Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕДА-ВАРДЗИА Зеда-Вардзиа [груз. - Верхняя Вардзиа], в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен близ одноименного села (Аспиндзский р-н) к северо-западу от пещерного монастырского комплекса Вардзиа , в 30 км от г. Аспиндза. Упоминается в «Истории и восхвалении венценосцев» (XIII в.). Автор, описывая царствование в Грузии блгв. Тамары , указывает, что, «заменив Верхнюю Вардзию Нижнею, она взялась строить местопребывание для помогавшей ей в походах Преблагословенной Вардзийской Богоматери» (История и восхваление венценосцев. 1954. С. 281-282; Гаприндашвили. 1960. С. 49). Т. о., по всей вероятности, именно в это время мон-рь из З.-В. был переведен на новое место. Из документа XVI в. известно, что с. Зеда-Вардзиа, равно как и близлежащие селения (Гиоргицминда, Вардзиа, Чачкари, Ванис-Квабеби, Тмогви, Цунда и др.), уплачивало налоги ( Джикия. 1941. Т. 2. С. 16). В 1847-1848 гг., во время путешествия по Самцхе-Джавахети, М. И. Броссе посетил З.-В., описал мон-рь и опубликовал надпись, высеченную на архитраве юж. ворот ( Brosset. 1850. Vol. 2. Р. 159). В 1875 г. Д. Бакрадзе кратко описал храм и ту же надпись; по его свидетельству, заселившие местность курды использовали церковь во 2-й пол. XIX в. как стойло для скота ( Бакрадзе. 1875. Вып. 1. С. 71). Краткое описание церкви было опубликовано в ж. «Мцкемси» (Пастырь. 1886. 11) и в газ. «Иверия» (1891. 239). В 1945 г. церковь изучали архитекторы К. Мелитаури, Т. Карумидзе, Ц. Габашвили и Р. Гвердцители. Восстановительные работы были выполнены в 1975-1978 гг., авторы проекта - Р. Гвердцители и Т. Немсадзе ( Габашвили. 1985). В 1997 г. монашеская жизнь в З.-В. была возобновлена, церковь освящена архиеп. Ахалцихским Николаем (Пачуашвили; с 2002 митрополит Ахалкалакско-Кумурдойский). По проектам архит. Д. Сванидзе в З.-В. были выстроены 3 монастырских дома (2001-2002) и колокольня из базальта (сент. 2002). Настоятель - игум. Антоний (Мачарашвили), в 2005 г. проживали 20 монахинь и послушниц.

http://pravenc.ru/text/199693.html

Пещерный мужской монастырь Ванис-Квабеби Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ванис-Квабеби — пещерный монастырь в Грузии, в регионе Самцхе-Джавахети, в 2 км от Тмогви. Возник предположительно в VIII веке. В 1204 году в Ванис-Квабеби построена защитная стена. В комплекс входит несколько уровней туннелей и две церкви. В XII веке неподалёку основан более знаменитый монастырь Вардзиа. Содержание История [ править править код ] С историей монастыря много неясного. Считается, что первые постройки тут появились уже в VIII веке. В IX-XI веках пещерный комплекс расширился. В те годы Вардзии ещё не было, и разве то Ананаурская церковь уже существовала и пещерный посёлок около неё уже мог быть. В 1089 году случилось землетрясение, из-за которого рухнула центральная часть комплекса. В 1186 - 1191 годах патроном монастыря был род Гургенисдзе, в это время монастырь был отремонтирован - в частности, восстановлен был собор Святого Гиоргия. В 1204 году была построена большая каменая стена. В 1283 году грянуло то самое землетрясение, что разрушило Вардзию и замок Тмогви. Ванис-Квабеби тоже серьезно пострадал. Современное состояние [ править править код ] Монастырь имеет вид амфитеатра с очень крутым наклоном - почти вертикальным. От основной трассы надо подниматься по крутой бентонке-серпантину, и монастырь будет перед вам как бы тремя частями - правой, центральной и левой. Все три части отгорожены каменной стеной, которой сейчас осталась небольшая часть, метр-два в высоту. Некоторые краеведы предполагают, что это мегалитическое сооружение и, стало быть, построено было еще где-то в бронзовом веке. Левая часть комплекса обитаемая - там внизу находится небольшая современная церковь, а рядом с ней каменные кельи монахов. Тут же можно видеть какие-нибудь доски, провода и прочие признаки жизни. Правая часть комплекса совершенно необитаема и добраться туда сложнее. Там находится несколько галерей, выпиленных в туфобрекчии. Туфобрекчия - это слежавшийся вулканический туф и шлак. Соседняя Вардзия вырублена в известняке (хотя часто пишут про туфобрекчию), поэтому комнаты там более ровные и аккуратные. Туфобрекчия не поддаётся выравниванию, поэтому в Ванис-Квабеби всё очень неровное и корявое. Это главное отличие между двумя монастырями.

