55. Сидя [в келье], храни во всякий час памятование о Боге, и страх Божий будет всегда окружать [и охранять] тебя. 56. Ибо [именно] страх Божий изгоняет из души всякий грех, всякое зло и всякое беззаконие 773 . 57. Стяжавший себе [этот] страх стяжал все дары духовные; имеющий [в себе] страх Божий имеет сокровищницу, изобилующую благами [духовными]; благодаря страху Божиему все [верующие] отвращаются от зла. 58. Сын [мой]! Когда сидишь в келье своей, имей [всегда] пред очами своими суд [Божий] и твори [постоянно] дела жизни 774 . Препоясай чресла свои ( Лк. 12, 35 ) научением Божиим, и одолеешь многих врагов [своих]. 59. Храни заповеди Божии 775 . 60. Не будь рабом [греховной] воли своей ради славы человеческой; храни себя от тщеславия, дабы Бог не рассыпал кости твои ( Пс. 52, 6 ) 776 . 61. Всякое дело свое твори ради Бога, ибо Бог не является неправедным, и Он воздаст тебе по делам твоим. 62. Сын [мой]! Делай чистым каждое деяние свое, чтобы Бог услышал тебя. Подвизайся, чтобы предстать пред Богом испытанным 777 ; не будь нерадивым в отношении самого себя, принося изо дня в день [добрый плод]. 63. Иначе закончится благоприятное время для тебя, и проклянешь ты «день, в который родился» ( Иов. 3, 3 ) 778 . 64. Повелеваю тебе, чадо: не ходи [одним путем] с человеком, от которого не получишь ты [духовной] пользы, дабы не пасть тебе лицом [на землю]. Не ходи вместе с человеком, преисполненным ярости и гневливости; не общайся с клеветником и болтуном; не направляй стопы свои по одному пути с завистником, потому что «кроткие наследуют землю» ( Мф. 5, 5 ); не ходи вместе с человеком небрежным; не будь другом строптивого и не заводи дружбы с женщиной; изо всех сил своих блюди себя, чтобы не завести такой дружбы 779 ; не ходи [одним путем] с тем, кто меньше тебя, дабы не пятиться назад 780 . 65. Если позволяешь себе иметь друга, то пусть это будет человек верующий, дела которого превосходят твои; пусть это будет боголюбец 781 , не поглощенный вещами века сего, которые отделяют людей друг от друга. [И наоборот], не становись другом того человека, который весь погружен в заботы мира сего, ибо от него не приобретешь ты [никакой духовной] пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

67a. Давид же олицетворяет всех любящих Бога. И ты приими лик Давида 795 , гонимого Саулом и глаголющего: «Пес мертвый я и блоха» 796 ; это говорит он по своему смиренномудрию. Поэтому прими [лик] Давида, преследуемого врагами, глаголющего и восклицающего: «Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дóндеже скончаются» ( Пс. 17, 38 ) 797 . 67b. Ведь Давид телесным образом сражался с врагами своими, доверившись Богу; и Бог сражался за него, поскольку Давид [все] произволение свое обратил к Нему. Поэтому и ты, чадо, будь твердым в сердце [своем], восклицая: «Пожену враги моя, и постигну я;» [враги же твои] суть лукавые помыслы, ведущие брань с тобой. А Бог укрепляет [сердце] человека, [и Он укрепит тебя,] для того чтобы мог ты выдержать сражение с воюющими против тебя. Ибо Он сказал следующим за Ним: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью; и ничто не повредит вам ( Лк. 10, 19 ).» 67c. И не говори, что только одним апостолам Спаситель даровал [эту] силу, поскольку Он изрек: «Что говорю вам, говорю всем» 798 . Усвой мужество Навина, который стал сильным в брани, выступив в боевом строю против того, кто казался амаликитянином; [вспомни], как он победил благодаря тому, что воздеты были руки Моисеевы 799 . И никогда не говори, что Господь есть Пророк 800 . Внемли апостолу, глаголющему: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков» ( Еф. 2, 20 ). 67d. И ты, чадо мое, простерши руки свои, побеждай ведущих брань с тобой 801 . Если боишься Бога и выйдешь на брань с врагами твоими одним путем, они падут пред тобою на семи путях. Враги же, воюющие с тобой, суть злые помыслы. Поэтому, сын мой, проси [у Бога] силу для себя, и тогда победишь [всех] супротивных ратников 802 . Ведь Бог даровал нам не дух робости, но [дух] силы и любви ( 2Тим. 1, 7 ). 