Как скоро бесноватый увидел Иисуса, дух сотряс его: он упал на землю в страшных конвульсиях и с пеною у рта. Этот безумный, немой и корчащийся на земле человек представлял страшное зрелище. Было желательно, чтобы все это событие запечатлелось в душах людей, находившихся в толпе. Нужно было также и для несчастного отца, чтобы укрепилась его вера. И спросил Иисус отца его: Как давно это сделалось с ним? ( Мк.9:21 ). С детства; и многократно дух бросал его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам ( Мк.9:21–22 ). Эти слова отца – если что можешь – не обнаруживали в нем веры. Если сколько-нибудь можешь веровать, – отвечал Христос, повторяя его слова с кротким упреком, – все возможно верующему ( Мк.9:23 ). Напряженное чувство отца не могло больше сдерживаться. Исцеление его сына зависит от его веры в Целителя, но хотя эта вера и была искренна, но все-таки не была настолько глубока, чтобы обеспечить получение невыразимо желательной помощи. Сокрушенный горем отец отрока издал жалобный вопль. Он воскликнул со слезами: Верую, Господи! помоги моему неверию! ( Мк.9:24 ). Святой Иоанн Златоуст передает парафразом это восклицание отца: «Да, я верую; помоги моему неверию, если вера моя слишком слаба!» Толпа народа увеличивалась, теснилась со всех сторон около Иисуса Христа. Он запретил нечистому духу: Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него ( Мк.9:25 ). Последовал дикий вопль и страшное сотрясение всего тела. Отрок упал недвижим. Он умер, – говорили свидетели этого чуда, но Иисус «взял его за руку» ( Мк.9:26–27 ) и, подняв его, отдал юношу его отцу среди громкого благоговейного удивления толпы по поводу обнаружения столь могущественной силы Божией. К этой истории, возвещенной миру тремя евангелистами, святитель нашей Православной Церкви Филарет обращает такое слово как толкование: «Вся тайна влияния Иисуса на человечество, порабощенное силами ада, обнаруживается в этом событии. Только благодаря этому влиянию оно, получив свободу, повинуется гласу Божию, славословит Его и вместе со свободой вновь обретает покой, не смущенный уже никакими переменами.»

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Мы должны знать, что за всякое праздное слово, по учению Иисуса Христа, воздадим ответ Богу на Страшном Суде ( Мф.12:36–37 ); тем более ужасны угрозы за клятвенные обеты. Господь Бог твой взыщет с тебя за них ( Втор.23:21 ), – умирая, говорил Моисей любимой им семье Израиля. Взыщет Господь с нас за каждое обещание, за каждую клятву, которые мы произносили в том или другом случае и не оправдали сказанного делом. Потому нужно нам быть осторожными в своих обещаниях. Премудрый Сирах учил: Прежде, нежели начнешь говорить, обдумывай ( Сир.18:19 ). Нужно наперед обдумывать, в состоянии ли мы сделать то, что намерены клятвенно обещать. Лучше промолчать, чем неосторожно сказать что-нибудь и потом быть постыжаемыми пред ближними за нарушение честного слова, клятв верности. Извинения? Увы! Это слово не сходит почти с уст собеседников. Оно термин вежливости. А между тем извинения – дело напрасное: нас никто не принуждал, мы добровольно вызвались на тот или другой подвиг. О если бы Господь помог нам выполнить совет мудрого библейского наставника: «Не будь очень скор языком твоим; не будь ленив, медлен и слаб твоими делами»! § II «А Я говорю вам: не клянись вовсе ни небом, потому что оно Престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:34–37 ).» Есть умствующие льстиво и ложно, которые, приводя эти слова Господа нашего Иисуса Христа, утверждают, что не должно вовсе клясться и призывать имя Божие во свидетельство. Но такое мнение смело можно назвать заблуждением. Верным в слове и деле позволяется клясться именем Божиим в случае необходимости и светлой как день правды. Закон Божий повелевает положительно, когда говорит: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись ( Втор.6:13 ). Когда Бог запрещает нам в третьей заповеди «принимать Его имя всуе», очевидно, Он позволяет принимать и употреблять его тогда, когда употребление его не может быть всуе.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