http://azbyka.ru/palomnik/Пещерный_мужск...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Антон Чкондидский (Глонистависдзе), прп. - житие Антон (Антоний), архиеп. Чкондидский Грузинской Православной Церкви (XII-XIII вв.), гос. и духовный деятель, глава гос. канцелярии. Занимал должность чкондидел-мцигнобартухуцеси (главы исполнительной власти Грузинского гос-ва) с позднего периода царствования Георгия III (1156-1184), а также после восстановления в 1190 г. В том же году св. царица Тамара пожаловала ему Самтависскую епархию и с. Кисисхеви. А. как первому визирю вменили в обязанность заботу о царских мон-рях - известно, что в 1184 г. при его участии был восстановлен арм. мон-рь Агарцин на территории царского домена. Из царской грамоты 1196 г. (или 1202), где А. упомянут как ?????????????? (греч.- первый из самых почитаемых), известно, что он подвел водопровод к царскому мон-рю Шиомгвиме. Надпись мон-ря Ванис Квабеби в Джавахети 1198 г. (или 1204) гласит, что при А. было воздвигнуто ограждение названного мон-ря. С именем А. связано строительство и роспись главной церкви монастырского комплекса Кинцвиси, на ктиторской фреске к-рого он изображен с макетом церкви в руках. Предполагают, что А. изображен и на стене Колагирского пещерного мон-ря, на основании чего можно предположить, что в кон. XII в. именно под его началом произошло обновление и расширение мон-ря. В 1195 г. А. участвовал в Шамхорской битве груз. войска против полчищ азерб. атабага, предводительствуя воинам Крестом Животворящим и не прибегая к мечу. Возможно, он принимал участие и в Басианской битве 1203 г., как это отмечено в приписке к медицинскому трактату «Врачебная книга» (XIII в.), где под упомянутым чкондидел-мцигнобартухуцеси, можно предполагать, имеется в виду А. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Антон Чкондидский (Глонистависдзе), прп. " .

