В 1874 - 1875 годах избранный доцентом Московского университета и одновременно приглашенный Герье преподавать на Высших женских курсах, Соловьев готовился к лекциям, писал философские статьи, знакомился с московскими писателями и учеными, посещал светские салоны. Путешествие в Лондон и Египет. Вторая и третья встречи с Софией Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьева. худ. И.Н. Крамской В 1875 году молодой философ приехал в Лондон и в Британском музее погрузился в теософические науки, изучал Каббалу и гностиков . От лондонского периода сохранились его рукописи автоматического письма. Замкнутый в себе, нелюдимый, истощенный и нервный, Соловьев производил на своих русских приятелей в Лондоне впечатление человека несколько ненормального. Изучая в Британском музее литературу о Софии Премудрости Божией, он ждал Ее откровения, Ее светлого пришествия. И встреча состоялась. Он увидел в золотой лазури лицо " Вечной подруги " , которая повелела ему быть в Египте. 16 октября 1875 года он уехал из Лондона в Каир , предполагая пробыть там четыре или пять месяцев. 25 ноября отправился в Фиваидскую пустыню. Это путешествие окончилось плачевно: верстах в двадцати от Каира он чуть не был убит бедуинами, которые ночью приняли его за черта, должен был ночевать на голой земле и на другой день вернулся назад. Именно в Фиваидской пустыне происходит третье " свидание " с Софией. Эта " встреча " подробно описана в поэме " Три свидания " . В Каире он прожил четыре месяца; писал матери, что сочиняет «некоторое произведение мистико-теософо-философо-теурго-политического содержания и диалогической формы». Возвращение в Россию. Построение собственной философской системы Осенью 1876 года Соловьев возобновил свои лекции по истории древней философии в Московском университете, но курс его продолжался недолго. В 1877 году его назначили членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. Он переехал в Петербург, где прожил с небольшими перерывами четыре года. Самым значительным духовным событием этого периода жизни Соловьева было его сближение с Ф. М. Достоевским . Они познакомились еще в 1873 году, но настоящая дружба между ними началась только в 1877 году. А.Г. Достоевская, жена писателя, полагала, что Соловьев был прообразом Ивана из романа " Братья Карамазовы " .

http://drevo-info.ru/articles/2523.html

«Велик подвиг девства перед Богом; девство есть состояние равноангельское». Вместе с тем «жизнь в девстве гораздо исполнимее и малотруднее жизни брачной», – говорит св. Григорий Палама , имея в виду, конечно, именно трудность сочетания брачной жизни с жизнью всецело в Боге. Но он же добавляет: «Можно и в супружестве живущим достигнуть такой чистоты, но весьма с большой трудностью». Поэтому можно думать, что идеальный брак с посвящением себя воспитанию детей в полноте благочестия и страха Божьего может быть будет не меньшим подвигом, чем иночество и девство. Супруги в этом случае подражают (кроме подвига девства) Самой Богоматери и выполняют и весь долг христианина и полноту обоих первых заповедей – любви к Богу и ближнему. Инок же и девственница – это евангельская Мария, сидящая у ног и слушающая Спасителя: пусть ее часть – лучшая часть, но все же только часть предназначения человека. Здесь идет речь, однако, о рядовых иноках. Те же иноки, которые молятся за мир, и в особенности пастыри, старцы, игумены и епископы, выполняют в своем служении, конечно, также обе первые заповеди и достигают и полноты служения, и наибольшей сердечной чистоты и близости к Богу. Но рядовой инок пусть преклонится перед подвигом и тех, кто в миру от всего сердца служит Богу и несет крест духовного воспитания молодого христианского поколения. Приложение к главе 1-й Психологическое обоснование иночества хорошо изложено в книге Е. Поселянина «Пустыня», где он описывает жизнь фиваидских пустынников (египетских) III и IV веков. Е. Поселянин пишет: «Прочтя эти сказания о жизни первых отцов, иной читатель, привязанный к миру, невольно содрогнется и скажет себе: «Господи, за что такие терзания, за что это постоянное, изощренное мучительство себя?» Да, жутко нам, живущим в миру и любящим этот мир, хотя бы с самых возвышенных и чистых его сторон, – жутко нам читать о том, как отказывались люди от всего, что, по общим понятиям, составляет цену жизни, от всего, что ее красит, веселит и вдохновляет. Что может быть дороже для человека, как общение с людьми? А они уходили в пустыню…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Блаженная Мелания Старшая была знатного римского рода; родилась она около 340 года. В молодых годах вышла она замуж, но уже 23-х лет потеряла мужа и одновременно