На другой день после этого чудесного подвига из благодатных уст нашего Спасителя было произнесено несравненно высокое и назидательное учение о вере и делах, обязательных как для частных лиц, так и для целых народов. Божественными устами Спасителя было произнесено дивное слово, которому внимало небо. Слово, составляющее красоту евангельского благовествования. Слово, пронесенное апостолами во все концы вселенной, и где до сих пор оно возвещается на всяком месте истинными богословами и проповедниками Божественного домостроительства. Слово, ведущее людей всякого состояния, звания, пола и возраста к познанию Животворящей Истины: «Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет ( Мк.11:23 ).» Эта богооткровенная истина была провозвещена при таких обстоятельствах. Иисус и Его апостолы труженически возвращались из Иерусалима в Вифанию тою же дорогой, какой они только вчера пешими шли в Иерусалим. Подошли к месту аллеи, где накануне они стояли у дерева, ища на нем вкусных плодов смоквы. Это дерево сегодня имело вид печальный. На нем не было ни одного свежего, зеленого листа. Широкие ветви опустились, сделались тонкими как лучина. От корня до самого верха оно было сухо и безжизненно. Эта смоковница уже не была способна, подобно той смоковнице, о которой говорил Иисус Христос в притче, упоминаемой евангелистом Лукой, принять жизнь от забот и трудов садовника. Ученики Христа были удивлены случившеюся с деревом переменою. Они молчали. Только один из них, Петр, отличавшийся подвижным, живым характером, обратившись к Иисусу Христу с любящею простотою, сказал: Равви, смоковница засохла ( Мк.11:21 ). Иисус Христос эти минуты нашел благоприятными для преподания ученикам вечных истин о значении истинной веры, о тесной связи ее с молитвою и о любви между людьми, составляющей непреткновенный камень житейского благополучия, и о заслуженных правах на блаженную вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Надо давать всякому бедному и нуждающемуся в чужой помощи человеку, кто бы он ни был. И будем это делать от чистого сердца, без попреков просящему. При всяком даянии имей лицо твое веселым, – таков совет библейского мудреца ( Сир.35:8 ). Святой ап.Павел просил римских христиан: «Благотворите с радушием» ( Рим.12:8 ). И от хотящего занять у тебя не отвращайся, – говорит Иисус Христос в Нагорной беседе. Святой отец Церкви Феофилакт уяснил эти слова: «Взаймы давай не с ростом, но простой заем для пользы ближнего». А св.Златоуст говорит: «Если у тебя есть, дай и тем, от которых не надеешься получить». У святителя Тихона Задонского и у св. Димитрия Ростовского могут желающие прочесть о позорных следствиях ростовщичества, отнимающего у людей образ и подобие Божества. Стихи Евангелия от Матфея относятся к заповедям о совершенной любви к ближним. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:43–45 ). » Изрекая спасительную заповедь о любви, не неудобоносимое иго возлагает на нас Христос, на Своих раменах понесший Крест нашего искупления. Любвеобильный Небесный Отец не требует от облагодетельствованных Своих последователей пожертвований, превышающих их силы. «Любви не учат», – говорит великий вселенский учитель Василий. Любовь – чувство, прирожденное сердцу; неотъемлемая, существенная принадлежность человека. Все люди – даже грубейшие, невежественные язычники – любят кровных родных и друзей. Это любовь природная. Но любовь, какую вдыхает в наше сердце наша поврежденная природа, у редких достигает такой степени силы и совершенства, чтобы включить в число любимых весь свой народ. Когда же случается, что человек, согретый чувством природной любви, принесет какую-либо жертву в пользу своего единоземца только потому, что он любит своих единоземцев, то это крайняя степень совершенства природной любви, которой удивляется самолюбивый мир и замечает в своих летописях как образец великодушия, благородства, достойных подражания для позднейших потомков.