http://pravicon.com/info-3629

Крещение народа св. Иоанном Предтечей. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 18) Крещение народа св. Иоанном Предтечей. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 18) Имя первого известного моквели архиеп. Григория (Гудзанис-дзе) фигурирует в лапидарной надписи XII в., найденной неподалеку от Мокви ( Ахаладзе. 2005. С. 112-113; Силогава. 2006. С. 284-285). Следующие сведения о Моквских архиереях относятся к кон. XIII - нач. XIV в. В 1300 г. по заказу архиеп. Моквского Даниила было переписано Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902). На последнем листе Четвероевангелия (Л. 328) сохранилось изображение архиеп. Даниила, преклонившего колени перед Пресв. Богородицей, однако из-за сильного повреждения миниатюры его лица не видно. В приписках к миниатюрам с изображением евангелистов Марка и Луки (Л. 105, 161) упоминаются преемники Даниила: архиеп. Авраам и архиеп. Амврий (долгое время их идентифицировали как одно лицо) ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 437; Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 107; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 314-315; Джоджуа. 2009. С. 103). Вскоре после архиеп. Амврия М. е. возглавил архиеп. Лука Одзрхели, его имя трижды встречается в приписках к «Гареджийскому сборнику» (НЦРГ. Ven. 4. Л. 187, 208, 265 об.- 266), к тому времени хранившемуся в одной из грузинских обителей Иерусалима (точное место неизвестно). Приписки датируются 1363 г. (Л. 303). Имя моквели Луки Одзрхели встречается также в приписках к «Астрологическому трактату» (НЦРГ. A 65. Л. 1 об., 214 об.) и в надписях в малой купольной церкви монастыря Ванис-Квабеби ( Бердзенишвили. 1964. С. 121). Архиеп. Лука происходил из области Одзрхе, его отец служил протоиереем в мон-ре Одзрхе (близ Абастумани); возможно, там же подвизался иноком Лука. В нач. 60-х гг. XIV в. моквели Лука совершил паломничество в Иерусалим ( Джоджуа. 2009. С. 98-115). Моквели неоднократно упоминаются в документах XV-XVII вв. Так, в заключительной (трафаретной) части грамот о цене крови, в к-рой царь обращается к церковным и светским феодалам с требованием подтвердить и исполнить его постановление, число архиереев колеблется от 7 до 12.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

Наиболее интересна центральная часть. Это несколько ярусов пещер, и небольшая часовня на верхнем ярусе.На нижних ярусах просто несколько больших комнат и кое-гдеруины винохранилищ, вроде такого: Обычно посещение Ванис-Квабеби сводится к подъёму до часовни. Но самое исторически ценное тут не часовня, а большой (в прошлом) храм Святого Гиоргия. Он находится почти в самой нижней части центральных пещер. От храма осталась только ровная площадка, конха (верхняя часть) апсиды и нечто, позволяющее думать, что у храма был купол, вырезанный изнутри в скале. Причём этот резной купол имитировал купол на парусах, то есть, был построен позже VIII века. (Паруса - позднее архитектурное изобретение) Увы, сейчас мы видим только обломки. Наверное, в прошлом восточная часть храма была вырезана в скале (вместе с куполом), а западная сложена из камня. Сейчас разрушилось почти всё. Влево от храма уходит каменная тропа, которая выводит нас к сложной системе дыр, через которые по лестницам можно подняться на верхние ярусы. Продравшись через множество дыр, вы в итоге попадаете на верхний ярус к небольшому, полностью сохранившемуся храму-часовне. Примерно вот так он выглядит с севера: Как добраться [ править править код ] Адрес: Khertvisi-Vardzia-Mirashkhani, Грузия Проезд: Ванис-Квабеби находится на восточном берегу реки Куры, между замком Тмогви и монастырем Вардзия, ближе к Тмогви. Если вы едете со стороны Хертвиси на Вардзию, то вам надо проехать село Нокалакеви, увидеть справа на скалах Тмогви, и дальше примерно через километр будет поворот влево вверх и маркер. Подъем к монастырю бетонный и очень крутой, но машины одолевают. Важный нюанс. Монастырь смотрит фасадом на запад, поэтому утром он в тени, а вечером на солнце. Так что если тратить день на изучение окрестностей, то надо утро потратить на Вардзию, а вечер - на Ванис-Квабеби. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Пещерный_мужск...

