Присутствующие – бедные галилейские рыбари и все возлежавшие на этой братской, единодушной вечере – были приятно изумлены выражением всецело преданной любви. Но и в таком избранном обществе нашелся человек, в котором великодушие и благородство чувств Марии пробудило низкую досаду. Это был Иуда Искариот. Он сказал: Для чего бы не продать это миро и не раздать нищим? ( Ин.12:5 ). Несчастный человек говорил такие мягкие слова не из любви к нищим. Он был корыстолюбив и желал получить эти деньги, которые по продаже мира поступили бы в общинную, апостольскую кружку. Иуда ею распоряжался и деньги из нее, мучимый духом алчности, негласно утаивал. И вот Христос прекратил ропот в назидание Иуды и в одобрение усердия Марии. Он сказал: «Что смущаете женщину? Оставьте ее. Нищих всегда имеете с собой, а Меня – не всегда. Она сберегла это миро на день погребения Моего ( Ин.12:7–8 ). Истинно говорю вам: где ни будет проповедано сие Евангелие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала ( Мк.14:9 ).» Так и происходит до нынешнего дня. Прошло от этого события 1897 лет, а всегда, на всех языках, которыми говорят люди, во всех странах, городах, селах; соборах, сельских, придворных, домовых церквах – словом, везде, где живут христиане, где проповедуется о страданиях Господа; во всех домах, чертогах и хижинах, где читают Евангелие, с честью вспоминается и о Марии и ее прекрасном утешительном деле, совершенном во имя беззаветной преданности любимому и любящему Небесному Гостю. Воздадим и мы и всегда будем воздавать честь Марии, а Господу нашему Иисусу Христу – славу, честь и поклонение со Безначальным Отцем и Всесвятым Духом и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 2 марта 1897 г. Беседа третья. На Евангелие от Матфея, 5, 33–45 и Евангелие от Луки, 19, 27–36 Святитель Божий и великий учитель Православной Церкви Лев, занимавший в V b. престол первосвятительский в Риме (где его святые мощи почивают в Ватикане), в своем слове о Нагорной беседе Спасителя с церковной кафедры произнес:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Пророк Божий Иеремия в речи к иудеям восклицал: : «Израиль, если хочешь обратиться ко Мне, обратись! Если удалишь мерзости твои от лица Моего, перестанешь скитаться! И будешь клясться: «Жив Господь!» в истине, суде и правде; и народы Им будут благословенны и будут хвалиться! Объявите в Иудее и разнесите в Иерусалим и говорите и трубите трубою по земле, взывайте громко и говорите: «жив Господь!» ( Иер.4:1–2,5 ).» Святые люди, жизнь которых предлагается в Св.Писании как пример благочестия, которому все должны следовать, употребляли клятву свободно и охотно, когда представлялись к тому законные случаи. Это можно видеть из истории ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака, Иакова, Давида-Царя, которые нигде не были осуждаемы за клятву. Согласно с этими примерами поступал ап.Павел, когда явно призывал Бога в свидетели истины того, что он проповедовал. Трижды он выражался во втором Послании к коринфянам и к римлянам словами: «Бога призываю на душу мою, что мы споспешествуем радости вашей и т.д. ( Рим.1:9 , 2Кор.1:23–24, 11:31 ). Этот род призывания есть истинная и торжественная клятва. Скажем более. Святые Ангелы, чуждые всякого греха, не затрудняются клятвою. Из Апокалипсиса мы видим, что один Ангел клялся Живущим во веки веков ( Апок.10:6 ), Творцом неба и земли и всего, что есть в них. К примерам св.мужей и Ангелов надобно присовокупить пример Самого Бога, благословенного во веки, Которого неоднократно Св.Писание представляет клянущимся. Укажу на псалом 90. Дух Святой, скажем, наконец, повелевает клясться Его именем в доказательство истинного и законного служения Ему. Так, когда пророк Исайя представляет обращение египтян, он говорит, что «они будут клясться именем Господа Саваофа» ( Ис.19:18 ). Что же касается того, что Сам Господь Иисус Христос в Нагорной беседе вовсе запрещает нам клясться – ни небом, ни землей, ни Иерусалимом, – то мы отвечаем на это, что Он не разумел под этим запрещением всякой клятвы просто и безусловно, но разумел тех из иудеев, о которых там идет речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Разделы портала «Азбука веры» Люди договариваются молиться о чем-либо вместе: в одно и то же время они встают на молитву, хотя бы даже их разделяли многие километры. Как правильно читать такую молитву по соглашению, кого брать в молитвенную команду и когда ожидать результатов, рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма свт. Николая в Толмачах. Где двое или трое Молитва