двух старших детей. Эти ниспосланные ей свыше испытания не сломили ее, как всякую другую жену и мать. «Благодарю Тебя, Спасе, – воскликнула она, – что порвал путы, удерживавшие меня, теперь я свободна служить Тебе». Покинув единственного остававшегося в живых сына – «Господь сохранит его лучше меня», – она тайно оставила Рим, не сказав никому, куда именно отправляется. Возмутилась вся ее знатная родня и за нею весь Рим, в особенности многочисленные еще в то время язычники, обрадовавшиеся случаю напасть на христианство : они обвиняли христиан в этом непростительном, по их мнению, поступке Мелании 113 . Это было около 365 года. Между тем Мелания прибыла в Египет, куда влекло ее желание посетить ангелоподобных подвижников, населявших его пустыни. Так последовательно с духовным вождем своим Руфином посетила она Нитрийскую и Фиваидскую пустыни. Здесь пришлось ей пережить преследование, воздвигнутое императором Валентом на этих пустынников за непризнание ими арианского учения. Прислуживая в заключении одним, она в то же время заботилась о всех преследуемых, расходуя на них средства своего огромного состояния. Так, жизнеописатель ее говорит, что в течение трех дней она кормила до пяти тысяч человек 114 . Между тем двое из этих пустынников – Аммоний и Исидор, беседою которых она наслаждалась еще в Риме, по повелению императора в цепях были сосланы в Диокесарию 115 . Мелания покинула Египет и предварила их на месте их ссылки, дабы попечениями о них подкрепить и утешить их в ниспосылаемом им свыше испытании. Здесь заботы ее о невинно страдавших в темнице за правое исповедание Иисуса Христа возбудили подозрение местного областеначальника, который, не зная, кто она, заключил блаженную Меланию в темницу, видя в ней противницу императорских повелений. Тогда блаженная объявила свое происхождение, перечисляя длинный ряд своих предков, занимавших высокие должности в империи. Испуганный областеначальник поспешил выпустить ее на свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В-третьих, некоторые ссылки соборов на церковные, божественные, или прямо апостольские правила никак не могут быть истолкованы в смысле ссылок просто на практику. Напр. ссылка на правила, предписывающие до трех раз призывать епископа в суд, прямо имеет в виду писанное 74 правило апостольское, ибо мы не знаем никакой другой такой древней церковной практики 482 . Наконец, в-четвертых, самое упоминание апостольских правил наряду с писанными правилами Никейскими, какое сделано отцами собора Константинопольского 394 г. (равно и отцами 2 и 3 вселенских) не допускает мысли, чтобы апостольские правила в это время не были писанными, иначе нужно бы и Никейские считать тоже неписанными 483 . Впрочем самое раннее внешнее указание на существование Апостольских Правил мы находим в послании египетских епископов (Гезихия, Пахомия, Феодора и Филея) к Мелетию (Фиваидскому) около 303–305 гг., которое сохранилось в латинском переводе с греческого. В нем читается: «есть закон (lex) отцов и праотцев, который знаешь и сам, установленный по божественному и церковному чину (ecclesiasticum ordinem) (ибо все ради угождения Богу и по ревности к лучшему ими установлено и определено): в чужих пределах (in alienis paroeciis) ни какому епископу не должно совершать рукоположений». Уже Маффей, открывший этот памятник (в 1738 г.), догадывался, что здесь в ссылке на церковный закон разумеется 35 апостольское правило, при чем выражение: закон (lex), может относиться только к писанному правилу и действительно такой смысл имеет в контексте речи 484 . 8. Отношение их к позднейшему законодательству. – Поэтому мысль, что Апостольские Правила заимствованы из соборных (Никейских, Антиохийских, Лаодикийских, Константинопольских, Неокесарийских, Халкидонских 485 ), не может быть допущена. Скорее наоборот, правила соборные заимствованы из апостольских и на них основаны, как это утверждал еще Беверегий. В самом деле, сличение апостольских с соборными показывает, во-первых, что соборные правила в тех случаях, когда они заимствованы из апостольских, представляют перифраз и распространение их, ибо апостольские правила вообще кратки, во-вторых, что они оставляют приложение этих правил к более сложным отношениям и, в-третьих, что соборные правила содержат в себе ссылки на предшествующие правила; апостольские же таких ссылок не представляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Да и сам Пахомий, если бы даже первоначальное «житие» его было переведено со всей точностью, не лишился бы того высокого места, которое ему было уже отведено «на алтарях христианского Египта». – Совершенно иначе нужно судить – продолжает Амелин – о греческой редакции «жития» Пахомия. Греческий компилятор (я говорю, замечает французский ученый, о редакции Болландистов, т.