Адрес: Gomi-Sachkhere-Chiatura-Zestaponi, Tsopa, Грузия Проезд: Монастырь легко найти - он находится сразу за выездом из Чиатуры на Сачхере. Подробнее... Пещерный мужской монастырь Ванис-Квабеби [ править править код ] С историей монастыря много неясного. Считается, что первые постройки тут появились уже в VIII веке. В IX-XI веках пещерный комплекс расширился. В те годы Вардзии ещё не было, и разве то Ананаурская церковь уже существовала и пещерный посёлок около неё уже мог быть. В 1089 году случилось землетрясение, из-за которого рухнула центральная часть комплекса. В 1186 - 1191 годах патроном монастыря был род Гургенисдзе, в это время монастырь был отремонтирован - в частности, восстановлен был собор Святого Гиоргия. В 1204 году была построена большая каменая стена. В 1283 году грянуло то самое землетрясение, что разрушило Вардзию и замок Тмогви. Ванис-Квабеби тоже серьезно пострадал. Адрес: Khertvisi-Vardzia-Mirashkhani, Грузия Проезд: Ванис-Квабеби находится на восточном берегу реки Куры, между замком Тмогви и монастырем Вардзия, ближе к Тмогви. Если вы едете со стороны Хертвиси на Вардзию, то вам надо проехать село Нокалакеви, увидеть справа на скалах Тмогви, и дальше примерно через километр будет поворот влево вверх и маркер. Подъем к монастырю бетонный и очень крутой, но машины одолевают. Важный нюанс. Монастырь смотрит фасадом на запад, поэтому утром он в тени, а вечером на солнце. Так что если тратить день на изучение окрестностей, то надо утро потратить на Вардзию, а вечер - на Ванис-Квабеби. Подробнее... Мужской монастырь Архангелов Михаила и Гавриила (Джумати) [ править править код ] Монастырь Джумати () - монастырь Архангелов Михаила и Гавриила - небольшой монастырь на одной из вершин Чохотаурского хребта, немного севернее города Озургети. Относится к Шемокмедской епархии, некогда был центром православной жизни западной Грузии. Адрес: Georgia, Guria, Lanchkhuti, . Проезд: Добраться до монастыря достаточно сложно. Сначала надо попасть в село Джумати. Туда ходит маршрутка из Озургети, но ходит раз в день (13:30), и запросто может внезапно отмениться. В селе кое-где есть указатели на монастырь, так что можно примерно сориентироваться в направлении. Но от села придётся идти 3 или 4 километра вверх по серпантину. Спуск от монастыря до трассы Озургети-Ланчхути занимает часа полтора, а подъём, соответственно, два часа и больше.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

В 20-х гг. XX в., после установления в Грузии советской власти, в действовавших мон-рях Г. (лавре и Натлисмцемели) жизнь замерла окончательно; в соответствии с новым адм. делением граница между Грузией и Азербайджаном пролегла через мон-ри Удабно и Чичхитури, а Бертубани отошел Азербайджану. С кон. 40-х гг. XX в. на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или были полностью разрушены высеченные в скале церкви, молельни, уникальные фрески и памятники эпиграфики. В 90-х гг. XX в. в лавре св. Давида и Натлисмцемели было возобновлено монастырское служение. Литературная школа вероятно, возникла в Г. на начальном этапе существования мон-ря, время окончательного ее формирования приходится на XVII-XVIII вв., когда Г. стал одним из ведущих центров груз. церковной письменности. Лит. творчество в мон-ре развивалось в неск. направлениях, среди к-рых - агиография, гимнография, догматико-полемическая лит-ра, обработка рукописей и создание б-к. В различное время в Г. творили Димитрий I (1125-1156) и Александр II (1574-1605), Онуфрий Гареджийский (XVII в.), Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили, 1724-1737/38 или 1735), Николоз Черкезишвили (?), Габриэл Сачинашвили (кон. XVII - нач. XVIII в.), Григол Додоркели (кон. XVII - нач. XVIII в.), патриарх Антоний I (1744-1755, 1764-1788), еп. Тимофей (Габашвили, 1764), сщмч. Гавриил (Мцире, 1802), митр. Иона (Гедеванишвили, 1734-1821) и др. Собрание б-к Г. считалось одним из самых ранних и самых богатых монастырских коллекций рукописей и книг в Грузии. Об этом свидетельствует список книг из хранилища Натлисмцемели, включенный в одну из рукописей Новой груз. коллекции горы Синай (N/Sin-50). В нем перечислены рукописи, пожертвованные Г. с кон. VI до нач. X в. Многочисленные рукописи и документы собрания Г. хранятся ныне в фондах древлехранилищ различных стран (большинство в Ин-те рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии). Архитектура Г. состоял из мон-рей общежительного типа (лавра св. Давида, Натлисмцемели, Додос Рка, Удабно, Бертубани, Колагири, Мравалцкаро, Пирукугмари); отшельнических обителей, рассчитанных на неск. монахов (Тетри Удабно, Шави Сенакеби, Берта Мта, Чичхитури, Веран Гареджа, Патара Квабеби, Коцахура и др.); комплексов, включавших только церкви и трапезную (Цамебули, Саберееби); известны случаи сосуществования мон-ря и поселения (Диди Квабеби).