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Народ дивился всемогуществу Божию, книжники были поражены смущением, а Иисус удалился в один из домов вместе со Своими учениками. Только что совершенное исцеление казалось им тем более чудесным, что оно вполне обнаружило их бессилие, обличило и разъяснило их самообольщение. Они приблизились к своему Господу наедине, воспользовавшись первым случаем спросить у Него: Почему мы не могли изгнать демона? ( Мф.17:19 ). По неверию вашему, – отвечал Он им, – ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно – такую же скромную, но и такую сильную, как оно, – и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет и ничего не будет невозможного для вас ( Мф.17:20 ). Во всем учении Иисуса, благочестивые читатели, вера действительно делает нас причастными Самому Богу и Его могуществу. Знайте, что не человек действует в верующем, а Сам Господь Бог. Потом Иисус Христос сказал: «Сей же род демонский, плотский и закоренелый, изгоняется только молитвой и постом» ( Мф.17:21 ). Эти слова выражают все, чем должна быть вера. Постом она освобождает нас от чувственной, грязной и тленной силы; молитвой соединяет нас с Божиим существом. Молитва вносит во все наше существо свет, любовь к Богу, любовь к ближним. Существо человеческое под влиянием молитвы принимает уже другой образ. Оно уже не имеет корней в земном мире, блеск которого угасает, как лампада без масла. Источник жизни человека – в мире Божественном. Проследите жизнеописание святых – от малого до великого, от апостола, святителя до худородного нищего, – увенчанных бессмертной славой и явленных нам для подражания. Вы увидите, что люди спасаются лишь той двоякой силой, которую открыл Спаситель Своим ученикам: молитвой и постом. Если человек великодушно не отречется от чувственности, не пожертвует человеческим, земным, преходящим – честолюбием, себялюбием, корыстолюбием и другими страстями; если он не откроет в молитве сердца своего любви Божией – источнику всякой земной силы, – то он может приложить к себе слова незабвенные, страшные: земля ты и в землю возвратишься ( Быт.3:19 ). Он не сделается – увы! – уже участником жизни во Святом Духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Наше сердце гораздо беднее силою и содержанием добра и вдохновением, чем были чуткие, человеколюбивые сердца первопризванных учеников Христовых. Однако как оно страдает, как оно бедствует и мучается, когда видим или слышим о несчастиях, готовых бурею невзгод разразиться над честным человеком-тружеником. Оно не желает уразумевать, чтобы добрый погибал, а негодный торжествовал. Будущие апостолы крепко любили Иисуса. Поэтому-то пророчества о Его страданиях оставались для них сокровенными. В самом деле: нам легче сносить предвещания и угрозы о торжестве порока и унижении добродетели, так как мы имеем уверение из уст Истины. Сладчайшими устами Господа Спасителя она сказала нам: Да не смущается сердце ваше. «В мире скорбны будете. Мир вас возненавидит, но не падайте духом: Я победил мир» ( Ин.14:27, 15 ;:8–19, 16:33). Но ученики услышали от Иисуса Христа эти одушевляющие обетования позже, а теперь они были оглушены только откровением пророчества о страданиях своего Господа. В эти же знаменательные дни на пути Спасителя к вифанскому семейству произошел и еще один случай, доказывающий, с одной стороны, великое благоговение верующих пред Иисусом, а с другой – великую, неизъяснимую любовь Христа к тем, кто бесповоротно отдал или уже готов отдать свое сердце и всю свою жизнь служению добра и истины. Верная последовательница Господа, одна из Его неотступных спутниц, Саломия, при высоком представлении царства Божия обратилась к Иисусу Христу с просьбой: «Дай двум сыновьям моим сесть у Тебя в царстве: одному – по правую сторону, а другому – по левую!» ( Мф.20:21 ). В ее словах выразилось наивное, ошибочное представление о царстве Иисуса Христа. Этой благоговейной любящей матери и ее двум сыновьям не могло прийти на мысль, что они желали иметь положение, которое лишь несколько дней спустя должны были увидеть, именно: трудно вообразимый позор и лютое мучение Иисуса Христа на Кресте, между двумя разбойниками. Поэтому Иисус ответил Саломии и двум ее сыновьям, Иакову и Иоанну: «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И сказал им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим ( Мф.20:22–23 ).»