е. он не касается Дионисиевой редакции) также имел в виду назидать своих читателей и изложить для западных (?) христиан, знавших по-гречески святую жизнь блаженного Пахомия и изобразить поучительные нравы киновитов верхнего Египта, этих Фиваидских отцов, имя которых еще и теперь служит синонимом необычайной святости. Выполняя свою работу, компилятор, при сокращении полного «жития», пропустил известные факты, казавшиеся ему маловажными, некоторые речи, которых он не понимал, некоторым видения, которые, очевидно, «шокировали» его. Если бы греческий компилятор ограничился этими простыми пропусками, его еще можно было бы извинить, как одного из тех трусливых людей, которые —174— всегда воображают, что действительная, нагая истина принесет больше вреда, чем пользы, но он не удовольствовался умолчанием о некоторых характеристических фактах, вдобавок он фальсифицировал многие рассказы, в которых его герой представлялся не в том привлекательность виде, как желал этого компилятор. Он иначе оттенил картину и даже изменил колера. Затем Амелин приводит примеры, которые будто бы подтверждают его воззрения. Было бы слишком странно – продолжает затем исследователь – если бы все эти пропуски и извращения были делом слепого случая: «случай был бы уж слишком разумен». Когда автор, кто бы он ни был, поставляет себе задачею рассказать лишь одно благоприятное для чести его героя, пропустит и извратит противоположное этой цели, то такой автор есть предатель истины. Греческий компилятор не только извратил истину для того, чтобы возвеличить своего героя, но он еще ставит своей задачей обмануть читателей, вызвать удивление к тому, чему удивляться не следовало.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Язычники представили его, как христианина, к одному из правителей в Малой Азии. Правитель был поражен красотой и молодостью мученика (ему было в то время всего 18 лет) и начал убеждать его лаской принести жертву идолам. «Делай со мной, что хочешь, – говорил он мучителю, – и я знаю, что Господь, в Которого я верую, не посрамит меня». Правитель после разных мучений приказал просверлить ему ноги и повесить вниз головой; но воины, помраченные силой Божьей, просверлили и повесили вместо него дерево. Правитель принял это за насмешку со стороны воинов и велел мучить и их. Воины объявили себя христианами и были убиты. Эти воины были Александр и Астерий. Правитель, считая Фалалея волшебником, приказал утопить его. Но едва успели донести правителю, что его приказание исполнено, как утопленный мученик снова явился пред ним. Народ, видя чудеса, бывшие с мучеником, воскликнул: «Велик Бог христианский!», а правитель распорядился, чтобы отсекли ему голову. Это было в Киликии в 284 г. Мощи Фалалея находятся на острове Наксосе. Мученик Аскалон был родом из Египта, пострадал при Диоклетиане, в III веке. За веру во Христа он был представлен на суд к правителю Фиваидского города Антиноя, Арриану. Арриан жестоко мучил Аскалона, но он терпеливо переносил все мучения. Мучили Аскалона вне города, за рекой. На реке, когда Арриан вез с собой Аскалона в лодке, мученик молил Бога, чтобы Он не допустил мучителя достигнуть берега, пока тот не исповедует Его истинным Богом пред всем народом, и лодка остановилась и, при всех усилиях гребцов, не могла двинуться с места. Тогда св. мученик потребовал, чтобы Арриан написал на хартии следующие слова: «Один есть истинный Бог, Которого почитают христиане и Аскалон». Арриан написал; тогда Аскалон, прочитав слова вслух всех, помолился Богу, и лодка двинулась тотчас же. Но Арриан не вразумился; он приписал все волшебству мученика и приказал утопить его в реке Нил. Св. Аскалон предсказал, что тело его будет найдено христианами на берегу реки и с честью погребено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Православное народонаселение и духовенство в Египте. Во всем Египте считают до 12 тысяч православных, 9 церквей и 18 священников, из которых только 7 получают жалование из патриаршей кассы, а остальные содержатся прихожанами. Духовенство это находится в довольно жалком положении; оно большей частью составлено из людей, лишенных всякого образования и тех качеств, которые необходимы для нравственного управления паствы. В этом отношении полагают большие надежды на вновь избранного Александрийского Патриарха Каллиника 155 , давно уже ожидаемого здесь из Константинополя. Его Блаженство окажет, конечно, на новом своем поприще большую пользу египетской православной пастве при тех материальных средствах, которыми располагает Патриархия