по соглашению не новшество. Мне эта молитва известна уже лет пятьдесят, а то и больше. Если я не ошибаюсь, впервые ее стали использовать в своей пастырской практике такие опытные духовники, как протоиерей Валентин Амфитеатров , митрополит Сурожский Антоний (Блум), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . Они предлагали читать ее в том случае, если какой-то человек попал в тяжелое положение — будь то болезнь, скорбь или другие житейские трудности — и хотелось бы, чтобы оно исправилось. Тогда ему предлагалось найти несколько единомышленников, которые согласились бы добровольно принять на себя подвиг молитвы за него. И не просто молитвы «обо всем хорошем», а о конкретной просьбе. Опираясь на слова Евангелия от Матфея «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ) хорошо было бы для усердной молитвы собираться вместе. Ведь когда все вместе стоят в церкви — легче же молиться! К сожалению, это не всегда возможно, поэтому участниками утверждается какое-то время, удобное для всех, и люди собираются на молитву ежедневно именно в время суток. Если у вас не получается каждый день молиться строго в определенное время, можно просто добавить эту молитву и к утреннему правилу — все-таки для Бога время не существует. И если все помолились в 12 часов дня, а вы забыли и помолились в 13 или даже только вечером спохватились, ничего страшного. Хотя и желательно, все-таки стараться молиться вместе. Какую выбрать молитву? Существует несколько ее вариантов, смысл у них примерно один и тот же. Я пользуюсь тем, который приписывается отцу Валентину Амфитеатрову . Вот он: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Ты сказал нам: «Если двое или трое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и с надеждой на безмерное Твое к нам милосердие смиренно просим Тебя услышать рабов Твоих (имена) согласившихся совместно просить Тебя: Господи, да будет Твоя Святая воля. Вразуми нас, укрепи нас и помоги нам во всем на пользу людям и во славу Твою, Господи. Сподоби нас, Господи Боже Спасителю наш, идти за Тобою, помогая и ближним нашим идти по пути спасения, совершая дела веры, чтобы с Твоей помощью и по Твоей милости наши усилия служили увеличению добра и уменьшению зла в наших делах, словах и мыслях. Аминь».

http://azbyka.ru/molitva-po-soglasheniyu...

Слова апостола Петра и молчаливое удивление прочих спутников к совершившемуся чуду были как бы повторением боговдохновенного песнопения: Как величественны дела Твои, Господи, все премудро Ты сотворил ( Пс.103:24 ). Иисусу Христу было отрадно такое искренне любящее доверие к Его словам и делам. И вот Он в этот знаменательный день, приближающий последние часы Его земной жизни, как Учитель истины произнес: Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет ( Мк.11:23 ). Эти слова с тех пор составляют фундамент целого здания истинной, непреложной религии нашей. Без веры разумная душа жить не может, потому что, как учит св.апостол Павел, без веры угодить Богу невозможно ( Евр.11:6 ). Без истинной веры человек не в состоянии выполнить своего назначения на земле: подобно, как учил св. Кирилл Иерусалимский , земледелец не может собрать плодов на песчаной каменистой почве. Святые Отцы и учители Церкви на семи Вселенских Соборах истинную нашу веру обнесли крепкой, несокрушимой оградой боговдохновенного библейского слова. По милости Божией, в настоящее время каждый член Православной Церкви с самого раннего возраста жизни укреплен в сознании необходимости веры. Все мы, здесь присутствующие, в состоянии открыто исповедовать перед всем обществом верующих Символ веры с такою же точностью, как он был произнесен нашими восприемниками у св.купели нашего Крещения. Нет ни одного богослужения в Православной Церкви, при котором бы она с материнской заботливостью не внушала каждому из нас убедительного совета «иметь веру Божию». Все проповеди, произносимые с церковных амвонов, внушают один совет: «Благочестивые христиане, имейте веру Божию». И я сегодня, вспоминая чудные слова Господа, нашего Спасителя, скажу вам и повторю: братие и сестры, имейте веру Божию. Печально звучат слова Евангелия: «Горе миру от соблазна и тем, через кого он приходит» ( Мф.18:7 ). Соблазн искажает, увечит веру Божию. Безотрадно, но необходимо признаться, что и среди членов христианской Церкви часто вера Божия колеблется в умах, убеждениях и взглядах на судьбу мира и человека. Кому из нас не известно, что многие охвачены суеверием: одни верят, например, в случай; другие – в рок и судьбу; иные игральным картам приписывают возможность отгадывать будущность человека. Иные веруют в гадателей, предсказателей, знахарей с большею преданностью, нежели слову библейскому или евангельскому. Очевидно, у таких верующих нет признаков Божией веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Слова Иисуса Христа глубоко запечатлелись в душе учеников, отдавших свою жизнь труженичеству мысли. Они приняли мысль Спасителя, т.