Но от этой врожденной природной любви напрасно было бы требовать, чтобы она принимала иноплеменника как единоземца и ко врагу была снисходительна, как к брату. Естественная любовь не щадит врагов и не почитает противозаконным, бесчестным поступком устроить несчастие врагу, увеличить его или, по крайней мере, в тайне сердца не может не порадоваться беде, слезам, несчастиям врага. Так отравлены ядом исконного человекоубийцы плоды семени любви, положенные в человеческое сердце рукой любвеобильного Творца. Иисус Христос Своих последователей называет «сынами Своего царства». Им недостаточно иметь только естественную, столь ограниченную любовь. Закон Христов повелевает любить ближних и иметь, по слову святого ап.Павла, любовь ко всем своим по вере ( Гал.6:10 ); в то же время заповедует любить и врагов. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете (слав. «целуете») только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники? А Я вам говорю: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:46–48 ). § IV Где же может преимущественно обнаруживаться эта высокая всеобъемлющая любовь христианина, предписываемая благодатным законом Господа нашего Иисуса Христа? Носите бремена друг друга, – благословляет святой ап.Павел, – и таким образом исполните закон Христов ( Гал.6:2 ). Земная жизнь с ее разнообразным, более или менее тяжелым бременем, под которым томятся и изнемогают земные странники земли, – вот поле, на котором слуга и последователь Христов должен сеять силою любви своей к ближним. Ибо нищие всегда будут среди земли твоей ( Втор.15:11 ), – говорил Бог устами Моисея Израилю, предписывая ему любовь к своим собратьям. Не оскудеют разнообразные скорби и страдания на грешной земле, пока сохраняется в людях семя тленного греха. Бедность, голод, губительные болезни, непросвещенность, бессилие, умственное и нравственное, постигающее людей, – вот пробные камни, на которых испытывается верность христианина закону Христову. Опечаленный, страдающий, кто бы он ни был – враг или кровный родственник, – своими скорбями должен возбуждать и привлекать к себе любящее сострадание христианина. Человеческая мудрость уверяет, что истинный друг познается в несчастии. Божественная мудрость, объявленная на горе Блаженств, говорит, что истинный христианин познается преимущественно в расположении любви к врагу: «Добро творите ненавидящим вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Однако Заимодавец не с тем окружил себя должниками, чтобы разорить их в конец. Нет, Он пришел и стал среди них, чтобы взыскать и спасти погибших. Он богат Своей милостью. Должники пред Господом! У Него есть средства загладить отвратительную жизнь грешников. У Него есть взамен вашего позорного одеяния риза оправдания, пред которой самые звезды нечисты. Будь грехи ваши красны как кровь, а совесть черна, как ад, – у Него есть чем сделать все в вас белым как снег и чистым, как небо в утренний час погожего весеннего дня. Как добр, милостив заимодавец в притче Иисуса Христа – вот одно из свидетельств. Оказался пред лицом его страшный должник в количестве 10 000 талантов. Еврейский талант равнялся 3 000 сиклей. Сикль равнялся по нашему счету 60 коп. серебром, а 10 000 талантов – около 18 000 000 руб. серебром. Ну, словом, неоплатный должник: заплатить этой суммы он не мог. Сообразите, что и грешный человек, если станет пред лицом правды Божией, то он окажется неоплатным должником. Этому небрежному должнику были указаны законы, угрожавшие наказанием за нарушение честного слова, за обман, за невнимание к общественным обязанностям. Статьи этого закона в Ветхом Завете были грозны. Для примера укажем следующие. В книге Левит написано: «Когда обедневший брат твой (т.е. иудей) будет продан тебе, то пусть до юбилейного года (т.е. семь лет) работает тебе, а тогда отойдет от тебя сам и дети его с ним» ( Лев.25:39–41 ). В книге Исход, гл.21: «Должника еврея, если купишь и как господин дашь ему жену, а она родит ему сынов или дочерей, то жена и дети его пусть останутся у господина его, а он на седьмой год выйдет один» ( Исх.21:2–4 ). Но если раб скажет: «Люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю», то пусть господин его приведет его пред судей, и поставит его к двери или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно ( Исх.21:5–6 ). " Когда услышал должник, что заимодавцу угодно было дать распоряжение о применении этих законов к нему, то ужаснулся ожидавшей его неминуемой участи. Все в жизни дорогое и милое утрачено. Несчастный не знал, что ему с собой делать. «Светоносный дух добродетели, Ангел-Хранитель, – учит св. Кирилл Иерусалимский , – вложил в душу несчастного благую мысль, которую он не замедлил осуществить. Он со смирением, в покаянии и слезах повергся пред господином и говорил: Государь, потерпи на мне, и все тебе уплачу» ( Мф.18:26 ). Бедный должник в своей усиленной просьбе, чтобы склонить заимодавца к милости, дал обет, для исполнения невозможный. Однако в этой просьбе подавляющего бедствия слышатся тон, звуки смирения, страха Божия, раскаяния, надежды. Вопль этого должника напоминает слезную мольбу, отголосок стенаний совести кающегося грешника при выслушании определения, изреченного о его наказании.