68. Однако, чадо, не проси Бога научить тебя [искусству духовной] брани с той целью, чтобы ты сам по себе мог связать диавола [и положить его] к ногам своим. Не стремись [к ложной цели] и когда произносишь слова молитвы [Господней]: «и не введи нас во искушение» ( Мф. 6, 13 ) 803 . Ибо действительно есть вещи, которые человеку возможно совершать самому по себе и самому заключать в узы диавола. Однако [всегда следует помнить, что] диавол искусен в изобретении козней: [часто] он увлекает человека в дела любви, дабы заманить в ловушку; [заманив же, незаметно] внушает [человеку помысел] приняться за такие деяния, которые [превышают его силы и заводят] в пещеры лжи 804 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Поэтому Руфин и не поместил в своем сказании об этом Макарии чудо с гиеной в Истории монахов. Историю свою Руфин называет одиннадцатою книгою, потому что она есть продолжение 10 книг церковной истории Евсевия. Итак нет сомнения, что Руфин есть не только переводчик, но и отчасти исправитель Истории монахов; он указывает в переводе на свою историю церковную, следовательно никто другой переводил с греческого Историю монахов, а он сам. Но, при исследовании Истории монахов Египетских, некоторые встречают затруднение: после Иоанна Ликопольского следует в большей части рукописей сказание об Оре: видели мы в Фиваиде другого почтенного мужа Ора. Этого сказания нет только в двух греческих рукописях из шести: в синодальной 1345 года и королевской 139. Нет сомнения, что он был в оригинальном тексте, но выпал из некоторых рукописей случайно или вынесен, как обвиняемый Иеронимом в оригенизме, что сделано и с Евагрием. Говорят, что Ор умер ранее 394 года и следовательно не мог быть видим автором Истории Египетских монахов, и следовательно и в эту историю внесены сказания из других источников, а что он умер ранее 394 года, то это видно из Лавсаика Палладия, который пришел в Египет в 387 году, а в Нитрию в 390 или 391 году и пишет (гл. 9), что он уже не застал Ора в живых. Но дело решается просто: автор Истории Египетских монахов говорит ясно об Оре Фиваидском, и вообще первая часть и большая часть Истории монахов говорит о фиваидских подвижниках, а Палладий прямо и ясно говорит об Оре Нитрийском: вот его сказание в чистом «Лавсаике» , невосполненном: «на этой горе, которая называется Нитрийской, был дивной подвижник по имени Ор, об его добродетели много свидетельствует все братство, особенно же раба Божия Мелания, прежде меня приходившая в сию гору. Сам я не застал его в живых. Рассказывали о добродетелях сего мужа, что он не лгал, не божился, ни кого не злословил и без нужды никогда не говорил». Так в синодальных рукописях; так и в издании Фабра Стапуленского. В это краткое сказание вносивший в Лавсаик Историю монахов вставил из нее буквально и повествование об Оре Фиваидском, изменив места, в которых говорится о том, что автор лично видел Ора: вместо видев нас, видев их и т. под. Итак два были Ора, как два Макария, два Евлогия, два Дидима, три или четыре Дорофея и многие Аммонии; один Ор в Нитрии, и умерший там в пустыне до 391 года, когда Палладий пришел в Нитрию, а другой Ор живший еще в 394 году в Фиваиде и там умерший. И этот Ор жил в пустыне до поселения близ города, но в другой, а не Нитрийской. Об нем говорит и Созомен согласно с Историей монахов, которая несомненно была ему известна (VI, гл. 28). История монахов Египетских дошла до нас на греческом языке в своем виде без вставок, да и вся-то она не велика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

При императоре Феодосии Младшем близ Царьграда поселился монах, вышедший из пустыни Египетской. Однажды Феодосий, проходя мимо его хижины, вздумал зайти и толкнул дверь. Инок отворил и, не зная, кто его гость, принял императора за простого воина. Сотворивши молитву, тот сел и повел беседу с иноком. «Как живут, – спросил, – отцы Египетские?» «Слава Богу, – отвечал старец, – просят о всеобщем спасении». Затем в свою очередь спросил: «Не хочешь ли есть что-нибудь?» «Хочу», – был ответ. Инок поставил хлеб, масло, соль и воду. Гость пил и ел. После трапезы он сказал старцу: «Знаешь ли, кто я?» «Бог тебя знает», – отвечал монах. «Я Феодосий, царь». Инок поклонился ему. Тот продолжал: «О, как блаженны вы, иноки, свободные от суеты мирской! Вот я рожден от царя, но, поверь мне, во всю жизнь мою не вкушал я пищи с таким наслаждением, с каким сегодня вкусил у тебя». – «А знаешь ли, отчего это?», – «Отчего?» – «Оттого, что мы, монахи, с молитвой и благословением приготовляем пищу, потому сладким делается и худое брашно; у вас же много труда несут, изготовляя ее, но благословения не испрашивают, и вкусная пища становится невкусною». Свидание окончилось, но после оного царь стал оказывать старцу особое уважение. Последний