и которые не так скудны, как многие полагают. Доходы Патриархии и употребление оных. Доходы Патриаршего Престола состоят в следующем: Земли в Придунайских княжествах приносят ежегодно до 280.000 фр. Разные сборы в Каире до 15.000 фр. Подать, платимая монастырем Св. Саввы в Александрии 2.500 фр. Подать от церкви Благовещения в Александрии 2.500 фр. 300.000 фр. Расходы: Жалование семи священников 6250 фр. Пособие богоугодным заведениям в Каире 7.500 фр. То же в Александрии 7.500 21.250 фр. Остается: 278.750 фр. Из сих сумм следовало бы исключить 286 рублей серебром или 1144 франка, ежегодно уплачиваемые российским правительством К сожалению, дела Патриархии были до сих пор так дурно управляемы, что, несмотря на столь значительный доход, она почти постоянно нуждалась в деньгах. Пособия, получаемые из России. Независимо от значительных даров, полученных разновременно Александрийским Патриархом от щедрот российских монархов и состоявших из церковных облачений, образов и других предметов, и кроме ежегодного пособия в пользу школ, о котором упомянуто выше и срок коему наступит в 1860 году, Блаженному Патриарху Иерофею Всемилостивейше разрешено было в 1851 году отправить в Россию епископа Фиваидского Никанора для сбора подаяний в пользу Патриаршего Престола. Таковой сбор произвел уже более 50.000 рублей серебром, из коих 32.000 переданы уже Патриархии через посредство российского генерального консульства, а остальные не выслали еще из С.-Петербурга. Желая удостовериться в полезном употреблении переданной суммы, генеральный консул обратился к Его Блаженству с просьбою уведомить его о назначении, какое ей будет дано, и в ответ получил прилагаемое у сего в копии письмо, из которого явствует, что весь сбор, сделанный в России, будет употреблен на богоугодные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

—192— бы слабые и тусклые следы сочувственного отношения Англии к православному востоку, восходя в этом искании к временам ещё Флорентийской унии. С особенным вниманием он останавливается на личностях и деятельности английских иерархов семнадцатого века, Андреи, Аббота, в его переписке с патриархом Кириллом Лукарисом, и Лэда, а также кружка учёных людей, так называемых филогелленов, и старается показать, что к концу XVII века интерес к греческой церкви в Англии стал довольно распространённым даже и в массе народа. Введение заключается указанием на тот факт, что в 1689 году комиссия по пересмотру книги общих молитв уже поднимает вопрос об установлении церковного общения с греческой церковью и таким образом от частных сношений отдельных личностей дело переходит теперь к вопросу о соединении церквей. Первые главы своей работы автор посвящает исследованию тех переходных моментов, которые вели от теоретической постановки вопроса о церковном единении к его практическому осуществлению, причём первая глава излагает историю православной церкви и колледжа для греков в Оксфорде, а вторая – обстоятельства пребывания и деятельности в Англии Арсения, митрополита Фиваидского. После общего очерка (гл. 3) происхождения в Англии конца XVII в. партии неприсяжного духовенства (так наз. non-jurors), автор переходит к истории их сношений по вопросу о церковном единении с митрополитом Арсением, затем с восточными патриархами (гл. 4:5:6 и 7) и со Святейшим Синодом (гл. 7). За кратким очерком отношений англиканской церкви к восточному православию в XVIII веке (гл. 8) автор посвящает последнюю главу своего труда изложению истории сношений с Русской церковью В. Пальмера. Из представленного краткого перечня содержания рассматриваемого труда видно, что наиболее важная и интересная часть избранного автором предмета, а именно сношение Англиканской церкви с Православной в XIX веке, занимает очень немного места в исследовании, а большая часть его посвящена предшествующим векам и таким явлениям, которые сравнительно имели небольшое значение в истории вопроса. Причина этого, по сознанию самого автора (стр. 222–226), заключается в том, что громадность и отчасти недоступность материалов по истории трактарианского движения не давала ему возможности разработать эту часть своего труда в ограниченный срок, полагаемый для