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Он сказал ученикам: «Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе: поднимись и ввергнись в море, и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет». Этому слову внимало небо, оно разносится во все концы земли. Это божественное слово и стало фундаментом нашего вероисповедания. Отцы Церкви назвали это слово Спасителя оградой боговдохновенных истин, и составился, таким образом, Символ веры . И большие и малые, конечно, знают это вероисповедание; это та вера, которую исповедует каждый при купели крещения, и поручителями являются восприемники. Вера необходима для человека. Без веры невозможно угодить Богу, без веры человек все равно что дерево без корня, грудь без дыхания, тело без души. Без веры напрасно мы живем, движемся, дышим. Святой Кирилл Иерусалимский сказал, что человек без веры подобен земледельцу, посеявшему свои семена на почву каменистую или песчаную. Но главным злом для веры служит соблазн. Соблазн увечит веру, он старается поколебать веру православную и вносит суеверие, что значительно затемняет веру, – верят в случаи, игральные карты, в гадателей, знахарей, вещунов, прорицателей. Какое истинное несчастье для веры! Соблазн старается внушить малорелигиозным, полуобразованным людям разные сектантские мнения и свести их на ложную дорогу умствования. Установив значение веры, Спаситель перешел к наставлению о молитве: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам». Учение о молитве было подробно исследовано в одной из бесед в этом святом храме. Молитва – это благоговейное обращение человека к Богу, который убежден, что Господь управляет каждым мгновением его жизни. «Той рече и быша, Той повеле и создашася». Молитвенное обращение к Отцу Небесному – это обращение сына или дочери к родителям, чтобы получить совет и наставления, как жить. Но основной чертой истинной молитвы должно быть смирение; верующий, когда молится, ожидает всего от Господа, он предстоит перед Господом в качестве слуги, сына, разумного создания; такая молитва , по словам Иоанна Златоуста , отверзает двери неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

«Покайтесь», – сказал Он, то есть переменитесь, измените совсем свои мысли, свои чувствования, свои желания, а главное, свои действия. Мы можем сознаться, что мысли наши вращаются только вокруг нас самих, желания наши ограничиваются только нами самими, мы неправильно мыслим, неправильно желаем, неправильно чувствуем, и вот Господь обращается ко всем верующим и говорит: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Царствие Божие очень близко к нам и в то же время бесконечно далеко от нас. О Царствии Божием мы познаем только из глубочайших смыслов Священного Писания . Даже и неверующие, которые и Бога не почитают, и те не могут не признать, что приближается бо Царствие Божие, потому что и наши общественные учреждения стремятся к нему, работают для него, они стремятся утвердить правду и милость, чтобы не было несчастных, не было обиженных, не было озлобленных. Когда к Господу обратились с вопросом, где искать Царствие Божие, Он сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть». Из нас же, конечно, никто не осмелится сказать, что Царствие Божие внутри его. Но Господь Иисус Христос открыл людям, в ком из них может быть Царствие Божие. На горе собралось множество народа, и Господь поведал ему, что Царствие Божие принадлежит чистым, жаждущим правды, кротким, всем гонимым, всем оклеветанным. Итак, Царствие Божие – удел всех труждающихся, всех праведников, всех смиренных, всех страдальцев, всех тех, душа у которых так чиста, что в ней как в зеркале отражается малейший предмет, всех тех, которые живут не как хочется, а как Бог велит. И вот когда перед Господом собралось множество народа, – вот так, как и вы теперь собрались перед этой святой кафедрой, – то Он стал призывать их к покаянию, приближися бо Царствие Божие. И для тех близко оно, кто постоянно трудится, кто не стремится к почестям, не стремится к отличиям, кто живет не для себя, а живет для других. Итак, братья мои, стремитесь, главное, к тому, чтобы Царствие Божие было внутри вас, в глубине вашей души. И кто хочет, чтобы в нем был мир, благодать, радость, а также чтобы и между ближними его господствовал мир, дружба, любовь, тот должен покаяться, то есть совсем измениться; а главное, он должен искать утешения в Господе своем Спасителе, Который всегда готов помочь кающемуся; он должен помнить, что и Сам Господь сказал: «Где грех, там и благодать», а также: «Где два или три собрани во Имя Мое, там и Я посреди их».