же, не терпя славы человеческой, вскоре снова удалился в Египет (112, 294). Рассказывали об одном старце Фиваидском, авве Антиане: в юности своей он много подвизался, но в старости ослабел и ослеп. По причине его болезни братия много доставляли ему утешения и даже клали ему в рот пищу. Однажды спросили они авву Аио: «Что будет за это многое утешение?» Он отвечал им: «Уверяю вас, если сердце его желает сего утешения и охотно принимает, то, если он съест и один финик, Бог уменьшает за оный награду за труд его. Если же сердце его не желает утешения и он неохотно принимает его, то Бог сохраняет труд его целым, потому что его принуждают против воли. А братия получат награду» (97, 49). Был некто великий старец прозорливый, и случилось ему вкушать со многими братиями, и, когда они ели, старец, сидя за трапезой, молился духом и увидел, что одни едят мед, другие хлеб, а иные сено. Удивился он и просил Бога: «Господи! Открой мне сие таинство, как одна и та же пища, всем предложенная на трапезе для вкушения, представляется так разнообразной и одни едят мед, другие хлеб, а иные сено?» И пришел голос свыше, говоря: «Вкушающие мед – те, которые со страхом, и трепетом, и духовной радостью сидят за трапезой и непрерывно молятся, и молитва их, как фимиам, восходит к Богу, потому они и вкушают мед. А вкушающие хлеб – те, которые благодарят за дарованное от Бога. Ядущие же сено – те, которые ропщут и говорят: «Это хорошо, а это худо». Не должно так рассуждать, а паче славословить Бога и песнопения воссылать Всевышнему, чтоб и в нас исполнилось сказанное: «Аще ясте, аще пиете или иное что творите, вся во славу Божию творити» (98, 415–416).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Услышав такие слова от святой, игемон весьма разгневался и приказал отсечь ей пальцы на руках и кинуть их в сторону. Святая же Мавра сказала ему: - И этим ты делаешь мне добро, потому что отнимаешь от меня мои персты, которыми я возлагала на себя суетные украшения; знай же, что ты не понимаешь сам того, что ты делаешь, потому что ты очистил меня через отсечение перстов от второго греха моего. Поэтому я с весельем и радостью предстою тебе, будучи готовой на все муки. Игемон весьма дивился столь великому терпению святой мученицы. Пресвитер же Пиколпос, отец Тимофея, находясь поблизости оттого места, среди народа, наблюдавшего за допросом святых, дивясь подвигу святой Мавры, сказал ей негромко: - О Мавра, честная дочь моя! Как ты могла вынести отсечение перстов твоих? Отвечала ему на это святая Мавра: - Подобно тому, как ты, отец, видел, как в виноградном саду отрезывают от растения ветви, так и я с подобным же чувством смотрела на отсечение перстов моих и потому не чувствовала никакой боли. После всего этого игемон Арриан приказал двенадцати воинам своим наполнить водою большой котел и, разжегши его, ввергнуть в него святую Мавру. Когда вода в котле закипела и зашумела от огня, в котел была брошена святая Мавра. Но, стоя посреди котла и нисколько не опаляясь, она сказала игемону: - Снова благодарю тебя за то, что ты приказал меня омыть и очистить от грехов моих, чтобы я с чистым сердцем приступила к Богу моему и восприняла от Него венец жизни вечной. Страдания, которые я принимаю от тебя, даруют мне спасение у Христа и Господа моего. Но ты, кажется, слишком поторопился ввергнуть меня в котел этот, еще не совсем разогретый, потому что вода, находящаяся в нем, очень холодна и я совершенно не ощущаю жара, как и ранее не ощущала прочих мук. Игемон же, сильно разгневавшись, начал думать, что воины, из сострадания к мученице, вылили из котла горячую воду и налили вместо нее холодную, чтобы сохранить в живых Мавру для своих плотских вожделений. Тотчас же игемон сошел со своего судилищного места и подошел к котлу, желая узнать, действительно ли холодна вода, находившаяся в котле. Подойдя к котлу, он сказал святой:

http://pravicon.com/info-3485