е. что любовь человека к человеку не измеряется ни числом, ни количеством, ни временем, ни пространством, ни племенным сходством, ни кровным родством – словом, нет для любящей души меры. Чтобы осветить эту истину и внедрить ее в души Своих последователей, Спаситель наш сказал притчу о немилосердном рабе. Спаситель предложил в притче истину, истекающую прямо из источника Света Истинного, безразлично проливающую свет в самые простые умы, как и в высокообразованные; истину, которая не столько изучается как наука, сколько принимается как откровение. Но тем не менее эта истина – единственная, краеугольная, верховная истина; та, какой тщетно искали мудрецы и которая без Него никогда не зашла бы в сердце человеческое. § II Царствие небесное подобно царю, захотевшему сосчитаться со своими рабами. Когда начал он сводить счеты, приведен был к нему некто, должный ему десять тысяч талантов. Но так как этот должник не имел чем заплатить, то государь приказал продать его жену, детей и все, что он имел. Узнав об этом, раб пал к ногам государя, говоря: «Потерпи на мне, я все заплачу тебе!» Государь умилосердился над рабом тем, отпустил его и простил ему долг. Но раб, вышедши от государя, нашел одного из своих товарищей, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «Отдай мне то, что ты должен». Тогда товарищ пал к ногам его и со слезами говорил ему: «Потерпи на мне, я все тебе отдам». Но тот не согласился ждать и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Знакомые, видев происшедшее, вознегодовали и передали государю своему все, как было. Тогда государь снова призывает своего должника и говорит: «Злой раб! Весь долг твой простил я тебе по твоей просьбе. Не надлежало ли и тебе помиловать своего товарища?» И, разгневавшись, отдал его истязателям до того времени, пока он не отдаст ему долга (см. Мф.18:23–34 ). Царство небесное подобно царю ( Мф.18:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Слово это ученики поняли в том смысле, что вифанский друг выздоравливает. Ни один из учеников не сообразил, что Спаситель говорил о смерти как сне. Ни одному из учеников не желалось, чтобы Иисус возвращался в Иудею, где незадолго пред этим изуверные люди покушались схватить беззащитного Спасителя, как виновного, и побить камнями, как страшного преступника. Спаситель, чтобы рассеять недоумение окружавших Его спутников, прямо сказал: Лазарь умер; пойдем к нему ( Ин.11:14–15 ). Все ученики Иисуса Христа молчали. Их сердца обливались кровью от страха и мрачных предчувствий опасности. Но вот один из спутников-учеников, искренний, чистосердечный Фома, не возражая, не отклоняя намерений Своего Учителя и Господа, произнес с мужественной печалью: Пойдем и мы, умрем с Ним! ( Ин.11:16 ). О, какая чудная душа у этого ученика: с Ним идти в жизни, с ним и окончить ее, умереть! Вот доказательство любви и дружбы между людьми во Христе! § II Иисус Христос со Своими учениками отправился в Вифанию. Он был погружен в глубокую думу. Последний час Его как земного Человека подходил все ближе и ближе. Спутники нашего Спасителя, шествуя вослед Его пречистых ног, не осмеливались прерывать нить Его размышлений. Умы были переполнены предвзятыми, разнородными мыслями: боязнью козней, на которые всегда способны злочестивые люди, и смутной надеждой о скором наступлении Божия царства во всем его величии. Наконец, Спаситель остановил Свой кроткий взор на учениках, подозвал их к Себе. Благостные уста Его пророчествовали святейшие глаголы. Вот текст Евангелия: «И, призвав двенадцать учеников Своих, сказал им: «Мы идем в Иерусалим; и совершится все, пророками писанное о Сыне Человеческом. Предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его, и в третий день воскреснет» ( Лк.18:31–33 ).» В третий раз ученики слышали от Спасителя это вещание. В первый раз Он, как свидетельствует евангелист Матфей в 16 и 17 главах, а евангелист Марк – в 18 главе, благовествовал им откровение о Своих страданиях в городе Кесарии, где ап.Петр усиливался убеждать Его, чтобы Он оставил такое намерение, говоря: «Пощади Себя, Господи, да не случится этого с Тобою» ( Мф.16:22 ). – В другой раз – после дня Своего Преображения. Как тогда, так и теперь ученикам Спасителя Его речь о страданиях была невнятна.