. привело к разорению и опустошению мон-рей многогорья и их окрестностей. В 1-й пол. XIV в., в царствование Георгия V Блистательного (1314-1346), Гареджийское многогорье все еще представляло собой сильное в политическом и экономическом отношении объединение. Архимандриты Г. принимали участие в ведении царского совета и в управлении церковными делами страны. В кон. XIV в. неоднократные нашествия Тамерлана нарушали монастырскую жизнь. В 1424 г. Александр I Великий передал мон-ри Г. Грузинской Патриархии (Мцхетскому патриаршему престолу). После распада страны на отдельные царства и княжества забота о Г. перешла к царям Кахети. К этому периоду относится предпринятое царем кахов Александром II (1574-1605) строительство в верхнем дворике лавры высокой башни, представлявшей собой один из наиболее интересных образцов груз. зодчества. В 1616 г. войско персид. шаха Аббаса I разорило мон-ри и истребило братию. Позднее мощи св. мучеников (см. ст. Гареджийские преподобномученики ) были перенесены в усыпальницу мон-ря Удабно, известную под названием Моцамети ( - мучеников).

http://pravenc.ru/text/161684.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января В ПСТГУ состоялась защита диссертации митрополита Горийского и Атенского Андрея (Гвазавы) 20 июля 2023 – 20 июля 2023 События 14 июля в диссертационном совете ПСТГУ успешно прошла защита диссертации митрополита Горийского и Атенского Андрея (Гвазавы) (Грузинская Православная Церковь) на соискание учёной степени кандидата богословия. Тема диссертации — «Устав " Ваханис Квабеби " : место и значение в древнегрузинской монастырской традиции». Работа посвящена изучению содержания и обстоятельств формирования Устава (Типика) одного из древнейших грузинских монастырей — знаменитого Ваханского монастыря (Ваханских пещер). Научными руководителями работы стали заведующий кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права, профессор ПСТГУ иерей Александр Щелкачев и заведующий кафедрой теологии ФДО ПСТГУ, доцент Пётр Юрьевич Малков. Консультационную помощь оказали преподаватели богословского факультета Ия Евгеньевна Мельникова и Наталья Геннадьевна Головнина. Официальные оппоненты и авторы инициативных отзывов отметили, что автору удалось датировать Устав Ваханских пещер: текст относится к первой трети XIII века, а также выяснить, что этот Типик был написан или же окончательно отредактирован мирянином Такаедином Мхаргдзел-Тмогвели, представителем древнего аристократического рода Мхаргдзели, сыном Саргиса I.

http://bogoslov.ru/event/6192610

Архив Пн В Свято-Тихоновском университете прошла защита диссертации иерарха Грузинской Церкви митрополита Горийского и Атенского Андрея 20 июля 2023 г. 16:16 14 июля 2023 года в диссертационном совете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета успешно прошла защита диссертации митрополита Горийского и Атенского Андрея ( Грузинская Православная Церковь ) на соискание ученой степени кандидата богословия. Тема диссертации — «Устав " Ваханис Квабеби " : место и значение в древнегрузинской монастырской традиции». Работа посвящена изучению содержания и обстоятельств формирования Устава (Типика) одного из древнейших грузинских монастырей — знаменитого Ваханского монастыря (Ваханских пещер), сообщает сайт ПСТГУ. Официальные оппоненты и авторы инициативных отзывов отметили, что представленная на защиту диссертация свидетельствует о фундаментальном и скрупулезно проведенном исследовании. Автору удалось датировать Устав Ваханских пещер: текст относится к первой трети XIII века, а также выяснить, что этот Типик был написан или же окончательно отредактирован мирянином Такаедином Мхаргрдзел-Тмогвели, представителем древнего аристократического рода Мхаргрдзели, сыном Саргиса I. Диссертационное исследование владыки Андрея позволяет говорить о самобытности отраженной в Типике духовной традиции Ваханского монастыря: автор смог убедительно продемонстрировать это, рассмотрев устав в контексте восточной аскетической и канонической традиции — комплекса соборных определений, византийских канонических памятников, других монашеских уставов и правил. Одним из направлений работы диссертанта с рукописью Ваханского Устава стало выявление используемых в нем текстов Священного Писания, особенностей цитирования текстов Писания и их оригинальной экзегетической интерпретации автором Устава. Члены диссертационного совета единогласно проголосовали за присуждение митрополиту Андрею ученой степени кандидата богословия, а также выразили пожелание, чтобы работа, столь важная для становления современной традиции грузинского монашества, была переведена на грузинский язык и в скором времени издана. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6044123.ht...

Григория, созданном Георгием Мерчуле в 951 г.); типикон Петрицонского мон-ря, составленный основателем обители Григорием Пакурианом (XI в.) ( Шанидзе. 1971); свод правил для настоятеля мон-ря Шиомгвиме, составленный старцем Симеоном (XII в.); завещание царя св. Давида IV Строителя (1089-1125), адресованное тому же мон-рю и по содержанию напоминающее типикон ( Жордания. 1896. С. 15-21); типикон XIII в. монастыря Вахани (Ваханис квабеби, букв.- «Ваханские пещеры») в Джавахети ( Андрей (Гвазава). 2014); фрагменты Квемо-Картлийского типикона XII-XIII вв. и др. Практически все эти уставы являются ктиторскими, т. е. отражают волю светских аристократов или церковных иерархов, к-рые являлись строителями или жертвователями мон-рей и имели право регламентировать дисциплинарную часть их устава. Ктиторские типиконы нередко устанавливали и штатное число насельников мон-рей. Так, в Петрицонском мон-ре, согласно уставу, должно было быть 50 монахов, в Ваханском пещерном мон-ре - 61 насельник (24 иеромонаха, 20 монахов, 7 иеродиаконов и 10 алтарников). В богослужебном отношении уставы груз. мон-рей в той или иной степени сочетали элементы различных греч. монашеских типиконов, действовавших тогда в Византии, из к-рых наибольшее влияние на груз. М. оказали 3: прп. Саввы Освященного, Студийский и Великой Лавры прп. Афанасия Афонского. В XI-XIII вв. основателями и строителями мон-рей часто выступали представители царствующей династии и аристократы. Нередко они приспосабливали монастырские здания для собственных нужд, устраивая в них личные часовни или погребальные крипты. Так, монастырские комплексы Шиомгвиме и Давидгареджи в пуст. Гареджи в XII в. стали царскими. Нек-рые груз. мон-ри, построенные царями или знатными лицами, стали центрами духовного образования и науки. В частности, особой известностью пользовалась Гелатская академия в Зап. Грузии при мон-ре Гелати , Икалтойская академия в Кахети при мон-ре Икалто , школа (или семинария) при Петрицонском мон-ре. Монгольские нашествия XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001   002