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Но Бог , Который обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ), всю Свою деятельность в мире проявлял и проявляет чрез Единородного Своего Сына. Им творил Он мир, как уверяет св.евангелист, говоря: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Им Он содержит все, как уверяет апостол, говоря, что все в Иисусе Христе стоит ( Кол.1:17 ). Им искупил мир, как уверяет Сам Иисус Христос , говоря: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Ему предоставил и весь суд над миром, как уверяет Сам Спаситель, говоря, что Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца ( Ин.5:22–23 ). Облеченный правом суда над целым миром, Богочеловек Иисус Христос неоднократно говорил: знайте, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи ( Лк.5:24 ), – и, сказав наперед расслабленному: прощаются тебе грехи твои ( Лк.5:20 ), присовокупил: встань, возьми постель твою и иди в дом твой ( Лк.5:24 ). Пребывая с верующими, по непреложному Своему обетованию, во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ), Иисус Христос поставил Своей Церкви одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания тела Христова ( Еф.4:11–12 ). Когда Христос жил на земле, Его окружали мытари и блудницы, исповедуя грехи свои и приемля от Него отпущения беззаконий. Потекли прекрасными ногами ( Рим.10:15 ) апостолы на евангельскую проповедь во все концы вселенной, и везде, где только с верою принято имя Христово, слышалось исповедание грехов пред ними. В них, как служителях алтаря Господня, Христос, по выражению ап.Павла, положил слово примирения ( 2Кор.5:19 ), соделал их посредниками между Богом оскорбляемым и человеком, прогневляющим Бога. Им даны от Бога ключи царства небесного ( Мф.16:19 ), власть разрешать и вязать – прощать грехи искренне кающимся и не прощать грехов за беспечность о покаянии или холодность сердца. Сам Господь по воскресении из мертвых облек их правами священной власти, говоря: Примите Духа Святаго. Кому отпустите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Но вот есть и еще группа людей, это люди – жертвы своей совести. Нет, кажется, ужаснее того состояния, когда человек, припоминая свое прошлое, испытывает страшные угрызения совести; совесть, напоминая ему все его темные дела, не дает ему покоя. Такой человек постоянно мучается и не может помочь себе ничем, и только искреннее раскаяние и молитва облегчают его душу. А потому, братья и сестры, будем же молиться за тех людей, которые отягчены угрызениями совести, будем ходатайствовать за них перед Господом, так как Сам Спаситель сказал: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя». Мы же все будем спокойно и радостно нести крест свой. И да поможет нам всем Господь нести его верно до самой смерти. Аминь. 12 октября. «Люди мои, что Я вам такое сделал, что вы так жестоко поступили со Мной?» Да, Спаситель пострадал за нас, снял с нас наши грехи, а между тем все как бы вооружилось против Него, даже один из распятых вместе с Ним разбойников и тот не мог, чтобы не укорить Его: «Если Ты Сын Божий, сойди со Креста, спаси Себя и нас». Может быть, он этим хотел выразить презрение к Спасителю как к своему собрату по несчастию; но другой разбойник был благоразумен: он не только сам не укорял Господа, но, напротив, еще остановил дерзкого: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же; мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Бойся Бога – вот слова, которые должен иметь в своем сердце каждый из нас; бойся Бога, чтобы своими неразумными деяниями и помышлениями не оскорбить Его. Слова разбойника – это великая проповедь для всех нас, эти слова он произнес вслух всего народа, потом, обращаясь ко Христу, сказал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В этих словах выразилась его глубокая вера в Господа, и что же он услыхал из уст Божиих: «Днесь со Мной будеши в раи». О братия и сестры, и я теперь перед вами в качестве проповедника и говорю вам: «Обратимся все с глубокой верой и с глубоким смирением ко Господу и воскликнем: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствие Твое». Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Но мы должны помнить всегда о том, кто нас выручил из беды в тяжкую, горестную минуту, и должны всегда чувствовать благодарность к нему. Неблагодарность прикрывается часто лицемерием, вас засыпят сладкими, лживыми словами, но потом отвернутся от вас, это не есть истинный друг, это недруг. Аминь. 18 июля. И подошедши к расслабленному, спросил: «Хочешь ли быть здоров?» – «Хочу, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню». «Встань», – сказал Спаситель. И встал расслабленный и пошел. В этом человеке мы видим удивительное терпение. Так долго страдать, и так тяжко, невыносимо страдать, и в то же время без жалобы и ропота тридцать восемь лет страдать. Но что делается в наш век? Как мы переносим страдания, болезни? Мы впадаем в ропот, в отчаяние. Большинство из нас как живет? Считают свои купоны, процентные деньги и только и заботятся о приумножении капитала, вот как евангельский богач! Он хотел выстроить большие житницы и запасти туда много-много хлеба и сказать: «Душа моя, ешь, пей и веселись». Но что он услыхал: «Безумец! В сию ночь душу твою возьмут у тебя!» Он собирал богатство, но должен был оставить его и дать отчет в своих делах и беззакониях. А между тем долг каждого христианина – это честный труд. Честному труженику приходится, конечно, тяжело, его постигают скорби и бедствия. К кому обратиться ему за помощью и успокоением? Конечно, к Господу, Который сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Аз успокою вы». Да, Господь Сам печется о нас, говоря: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, посмотрите на птиц небесных, они не трудятся и не прядут. Ищите прежде всего Царствия Божия, и это все приложится вам». Аминь. 25 июля. «Не трудящийся и не яждь». Это слова апостола Павла, он заповедал нам трудиться и сам трудился с утра до вечера и с вечера до утра. С утра до вечера занимался деланием палаток, а с вечера до утра занимался писанием слова Божия. Кроме того, он был учителем народа. Да, деятельность необходима человеку, на ней основано внешнее и внутреннее благосостояние людей, на ней зиждется счастье и довольство как отдельных семей, так и всего государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Но нет! Многие из нас не радуются празднику. Вот старцы, бесцельно прожившие свою жизнь, вот и юноши, которых ожидает еще более ужасная старость. Воскликнем же Господу: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите, Христос на земли, возноситеся». Возноситесь же! Аминь. 14 декабря. Наступает великий праздник Рождества Христова. Богочеловек явился во плоти на земле, Он пришел к нам на землю: родился на земле. Но где же и как Он родился? Он родился в бедности, в скромных яслях. Да, Он избрал для Своего рождения не пышность, не блеск, Он явился не в славе на землю, как этому учили чванные первосвященники, а избрал для Себя скромность, бедность и труд. Между тем если бы Он только захотел, то в каком бы блеске мог родиться; если бы Он только захотел, то солнце пролило бы на Него весь свой свет, гораздо больше и величественнее, чем оно проливает на нашу землю; если бы Он только захотел, то все светила собрались бы вместе и приветствовали бы Его; если бы Он только захотел, то все бы воинства ангельские собрались бы служить Ему, отовсюду бы стеклось к Нему великое множество народов, прилетели бы райские птицы, украсилась бы и заблистала природа. Да, если бы Он захотел! Но наш великий Спаситель не захотел этого. Он пришел к нам в бедности, уничижении и тем возвеличил для нас бедность, скромность и труд. Он хотел нам показать, что Он пришел на землю не для славы, не для того, чтобы царствовать на земле, но для того, чтобы Своими страданиями искупить нас от греха и смерти. Он возлюбил всех гонимых, страдальцев, обиженных. Да, скольким несчастным приходится переносить неправды, гонения, обиды. О братья и сестры мои, я думаю, многим из вас приходится терпеть от злобы и несправедливости людей. И когда в самые тяжелые, ужасные минуты горя и отчаяния, когда самая жизнь кажется ужасной, неприглядной, вдруг как будто кто-то невидимо подойдет и утешит тебя, так что ты сразу забудешь и горе и тоску, а на душе станет тепло и отрадно, то знай, что это приблизился к тебе Сам Спаситель. Он залечил твои раны и исцелил твою душевную боль. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010