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Так и древние пророки наполнены были такой высшей благодатию, что когда, например, Исаия говорил к народу, то как бы херувим прикасался к устам его. Раскроем творения отца Церкви Ефрема Сирина , и в одном месте его книги мы читаем: «Когда я писал что-нибудь, то персты мои как будто уставали писать, но душа моя была чиста и свежа и полна умиления; пергамент же, на котором я писал, был весь омочен моими слезами». Фарисеи уже смыты с поля истории, а между тем Евангелие нынешнего дня упоминает о них – это потому, что между нами много таких фарисеев и в нас нет уже пламенного чувства и любви ко Господу. Да почему же в нас нет такого пламенного стремления, такой пламенной любви ко Господу? Да потому, что в нас нет той благодати, которой преисполнены пламенные сердца верующих, мы утратили эту благодать. Но где же мы потеряли эту благодать? Может быть, дома? Да, может быть, мы потеряли ее и дома, у нежно любящей матери, которая заботится о чистоте тела своего дитяти, о его одежде, обуви, а совсем не помышляет о том, что всего дороже и милее для человека: не заботится о его спасении. Может быть, мы потеряли эту благодать в обществе? Может быть, и в обществе. В обществе, которое по платью встречает, по платью же и провожает, где, как сказано в Священном Писании , князь мира сего, дьявол, рыкает, ища, кого поглотити. Может быть, и в храме Божием – тогда, когда вы слышите часто неблагоговейное служение пастырей, недостойное отношение к своему делу, неблагоговейное пение молитвословий, тогда вы утрачиваете запас тех благочестивых чувств, с которыми вы входите в храм Божий. Но где бы мы ни потеряли благодать: дома ли, в обществе ли или в храме, – но уже мы не ощущаем ее, и если мы заглянем в свои души, то мы не можем не сознаться, что они полны ужасов, и мы не можем не обвинить себя, что мы похожи на тех фарисеев, которые осмелились осуждать Спасителя. Но если уже мы утратили благодать, как же нам опять возвратить ее? Раскройте творения святых отцов, и вы увидите, что для этого нужно, во-первых, как можно чаще обращаться к той книге, которая весь свет прошла и видела больше всех книг, – это Библия ; из нее-то мы можем почерпнуть все необходимое для души своей, в ней можно увидеть, что есть истина, добро, красота.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее ( Мф.18:31 ). По милосердию Божию, в мире не без добрых людей. Он одного часа не устоял бы, если бы их не было. Это те хорошие люди, в которых делает перевес закон духа над законом плоти, по слову ап.Павла ( Гал.5:16–17 ). Такие люди откровенны, простосердечны, миролюбивы, искренни. Чужое горе им так же больно, как их личное, а иногда оно тяжелее. Доброе имя ближнего для них так же драгоценно, как собственное. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:35 ). Огорченные товарищи рассказали все бывшее своему государю. Это был не донос, а вопль совести, требующей, чтобы несчастия и бедность добродетельного человека не были предметом ожесточенного, несправедливого и глумливого преследования, чтобы торжество правды загладило позор, опустившийся над невинным. Товарищи несчастного, как истинные слуги Небесного Царя сетуют о всяком насилии, не укрывающемся от их взора. Печальные дела, которых они сами не могут исправить; зло, которое они не в состоянии врачевать, они исповедуют в молитве пред Господом. И молятся они Царю царей о несчастных рабах Божиих – скорбящих, бедных, больных, о сиротах бездомных, вдовах неутешных, обманутых и ожесточенных душах, которым земля приносит лишь клубы пыли на утоление томящей их жажды. И как свидетельствует притча о немилосердом рабе, их исповедь, жалобы и молитвы не бывают напрасны. Он, Царь Всеправедный, во время земной жизни восклицал на распутиях и торжищах: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:28–29 ). Тогда государь призывает его и говорит: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» ( Мф.18:32–33 ). Что мог ответить в свое оправдание этот человек, проникнутый безумным поверием, будто все счастье жизни заключается во внешних благах, которые мы называем почестями, богатствами? Человек чувствует себя до такой степени ограниченным и сжатым в себе самом, что из гордости ему стыдно видеть себя заключенным в такие тесные пределы. Но так как он не в силах прибавить себе ни росту, ни красоты, ни самостоятельности, он старается ублажить себя пустым, воображаемым величием, собирая вокруг себя что может. Он думает, что вводит, так сказать, в состав своего существа все приобретенные богатства и почести.