http://pravenc.ru/text/161684.html

Григория, созданном Георгием Мерчуле в 951 г.); типикон Петрицонского мон-ря, составленный основателем обители Григорием Пакурианом (XI в.) ( Шанидзе. 1971); свод правил для настоятеля мон-ря Шиомгвиме, составленный старцем Симеоном (XII в.); завещание царя св. Давида IV Строителя (1089-1125), адресованное тому же мон-рю и по содержанию напоминающее типикон ( Жордания. 1896. С. 15-21); типикон XIII в. монастыря Вахани (Ваханис квабеби, букв.- «Ваханские пещеры») в Джавахети ( Андрей (Гвазава). 2014); фрагменты Квемо-Картлийского типикона XII-XIII вв. и др. Практически все эти уставы являются ктиторскими, т. е. отражают волю светских аристократов или церковных иерархов, к-рые являлись строителями или жертвователями мон-рей и имели право регламентировать дисциплинарную часть их устава. Ктиторские типиконы нередко устанавливали и штатное число насельников мон-рей. Так, в Петрицонском мон-ре, согласно уставу, должно было быть 50 монахов, в Ваханском пещерном мон-ре - 61 насельник (24 иеромонаха, 20 монахов, 7 иеродиаконов и 10 алтарников). В богослужебном отношении уставы груз. мон-рей в той или иной степени сочетали элементы различных греч. монашеских типиконов, действовавших тогда в Византии, из к-рых наибольшее влияние на груз. М. оказали 3: прп. Саввы Освященного, Студийский и Великой Лавры прп. Афанасия Афонского. В XI-XIII вв. основателями и строителями мон-рей часто выступали представители царствующей династии и аристократы. Нередко они приспосабливали монастырские здания для собственных нужд, устраивая в них личные часовни или погребальные крипты. Так, монастырские комплексы Шиомгвиме и Давидгареджи в пуст. Гареджи в XII в. стали царскими. Нек-рые груз. мон-ри, построенные царями или знатными лицами, стали центрами духовного образования и науки. В частности, особой известностью пользовалась Гелатская академия в Зап. Грузии при мон-ре Гелати , Икалтойская академия в Кахети при мон-ре Икалто , школа (или семинария) при Петрицонском мон-ре. Монгольские нашествия XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