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Полнота Божественной любви к людям неизмерима. Всем, жизнью души и тела обязанный человек должен бы платить Господу исполнением Его воли. Он хочет, чтобы человек был храмом Божиим, носил рай в душе своей – словом, имел всевозможное счастие. Чувствуете, какой Он Заимодавец, какой Он Благодетель! Какое поистине отеческое требование от должников! Одни, добродетельные, менее должны; другие – более, но должны все без исключения – от царя и вельможи до бездомного скитальца в убогой хижине, до несчастной беспокровной вдовы с сиротами. Все должны Ему, своему Небесному Учителю, Благодетелю, Искупителю, Спасителю. Царь захотел сосчитаться с рабами своими, т.е. потребовать от них уплаты долга. По учению св.учителей Церкви, это требование не минует никого из людей. Главным образом оно будет предъявлено на Страшном Суде Христовом, равно как и на частном суде, имеющем быть по смерти каждого человека, когда для человека начнется безлетняя вечность. Но оно – что поразительно – заявляется и при жизни человека здесь, на земле, в виде посылаемых ему Господом наказаний за нарушение Его святых заповедей неверием и нерадением о своем спасении. Кто из нас не видал, как в прошедшие годы Господь, повелевающий, по милосердию Своему, солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ), во дни, когда Он хотел сосчитаться с рабами Своими, заключал небо, и делал оное над главами грешников медяным, а землю под ногами их как бы железной, и посылал на них скорбь и тесноту, недород, голод, лишения и бедствия. Никакая наука, никакое искусство не может заставить сиять солнце или велеть облакам дождем оросить землю. Эти опыты прошедшего должны внедрять в нас мысль о страхе Божием, подобно неимущим должникам пред правосудным Заимодавцем. § III Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов ( Мф.18:24 ). Вот начался час расчета. Заимодавец – и пред ним сошлись его должники. Их несчетная толпа. Здесь бедные, больные, бездомные сироты, неутешные вдовы. Ожесточенные души, бедные, измученные сердца дрожат под ветром испытания. В числе должников есть всякие личности: люди, вокруг которых обвились, как змеи, долги по неосторожности; стадо униженных, которым общество ближних предоставило выбор между грязью порока или грязью и лишениями материальными. В кругу несчастных должников есть жертвы самообольщения, притворства, поддельной невинности. Они вынуждаются сорвать все маски, снять перевязки, чтобы обнаружить язвы и раскрыть глубину сердец. Взор Заимодавца убивает, совесть мучит должников...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

ПОУЧЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОЕ Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. ( Еф. 2:8–10 ) Если вы вслушались внимательно в содержание прочитанного ныне апостольского чтения, то должны понять, что апостол Павел предостерегает нас более всего от самомнения и самовосхваления. Все, что мы производим хорошего и доброго – это дар Божий. Своими собственными делами никто не может похвалиться. В них всегда основа – или самолюбие, или же слепое подражание другим, или же тупое подчинение так называемым случайным обстоятельствам жизни. Там, где нет благодати Божией, там область тьмы; где не опочил дар небесной помощи, там действия человеческие принимают совсем иной вид, получают и иной исход. Благодать Божия в своих действиях может быть сравнима с солнцем, на всех и все льющим свой благотворный теплый свет. Но если солнечный луч, когда он падает на воск, убеляет и мягчит его, то тот же луч, когда падает на глину, делает ее еще тверже, так что она совершенно засыхает. Так и душа человеческая, под влиянием Божией благодати, или усовершенствуется более и более, делается благостной, чистой, любвеобильной, нежной, или же, прилепляясь к земному, противится небесному, становится грубой, ожесточается и каменеет. Над всеми нами простерта Божия благодать, т.