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Ученики были теперь с Небесным Учителем в течение двух лет, неразлучно и возвысились до истинного понимания Его достоинства. Для их верующих душ ощутительно было, что царство Христово будет распространяться более и более в течение беспредельного будущего. Мир и блаженство, возвещенные пророками, вступали в мир. Восходила над ним заря спасения. Благодатная ночь с ее удивительными видениями на Фаворе миновала. Иисус возвращался к Своему малочисленному обществу учеников, ожидавших Его у подножия Фавора. Эта местность обозначается в книгах Св.Писания Кесарией Финикийской. Иудейское население Кесарии, услышав о прибытии Христа в это место, собралось увидеть и послушать Его. Поэтому как только народ увидал, что Он сходит с Фавора, то двинулся к Нему встретить Его. Он сохранял еще, по изъяснению св. Иоанна Златоуста , вокруг Своего чела отблеск небесной славы. Все подошли к Нему и поклонились. Появление Иисуса было благовременно. Произошло событие, возбудившее немало острых, задевающих самолюбие споров и пререканий между некоторыми из надменных книжников и учениками Спасителя. О чем вы спорите с ними? – спросил наш Господь ( Мк.9:16 ). «Учитель, – отвечал Ему один из иудеев, преклонив свои колена, – я привел к Тебе сына моего. Он тяжко страдает, одержимый духом немым. Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» ( Мк.9:17–18 ). Это бессилие учеников вызвало насмешки и нападение фарисеев, находившихся в толпе. Иисус был печально затронут общим неверием. В этот смутный час никто не имел веры: ни отец бесноватого, ни книжники, ни народ, ни даже – о страх искушения! – даже ученики. Иисус воскликнул, негодуя: О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? ( Мф.17:17 ). Но при одном только виде скорби, требующей исцеления, или утешения, или облегчения, сострадание побороло в Человеколюбце всякое другое чувство. Приведите его ко Мне сюда, – сказал Он ( Мф.17:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Читаю из евангелиста Марка: «Человек, одержимый духом нечистым, вскричал: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий!» ( Мк.1:23–24 ). « Из множества народа, присутствующего в синагоге, Иисус Христос один оставался спокойным. Он не хотел быть признанным Мессией из такого нечистого источника. Замолчи, – сказал Иисус с презрением, – выйди из него ( Мк.1:25 ). И злой дух понял, что эти слова были сказаны со властию и им следовало повиноваться. Читаю: «Тогда дух нечистый, сотрясши больного и вскричав (т.е. с диким воем), вышел из него. И все ужаснулись так, что друг друга спрашивали: «Что это? Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее ( Мк.1:26–28 ). « Иисус Христос вышел из синагоги со Своими четырьмя учениками и остальными собравшимися в синагогу людьми. Но Его дела милосердия в этот день только что начались. Иисус Христос прибыл в дом Своего ученика Петра. Можно думать, что болезней даже и в немноголюдном Капернауме было много. Там были одержимые горячкой, судорогами, удушьем, чахоткой, водянкой, параличом; глухие, немые, страдавшие поражением мозга и, кроме того, бесноватые. Вид несчастных, желавших помощи, вызвал сострадание у Целителя душ и телес. Он появился у открытых дверей пред ожидавшими Его страдальцами. Вскоре Он всем сказал какие-нибудь милостивые чудотворные слова. Слепцам Он возвратил зрение; пораженные горячкой чувствовали, как возвратились их силы; одержимые бесами славословили благодарностью Бога за свое выздоровление. Немой говорил громко и пел хвалу Господу Всемогущему, Вечному, Всеблагому. Нисколько не удивительно, что, по мнению евангелиста, в этот вечер исполнились слова пророка Исайи: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни ( Ис.53:4 ). К слову присоединяем современное сведение русских паломников о Капернауме. От города теперь ничего не осталось, кроме развалин, покрывающих поверхность на целую версту. Самое имя исчезло. Капернаум евангельский теперь называется Тенд-Хум. От синагоги осталась лишь груда камней, но крепкие устои из полированного известняка, а также четыре ряда колонн остались. Дом ап.Петра, где Иисус Христос совершил много чудес, обращен был в церковь , но и она разрушена мусульманами. Капернаум исчез; только озеро Галилейское, природа и небо не изменились... § II. На Евангелие от Мк.7:24–30 и соответствие содержания 7 главы Евангелия от Мк. Евангелию от Мф.15:21–28

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010