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Счастье — «порочная услада» и «погибель души». Так говорили Фиваидские отшельники первых веков христианства; так средневековые аскеты учили de contemptu mundi. В этом же стихотворении резко выражено религиозное «неприятие мира»: «блистательный покров» сброшен со вселенной; все ее великолепие — лишь пестрая смена «придуманных причин, пространств, времен» (Блок— кантианец!); ее движение — «безумный, неизвестный полет». Запущенный куда-то, как попало Летит, жужжит, торопится волчок! Безумие, бессмысленность, случайность, видимость — такова нигилистическая космология Блока. И стихотворение, написанное в меланхолически-рассудительном стиле лермонтовских «дум», кончается возгласом: «доколе?» Когда ж конец? Назойливому звуку Не станет сил без отдыха внимать… Как страшно все! Как дико! — Дай мне уку, Товарищ, друг! Забудемся опять. Все разбросанные черты «страшного мира» собраны здесь, как лучи в фокусе. Жизнь— ад, вселенная— назойливо жужжащий волчок, смерть — избавление. В отдел третьего тома «Возмездие» включено стихотворение 1910–1912 года «Шаги Командора» — высочайшая вершина всей лирики Блока. Темы этой гениальной «словесной симфонии» подготовлены двумя небольшими стихотворениями 1910 года, вошедшими в отдел «Страшный мир». В первом из них мотив «пустынности» жизни уже связывается со звуком пролетевшего мотора: Жизнь пустынна, бездомна, бездонна, Да, я в это поверил с тех пор, Как пропел мне сиреной влюбленной Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор. («С мирным счастьем покончены счеты») В «Шагах Командора»: Жизнь пуста, безумна и бездонна! Выходи на битву, старый рок! И в ответ — победно и влюбленно В снежной мгле поет рожок… Пролетает, брызнув в ночь огнями, Черный, тихий, как сова, мотор. Во втором стихотворении рожок автомобиля таинственно напоминает поэту о его измене: …Автомобиль пропел вдали В рожок победный. Глядись сквозь бледное окно, К стеклу прижавшись плотно… Глядись. Ты изменил давно, — Бесповоротно. Мотив пустынности жизни и непоправимости измены, прозвучавший в рожке мотора, вырастает в трагедию Дон-Жуана, изменившего «Деве Света» — Донне Анне. «Прекрасная Дама», сходившая к поэту в солнечной лазури в дни его юности, «спит, скрестив на сердце руки». Изменник обречен Року («Выходи на битву, старый Рок»). И на его вызов Рок-Командор «тихими, тяжелыми шагами» вступает, в дом. Магическим искусством создано впечатление погребального великолепия последней ночи Дон-Жуана. Глухими, каменными словами, как «хриплый бой ночных часов», изображена траурная пышность спальни. Повторения усиливают мертвенное сцепление ожидания: …Холодно и пусто в пышной спальне, Слуги спят, и ночь глуха. …В пышной спальне страшно в час рассвета. Слуги спят, и ночь бледна. …В час рассвета холодно и странно, В час рассвета — ночь мутна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

Примеры такого призывания часто встречаем в Священном Писании . Так, когда сынов Израиля за грехи их Господь предавал в руки врагов, то, по причине их тиранства и жестокости, они снова обращались к Нему и взывали. Из этих трех способов обращения, хотя первые два утверждаются, кажется, на лучших началах, однако же нередко находим, что и от последнего, который ниже других и не предполагает особенного жара ревности, выходят мужи совершенные, духом горящие, подобные тем, кои по лучшему началу приступив работать Господу, остальное время жизни провели с похвальным рвением духа; как и наоборот – очень многие, ниспавши с высшей в начале степени, по причине охлаждения, являлись в конце достойными осуждения. Итак, все дело состоит в конце, в котором и удостоенный лучшего призвания может оказаться худшим по причине нерадения своего, и нуждою привлеченный принять чин монашества может явиться совершенным при помощи страха Божия и особенной ревности. Теперь начнем рассуждать об отречениях, коих также три, как это подтверждается преданием отцов и свидетельством Священного Писания , и кои каждый из нас непременно должен совершить со всем тщанием. Первое из них есть то, в котором оставляем все богатства и стяжания мира; второе – то, в коем оставляем прежние нравы и порочные страсти, как телесные, так и душевные; третье – то, в коем, отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, созерцаем только будущее и желаем невидимого. Эти три отречения все вместе совершить повелел Господь Аврааму, когда сказал ему: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего ( Быт. 12:1 ). К этим трем отречениям приспособлены и три книги Соломоновы. Так, Притчи приличествуют первому отречению, так как ими отсекается вожделение земных вещей и чувственных пороков; Екклезиаст – второму, так как в нем все, бывающее под солнцем, провозглашается суетным; Песнь Песней – третьему, так как в них ум, возвышаясь над всем видимым, погружается в созерцание одних вещей небесных. » 8 Видели мы и другое место, где жил Пафнутий отшельник, муж великий и добродетельный, который недавно скончался в окрестности Гераклеи Фиваидской. О нем многие рассказывали многое.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010