е. над всеми без исключения людьми. Каждая человеческая душа есть зарница, занимающая свое сияние от Духа Божия. Но в ее воле, гореть ли блеском Небесной Славы или же тлеть в дымном чаду мира, который удушлив не только для других душ, но и для нее самой. Возьмите для примера чувство веры. В одном человеке это чувство является просвещенным. Душа хочет веры, ищет, просит веры и находит ее. Под влиянием Церкви и ее спасительных Таинств, под влиянием Слова Божия, богослужений, чистого наставления, родительских молитв укрепляется эта вера. Душа любит Христа высшей любовью. Он ей Друг, Отец, Жених и ее Радость. Здесь, таким образом явилась спасительная благодать Божия. От яркого солнышка растопился воск, и горит он ярким пламенем.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ( Еф. 6:11 ) Все апостольское чтение сегодня состоит из советов, указывающих, каким должно быть всеоружие, столь необходимое для христианской добродетельной жизни. Первый совет апостол обращает к людям, сильным душевными способностями, способным носить «меч духовный» ( Еф. 6:17 ). Он налагает на сильных обязанность «сносить немощи бессильных» ( Рим. 15:1 ). Этой обязанностью выражается значение дарованных от Бога человеку свойств. Люди должны делиться с другими всем, что у них есть. Желательно, чтобы все живущие в мире имели твердую волю, крепкий здоровый ум и ясное сердце. Но это желание только тогда может осуществиться, когда люди станут ближе один к другому. В каждом человеке есть своего рода сила и своего рода слабость. Если бы все люди делились друг с другом силою, то, очевидно, не было бы среди нас и слабых. К сожалению, мир идет иными путями, живет не так, как требует христианская совесть, и не так, как советует апостол. С грустью смотрим мы на то, как по большей части люди заботятся только о себе, о своей пользе и забывают про другого. Все способности и дары, полученные нами от Бога, употребляем мы лишь для себя и другим уступаем лишь нечто и за дорогую цену. Оттого мы замечаем повсеместную нужду и везде беспорядки и неустройства. Количество бедствующих растет без счета, число добрых и благодушных сокращается. Усиливается ропот, слышатся болезненные вздохи, прорывается по временам голос отчаяния. Как назвать то положение, когда человек, имеющий силы и способности, готовый трудиться и работать, не находит вовсе или находит с трудом возможность пристроить себя к какому-либо месту? Как назвать положение, когда в обществе перестают радоваться увеличению семейств, а отцы и матери со страхом встречают рождающихся у них детей? Это и есть болезненные вздохи немощного и страх отчаяния. В Евангелии говорится, что мать, рождая дитя, не «помнит скорби от радости, потому что человек родился в мир» ( Ин. 16:21 ). В лучшие времена, по-христиански, так и должно быть, потому что нет выше на свете дара, как явление человека в мир; потому что каждая человеческая душа дороже всего мира. В тяжелые времена ни матери, ни отцы не радуются, а с некоторым недоумением глядят на нового пришельца, потому что видят, что в обществе сильные притесняют слабых, и даже самые добрые не протягивают руку помощи слабым и немощным.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

ПОУЧЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. ( Рим. 15:2 ) Таково правило величайшего из наставников. Он о себе, пред концом дней своих, писал: «будучи свободен от всех, я всем поработил себя» ( 1Кор. 9:19 ). «Я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор. 10:33 ). Это труднейшее в исполнении правило апостол возлагал на своих учеников, а св. Церковь сообщает его нам в назидание, к укреплению нашей веры. По этому правилу каждый из нас должен менее всего угождать себе, но служить всегда другим – и словом, и примером, и делом. Каждый из нас обязуется перед Господом простирать обе руки и свое любящее сердце к слабым, заботиться о пользе ближнего, содействовать его довольству, вносить в его душу свет и жизнерадостность. Чтобы ученики апостола не приняли этих слов за внушение человекоугодия, он положительно его запретил, сославшись на собственное, личное отношение к людям: «испытайте, людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал. 1:10 ). Итак, по словам апостола, человекоугодие пагубно, а благоугождение спасительно. Первое преступно, а второе законно. Человекоугодник – лживый и вредный член общества, а служащий человечеству и готовый служить ему – украшение, сила общества. Человекоугодие растлевает, а благоугождение спасает. Итак, угождать ближним велит апостол не с унижением собственного человеческого достоинства, но с разумением и предусмотрительностью: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию». Что же называется человекоугодием? Это есть угождение страстям людей, во вред делу Божию, или угождение людям без внимания к воле Господней и к душевному их спасению. He случалось ли нам видеть и даже знать людей, потворствующих честолюбию некоторых, превозносящих их в глаза, бесстыдно преклоняющихся перед ними? Этого ап. Павел никогда не делал. Не делал до сего дня и ни один из угодников Божиих, начиная с пророка Божия Илии, обличавшего Ахава и распутницу Иезавель, и Иоанна Крестителя, обличавшего Ирода с Соломией и Иродиадой. Ни один христианин не должен быть человекоугодником.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