en fac-similé. Louvain, 2001. (CSCO; 586. Subs.; 108); Oriano G. La Georgia e i suoi antichi monasteri//Eteria: Viaggi e cultura nell " Oriente Cristiano. 2003. Vol. 8. N 37. Oct. P. 17-41; idem. Monasteri armeni e georgiani nell " est della Turchia//2003. Vol. 8. N 34. Jan. P. 4-27; Pahlitzsch J., Muller C. Sultan Baybars I and the Georgians: In the Light of New Documents related to the Monastery of the Holy Cross in Jerusalem//Arabica. Leiden, 2004. Vol. 51. N 3. P. 258-290; Муравьёв А. В. Где проповедовал отшельник Симеон Горец?//Вестник ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2007. Вып. 1(7). C. 58-67; Tchekhanovets Y. On the Identification Problem of the Georgian «Devtubani» Monastery//Liber Annuus. Jerus., 2007. Vol. 57. P. 423-430; eadem. Early Georgian Pilgrimage to the Holy Land//Ibid. 2011. Vol. 61. P. 453-471; Mah é J.-P. Les Pères syriens et les origines du monachisme géorgien d " après le nouveau manuscrit sinaïtique//Monachismes d " Orient: Images, échanges, influences: hommage à A. Guillaumont/Ed. F. Jullien, M.-J. Pierre. Turnhout, 2011. P. 51-64; Грузинские монастырские типиконы/Ред.: Х. Тодадзе. Тб., 2013 (на груз. яз.); Андрей (Гвазава), митр. Нек-рые сведения из истории Ваханского мон-ря (Ваханис Квабеби)//ЕжБК. 2014. Вып. 24. С. 11-13; Mgaloblishvili T. The Inscription from Khirbat Umm Leisun, and Georgian Presence in the Holy Land//Atiqot. Jerus., 2015. Vol. 83. P. 185-193. Е. В. Ткачёв М. в Румынии Первые румын. монашеские обители возникли в 1-й пол. I тыс. на территории совр. Добруджи, в горах Мунтении, в предгорьях Карпат. Активизация строительства скитов и пустыней отмечается в XI-XII вв. (наиболее древним румынским монастырем (1177) считается мон-рь Ходош-Бодрог в районе Арада) и в посл. трети XIV в., что было связано с возникновением средневековой христианской государственности ( Молдавское княжество и Валашское княжество, правосл. Церкви на территории которых были представлены Молдавской митрополией и Унгро-Влахийской митрополией К-польского Патриархата).

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Роспись апсиды собора Бертубани. Рубеж XII–XIII вв. Роспись апсиды собора Бертубани. Рубеж XII–XIII вв. На начальном этапе истории монастырского объединения облик пещер-молелен соответствовал принципам сурового аскетического уклада. Они, как правило, малы по размерам, а по форме схожи с природными пещерами (кельи святых Давида и Лукиана в лавре, усыпальницы в Бертубани и Цамебули). Вероятно, с IX в., в условиях постепенного изменения принципов монастырского уклада, основой комплекса становится планировка с церковью и трапезной в центре, вокруг к-рых расположены кельи и подсобные сооружения. Жилые помещения объединяются с мемориальными и хозяйственными постройками. Наибольшее распространение получила церковь с дополнительными службами, напр. расширенная и обновленная Иларионом Грузином ц. Преображения в лавре. В IX-X вв. в различных мон-рях во множестве возводились крестово-купольные храмы (Мравалцкаро, Цамебули, Додос Рка, Саберееби, Диди Квабеби, Патара Квабеби, Коцахура), среди к-рых встречались уникальные образцы (Мравалцкаро). В высеченных в скале церквах (так же как и в др. помещениях) наблюдалось стремление к правильным архитектурным формам. Наряду с подчеркиванием нек-рых конструктивных форм появились арки, полуколонны, тромпы, украшенные базисами и капителями пилястры и т. п.; церкви и усыпальницы украшались росписью. Тайная вечеря. Роспись трапезной мон-ря Тетри Удабно. VII-VIII вв. Тайная вечеря. Роспись трапезной мон-ря Тетри Удабно. VII-VIII вв. К XII-XIII вв., в период расцвета монастырского комплекса, после перехода Г. во владение царского двора, наметилось резкое изменение принципов строительства: размеры храмов увеличиваются, разнообразны их формы и декор (ц. св. Иоанна Богослова в лавре, соборы Натлисмцемели, Додос Рка, Бертубани). Кельи Г. стали благоустраиваться, наряду с этим сохранились и более аскетичные, нежели в др. крупных монастырских центрах Востока. Возникли обширные, благоустроенные трапезные с молельными нишами. Келья настоятеля отличалась более близким расположением к церкви или трапезной (рядом или выше), иногда она украшалась настенной росписью (Бертубани). Обязательной частью мон-ря стали хозяйственные помещения: амбары, хлебопекарни (тоне), кузницы, гончарни, стойла.

http://pravenc.ru/text/161684.html

  001     002