Богослужение на понятном языке, в храме, принадлежащем независимой от Рима национальной церкви, должно несомненно могущественно влиять на народное настроение. Так и было. Вот как один из присутствовавших на старокатолической чешской литургии в Цюрихе описывает свои чувства… «Мы все (присутствовавшие) чувствовали как с наших сердец спадала как бы ледяная кора; даже и те, которые уже давно сделались игрушкой постоянных сомнений, бросавших нас из одной крайности в другую, которые в делах веры стали уже совершенно равнодушными и ленивыми, сразу, под высоким впечатлением богослужения, почувствовали как бы нравственное и религиозное возрождение, мы чувствовали как мы снова делались верующими и благочестивыми; у многих были на глазах слезы умиления… мы чувствовали, что мы стоим на вер- —78— ном пути к спасению, к восстановлению нашей веры, поколебленной у нас римскими неправдами, гнавшими нас в безверие и равнодушие»! На этой литургии более пятидесяти человек приняли св. причастие под обеими видами; и это сильно подействовало на всех присутствующих, помнивших, что именно из-за чаши, из-за желания удержать именно эту форму св. таинства (sub utraque forma) пролито столько слез и крови, столько бед и ужасов перенес бедный чешский народ! (Конечно, дело шло не об одной только форме таинства, а о том, что с нею связывали так называемые «утраквисты», в ней они видели символ свободы, автономности их Церкви, независимости её от тирании Рима). Возвращаясь к своему древнему православному догмату, к своему славянскому языку, Чехи, конечно, всё же удержат много и западных форм, к которым привык народ, но этим нам смущаться не должно; ведь не смотря на разницу в формах, обрядах и богословских мнениях, единство церквей вполне возможно. У нас многие не отдают себе в этом отчета. Форма, в которой выражается истинная религиозная мысль, есть продукт народной жизни; та же самая истина, в особенности то же самое чувство, конечно, должны выражаться различно трезвым шотландским пуританином, воспитанным среди северных туманов, в ожесточенной борьбе с могущественным Римом, и жителем сожженной солнцем Фиваидской пустыни! Конечно, истина остается истиной и она должна быть сохранена в её безусловной чистоте, но её не должно смешивать с её случайной оболочкой, не должно принимать шелуху за зерно. Многие у нас забывают и те исторические обстоятельства, при которых развивалось понимание той или другой религиозной истины, а это повело к тому, что полемические приемы и выражения, обусловленные известным состоянием богословской и философской науки, принимались и принимаются за существенные части самого догмата. Результат получается, конечно, ошибочный. Как военный, – позволю себе сравнение из военной истории, – для защиты себя от стрел и камней, бросаемых пращами, воины в древности но-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главный из тавеннских монастырей назывался Пабау. Тавеннисиоты издавна были известны, как образцовые хозяева, и для египтян суда, нагруженные продуктами трудовой жизни фиваидских монахов, плывущие вниз по Нилу, в Александрию, были обычным явлением. В IV веке было в Тавеннских монастырях до 1300 иноков, их посещали тогда Афанасий Великий и Кассиан Римлянин . Последний описал жизнь здешних иноков для образца подвижникам западным. Ливия. Под именем Ливии разумеется та область Африки, где теперь Триполис. Здесь, в приморской части, проповедовал апостол Марк и, по преданию, был ап. Иуда или Фаддей. Гораздо, впрочем, вероятнее предание, что этот последний апостол проповедовал в Сирии, в местности гор Ливанских. Вероятно сходство слов Ливия и Ливан породило такую неточность в предании. Южная часть Ливии представляет песчаную, безлюдную пустыню, которая служит началом Сахары. Здесь была Ливийская обитель, где в VII веке подвизался авва Фалласий (660 г.). Но северная, приморская часть Ливии и в древности была очень хорошо населена. Здесь, в приморской части, были две области – Пентаполь или первая Ливия и Марморика или вторая Ливия. Пентаполь. Область Пептапольская была населена греками, которые здесь основали свои богатые колонии. В области было пять больших городов (отсюда её название Пентаполь – пятиградие) и кроме того девять малых. Кирена. Кирена была первоначальная греческая колония в Пентаполе, по имени которой часто вся пентапольская область называлась Киренаикою. Город основан был по преданию спартанцем Баттоном, который выстроил его на возвышенной плодоносной равнине в некотором расстоянии от моря, при источнике, посвященном Аполлону (источник – Κην; а отсюда и название Кирена). Близлежащие каменоломни доставляли жителям прекрасный материал для построек, которые здесь были каменные и очень грандиозные. Доселе еще сохранились здесь следы театра, некрополиса, водопровода. В торговом отношении Кирена была для восточной части Африки тем же, чем для западной был Карфаген.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010