ПОУЧЕНИЕ СЕМНАДЦАТОЕ Вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них. И вы будете Моими сынами и дщерями,– говорит Господь Вседержитель ( 2Кор. 6:16–18 ) Эти слова произнес Боговидец Моисей ( Лев. 26:12 ). Пророки Божии Иеремия и Осия повторили их ( Иер. 3:19 ; Ос. 1:10 ). Апостол Павел благовествовал их перед начинающим собираться в Единую Святую Апостольскую Церковь обществом христиан. А св. Церковь ныне возвестила эти Божии слова в назидание всех и каждого. Быть храмом Божиим, жилищем Пресвятаго Духа Божия – величайшая честь для каждого из нас. Кто мы? Бренные, из персти земной сложенные существа. И такой херувимской чести, такого ангельского блаженства удостоены мы все, без различия, но по благодати, туне, как уверяет св. апостол. Когда удостоены? В Таинстве св. Крещения, когда приняли печать Духа Святаго, в Таинстве св. Миропомазания. Верный в своих Божественных обетованиях, Господь обещал нас возродить от воды и Духа – и возродил; обещал ниспослать Духа Святаго – и ниспослал. Итак, вы все – «храм Бога живаго». Что же доставляет нам обитание в нас Духа Божия? Все, что нужно для снискания святости и любви Божией. Дух Святый приносит и дарует нам прощение грехов. Если бы не имели этого блага, то мы были бы не сынами и дщерями Божиими, но чадами гнева и погибели. Дух Святый оживотворяет все наше существо, а в Таинстве Св. Причащения дарует залог Воскресения самого тела нашего, так что придет день, когда это " тленное тело облечется в нетление и мертвенное сие облечется в бессмертное» ( 1Кор. 15:54 ). Разумные нерукотворные храмы Божии несокрушимы, бессмертны. Да и кто из нас, верующих, не ощущал действия и плодов пребывающего в нас Духа Святаго? Откуда происходит свет истинной веры, озаряющей наш ум, восторгающей мысленный наш взор? Это действие Святаго Духа. Когда в душе нашей являются святые мысли и намерения, возникают желания к доброму, когда во время молитвы ощущаем неизреченную сладость, когда дух восхищается, трепещет, полный благоговения и надежды, – что изображаем мы из себя? – храмы Божии, – отвечает св. апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Почему же Евангелие так часто возвещает нам о человеколюбии Господа? Да потому, что мы должны подражать Ему, должны быть человеколюбивыми. Заглянем теперь в свое сердце и спросим себя, любим ли мы людей или нет. Едва ли кто из нас может ответить, что он любит людей. Тот человек, который искренне любит своих ближних, может считаться последователем Христовым, а кто не любит их, тот и не христианин. Человеколюбие может проявляться и в господине и в рабе, и на троне и в тюрьме, и в чертоге и в хижине. Сам Спаситель нам сказал: «Посему будут знать, что вы Мои ученики, если будете хранить любовь между собой», а в другом месте Священного Писания мы читаем: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга, яко и Аз возлюбих вы». Если кто из нас, исследовав свою душу, найдет, что он любит других хотя вполовину так, как любит Господь, или даже менее того, то и тот может сказать, что он человеколюбив, только бы не быть нам человеконенавистниками. Но как же мы должны любить людей и в чем состоит эта любовь? Чтобы ответить на это, обратимся опять к книгам Нового Завета. Когда я хотел исследовать это чувство в себе, то я раскрыл творения апостолов, и вот в послании апостола Иакова я нашел: любить ближних своих можно только чистым сердцем; а в послании апостола Павла к Колоссянам говорится, что людей нужно любить материнской любовью. Василий Великий и Иероним Блаженный так объясняют это, что людей нужно любить со всею горячностью, со всем самоотвержением. Это не значит любить человека, если будешь заботиться только о его физических нуждах, но нужно главнее заботиться о его душевных потребностях. Если к тебе обращается человек, то не смотри на него только как на человека, нуждающегося в твоей помощи, но как на человека, посланного тебе свыше; знай, что если он идет к тебе, то, значит, что-нибудь влечет его к тебе и ты должен сам привлечь его своею любовью; если человек на краю пропасти от грехов, ты должен спасти его, если он увязает в пучину падения и порока, ты должен вытащить его оттуда, должен поднять его до уровня Марии Магдалины.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010